Линкоры и Линейные крейсера

 

По условиям Вашингтонской конференции 1922 г., в строю англий­ского флота сохранялось 18 линкоров и 4 линейных крейсера. Кроме того, Англия могла построить еще два линкора в рамках договорных ограничений (35 000 т; 406-мм орудия ГК) для поддержания паритета с Японией и США, имевших по два линкора с 406-мм артиллерией. На Лон­донской конференции 1930 г. "линкорные каникулы" продлили до 1937 г., попутно ограничив число британских линкоров 15 единицами.

Очередная отсрочка выдвинула на первый план программу модерни­зации находящихся в строю линкоров и линейных крейсеров. С учетом развития авиации усиление палубной брони и средств ПВО станови­лось все более актуальным. Работы в этом направлении провели на "Barham", "Repulse", "Royal Oak" и "Malaya". Еще большей по объему модернизации подверглись последние три кораблях типа "Queen Elizabeth" и линейный крейсер "Renown". Помимо совершенно новых средств ПВО, корабли получили еще и гораздо более легкую и эконо­мичную ЭУ. Аналогичные работы планировалось провести на линейном крейсере "Hood" и линкоре "Barham", но этому помешала война.

На Лондонской конференции 1936 г. англичанам удалось настоять на ограничении водоизмещения вновь строящихся кораблей в 35 000 т и калибре главной артиллерии в 356 мм, однако уже тогда было ясно, что договор, скорее всего, мертворожденный, т.к. его подписали только Англия, США и Франция. Пришлось внести пункт о том, что, если в тече­ние года к договору не присоединится Япония, эти ограничения теряют силу и вступают в действие новые — 45 000 т и 406 мм. Именно в этот год неопределенности и началось строительство первых после переры­ва английских линкоров типа "King George V" программ 1936 и 1937 гг. Англия оказалась единственной державой, до конца выполнившей условия договора и в результате получившей линкоры с наименьшим возможным ГК. Ситуацию было решено исправить на кораблях программы 1938 г. типа "Lion". Их ГК был наконец доведен до разрешенных 406 мм, однако водоизмещение, по политическим мотивам, ограничили 40 000 т. В целом по проекту эти корабли повторяли своих 356-мм предшествен­ников, будучи лишь на 12 м длиннее и внешне отличаясь (за исключением артиллерии ГК) транцевой кормой.

Увы, с постройкой новых линкоров англичане опоздали — 2 единицы программы 1938 г. они успели заложить, но начавшаяся война застави­ла отказаться от продолжения постройки, поскольку корабли, в лучшем случае, могли быть готовы лишь в 1944 г. Еще две единицы по программе 1939 г. заказали, но к работе по ним не приступали.

И все же англичане умудрились в военный период не только заложить, но и спустить на воду, а после окончания войны и достроить последний линкор английского флота — "Vanguard". Его создание велось вокруг пушек — как в прямом, так и в переносном смысле. На складах флота с середины 1920-х хранились 381 -мм башни линейных крейсеров типа "Courageous", перестро­енных в авианосцы. Долгое время в Адмиралтействе не знали, что с ними делать. Наконец, в начале 1939 г. был составлен эскизный проект быстроход­ного линкора для Восточного флота, способного бороться с японскими линей­ными и тяжелыми крейсерам. С началом войны проект отложили, однако в 1941 г., когда обстановка на Дальнем Востоке стала накаляться, его быстро доработали с использованием готовых конструктивных решений, применен­ных на линкорах типа "King George V". 'Vanguard" заложили 2.10.1941, и первое время темп работ на нем был достаточно высок, но вскоре необхо­димость в линкоре уже казалась не столь очевидной, и на воду корабль спустили лишь в ноябре 1944 г., а достроили уже после окончания войны.

 

Линкоры типа "King George V" — 5 единиц

01.jpg

 

"King George V"   ВикАрм     1.1.1937    21.2.1939   12.1940     Искл. в 1957

"Prince of Wales"  Кмл            1.1.1937    3.5.1939     3.1941       Погиб 10.12.1941

"Duke of York"      ДжБр         5.5.1937    28.2.1940   11.1941     Искл. в 1957

"Anson"                 CX              20.7.1937  24.2.1940   6.1942       Искл. в 1957

"Howe"                  Фф              1.6.1937    9.4.1940     8.1942       Искл. в 1957

 

36 727/42 046 т ("King George V"), 43 786 т ("Prince of Wales"), 43 337 т ("Anson"); 213,4/227,1x31,4x9,9 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 110 000 л.с., 28 узл., 3770 т нефти; 15 600 миль (10 узл.). Броня: борт 381 мм, траверсы 305 мм, палуба 149 мм, противоторпедная переборка 44 мм, башни 324 мм, барбеты 280 — 343 мм, рубка 114 мм. Эк. 1422 чел. 2 х 4 и 1 х 2 — 356-мм/45, 8 х 2 — 133-мм/50, 4x8 ("King George V" и "Prince of Wales") или 6x8 ("Duke of York", "Anson" и "Howe") — 40-мм/40,1x1— 40-мм/56 (только "Prince of Wales"), 6 x 1 ("Duke of York") или 18x1 ("Anson" и "Howe") — 20-мм/70, 4 ("King George V") или 6 ("Prince of Wales") x 20 — 178-мм UP; 1 катапульта и 2 гидросамолета.

