Строительство и испытания крейсеров

 

Название корабля, флот

Завод-строитель

Заводской номер

Дата

 

 

 

закладки

спуска

вступления в строй

исключения из состава ВМФ

"Максим Горький", КБФ

"Молотов", ЧФ

№189

№198

270

329

20.12.1936 14.1.1937

30.4.1938 4.12.1939

12.12.1940 14.6.1941

18.4.1959

4.4.1972

"Калинин", ТОФ

 

№199

 

7

 

12.8.1938

 

8.5.1942

(выведен из дока)

31.12.1942

 

12.4.1963

 

"Лазарь Каганович", ТОФ

№199

8

26.8.1938

7.5.1944 (выведен из дока)

6.12.1944 (условно) 29.1.1947

6.2.1960

 

Крейсера проекта 26-бис строились на ле­нинградском заводе № 189 имени С.Орджо­никидзе, николаевском № 198 имени А.Марти и заводе № 199 в Комсомольске-на-Амуре.

Первые два предприятия уже имели опыт работы над кораблями проекта 26. Что же касается завода № 199, то в июле 1936 года вступила в строй только его первая очередь. Корабли там строились на горизонтальных стапельных местах в наливных доках (все­го на заводе их было 9), перекрытых тремя отапливаемыми эллингами. До войны в экс­плуатацию ввели два эллинга. По расчетам, трудоемкость постройки кораблей, по срав­нению со строительством на наклонных от­крытых стапелях, снижалась на 8 — 10% — за счет упрощения сборочных работ на го­ризонтальной базе и на 10—15% — за счет выполнения всех работ по формированию корпусов в закрытых помещениях.

В создании крейсеров, кроме судострои­тельных заводов, участвовало множество предприятий-смежников: Харьковский элект­ромеханический и турбогенераторный завод поставлял главные турбозубчатые агрегаты; Новокраматорский — корпуса турбин; Ижорский — основную часть брони; «Больше­вик» — орудия главного и универсального ка­либров; завод № 198 имени А.Марти — ба­шенные установки; завод имени М.И.Калини­на— 45-мм установки 21-К и 37-мм автома­ты 70-К; Ковровский — пулеметы ДШК; ста­линградский «Баррикады» — гребные валы; Ленинградский завод подъемно-транспортно­го оборудования имени С.М.Кирова — ката­пульты; №212 «Электроприбор»—приборы управления стрельбой; Зеленодольский № 340 — рулевые машины.

Головным крейсером проекта 26-бис стал «Максим Горький», заложенный 20 декабря 1936 года на заводе № 189. 14 января 1937-го на заводе № 198 заложили второй корабль — «Молотов». На этих же предпри­ятиях в 1937-м началась обработка корпус­ной стали для двух крейсеров, которые для ТОФ должен был строить завод № 199.

«Максим Горький» (главный строитель Н.Ф.Мучкин, затем В.С.Боженко) был спу­щен на воду 30 апреля 1938-го. Швартов­ные испытания начались 16 апреля 1939 года, а в мае опробованы ГТЗА (без вин­тов). После устранения выявленных недо­статков корабль поставили в кронштадт­ский док имени Велещинского, где в тече­ние сентября — октября провели осмотр и очистку подводной части, а также опытное определение остойчивости. Тогда же были установлены винты. 11 сентября корабль вывели из дока.

С 22 по 24 сентября крейсер совершил первый выход в море. Ответственным сдат­чиком от завода-строителя назначили М.М.Михайловского. Председателем при­емной комиссии в 1939 году был М.М.До­линин, а в 1940-м — капитан 1 ранга М.Ф.Белов.

