Последний бой «Шарнхорста»

 

Во второй половине 1943 года поло­жение германской армии в России ста­ло критическим. Поскольку угроза со сто­роны германской эскадры значительно уменьшилась, британское Адмиралтей­ство, уступая настойчивым требованиям своих русских союзников, согласилось возобновить проводку конвоев в Мур­манск и Архангельск. Помня печальный опыт 1942 года, англичане отказались от больших конвоев в 40 судов, а стали делить их надвое. Новый цикл начался 1 ноября отправкой из Архангельска 13 пустых судов (RA-54A), и за полтора ме­сяца удалось без потерь провести три восточных конвоя (JW-54A, JW-54B, JW-55A) и два западных (RA-54A и RA-54B). Конвои сопровождались походным эс­кортом из эсминцев, фрегатов и корве­тов, к которому на конечных участках пути присоединялся местный эскорт. На самом опасном участке — к югу от о.Медвежий — их сопровождало ближ­нее прикрытие из крейсеров, а дальнее прикрытие, включавшее линкор, патру­лировало от 10 миль к осту до 200 миль к норд-весту от острова, прикрывая сра­зу оба конвоя, которые встречались как раз в этом районе.

Конвой JW-55A немцы обнаружили, но не атаковали, и все 19 судов благополуч­но достигли Кольского залива и Архан­гельска. Однако 19 — 20 декабря на со­вещании у Гитлера главнокомандующий флотом адмирал Дёниц сообщил, что «Шарнхорст» и 4-я флотилия атакуют следующий конвой. После двухдневной дискуссии Гитлер разрешил эту опера­цию, дав надводным кораблям послед­ний шанс проявить себя. Временный командующий ударным соединением контр-адмирал Эрих Бей (вообще-то он командовал эсминцами и в этой опера­ции заменял отсутствующего адмирала Кюмметца) 22 декабря получил приказ гросс-адмирала Карла Дёница перейти на трехчасовую готовность. Для коман­дира «Шарнхорста» капитана цур зее Фрица Хинтце это был первый выход в море в новой должности.

Конвой JW-55B из девятнадцати транспортов и танкеров вышел из Лох-Ю 20 декабря под охраной 10 эсминцев, 4 корветов и 3 тральщиков. Навстречу ему вышел конвой RA-55A, который эс­кортировали 10 эсминцев, 3 корвета и тральщик. В Баренцевом море оба кон­воя прикрывались Соединением 1 в со­ставе крейсеров 10-й эскадры вице-ад­мирала Р.Бернета: флагманский «Белфаст», «Шеффилд» и тяжелый «Нор­фолк». Соединение 2 в составе линкора «Дюк оф Йорк» (флаг командующего Флотом метрополии адмирала Брюса Фрэйзера), крейсера «Ямайка» и 4 эс­минцев должно было прикрывать JW-55B от 27° до 38° в.д., а затем вер­нуться в Скапа-Флоу, прикрывая RA-55A. 22 декабря в 400 милях к западу от нор­вежского порта Тромсё конвой JW-55B об­наружила немецкая авиация. Команду­ющий группой «Север» адмирал Шнивиндт сначала решил, что готовится вы­садка в Норвегию, но вскоре паника улег­лась. Спустя двое суток конвой снова обнаружили к северу от Норвегии и оп­ределили, что он направляется в СССР. В Рождество 25 декабря около 9.00 гер­манская подлодка U-601 донесла точные координаты конвоя и адмирал Дёниц приказал выйти на перехват. Его приказ адмиралу Бею содержал следующее:

«Операция может быть прервана по Вашему усмотрению. В принципе, Вы должны прервать бой в случае появле­ния превосходящих сил противника. Так­тическую ситуацию следует использо­вать с мастерством и дерзостью. Бой не должен закончиться патом. Следует ис­пользовать любую возможность для ата­ки. Превосходство «Шарнхорста» в ору­дийной мощи дает лучший шанс на ус­пех, и он должен быть использован. Эс­минцы следует использовать позднее. Соответственно проинформируйте эки­пажи. Я полностью уверен в Вашем на­ступательном духе».

