«Гнейзенау»: завершение карьеры

 

1 июля 1942 года большую часть эки­пажа перевели на другие корабли, оста­вив лишь небольшое подразделение для несения повседневной службы и обслу­живания зенитных орудий. Оставались на борту и артиллеристы, которые долж­ны были осваивать новые 380-мм ору­дия. Но 2 февраля 1943 года, когда, со­гласно директиве нового командующего Кригсмарине адмирала Карла Дёница, линейные корабли и крейсера следова­ло разукомплектовать, последние члены экипажа покинули «Гнейзенау». Сам корабль вскоре разоружили со снятием части оборудования. Оставшиеся годы войны он простоял в Гдыне как никому не нужный блокшив. При наступлении на город частей Советской Армии «Гнейзе­нау» 28 марта 1945 года затопили в ка­честве брандера, чтобы загородить фар­ватер. После войны польское правитель­ство приказало поднять, корабль, после чего останки пустить на слом. Работы закончились только 12 сентября 1951 года.

Часто приходится слышать неверное утверждение, что «Шарнхорст» и «Гней­зенау» с самого начала проектировали под 380-мм орудия. Действительно, диа­метры барбетов и роликовых погонов трехорудийных 283-мм башен почти со­ответствовали двухорудийным 380-мм башням. Впервые возможность такой замены немцы рассматривали в 1935 году, установив, что она вполне осуще­ствима. Если бы работы на «Гнейзенау» закончили, он с вооружением из шести 380-мм орудий напоминал бы британ­ский «Рипалс».

Еще одним подтверждением целесо­образности замены главного калибра могут служить результаты предвоенных обстрелов превращенного в корабль-цель старого броненосца «Ганновер» 283-мм и 380-мм снарядами, направляв­шимися в машинные и котельные отде­ления. Когда в машинном отделении взорвался 283-мм снаряд, в нем пере­било все паропроводы, то есть в бою его пришлось бы покинуть. Но повреждения машин не были фатальными и их испра­вили при возвращении корабля-цели на верфь. При взрыве же 380-мм снаряда главную машину уничтожило оконча­тельно, так что ее пришлось полностью заменить на новую. Эти результаты, а также серьезное повреждение «Гнейзе­нау» при налете на Киль в феврале 1942 года и объясняют, почему немцы реши­лись на его перевооружение.

Модернизация увеличивала водоиз­мещение корабля примерно на 1200 т, но удлинение корпуса позволило бы со­хранить осадку и высоту надводного бор­та и не допустить дифферента на нос за счет смещения центра плавучести отно­сительно центра тяжести.