 

Первые английские "капитальные суда", построенные после окончания "линкорных каникул", они же и единственные современные корабли этого класса, успевшие принять участие в войне. При выборе их ГК отрицатель­ную роль сыграла излишняя щепетильность английского правительства, ограничившего конструкторов рамками решений Лондонской конферен­ции 1936 г. (стандартное водоизмещение 35 000 т и калибр 356-мм), которые могли быть пересмотрены уже в следующем году.

Проект нового линкора в плане бронирования и ЭУ был достаточно консервативен. Здесь, как и на "Nelson", использовался принцип "все или ничего". Главный пояс располагался без наклона, выступая над поверх­ностью бортовой обшивки (а не за ней, как на "Nelson"), но при этом был заметно шире. Внутренняя противоторпедная защита рассчитывалась на противодействие торпед с весом боевой части 450 кг, однако случай гибели "Prince of Wales" показал, что ПТЗ не выдерживает взрыва и гораздо более легкой авиационной торпеды.

Заметным новшеством стало применение четырехорудийных башен ГК. По первоначальному проекту корабли должны были нести три таких башни, но после того, как потребовалось усилить бронирование для противодействия 15-дюймовым снарядам, возвышенную башню "В" пришлось сделать двухорудийной.

Новые 356-мм орудия оказались достаточно удачными (их снаряды по разрушительной силе почти не уступали состоявшим на вооружении флота 406-мм и 381-мм орудиям) и имели дальность стрельбы при максимальном угле возвышения 40° 190 кбт. К сожалению, их отлича­ла недоведенность конструкции башенных установок — дефект, с которым удалось справиться лишь ко второй половине войны. Вспомога­тельный калибр впервые стал универсальным. Он состоял из 8 х 2 133-мм ЗУ с углом возвышения 70° и был унифицирован с ГК КРЛ типа "Dido". Легкое зенитное вооружение по проекту должно было вклю­чать 4x8 40-мм "пом-пома" и 4 х 4 12,7-мм пулемета, однако в ходе достройки оно претерпело изменения (см. ТТХ).

На "Prince of Wales" и "King George V" во втором полугодии 1941 г. 20-ствольные установки UP заменили на 2 х 8 40-мм "пом-пома" и 7 "эрликонов" — у первого и на 1х8 и 1х4 40-мм "пом-пом" и 18 "эрликонов" — у второго. На "King George V" в 1944 г. легкое зенитное вооружение насчитывало 110 стволов (2x4 40-мм/56 "бофорса", 8x8 40-мм/40 "пом-помов", 38 20-мм "эрликонов"). Полное водоизмеще­ние — 44 460 т.

На "Duke of York" в 1942 г. число 20-мм "эрликонов" увеличили на 8, в 1943 г. — еще на 24. После ремонта в 1944 — 1945 гг. легкое зенит­ное вооружение стало насчитывать 124 ствола (2x4 40-мм/56 "бофорса", 8 х 8 и 6 х 4 40-мм/40 "пом-помов", 28 20-мм "эрликонов"). Полное водо­измещение — 44 790 т.

На "Anson" в середине 1943 г. дополнительно установили 18 "эрли­конов". В ходе ремонта в 1944 — 1945 гг. добавлено 2x4 40-мм/56 "бофорса", 2 х 8 и 4 х 4 40-мм/40 "пом-пома" и 29 "эрликонов". Два спа­ренных "эрликона" впоследствии заменили на 2 х 4 40-мм "пом-пома", что обеспечило к середине 1945 г. состав легкой зенитной артиллерии в 121 ствол (2x4 40-мм/56 "бофорса", 8 х 8 и 6 х 4 40-мм/40 "пом-помов", 25 20-мм "эрликонов"). Полное водоизмещение — 45 360 т.

