Снова под Андреевским флагом

 

Капитальный ремонт крейсера, получив­шего в японском флоте имя «Сойя», про­ходил на судоремонтном заводе в Йокосуке в 1906 — 1907 годах. После его завер­шения внешний вид корабля сильно изме­нился — в первую очередь, из-за новых ходовых мостиков, штурманской рубки, дымовых труб и вентиляторов. На мачтах демонтировали марсовые площадки. Но­совое украшение, видимо, пошло на пере­плавку — вместо него японцы водрузили свой неизменный цветок — хризантему (ин­тересно отметить, после передачи крейсе­ра во Владивостоке они не забыли его снять и увезти с собой). В духе времени с бортов корабля исчезли шесты противо­минных сетей, переменил свое место и выстрел для причаливания шлюпок.

Вооружение корабля и его расположе­ние особых изменений не претерпели. Все шестидюймовые пушки остались на своих местах. До сих пор неясно, была ли произ­ведена замена стволов орудий на новые. Судя по некоторым публикациям и воспоминаниям бывших матросов, служивших на крейсере в 1916 году, они видели орудия с вмятинами и боевыми повреждениями. Поэтому можно предположить, что замены не было.

А вот 75-мм орудия японцы заменили на 76-мм пушки Армстронга. Причем орудия № 17 и № 18 (по старой нумерации) пере­ставили на спонсоны 152-мм орудий № 5 и № 6. Старые же «амбразуры» у коечных сеток заделали новым фальшбортом. Кро­ме того, были сняты все мелкие пушки и три торпедных аппарата — два из помеще­ния кают-компании и носовой. Помещение носового аппарата переоборудовали под малярку. Бортовые крышки торпедных ап­паратов, расположенных в бывшей кора­бельной церкви, переделали. Теперь они стали сферической формы. С левого бор­та убрали один верп. Тамбуры входных люков в офицерские помещения, находящиеся на верхней палубе, переделали. Теперь крышки люков с помощью специ­альных стержней были установлены под углом к палубе. На внутренней стороне крышек закрепили специальные поручни — при спуске по трапу за них можно было держаться. В походном положении и в не­настную погоду стойки убирались и люк мог задраиваться.

Распространенное мнение о том, что на крейсере котлы Никлосса заменили на кот­лы Миябара, ошибочно.

Итак, после капитального ремонта и переоборудования «Сойя» был зачислен в качестве учебного корабля в школу каде­тов. В своей новой роли он прослужил дол­гих 9 лет, побывав за это время во многих странах мира, в том числе и в местах бы­лых сражений.

В разгар Первой мировой войны, в на­чале 1916 года началось формирование Флотилии Северного Ледовитого океана. В рамках этого предполагалось создать крей­серскую эскадру, а для нее требовались корабли. Япония, бывшая в этой войне со­юзницей России, после длительных торгов согласилась продать захваченные кораб­ли Первой Тихоокеанской эскадры, ныне носившие названия «Танго» (бывшая «Пол­тава»), «Сагами» («Пересвет») и «Сойя».

В феврале 1916 года приемная комис­сия прибыла в Страну восходящего солн­ца на пароходе «Тобол». «Сагами» и «Сойя» находились в Йокосуке, а «Тан­го» — в Куре. В первых числах марта ко­рабли обследовали и нашли их в плохом состоянии. Так, на «Сойе» срок эксплуатации котлов до полной выработки ресурса составлял не более полутора — двух лет. По указанию комиссии японцы выполнили некоторые ремонтные работы — в частно­сти, в боевых рубках было установлено паровое и электрическое отопление.

10 марта «Сагами» и «Сойя» направи­лись в Куре для соединения с «Танго» и с флагманским кораблем отряда — япон­ским крейсером «Ибуки». 15-го числа отряд под флагом контр-адмирала С.Яманаки вышел в Сасебо. 17 марта к нему присо­единился крейсер «Сума», а на следующий день корабли направились во Владивосток.

