Авианосцы

 

Авианосцы типа "Illustrious" — 6 единиц

11.jpg

12.jpg

 

1-я группа:

"Illustrious"       ВикАрм    27.4.1937    5.4.1939      5.1940     Искл. в 1956

"Victorious"      ВикАрм    4.5.1937      14.9.1939    5.1941      Искл. в 1969

"Formidable"    XB            17.6.1937    17.8.1939    11.1940    Искл. в 1953

2-я группа:

"Indomitable"    ВикАрм    10.11.193726.3.1940    10.1941    Искл. в 1955

3-я группа:

"Implacable"     Фф           21.2.1939    10.12.19428.1944     Искл. в 1955

"IndefatigableДжБр        3.11.1939    8.12.1942    5.1944     Искл. в 1956

 

1-я группа: 23 000/28 620 т; 205,1/225,5x29,2 (полетная палуба — 32,5)х8,8 м; 3 ТЗА и 6 ПК, 111 000 л.с., 30,5 узл., 4840 т нефти. Броня: борт 114 мм, борт ангара 114 мм, траверсы 114 — 64 мм, полетная палуба 76 мм, нижняя палуба 76 — 25 мм. Эк. 1229 чел. 8x2 — 114-мм/45, 6x8 — 40-мм/40 "пом-пома", 1 катапульта, 33 самолета.

2-я группа: около 25 000/29 730 т; 205,1/229,8x29,2 (полетная палуба — 35,4)х8,8 м; 3 ТЗА и 6 ПК, 111 000 л.с., 30,5 узл., 4500 т нефти. Броня: борт 114 мм, борт ангара 37 мм, траверсы 64 мм, полетная палуба 76 мм, нижняя палуба 76 — 25 мм. Эк. 1392 чел. 8x2 — 114-мм/45, 3x8 — 40-мм/40 "пом-пома" (еще 3x8 добавлены в апреле 1942 г.), 1 катапульта, 45 самолетов.

3-я группа: более 27 000/32 110 т; 210,3/233,6x29,2 (полетная палуба — 34,5)х8,9 м; 4 ТЗА и 8 ПК, 148 000 л.с., 31,5 узл., 4810 — 4690 т нефти; Броня: борт 114 мм, борт ангара 37 мм, траверсы 64 мм, полетная палуба 76 мм, нижняя палуба 76 — 25 мм. Эк. 1585 чел. 8x2 —114-мм/45, 5x8 и 1 х4 —40-мм/40, 1 катапульта, 60 самолетов.

 

"Illustrious" по праву считается этапным кораблем в эволюции клас­са авианосцев. На нем впервые в мировой практике было применено бронирование полетной палубы, значительно повысившее его боевую устойчивость.

Шесть кораблей типа "Illustrious" стали самой большой серией тяже­лых авианосцев английского флота. Они подразделялись на 3 группы и имели существенные различия. У первых трех кораблей были одно­ярусный ангар и трехвальная ЭУ. "Indomitable" (2-я группа) отличался двухъярусным ангаром и несколько уменьшенной толщиной верти­кальной брони, но в остальном был идентичен кораблям 1-й группы. Последние два авианосца имели увеличенные размерения, двухъярус­ный ангар и четырехвальную ЭУ.

Проектирование "Illustrious" началось в 1936 г. По техническим тре­бованиям, корабль должен был иметь защиту от 500-фн (227-кг) бомб и 152-мм снарядов. Стандартное водоизмещение ограничива­лось 23 000 т — предельное значение, разрешенное Лондонской конференцией 1936 г.

Защита авианосца получилась весьма мощной — 62% площади полетной палубы прикрывала 76-мм броня. Пояс и стены ангара раз­мерами 139,6 х 18,9 х4,9 м имели толщину 114 мм, траверзы — 64 — 114 мм; ангарная палуба внутри броневой цитадели — 25-мм, нижняя палуба вне цитадели — 76-мм. За повышение живучести пришлось заплатить в 2 раза меньшим, чем на "Ark Royal", составом авиагруп­пы и уменьшением высоты надводного борта (11,6 м у "Illustrious" против 17,1 м у "Ark Royal").

ПТЗ "Illustrious" в целом повторяла примененную на "Ark Royal", и тео­ретически он мог выдержать подводный взрыв 340 кг тротила.

Главный недостаток первых трех авианосцев — малый состав авиа­группы — попытались исправить на кораблях 2-й и 3-й групп. За счет перепланировки внутренних помещений и уменьшения бортовой бро­ни ангар смогли сделать двухъярусным. На "Indomitable" верхний ангар имел ту же площадь, что и "Illustrious", но высоту 4,3 м, размер нижнего — 51,2х18,9х4,9м. Верхний ангар на кораблях 3-й группы был точно та­ким же, как на "Indomitable", но нижний стал несколько иным — 63,4 х 18,9х4,3м.