На "Howe" в середине 1943 г. дополнительно установлено 22 "эрли­кона". В ходе ремонта 1943 — 1944 гг. — еще 4x4 40-мм "бофорса", 2x8 40-мм "пом-пома" и 8 20-мм "эрликонов". Летом 1945 г. добавлены 6x4 40-мм "пом-помов", 18x1 40-мм "бофорсов", а все одностволь­ные 20-мм "эрликоны" сняты. Общее число стволов легкой зенитной артиллерии достигло 122 (2 х 4 и 18 х 1 40-мм/56 "бофорсов", 8 х 8 и 6x4 40-мм/40 "пом-помов", 8 20-мм "эрликонов"). Полное водоизмеще­ние — 45 226 т.

Катапульта и авиационное оборудование были сняты на всех сохра­нившихся кораблях в 1943 — 1944 гг.

"Prince of Wales" и "King George V" участвовали в операции (на началь­ной и заключительной стадиях соответственно) по перехвату герм. ЛК "Bismarck". Первый 24.5.1941 добился трех попаданий в герм, корабль, но и сам получил 5 380-мм и 3 203-мм снаряда и вышел из боя. После двухмесячного ремонта переведен на Дальний Восток и 10.12.1941 потоплен японской авиацией близ Сингапура (5 торпедных попада­ний). "King George V" 1.5.1942 в тумане таранил и потопил свой ЭМ "Punjabi", получил значительные повреждения и вышел из строя почти на 3 месяца. "Duke of York" 26.12.1943 потопил герм. ЛК "Scharnhorst", практически не получив при этом никаких повреждений.

 

Линкоры типа "Nelson" — 2 единицы

02.jpg

 

"Nelson"     Арм           28.12.1922   3.9.1925       8.1927     Искл. в 1949

"Rodney"    Кмл           28.12.1922   17.12.1925   12.1927   Искл. в 1949

 

33 300/37 780 т; 201,2/216,4x32,3x8,6 м; 2 ТЗА, 8 ПК, 45 000 л.с., 23 узл., 3800 т нефти; 14 500 миль (10 узл.). Броня: борт 356 мм, траверсы 305 мм, палуба 171 мм, противоторпедная переборка 37 мм, башни 406 мм, барбеты 305 — 381 мм, рубка 356 мм. Эк. 1314 чел. 3х3 —406-мм/45, 6x2 — 152-мм/50, 6 х 1 — 120-мм/40, 2x8 ("Nelson") или 3 х 8 ("Rodney") — 40-мм/40, 2x4 — 12,7-мм, 2 х 1 — 610-мм ТА, 1 катапульта и 1 гидросамолет (только "Rodney").

 

Вскоре после окончания Первой мировой войны в Японии и США при­ступили к строительству сверхдредноутов с 406-мм артиллерией ГК, и у Адмиралтейства не оставалось иного выбора, как включиться в новый виток гонки морских вооружений. В 1920 — 1921 гг. был разработан про­ект гигантского линейного крейсера, получивший шифр G3. Четыре таких корабля даже успели заказать, однако Вашингтонская конфе­ренция 1922 г. перечеркнула эти планы.

Ее итогом стал отказ от постройки кораблей типа G3. В то же вре­мя Англии разрешалось построить два корабля в рамках установленных ограничений (стандартное водоизмещение 35 000 т и 406-мм артил­лерия ГК).

При создании новых линкоров конструкторы отталкивались от проекта G3, сохранив оригинальное расположение всей артиллерии ГК в носу. За счет ограничения скорости в 23 узл. удалось сохранить бронирова­ние и состав вооружения практически без изменений. Бронирование, впервые в английской практике, соответствовало принципу "все или ничего". Пояс находился на некотором расстоянии от наружной обшив­ки внутри корпуса и имел наклон 18°. Внутренняя противоторпедная защита была рассчитана на то, чтобы выдерживать взрыв торпеды с 340-кг боевой частью.

Все три башни ГК (спроектированные и заказанные еще для крейсе­ров типа G3) были сгруппированы в носовой оконечности, при этом возвышенная башня "В" имела широкий сектор обстрела, ограниченный всего 30° на корму. Шесть 152-мм двухорудийных башен располагались побортно двумя пирамидальными группами в кормовой оконечности. Для ведения зенитного огня предназначались 6 120-мм орудий и предусмот­ренные проектом, но так и не установленные 4x8 40-мм "пом-пома". Вместо них временно разместили 8 одноствольных автоматов того же калибра. Дополняли вооружение 2 подводных 610-мм ТА, не получивших распространения на флоте и стоявших только на этих линкорах.

В 1932 — 1934 гг. оба корабля вооружили, наконец, восьмиствольными 40-мм "пом-помами" вместо "временных" одноствольных, но только по одному на корабль. И в дополнение к ним — по 2 х 4 12,7-мм пулемета. В 1935 — 1936 гг. на линкоры поставили еще по одному восьмиствольному "пом-пому"; "Rodney", кроме того, оснастили катапультой на крыше башни "X". В 1938 г. он получил третью восьмиствольную установку "пом-пом" и РЛС тип 79Y, став первым в мире линкором, оснащенным радаром.

