Строительство и испытания
Первые два крейсера проекта 26 строились на Ленинградском заводе № 189 имени С.Орджоникидзе (бывший Балтийский судостроительный и механический завод) и Николаевском заводе № 198 имени А.Марти (бывший «Наваль»). Оба завода первыми в своих регионах были восстановлены после революции и к моменту начала строительства новых крейсеров накопили достаточный опыт модернизации и ремонта кораблей, а также гражданского судостроения.
При строительстве головного крейсера «Киров» с помощью итальянских специалистов были освоены новейшие технологии. Корпусные конструкции предварительно соединялись на сборочных болтах с последующей клепкой. Впервые в отечественном кораблестроении все главные и часть вспомогательных механизмов столь крупного корабля были смонтированы еще на стапеле (до этого на воду спускался пустой корпус, установка механизмов производилась на плаву у достроечной стенки, что удлиняло цикл строительства). Применялась, хотя и в ограниченном объеме, электросварка, которую только начали внедрять в судостроении.
22 октября 1935 года в Ленинграде состоялась закладка «заказа № 269» — головного крейсера проекта 26. На торжественном мероприятии присутствовали Председатель ЦИК СССР М.И.Калинин и Начальник морских сил РККА флагман флота 1 ранга В.М.Орлов. Приказом наркома обороны кораблю присвоили имя С.М.Кирова. Главным строителем назначили военинженера 2 ранга Н.В.Григорьева; корабль был объявлен стахановским объектом. Стапельные работы завершились в рекордный срок — за один год и 38 дней. 30 ноября 1936 года крейсер был спущен на воду. Это объяснялось как хорошей организацией работ, так и тем, что на «Кирове» смонтировали уже доставленные из Италии ГТЗА со всеми вспомогательными механизмами. Котлы изготавливал завод № 189 по итальянским чертежам.
12 марта 1937-го на корабле впервые подняли пары и проверили работу ГТЗА. В конце июня буксиры перевели крейсер в Кронштадт. 5 августа в доке были установлены гребные винты и корабль вышел на Большой Кронштадтский рейд. 7 августа в 15.40 «Киров» под заводским флагом снялся с якоря и начал свой первый самостоятельный выход в море. На его борту кроме сдаточной команды находились и итальянские специалисты. 15 сентября был произведен первый холостой залп полузарядами из 2-й башни главного калибра по курсовому углу 0°. 4 декабря корабль предъявили на госиспытания. Возглавлял государственную комиссию по приемке корабля флагман 1 ранга А.К.Векман. В нее входили также уполномоченный КПА Управления кораблестроения в Ленинграде А.А.Якимов и первый командир крейсера капитан 2 ранга Б.П.Птохов.
В декабре 1937 года, когда большинство кораблей КБФ уже встало на зимовку, «Киров» вышел в поход. На полном ходу в 8-балльный шторм окончательно проверялись прочность корпуса, механизмы, оптика. Испытания продолжились весной и закончились лишь осенью следующего года.
В ходе испытаний крейсера «Киров» произошел ряд аварий. 12 августа 1937 года пробило главный паропровод и обварило 17 человек. Во время стрельбы всем бортом прогнулась верхняя палуба, и ее пришлось подкреплять. В то время все подобные случаи объявлялись проявлением вредительства. Н.В.Григорьев был арестован и вскоре расстрелян, а итальянские специалисты высланы из СССР. Главным строителем назначили инженера В.Л.Бродского, который в 1937-м также был необоснованно репрессирован (реабилитирован в 1956 году). Ответственным сдатчиком корабля после ареста В.Л.Бродского стал главный инженер завода В.С.Боженко.
В июне 1938 года при испытании торпедных аппаратов одна из торпед (без боевой части), описав циркуляцию, ударила в борт корабля. После этого случая председателя комиссии А.К.Векмана отстранили от должности, а затем репрессировали (в 1940-м он был освобожден, реабилитирован и восстановлен в кадрах ВМФ). Председателем комиссии вместо него назначили капитана 2 ранга М.М.Долинина.
Во время сдаточных испытаний 9 сентября 1938 года «Киров» развил максимальную скорость 35,94 узла при максимальной мощности 113500 л.с. (вместо 126 500 л.с. по спецификации) и водоизмещении 8742 т. Экономической скоростью 18 узлов при мощности 7590 л.си полном запасе топлива 1290 т крейсер прошел 3750 миль.