Приказ был противоречив, так как убеждал Бея атаковать в любом случае, но и требовал прервать бой при появле­нии сильнейшего противника. Адмирал Бей планировал атаковать конвой око­ло 10 часов 26 декабря, если погода и видимость будут благоприятными, а ин­формация о силах противника верной. Имея всего шесть часов сумерок и толь­ко 45 минут светлого времени, бой следовало провести очень быстро.

Германское соединение («Шарнхорст», эсминцы Z-29, Z-30, Z-33, Z-34, Z-38) вышло в море около 19 часов, а в 23.00 норвежский берег скрылся за го­ризонтом. Адмирал Бей поддерживал постоянный контакт со штабом военно-морской группы «Север» и в 3.19 коман­дование флотом передало ему решение германского Адмиралтейства о возвра­щении эсминцев в случае ухудшения погоды и о действии «Шарнхорста» в одиночку. Англичане смогли перехватить и расшифровать это сообщение, и, когда Бей читал новый приказ, британские ад­миралы Бернет и Фрэйзер уже держали в руках его английский перевод. В 7.03 26 декабря немецкое соединение, нахо­дясь в 40 милях к юго-западу от о. Мед­вежий, повернуло к точке, где в утрен­них сумерках — около 10 часов — по расчетам, должна была состояться встреча с конвоем. Эсминцы вели поиск в 10 милях к юго-западу от «Шарнхор­ста», экипажи с 03.00 находились в со­стоянии полной боевой готовности. В штормовом море эсминцам приходи­лось тяжело и их скорость пришлось уменьшить до 10 узлов.

На вышедшем 23 декабря из Ислан­дии соединении дальнего прикрытия, находившемся в 270 милях к западу от м. Норд-Кап, адмирал Фрэйзер получил перехват «Ультры», что «Шарнхорст» устремился к конвою. Британская раз­ведка смогла расшифровать приказ — «Остфронт (17.00). «Шарнхорсту» вый­ти в море 25-го в 17 часов» — и адмира­лу Фрезеру предложили приготовиться к действиям, чтобы отрезать немецкому линкору путь назад в Норвегию. К 9.25 корабли Фрезера находились в 125 ми­лях к юго-западу от «Шарнхорста», а адмиралу Бернету сообщили о планах Фрезера и о содержании расшифровки «Ультры». Адмирал Фрезер приказал 36-му дивизиону эсминцев из состава эс­корта конвоя RA-55A, который благора­зумно направили на север от предполагае­мого района боя, идти на соединение с конвоем JW-55B ( главной цели «Шарн­хорста»). Вице-адмирал Бернет располо­жил свое соединение между конвоем и возможным направлением появления «Шарнхорста». Командующий советским Северным флотом адмирал А.Головко приказал подводным лодкам Л-20, К-21 и С-102 выйти в район мыса Нордкап и перехватить немецкий рейдер. Одновременно в базе эсминцы прогревали тур­бины, самолеты на аэродромах вооружа­лись торпедами и бомбами.

Когда радар «Белфаста» в 8.40 26 декабря обнаружил «Шарнхорст» с дис­танции 33 000 м по пеленгу 295°, на ко­раблях ближнего прикрытия сыграли бое­вую тревогу. Немецкий рейдер в этот момент находился примерно в 32 милях от конвоя, и три британских крейсера начали сближение с противником. «Шарн­хорст» пока не подозревал о присутствии британских кораблей, поскольку для большей скрытности не включал свой радар. В 9.21 сигнальщики крейсера «Шеффилд» с дистанции 11 000 м по пеленгу 222° заметили германский ко­рабль, а спустя три минуты «Белфаст» с дистанции 8600 м открыл огонь осве­тительными снарядами. В 9.25 первый же залп с крейсера «Норфолк» лег все­го в 500 метрах от борта «Шарнхорста», который ответил залпом из башни «Це­зарь», а затем на 30-узловой скорости стал отходить. «Белфаст» и «Шеффилд» использовали беспламенный порох, а «Норфолк» — более старый, дававший сильные демаскирующие вспышки. Анг­личане использовали артиллерийские радары и в этом превосходили против­ника, имевшего преимущество в скорости и орудийной мощи. В течение 20-минут­ной перестрелки в «Шарнхорст» попало три 203-мм снаряда. Первый ударил в верхнюю палубу с левого борта между палубной 150-мм установкой и торпед­ным аппаратом и, не взорвавшись, про­шел в кубрик водонепроницаемого отсе­ка IX. Начавшийся там небольшой пожар быстро потушили. Другой снаряд спустя несколько минут попал в носовые даль­номеры и засыпал осколками прислугу зенитной артиллерии. Уничтожило ан­тенну носового радара, а осколки про­никли в каюту приемной радарной станции, убив там весь персонал. Ко­рабль «ослеп» с носовых углов, пример­но 69—80°, так как кормовой радар, рас­положенный ниже носового, имел огра­ниченный угол действия вперед. Третий снаряд попал в полубак и взорвался в кубрике.

