«Максим Горький»

 

Еще официально не вступивший в строй головной крейсер проекта 26-бис «Максим Горький» 27 июля 1940 года участвовал в военно-морском параде на Неве в честь Дня ВМФ. 13—14 декабря, после поднятия флага, совместно с дивизионом новых эс­минцев он перебазировался в Таллин. 4 мая следующего года крейсер вышел на рейд для отработки задач боевой подготов­ки, а затем выполнял учебные стрельбы, в том числе три — главным калибром. 14 июня в составе ОЛС он перешел из Тал­лина в Усть-Двинск.

В первый же день войны отряд минных заградителей и эсминцев под флагом ко­мандующего эскадрой КБФ контр-адмира­ла Д.Д.Вдовиченко начал постановку обо­ронительного минного заграждения в устье Финского залива. Для прикрытия его от уда­ров противника со стороны моря в 17.57 из Усть-Двинска вышел отряд кораблей под ко­мандованием начальника штаба ОЛС капи­тана 2 ранга И.Г.Святова в составе крейсе­ра «Максим Горький» и эсминцев «Гнев­ный», «Гордый» и «Стерегущий». Прикры­тие потребовалось из-за того, что наблюдательные посты ВМБ Ханко обнаружили у банки Олег вражеские корабли, классифи­цированные как крейсер, два эсминца, тральщики и сторожевые корабли. Счита­лось, что противник укрылся в шхерах для срыва минных постановок.

Дозорный тральщик БТЩ-216 еще на рассвете 22 июня обнаружил севернее ос­трова Хиума минное поле, о чем сообщил в штаб флота. Но донесение не было уч­тено. Довлело указание Москвы «не под­даваться на провокации». Как ни парадок­сально, но в Усть-Двинске, где базирова­лась значительная часть флота, не было ни одного быстроходного тральщика, по­этому рассчитывать приходилось только на собственные параваны-охранители. Чтобы прибыть в назначенный квадрат в установ­ленное время, отряд должен был преодо­леть 180 миль 22-узловым ходом. Парава­ны же эффективно работали при скорости хода от 14 до 18 узлов.

Корабли миновали Ирбенский пролив и около трех часов ночи 23 июня, снизив ско­рость до 18 узлов, начали маневрирование вблизи маяка Тахкуна, следуя переменны­ми курсами. В 3.35 в 16— 18 милях к севе­ро-западу от маяка подорвался на мине эсминец «Гневный» — ему оторвало носо­вую оконечность корпуса. Сразу же после этого «Максим Горький» и «Стерегущий» повернули «все вдруг» на обратный курс.

В 4.21 крейсер подорвался на мине в точке с координатами 59°20' с.ш. и 22°00' в.д. Центр взрыва пришелся на левый борт око­ло 24-го шп. на высоте 1,5—2 м. от киля. Носовая оконечность корпуса, оторванная по линии, соединяющей центр взрыва с 47-м шп. на палубе полубака, перевернулась вверх форштевнем и быстро затонула. Рай­он повреждений ограничивался 55-м шп. Траверзная переборка на 61-м шп. не по­страдала и сохранила водонепроницае­мость. Чтобы устранить дифферент на нос, были затоплены кормовые дифферентные и креповые отсеки, а затем и кормовое под­башенное отделение. Переборки на 61-м и 83-м шп. подкрепили деревянными упора­ми. Выяснив состояние корабля и машин, в 4.31 командир, боясь разрушения носовой переборки, дал задний ход. Но крейсер опи­сывал циркуляцию и не слушался руля. Ко­мандир пошел на риск и дал машинами «ма­лый вперед». Траверзная переборка выдер­жала, скорость постепенно повысили до 8 узлов. После ряда мероприятий, осуществ­ленных личным составом по обеспечению живучести, крейсер пошел своим ходом, развивая до 12 узлов (при этом машины давали 109 об/мин, что соответствовало 16 узлам в нормальных условиях).

