Строительство и испытания
Из-за загруженности отечественных заводов заказ на один эскадренный броненосец и бронепалубный крейсер (будущие «Ретвизан» и «Варяг»), разрабатываемые в рамках судостроительной программы 1898 года, был размещен в США на заводе фирмы «The William Cramp & Sons». Этой фирме удалось обойти своих конкурентов и, избежав участия в объявленном Морским техническим комитетом международном конкурсе, подписать контракт 11 апреля, который был «высочайше» утвержден 20 апреля 1898 года. По его условиям, крейсер водоизмещением 6000 т (заказ №301) должен быть готов через 20 месяцев после прибытия на завод наблюдающей комиссии из России. Стоимость корабля без вооружения оценивалась в 2 138 000 долларов США (4 233 240 руб.). Из-за отсутствия на момент заключения контракта подробного проекта специально оговаривалось, что окончательно спецификация крейсера уточняется в процессе строительства при взаимном согласовании возникающих вопросов.
Наблюдающая комиссия прибыла на завод 13 июля 1898 года, ее возглавил капитан 1 ранга М.А.Данилевский. Сразу же по прибытии членам комиссии пришлось вступить в борьбу с главой фирмы — Ч.Крампом, который, пользуясь разночтениями, возникшими в результате перевода подписанных документов на английский язык, начал оспаривать многие требования, — по его мнению, они были невыполнимы или влекли за собой дополнительные затраты. В частности, Крамп считал, что водоизмещение крейсера занижено и поэтому настаивал на снятии с корабля двух 152-мм орудий и уменьшении запаса угля на 400 т. В результате достигнутого компромисса водоизмещение разрешили увеличить до 6500 т. Для выполнения пункта по обеспечению контрактной скорости в 23 узла Крамп предложил внести в проект техзадания возможность форсированного дутья в топках. Комиссия на это не согласилась. Поэтому для гарантированного достижения хода в 23 узла американской фирмой были спроектированы машины с избыточной мощностью — 20 000 л.с. вместо проектной 18 000 л.с.
Что касается артиллерии главного калибра, то по первоначальному проекту ее планировалось рассредоточить по всему кораблю — так же, как и погреба артиллерийских снарядов. В результате у фирмы возникли серьезные проблемы по размещению погребов, особенно в районе котельных и машинных отделений. Места явно не хватало, и Крамп предложил сгруппировать орудия в оконечностях. Это позволяло компактно разместить погреба, обеспечив их лучшую защиту от огня противника в бою. Комиссия сочла предложение приемлемым и согласилась на изменения.
В качестве прототипа для строительства нового корабля Крамп предложил взять японский бронепалубный крейсер «Касаги», но МТК настоял на крейсере «Диана», строившемся по программе 1895 года. При этом контрактом предусматривалась установка на корабле хорошо себя зарекомендовавших в русском флоте котлов Бельвиля. Они хотя и были тяжелыми, но, по сравнению с котлами Никлосса, отличались большей надежностью. Крамп, вопреки требованиям заказчика, настойчиво предлагал последние, отказываясь, в противном случае, гарантировать достижение контрактной скорости. Увы, его поддержали и в Петербурге (в лице генерал-адмирала и начальника ГУКиС В.П.Верховского), окончательно решив спор в пользу фирмы-строителя. Следует заметить, что представители наблюдающей комиссии часто оказывались в сложном положении из-за вмешательства различных чиновников МТК из Петербурга и Вашингтона, в частности, военно-морского агента Д.Ф.Мертваго. Особенно доставалось председателю наблюдающей комиссии. Крамп, как следовало ожидать, этим пользовался. В конце концов, из-за возникшего конфликта между Данилевским и Мертваго в декабре 1898 года был назначен новый председатель комиссии — капитан 1 ранга Э.Н.Щенснович, будущий командир броненосца «Ретвизан».
11 января 1899 года волею императора и приказом по Морскому ведомству строящемуся крейсеру было присвоено название «Варяг» — в честь одноименного парусно-винтового корвета, участника «американской экспедиции» 1863 года.
А на стапеле в это время вовсю кипела работа. В трудных «баталиях», иногда выходящих за рамки приличия, каждая из сторон отстаивала свои интересы. Не прекращались споры о том, каким будет облик крейсера. В результате была исключена магистральная труба; увеличена в размерах боевая рубка, кроме того, для улучшения обзора ее приподняли; получили броневую защиту концевые торпедные аппараты, кожухи дымоходов, элеваторы подачи боеприпасов, световой люк машинного отделения. Удалось убедить Крампа увеличить высоту бортовых килей крейсера с 0,45 до 0,61 м. Несомненной победой комиссии стало обеспечение вспомогательных механизмов электрическими приводами — вплоть до тестомешалки на камбузе. Но не обошлось и без явных просчетов. Так, не были установлены орудийные щиты из-за опасения перегрузки. А из-за неясности формулировки «вооружение» Крампу пришлось дополнительно заплатить за изготовление вспомогательных систем и механизмов, обеспечивающих стрельбу орудий — циферблатов управления стрельбой, элеваторов, монорельсов подачи боеприпасов и других устройств.
После церемонии закладки, состоявшейся 10 мая 1899 года, работы продолжились: были установлены кронштейны гребных валов, дейдвудные трубы, забортные клапаны, кингстоны и другая арматура. Из-за проволочек чиновников МТК (кроме «Варяга», у МТК числилось еще более 70 заказов) постоянно возникали недоразумения, неизбежно приводившие к задержке работ, а подчас и переделке уже выполненных.