С 14 октября по 1 ноября 1939 года ко­рабль прошел заводские ходовые испыта­ния, совмещенные по указанию НК ВМФ с государственными, еще не имея 100-мм ору­дий, СПН, катапульты, дизель-генераторов и зенитного автомата стрельбы. Они прохо­дили на Сескарском и Гогландском плесах в обстановке предвоенного и военного времени, в море корабль выходил в сопровожде­нии тральщиков. Испытания показали надеж­ную работу машинно-котельной установки. Скорость полного и максимального хода ока­залась выше спецификационных (как и со­ответствующие мощности турбин). Выяви­лись резервы повышения экономичности работы котлов путем снижения избытка воз­духа, отмечалось отсутствие перегрузки. На испытаниях при водоизмещении 8748 т и мощности механизмов 129 750 л.с. корабль достиг скорости 36,1 узла.

Зимой и весной 1940 года на крейсере шли монтаж и наладка систем вооружения. Летом госиспытания продолжились, а за­вершились только 25 октября подписани­ем приемного акта и заключительного про­токола. За время испытаний корабль про­шел 9000 миль.

При строительстве и испытаниях кораб­ля не обошлось без ЧП. 2 сентября 1939 года, когда крейсер стоял в доке, на терри­тории Морского завода был проведен митинг в связи с нападением Германии на Польшу и по поводу оказания помощи населению Западной Украины и Западной Белоруссии. После его окончания судостроители и крас­нофлотцы устремились с берега на корабль. Часовой, проверявший пропуска, находился на палубе, поэтому на сходне скопилось око­ло 70 человек. Не выдержав такой массы, сходня обломилась, и люди упали с 15-мет­ровой высоты на бетонное дно дока. 14 че­ловек разбились насмерть, 23 умерли в гос­питале от полученных травм.

9 декабря 1939 года военпред и пред­ставитель завода спустились в цистерну авиационного топлива для проверки про­тивопожарной системы. Хотя они и имели аппараты КИП, но оба погибли от удушья.

4 июня 1940 года в море на ходу в ко­тельном отделении № 4 вырвало проклад­ку фланца паропровода, ошпарило 5 крас­нофлотцев и рабочих сдаточной команды.

12 декабря 1940 года «Максим Горький» вошел в состав флота и на нем был поднят военно-морской флаг. Крейсер признавал­ся вполне современным кораблем, способ­ным выполнять боевые задачи своего клас­са. Основными его недостатками остава­лись неотработанность схем ПУС «Молния-АЦ» и МПУАЗО «Горизонт-2». Наладка этих приборов затянулась до начала войны.

Строительство второго крейсера проек­та 26-бис «Молотов» началось на заводе № 198 за полгода до спуска на воду «Во­рошилова». Секции корпуса нового кораб­ля собирались на малом стапеле № 4. Ког­да же стапель № 1 освободился, средняя, уже собранная часть корпуса, была при­спущена до уреза воды, а затем 150-тон­ным краном ее секции стали подаваться на стапель № 1. На воду «Молотов» был спу­щен 4 декабря 1939 года.

Заводские испытания провели с 11 но­ября 1940 по 18 марта 1941 года, а госу­дарственные— с 19 марта по 31 мая. На ходовых испытаниях корабль показал луч­шие для крейсеров проекта 26-бис резуль­таты по скорости, развив 36,3 узла при мощности турбин 133 000 л.с. Полное во­доизмещение достигло 9760 т, а расчетная дальность плавания 16,8-узловым хо­дом— 3860 миль. 14 июня 1941 года ко­рабль вступил в состав ЧФ.

Постройка двух тихоокеанских крейсе­ров, заложенных 12 июня и 26 августа 1938 года, затянулась из-за неполной готовнос­ти цехов завода № 199, задержек поставок с заводов-контрагентов и трудностей воен­ного времени. В частности, гребные винты пришлось вывозить из блокадного Ленин­града, а валы извлекать из-под развалин завода «Баррикады» в Сталинграде.

Вместо шести 100-мм пушек на «тихо­океанцах» пришлось установить восемь одноорудийных 85-мм установок 90-К. Из-за отсутствия катапульт, которые остались в Ленинграде, и для усиления зенитного во­оружения на их месте установили шесть 37-мм автоматов.

