Модернизации
К концу 1940-х годов подошел срок капитального ремонта балтийских и черноморских крейсеров, имевших, к тому же, различной тяжести повреждения. Учитывая недостаточную мощность судоремонтных заводов, считалось целесообразным выполнять капитальные ремонты наиболее ценных кораблей на судостроительных заводах. Предлагалось принять в 1948—1950 годах в капремонт крейсера «Киров» и «Максим Горький» на ленинградский завод № 189, а «Ворошилов» — на николаевский завод № 444 (бывший № 198). Однако эти предприятия были загружены строительством новых кораблей, в том числе крейсеров проектов 68-К и 68-бис, и под этим предлогом отказывались от выполнения программы судоремонта.
Только в конце 1949 года «Киров» встал на ленинградском заводе № 194 в ремонт, который закончился лишь в конце 1954-го. На севастопольском заводе № 497 с 1952 по 28 января 1955 года прошел капитальный ремонт и модернизацию крейсер «Молотов».
ЦКБ-17, разработавшее проекты 26 и 26-бис, было загружено работами по строившимся крейсерам проектов 68-К и 68-бис, поэтому к ремонту крейсеров привлекли новые, созданные уже после войны конструкторские бюро. Проект модернизации «Кирова» создавался в ЦКБ-15 (Ленинград), а «Молотова» — в ЦКБ-56 (Севастополь). Оба проекта, утвержденные постановлением правительства от 18 сентября 1951 года, предусматривали усиление и унификацию зенитного вооружения, установку новых средств обнаружения и связи. Механизмы энергоустановки и судовые системы капитально ремонтировались.
100-мм установки Б-34 заменялись на модифицированные Б-34УСМ («Киров») и Б-34УСМА («Молотов»), имевшие дистанционное наведение, усовершенствованную систему управления стрельбой «Зенит-26» и новые стабилизированные посты наводки СПН-500. На смену разнообразной малокалиберной зенитной артиллерии (45-мм полуавтоматы 21-К, 37-мм автоматы 70-К и пулеметы) пришли 9 спаренных 37-мм установок В-11 — на «Кирове» и 11 — на «Молотове». Устанавливались новые радиолокационные станции различного назначения (РЛС обнаружения надводных целей «Риф», РЛС обнаружения воздушных целей «Гюйс», РЛС управления огнем главного калибра «Залп», РЛС управления огнем универсального калибра «Якорь»). Полностью обновлялись средства связи и штурманское вооружение. Для компенсации перегрузки с крейсеров сняли торпедные аппараты и глубинные бомбы, а также авиационное оборудование и самолетно-барказные краны (впоследствии краны с «Кирова» были установлены на плавучем доке). Изменился и внешний вид кораблей, особенно «Кирова», на котором существенно переделали носовую надстройку и фок-мачту. Грот-мачты были перенесены и установлены перед второй трубой. Два разъездных катера проекта 387 и два 12-весельных парусно-моторных барказа разместили на спардеке между трубами.
Полная стоимость капитального ремонта и модернизации крейсера «Молотов» обошлась в 200 млн руб. (приблизительно в 1,5—2 раза меньше стоимости нового крейсера проекта 68-бис).
В декабре 1953 года дошла очередь до «Максима Горького» (ленинградский завод № 194), а год спустя—до «Ворошилова» (декабрь 1954 г., севастопольский завод № 497). Первоначально работы выполнялись по проектам модернизаций, осуществленных на «Кирове» и «Молотове», но уже в апреле 1955 года для второй пары крейсеров был утвержден новый состав зенитного вооружения — по четыре счетверенных автоматических 45-мм установки ЗИФ-68 с радиолокационной системой управления стрельбой «Фут-Б». Кроме того, предполагалось установить более современное радиотехническое вооружение, по сравнению с проектом 1951 года: РЛС управления огнем ГК «Залп-М2» и РЛС обнаружения надводных целей «Риф-А». Дополнительно планировалось оснастить крейсера новой РЛС обнаружения «Фут-Н», РЛС поиска «Мачта-П» и аппаратурой «Звездочка» для обеспечения одновременной работы радиотехнических средств корабля. За полгода до этого (в июле 1954 года) был утвержден технический проект 68 бис-ЗИФ (перевооружение семи строившихся крейсеров проекта 68-бис установками ЗИФ-68).
