Общая оценка проекта

 

Крейсера программы «для нужд Даль­него Востока» строились по одному и тому же техническому заданию, но явились миру совершенно разными, как по внешнему облику, так и по основным кораблестрои­тельным характеристикам. Роднил их, по­жалуй, лишь одинаковый состав вооруже­ния. В связи с этим невольно возникает вопрос: насколько удачными были эти ко­рабли и какой из них был лучше?

Казалось, на эти вопросы должен был дать ответ опыт боевых действий. Однако на самом деле все оказалось куда слож­нее. Задачи, которые пришлось выполнять крейсерам в ходе русско-японской войны, оказались далеки от изначально прописан­ных в проектах.

По иронии судьбы, «Богатырь», самый за­щищенный и совершенный из 6000-тонных бронепалубных крейсеров, не сделал за всю войну ни единого выстрела и практически не принял участия ни в одном походе, простояв в доке в затянувшемся ремонте. Зато «Варя­гу» в первый же день войны пришлось встре­титься лицом к лицу с представителями всех поколений «эльсвикских крейсеров» — от устаревших до новейших образцов. Но судьба поставила его в такие условия, что трагический исход был предрешен. Третий крейсер семейства — «Аскольд» — принял активнейшее участие во всех операциях эс­кадры Тихого океана. Правда, таковых опе­раций было немного — значительно мень­ше, чем предполагалось до открытия воен­ных действий. Тем не менее, крейсер про­явил свои незаурядные боевые возможнос­ти, став единственным кораблем серии, ко­торому удалось с честью выйти из горнила той войны, на «арене» которой так нерасчет­ливо использовали эти крейсера.

Говоря о 6000-тонных крейсерах, нельзя не упомянуть о кораблях, построенных по программе 1895 года. Именно они стали прототипом для разработки головного крей­сера по судостроительной программе 1898 года. Речь идет о крейсерах типа «Диана». Вступившие в строй перед началом русско-японской войны, они, увы, морально и фи­зически устарели и уже не отвечали совре­менным требованиям. Этот факт говорит, прежде всего, об уровне развития отечест­венной промышленности начала XX века. «Диана», «Паллада» и «Аврора» отлича­лись неплохой надежностью механизмов, но по всем параметрам проигрывали бронепа­лубным крейсерам зарубежной постройки.

«Варяг» и «Аскольд», по сути являвшие­ся опытными кораблями данного типа, по конструктивной и компоновочной схеме больше всего подходят для сравнения. Нет сомнения в том, что «Варяг» был сконстру­ирован более продуманно и компактно. Вынужденное размещение артиллерии в оконечностях избавило его от тесных погре­бов вдоль бортов. Корабль обладал хоро­шей мореходностью, на нем весьма удачно располагались шлюпки и катера. Машинно-котельные отделения были просторными; их оснащение и система вентиляции заслужи­вали самой высокой оценки.

«Аскольд» в этом отношении «Варягу» проигрывал. Опасения строителей не дос­тичь контрактной скорости привели к тому, что относительная длина крейсера (и без того большая в первоначальном проекте) стала в окончательном варианте равна 8,7 (у «Варяга» — 8,1). В результате корпус представлял собой длинную гибкую бал­ку; низкий запас ее прочности приводил к местной потере устойчивости, а иногда — и разрушениям конструкции. «Хлипкость» корпуса на ходу вызывала сильную вибра­цию, особенно это чувствовалось на юте. Из-за боязни перегрузки корабль лишился полубака и ходовой рубки (последняя была установлена лишь после ходовых испыта­ний, по настоянию командира), что замет­но ухудшило его эксплуатационные харак­теристики в штормовую погоду. Зауженность корпуса привела к тесноте жилых по­мещений и погребов боезапаса.

На мерной миле во время проведения прогрессивных испытаний на максималь­ную скорость оба корабля показали выда­ющиеся результаты. Так, 12 июля 1900 года «Варяг» развил ход 24,59 узла. 6 сентября 1901 года «Аскольд», в свою очередь, достиг скорости 23,39 узла. Во время 12-часо­вых непрерывных испытаний «Варяг» пока­зал средний результат 23,18 узла, при мощ­ности машин 19 602 л.с. «Аскольд» 15 и 17 сентября 1902 года на 6-часовых пробегах достиг скорости 23,98 и 24,01 узла при мощ­ности 21 100 и 20 885 л.с. соответственно. Интересны 24-часовые испытания «Ва­ряга» во время пробега экономичной ско­ростью в 10 узлов. Так, в течение суток крейсер прошел 240 миль, при этом израс­ходовал 52,8 т угля (то есть 220 кг на милю).

Простые расчеты показывают, что при нор­мальном запасе угля в 720 т дальность плавания составляла 3270 миль, а при пол­ном запасе в 1350 т — 6136 миль.

Правда, реальная дальность плавания корабля всегда существенно отличается от расчетной, полученной по результатам ис­пытаний. Так, во время дальних переходов «Варяг» на скорость 10 узлов тратил 68 т угля в сутки, что соответствует наибольшей дальности плавания в 4288 миль. Суточ­ный расход угля на «Аскольде» для скоро­сти 11 узлов составлял 61 т — таким обра­зом, его дальность плавания равнялась 4760 милям.

Одним из главных достоинств «Аскольда» считалась надежная работа его энер­гетической установки. Это преимущество компенсировало все его недостатки. Увы, «Варяг» этим «похвастать», не мог. Значи­тельную часть довоенной службы в Порт-Артуре крейсер провел у стенки в беско­нечных ремонтах. Причина заключалась как в небрежной сборке машин, так и в не­надежности котлов системы Никлосса, ко­торые были остроумны в идее, но слиш­ком капризны в эксплуатации.

Расположение орудий главного калиб­ра на «Аскольде» выглядит предпочтитель­нее. На нем в бортовом залпе могли участ­вовать семь шестидюймовок, а на «Ва­ряге» — только шесть. Правда, строго по носу или корме «Варяг» теоретически мог стрелять из четырех, а «Аскольд» — толь­ко из одного орудия. Остальные были ограничены углом в 30° из-за опасности разрушения конструкции надстроек.

Но самый главный минус и «Варяга», и «Аскольда» заключался в порочности са­мой концепции бронепалубных крейсеров водоизмещением в 6000 т. В то время как Япония, готовясь к войне, благоразумно сделала ставку на гораздо более дешевые 3000-тонные корабли, а сэкономленные средства вложила в создание броненосных крейсеров с 203-мм артиллерией, Россия продолжала тратить деньги на «истреби­тели торговли», призванные действовать в одиночку на океанских коммуникациях. В результате отечественный флот попол­нился целой серией больших, красивых, но, увы, практически бесполезных кораб­лей, к числу которых принадлежал и ле­гендарный «Варяг».