21 марта в бухту Золотой Рог вошли «Ибуки» «Танго», «Сагами», «Сойя» и «Сума». Первым отшвартовался на бочку «Сойя». Жители города, заполнившие набережные, приветствовали бывшие рус­ские корабли, вновь вернувшиеся домой.

В полдень 22 марта с флагштоков спус­тили японские флаги, и корабли были при­няты в состав Российского флота. В соот­ветствии с приказом по морскому ведом­ству от 24 марта 1916 года, с 22 марта «Са­гами» и «Сойе» были возвращены их ис­торические имена: «Пересвет» и «Варяг». «Танго» переименовали в «Чесму», так как старое его название «Полтава» уже носил балтийский дредноут. Отныне «Варяг» ком­плектовался чинами из Гвардейского эки­пажа. 27 марта на нем подняли Георгиев­ский вымпел. Флаг и гюйс оставались обыч­ными. Экипаж крейсера был укомплекто­ван 17 офицерами, 5 кондукторами и 570 матросами.

31 марта корабль встал на ремонт, ко­торый продолжался до лета 1916 года. Владивостокский порт практически отказы­вался выделять мастеровых для ремонта возвращенных кораблей. Командующий Сибирской флотилией заявил, что на пер­вом месте должны стоять нужды его фло­тилии. Для проведения ремонтных работ пришлось обратиться к частным предпри­ятиям с китайским, корейским и японским персоналом. Но так или иначе, дело шло. На крейсере переставили в диаметральную плоскость носовые 152-мм орудия № 1 и № 2, а также орудия № 11 и № 12 на юте. Для обеспечения стрельбы из носовых и кормовых орудий над «казематами» 76-мм орудий нарастили палубу, сделав подкреп­ленные площадки. В результате переста­новки количество орудий в бортовом зал­пе увеличилось до 8. На всех орудиях, сто­ящих открыто, со стороны наводчика уста­новили укороченные щиты. Механизмы наведения всех орудий отремонтировали, углы возвышения увеличили с 15 до 18°. Были устранены мертвые ходы механиз­мов. Пулеметы переделали для стрельбы по аэропланам. Кроме того, на «Чесму» передали четыре 76-мм орудия (по старой нумерации № 13,14,19 и 20), ранее стояв­шие в носовых казематах и напротив вто­рой дымовой трубы. В Глазго 7 ноября 1916 года еще два орудия (№ 23 и № 24) будут переданы на «Гориславу». В котельном и машинном отделениях провели космети­ческий ремонт. В некоторых помещениях, где отсутствовало тепло, установили бата­реи парового отопления. На крейсере по­явилась радиостанция мощностью 2 кВт; вторая была запасная, позднее ее переда­ли крейсеру «Аскольд».

15 мая 1916 года крейсер вышел в море для испытания машин и артиллерии. При задействовании 22 котлов из 30 была дос­тигнута скорость 16 узлов. Машины рабо­тали плавно, без стука. Стрельбы прошли без замечаний по материальной части. 5 июня в Уссурийском заливе провели по­вторные стрельбы из орудий главного ка­либра на ходу 11 узлов. 11 июня «Варяг» совершил совместный поход с линейным кораблем «Чесма», а 13 июня корабли вер­нулись в бухту Золотой Рог.

18 июня в 14.30 «Варяг» и «Чесма» под флагом командующего Отряда судов осо­бого назначения контр-адмирала А.И.Бес­тужева-Рюмина вышли в море.

