«Шарнхорст» в норвежских водах
«Шарнхорсту» в Киле повезло больше, хотя 12 марта 1942 года и он во время очередного налета получил небольшие повреждения, на борту имелись убитые и раненые. 1 апреля произведенного в чин контр-адмирала Хоффманна на посту командира корабля сменил капитан цур зее Фридрих Хюффмайер. Корабль следовало на 10 недель поставить в док и затем еще 3 недели заканчивать ремонт на плаву. Но из-за угрозы с воздуха плавучий док, где чинился «Шарнхорст», отбуксировали из Кильской бухты и держали там, пока ПВО базы не усилили дополнительными зенитками и истребителями. Это задержало ремонтные работы, и корабль вывели из дока только 16 июня, а предъявили к испытаниям в июле. После их завершения «Шарнхорст» провел еще несколько дней в Киле, меняя трубки в восьми котлах. Обнаружились и неполадки в турбинах, в частности, левой низкого давления.
16 августа «Шарнхорст» под эскортом вышел в Готенхафен для учений и тренировок. Спустя месяц во время учений с подводными лодками он столкнулся с U-523. Хотя повреждения не были серьезными, корабль пришлось на несколько дней поставить в док. В конце октября в Готенхафене на нем заменили руль. В новой конструкции учли опыт повреждений от торпед «Лютцова» и «Принца Ойгена». Проблемы с котлами и турбинами помешали кораблю перейти в Норвегию в течение 1942 года. В декабре «Шарнхорст» имел в действии всего два вала и не мог дать больше 25 узлов. Поэтому ему предписали капитальный ремонт механизмов. Уже в январе 1943 года энергетическую установку ввели в действие, испытания признали удовлетворительными, а сам корабль — готовым к переводу в Норвегию. Несмотря на то, что его по известному приказу Гитлера 1 июля 1943 года должны были разукомплектовать, после больших учений, которыми командовал адмирал Шнивиндт, 7 января «Шарнхорст», «Принц Ойген» и пять эсминцев вышли в Норвегию (операция «Фронттеатер»). Но после обнаружения активности на аэродромах всего побережья Англии и Шотландии 11 января соединение вернули.
К этому времени англичанам с помощью дешифровальной машинки «Ультра» удалось «расколоть» германские коды и они перехватили сообщение о посылке «Шарнхорста» в Норвегию. Адмиралтейство приказало Береговому командованию принять меры по атаке немецких кораблей.
23 января «Шарнхорст» снова вернули с перехода (операция «Домино») по той же причине, а во время подготовки к третьему выходу 10 февраля он сел на мель, пытаясь избежать столкновения с подводной лодкой. Пробоину в носу латали в сухом доке 24 — 26 февраля. В это время руководство обсуждало дальнейшую судьбу «Шарнхорста» в свете решения фюрера вывести из строя все крупные корабли. Адмиралы Дёниц и Шнивиндт считали, что его все-таки следует послать в Норвегию, где он с «Тирпицем» составит мощную эскадру, что окажет воздействие не только на противника, но и поднимет дух личного состава Кригсмарине. Вернуться же «Шарнхорст» мог бы вместе с «Тирпицем» (того фюрер наметил вывести из строя осенью) в сентябре или октябре, что позволит сэкономить топливо и число задействованных эскортных кораблей. Эту точку зрения удалось отстоять, но пришлось «пожертвовать» крейсером «Принц Ойген», которого раньше намеченного времени перевели в учебную эскадру на Балтике.
«Шарнхорст» в сопровождении четырех эсминцев 8 марта вышел из Готенхафена в Норвегию (операция «Падерборн»). Находясь в Норвежском море у Бергена, корабли 11 марта встретили жестокий шторм, заставивший эсминцы искать убежище в фиордах. «Шарнхорст» продолжил свой путь в одиночестве, сначала на скорости 17 узлов, а после того, как шторм немного стих, на 28 узлах. Орудийные установки левого борта получили небольшие повреждения. Зато плохая погода защитила корабль от британских самолетов. В 16 часов 14 марта линейный крейсер бросил якорь в бухте Боген у Нарвика, а 22 марта он вместе с «Тирпицем» и «Лютцовом» перешел в Альтен-фиорд, где прошел ремонт штормовых повреждений. В начале апреля «Шарнхорст» и «Тирпиц» проводили различные учения в Ледовитом океане и вместе с девятью эсминцами совершили поход к о.Медвежий. 8 апреля на корабле произошел случайный взрыв в кормовом отделении вспомогательных механизмов над броневой палубой, в результате которого убило и ранило 34 человека. По тревоге затопили погреба башни «Цезарь». Последствия взрыва с помощью ремонтного судна устранили за 14 суток, но причину его так и не установили.
Почти шесть месяцев «Шарнхорст» практически бездействовал, если не считать коротких выходов на учения. Активность гитлеровского флота серьезно ограничивал недостаток топлива. Тем не менее, присутствие столь мощной германской эскадры в Норвегии не позволяло англичанам возобновить проводку конвоев в СССР, пока не начнется полярная ночь. К тому же, немцам удавалось скрывать от противника, что большинство их ударных авиаэскадрилий уже переброшены на Восточный фронт. В июне 1943 года англичане и норвежцы - захватили германскую метеостанцию на О.Шпицберген и в течение лета немцы готовили ответную акцию (операция «Айсберг») с привлечением «Тирпица» и «Шарнхорста». Хотя такие силы казались чрезмерными, это была редкая возможность отработать взаимодействие двух крупнейших кораблей Кригсмарине и поднять моральный дух личного состава в условиях длительного бездействия. 8 сентября «Тирпиц», «Шарнхорст» и 10 эсминцев обстреляли береговые сооружения на Шпицбергене в Свеагрува, одним из залпов подавив батарею из двух 76-мм орудий. Линкоры вели огонь по зданиям, угольным шахтам, топливным танкам, местам строящихся батарей и причальным сооружениям. На берег высадилось 1000 человек германского десанта, но норвежский гарнизон острова успел уйти в горы. В 11.00 «Шарнхорст» закончил свою миссию. Стрельба его в этой операции была такой отвратительной, что капитан цур зее Хюффмайер немедленно по возвращении в базу вывел свой корабль в море на артиллерийские учения.
Пока «Шарнхорст» учился стрелять, англичане провели операцию по атаке базы карликовыми подлодками типа «ХЕ». 22 сентября «миджеты» атаковали стоящий в Каа-фиорде «Тирпиц», повредив ему машины и надолго выведя из строя (по оценкам немецкого штаба — до апреля). Две лодки должны были атаковать и «Шарнхорст», но тот оказался не на своей штатной якорной стоянке, а на швартовах у о.Аарой в ожидании выхода на очередные зенитные стрельбы. После повреждения «Тирпица» и ухода «Лютцова» 23 сентября на плановый ремонт активное ядро германского флота в Арктике сократилось до «Шарнхорста», шести эсминцев 4-й флотилии и 24 подлодок.