На "Rodney" в августе 1940 г. появились два первых 20-мм "эрликона". В сентябре 1941 г., во время ремонта в США, добавлено 3x8 "пом-пома", а "эрликоны" сняты. В мае 1942 г. 12,7-мм пулеметы заменены на 17 "эрликонов". До конца года число последних увеличено до 21, а к лету 1943 г. —до 66. Тогда же снята катапульта. В 1944-м 120-мм орудия заме­нены на 4 х 2 102-мм ЗУ, добавлены 2 "эрликона" (всего — 68). Полное водоизмещение — 43 140 т.

На "Nelson" в первой половине 1940 г. смонтированы 3x8 40-мм "пом-пома" (всего — 5 х 8) и 4 20-ствольные установки UP. Полное водоизмеще­ние — 43 300 т. Осенью 1941 г. все 20-ствольные установки сняли, вместо них корабль получил 13 "эрликонов" и шестой восьмиствольный 40-мм "пом-пом". Сняты ТА. Осенью 1943 г. число "эрликонов" достигло 41, уста­ревшие 12,7-мм пулеметы сняты. В конце 1944 г. в ходе ремонта в США установлены 4x4 40-мм "бофорса", число "эрликонов" достигло 65 (4 из них к середине 1945 г. сняты). Полное водоизмещение — 44 054 т.

В начале декабря 1939 г. "Nelson" подорвался на магнитной мине и вышел из строя на 9 месяцев. 27.9.1941 поврежден итал. авиаторпедой и ремонти­ровался до апреля 1942 г.. В ходе поддержки высадки союзников в Норман­дии 18.6.1944 подорвался на мине и вышел из строя до января 1945 г.

 

Линейный крейсер типа "Hood" — 1 единица

03.jpg

 

"Hood"   ДжБр        1.9.1916    22.8.1918 3.1920      Погиб 24.5.1941

 

42 752/48 650 т; 246,9/262,2x31,7x10,2 м; 4 ПТУ, 32 ПК, 144 000 Л.С., 31 узл., 4615 т нефти. Броня: борт 305 мм, траверсы 127 —152 мм, палуба 25 — 76 мм, башни 381 мм, барбеты 305 мм, рубка 280 мм. Эк. 1397 чел. 4x2 — 381-мм/42, 12x1 — 140-мм/50, 4x2 — 102-мм/45, 3 X 8 — 40-мм/40, 4x4 — 12,7-мм, 4x1— 533-мм ТА.

 

"Hood" на протяжении двух десятков лет олицетворял мощь британско­го флота, будучи самым крупным военным кораблем в мире.

Первоначально задумывался как экспериментальный линкор с воору­жением, защитой и ЭУ кораблей типа "Queen Elizabeth" в новом корпусе с уменьшенной осадкой и улучшенной подводной защитой, но очень быстро направление проектирования сместилось в сторону увеличения скорости и, соответственно, ослабления защиты. В результате получился увеличенный "Renown" с четвертой башней ГК и лишь чуть более толстой броней. Заложен 31.5.1916, однако состоявшееся именно в этот день Ютландское сражение заставило полностью пересмотреть проект в сторону кардинального усиления защиты. Толщина главного пояса воз­росла в полтора раза (с 203 до 305 мм), а его высота увеличена. Улучшилась защита башен, однако толщина палуб изменилась незна­чительно. "Hood" перезаложили в сентябре 1916 г., но окончательно проект был утвержден в Адмиралтействе лишь 30.8.1917, через год пос­ле начала стапельного периода — случай беспрецедентный в истории английского кораблестроения. За этот срок в проекте появились, а за­тем исчезли трехорудийные 15-дюймовые башни. Интересно, что в окончательном проекте вернулись к исходной идее быстроходного варианта "Queen Elizabeth", правда, ценой роста водоизмещения в полтора раза — до 42 670/ 46 680 т.

В первые годы службы "Hood" провел в заграничных походах, демонстрируя мощь Британской империи. Внешне он действительно производил сильное впечатление, однако в Адмиралтействе прекрасно осознавали его главный недостаток — слабую горизонтальную защиту. В 1927 г. обсуждалась возможность ее усиления, однако по финансовым соображениям эти работы были отложены. В 1929 — 1931 гг. на "Hood" установили 2x8 40-мм "пом-пома" и увеличили емкость топливных тан­ков с 3895 до 4615 т. В 1933 г. добавили 2x4 12,7-мм пулемета, в 1937-м г. — два 102-мм зен. орудия (всего стало 6), 1x8 40-мм "пом-пом" (всего стало 3) и 2 12,7-мм пулемета (всего 4). Тогда же сняты подводные ТА и 2 140-мм орудия. В 1939 г. во время очередного ремон­та одноорудийные 102-мм ЗУ заменили на 4 спаренные того же калибра. Снятые ранее 2 140-мм орудия СК вернули на свои места, но в апреле — мае 1940 г. 140-мм орудия СК сняли, тогда же добавлены 3 спаренные 102-мм ЗУ и 5 20-ствольных установок UP. Полное водоизмещение достигло 48 360 т (стандартное — 43 360 т).

