Снова под Андреевским флагом
Капитальный ремонт крейсера, получившего в японском флоте имя «Сойя», проходил на судоремонтном заводе в Йокосуке в 1906 — 1907 годах. После его завершения внешний вид корабля сильно изменился — в первую очередь, из-за новых ходовых мостиков, штурманской рубки, дымовых труб и вентиляторов. На мачтах демонтировали марсовые площадки. Носовое украшение, видимо, пошло на переплавку — вместо него японцы водрузили свой неизменный цветок — хризантему (интересно отметить, после передачи крейсера во Владивостоке они не забыли его снять и увезти с собой). В духе времени с бортов корабля исчезли шесты противоминных сетей, переменил свое место и выстрел для причаливания шлюпок.
Вооружение корабля и его расположение особых изменений не претерпели. Все шестидюймовые пушки остались на своих местах. До сих пор неясно, была ли произведена замена стволов орудий на новые. Судя по некоторым публикациям и воспоминаниям бывших матросов, служивших на крейсере в 1916 году, они видели орудия с вмятинами и боевыми повреждениями. Поэтому можно предположить, что замены не было.
А вот 75-мм орудия японцы заменили на 76-мм пушки Армстронга. Причем орудия № 17 и № 18 (по старой нумерации) переставили на спонсоны 152-мм орудий № 5 и № 6. Старые же «амбразуры» у коечных сеток заделали новым фальшбортом. Кроме того, были сняты все мелкие пушки и три торпедных аппарата — два из помещения кают-компании и носовой. Помещение носового аппарата переоборудовали под малярку. Бортовые крышки торпедных аппаратов, расположенных в бывшей корабельной церкви, переделали. Теперь они стали сферической формы. С левого борта убрали один верп. Тамбуры входных люков в офицерские помещения, находящиеся на верхней палубе, переделали. Теперь крышки люков с помощью специальных стержней были установлены под углом к палубе. На внутренней стороне крышек закрепили специальные поручни — при спуске по трапу за них можно было держаться. В походном положении и в ненастную погоду стойки убирались и люк мог задраиваться.
Распространенное мнение о том, что на крейсере котлы Никлосса заменили на котлы Миябара, ошибочно.
Итак, после капитального ремонта и переоборудования «Сойя» был зачислен в качестве учебного корабля в школу кадетов. В своей новой роли он прослужил долгих 9 лет, побывав за это время во многих странах мира, в том числе и в местах былых сражений.
В разгар Первой мировой войны, в начале 1916 года началось формирование Флотилии Северного Ледовитого океана. В рамках этого предполагалось создать крейсерскую эскадру, а для нее требовались корабли. Япония, бывшая в этой войне союзницей России, после длительных торгов согласилась продать захваченные корабли Первой Тихоокеанской эскадры, ныне носившие названия «Танго» (бывшая «Полтава»), «Сагами» («Пересвет») и «Сойя».
В феврале 1916 года приемная комиссия прибыла в Страну восходящего солнца на пароходе «Тобол». «Сагами» и «Сойя» находились в Йокосуке, а «Танго» — в Куре. В первых числах марта корабли обследовали и нашли их в плохом состоянии. Так, на «Сойе» срок эксплуатации котлов до полной выработки ресурса составлял не более полутора — двух лет. По указанию комиссии японцы выполнили некоторые ремонтные работы — в частности, в боевых рубках было установлено паровое и электрическое отопление.
10 марта «Сагами» и «Сойя» направились в Куре для соединения с «Танго» и с флагманским кораблем отряда — японским крейсером «Ибуки». 15-го числа отряд под флагом контр-адмирала С.Яманаки вышел в Сасебо. 17 марта к нему присоединился крейсер «Сума», а на следующий день корабли направились во Владивосток.
21 марта в бухту Золотой Рог вошли «Ибуки» «Танго», «Сагами», «Сойя» и «Сума». Первым отшвартовался на бочку «Сойя». Жители города, заполнившие набережные, приветствовали бывшие русские корабли, вновь вернувшиеся домой.
В полдень 22 марта с флагштоков спустили японские флаги, и корабли были приняты в состав Российского флота. В соответствии с приказом по морскому ведомству от 24 марта 1916 года, с 22 марта «Сагами» и «Сойе» были возвращены их исторические имена: «Пересвет» и «Варяг». «Танго» переименовали в «Чесму», так как старое его название «Полтава» уже носил балтийский дредноут. Отныне «Варяг» комплектовался чинами из Гвардейского экипажа. 27 марта на нем подняли Георгиевский вымпел. Флаг и гюйс оставались обычными. Экипаж крейсера был укомплектован 17 офицерами, 5 кондукторами и 570 матросами.
31 марта корабль встал на ремонт, который продолжался до лета 1916 года. Владивостокский порт практически отказывался выделять мастеровых для ремонта возвращенных кораблей. Командующий Сибирской флотилией заявил, что на первом месте должны стоять нужды его флотилии. Для проведения ремонтных работ пришлось обратиться к частным предприятиям с китайским, корейским и японским персоналом. Но так или иначе, дело шло. На крейсере переставили в диаметральную плоскость носовые 152-мм орудия № 1 и № 2, а также орудия № 11 и № 12 на юте. Для обеспечения стрельбы из носовых и кормовых орудий над «казематами» 76-мм орудий нарастили палубу, сделав подкрепленные площадки. В результате перестановки количество орудий в бортовом залпе увеличилось до 8. На всех орудиях, стоящих открыто, со стороны наводчика установили укороченные щиты. Механизмы наведения всех орудий отремонтировали, углы возвышения увеличили с 15 до 18°. Были устранены мертвые ходы механизмов. Пулеметы переделали для стрельбы по аэропланам. Кроме того, на «Чесму» передали четыре 76-мм орудия (по старой нумерации № 13,14,19 и 20), ранее стоявшие в носовых казематах и напротив второй дымовой трубы. В Глазго 7 ноября 1916 года еще два орудия (№ 23 и № 24) будут переданы на «Гориславу». В котельном и машинном отделениях провели косметический ремонт. В некоторых помещениях, где отсутствовало тепло, установили батареи парового отопления. На крейсере появилась радиостанция мощностью 2 кВт; вторая была запасная, позднее ее передали крейсеру «Аскольд».