"Illustrious" оборудовался двумя лифтами грузоподъемностью 6,4 т (на кораблях 3-й группы — 9 т), разнесенными далеко в оконечности кораб­ля, за пределы бронированного ангара. Запас авиабензина на кораблях 1-й группы составлял 230 000 л, 2-й — 342 000 л, 3-й — 430 000 л.

Особенностью архитектуры "Illustrious" стала "аэродинамическая" форма "острова" и дымовой трубы в виде профиля самолетного крыла, а также закругленная носовая палуба: предполагалось, что это умень­шит турбулентность воздуха и улучшит условия взлета и посадки самолетов. В то же время закругления палубы сокращали ее эффективную длину до 189 м, поэтому на последующих авианосцах, начиная с "Victorious", закругления стали выполнять не такими большими, что позволило удлинить его палубу до 204,2 м; а на кораблях 2-й и 3-й групп — до 225,6 м.

Зенитное вооружение повторяло принятое на "Ark Royal", но с разме­щением 114-мм орудий в т.н. "межпалубных" установках и возросшего до 6 количества 40-мм восьмиствольных установок "пом-пом".

В годы войны малокалиберное зенитное вооружение постоянно уве­личивалось и к 1945 г. насчитывало 95 стволов (5x8 40-мм/40 "пом-помов", 3x1 40-мм/56 "бофорса" и 52 20-мм "эрликона") на "Illustrious", 106 (5 x 8 40-мм/40 "пом-помов", 2x4, 2х2и9х1 40-мм/56 "бофорсов" и 45 20-мм "эрликонов") — на 'Victorious", 94 (6 х 8 40-мм/40 "пом-помов", 12x1 40-мм/56 "бофорсов" и 34 20-мм "эрликона") — на "Formidable", 109 (6 х 8 40-мм/40 "пом-помов", 2x4, 2х2и13х1 40-мм/56 "бофорсов" и 36 20-мм "эрликонов") — на "Indomitable", 107 (5 х 8 и 3 х 4 40-мм/40 "пом-пома", 4 х 1 40-мм/56 "бофорса" и 51 20-мм "эрликон") — на "Implacable" и 94 (5 х 8 и 1 х 4 40-мм/40 "пом-пом", 10x1 40-мм/56 "бофорсов" и 40 20-мм "эрликонов") — на "Indefatigable".

В ходе ремонта в начале 1945 г. на "Illustrious" снят центральный вал, вследствие чего скорость ограничилась 24 узл.

"Illustrious" 10.1.1941 тяжело поврежден прямыми попаданиями семи 500-кг и 250-кг авиабомб и одним близким разрывом. 16.1.1941 во время аварийного ремонта на Мальте получил новые бомбовые попа­дания. Выбыл из строя на год.

"Formidable" 26.5.1941 поврежден двумя 500-кг бомбами, ремонт — около полугода.

"Indomitable" 12.8.1942 тяжело поврежден герм, авиацией (2 пря­мых попадания 500-кг бомбами), вышел из строя на полгода. 16.7.1943 тяжело поврежден герм, авиаторпедой около Мальты и был спасен только быстрым контрзатоплением отсеков другого борта, ремонт — 8 месяцев.

В 1945 г. несколько кораблей этого типа подверглись ударам "ками­кадзе", но во всех случаях корабли остались в строю и могли продолжать выполнение боевой задачи.

 

Авианосец "Ark Royal" — 1 единица

13.jpg

 

"Ark Royal"   Кмл        16.9.1935    13.4.1937    11.1938 Погиб 14.11.1941

 

22 585/27 720 т; 208,8/243,8x28,9 (полетная палуба — 29)х8,5 м; 3 ТЗА и 6 ПК, 102 000 л.с., 31 узл., 4620 т нефти. Броня: борт 114 мм, палуба до 87 мм. Эк. 1580чел. 8x2 —114-мм/45,4х8 — 40-мм/40, 4x4 — 12.7-мм, 2 катапульты, 72 самолета.

 

Самый знаменитый авианосец Королевского флота периода Второй мировой войны.

Характерными особенностями архитектуры "Ark Royal" стали рекорд­но высокий надводный борт (17,1 м) и большой кормовой свес полетной палубы, которая за счет этого существенно превосходила длину корпуса. Полетная палуба являлась конструктивным элементом корпуса и участ­вовала в обеспечении продольной прочности корабля.