24.5.1941 при попытке перехватить герм. ЛК "Bismarck" в Северной Атлантике "Hood" погиб в результате попадания одного или более 380-мм снарядов в погреб боезапаса. Спаслось только 3 члена экипажа из 1421.

 

Линейные крейсера типа "Renown" — 2 единицы

04.jpg

05.jpg

 

"Renown"    Фф           25.1.1915   4.3.1916    9.1916     Искл. в 1948

"Repulse"   ДжБр        25.1.1915   8.1.1916    8.1916     Погиб 10.12.1941

 

"Renown": 30 750/36 080 т; 228,8/242,2x30,8x9,6 м; 4 ТЗА и 8 ПК, 120 000 л.с., 30,8 узл., 4613 т нефти, 6580 (18) миль. Броня: борт 229 мм, траверсы 102 мм, палуба от 25 мм до 127 мм (над погребами), башни 229 мм, барбеты 102 — 178мм, рубка 76 мм. Эк. 1200 — 1250 чел. 3 х 2 — 381-мм/42, 10x2 — 114-мм/45, 3x8 — 40-мм/40, 4x4 — 12,7-мм, 8 X 1 — 533-мм ТА; катапульта и 2 гидросамолета.

"Repulse": 34 000/38 300 т; 228,8/242,2x30,8x9,6 м; 4 ПТУ и 42 ПК, 112 000 л.с., 28,3 узл., 4200 т, 4700 (12) миль. Броня: борт 229 мм, траверсы 102 мм, палуба от 13 мм до 146 мм (над погребами), башни 229 мм, барбеты 102 — 178 мм, рубка 254 мм. Эк. 1200 — 1250 чел. 3x2—381-мм/42,4хЗ—102-мм/45,6х1 —102-мм/45 зен., 2 х 8 — 40-мм/40,4 х 4 — 12,7-мм, 8x1— 533-мм ТА; 1 катапульта и 2 гидросамолета.

 

Корабли типа "Renown" являлись воплощением доведенного до край­ности взгляда адмирала Фишера на то, что должен из себя представлять линейный крейсер. Практически не защищенные (пояс — всего 152 мм), но несущие тяжелые 381-мм орудия и обладающие высокой ско­ростью, эти корабли надолго стали головной болью Адмиралтейства и прошли через череду ремонтов и модернизаций, начавшихся практи­чески сразу после их вступления в строй.

Еще до окончания Первой мировой войны на них усилили палубную броню, а сразу по ее окончании "Repulse" встал на серьезную реконструк­цию, длившуюся до конца 1920 г. Были заменены плиты бортового пояса на 229-мм, старые, — 152-мм, поднятые на уровень выше, обра­зовали верхний пояс. Усилили броню над погребами боезапаса до 76 мм. Корабль оснастили противоторпедными наделками, которые одновре­менно должны были сохранить остойчивость на приемлемом уровне. Подводные ТА заменили на 8 надводных.

В 1923 — 1926 гг. аналогичную перестройку прошел и "Renown", однако на нем 152-мм верхний пояс не устанавливался, а 229-мм плиты имели не­сколько большую высоту. Толщину палубы над погребами увеличили до 102 мм. В это же время оба линейных крейсера получили на вооружение по 4 102-мм зенитных орудия. В 1931 — 1933 гг. на "Renown" установили по­воротную катапульту за второй дымовой трубой и 2 х 8 40-мм "пом-пома".

В 1933 — 1936 гг. "Repulse" прошел очередную модернизацию, в хо­де которой была усилена палуба над МО до 89 мм, а над погребами — до 146 мм. За второй дымовой трубой установили поперечную катапуль­ту и два ангара для гидросамолетов. Число неуниверсальных 102-мм орудий в строенных установках сократилось до 12, а зенитных возросло до восьми (2 х 2 и 4 х 1). По краям носовой дымовой трубы установи­ли 2 х 8 40-мм "пом-пома". Последние предвоенные изменения на "Repulse" относятся к 1938 г., когда две опытные 102-мм спаренные ЗУ заменили на обычные одноствольные.