К концу 1955 года были разработаны (ЦКБ-56 — для «Ворошилова»; ЦКБ-57 — для «Максима Горького») и подготовлены к утверждению технические проекты перевооружения. Они повлекли за собой дополнительную перегрузку. Стандартное водоизмещение, по сравнению с первоначальным проектом, увеличивалось более чем на 1000 т и должно было составить 9020 т для «Ворошилова» и 9160 т для «Максима Горького». Расчетная скорость полного хода снижалась до 33,7 узла, а дальность плавания экономическим ходом — до 3200 миль. Предварительная проработка системы противоатомной защиты и оборудования кораблей устройством приема топлива на ходу показала, что это увеличит перегрузку еще на 80—100 т. В результате 1-й ЦНИИ ВМФ предложил даже установить на крейсерах були для компенсации перегрузки и потери остойчивости.
Рассмотрев материалы технических проектов модернизации крейсеров, специалисты ведущих институтов и управлений ВМФ сделали вывод, что, несмотря на усиление зенитной артиллерии и установку новых РЛС, корабли не отвечают современным требованиям. На совещании у начальника Главного штаба ВМФ адмирала В.А.Фокина было принято решение, продолжая ремонт по корпусной и механической части, заменить кормовую башню ГК на комплекс управляемого ракетного оружия. Однако планы эти не были реализованы.
На дальнейшую судьбу «Максима Горького» и «Ворошилова» повлиял ряд событий, произошедших в стране и, как следствие, — на флоте. В конце 1953 года главой государства становится Н.С.Хрущев. Он, как и тогдашний министр обороны Г.К.Жуков, всегда недооценивал значение флота. В предположении же о неограниченных возможностях ракетно-ядерного оружия им был сделан вывод о бесперспективности ствольной артиллерии и вооруженных ею крупных надводных кораблей. Спустя месяц после смерти И.В.Сталина прекратились работы на тяжелых крейсерах проекта 82, и они были разобраны. В декабре 1954-го приостановлены работы на семи крейсерах проекта 68-бис-ЗИФ. Гибель линкора «Новороссийск» в ноябре 1955-го послужила одной из причин отставки главкома Н.Г.Кузнецова, у которого не сложились отношения с Г.К.Жуковым, и назначения на его место С.Г.Горшкова. Новый главнокомандующий попал в сложное положение. Как моряк, в недалеком прошлом командующий эскадрой, С.Г.Горшков вряд ли одобрял идею ликвидации крейсеров, но предпочел не конфликтовать с руководством страны, зная на примере Н.Г.Кузнецова, чем это может кончиться для него лично.
31 декабря 1955 пода министр обороны и главнокомандующий ВМФ обратились в ЦК КПСС с предложениями по использованию трофейных и устаревших кораблей. В их число включили «Максима Горького» и «Ворошилова». Их предполагалось вывести из боевого состава флота и переоборудовать для испытания нового оружия и техники. Начатые на кораблях работы сразу же приостановили, а в конце февраля 1956 года было утверждено ОТЗ на переоборудование крейсера проекта 26 в опытовый корабль. В апреле совместным решением ВМФ и Минсудпрома ЦКБ-57 поручили разработать проект, получивший номер 33. Затем последовали различные варианты переоборудования кораблей. «Максим Горький» должен был использоваться для испытаний самолетов-снарядов для проектируемых крейсеров и подводных лодок, а также баллистических ракет; «Ворошилов» — для испытаний управляемых самолетов-снарядов для эсминцев проекта 58 (в дальнейшем ракетных крейсеров) и зенитных ракет. На крейсерах предстояло выполнить огромный объем работ по их переделке, даже внешний вид кораблей изменялся кардинальным образом. В1955 году крейсер проекта 68-бис «Адмирал Нахимов», вступивший в строй в 1953-м, уже был переоборудован по проекту 67ЭП для испытаний на нем ракетного комплекса ближнего действия «Стрела». Таким образом, для испытания ракетного оружия должны были быть переоборудованы три находившихся в строю крейсера.
Целесообразность создания специализированного корабля для испытания оружия подвергалась сомнению как со стороны моряков, так и со стороны разработчиков оружия. В ноябре 1957 года Главный штаб ВМФ представил на имя С.Г.Горшкова доклад с обоснованием нерациональности крупных затрат на переоборудование крейсеров и предложением ограничиться минимально необходимыми ремонтными работами с последующим использованием этих единиц флота в качестве учебных.