15 мая 1916 года крейсер вышел в море для испытания машин и артиллерии. При задействовании 22 котлов из 30 была достигнута скорость 16 узлов. Машины работали плавно, без стука. Стрельбы прошли без замечаний по материальной части. 5 июня в Уссурийском заливе провели повторные стрельбы из орудий главного калибра на ходу 11 узлов. 11 июня «Варяг» совершил совместный поход с линейным кораблем «Чесма», а 13 июня корабли вернулись в бухту Золотой Рог.
18 июня в 14.30 «Варяг» и «Чесма» под флагом командующего Отряда судов особого назначения контр-адмирала А.И.Бестужева-Рюмина вышли в море.
Поход проходил в условиях военного времени. В Средиземном море «Чесма» отделилась от «Варяга». В дальнейшем крейсер шел на Север под флагом командующего один. В ноябре в Гриноке его ввели в док. После проведения текущих ремонтных работ и покраски корабль продолжил путь на Север. 17 ноября 1916 года он бросил якорь в Романове-на-Мурмане. Приказом по флоту и Морскому ведомству от 30 ноября 1916 года его зачислили в состав Флотилии Северного Ледовитого океана (ФСЛО). Приказом командующего Отряда судов обороны Кольского залива и Кольского района «Варяг» был назначен флагманским кораблем. Однако техническое состояние крейсера вызывало серьезные опасения командования. Из-за отсутствия на Севере ремонтных баз была достигнута договоренность с английским Адмиралтейством о включении его в план ремонта боевых кораблей.
В начале 1917 года специальная комиссия по обследованию состояния «Варяга» составила ведомость на проведение первоочередных работ. 2 февраля Первый лорд британского Адмиралтейства пообещал пересмотреть график ремонта кораблей Великобритании, чтобы включить в него «Варяг». Срок прибытия крейсера в завод назначили на 17 марта 1917 года. 25 февраля в 11.30 «Варяг» навсегда покинул берега России.
Одновременно с ремонтом предполагалось осуществить перевооружение корабля. Вариантов было два:
— по первому планировалось установить вместо 152-мм орудий 12 новых 130/55-мм, на новых же станках с углом возвышения 20°. Орудия снабжались щитами. Станки на крейсер доставили перед уходом на ремонт, а орудия должны были изготовить англичане;
— по второму, в случае задержки изготовления 130-мм орудий, предполагалось установить 12152-мм орудий, снятых с крейсера «Кагул». Для этого их подготовили к отправке на Север и только ждали сигнала.
Перед уходом «Варяга» в Англию с него сняли все оставшиеся 76-мм орудия, восемь 152-мм и кормовой торпедный аппарат (152-мм орудия и торпедный аппарат были отправлены в Кронштадт).
На крейсере оставались четыре 152-мм орудия (два баковых и два ютовых) и два пулемета.
Переход до Биркеинхеда прошел без происшествий. 19 марта крейсер был введен в док. После тщательного осмотра корабля англичане определили окончательную стоимость и продолжительность ремонта — 300 000 фн. ст. и 12 месяцев. При этом они предложили произвести ремонт после войны, а крейсер оставить в Англии, так как до России он в таком состоянии мог не дойти. Морской министр в своей телеграмме приказал командиру «Варяга» оставить корабль под английской охраной, а экипаж отправить в США для приемки тральщиков.
Свершившаяся накануне в России февральская буржуазная революция напрямую отразилась на судьбе «Варяга». На нем в духе времени был создан «комитет выборных матросов» (председатель — боцман Г.Летунович), который начал активно контролировать все процессы, происходящие на корабле. На первом же заседании, состоявшемся 22 марта, прозвучали настойчивые требования списать с крейсера офицеров, не пользующихся доверием у матросов. В ответ офицеры переселились в гостиницу и фактически самоустранились от несения службы.
В апреле — мае команда начала разъезжаться. 300 человек откомандировали в США; остальные, за исключением 50 человек, вернулись в Россию. Оставшиеся приступили к срочной отправке корабельного имущества на Родину.
Все оборудование — два торпедных аппарата с торпедами; двенадцать изготовленных 130-мм и четыре 152-мм орудия с боезапасом (в том числе и снаряды 130-мм орудий); станки к орудиям; радиостанция, штурманские принадлежности и инструменты — погрузили на пароход «Алтай». В сопровождение было выделено 39 членов команды «Варяга». Одиннадцать человек остались на крейсере для охраны.
После октябрьских событий в России отношение к русским резко изменилось. 8 декабря 1917 года корабль был захвачен англичанами и через некоторое время продан на слом. При следовании к месту разборки «Варяг» сел на камни. Попытки снять его не увенчались успехом. Разобрали легендарный корабль прямо на месте только к 1925 году...