Пытаясь выйти из боя, «Шарнхорст» несколько раз менял курс. В 9.55 адми­рал Бей радировал о бое с британскими крейсерами, но спустя несколько минут он смог оторваться от противника, кото­рый в штормовом море не мог давать больше 24 узлов. Имея преимущество в 4 — 6 узлов, «Шарнхорст» быстро уве­личивал дистанцию от преследователей. В 10.30 36-й дивизион присоединился к крейсерам Бернета, образовав кильва­терную колонну слева и спереди от «Бел­фаста».

Оторвавшись от крейсеров, «Шарн­хорст» снова начал поиски конвоя и к 12 часам вышел к северо-востоку от него. Спустя пять минут «Белфаст» восстано­вил радиолокационный контакт с немца­ми, но только в 12.21 британские крей­сера смогли сократить дистанцию. В этот момент «Шарнхорст» обнаружил их сво­им кормовым радаром, а затем и визу­ально. Англичане выпустили осветитель­ные снаряды, но линейный крейсер бы­стро открыл огонь из носовых башен и снова изменил курс на северо-запад, введя в бой кормовую башню. Этот от­ворот помешал британским эсминцам выйти в торпедную атаку. Три залпа на­крыли концевой корабль 36-го дивизио­на «Вираго», который только что проско­чил под носом у крейсеров.

В 12.23 «Норфолк» получил попада­ние в район кормовой трубы. Спустя не­сколько секунд второй 283-мм снаряд ударил в барбет его башни «X», выведя ее из действия. Для предотвращения взрыва погреба башни пришлось зато­пить. Первое попадание оказалось серь­езнее. Снаряд пробил надстройку с правого борта и взорвался у самой об­шивки левого борта, разорвав ее на большой площади. Осколки полностью вывели из строя радарную установку, после чего крейсер не мог поддерживать точный огонь. На нем оказалось 7 уби­тых (1 офицер) и 5 раненых. Башня «В» дала еще 4 залпа, используя старые дан­ные, а потом «Норфолк» временно пре­кратил огонь. Через несколько минут уже «Шеффилд» был засыпан градом круп­ных осколков. Ошибочный приказ его ар­тиллерийского офицера резко снизил ин­тенсивность огня — вместо стрельбы всем бортом крейсер перешел на побашенную. В 12.41, когда ситуация стала складываться плохо для англичан — все-таки «Шарнхорст» был гораздо силь­нее трех крейсеров, адмирал Бей изме­нил курс и увеличил скорость. Он не хо­тел продолжать неприятный бой с крей­серами, его целью был конвой. После окончания этой фазы боя с юго-запада подошли корабли адмирала Фрезера, а крейсера Бернета продолжали держать­ся за пределами огня «Шарнхорста», поддерживая радиолокационный контакт и сообщая координаты противника на свой линкор.

С немецких эсминцев видели освети­тельные снаряды, которые английские крейсера выпускали в утреннем бою, но они находились далеко от «Шарнхор­ста». Адмирал Бей приказал им идти на северо-восток на соединение с флагма­ном, но в 11.58 снова послал их на запад для поиска конвоя. После этого уже никакого тактического взаимодействия между «Шарнхорстом» и немецкими эс­минцами не было. Около 13 часов эсмин­цы, сами того не зная, прошли всего в 15 000 м к югу от конвоя. Наконец, в 13.43 адмирал Бей приказал им прекратить по­иск и возвращаться на базу. На следую­щий день около 10.00 они вернулись в Каа-фиорд. Их отсутствие в финальной фазе боя у м.Нордкап оказалось фа­тальным для «Шарнхорста». Ведь при выходе из строя его носового радара эс­минцы могли бы своевременно обнару­жить противника, помогать флагману от­ражать торпедные атаки, да и сами пред­ставляли бы серьезную опасность для английских кораблей, имея 150-мм ору­дия и по 8 торпедных аппаратов.