Ангар "Ark Royal" был двухъярусным: верхний ярус — длиной 173 м, нижний — 137м; ширина обоих — по 18,3 м. Три лифта располагались в центральной части АВ довольно близко друг к другу. Запас авиабен­зина — 454600л. Броневой пояс толщиной 114 мм защищал около 45% ватерлинии, а по высоте доходил до нижней ангарной палубы. Броня по­следней в районе МО, погребов боезапаса и цистерн авиабензина достигала 87 мм. ПТЗ теоретически могла выдерживать взрыв под­водного заряда массой 380 кг тротила.

Существенным недостатком этого в целом удачного корабля стало отсутствие дизель-генераторов (всю электроэнергию вырабатывали парогенераторы), что сыграло роковую роль в его судьбе: после попа­дания торпеды и выхода из строя паровых котлов "Ark Royal" лишился электроэнергии, и дальнейшая борьба за живучесть оказалась безус­пешной.

Зенитное вооружение, по довоенным меркам, было весьма мощ­ным, однако возможности ПВО снижало отсутствие РЛС: "Ark Royal" стал последним крупным кораблем британского флота, не имев­шим радара.

В мае 1941 г. зенитное вооружение усилено 2x8 40-мм "пом-помами".

13.11.1941 при возвращении из очередной операции по переброске истребителей на Мальту "Ark Royal" получил попадание торпеды, выпу­щенной герм. ПЛ U-81. На следующий день, спустя 14 часов после атаки, затонул в 25 милях вост. Гибралтара.

 

Авианосцы типа "Glorious" — 2 единицы

14.jpg

 

"Glorious"        XB      20.4.1915   20.4.1916   10.1916     Погиб 8.6.1940

"Courageous" Арм      28.3.1915   5.2.1916     10.1916     Погиб 17.9.1939

 

22 500/27 400 т; 224,5/239,7x27,6x6,4 м; 4 ТЗА и 18 ПК, 90 000 л.с., 30,5 узл., 3685 т нефти. Броня: борт 76 мм, палуба 76 — 20 мм. Эк. 1216 чел. 16 х 1 — 120-мм/40, 3 х 8 — 40-мм/40, 2 х 4 — 12,7-мм, 2 катапульты, 48 самолетов.

 

Бывшие легкие линейные крейсера. При вступлении в строй были во­оружены четырьмя 381-мм орудиями, имели высокую скорость хода, но при огромных размерах несли очень легкую броню. Оказались неудач­ными, и с февраля 1919-го находились в резерве.

В начале было решено перестроить эти корабли в авианосцы по типу "Furious". Работы на "Glorious" началась в феврале 1924-го, а на "Courageous" — в июне 1924 г. Вступили в строй в новом качестве в мар­те 1930 г. и мае 1928 г. соответственно.

В целом по конструкции были аналогичны "Furious", но существенно отличались внешне благодаря "острову" с внушительной дымовой тру­бой. Длину верхнего ангара увеличили до длины нижнего (167,6 м), что позволило принимать на борт до 48 самолетов.

Первоначально вооружение авианосцев состояло из 16 х 1 120-мм/40 ЗУ и 4 х 1 40-мм "пом-помов". В 1935 г. на "Glorious", а в следующем — на "Courageous" вместо одноствольных установили 3x8 40-мм "пом-пома".

Оба корабля потеряны в первый год войны. "Courageous", осуще­ствлявший поиск вражеских транспортов и ПЛ в Северной Атлантике, 17.9.1939 был обнаружен и потоплен двумя торпедами герм. ПЛ U-29. Затонул через 15 минут после атаки. Погибло 518 чел. "Glorious" участ­вовал в Норвежской кампании. После окончания прикрытия эвакуации из Нарвика 8.6.1940 перехвачен и потоплен герм. ЛК "Scharnhorst" и "Gneisenau". Общие потери экипажа и личного состава морской и армейской авиагрупп составили 1472 чел.

 

Авианосец "Furious" — 1 единица

15.jpg

 

"Furious"    Арм         8.6.1915    15.8.1916   7.1917     Искл. в 1948

 

22 450/27 165 т; 224,5/239,7x26,8 (полетная палуба — 27,9)х6,4 м; 4 ТЗА и 18 ПК, 90 000 л.с., 30 узл., 3830 т нефти. Броня: борт 76 мм, палуба 76 — 20 мм. Эк. 1218 чел. 6x2 — 102-мм/45, 3x8 — 2-40-мм/40, 2x4 — 12,7-мм, 2x1 — 533-мм ТА подводных, 2 катапульты, 36 самолетов.

