История создания

 

Период после окончания Первой мировой войны и до середины 1930-х годов отмечен своеобразной паузой в эволюции линкоров и быстрым развитием крейсеров. Все ведущие морские державы в те годы закладывали боль­шие серии этих универсальных кораблей. Крейсера делились на подклассы: тяжелые с артиллерией калибра 203 мм (8 дюймов) и лег­кие с 152-мм (6-дюймовыми) орудиями (хотя по водоизмещению легкие крейсера иногда превосходили тяжелые).

В составе же РККФ в начале 1930-х годов находилось всего три легких крейсера типа «Светлана», заложенные еще в 1913-м и до­строенные в 1927—1932 годах. Они были сла­бо вооружены, имели скорость менее 30 уз­лов, и, кроме того, все базировались на Чер­ном море.

Зато многие страны, расположенные на примыкающих к СССР морских театрах, ин­тенсивно усиливали свои флоты. Так, Япония в 1931—1932 годах ввела в строй 4 тяжелых и 4 легких крейсера, 17 эсминцев, легкий авианосец и другие корабли; Германия построила к этому времени 4 легких крейсера и первый из «карманных» линкоров — «Дойчланд». Пополнялись кораблями флоты Польши, Финляндии и Румынии. На этом фоне в предложениях штаба РККА по разви­тию вооруженных сил СССР на 2-ю пятилет­ку (1933—1937 гг.) сколько-нибудь значитель­ного роста военно-морских сил не планиро­валось.

«Наши соседи на Балтике, Черном море и Дальнем Востоке строят канонерки и крей­сера до линейных включительно. Я считаю крупной ошибкой, что еще в эту пятилетку мы не намечаем к постройке крейсера и фак­тически откладываем приведение в готов­ность для подобного строительства наших заводов», — бил тревогу начальник Морских сил (наморси) РККА Р.А.Муклевич в своем выступлении на заседании РВС СССР 10 ян­варя 1931 года.

Одновременно в наркомат по военным и морским делам обратились руководители су­достроительной промышленности, а группа инженеров Балтийского завода направила правительству докладную записку, в которой обосновывалась необходимость развития «тяжелого военного судостроения».

Доводы моряков и судостроителей возы­мели свое действие, и в результате в планы строительства ВМС РККА на 2-ю пятилетку были включены крейсера.

Опыта в создании крупных современных кораблей у советских судостроителей явно не хватало. Последние легкие крейсера типа «Светлана» были спроектированы в России еще накануне Первой мировой вой­ны. За 20 лет мировое военное кораблестро­ение ушло далеко вперед. Изменился облик легкого крейсера — артиллерия главного ка­либра устанавливалась в башнях, увеличи­лись углы возвышения орудий, появились качественно новые приборы управления стрельбой, оптические средства управления огнем стали размещаться в командно-дальномерных постах (КДП), значительно усили­лась зенитная артиллерия, возросла скорость хода, корабли оборудовались катапультами для взлета самолетов-разведчиков и корректировщиков и т.д. Руководство флота и промышленности начало переговоры с раз­личными судостроительными фирмами Ита­лии, Франции, США, Германии о помощи в проектировании и строительстве современ­ных кораблей. Особенно интенсивно и ус­пешно развивалось сотрудничество с Ита­лией. Предпочтение итальянским крейсе­рам отдавалось в первую очередь из-за их высокой скорости (39—42 узла), поскольку основной задачей крейсеров в то время счи­талось выполнение набеговых морских опе­раций и разведки.

Однако итальянцы отказались продать нам один из готовых крейсеров. И новый наморси В.М.Орлов в январе 1932 года пред­ложил наркомвоенмору К.Е.Ворошилову либо заказать в Италии один-два корабля для по­следующей постройки однотипных им в СССР, либо строить на своих заводах крейсера современного типа с помощью итальянцев. В феврале 1932 года остановились на вари­анте постройки новых крейсеров «с предъяв­лением к ним современных тактических и боевых требований».