Главком, не согласившись с этим мнением, создал две комиссии, которые рассмотрели различные варианты использования кораблей: в качестве плавбаз, минных заградителей, штабных и учебных. Обе комиссии отметили хорошее состояние корпусов и механизмов, но в окончательном решении разошлись.
Группа адмирала Н.И.Виноградова, работавшая в Ленинграде, признала целесообразным переоборудование «Максима Горького» в экспериментальный корабль (хотя среди ее членов было и особое мнение). Комиссия, возглавляемая адмиралом С.Е.Чурсиным, высказалась за сохранение крейсера «Ворошилов» в качестве боевого корабля. Предлагалось демонтировать кормовую башню главного калибра и на ее месте разместить зенитно-ракетный комплекс, а также установить 57-мм счетверенные автоматы ЗИФ-75. Главный штаб ВМФ, ознакомившись с выводами комиссии, продолжал настаивать на нецелесообразности переоборудования крейсеров, а в феврале 1958 года дал отрицательное заключение по проекту 33. Он исходил из того, что к моменту окончания переоборудования крейсеров в опытовые суда в строй начнут вступать корабли с отработанными комплексами ракетного оружия. С.Г.Горшков, не поддержав ни одну из сторон, принял через два месяца компромиссное решение — утвердить технический проект 33 и переоборудовать по нему крейсер «Ворошилов», а «Максим Горький» законсервировать до принятия решения по его дальнейшему использованию.
25 марта 1958 года было принято постановление Совмина о сокращении корабельного состава флота. Постановлением от 14 апреля корпус крейсера «Максим Горький» был передан на слом, а его механизмы — на склады для использования на однотипных кораблях. Таким образом, флот лишился двух вполне боеспособных и еще не старых кораблей. В 1960 году сдали на слом и крейсер «Адмирал Нахимов» (в 1956-м с него осуществили 27 пусков ракет КСС комплекса «Стрела», после чего он так и не был введен в строй).
22 августа 1959 года вышло постановление Совета Министров о сдаче на слом и семи недостроенных крейсеров проекта 68-бис-ЗИФ, имевших готовность от 28% до 84%.
Богатые же американцы сохраняли все свои крейсера постройки 1943—1945 годов до конца 1970-х, постепенно выводя их из состава флота по мере вступления в строй новых кораблей. Пять из них модернизировали, установив вместо кормовых башен комплексы ЗУР. Другие оставались чисто артиллерийскими. Причем на легких крейсерах типа «Кливленд» сохранили всего одну башню главного калибра (то есть они были более слабыми, по сравнению с модернизированными нашими проекта 26).
Работы по переоборудованию «Ворошилова» длились более 10 лет. В них участвовали последовательно ЦКБ-56, ЦКБ-57 и ЦКБ-17. За это время проект еще раз был доработан для испытания ЗРКМ-11 «Шторм» и получил индекс 33М. Осенью 1964-го крейсер, ставший теперь опытовым судном ОС-24 (но продолжавший плавать под Краснознаменным военно-морским флагом), отошел от стенки завода. Это был совершенно другой корабль, не имевший с крейсером «Ворошилов» ничего общего, кроме корпуса и части энергоустановки (2 турбины и 4 котла). В том же 1964 году на нем начались испытания зенитно-ракетных комплексов «Шторм», а затем и «Оса-М», продлившиеся до 1966-го. Больше для испытаний оружия корабль не привлекался. Были предложения провести на нем испытания противолодочного комплекса «Метель» с очередным переоборудованием по проекту 33МП, но их так и не реализовали.
ОС-24 продолжал нести службу в составе ЧФ в качестве учебного, для стажировки офицеров БЧ-2 кораблей, вооруженных комплексами «Шторм» и «Оса-М».
Вопрос о модернизации тихоокеанских крейсеров не поднимался, поскольку производственная база, имевшаяся в Дальневосточном регионе в середине 1950-х годов, не позволяла выполнить столь большой объем работ. В 1959-м командование ТОФ выступило с инициативой переоборудовать «Петропавловск» в противолодочный вертолетоносец, но она не встретила поддержки Главкома.