 

Корабль, оказавший огромное влияние на эволюцию класса авианос­цев. Заложен как легкий линейный крейсер — третий корабль типа "Courageous", но уже в ходе строительства его переоборудовали в "полуавианосец", оборудовав в носовой оконечности ангар и взлетную палубу. Вскоре после ввода в строй вновь возвращен на верфь и осна­щен второй, посадочной, палубой в кормовой части.

Из-за завихрений воздуха, возникающих при обтекании расположенной в диаметральной плоскости надстройки и трубы, посадка самолетов на кор­мовую палубу "Furious" оказалась сопряжена с большим риском, поэтому в 1922 —1925 гг. корабль прошел очередное переоборудование. С него сня­ли все надстройки, трубу и мачту. Носовой и кормовой ангары объединили в один (167,6x15,2x4,6 м), над которым надстроили верхний (158,5x15,2x4,6 м). Самолеты теперь могли стартовать сразу с двух уровней: с короткой носо­вой полетной палубы и с 175,5-м верхней, занимавшей 3/4 длины корабля. Самолеты поднимали на верхнюю палубу двумя лифтами грузоподъем­ностью по 5,5 т. Катапульт и аэрофинишеров не было. ПТЗ рассчитана на подводный взрыв 200 кг тротила.

"Furious" сохранил 10 140-мм орудий, в дополнение к ним получил две 102-мм ЗУ и 4 х 1 40-мм "пом-пома". В 1932 — 1933 гг. — третью 102-мм ЗУ и 2 х 8 40-мм "пом-пома" вместо одноствольных.

Крупную модернизацию "Furious" прошел в ноябре 1938 — мае 1939 г. На верхней палубе с правого борта появилась небольшая надстройка — "остров". Короткую нижнюю взлетную палубу перестали использовать по прямому назначению. Грузоподъемность одного из лифтов увеличи­ли до 6,4 т. Полностью заменили артиллерию: вместо одноствольных 140-мм и 102-мм пушек установили 6 спаренных 102-мм и добавили третий восьмиствольный 40-мм "пом-пом".

К началу Второй мировой войны находился в резерве.

В апреле 1941 г. добавили четвертый восьмиствольный "пом-пом" и 15"эрликонов" (впоследствии их число довели до 22). В июле 1941 —авгус­те 1942 г. для улучшения остойчивости на "Furious" изменили форму булей, углубив их и сделав более полными (27,4 м). Полетную палубу удлинили до 181,7м. Запас топлива возрос до 4010 т, авиабензина —до 94 550 л. Пол­ное водоизмещение достигло 28 495 т, а скорость упала до 28,5 узл.

Активно использовался в годы войны (в т.ч. конвои на Мальту и уда­ры по герм. ЛК "Tirpitz"), что сказалось на его техническом состоянии.

В сентябре 1944 г. выведен в резерв, позднее переоборудован в опытовый корабль для испытаний систем ПТЗ.

 

Авианосец "Eagle" — 1 единица

16.jpg

 

"Eagle"   Арм    22.1.1913   8.6.1918    9.1923   Погиб 11.8.1942

 

22 960/27 940 т; 192,4/203,5x32,0x8,1 м; 4 ТЗА и 32 ПК, 50 000 л.с., 24 узл., 2990 т нефти. Броня: борт 114 мм, палуба 102 мм. Эк. 953 чел. 9 х 1 — 152-мм/45,4x1 — 102-мм/45,2 х 8 — 2-40-мм/40, 2x4 — 12,7-мм, 25 самолетов.

 

Заложен как ЛК "Almirante Cohrane" для ВМС Чили. С началом Первой мировой войны реквизирован, в конце 1917 г. принято решение достроить как авианосец. Планировалось сдать флоту в 1919 г., однако строительство затянулось до февраля 1924 г. из-за значительных изменений в проекте (переход на нефтяное отопление, наделка противоторпедных булей, изме­нение состава вооружения: число 152-мм орудий уменьшили с 12 до 9, удлинение "острова" для придания ему лучших аэродинамических свойств). Ангар "Eagle" имел длину 122 м, на полетную палубу самолеты подавались двумя лифтами грузоподъемностью по 6,4 т. Катапульты не было. Первое время на палубе стояла "продольная" система посадки, снятая в 1926 г. Во­оружение на момент ввода в строй: 9 152-мм, 4 102-мм зен. орудия. В 1927 г. добавлено пятое 102-мм орудие, в 1929 г. — 2 одноствольных 40-мм автомата "пом-пом" (вскоре замененные на 12,7-мм пулеметы). В 1932 г. одна из 102-мм пушек заменена на восьмиствольный "пом-пом"; второй такой же добавлен в 1937 г.