Командир крейсера решил не возвра­щаться в Таллин, а идти к ближайшему бе­регу — острову Вормси. На переходе сиг­нальщики трижды сообщили об обнаруже­нии подводных лодок. Каждый раз корабль, сохранивший свою боеспособность и по­движность, выполнял маневр уклонения от возможных атак и открывал огонь из 100-мм и 45-мм орудий. В 8.30 «Максим Горь­кий», сопровождаемый эсминцем «Стере­гущий», подошел к юго-западной оконечности острова Вормси, но стать на якорь не мог, поскольку становые якоря затонули вместе с носовой оконечностью, а стоп-анкер был потерян в результате сотрясения от взрыва. Чтобы крейсер не вынесло тече­нием на камни, его приткнули носом к мели и приняли балласт в носовые отсеки с та­ким расчетом, чтобы он сел на грунт носо­вой частью в районе 46—70 шп., а винты и руль оставались на глубине, даже если ко­рабль развернет течением.

В 12.40 к «Максиму Горькому» подошел лидер «Минск» под флагом командующе­го эскадрой. Д.Д.Вдовиченко осмотрел по­вреждения крейсера и определил необхо­димые мероприятия для его дальнейшего перехода. В помощь поврежденному кораб­лю был сформирован отряд, который возгла­вил командир ОВРа главной базы капитан 2 ранга А.А.Милешкин (флаг на БТЩ-208 «Шкив»). В него вошли дивизион БТЩ, эс­минцы «Артем» и «Володарский», 5 кате­ров МО, спасательное судно «Нептун» и гидрографическое судно «Лоод».

В 21.15 от сигнальщиков крейсера по­ступил доклад о якобы обнаруженной под­водной лодке, и правая 100-мм батарея дала по ней два залпа. В 21.35 из Таллина подошли дивизион БТЩ, буксир «Зарница» и вспомогательное судно «Кама». К 23.55 на «Каму» было выгружено 1200 180-мм полузарядов из погребов 1-й и 2-й башен и 6 боевых зарядных отделений торпед.

В 7.35 24 июня прибыли эсминцы «Ар­тем» и «Володарский». К 8 часам утра во­долазные работы завершили. На разру­шенную часть носовой оконечности был надет пластырь. Перед переборкой 61-го шп. установили деревянный барьер для защиты ее от ударов волн. Из бревен, пла­стыря и парусины соорудили фальшнос для уменьшения сопротивления. В 9.00 подошедшее спасательное судно «Нептун» приняло буксирный трос с кормы крейсе­ра, а «Зарница» — с носа. Из носовых от­секов откачали воду, и в 9.44 корабль со­шел с мели. В 9.53 крейсер отдал кормо­вой буксир, а в 10.09 начал движение сво­им ходом. Весь караван двинулся в путь, головным шел БТЩ-208, за ним строем уступа влево еще три БТЩ, затем «Стере­гущий», «Артем», «Володарский», конце­выми шли крейсер и спасательное судно.

В 11.58 у банки Лайне головной БТЩ подорвался на магнитной мине и быстро затонул. На нем погибли командиры ОВРа и дивизиона БТЩ, а также все документы на переход. «Максим Горький» немедлен­но отработал назад и начал самостоятель­но разворачиваться на обратный курс. В 14.20 отряд вернулся к острову Вормси; по пути крейсер дважды открывал огонь из 100-мм орудий — по обнаруженному пе­рископу (в 12.26) и самолету (в 12.52). Что­бы удержать корабль в проливе, с него по­дали буксир на спасательное судно «Неп­тун», вставшее на якорь.

Однако задерживаться у Вормси было опасно — над кораблями то и дело появ­лялись вражеские разведчики. В 18.00 с помощью спасательного судна «Максим Горький» начал разворот для выхода из пролива, в 18.12 он отдал буксир и пошел своим ходом. И.Г.Святов повел крейсер не по фарватеру, а вблизи берега, по малым глубинам, имея под килем не более 1,5 м воды. Головным шел БТЩ-218, за ним — остальные тральщики, эсминец «Артем», в кильватер ему — «Максим Горький», справа от крейсера — «Стерегущий», три ТКА и два МО, слева — «Володарский» и столько же катеров.