Первоначально, ориентируясь на между­народное соглашение, ограничивающее ка­либр артиллерии легких крейсеров 155 мм, новые корабли предполагалось вооружить 152-мм орудиями. Учитывая, что Советский Союз не участвовал в заключении этих согла­шений и что к тому времени закончилась раз­работка 180-мм орудий с высокими баллис­тическими характеристиками, еще на стадии подготовки оперативно-тактического задания, новый крейсер решили вооружить 180-мм артиллерией. Дело в том, что других орудий для крейсеров в СССР просто не существо­вало. Калибр 130 мм уже не отвечал требо­ваниям ВМС (такими орудиями вооружались новые эсминцы), а 180-мм пушки к этому вре­мени прошли испытания, и одноорудийные башни М-1-180 были установлены на крейсе­ре «Красный Кавказ».

15 апреля 1932 года В.М.Орлов утвер­дил подписанное начальником УСУ(УСУ — учебно-строевое управление в те годы выпол­няло функции штаба наморен) ВМС Э.С.Панцержанским следующее оператив­но-тактическое задание на разработку про­екта легкого крейсера. Назначение: обес­печение боевых действий подводных лодок у своих баз и в море, разведка и поддерж­ка разведки и атак эсминцев, атака (отра­жение) десанта противника и обеспечение своих тактических десантов, участие в ком­бинированном ударе сил флота по против­нику в море, бой с крейсерами противни­ка. Корабль должен был иметь 4 180-мм орудия (в двух башнях в оконечностях), 4 100-мм и 4 45-мм зенитных орудия, 4 12,7-мм пулемета, 2 трехтрубных торпедных аппа­рата, 4 двухместных истребителя Ди-6 на двух катапультах; полную скорость хода — 37—38 узлов, дальность плавания эконо­мическим ходом (14—16 узлов) — 3000— 3600 миль и стандартное водоизмеще­ние— не более 6000 т (имелся вариант и с шестью 180-мм орудиями: 2 башни — в носу, 1 — в корме).

Одновременно прорабатывался проект сто­рожевого крейсера для Дальнего Востока стан­дартным водоизмещением не более 10 000 т. 8 июня 1932 года ОТЗ на него утвердил заме­ститель начальника Морских сил И.М.Лудри. Назначение корабля в нем определялось как участие в сосредоточенном ударе сил флота в море и на позиции, обеспечение операций подводных лодок, атака (отражение) десанта противника, разведка и поддержка дозора, обстрел побережья противника и постановка активных минных заграждений. Он должен был обладать большой скоростью, чтобы действо­вать совместно с эсминцами и даже торпед­ными катерами, и крупнокалиберной артилле­рией для боя с тяжелыми артиллерийскими ко­раблями. В жертву приносились бронирование и дальность плавания. Вооружение предпола­галось из восьми 180-мм, шести 100-мм, че­тырех 45-мм орудий, шести 12,7 мм пулеме­тов, двух трехтрубных торпедных аппаратов, двух гидросамолетов бомбардировщиков-тор­педоносцев и одной катапульты; скорость пол­ная — не менее 38 узлов; дальность плавания экономической скоростью — до 3500 миль.

Предэскизное проектирование легкого крейсера выполняла кораблестроительная секция Научно-технического комитета (НТК) под руководством Ю.А.Шиманского.

В июле — августе 1932 года в Италию для ознакомления с судостроительными фирма­ми и размещения заказа на котлотурбинную главную энергетическую установку суммар­ной мощностью 100—120 тыс. л.с. для буду­щего советского крейсера направили комиссию ВМС и «Союзверфи». Спустя три меся­ца туда же командировали главного инжене­ра ЦКБС-1 В.А.Никитина. Согласно подписан­ному договору фирма «Ансальдо» предостав­ляла советской стороне один комплект энергетической установки и вспомогательных механизмов крейсера типа «Раймондо Монтекукколи», его теоретический чертеж, оказы­вала консультации по проектированию, а так­же техническую помощь в организации ста­пельных работ и производстве котлов, турбин и вспомогательных механизмов.

