Подъем «Варяга»

 

Буквально на следующий день после боя, нисколько не смущаясь присутствия на рейде кораблей международной эскад­ры, японцы начали обследование «Варя­га», а 8 февраля 1904 года приступили к его подъему. Крейсер лежал на грунте, на левом борту, почти по диаметральную плоскость погрузившись в ил. При отливе над водой была видна большая часть его корпуса.

Для проведения работ из Сасебо привез­ли специалистов и доставили необходимое оборудование. Первым делом японцы освободили от крепежа и сняли паровой ка­тер № 1, в дальнейшем используя его в ка­честве транспортного средства. Затем в правом борту корабля, в районе угольных ям, были вырублены четыре отверстия, и через них стали выгружать уголь и другие грузы. Обнаруженное в каютах имущество офицеров частично передали в местный музей, а личные вещи командира были воз­вращены В.Рудневу в 1907 году.

В апреле — мае с крейсера сняли два шестидюймовых и десять 75-мм орудий, позже — остальные, кроме четырех по ле­вому борту, погрузившихся в ил. В июне и июле водолазы срубили дымовые трубы, мачты, вентиляторы и другие надстройки.

После проведения этих работ начали спрямлять корпус корабля. Для этого с по­мощью помп стали вымывать из-под корпу­са ил и песок. По замыслу японцев «Варяг» должен был лечь в образовавшуюся яму. К 15 июля удалось достичь угла 25°, а затем и 24°, что позволило снять всю артиллерию по левому борту. Заделав многочисленные отверстия и пробоины, в середине августа спасатели приступили к откачке воды с по­мощью шести помп общей производительностью 7000 т/ч, установленных на шести пароходах. Шланги были вставлены в че­тырехугольные отверстия, вырезанные ра­нее для работы водолазов. Одновременно с этим в помещения крейсера закачивался воздух. Работы производились только во время отлива. Однако все было напрасно — обилие на крейсере плохо заделанных от­верстий не позволяло откачивать в час бо­лее 4000 т воды.

В конце августа из Сасебо доставили еще три помпы, а в сентябре возобновили работы, доведя производительность насо­сов до 9000 т/ч. Безрезультатно. В это вре­мя кто-то из специалистов предложил установить на крейсер кессон для увеличе­ния плавучести. Его довольно быстро по­строили, но повторная попытка поднять корабль снова оказалась тщетной.

Из-за надвигающихся осенних и зимних штормов все работы решили отложить до лучших времен. В октябре «Варяг» закре­пили на грунте канатами и швартовыми. 30 октября (по новому стилю) корабль был всеми покинут.

После долгих совещаний японцы при­няли новую программу работ. В ее основу была положена идея постройки кессона над всей палубой от носа до кормы, что, как предполагалось, обеспечивало необхо­димую плавучесть и позволяло оторвать корабль от дна. По расчетам высота кес­сона должна была составлять около 6 м. И в своем нынешнем положении — без мачт, труб и надстроек — водоизмещение крейсера составляло примерно 4500 т, а вместе с кессоном оно должно было дос­тигнуть порядка 9000 т!

К сооружению кессона приступили 9 апреля 1905 года. Одновременно в Осаке заказали еще три насоса производитель­ностью по 3600 т/ч. Работы на корабле на­чали с очистки внутренних помещений от образовавшихся осаждений, которые водо­лазам пришлось откалывать с помощью зубил. Крен корабля был оставлен пред­намеренно — это позволяло вести монтаж кессона по правому борту над водой.

Для кессона потребовалось свыше 500 т дерева. Его остов изготавливался из бревен диаметром 200 — 250 мм, а обшивка — из досок толщиной 100 мм. В окончатель­ном виде высота сооружения получилась равной 6,1 м. Строительство кессона по правому борту завершилось к середине мая, затем приступили к спрямлению крей­сера. К15 июля «Варяг» практически встал на ровный киль — крен составлял всего 3°.

Водолазы принялись достраивать кессон по левому борту. Работы шли в основном под водой и были завершены за 40 дней. К этому времени из Осаки доставили допол­нительные насосы. Каждая помпа устанав­ливалась внутри железного ящика высотой 2 шириной 3 и длиной 3 и 3,65 м.

Два насоса разместили на шкафуте, над дымоходами передних котлов; третий — над машинным отделением. Пар на помпы подавался с пароходов «Санта Мару» и «Киото Мару». 15 июля была сделана пер­вая проба, и она оказалась успешной.

Утром 8 августа к «Варягу» подошли принимавшие участие в подъеме парохо­ды, украшенные флагами расцвечивания. При малой воде разом включили все насо­сы. И когда удалось откачать часть воды, крейсер всплыл. Помпы продолжали рабо­тать, и рабочие начали заделывать неза­меченные отверстия, из которых со свис­том выходил воздух.

Через несколько дней непрерывной ра­боты кессон разобрали. После осмотра корабля комиссия приняла решение гото­вить его к переходу под собственными ма­шинами. В ноябре в сопровождении двух пароходов (вероятно, «Санта Мару» и «Ки­ото Мару») крейсер направился в Сасебо, где с него высадилась большая группа ра­бочих и инженеров, а затем — к месту ре­монта в Йокосуку.

Работами по подъему «Варяга» руково­дил генерал-лейтенант корпуса корабельных инженеров Арай. Под его началом постоян­но находилось 150 квалифицированных ра­бочих и водолазов, а в августе 1905 года их число превышало 300 человек. На вспомо­гательных участках были задействованы ко­рейские кули: первоначально 400 человек, а затем—до 800. В общей сложности до 7 октября 1905 года на подъемные работы было израсходовано свыше 1 млн иен.