Строительство и испытания

 

Первые два крейсера проекта 26 строи­лись на Ленинградском заводе № 189 имени С.Орджоникидзе (бывший Балтийский судо­строительный и механический завод) и Нико­лаевском заводе № 198 имени А.Марти (быв­ший «Наваль»). Оба завода первыми в своих регионах были восстановлены после револю­ции и к моменту начала строительства новых крейсеров накопили достаточный опыт мо­дернизации и ремонта кораблей, а также гражданского судостроения.

При строительстве головного крейсера «Киров» с помощью итальянских специалис­тов были освоены новейшие технологии. Кор­пусные конструкции предварительно соеди­нялись на сборочных болтах с последующей клепкой. Впервые в отечественном корабле­строении все главные и часть вспомогатель­ных механизмов столь крупного корабля были смонтированы еще на стапеле (до этого на воду спускался пустой корпус, установка ме­ханизмов производилась на плаву у достро­ечной стенки, что удлиняло цикл строитель­ства). Применялась, хотя и в ограниченном объеме, электросварка, которую только нача­ли внедрять в судостроении.

22 октября 1935 года в Ленинграде состо­ялась закладка «заказа № 269» — головного крейсера проекта 26. На торжественном ме­роприятии присутствовали Председатель ЦИК СССР М.И.Калинин и Начальник морс­ких сил РККА флагман флота 1 ранга В.М.Ор­лов. Приказом наркома обороны кораблю присвоили имя С.М.Кирова. Главным строи­телем назначили военинженера 2 ранга Н.В.Григорьева; корабль был объявлен ста­хановским объектом. Стапельные работы за­вершились в рекордный срок — за один год и 38 дней. 30 ноября 1936 года крейсер был спущен на воду. Это объяснялось как хоро­шей организацией работ, так и тем, что на «Кирове» смонтировали уже доставленные из Италии ГТЗА со всеми вспомогательными ме­ханизмами. Котлы изготавливал завод № 189 по итальянским чертежам.

12 марта 1937-го на корабле впервые под­няли пары и проверили работу ГТЗА. В конце июня буксиры перевели крейсер в Кронштадт. 5 августа в доке были установлены гребные винты и корабль вышел на Большой Крон­штадтский рейд. 7 августа в 15.40 «Киров» под заводским флагом снялся с якоря и начал свой первый самостоятельный выход в море. На его борту кроме сдаточной команды нахо­дились и итальянские специалисты. 15 сен­тября был произведен первый холостой залп полузарядами из 2-й башни главного калиб­ра по курсовому углу 0°. 4 декабря корабль предъявили на госиспытания. Возглавлял го­сударственную комиссию по приемке кораб­ля флагман 1 ранга А.К.Векман. В нее входи­ли также уполномоченный КПА Управления кораблестроения в Ленинграде А.А.Якимов и первый командир крейсера капитан 2 ранга Б.П.Птохов.

В декабре 1937 года, когда большинство кораблей КБФ уже встало на зимовку, «Киров» вышел в поход. На полном ходу в 8-балль­ный шторм окончательно проверялись проч­ность корпуса, механизмы, оптика. Испыта­ния продолжились весной и закончились лишь осенью следующего года.

В ходе испытаний крейсера «Киров» про­изошел ряд аварий. 12 августа 1937 года про­било главный паропровод и обварило 17 че­ловек. Во время стрельбы всем бортом про­гнулась верхняя палуба, и ее пришлось подкреплять. В то время все подобные слу­чаи объявлялись проявлением вредительства. Н.В.Григорьев был арестован и вскоре рас­стрелян, а итальянские специалисты высла­ны из СССР. Главным строителем назначили инженера В.Л.Бродского, который в 1937-м также был необоснованно репрессирован (ре­абилитирован в 1956 году). Ответственным сдатчиком корабля после ареста В.Л.Бродско­го стал главный инженер завода В.С.Боженко.

В июне 1938 года при испытании торпед­ных аппаратов одна из торпед (без боевой части), описав циркуляцию, ударила в борт корабля. После этого случая председателя комиссии А.К.Векмана отстранили от должно­сти, а затем репрессировали (в 1940-м он был освобожден, реабилитирован и восстановлен в кадрах ВМФ). Председателем комиссии вместо него назначили капитана 2 ранга М.М.Долинина.

Во время сдаточных испытаний 9 сентяб­ря 1938 года «Киров» развил максимальную скорость 35,94 узла при максимальной мощ­ности 113500 л.с. (вместо 126 500 л.с. по спе­цификации) и водоизмещении 8742 т. Эконо­мической скоростью 18 узлов при мощности 7590 л.си полном запасе топлива 1290 т крей­сер прошел 3750 миль.

