Подъем «Варяга»
Буквально на следующий день после боя, нисколько не смущаясь присутствия на рейде кораблей международной эскадры, японцы начали обследование «Варяга», а 8 февраля 1904 года приступили к его подъему. Крейсер лежал на грунте, на левом борту, почти по диаметральную плоскость погрузившись в ил. При отливе над водой была видна большая часть его корпуса.
Для проведения работ из Сасебо привезли специалистов и доставили необходимое оборудование. Первым делом японцы освободили от крепежа и сняли паровой катер № 1, в дальнейшем используя его в качестве транспортного средства. Затем в правом борту корабля, в районе угольных ям, были вырублены четыре отверстия, и через них стали выгружать уголь и другие грузы. Обнаруженное в каютах имущество офицеров частично передали в местный музей, а личные вещи командира были возвращены В.Рудневу в 1907 году.
В апреле — мае с крейсера сняли два шестидюймовых и десять 75-мм орудий, позже — остальные, кроме четырех по левому борту, погрузившихся в ил. В июне и июле водолазы срубили дымовые трубы, мачты, вентиляторы и другие надстройки.
После проведения этих работ начали спрямлять корпус корабля. Для этого с помощью помп стали вымывать из-под корпуса ил и песок. По замыслу японцев «Варяг» должен был лечь в образовавшуюся яму. К 15 июля удалось достичь угла 25°, а затем и 24°, что позволило снять всю артиллерию по левому борту. Заделав многочисленные отверстия и пробоины, в середине августа спасатели приступили к откачке воды с помощью шести помп общей производительностью 7000 т/ч, установленных на шести пароходах. Шланги были вставлены в четырехугольные отверстия, вырезанные ранее для работы водолазов. Одновременно с этим в помещения крейсера закачивался воздух. Работы производились только во время отлива. Однако все было напрасно — обилие на крейсере плохо заделанных отверстий не позволяло откачивать в час более 4000 т воды.
В конце августа из Сасебо доставили еще три помпы, а в сентябре возобновили работы, доведя производительность насосов до 9000 т/ч. Безрезультатно. В это время кто-то из специалистов предложил установить на крейсер кессон для увеличения плавучести. Его довольно быстро построили, но повторная попытка поднять корабль снова оказалась тщетной.
Из-за надвигающихся осенних и зимних штормов все работы решили отложить до лучших времен. В октябре «Варяг» закрепили на грунте канатами и швартовыми. 30 октября (по новому стилю) корабль был всеми покинут.
После долгих совещаний японцы приняли новую программу работ. В ее основу была положена идея постройки кессона над всей палубой от носа до кормы, что, как предполагалось, обеспечивало необходимую плавучесть и позволяло оторвать корабль от дна. По расчетам высота кессона должна была составлять около 6 м. И в своем нынешнем положении — без мачт, труб и надстроек — водоизмещение крейсера составляло примерно 4500 т, а вместе с кессоном оно должно было достигнуть порядка 9000 т!
К сооружению кессона приступили 9 апреля 1905 года. Одновременно в Осаке заказали еще три насоса производительностью по 3600 т/ч. Работы на корабле начали с очистки внутренних помещений от образовавшихся осаждений, которые водолазам пришлось откалывать с помощью зубил. Крен корабля был оставлен преднамеренно — это позволяло вести монтаж кессона по правому борту над водой.
Для кессона потребовалось свыше 500 т дерева. Его остов изготавливался из бревен диаметром 200 — 250 мм, а обшивка — из досок толщиной 100 мм. В окончательном виде высота сооружения получилась равной 6,1 м. Строительство кессона по правому борту завершилось к середине мая, затем приступили к спрямлению крейсера. К15 июля «Варяг» практически встал на ровный киль — крен составлял всего 3°.
Водолазы принялись достраивать кессон по левому борту. Работы шли в основном под водой и были завершены за 40 дней. К этому времени из Осаки доставили дополнительные насосы. Каждая помпа устанавливалась внутри железного ящика высотой 2 шириной 3 и длиной 3 и 3,65 м.
Два насоса разместили на шкафуте, над дымоходами передних котлов; третий — над машинным отделением. Пар на помпы подавался с пароходов «Санта Мару» и «Киото Мару». 15 июля была сделана первая проба, и она оказалась успешной.
Утром 8 августа к «Варягу» подошли принимавшие участие в подъеме пароходы, украшенные флагами расцвечивания. При малой воде разом включили все насосы. И когда удалось откачать часть воды, крейсер всплыл. Помпы продолжали работать, и рабочие начали заделывать незамеченные отверстия, из которых со свистом выходил воздух.
Через несколько дней непрерывной работы кессон разобрали. После осмотра корабля комиссия приняла решение готовить его к переходу под собственными машинами. В ноябре в сопровождении двух пароходов (вероятно, «Санта Мару» и «Киото Мару») крейсер направился в Сасебо, где с него высадилась большая группа рабочих и инженеров, а затем — к месту ремонта в Йокосуку.
Работами по подъему «Варяга» руководил генерал-лейтенант корпуса корабельных инженеров Арай. Под его началом постоянно находилось 150 квалифицированных рабочих и водолазов, а в августе 1905 года их число превышало 300 человек. На вспомогательных участках были задействованы корейские кули: первоначально 400 человек, а затем—до 800. В общей сложности до 7 октября 1905 года на подъемные работы было израсходовано свыше 1 млн иен.