Выполненные в 1932—1933 годах НИВКом предварительные проработки подтвердили возможность установки на легком крейсере шести 180-мм орудий в трех башнях при стан­дартном водоизмещении до 6500 т. Состав авиавооружения при этом сокращался с че­тырех «бомбардировщиков-торпедоносцев» до двух корабельных разведчиков КР-2. Бро­нирование корпуса рассчитывалось, исходя из обеспечения защиты от 152-мм снарядов на дистанциях 85 — 115 кбт и курсовых углах 0 — 50° и 130—180°. В качестве прототипа для обводов корпуса и машинно-котельной уста­новки был выбран «Раймондо Монтекукколи». Заложенный в октябре 1931 года этот крей­сер стандартным водоизмещением 7540 т должен был иметь главные механизмы с дву­мя турбинами фирмы «Белуццо» общей мощ­ностью 110 000 л.с.

19 марта 1933 года В.М.Орлов утвердил подписанное начальником 1-го (организаци­онно-планового) управления УВМС РККА М.Е.Горским «Тактическое задание на легкий крейсер с механизмами (турбинами) итальян­ского крейсера «Монтекукколи» мощностью 106—120 тыс. л.с. Задание предусматрива­ло артиллерийское вооружение из шести 180-мм орудий (три двухорудийные башни), четырех — шести 100-мм зенитных орудий в палубных установках, шести 45-мм полуав­томатов, четырех 12,7-мм пулеметов (боеза­пас 900 180-мм, 1200 — 1800 100-мм и 6000 45-мм снарядов, 40 000 12,7-мм патронов). Авиационное вооружение включало два ко­рабельных разведчика КР-2, торпедное — два трехтрубных 533-мм торпедных аппара­та (6 торпед), минное — около 100 мин образ­ца 1931 года (в перегруз). Бронирование: па­луба — 50 мм, борт и траверзы 50 — 35 мм, барбеты башен 35 — 50 мм, башни 100 — 50 мм, боевая рубка — 100 — 150 мм. Полная ско­рость хода — 37 узлов; дальность плавания полным ходом — 1100 миль, экономичес­ким — 3500 миль; стандартное водоизмеще­ние — не более 6500 т.

Утверждая это ТЗ, наморси приказал просчитать вариант на установку четвертой 152-мм башни с увеличением боезапаса до 1200—1800 выстрелов.

По этому заданию НИВК ВМС, созданный в 1932 году на базе НТК ВМС, разработал эскизный проект крейсера, утвержденный Орловым 20 апреля 1933 года. 8 мая УВМС был заключен договор с ЦКБС-1 на разработ­ку общего (технического) проекта. Руководил проектированием начальник корпусного отде­ла бюро А.И.Маслов, который в 1935 году, впервые в истории советского судостроения, был назначен главным конструктором проек­та (10 апреля 1942 года А.И.Маслову было присвоено зва­ние лауреата Сталинской премии первой степени, а в мае 1944 г. — ученая степень доктора наук без защиты диссертации). В конструкторских работах активно уча­ствовали многие молодые инженеры, став­шие впоследствии выдающимися корабле­строителями, — Н.А.Киселев, А.С.Савичев, Н.Н.Исанин, Л.Д.Дикович и другие. Котлотурбинные установки разрабатывались под ру­ководством начальника механического отде­ла ЦКБС-1 А.В.Сперанского, а затем — Б.С.Фрумкина. Проектированием котлов руководил Г.А.Гасанов. Главным наблюдающим от ВМС был назначен В.П.Благовещенский.

В основу проекта, получившего номер 26, был положен теоретический чертеж «ансальдовского» крейсера «Эудженио ди Савойя» — более крупного, чем «Р. Монтекукколи». Для «Эудженио ди Савойя» первоначально пред­назначалась и главная энергетическая уста­новка, которую теперь итальянцы решили продать СССР. Для приемки механизмов на фирму «Ансальдо» в июле 1934 года вновь отправился главный инженер ЦКБС-1 В.А.Ни­китин.

5 октября 1934 года на совещании в АНИМИ руководитель разработки башен главного калибра инженер Ленинградского металли­ческого завода А.А.Флоренский предложил существенно усилить вооружение крейсера, установив в каждой башне вместо двух по три орудия в одной люльке. Общее количество стволов главного калибра возрастало на треть. Масса башни, по сравнению с двухорудийной, увеличивалась на 30 т.