Первый из крейсеров — «Калинин» (главный строитель А.З.Голланд), постро­енный с помощью ленинградского завода № 189, был выведен из дока 8 мая 1942 года. Перебазирование его во Владивос­ток для окончательной достройки и сдачи вылилось в целую операцию, которая ясно обозначила проблемы строительства боль­ших кораблей в Комсомольске-на-Амуре.

После проведения госиспытаний предсе­датель приемной комиссии и командир ко­рабля (капитан 1 ранга А.В.Волков) подпи­сали приемный акт с замечанием об отсут­ствии на крейсере авиационного вооруже­ния. В состав ТОФ крейсер вошел 31 декаб­ря 1942 года. Приемный акт был утвержден заместителем Наркома ВМФ СССР адми­ралом Л.М.Галлером 20 февраля 1943-го.

Полное водоизмещение корабля увели­чилось до 10 040 т (главным образом, из-за усиления прочности днища в кормовой части корпуса), скорость полного хода на испытаниях составила 35 узлов при мощ­ности турбин 109500л.с., максимальная ско­рость — 36 узлов при мощности 126 900 л.с. Дальность плавания 17-узловым ходом при мощности 8200 л.с. и максимальном запа­се топлива 1707 т — 5590 миль.

Примерно такие же характеристики были получены для крейсера «Лазарь Каганович», строившегося с помощью николаевского завода № 198. По ряду причин его вывели из дока только 7 мая 1944 года. Так, например, в начале декабря 1942-го произошел частич­ный обвал девяти ферм деревянных пере­крытий вместе с кровлей эллинга «В» над доком № 8. Средняя часть корабля оказа­лась завалена обломками и лишь по счаст­ливой случайности обошлось без жертв — обвал произошел рано утром, когда ни в доке, ни на крейсере не было людей. Кроме того, рулевую машину, предназначенную для «Кагановича», отправили в Поти для восста­новления крейсера «Молотов».

С 15 по 26 августа 1944 года был осу­ществлен перевод корабля во Владивос­ток. 30 октября на нем завершили ходовые испытания и до конца года успели прове­сти государственные. Достигнутая скорость составила 35,65 узла, дальность плавания экономическим ходом — 4480 миль. На испытаниях обнаружили недостаточный зазор в боевом штыре второй башни ГК, затруднявший ее поворот. Имелся ряд не­завершенных работ по установке брони торпедных аппаратов и элеваторов, обору­дованию бензохранилища, а также по за­мерам магнитного поля и регулировке раз­магничивающего устройства. Тем не ме­нее, 6 декабря корабль был условно сдан флоту. ГКО постановлением от 7 января 1945 года обязал Наркомсудпром закон­чить бронирование торпедных аппаратов и бензохранилища к маю того же года. Пра­вительство не утверждало приемный акт по крейсеру до устранения замечаний и реализации предложений по улучшению его боевых качеств. Акт был подписан лишь 29 января 1947 года.

Сметная стоимость постройки «Калини­на» и «Лазаря Кагановича» достигла 108 и 111,2 млн руб. соответственно против 60 млн руб. для головного крейсера «Максим Горький». Сметная стоимость работ заво­да № 189 составила 18 млн руб., завода № 198 — 21,2 млн руб. Плановый объем работ завода № 189 по каждому из этих кораблей оценивался в 90 млн руб. В целом при такой кооперации стоимость даль­невосточных крейсеров получалась в 1,8 раза выше, чем постройка кораблей в за­падных регионах страны.

Программа военно-морского судостро­ения на 1933—1938 годы (постановление СТО от 11.7.1933) предусматривала стро­ительство 8 легких крейсеров, а програм­ма «крупного морского судостроения», утвержденная Совнаркомом 26 июня 1936 года, — 15 крейсеров типа «Киров» (8 для ТОФ, 3 —КБФ, 4 —ЧФ) в течение 1937— 1943 годов. Но эти планы полностью не были осуществлены. В итоге в течение 9 лет были построены шесть кораблей: «Ки­ров» и «Ворошилов» — по проекту 26, «Максим Горький», «Молотов», «Калинин» и «Лазарь Каганович» — по проекту 26-бис.