Старший из уцелевших членов экипа­жа «Шарнхорста» унтер-офицер Вилли Годде, находившийся по боевому распи­санию на мостике, так описывал бой с крейсерами: «Вскоре после 12.30 я и некоторые другие заметили впереди тени трех кораблей, о чем незамедли­тельно донесли командиру. Тревогу уже объявили, поскольку чуть ранее против­ника обнаружил радар. Однако, до того, как наши орудия открыли огонь, над «Шарнхорстом» разорвались освети­тельные снаряды. Залп противника лег очень близко. Но и наш первый залп из 28-см орудий взял противника в вилку. Я видел, что после трех или четырех зал­пов на одном из крейсеров в районе кор­мовой трубы начался сильный пожар, другой крейсер сильно запылал в носу и корме и окутался густым дымом. После следующих залпов я видел попадания в носовую часть третьего крейсера. В один из моментов в небо взметнулся огромный язык пламени, который затем исчез. Наблюдая вокруг крейсера густой дым, я предположил, что он сильно горел. Огонь противника стал ослабевать, а когда мы изменили курс, вражеские крей­сера отвернули прочь и скрылись за дож­девыми и снежными шквалами. Во вре­мя этого боя противник находился впе­реди с обоих бортов. По этим крейсерам стреляли наши башни «Антон» и «Бру­но», к которым изредка присоединялись две носовые 150-мм башни. Я не слы­шал ни по телефону, ни как-то по-друго­му о каких-либо попаданиях в нас в этой фазе боя. Хотя противник был едва ви­ден во время первого контакта, на этот раз, в дневных сумерках, мы легко смог­ли определить, что это были крейсера. Дистанция также была меньше, чем в ут­реннем бою».

Около 13.15 адмирал Бей решил воз­вращаться в базу, не ожидая больше ка­ких-либо стычек. Экипаж корабля, не корм­ленный с самого утра, приступил к обеду, но боевая готовность сохранялась. Кормовой радар выключили, чтобы не обнаруживать себя его работой. В 15.25 Бей радировал в штаб группы «Север» предполагаемое время своего возвраще­ния. Он не знал, что идет как раз на пе­ресечку курса «Дюк оф Йорка», «Ямай­ки» и четырех эсминцев, наводившихся на него крейсерами по радио. С уничто­женным носовым радаром и выключен­ным кормовым, к тому же не способным производить поиск прямо по курсу, «Шарнхорст» шел прямо в ловушку, из кото­рой не было выхода. В 75 кбт сзади (при видимости в 70), как стая гончих, стро­ем фронта, сомкнутым, чтобы не заби­вать лишними отметками экраны своих радаров, шли крейсера Бернета и 36-й дивизион. Этот своеобразный «гон» про­должался более трех часов. Был момент в начале пятого часа пополудни, когда ситуация могла измениться. «Норфолк» снизил скорость, чтобы потушить пожар, а спустя 7 минут до 8 узлов сбросил ско­рость «Шеффилд», на котором сломал­ся кронштейн левого внутреннего греб­ного вала. Но уже в 16.17 поисковый радар британского линкора обнаружил про­тивника на дистанции 225 кбт. Смертный приговор «Шарнхорсту» был подписан. Фрезер приказал продолжать слежение до тех пор, пока корабли не сблизятся на дистанцию действенного огня.

В 16.32 артиллерийский радар типа 284 на «Дюк оф Йорк» нащупал цель в 147 кбт (27 200 м) и спустя 11 минут Фрэйзер приказал «Белфасту», един­ственному крейсеру Бернета, который мог вступить в бой, открыть огонь осве­тительными снарядами, а своим эсмин­цам — быть готовыми к торпедной атаке по сигналу адмирала. «Дюк оф Йорк» и «Ямайка» легли на курс 80, чтобы ис­пользовать и кормовые башни. Немец­кий корабль был зажат между Соедине­ниями 1 и 2.