В ночь на 25 июня отряд прибыл на Тал­линский рейд. Снова был подан буксир на вставший на якорь «Нептун». В 6.42 три буксира повели крейсер в Купеческую га­вань, и в 8.40 он ошвартовался у Северно­го мола.

После тщательного обследования по­вреждений офицеры техотдела флота под­твердили, что крейсер может идти в Крон­штадт. Переход был намечен на 27 июня. Приняли решение идти по прибрежному фарватеру. В 2.16 «Максим Горький» в охранении трех эсминцев и катеров МО вы­шел за тралами шести БТЩ, шедших в строю двойного уступа. На переходе траль­щики подсекли 4 мины. Из Нарвского за­лива в Лужскую губу отряд прошел через сложный пролив Хайлода, где до войны не появлялся ни один крупный корабль. В 18.30 крейсер был на Большом Кронштадтском рейде. При переходе из Таллина в Кронштадт он развивал до 13—14 узлов, большая скорость грозила опасностью — от напора воды могла разрушиться пере­борка 61-го шп.

В 20.00 буксир КП-1 провел корабль в ворота гавани, а в 20.44 он вошел в док имени Велещинского. К 5.00 28 июня с него выгрузили весь боезапас, а в 15.15 «Мак­сим Горький» встал на кильблоки.

Выполнять срочные восстановительные работы поручили заводу № 189. В Крон­штадт прибыла группа специалистов заво­да под руководством главного инженера В.С.Боженко. После обсуждения было ре­шено построить на стапеле завода новую носовую оконечность, спустить ее на воду, отбуксировать в Кронштадт и затем соеди­нить в доке с корпусом корабля. Такой спо­соб восстановления одобрили главный конструктор корабля А.Й.Маслов и видный ученый-кораблестроитель член-корреспон­дент АН СССР Ю.А.Шиманский. Ответствен­ным руководителем по ремонту крейсера назначили старшего строителя А.С.Мона­хова, от ЦКБ-17 была выделена оператив­ная группа во главе с Н.А.Киселевым, от КБ завода № 189 — конструкторская груп­па под руководством П.Н.Кочерова.

За восемь дней в доке были произведе­ны обрезка и зачистка рваных участков об­шивки и набора корпуса, определены места пристыковки новой носовой оконечности, произведен ремонт отдельных поврежден­ных участков корпуса. После этого корабль вывели из дока и поставили носом к стенке Морского завода. 3 июля на восточном ста­пеле завода № 189 начали постройку носо­вой оконечности, для которой удалось ис­пользовать отливки форштевня, клюзов и судовое оборудование недостроенных крей­серов проекта 68. Круглосуточный ударный труд четырехсот судостроителей позволил изготовить ее всего за 15 дней. 18 июля 150-тонную носовую оконечность спустили на воду с принятым для остойчивости водяным балластом (120 т). При спуске, в качестве меры предосторожности, ее поддерживал 200-тонный плавучий кран. В ночь с 20 на 21 июля носовую оконечность отбуксировали в Кронштадт и сразу же ввели в док — на тех же спусковых салазках, на которых она была спущена на воду со стапеля. Затем в док вошел и сам поврежденный крейсер. После откачки воды отсек подтянули, состыковали и заклепали. Чтобы обеспечить светомаски­ровку при проведении сварочных и газоре­зательных работ, над доком соорудили из брезента светонепроницаемый шатер, пол­ностью закрывший носовую часть корабля. Во время ремонта были также исправлены погнутые кромки лопастей левого гребного винта и смонтировано размагничивающее ус­тройство, а также сняты катапульта и 45-мм орудия, а на их месте установлены 10 37-мм автоматов 70-К.

2 августа корабль вывели из дока, а 12-го он вышел на рейд для проверки механиз­мов, оборудования, размагничивающего устройства и проведения ходовых испыта­ний. Вместо намеченных трех месяцев на восстановление «Максима Горького» ушло всего 43 дня.

