Модернизации

 

К концу 1940-х годов подошел срок капи­тального ремонта балтийских и черномор­ских крейсеров, имевших, к тому же, различ­ной тяжести повреждения. Учитывая недоста­точную мощность судоремонтных заводов, считалось целесообразным выполнять капи­тальные ремонты наиболее ценных кораблей на судостроительных заводах. Предлагалось принять в 1948—1950 годах в капремонт крей­сера «Киров» и «Максим Горький» на ленин­градский завод № 189, а «Ворошилов» — на николаевский завод № 444 (бывший № 198). Однако эти предприятия были загружены строительством новых кораблей, в том чис­ле крейсеров проектов 68-К и 68-бис, и под этим предлогом отказывались от выполнения программы судоремонта.

Только в конце 1949 года «Киров» встал на ленинградском заводе № 194 в ремонт, который закончился лишь в конце 1954-го. На севастопольском заводе № 497 с 1952 по 28 января 1955 года прошел капитальный ремонт и модернизацию крейсер «Молотов».

ЦКБ-17, разработавшее проекты 26 и 26-бис, было загружено работами по стро­ившимся крейсерам проектов 68-К и 68-бис, поэтому к ремонту крейсеров привлекли новые, созданные уже после войны конст­рукторские бюро. Проект модернизации «Кирова» создавался в ЦКБ-15 (Ленин­град), а «Молотова» — в ЦКБ-56 (Севасто­поль). Оба проекта, утвержденные поста­новлением правительства от 18 сентября 1951 года, предусматривали усиление и унификацию зенитного вооружения, уста­новку новых средств обнаружения и свя­зи. Механизмы энергоустановки и судовые системы капитально ремонтировались.

100-мм установки Б-34 заменялись на мо­дифицированные Б-34УСМ («Киров») и Б-34УСМА («Молотов»), имевшие дистанцион­ное наведение, усовершенствованную систе­му управления стрельбой «Зенит-26» и но­вые стабилизированные посты наводки СПН-500. На смену разнообразной малокалибер­ной зенитной артиллерии (45-мм полуавтома­ты 21-К, 37-мм автоматы 70-К и пулеметы) пришли 9 спаренных 37-мм установок В-11 — на «Кирове» и 11 — на «Молотове». Устанав­ливались новые радиолокационные станции различного назначения (РЛС обнаружения надводных целей «Риф», РЛС обнаружения воздушных целей «Гюйс», РЛС управления огнем главного калибра «Залп», РЛС управ­ления огнем универсального калибра «Якорь»). Полностью обновлялись средства связи и штурманское вооружение. Для ком­пенсации перегрузки с крейсеров сняли тор­педные аппараты и глубинные бомбы, а так­же авиационное оборудование и самолетно-барказные краны (впоследствии краны с «Ки­рова» были установлены на плавучем доке). Изменился и внешний вид кораблей, особен­но «Кирова», на котором существенно пере­делали носовую надстройку и фок-мачту. Грот-мачты были перенесены и установле­ны перед второй трубой. Два разъездных катера проекта 387 и два 12-весельных парусно-моторных барказа разместили на спардеке между трубами.

Полная стоимость капитального ремон­та и модернизации крейсера «Молотов» обошлась в 200 млн руб. (приблизительно в 1,5—2 раза меньше стоимости нового крейсера проекта 68-бис).

В декабре 1953 года дошла очередь до «Максима Горького» (ленинградский завод № 194), а год спустя—до «Ворошилова» (декабрь 1954 г., севастопольский завод № 497). Первоначально работы выполня­лись по проектам модернизаций, осуществ­ленных на «Кирове» и «Молотове», но уже в апреле 1955 года для второй пары крей­серов был утвержден новый состав зенит­ного вооружения — по четыре счетверенных автоматических 45-мм установки ЗИФ-68 с радиолокационной системой управления стрельбой «Фут-Б». Кроме того, предпола­галось установить более современное ра­диотехническое вооружение, по сравнению с проектом 1951 года: РЛС управления ог­нем ГК «Залп-М2» и РЛС обнаружения над­водных целей «Риф-А». Дополнительно планировалось оснастить крейсера новой РЛС обнаружения «Фут-Н», РЛС поиска «Мачта-П» и аппаратурой «Звездочка» для обеспечения одновременной работы радио­технических средств корабля. За полгода до этого (в июле 1954 года) был утвержден тех­нический проект 68 бис-ЗИФ (перевооруже­ние семи строившихся крейсеров проекта 68-бис установками ЗИФ-68).