Когда в 16.47 в небе разорвались сна­ряды первого залпа, англичане с удив­лением обнаружили, что на «Шарнхорсте» башни главного калибра разверну­ты в походное положение. Спустя мину­ту «Дюк оф Йорк» открыл стрельбу осветительными 133-мм снарядами, а еще через две начал стрельбу залпами с ди­станции 11 000 м. В 16.52 к нему с дис­танции 12 000 м присоединился крейсер «Ямайка», добившись накрытия третьим залпом (одно попадание). Хотя «Шарнхорст» и оказался застигнутым врасплох, после разрыва осветительных снарядов он быстро открыл ответный огонь и, не мешкая ни минуты, повернул на север. Дуэль между ним и линкором «Дюк оф Йорк» была неравной — немецкие 283-мм снаряды не могли пробить толстую броню, защищавшую жизненно важные части английского линкора. В 16.55 356-мм снаряд первого же залпа попал в пра­вый борт «Шарнхорста» напротив баш­ни «Антон». Башню заклинило с подня­тыми орудиями, приводы горизонталь­ной и вертикальной наводки вышли из строя. В погребах от раскаленных оскол­ков начался пожар, причем осколки про­били и пламянепроницаемую дверь в погреба башни «Бруно». Погреба обеих башен пришлось затопить, но под баш­ней «Бруно» их осушили так быстро, что это почти не сказалось на скорости ее стрельбы. Прислуга на подаче работала по пояс в ледяной воде, пытаясь спасти хотя бы часть боезапаса. Несмотря на повреждения, корабль под­держивал высокую ско­рость. Второй снаряд по­вредил вентиляционный ка­нал башни «Бруно», из-за чего ее боевое отделение после каждого открытия орудийного замка заполня­лось газами и дымом. Еще один снаряд ударил рядом с башней «Цезарь» и про­бил в батарейной палубе отверстие диаметром 0,5 м. Отверстие быстро задела­ли, но отсеки, где разорвал­ся снаряд, затопили водой и не осушили. Осколками изрешетило два самолета, разбило несколько зенит­ных орудий, уничтожив большую часть их прислу­ги. После этого капитан цур зее Хинтце приказал уце­левшим укрыться.

Эти попадания пока не представляли опасности для «Шарнхорста». Глав­ное — он сохранял преиму­щество в скорости и начал отрываться от противника. За ним смог последовать только эсминец «Сэведж», который немцы никак не могли сбросить «с хвоста», хотя снаряды падали от него всего в 20 метрах. Эсминец подошел настолько близко, что был вынужден от­вернуть, так и не получив приказ о тор­педной атаке. Попав под обстрел «Бел­фаста» и «Норфолка», «Шарнхорст» по­вернул на восток и 30-узловым ходом быстро увеличил дистанцию. Фрезер приказал эсминцам провести атаку, но те никак не могли сблизиться с целью. «Сэ­ведж» и «Сомарец» держались слева сзади, а «Сторд» и «Скорпион»—спра­ва сзади от преследуемого противника. В 17.42 из-за увеличившейся дистанции прекратила огонь «Ямайка» и только флагман Фрэйзера продолжал методич­но выпускать залпы по удаляющемуся «Шарнхорсту».

К счастью для англичан, стрельба «Дюк оф Йорк» была точной. Одна за другой выходили на немецком корабле орудийные башни, осколки тяжелых сна­рядов проникали даже в погреба, выби­вая работавшую на подаче прислугу. А около 18.00 в правый борт попал снаряд, пробивший тонкий пояс верхней цитаде­ли (45 мм) и батарейную палубу, срико­шетировавший вдоль 80-мм нижней бронепалубы, пробивший такой же толщи­ны гласис над котельным отделением № 1, взорвавшись в последнем. На кораб­ле сначала показалось, что это торпед­ное попадание — настолько сильными были удар и взрыв. Разорвало множе­ство паропроводов четырех находящих­ся в этом отделении котлов. Осколки сна­ряда пробили двойное дно, из-за чего от­деление затопило до уровня настила пола. Скорость корабля упала до 8 уз­лов. Аварийные меры были приняты быстро и эффективно, но при задраивании водонепроницаемых дверей и люков