18 августа четыре буксира ввели крей­сер в Лесную гавань. Уже на следующий день его 100-мм орудия открыли огонь по самолетам противника. 24 августа он пе­ребазировался из Кронштадта в Ленин­град, пройдя по Морскому каналу без бук­сиров, и ошвартовался у Хлебного мола торгового порта.

Крейсер был включен в систему артил­лерийской обороны города, и 4 сентября его артиллерия впервые открыла огонь по наступавшим в районе Белоострова фин­ским войскам. Затем «Максим Горький» участвовал в отражении сентябрьского штурма Ленинграда. С 7 по 17 сентября, в период наиболее напряженных боев, он систематически обстреливал наступавшие вражеские войска в районе Красное Село, Тайцы. Так, 11 сентября корабль выполнил 10 стрельб главным калибром, выпустив 285 снарядов по немецким войскам.

Начиная с 12 сентября 100-мм орудия крейсера ежедневно открывали огонь по немецким самолетам, бомбившим порт. К середине месяца линия фронта настоль­ко приблизилась к городу, что артиллерия про­тивника получила возможность вести огонь прямой наводкой по неподвижному кораб­лю. 16-го числа в него попал один 127-мм снаряд, а 17-го — четыре (два пробили верх­нюю палубу и надводный борт, третий — трубу, четвертый — надстройку; 7 моряков были убиты, 28 ранены, возникшие пожары быстро ликвидировали). Чтобы корректиро­вать огонь своей артиллерии по кораблям, немцы в этот день в районе Красного села подняли аэростат с наблюдателями. Артиллеристы «Максима Горького» сделали по нему несколько выстрелов, после чего аэро­стат взмыл вверх и исчез (вероятно, пере­било привязной трос).

21 сентября в крейсер попали три тяже­лых снаряда, в результате был разбит хо­довой мостик, девять моряков погибли, се­мерых ранило. Дальнейшая стоянка на от­крытой позиции грозила кораблю неминуе­мой гибелью. Его командир капитан 1 ранга А.Н.Петров с разрешения штаба эскадры сменил огневую позицию. Поскольку крей­сер не мог развернуться в акватории порта, то он задним ходом, без помощи буксиров, против течения, прошел Морским каналом и укрылся в Гутуевском ковше, затратив на переход и швартовку всего 20 минут. Это был маневр, на который едва ли кто-нибудь отважился в мирное время.

На следующий день в 6.00 корабль от­дал швартовы, и буксиры вывели его в Неву, поставив к левому берегу у завода № 194, а 23 сентября в 15.00 крейсер по­дошел к стенке завода № 189 для ремон­та. Уже 3 октября его отбуксировали к Же­лезной стенке торгового порта вблизи ус­тья Фонтанки, хотя устранение поврежде­ний продолжалось до 8-го числа. 22 и 24 октября противник обстреливал неподвиж­ный корабль, и поэтому в дальнейшем при выполнении ответных стрельб командир крейсера старался менять позицию. 1 и 2 ноября «Максим Горький» четыре раза вел огонь по поселку Володарского, 22 и 23 — по батареям противника. Несмотря на то, что корабль менял места стоянки, ему не удавалось избежать попаданий. Так, 22-го вражеский снаряд попал в полубак перед 1-й башней. 29 ноября впервые позиции противника обстреливали из 100-мм ору­дий крейсера. 20, 23 и 25 декабря его ар­тиллерия открывала огонь по узлам сопро­тивления немцев, содействуя войскам 42-й армии. Последние в 1941 году залпы «Горь­кого» прозвучали 27 декабря.

Поскольку 28 ноября 1941 года Военным советом КБФ было принято решение о пре­кращении отопления кораблей нефтью, с 5 декабря крейсер перевели на отопление уг­лем; на корабле оставили лишь аварийный запас — 60 т мазута. Для утепления внутрен­них помещений верхнюю палубу покрыли толстым слоем шлака, на люки и входы сде­лали тамбуры. В целях маскировки борта и надстройки покрасили белилами.