В 1936 — 1939 гг. "Renown" прошел модернизацию, сравнимую с проведенной на "Valiant" и "Queen Elizabeth". На нем была полностью заменена ЭУ на новую, с повышенными параметрами пара, перестро­ены все надстройки, модернизированы башни ГК, размещены новые зенитные 114-мм орудия в спаренных установках. "Renown" вступил в строй 2.9.1939 — за день до вступлении Англии в войну.

На "Repulse" в 1940 г. строенную 102-мм установку на спардеке за­менили на третий восьмиствольный "пом-пом". В середине следую­щего года зенитное вооружение усилили восемью "эрликонами".

На "Renown" впервые изменили состав вооружения во второй половине 1941 г. — добавлены 6 "эрликонов". До конца 1942 г. число последних увеличилось до 16, а 12,7-мм пулеметы сняли. В первой половине 1943 г. демонтирована катапульта, число "эрликонов" достигло 45. Полное водо­измещение — 37 600 т. В начале следующего года число стволов зенитной артиллерии вновь увеличилось — добавлены 1x4 40-мм "пом-пом" и 19 "эр­ликонов". В феврале 1945 г. общее число зенитных стволов составило 94 (3 х 8 и 1 х 4 "пом-пом" и 66 "эрликонов"), а полное водоизмещение — 38 395 т. Остойчивость корабля стала вызывать беспокойство. Для снижения нагрузки в апреле 1945 г. с него сняли все ТА. Есть сведения, что тогда же "Renown" лишился 6x2 114-мм орудий из носовой группы.

"Repulse" потоплен японской авиацией 10.12.1941 близ Сингапура (5 торпедных попаданий).

 

Линкоры типа "Queen Elizabeth" — 5 единиц

06.jpg

07.jpg

 

"Queen Elizabeth"    Порт    21.10.1912   16.10.1913    1.1915      Искл. в 1948

"Warspite"                Дев       31.10.1912   26.11.1913    3.1915      Искл. в 1946

"Barham"                 ДжБр    24.2.1913     31.12.1914    10.1915    Погиб 25.11.1941

"Valiant"                  Фф        31.1.1913     4.11.1914      2.1916      Искл. в 1948

"Malaya"                  Арм      20.10.1913   18.3.1915      2.1916      Искл. в 1948

 

31 315 — 31 795/35 380 — 36 006 т; 183,1/194,9x31,7x10 — 10,3 м;4ПТУ и 24 ПК, 75 000 л.с. ("Barham" и "Malaya") или 4 ТЗА и 6 ("Warspite") или 8 ("Valiant" и "Queen Elizabeth"), 80 000 л.с., 22,5 узл. ("Barham") или 23,5 узл. ("Malaya" и "Warspite") или 24 узл. ("Valiant" и "Queen Elizabeth"), 3400 — 3500 т нефти. Броня: борт 330 мм, траверсы 152 — 102 мм, палуба 63,5 —127 мм, башни 330 мм, барбеты 178 — 254 мм, батарея СК 152 мм (только "Barham", "Malaya" и "Warspite"), рубка 280 мм ("Barham") или 127 мм ("Malaya") или 76 мм ("Warspite", "Valiant" и "Queen Elizabeth"). Эк. 950 —1100 чел. 4x2 — 381-мм/42,12 ("Barham" и "Malaya") или 8 ("Warspite") х1 — 152-мм/45, 10 х 2 — 114-мм/45 (только "Valiant" и "Queen Elizabeth"), 4x2 — 102-мм/45 (только "Barham", "Malaya" и "Warspite"), 2 ("Barham" и "Malaya") или 4 ("Warspite", "Valiant" и "Queen Elizabeth") x 8 — 2-40-мм/40, 2 ("Barham") или 4 ("Malaya", "Warspite", "Valiant" и "Queen Elizabeth") x 4 — 12,7-мм; катапульта, 1 ("Barham") или 2 ("Malaya", "Warspite", "Valiant" и "Queen Elizabeth") гидросамолета.

 

Одни из самых знаменитых английских линкоров обеих мировых войн. Первые в истории линкоры с 15-дюймовыми орудиями ГК и на момент вступления в строй — самые мощные в мире. Важным нововведением стал переход с угольного на нефтяное отопление котлов.

Вскоре после окончания Первой мировой войны прошли модерниза­цию: усилена противоторпедная защита (установлены бортовые були, увеличившие ширину корпуса с 27,6 до 31,7 м); полное водоизмещение возросло до 35 — 35,5 тыс. т; скорость снизилась с 25 до 23,5 узл.; дымо­ходы объединены в одну широкую трубу, усилено зенитное вооружение (установлены 4 102-мм орудия).