в котельном отделении оказались запер­тыми 25 человек. Давление пара увели­чили, и старший механик фрегаттен-капитан Отто Кёниг доложил на мостик: «Могу дать ход 22 узла», на что коман­дир корабля Хинтце ответил: «Браво, держите его!» «Шарнхорст» вел огонь с дистанции 15 000 — 20 000 м и несколь­кими залпами накрыл «Дюк оф Йорк», борт которого засыпало осколками, а прямым попаданием в фок-мачту снес­ло за борт одну из ее опор и временно вывело из строя артиллерийский радар типа 284. Взобравшемуся на мачту лей­тенанту Бейтсу удалось починить пере­битый кабель между антенной и экраном радара, и огонь удалось продолжить с прежней эффективностью. Остальные повреждения на английском линкоре оказались от собственного огня: снесен­ные вентиляционные грибки, попорчен­ная палуба, разбитые шлюпки.

Артиллерийская дуэль длилась уже почти 90 минут, и «Шарнхорст» получил значительные повреждения. Его над­стройки были во многих местах пробиты осколками, а кое-где разрушены прямы­ми попаданиями 152-мм, 203-мм и 356-мм снарядов. Начались пожары, иногда сопровождавшиеся взрывами. В этих ус­ловиях экипаж продолжал квалифициро­ванно и спокойно делать свое дело. По­жар в ангаре, уничтоживший два гидро­самолета, погасили через 10 минут, но попытка запустить оставшийся самолет с катапульты не удалась, так как уничто­жило запасы сжатого воздуха. Разруши­ло или вывело из строя почти все артил­лерийские установки и торпедный аппа­рат левого борта. Уцелевшей прислуге приказали укрыться и бороться с пожа­рами. В 17.30 356-мм снаряды попали в обе носовые 150-мм башни: правую пол­ностью разрушило, причем погибли все люди в башне и на подаче, а левую за­клинило. Но и она спустя 10 минут пол­ностью вышла из строя.

Торпедный офицер под ураганным огнем храбро бросился к торпедному ап­парату левого борта еще до того, как последний вывело из строя. Он смог раз­вернуть аппарат и выпустил две торпе­ды, а третью заклинило в трубе. По сви­детельству очевидцев, этот офицер был убит осколками взорвавшего рядом сна­ряда или снарядом, попавшим в закли­ненную торпеду, которая сдетонировала в аппарате. Попавшим в полубак снаря­дом разорвало цепь правого якоря, ко­торый с остатками цепи упал в море. Вскоре то же случилось с носовым яко­рем.

Контр-адмирал Бей теперь точно знал, что его загнали в угол и в 18.24 приказал отправить последнюю радио­грамму Гитлеру: «Мы будем сражаться до последнего снаряда».

В 18.42 «Дюк оф Йорк» прекратил огонь, выпустив 52 залпа, из которых 31 лег накрытием и дал, по меньшей мере, 13 прямых попаданий. Этими снаряда­ми и снарядами с крейсеров убило и ра­нило на борту «Шарнхорста» большое количество людей, вывело из строя поч­ти все 150-мм орудия. Однако «Шарн­хорст» все еще держал высокую ско­рость, и адмирал Фрезер, опасаясь, что противнику удастся ускользнуть, отдал приказ эсминцам на торпедную атаку.

Благодаря падению скорости «Шарн­хорста», эсминцам типа «S» из Соеди­нения 2 удалось приблизиться к нему на 60 кабельтовых. Германский корабль уже не имел средств отражения таких атак, что позволило эсминцам подойти на ди­станцию торпедного залпа почти без про­тиводействия. Около 18.50 «Сторд» и «Скорпион» на правой циркуляции, на­ходясь на обоих крамболах своей жерт­вы, выпустили по 8 торпед с дистанции 1650 и 1900 м. «Шарнхорст» резко по­вернул вправо, но три торпеды все же достигли цели. Этим поворотом он под­ставил борт эсминцам «Сэведж» и «Сомарец». Первый выпустил восемь тор­пед, а второй, сблизившись до 1600 м, попал под огонь немногих уцелевших мелких орудий правого борта и одной башни ГК германского корабля. Снаряды пробили на эсминце директор и даль­номер, осколки изрешетили борт и над­стройки, скорость его упала до 10 узлов. На корабле погибли офицер и 10 матро­сов, 11 человек было ранено. Кое-как набрали людей для расчета одного тор­педного аппарата, второй все равно был разбит. Выпустив четыре торпеды, «Сомарец» отвернул, ставя дымовую заве­су. Подожгли даже дымовой буй на кор­ме, после чего команда, решив, что эс­минец горит, затопила кормовые погре­ба.