При испытаниях маневренных качеств получены следующие результаты: «Киров» остановился с полного хода через 20 мин после отдачи команды «стоп», пройдя по инерции 16,5 кбт; остановка с полного переднего хода после отдачи команды «полный назад» произошла через 2 мин 42 с, по инерции пройдено 6,2 кбт. Период бортовой качки при волнении 4 балла, лагом к волне, составил 11 — 12с.
25 сентября комиссия подписала акт о приемке корабля в состав КБФ. На следующий день на крейсере был поднят Военно-морской флаг. В акте комиссия отметила «большое количество недоделанных работ». В частности, скорострельность орудий главного калибра оказалась низкой, не была установлена броневая защита торпедных аппаратов, не сданы авиавооружение и система МПУАЗО, не заменены и не сданы параванное устройство, редукторы главных турбин, арматура главного и вспомогательного паропроводов перегретого и насыщенного пара. Приемный акт был утвержден заместителем Наркома ВМФ флагманом 1 ранга И.С.Исаковым 16 октября 1938 года.
К апрелю 1939-го большую часть этих недоделок и дефектов устранить не удалось, что сорвало планировавшийся поход «Кирова» на открытие Международной нью-йоркской выставки. Отдельные работы продолжались на корабле еще долгое время. К началу советско-финляндской войны крейсер в целом был готов и принял участие в боевых действиях.
На неделю раньше «Кирова», 15 октября 1935 года, на стапеле № 1 завода № 198 имени А.Марти заложили «заказ № 297» — крейсер «Ворошилов». Спущен на воду он был 28 июня 1937-го. Стапельные работы длились 20 месяцев, и еще 30 месяцев корабль достраивался на плаву. Поскольку на «Ворошилов» устанавливались механизмы только отечественного производства, многие фундаменты под них пришлось переделывать. Кроме того, на крейсер не были своевременно поставлены ПУС ГК «Молния», МПУАЗО «Горизонт» и СПН, а также 180-мм башни (Задержки в поставках новых систем вооружения на головные корабли — вполне обычное явление. При создании нового корабля встречаются две крайности. Если его проектировать под уже имеющееся оружие, он устаревает еще на стапеле. Если же вооружение создается параллельно со строительством корабля, оно может задержать его сдачу флоту. Каким бы ни был сложным корпус корабля, сформировать его значительно легче, чем разработать и довести сложную, наукоемкую систему вооружения. Например, создававшаяся в 1970-х годах 130-мм установка АК-130 значительно отставала от сроков сдачи кораблей. Поэтому головной атомный крейсер проекта 1144 сдавался со 100-мм пушками, а головной эсминец проекта 956 начал государственные испытания вообще без артиллерии главного калибра).
4 декабря 1939 года корабль был предъявлен на испытания, которые закончились 27 мая следующего года. На ходовых испытаниях в апреле крейсер развил максимальную скорость 36,72 узла при мощности механизмов 122 500 л.с. 20 июня, почти на два года позже головного корабля, «Ворошилов» вступил в состав ЧФ. Общие недостатки, отмеченные госкомиссией при приемке кораблей: громоздкость и сложность эксплуатации испарителей, применение для заливки вкладышей дейдвудных подшипников баббита вместо привычного бакаута, отсутствие защиты от магнитных мин, размещение 100-мм орудий с открытыми щитами, неудачная конструкция самолето-барказных кранов и бензохранилища, отсутствие деревянного покрытия палубы.
Такие замечания явились одной из особенностей процесса создания советских кораблей. Техническое задание на проект выдавалось Главным управлением кораблестроения, им же утверждался технический проект, а принимались построенные корабли Постоянно действующей комиссией, представители которой не участвовали ни в разработке и выдаче ТЗ, ни в рассмотрении техпроекта.
По проекту 26 были построены только два корабля — «Киров» и «Ворошилов». Следующие крейсера строились по корректированному проекту 26-бис.
Название |
Завод-строитель |
Заводской номер |
Дата |
|||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
исключения из состава ВМФ |
|||
«Киров» |
№ 189 |
269 |
22.10.1935 |
30.11.1936 |
26.9.1938 |
22.2.1974 |
«Ворошилов» |
№ 198 |
297 |
15.10.1935 |
28.6.1937 |
20.6.1940 |
2.3.1973 |