«Калинин»
Почти одновременно с вступлением крейсера в строй, в ноябре 1942 года в составе ТОФ был сформирован отряд легких сил, флагманом которого стал «Калинин». Выходы корабля в Уссурийский залив для боевой подготовки обеспечивались ОВР главной базы (ТЩ, МО, ТКА) и самолетами ПЛО.
В июле — октябре 1942 года с ТОФ на СФ по Северному морскому пути перешел отряд кораблей — лидер и два эсминца (ЭОН-18). Тогда же начальник оперативного управления ВМФ контр-адмирал В.А.Алафузов предложил наркому Н.Г.Кузнецову перевести на север достраивающийся во Владивостоке крейсер. К этому вопросу вернулись в начале 1943-го, после вступления «Калинина» в строй, поскольку СФ по численности крупных надводных кораблей значительно уступал противнику. Были проработаны два варианта перехода: по Северному морскому пути — 6750 миль (70 суток) и через Панамский канал — 16 500 миль (113 суток). Командование ВМФ выбрало первый маршрут, по которому шла экспедиция ЭОН-18.
3 марта 1943 года Н.Г.Кузнецов обратился к председателю ГКО И.В.Сталину и его заместителям В.М.Молотову и А.И.Микояну с просьбой разрешить перевод с ТОФ на СФ крейсера «Калинин» и одного эсминца. Поскольку ответа не последовало, нарком ВМФ 14 апреля вторично обращается к Сталину с просьбой решить вопрос о переводе кораблей в ближайшие дни — иначе переход в навигацию текущего года не мог быть осуществлен. Постановление ГКО, наконец, было принято, и 24 апреля вышел приказ наркома ВМФ № 00122 (за наркома его подписал адмирал Л.М.Галлер) о переводе кораблей. Началась подготовка к переходу, в которой кроме ВМФ участвовали наркоматы судостроительной промышленности, морского и речного транспорта, Главное управление Севморпути при СНК СССР На заводе № 199 изготовили ледовые якоря и два ледовых (стальных) винта диаметром 3,5 м со съемными лопастями. По расчетам крейсер с этими винтами мог развить скорость до 27 узлов. Для их смены и устранения возможных повреждений после прохождения наиболее тяжелого ледового участка трассы Севморпути (по опыту ЭОН-18) в Луковой протоке Енисея создавался ремонтный пункт, для которого в Игарке строился кормовой кессон. В мае крейсер встал в ремонт на заводе № 202. На нем произвели подкрепление оконечностей корпуса, а в доке начали установку «ледовой шубы». Работы по подготовке к переходу были совмещены с текущим ремонтом и монтажом нового зенитного вооружения (орудий 90-К и 37-мм автоматов).
4 мая нарком подписал приказ № 00127 о формировании «Особого отряда кораблей» в составе крейсера «Калинин» и эсминца «Ревностный» (командир — контр-адмирал С.Ф.Белоусов). Дату выхода из Владивостока назначили на 25 июня 1943 года. Корабли должны были следовать Татарским и Первым Курильским проливами. Для уменьшения осадки крейсера он должен был идти с половинными запасами топлива, воды и масла. При этом его водоизмещение составляло 8960 т, осадка с «шубой»: носом 6,1 м, кормой — 6,2 м. Планировалось, что в бухте Провидения отряд встретят танкеры «Камчатка», «Лок-Батан» и транспорт «Уралмаш». 10 июня из Архангельска в Восточный сектор Арктики предполагалось направить 4 ледокола.
Подготовка кораблей шла полным ходом, «шуба» на крейсере была установлена на 80%, но 1 июня нарком ВМФ подписал приказ № 00151 об отмене перехода — «По указанию Правительства перевод крейсера «Калинин» и эсминца «Ревностный» на СФ отменить». Крейсер вывели из дока и почти год он проплавал с «шубой» — ее сняли только в мае 1944-го.
Следующим летом, накануне войны с Японией, «Калинин» стоял в гарантийном ремонте на заводе № 202. Оперативные планы не предусматривали его боевое использование.
В 1946-м по итогам года «Калинин» занял 1-е место на Тихоокеанском флоте, завоевав 4 флотских приза. С17 января 1947 по 23 мая 1953 года он находился в составе 5-го ВМФ, затем — в составе ТОФ. В 1951-м выходил в море на стрельбы под флагом командующего 5-м флотом Ю.А.Пантелеева, на нем присутствовали Главнокомандующий войсками Дальнего Востока маршал Р.Я.Малиновский, командующий войсками Приморского ВО генерал С.С.Бирюзов. В октябре 1954 года крейсер (капитан 1 ранга Б.В.Казенный) выходил в море с правительственной комиссией (Н.С.Хрущев, А.И.Микоян, Н.А.Булганин, Р.Я.Малиновский, Н.Г.Кузнецов), посетившей ТОФ, и выполнил показательную стрельбу главным калибром по щиту.
7 мая 1956 года корабль вывели из боевого состава, законсервировали и поставили во Владивостоке на отстой, но 1 декабря 1957-го расконсервировали и опять ввели в строй. После 6 февраля 1960 года «Калинин» был разоружен и переклассифицирован в ПКЗ, а 12 апреля 1963-го исключен из состава флота.