Поход проходил в условиях военного времени. В Средиземном море «Чесма» отделилась от «Варяга». В дальнейшем крейсер шел на Север под флагом коман­дующего один. В ноябре в Гриноке его вве­ли в док. После проведения текущих ремонтных работ и покраски корабль продол­жил путь на Север. 17 ноября 1916 года он бросил якорь в Романове-на-Мурмане. Приказом по флоту и Морскому ведомству от 30 ноября 1916 года его зачислили в состав Флотилии Северного Ледовитого океана (ФСЛО). Приказом командующего Отряда судов обороны Кольского залива и Кольского района «Варяг» был назначен флагманским кораблем. Однако техничес­кое состояние крейсера вызывало серьез­ные опасения командования. Из-за отсут­ствия на Севере ремонтных баз была дос­тигнута договоренность с английским Ад­миралтейством о включении его в план ремонта боевых кораблей.

В начале 1917 года специальная комис­сия по обследованию состояния «Варяга» составила ведомость на проведение пер­воочередных работ. 2 февраля Первый лорд британского Адмиралтейства пообе­щал пересмотреть график ремонта кораб­лей Великобритании, чтобы включить в него «Варяг». Срок прибытия крейсера в завод назначили на 17 марта 1917 года. 25 февраля в 11.30 «Варяг» навсегда покинул берега России.

Одновременно с ремонтом предполага­лось осуществить перевооружение кораб­ля. Вариантов было два:

— по первому планировалось установить вместо 152-мм орудий 12 новых 130/55-мм, на новых же станках с углом возвышения 20°. Орудия снабжались щитами. Станки на крейсер доставили перед уходом на ре­монт, а орудия должны были изготовить англичане;

—  по второму, в случае задержки изго­товления 130-мм орудий, предполагалось установить 12152-мм орудий, снятых с крей­сера «Кагул». Для этого их подготовили к отправке на Север и только ждали сигнала.

Перед уходом «Варяга» в Англию с него сняли все оставшиеся 76-мм орудия, во­семь 152-мм и кормовой торпедный аппа­рат (152-мм орудия и торпедный аппарат были отправле­ны в Кронштадт).

На крейсере оставались четыре 152-мм орудия (два баковых и два ютовых) и два пулемета.

Переход до Биркеинхеда прошел без происшествий. 19 марта крейсер был вве­ден в док. После тщательного осмотра ко­рабля англичане определили окончатель­ную стоимость и продолжительность ре­монта — 300 000 фн. ст. и 12 месяцев. При этом они предложили произвести ремонт после войны, а крейсер оставить в Англии, так как до России он в таком состоянии мог не дойти. Морской министр в своей теле­грамме приказал командиру «Варяга» оставить корабль под английской охраной, а экипаж отправить в США для приемки тральщиков.

Свершившаяся накануне в России февральская буржуазная революция на­прямую отразилась на судьбе «Варяга». На нем в духе времени был создан «ко­митет выборных матросов» (председа­тель — боцман Г.Летунович), который начал активно контролировать все про­цессы, происходящие на корабле. На пер­вом же заседании, состоявшемся 22 мар­та, прозвучали настойчивые требования списать с крейсера офицеров, не пользу­ющихся доверием у матросов. В ответ офицеры переселились в гостиницу и фактически самоустранились от несения службы.

В апреле — мае команда начала разъез­жаться. 300 человек откомандировали в США; остальные, за исключением 50 че­ловек, вернулись в Россию. Оставшиеся приступили к срочной отправке корабель­ного имущества на Родину.

Все оборудование — два торпедных ап­парата с торпедами; двенадцать изготов­ленных 130-мм и четыре 152-мм орудия с боезапасом (в том числе и снаряды 130-мм орудий); станки к орудиям; радиостанция, штурманские принадлежности и инстру­менты — погрузили на пароход «Алтай». В сопровождение было выделено 39 чле­нов команды «Варяга». Одиннадцать человек остались на крей­сере для охраны.

После октябрьских событий в России отношение к русским резко изменилось. 8 декабря 1917 года корабль был захвачен англичанами и через некоторое время про­дан на слом. При следовании к месту раз­борки «Варяг» сел на камни. Попытки снять его не увенчались успехом. Разобрали ле­гендарный корабль прямо на месте только к 1925 году...