Все стоявшие на Неве и в ее притоках корабли были объединены в группы, «Максим Горький» вошел в состав 2-й группы, базировавшейся в торговом порту. На зим­ний период ему установили оперативную готовность 6 суток, в постоянной готовнос­ти он должен был иметь одну башню глав­ного калибра.

Зимой 1941/42 года неподвижно стояв­ший крейсер неоднократно обстреливался немецкой артиллерией. 21 января в него попал 6-дюймовый снаряд, в результате чего вышло из строя 100-мм орудие. Глав­ный калибр корабля привлекался к контр­батарейной борьбе. 8 и 9 февраля «Мак­сим Горький» обстреливал батареи против­ника на Вороньей горе, израсходовав 29 180-мм снарядов.

С 28 марта по 30 апреля 1942 года нем­цы осуществляли операцию «Айштосс» по уничтожению кораблей КБФ. 4 апреля не­мецкие бомбардировщики сбросили на «Максим Горький» более 70 бомб, две из них разорвались на стенке в 5—7 м от бор­та в районе 2-й башни, а одна — в воде, в 3—4 м от правого борта напротив боевой рубки. Однако крейсер отделался незначи­тельными повреждениями. На следующий день налет повторился, и опять без резуль­татов для Люфтваффе. 22 апреля крейсер обстрелял батареи противника в районе Лигово. Самым тяжелым днем для кораб­лей, стоявших на Неве, стало 24 апреля, когда «Максим Горький» атаковали 10 бом­бардировщиков Ю-88, 12 пикировщиков Ю-87 и 15 истребителей Ме-109. Налет со­провождался артобстрелом, радисты крей­сера засекли работу вражеского корректи­ровщика, находившегося в районе стоян­ки корабля. Свыше 150 бомб и 50 снаря­дов разорвались буквально рядом. Прямых попаданий не было, но от осколков погиб­ли три краснофлотца, пятерых ранило. На берегу загорелся портовый склад, а также стоявший по носу крейсера транспорт, для их тушения были посланы аварийные партии. Зенитчики «Максима Горького» в этот день сбили два самолета. Крейсеру следовало сменить стоянку, но лед был еще крепок, а буксиры и ледоколы не име­ли топлива. Налеты повторились 25 и 27 апреля, когда вслед за начавшимся артоб­стрелом корабль подвергся новым воздуш­ным атакам. Всего 27 апреля рядом с крей­сером разорвалось 15 авиабомб и около 100 снарядов, осколки которых сделали множество мелких пробоин. В этот день зенитчики «Максима Горького» сбили два Ю-87. При отражении налетов авиации противника на крейсере израсходовали в апреле 504 100-мм, 1377 37-мм снарядов и 2181 12,7-мм патронов. Прямых попада­ний немцы не добились, но от сотрясений вышли из строя большинство приемников и передатчиков, дальномеры, котел № 3, лоп­нула лапа турбины низкого давления носово­го ГТЗА. Только вечером 28 апреля крейсер перевели к достроечной стенке завода № 196

(во время ремонта на нем дополнительно установили три 37-мм автомата).

В мае — июне 1942-го крейсер поддер­живал своим огнем Невскую и Приморскую оперативные группы Ленинградского фрон­та, в августе он выполнил три стрельбы по батареям противника в районе совхоза «Беззаботное». Всего за 1942 год главный калибр крейсера провел 9 боевых стрельб, выпустив по немцам 86 180-мм снарядов.

Зимой 1942/43 года были капитально отремонтированы турбо-генераторы, вы­полнен ремонт дизель-генераторов и ба­шен главного калибра, всю верхнюю палу­бу крейсера покрыли броневыми плитами толщиной 30 — 37 мм в два слоя (общий вес плит — 225 т).

Летом «Максим Горький» участвовал в контрбатарейной борьбе: 9 июля с позиции у завода «Судомех» и 17 августа от Же­лезной стенки торгового порта крейсер об­стреливал батареи фашистов в районе Знаменское, Коркули, израсходовав 106 снарядов главного калибра.