При испытаниях маневренных качеств по­лучены следующие результаты: «Киров» остановился с полного хода через 20 мин пос­ле отдачи команды «стоп», пройдя по инер­ции 16,5 кбт; остановка с полного переднего хода после отдачи команды «полный назад» произошла через 2 мин 42 с, по инерции прой­дено 6,2 кбт. Период бортовой качки при вол­нении 4 балла, лагом к волне, составил 11 — 12с.

25 сентября комиссия подписала акт о при­емке корабля в состав КБФ. На следующий день на крейсере был поднят Военно-морской флаг. В акте комиссия отметила «боль­шое количество недоделанных работ». В част­ности, скорострельность орудий главного ка­либра оказалась низкой, не была установле­на броневая защита торпедных аппаратов, не сданы авиавооружение и система МПУАЗО, не заменены и не сданы параванное устрой­ство, редукторы главных турбин, арматура главного и вспомогательного паропроводов перегретого и насыщенного пара. Приемный акт был утвержден заместителем Наркома ВМФ флагманом 1 ранга И.С.Исаковым 16 ок­тября 1938 года.

К апрелю 1939-го большую часть этих не­доделок и дефектов устранить не удалось, что сорвало планировавшийся поход «Киро­ва» на открытие Международной нью-йорк­ской выставки. Отдельные работы продолжа­лись на корабле еще долгое время. К началу советско-финляндской войны крейсер в це­лом был готов и принял участие в боевых дей­ствиях.

На неделю раньше «Кирова», 15 октября 1935 года, на стапеле № 1 завода № 198 име­ни А.Марти заложили «заказ № 297» — крей­сер «Ворошилов». Спущен на воду он был 28 июня 1937-го. Стапельные работы длились 20 месяцев, и еще 30 месяцев корабль достраи­вался на плаву. Поскольку на «Ворошилов» устанавливались механизмы только отече­ственного производства, многие фундаменты под них пришлось переделывать. Кроме того, на крейсер не были своевременно поставле­ны ПУС ГК «Молния», МПУАЗО «Горизонт» и СПН, а также 180-мм башни (Задержки в поставках новых систем вооружения на головные корабли — вполне обычное явление. При соз­дании нового корабля встречаются две крайности. Если его проектировать под уже имеющееся оружие, он устаревает еще на стапеле. Если же вооружение созда­ется параллельно со строительством корабля, оно мо­жет задержать его сдачу флоту. Каким бы ни был слож­ным корпус корабля, сформировать его значительно легче, чем разработать и довести сложную, наукоем­кую систему вооружения. Например, создававшаяся в 1970-х годах 130-мм установка АК-130 значительно от­ставала от сроков сдачи кораблей. Поэтому головной атомный крейсер проекта 1144 сдавался со 100-мм пуш­ками, а головной эсминец проекта 956 начал государ­ственные испытания вообще без артиллерии главного калибра).

4 декабря 1939 года корабль был предъ­явлен на испытания, которые закончились 27 мая следующего года. На ходовых испы­таниях в апреле крейсер развил максималь­ную скорость 36,72 узла при мощности ме­ханизмов 122 500 л.с. 20 июня, почти на два года позже головного корабля, «Ворошилов» вступил в состав ЧФ. Общие недостатки, от­меченные госкомиссией при приемке кораб­лей: громоздкость и сложность эксплуатации испарителей, применение для заливки вкла­дышей дейдвудных подшипников баббита вместо привычного бакаута, отсутствие за­щиты от магнитных мин, размещение 100-мм орудий с открытыми щитами, неудачная конст­рукция самолето-барказных кранов и бензо­хранилища, отсутствие деревянного покры­тия палубы.

Такие замечания явились одной из особен­ностей процесса создания советских кораб­лей. Техническое задание на проект выдава­лось Главным управлением кораблестроения, им же утверждался технический проект, а при­нимались построенные корабли Постоянно действующей комиссией, представители ко­торой не участвовали ни в разработке и вы­даче ТЗ, ни в рассмотрении техпроекта.

По проекту 26 были построены только два корабля — «Киров» и «Ворошилов». Следу­ющие крейсера строились по корректирован­ному проекту 26-бис.

 

Название

Завод-строитель

Заводской номер

Дата

 

 

 

закладки

спуска

вступления в строй

исключения из состава ВМФ

«Киров»

№ 189

269

22.10.1935

30.11.1936

26.9.1938

22.2.1974

«Ворошилов»

№ 198

297

15.10.1935

28.6.1937

20.6.1940

2.3.1973