Повреждения от торпед. Имеющая­ся информация о торпедных поврежде­ниях весьма отрывочная. Одна торпеда взорвалась с правого борта напротив башни «Бруно», заклинив в ней приво­ды горизонтальной и вертикальной на­водки, а также главный входной люк, так что прислуга долго не могла выбраться на палубу. Началось затопление погре­бов. Другая торпеда попала в район ко­тельного отделения левого борта и вы­звала некоторое затопление за противо­торпедную переборку. Третья ударила в корму с левого борта в то место, где уже несколько отсеков были затоплены, и повредила гребной вал. Четвертая тор­педа попала с того же борта в нос. Все торпеды имели 340-кг заряд.

Анализируя повреждения «Шарнхор­ста» и «Гнейзенау» от торпед в преды­дущих боях, можно с уверенностью пред­положить, что и в данном случае имели место значительные затопления внут­ренних объемов. Очевидно, что торпед­ное попадание в район башни «Бруно» было очень опасным. Оно вызвало не только мощный удар, но и разрушило ПТЗ, приведя к огромным затоплениям. Система подводной защиты в этом мес­те была особенно уязвима, не имея из-за острых обводов корпуса достаточной ширины. 340-кг заряда британской тор­педы оказалось достаточно и для разру­шения защиты в районе котельного от­деления. Повреждения там были бы зна­чительнее, если бы слой пустых отсеков в системе противоторпедной защиты, поглотивший большую часть затоплений, оказался заполненным водой.

В результате попаданий торпед ско­рость «Шарнхорста» упала до 12 узлов, хотя главный механик докладывал, что готов держать 22 узла. «Дюк оф Йорк» смог снова сблизиться, теперь уже на «пистолетную» для 356-мм снарядов дистанцию 9100 м. Начался окончатель­ный расстрел германского корабля, ко­торый даже не мог достойно отвечать: две его носовых башни заклинило, а третья испытывала нехватку снарядов. Все свободные члены экипажа (вероят­но, прислуга 105-мм орудий) работали на передаче боезапаса из погребов башни «Бруно» в башню «Цезарь», ко­торая спустя несколько минут возобно­вила огонь.

По мере заполнения корпуса водой скорость «Шарнхорста» упала до 5 уз­лов и он почти не слушался руля. Англи­чане еще после боя с «Бисмарком» по­няли, что крупный германский корабль потопить только артиллерией невозмож­но. Поэтому адмирал Фрезер приказал крейсерам добить «Шарнхорст» торпе­дами.

В 19.25 «Ямайка», до этого давший по врагу 22 бортовых залпа, выпустил две торпеды из левого аппарата (третья труба оказалась неисправной). Спустя две минуты еще три выпустил «Белфаст». Затем «Ямайка» развернулась и, сбли­зившись до 3500 м, через 10 минут вы­стрелила тремя торпедами с другого бор­та. Попадания различить было невоз­можно из-за дыма и тумана. Крейсера оставили арену боя, на которую вышли эсминцы 36-го дивизиона. «Маскетир», пройдя в 900 м от ползущего 3-узловой скоростью «Шарнхорста», выпустил 4 торпеды на правый борт в 19.33 и видел три взрыва между трубой и грот-мачтой. Минутой позже это попытался сделать «Матчлесс», но огромная волна, накрыв корабль, повредила механизмы наводки аппаратов. Вторая волна, залившая мос­тик, вывела из строя приборы внутри-корабельной связи, так что приказ повер­нуть аппараты направо не достиг торпед­ного офицера. «Матчлессу» пришлось вернуться, чтобы атаковать левым бор­том. «Оппортьюн» разрядил один аппа­рате 19.31 с дистанции 1900м, другой — спустя две минуты с 2300 м, и его на­блюдатели ясно видели по одному попа­данию с каждого залпа в правый борт ли­нейного крейсера между грот-мачтой и трубой. Эффект от их взрыва был незначителен, так как «Шарнхорст» уже глу­боко сидел в воде, и торпеды попали в главный броневой пояс. В 19.34 с дис­танции 2500 м семь торпед выпустил «Вираго», также претендующий на два попадания. После этих атак немецкий корабль практически остановился, оку­тавшись густым дымом и паром. С анг­лийских кораблей мало что можно было разобрать — виднелось тусклое зарево, доносились глухие взрывы. Пелена дыма была настолько плотной, что ее не мог­ли пронзить ни лучи прожекторов, ни осветительные снаряды.