К концу 1955 года были разработаны (ЦКБ-56 — для «Ворошилова»; ЦКБ-57 — для «Максима Горького») и подготовлены к утверждению технические проекты пере­вооружения. Они повлекли за собой допол­нительную перегрузку. Стандартное водо­измещение, по сравнению с первоначаль­ным проектом, увеличивалось более чем на 1000 т и должно было составить 9020 т для «Ворошилова» и 9160 т для «Максима Горького». Расчетная скорость полного хода снижалась до 33,7 узла, а дальность плавания экономическим ходом — до 3200 миль. Предварительная проработка систе­мы противоатомной защиты и оборудова­ния кораблей устройством приема топли­ва на ходу показала, что это увеличит пе­регрузку еще на 80—100 т. В результате 1-й ЦНИИ ВМФ предложил даже устано­вить на крейсерах були для компенсации перегрузки и потери остойчивости.

Рассмотрев материалы технических проектов модернизации крейсеров, специ­алисты ведущих институтов и управлений ВМФ сделали вывод, что, несмотря на уси­ление зенитной артиллерии и установку новых РЛС, корабли не отвечают совре­менным требованиям. На совещании у на­чальника Главного штаба ВМФ адмира­ла В.А.Фокина было принято решение, продолжая ремонт по корпусной и меха­нической части, заменить кормовую баш­ню ГК на комплекс управляемого ракет­ного оружия. Однако планы эти не были реализованы.

На дальнейшую судьбу «Максима Горь­кого» и «Ворошилова» повлиял ряд собы­тий, произошедших в стране и, как след­ствие, — на флоте. В конце 1953 года гла­вой государства становится Н.С.Хрущев. Он, как и тогдашний министр обороны Г.К.Жуков, всегда недооценивал значение флота. В предположении же о неограни­ченных возможностях ракетно-ядерного оружия им был сделан вывод о бесперс­пективности ствольной артиллерии и во­оруженных ею крупных надводных кораб­лей. Спустя месяц после смерти И.В.Ста­лина прекратились работы на тяжелых крейсерах проекта 82, и они были разоб­раны. В декабре 1954-го приостановлены работы на семи крейсерах проекта 68-бис-ЗИФ. Гибель линкора «Новороссийск» в ноябре 1955-го послужила одной из при­чин отставки главкома Н.Г.Кузнецова, у ко­торого не сложились отношения с Г.К.Жу­ковым, и назначения на его место С.Г.Гор­шкова. Новый главнокомандующий попал в сложное положение. Как моряк, в неда­леком прошлом командующий эскадрой, С.Г.Горшков вряд ли одобрял идею ликви­дации крейсеров, но предпочел не конф­ликтовать с руководством страны, зная на примере Н.Г.Кузнецова, чем это может кон­читься для него лично.

31 декабря 1955 пода министр обороны и главнокомандующий ВМФ обратились в ЦК КПСС с предложениями по использова­нию трофейных и устаревших кораблей. В их число включили «Максима Горького» и «Воро­шилова». Их предполагалось вывести из бое­вого состава флота и переоборудовать для испытания нового оружия и техники. Начатые на кораблях работы сразу же приостанови­ли, а в конце февраля 1956 года было утвер­ждено ОТЗ на переоборудование крейсера проекта 26 в опытовый корабль. В апреле совместным решением ВМФ и Минсудпрома ЦКБ-57 поручили разработать проект, полу­чивший номер 33. Затем последовали различ­ные варианты переоборудования кораблей. «Максим Горький» должен был использовать­ся для испытаний самолетов-снарядов для проектируемых крейсеров и подводных лодок, а также баллистических ракет; «Вороши­лов» — для испытаний управляемых самоле­тов-снарядов для эсминцев проекта 58 (в дальнейшем ракетных крейсеров) и зенит­ных ракет. На крейсерах предстояло выпол­нить огромный объем работ по их переделке, даже внешний вид кораблей изменялся кар­динальным образом. В1955 году крейсер про­екта 68-бис «Адмирал Нахимов», вступивший в строй в 1953-м, уже был переоборудован по проекту 67ЭП для испытаний на нем ра­кетного комплекса ближнего действия «Стре­ла». Таким образом, для испытания ракетно­го оружия должны были быть переоборудо­ваны три находившихся в строю крейсера.

Целесообразность создания специали­зированного корабля для испытания ору­жия подвергалась сомнению как со сторо­ны моряков, так и со стороны разработчи­ков оружия. В ноябре 1957 года Главный штаб ВМФ представил на имя С.Г.Горшко­ва доклад с обоснованием нерациональ­ности крупных затрат на переоборудование крейсеров и предложением ограничиться минимально необходимыми ремонтными работами с последующим использованием этих единиц флота в качестве учебных.