Программа модернизации длилась с 1924 по 1934 г. На проходивших ее последними "Valiant" и "Barham" дополнительно установлены 2x8 40-мм "пом-пома" и авиационная катапульта на башне ГК "X". На "Barham", кроме того, усилили броневую палубу над погребами боеза­паса до 127 мм, а в 1938 г. 4 одинарные 102-мм установки заменили на спаренные. Водоизмещение достигло 31 350/35 970 т. Предполага­лось, что в будущем он пройдет масштабную модернизацию по типу "Valiant" (см. ниже), однако помешала война.

"Malaya" прошел вторую модернизацию в 1934 — 1936 гг. Была усилена палубная броня над МО до 89 мм и над погребами боезапаса до 127 мм. Между дымовой трубой и надстройкой смонтировали поперечную ката­пульту, по бокам дымовой трубы оборудовали 2 ангара для гидросамолетов. Тяжелую боевую рубку заменили более легкой, меньших размеров. Одинар­ные 102-мм установки заменены четырьмя спаренными, добавлены 2x8 40-мм "пом-пома". Водоизмещение — 31 465/35 380 т.

Следом за "Malaya" вторую модернизацию в 1934 — 1937 гг. прошел "Warspite". Объем работ на нем был существенно большим: помимо усиления брони и установки нового авиационного оборудования, старую ЭУ заменили новой, более легкой и мощной; у установок ГК угол возвы­шения орудий возрос с 20° до 30°. Носовую надстройку полностью перестроили, дымовая труба стала меньше. Число 152-мм орудий СК уменьшено до 8. Водоизмещение — 31 315/35 635 т.

Самую кардинальную модернизацию, начавшуюся в 1937 г., прошли "Valiant" и "Queen Elizabeth". В строй корабли вступили уже после начала войны: первый — в декабре 1939 г., второй — в январе 1941 г. В дополне­ние к перечню работ, проведенных на "Warspite", "Valiant" и "Queen Elizabeth", получили новейшие спаренные 114-мм ЗУ, при этом все 152-мм орудия СК были сняты, а вырезы под них в бортах заделаны. Новая ЭУ была той же мощности, что и на "Warspite", но имела несколько иные состав и внутрен­нее расположение. Водоизмещение "Valiant" — 31 585/35 698 т, "Queen Elizabeth" — 31 795/36 006 т.

"Barham" в начале 1940 г. довооружили 20-ствольной 178-мм установ­кой UP (снята через год). В 1941 г. добавлены по 2 х 8 40-мм "пом-пома" и 2 х 4 12,7-мм "виккерса".

Катапульта и авиационное оборудование демонтированы с "Malaya" в кон­це 1942 г., с "Warspite", "Valiant" и "Queen Elizabeth" — в 1943 г. На "Malaya" в конце 1942 г. число 102-мм ЗУ увеличено до 6 и добавлены 2x8 40-мм "пом-пома". В конце 1943 г. на "Malaya" и "Warspite" сняты все 152-мм орудия. На последнем добавлен еще 1x8 40-мм "пом-пом".

12,7-мм пулеметы сняты на "Malaya" и "Warspite" в 1941 г., на "Valiant" — в 1942 г., на "Queen Elizabeth" — в 1943 г. и заменены на 20-мм "эрликоны". К 1943 г. корабли несли от 22 до 39 "эрликонов", а наибольшее их число — 54 — имелось в 1944-м на "Queen Elizabeth". В конце войны водоизмещение "Queen Elizabeth" составляло 34 000/37 635 т, "Malaya" — 32 980/36 895 т.

"Barham" 12.12.1939 случайно таранил и потопил англ. ЭМ "Duchess", сам 28.12.1939 получил торпеду с герм. ПЛ U-30 и вышел из строя на 3 месяца. Погиб 25.11.1941 в Средиземном море от трех торпед с герм. ПЛ U-331. Для остальных кораблей 1941 г. также оказался неудачным, все они получили повреждения различной степени тяжести: "Malaya" — 20.3.1941 от торпе­ды герм. ПЛ U-106, "Warspite" — 22.5.1941 и 23.6.1941 от бомб герм, авиации, "Queen Elizabeth" и "Valiant"— 19.12.1941 от мин, установленных итал. боевыми пловцами. Вернулись в строй в конце 1941 г. ("Malaya"), в на­чале 1942 г. ("Warspite" и 'Valiant"). Получивший самые тяжелые повреждения "Queen Elizabeth" отремонтировали только в начале 1943 г. "Warspite" во вре­мя высадки в Салерно 16.9.1943 тяжело пострадал от герм, планирующей бомбы FX1400. После ремонта почти сразу вновь выведен из строя, подо­рвавшись на мине 13.6.1944. "Valiant" поврежден 8.8.1944 при аварии плавучего дока AFD-28, после чего до конца войны находился в ремонте.