Около 19 часов командир «Шарнхор­ста» приказал сжечь все секретные до­кументы. Поскольку все остальные ору­дия уже молчали, он сказал прислуге 150-мм башни № 4: «...все зависит от вас». Корабль кренился на правый борт и погружался носом. Последняя баш­ня 150-мм орудий стреляла, пока у нее не заклинило подъемник боезапаса. Продолжало стрелять 20-мм орудие на крыше башни «Бруно». К 19.40 крен сильно увеличился, а носовая часть почти ушла под воду. Все люки и водо­непроницаемые двери подкреплялись, чтобы сдерживать затопление и дать экипажу больше времени для спасе­ния. Однако, торпедные повреждения лишили корабль большей части запа­са плавучести. В 19.45 «Шарнхорст» носом ушел под воду с медленно вра­щавшимися винтами. Еще некоторое время из-под воды доносился сильный грохот. Англичане зафиксировали пе­ред затоплением сильный взрыв, при­писав его погребам. «Белфаст» в 19.48 намеревался провести вторую атаку торпедами, но цель пропала. «Матч-лесс» также не нашел «Шарнхорста» и вместе со «Скорпионом» начал подби­рать барахтавшихся в ледяной воде людей. До 20.40 эсминцы «Белфаст» и «Норфолк» искали спасшихся. «Скор­пион» подобрал 30 человек, и одно вре­мя с него видели командира корабля Хинтце и старшего офицера фрегаттен-капитана Ф.Доминика. Но Хинтце умер прежде, чем подошла помощь, а Доми­ник, хотя и успел схватиться за брошен­ный линь, не смог взобраться по нему на палубу; его подняли уже мертвым. Из экипажа в 1968 человек спасти уда­лось только 36.

При потоплении «Шарнхорста» англи­чане израсходовали 446 356-мм снаря­дов, 161 203-мм, 974 152-мм, 531 133-мм (плюс 155 осветительных) и 83 102-мм, а также 55 торпед, из которых 11 попали в цель: по 2 попадания добились «Ямай­ка» и «Вираго», по 3 — «Маскетир» и «Сэведж» и 1 — «Скорпион». При стрельбе крупным калибром имелись некоторые трудности с отказом матчасти. Из-за этого, например, в носовой башне «Дюк оф Йорк» при 77 данных залпах одно орудие выпустило 71 сна­ряд, а остальные 47, 6 (!) и 64.

Адмирал Фрэйзер был поражен геро­ическими действиями немецкого экипа­жа. На обратном переходе в Скапа-Флоу из Мурманска, когда «Дюк оф Йорк» про­ходил место гибели «Шарнхорста», он приказал сбросить в воду венок в память о выполнивших свой воинский долг гер­манских моряках.

Гибель «Шарнхорста» сами немцы объясняли отсутствием эсминцев эскор­та и превосходством британских рада­ров. После войны адмирал Карл Дёниц писал: «... Операция, предпринятая ли­нейным крейсером «Шарнхорст» и груп­пой эсминцев в декабре, после удачно­го скрытого начала, казалось, имела все шансы на успех, учитывая дислокацию противника и погодные условия. Но она провалилась, очевидно, из-за недооцен­ки локальной ситуации, и «Шарнхорст» был потерян...»

Как мы теперь знаем, операция не име­ла скрытого начала, так как «Ультра» рас­шифровала германские коды. Командую­щие обеими британскими боевыми груп­пами были достаточно хорошо информи­рованы о планируемых передвижениях «Шарнхорста» и в таких условиях могли подготовить свои ответные действия.

Так или иначе, «Шарнхорст» стал по­следним кораблем Кригсмарине, предпри­нявшим наступательные действия. Его гибель положила конец исходящей от немецкого надводного флота угрозе и серьезно пошатнула положение Герма­нии в Норвегии.