Главком, не согласившись с этим мне­нием, создал две комиссии, которые рас­смотрели различные варианты использо­вания кораблей: в качестве плавбаз, мин­ных заградителей, штабных и учебных. Обе комиссии отметили хорошее состояние корпусов и механизмов, но в окончатель­ном решении разошлись.

Группа адмирала Н.И.Виноградова, ра­ботавшая в Ленинграде, признала целесо­образным переоборудование «Максима Горького» в экспериментальный корабль (хотя среди ее членов было и особое мне­ние). Комиссия, возглавляемая адмиралом С.Е.Чурсиным, высказалась за сохранение крейсера «Ворошилов» в качестве боево­го корабля. Предлагалось демонтировать кормовую башню главного калибра и на ее месте разместить зенитно-ракетный комп­лекс, а также установить 57-мм счетверен­ные автоматы ЗИФ-75. Главный штаб ВМФ, ознакомившись с выводами комиссии, про­должал настаивать на нецелесообразнос­ти переоборудования крейсеров, а в фев­рале 1958 года дал отрицательное заклю­чение по проекту 33. Он исходил из того, что к моменту окончания переоборудова­ния крейсеров в опытовые суда в строй начнут вступать корабли с отработанными комплексами ракетного оружия. С.Г.Горш­ков, не поддержав ни одну из сторон, при­нял через два месяца компромиссное ре­шение — утвердить технический проект 33 и переоборудовать по нему крейсер «Во­рошилов», а «Максим Горький» законсер­вировать до принятия решения по его даль­нейшему использованию.

25 марта 1958 года было принято поста­новление Совмина о сокращении кора­бельного состава флота. Постановлением от 14 апреля корпус крейсера «Максим Горький» был передан на слом, а его ме­ханизмы — на склады для использования на однотипных кораблях. Таким образом, флот лишился двух вполне боеспособных и еще не старых кораблей. В 1960 году сда­ли на слом и крейсер «Адмирал Нахимов» (в 1956-м с него осуществили 27 пусков ра­кет КСС комплекса «Стрела», после чего он так и не был введен в строй).

22 августа 1959 года вышло постановле­ние Совета Министров о сдаче на слом и семи недостроенных крейсеров проекта 68-бис-ЗИФ, имевших готовность от 28% до 84%.

Богатые же американцы сохраняли все свои крейсера постройки 1943—1945 годов до конца 1970-х, постепенно выводя их из состава флота по мере вступления в строй новых кораблей. Пять из них модернизи­ровали, установив вместо кормовых башен комплексы ЗУР. Другие оставались чисто артиллерийскими. Причем на легких крей­серах типа «Кливленд» сохранили всего одну башню главного калибра (то есть они были более слабыми, по сравнению с мо­дернизированными нашими проекта 26).

Работы по переоборудованию «Ворошило­ва» длились более 10 лет. В них участвовали последовательно ЦКБ-56, ЦКБ-57 и ЦКБ-17. За это время проект еще раз был доработан для испытания ЗРКМ-11 «Шторм» и получил индекс 33М. Осенью 1964-го крейсер, став­ший теперь опытовым судном ОС-24 (но про­должавший плавать под Краснознаменным военно-морским флагом), отошел от стенки завода. Это был совершенно другой корабль, не имевший с крейсером «Ворошилов» ни­чего общего, кроме корпуса и части энерго­установки (2 турбины и 4 котла). В том же 1964 году на нем начались испытания зенитно-ракетных комплексов «Шторм», а затем и «Оса-М», продлившиеся до 1966-го. Больше для испытаний оружия корабль не привлекал­ся. Были предложения провести на нем ис­пытания противолодочного комплекса «Ме­тель» с очередным переоборудованием по проекту 33МП, но их так и не реализовали.

ОС-24 продолжал нести службу в составе ЧФ в качестве учебного, для стажировки офице­ров БЧ-2 кораблей, вооруженных комплекса­ми «Шторм» и «Оса-М».

Вопрос о модернизации тихоокеанских крейсеров не поднимался, поскольку про­изводственная база, имевшаяся в Дальне­восточном регионе в середине 1950-х го­дов, не позволяла выполнить столь боль­шой объем работ. В 1959-м командование ТОФ выступило с инициативой переобору­довать «Петропавловск» в противолодоч­ный вертолетоносец, но она не встретила поддержки Главкома.