Ровно через месяц В.М.Орлов утвердил это предложение. Проект был откорректиро­ван с увеличением стандартного водоизме­щения крейсера до 7120—7170 т, и 29 де­кабря 1934 года Совет Труда и Обороны утвердил его тактико-технические элементы: вооружение — девять 180-мм орудий в трех башнях, расположенных в диаметральной плоскости (причем носовые — одна над дру­гой), шесть 100-мм зенитных орудий в палуб­ных установках, шесть 45-мм полуавтоматов, четыре 12,7-мм пулемета, два трехтрубных торпедных аппарата калибра 533 мм, два гидросамолета-разведчика КОР-1 с ката­пультой; бронирование борта, траверзов, барбетов и палубы — 50 мм; башни — 75 мм (лобовая стенка) и 50 мм (крыша), боевой рубки — 150 мм; скорость хода на испыта­ниях при водоизмещении 7700 т — 37 узлов, дальность плавания экономическим ходом (18 уз.) —3000 миль.

В связи с новыми габаритами башен и по­гребов теоретический чертеж был несколько изменен с «приполнением» кормовых обво­дов. Изменения коснулись также формы и конструкции форштевня для более удобной постановки параванов-охранителей. Кормовая оконечность вместо крейсерской получи­ла транцевую форму.

При составлении рабочих чертежей по­лученную от итальянцев документацию при­шлось весьма существенно переработать. В отличие от применяемой в Италии чисто поперечной системы набора, корпус нового крейсера решили изготовить по смешанной системе, классической для отечественного предвоенного кораблестроения; в средней части использовалась продольная система, со шпацией рамных шпангоутов 750 мм, а в оконечностях — поперечная, со шпацией 500 мм (против 760 мм, принятых у италь­янцев). Особое внимание уделили конструк­ции сопряжений продольной и поперечной систем во избежание резкого изменения площади сечения и появления концентра­ции напряжений. Палубная и бортовая бро­ня учитывались в составе основных связей, обеспечивающих общую продольную проч­ность. Вследствие этих изменений корпуса крейсеров проекта 26 были значительно прочнее корпусов итальянских кораблей.

В конструкцию главных турбозубчатых аг­регатов (ГТЗА) серийных кораблей, которые изготавливались в СССР по лицензии, был внесен ряд усовершенствований. Поэтому мощность энергоустановки головного кораб­ля, поставленная фирмой «Ансальдо», усту­пала мощности серийных крейсеров с отече­ственными ГТЗА.

Согласно утвержденному техническому проекту, стандартное водоизмещение крейсе­ров проекта 26 составляло 7170 т, нормаль­ное — 7700 т и полное — 8800 т, наибольшая длина — 191 м, ширина без брони — 17,56, высота борта на миделе —10,1, осадка при нормальном водоизмещении — 5,27 м. Непо­топляемость обеспечивалась при затоплении трех любых смежных отсеков. Бронирование: борт, нижняя палуба и траверсы — 50, стен­ки боевой рубки — 150, крыша — 100, лоб и крыша башен — 70, боковые и задняя стен­ки — 50 мм. Главная энергетическая установ­ка состояла из двух ГТЗА по 55 000 л.с. (при частоте вращения гребного винта 290 об/мин) и шести водотрубных котлов с параметрами пара 325 °С, 23 атм. По предварительным рас­четам ожидалось, что крейсер при водоизме­щении около 7700 т разовьет на испытаниях не менее 37 узлов при форсировке турбин до 126 500 л.с. Численность экипажа — 671 че­ловек.

Чтобы уложиться в заданное водоизмеще­ние, отказались от кормовой группы артилле­рийских постов орудий главного калибра (КДП и ЦАП) и от запасных торпед, уменьшили бое­запас 100-мм пушек, приняли облегченную конструкцию четырехногой фок-мачты. Для снижения веса в виде эксперимента кормо­вую ходовую рубку (запасной командный пункт — ЗКП), ряд второстепенных переборок и выгородок, сходных и вентиляционных шахт выполнили из дюралюминия.

Однако испытания головного корабля вы­явили 890-тонную перегрузку. Фактически полное водоизмещение крейсера «Киров» на 636 т превышало проектное («Ворошило­ва» — на 750 т), что было вызвано «перетяжелением» корпуса, просчетами в определе­нии массы отдельных конструкций, механиз­мов и систем вооружения и некоторой кор­ректировкой проекта в ходе постройки.