 

Линкоры типа "Royal Sovereign" — 5 единиц

08.jpg

 

"Royal Sovereign"  Порт        15.1.1914    29.4.1915   4.1916     Искл. в 1949

"Revenge"               Вик          22.12.1913  29.5.1915   2.1916     Искл. в 1948

"Royal Oak"            Дев          15.1.1914    17.11.1914  5.1916    Погиб 14.10.1939

"Resolution"            Плм         29.11.1913  14.1.1915   12.1916  Искл. в 1948

"Ramillies"              Брдм       12.11.1913  12.9.1916    9.1917    Искл. в 1948

 

29 950/33 240 т ("Royal Oak") или 29 150/32 500 т (остальные); 176,9/189,1x30,9 — 31,2x9,6 — 10 м; 4 ПТУ, 18 ПК, 40 000 п.с., 21,5 узл., 3230 т нефти. Броня: борт 330 мм, траверсы 152 — 102 мм, палуба 50 мм (на "Royal Oak" до 127 мм над погребами), башни 330 мм, барбеты 102 — 254 мм, батарея СК 152 мм, рубка 280 мм. Эк. 920 чел. 4x2 — 381-мм/42,12 х 1 — 152-мм/45, 4x2 — 102-мм/45, 2 X 8 — 40-мм/40, 2x4 — 12,7-мм, 4 х 1 — 533-мм ТА (только "Royal Oak"); катапульта и 1 гидро­самолет (только "Royal Oak" и "Resolution").

 

Версия линкоров типа "Queen Elizabeth" с умеренной скоростью и не­сколько меньшими размерами, но с тем же вооружением и бронированием. Последний корабль серии "Ramillies" введен в строй уже с противоторпед­ными булями (ширина возросла с 27 до 31,2 м, полное водоизмещение — 33 540 т). Аналогичные работы провели до конца Первой мировой войны на "Revenge" и "Resolution" (ширина 30,9 м), а вскоре после ее за­вершения — на "Royal Sovereign" и "Royal Oak" (ширина 31,1 м, полное водоизмещение — 33 240 т). На последнем установили були новой формы, верхний срез которых поднимался до кромки батарейной палубы (аналогич­ные получил в ходе ремонта и "Ramillies").

В межвоенные годы линкоры типа "R" не подвергались серьезным модернизациям. В 1920-х гг. с кораблей сняли 2 палубных 152-мм ору­дия СК и добавили 4 зенитных 102-мм ЗУ. В конце 1930-х сняли ТА, одноорудийные 102-мм ЗУ заменили спаренными; добавлены 2x8 40-мм "пом-пома". На "Resolution" и "Royal Oak" на башне ГК "X" размес­тили авиационную катапульту. Кроме того, на "Royal Oak", единственном из всей серии, в 1934 — 1936 гг. провели усиление палубного бро­нирования над погребами (до 127 мм) и МО (до 90 мм). Вместо снятых подводных ТА были установлены 4 надводных.

К началу войны линкоры типа "R" устарели и планировались к выводу из состава флота, как только вступят в строй корабли типа "King George V".

Во время войны корабли этого типа не претерпели серьезных изменений, за исключением увеличения в 1942 г. на "Royal Sovereign" "Resolution" и "Ramillies" толщины палубы над погребами на 50 мм и демонтажа в следу­ющем году четырех 152-мм орудий (на "Resolution" — только двух). Прочие изменения ограничились увеличением числа стволов малокалиберной ар­тиллерии. В 1941 — 1942 гг. с оставшихся в строю кораблей сняли 12,7-мм пулеметы, добавив 2x4 40-мм "пом-пома" и 10 — 20-мм "эрликонов". В 1943 г. на "Ramillies" и "Royal Sovereign" число последних возросло до 20 и 30 соответственно, в следующем году на первом их стало еще на 3 боль­ше, а на втором, наоборот, сократилось на 4.

К концу войны полное водоизмещение кораблей составляло: 35 390 т ("Ramillies"), 34 700 т ("Resolution") и 33 560 т ("Revenge").

"Royal Oak" оказался первым линкором, погибшим во Второй миро­вой войне. 14.10.1939 он был потоплен в Скапа-Флоу тремя торпедами герм. ПЛ U-47. "Resolution" 24.7.1940 в ходе операции против Дакара получил торпедное попадание с франц. ПЛ "Bevezie" и был тяжело поврежден. Вышел из строя более чем на год. "Ramillies" в мае 1942 г. поврежден торпедой японской сверхмалой ПЛ у Мадагаскара и вы­шел из строя до июня 1943 г. "Revenge", "Resolution" и "Ramillies" выведены в резерв в 1944 г. "Royal Sovereign" 30.5.1944 передан СССР в счет репараций с Италии и переименован в "Архангельск".