Неожиданно возникла проблема с заказом броневых плит для корабля. Несмотря на то, что МТК и наблюдающая комиссия настаивали на применении монолитных броневых плит из «экстрамягкой никелевой стали», Крамп заказал у контрагента обычную судостроительную сталь. При этом он в очередной раз справедливо ссылался на неточную формулировку в «Программе для проектирования крейсера» (выражаясь современным языком — в техзадании). Конфликт был исчерпан лишь после того, как фирме обещали доплату за установку никелевой стали. Много споров возникло вокруг конструкции броневой палубы. Из-за неповоротливости чиновников МТК комиссии оперативно пришлось принять схему установки брони, предложенную заводом: составную горизонтальную броню, склепанную из двух плит толщиной по 19 мм, скосы — из двух плит по 38,1 мм.
Хотя строительство корабля и шло довольно быстрыми темпами, срок спуска крейсера постоянно отодвигался. Так, из-за стачки в августе 1899 года на заводе, а затем всеобщей забастовки в стране его перенесли на октябрь. Наконец, 19 октября в присутствии русского посла в США графа А.П.Кассини и других официальных лиц двух стран крейсер «Варяг» спустили на воду.
29 декабря из России прибыл пароход «Владимир Савин» с вооружением. К 1 января 1900 года практически закончили установку основного оборудования внутри корпуса и приступили к монтажу вооружения на верхней палубе. Хотя работы шли непрерывно, даже пришлось снять рабочих со строящегося броненосца «Ретвизан», было ясно, что «Варяг» к контрактному сроку — 29 июня 1900 года — сдан не будет. МТК начал готовить документы на удержание с фирмы штрафных санкций. В ответ Крамп привел свои контрдоводы — долгое согласование чертежей в России, многократные переделки уже собранных узлов, а также стачки и забастовки, прокатившиеся в США. Последнюю причину задержки строительства в Петербурге посчитали уважительной и штрафовать Крампа не стали.
К началу мая наконец-то были установлены дымовые трубы, мачты и вооружение. К середине месяца фирма приступила к швартовным испытаниям. 16-го числа корабль с заводской командой впервые вышел в море. При опробовании машин крейсер развил ход в 22,5 узла. Несмотря на чрезмерный нагрев подшипников, испытания признали успешными. Это вселило надежду, что контрактная скорость будет достигнута. Одновременно провели артиллерийские стрельбы, в том числе и на оба борта. Поломок и деформации корпуса обнаружено не было. Правда, при стрельбе на нос из орудий № 3 и № 4 ударной волной с баковых орудий № 1 и № 2 сорвало надульные чехлы. То же повторилось и при стрельбе из кормовых — №9 и №10. В связи с этим на полубаке с обоих бортов над орудиями № 3 и № 4 установили протяженные фальшборты (значительно позже, уже во время службы крейсера в Японии, подобные фальшборты появились и над орудиями № 5 и № 6).
Тем временем, прошел срок сдачи крейсера, а корабль все еще не был готов даже к ходовым испытаниям. Наконец, 2 июля «Варяг» ввели в док для покраски подводной части. 12 июля корабль, имея осадку носом 5,8 м, а кормой 6 м, вышел в океан на мерную милю для проведения прогрессивных ходовых испытаний. День выдался пасмурным: шел дождь, дул сильный ветер, волнение моря к началу испытаний составило три балла, а к концу достигло четырех. Были проведены прогрессивные испытания на дистанции 10 миль: три пробега со скоростью 16 узлов и по два со скоростью по 18, 21 и 23 узла. К концу испытаний при встречном ветре «Варяг» достиг скорости в 24,59 узла (при мощности машин 16 198 л.с. и давлении пара 15,5 атм).
15 июля состоялись 12-часовые непрерывные испытания полным ходом. Начиналось все хорошо. Корабль шел полным ходом уже восьмой час, когда внезапно выбило крышку ЦВД левой машины. Испытания вынужденно прекратили; ремонт механизмов продолжался до середины сентября. Перед 12-часовыми испытаниями решили провести 24-часовые, с экономическим ходом в 10 узлов. Они прошли без замечаний. В результате были уточнены фактические эксплуатационные характеристики энергетической установки крейсера: производительность опреснителей составила 38,8 т пресной воды в сутки против проектной 37 т; расход угля — 52,8 т в сутки. Таким образом, при полной емкости угольных ям в 1350 т дальность плавания равнялась 6136 милям, что значительно превышало проектное значение. При этом мощность левой и правой машин составила 576 и 600 л.с. соответственно; частота вращения гребных винтов 61,7 и 62 об/мин.
21 сентября с утра начались 12-часовые прогрессивные испытания полным ходом. Углубление крейсера на ровный киль составило 5,9 м; волнение моря — 2 балла; сила ветра в боковом направлении — 3 балла. В целом испытания прошли хорошо, лишь в одном из котлов разорвало трубку. Достигнутая средняя скорость — 23,18 узла — превысила значение контрактной. Машины развили мощность 14 157 л.с. при давлении пара 17,5 атм. Частота вращения валов в среднем была равна 150 об/мин.
22 сентября Крамп сдал корабль с превышением основных характеристик. В то же время при сдаче было выявлено много мелких недочетов, которые продолжали устраняться вплоть до ухода крейсера в Россию.