В январе 1944 года, накануне операции по снятию блокады Ленинграда, крейсер был включен в состав 2-й группы морской артиллерии. Корабли должны были разру­шать узлы сопротивления, командные пун­кты, склады противника. 13 и 14 января орудия главного калибра «Максима Горь­кого» произвели несколько выстрелов по вражеским укреплениям. Но основной удар пришелся на 15 января: 276 снарядов, или 27 т смертоносного металла обрушили в этот день его орудия на позиции неприяте­ля. Были отмечены три взрыва и большой пожар. С выходом наших войск на ближ­ние подступы к основным узлам сопротив­ления немцев — Красное Село и Ропша на крейсера 2-й группы была возложена за­дача массированными огневыми ударами, чередующимися с методическим огнем, парализовать пути сообщения отходившей петергофско-стрельнинской группировки противника, уничтожать скопления его жи­вой силы и техники. С 16 по 19 января ар­тиллерия крейсера выпускала в день от 60 до 140 снарядов; 24 января она содейство­вала наступлению 67-й армии и войск Вол­ховского фронта на Тосненском направле­нии. За время проведения операции крейсер выпустил по врагу 701 снаряд главно­го калибра.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1944 года «За образцо­вое выполнение боевых заданий командо­вания на фронте борьбы с немецко-фаши­стскими захватчиками и проявленные при этом личным составом доблесть и муже­ство» крейсер «Максим Горький» был на­гражден орденом Красного Знамени.

В июне 1944-го «Максим Горький» в со­ставе 4-й артиллерийской группы поддержи­вал огнем своих орудий наступление частей Красной Армии на выборгском направлении, уничтожая укрепления линии Маннергейма. 9 июня крейсер выпустил 100 снарядов глав­ного калибра по району Куоккала.

В 1941 — 1944 годах корабль выполнил 126 боевых стрельб, выпустил 2300 180-мм снарядов. Отражая налеты вражеской авиа­ции, его зенитчики сбили пять самолетов.

Командиры в годы войны: капитан 2 ранга (затем капитан 1 ранга) А.Н.Петров; с 7 янва­ря 1942 года — капитан 2 ранга (затем капи­тан 1 ранга) И.Г.Святов; с 18 февраля 1943 года — капитан 1 ранга А.Г.Ванифатьев.

25 февраля 1946 года «Максим Горький» вошел в состав эскадры Южно-балтийско­го флота (4-й ВМФ), перешел в Лиепаю, а затем в Балтийск. На крейсере располагал­ся штаб эскадры. В октябре того же года крейсер с пятью эсминцами находился в море на учениях. 7 ноября 1947 года он при­был в Ленинград для участия в параде.

В декабре 1950-го на корабле (командир— капитан 2 ранга П.М.Гончар) проводились, и весьма успешно, испытания первого совет­ского корабельного вертолета Ка-10 в присут­ствии главного конструктора Н.И.Камова. Для взлета и посадки аппарата на палубе юта на­несли белый квадрат размерами 7x7 м. Сам вертолет со снятыми лопастями установили на шкафуте у среза полубака. Площадку для стоянки выбрали очень удобную — винтокры­лая машина не мешала даже стрельбе из главного калибра. Никаких других доработок на крейсере для ее эксплуатации не потре­бовалось, только во время полетов «срубал­ся» кормовой флагшток. Методика выполне­ния взлета и посадки отрабатывалась при раз­личных направлениях и скоростях воздушно­го потока над палубой. Для этого крейсер хо­дил разными курсами, изменяя скорость хода — от малого до полного. Первая посад­ка вертолета на палубу прошла 7 декабря.

Летом 1953 года «Максим Горький» пе­решел в Кронштадт, чтобы осенью встать на капитальный ремонт и модернизацию. 16 июня его включили в состав кораблей Кронштадтской военно-морской крепости. В июле того же года он в последний раз воз­главил парад кораблей на Неве в честь Дня ВМФ, а в декабре встал на капремонт и модернизацию на завод № 194. 17 февра­ля 1956 года корабль был выведен из бое­вого состава КБФ и переформирован в опытовый крейсер, а 18 апреля 1959-го исклю­чен из состава ВМФ и передан на слом.