«Калинин»

 

Почти одновременно с вступлением крей­сера в строй, в ноябре 1942 года в составе ТОФ был сформирован отряд легких сил, флагманом которого стал «Калинин». Выходы корабля в Уссурийский залив для боевой подготовки обеспечивались ОВР главной базы (ТЩ, МО, ТКА) и самолетами ПЛО.

В июле — октябре 1942 года с ТОФ на СФ по Северному морскому пути перешел отряд кораблей — лидер и два эсминца (ЭОН-18). Тогда же начальник оперативного управле­ния ВМФ контр-адмирал В.А.Алафузов пред­ложил наркому Н.Г.Кузнецову перевести на север достраивающийся во Владивостоке крейсер. К этому вопросу вернулись в нача­ле 1943-го, после вступления «Калинина» в строй, поскольку СФ по численности круп­ных надводных кораблей значительно усту­пал противнику. Были проработаны два ва­рианта перехода: по Северному морскому пути — 6750 миль (70 суток) и через Панам­ский канал — 16 500 миль (113 суток). Коман­дование ВМФ выбрало первый маршрут, по которому шла экспедиция ЭОН-18.

3 марта 1943 года Н.Г.Кузнецов обратился к председателю ГКО И.В.Сталину и его заме­стителям В.М.Молотову и А.И.Микояну с просьбой разрешить перевод с ТОФ на СФ крейсера «Калинин» и одного эсминца. По­скольку ответа не последовало, нарком ВМФ 14 апреля вторично обращается к Сталину с просьбой решить вопрос о переводе кораб­лей в ближайшие дни — иначе переход в на­вигацию текущего года не мог быть осуществлен. Постановление ГКО, наконец, было принято, и 24 апреля вышел приказ наркома ВМФ № 00122 (за наркома его подписал ад­мирал Л.М.Галлер) о переводе кораблей. Началась подготовка к переходу, в которой кроме ВМФ участвовали наркоматы судостро­ительной промышленности, морского и реч­ного транспорта, Главное управление Севморпути при СНК СССР На заводе № 199 из­готовили ледовые якоря и два ледовых (стальных) винта диаметром 3,5 м со съем­ными лопастями. По расчетам крейсер с эти­ми винтами мог развить скорость до 27 уз­лов. Для их смены и устранения возможных повреждений после прохождения наиболее тяжелого ледового участка трассы Севморпути (по опыту ЭОН-18) в Луковой протоке Енисея создавался ремонтный пункт, для ко­торого в Игарке строился кормовой кессон. В мае крейсер встал в ремонт на заводе № 202. На нем произвели подкрепление око­нечностей корпуса, а в доке начали установ­ку «ледовой шубы». Работы по подготовке к переходу были совмещены с текущим ремон­том и монтажом нового зенитного вооруже­ния (орудий 90-К и 37-мм автоматов).

4 мая нарком подписал приказ № 00127 о формировании «Особого отряда кораблей» в составе крейсера «Калинин» и эсминца «Ревностный» (командир — контр-адмирал С.Ф.Белоусов). Дату выхода из Владивосто­ка назначили на 25 июня 1943 года. Корабли должны были следовать Татарским и Первым Курильским проливами. Для уменьшения осадки крейсера он должен был идти с поло­винными запасами топлива, воды и масла. При этом его водоизмещение составляло 8960 т, осадка с «шубой»: носом 6,1 м, кор­мой — 6,2 м. Планировалось, что в бухте Про­видения отряд встретят танкеры «Камчатка», «Лок-Батан» и транспорт «Уралмаш». 10 июня из Архангельска в Восточный сектор Арктики предполагалось направить 4 ледокола.

Подготовка кораблей шла полным хо­дом, «шуба» на крейсере была установле­на на 80%, но 1 июня нарком ВМФ подпи­сал приказ № 00151 об отмене перехода — «По указанию Правительства перевод крейсера «Калинин» и эсминца «Ревност­ный» на СФ отменить». Крейсер вывели из дока и почти год он проплавал с «шубой» — ее сняли только в мае 1944-го.

Следующим летом, накануне войны с Япо­нией, «Калинин» стоял в гарантийном ремон­те на заводе № 202. Оперативные планы не предусматривали его боевое использование.

В 1946-м по итогам года «Калинин» занял 1-е место на Тихоокеанском флоте, завоевав 4 флотских приза. С17 января 1947 по 23 мая 1953 года он находился в составе 5-го ВМФ, затем — в составе ТОФ. В 1951-м выходил в море на стрельбы под флагом командующе­го 5-м флотом Ю.А.Пантелеева, на нем присутствовали Главнокомандующий войсками Дальнего Востока маршал Р.Я.Малиновский, командующий войсками Приморского ВО ге­нерал С.С.Бирюзов. В октябре 1954 года крей­сер (капитан 1 ранга Б.В.Казенный) выходил в море с правительственной комиссией (Н.С.Хрущев, А.И.Микоян, Н.А.Булганин, Р.Я.Малиновский, Н.Г.Кузнецов), посетившей ТОФ, и выполнил показательную стрельбу главным калибром по щиту.

7 мая 1956 года корабль вывели из бое­вого состава, законсервировали и постави­ли во Владивостоке на отстой, но 1 декаб­ря 1957-го расконсервировали и опять вве­ли в строй. После 6 февраля 1960 года «Ка­линин» был разоружен и переклассифици­рован в ПКЗ, а 12 апреля 1963-го исклю­чен из состава флота.