В ходе ремонта в октябре 1941 — январе 1942 г. установлены 12 "эрликонов", за счет некоторого уменьшения запаса топлива увеличена емкость цистерн для хранения авиабензина.

В Индийском океане 14.3.1940 на борту корабля произошел несчаст­ный случай: в ангаре по неизвестной причине взорвалась 250-фн (114-кг) бомба. Ремонт из-за спешного перехода на Средиземное море в полном объеме провести не удалось, поэтому корабль страдал от час­тых поломок. 11.8.1942 атакован герм. ПЛ U-73 и, получив попадания четырех торпед, затонул через 4 мин. Погибли 263 чел.

 

Авианосец "Argus" — 1 единица

17.jpg

 

"Argus"   Брдм     6.1914       2.12.1917   9.1918      Искл. в 1946

 

14 450/15 750 т; 163,1/172,2x20,7x6,4 м; 4 ПТУ, 12 цилиндрических ПК, 20 000 л.с., 20 узл., 2500 т нефти. Броня: защита погребов 51 мм. Эк. 495 чел. 2 х 1 — 102-мм/45, 3x4 — 12,7-мм, 1 катапульта, 12 самолетов.

 

Заложен как пассажирский лайнер "Conte Rosso" для Италии. В августе 1916 г. приобретен Адмиралтейством для перестройки в авианосец. Первый в мире авианосец со сплошной полет­ной палубой и расположенным под ней ангаром. Последний — одноярусный, размерами 89,7x15,2 м. Запас авиабен­зина — 63 645 л. Первоначально был оснащен двумя лифтами для подачи самолетов с ангарной на полетную па­лубу, продольной системой торможения и не имел катапульт.

В 1922 г. установлен новый лифт (вместо двух старых) грузоподъем­ностью 6100 кг. В 1925— 1926 гг. "Argus" оснастили противоторпедными булями.   ПТЗ рассчитана   на   подводный взрыв 200 кг тротила. В 1936 г. уста­новлено оборудование для старта и посадки радиоуправляемых самолетов-мишеней "Queen Bee". В 1937 — 1938 гг. на "Argus" смонти­ровали катапульту и аэрофинишеры.

К началу Второй мировой войны корабль использовался в качестве учебного, его скорость не превышала 18,75 узл.

В начале 1942 г. длину полетной палубы увеличили до 173,7 м. Добавле­ны 2 х 1 102-мм ЗУ, 13 х 1 20-мм "эрликонов" и 1 х 4 12,7-мм пулемет.

В годы войны служил в основном как авиационный транспорт для пе­ревозки самолетов (максимальное число перевезенных за один раз — 92). После модернизации в 1942 г. некоторое время использовался в качест­ве боевого авианосца. 10.11.1942 в ходе операции "Торч" поврежден попаданием 250-кг бомбы в кормовую часть полетной палубы. После ре­монта, с сентября 1943 г., официально переклассифицирован в учебный АВ. Переведен в класс портовых судов в 1944 г.

 

Легкие авианосцы типа "Colossus" — 6 + 4 единицы

18.jpg

 

"Colossus"      ВикАрм    1.6.1942      30.9.1943    12.1944    Передан Франции в 1946

"Glory"           XB             27.8.1942    27.11.1943  4.1945      Искл. в 1961

"Ocean"          Стеф          8.11.1942    8.7.1944      6.1945      Искл. в 1962

"Venerable"    Кмл           3.12.1942    30.12.1943   1.1945      Передан Голландии в 1948

"Vengeance"  CX             16.11.1942   23.2.1944    1.1945      Передан Бразилии в 1956

"Pioneer"        ВикАрм    2.12.1942    20.5.1944     2.1945      Искл. в 1954

 

13 190/18 040 т; 192/211,2x24,4x7,1 м; 2 ТЗА и 4 ПК, 40 000 п.с., 25 узл., 3196 т нефти. Броня: погреба 10 мм. Эк. 1300 чел. 6 х 4 — 40-мм/40, 11 х 2 и 10 х 1 — 20-мм/70, 1 катапульта, 37 (32 на "Ocean") самолетов.

 

Проект легкого авианосца водоизмещением в 13 200 т был разрабо­тан в 1942 г. При его создании особое внимание уделялось технологичности и дешевизне — такие корабли предполагалось стро­ить крупной серией и в очень сжатые сроки. В целом "Colossus" был сконструирован весьма рационально. Его полетная палуба (длина — 210,3 м — почти как на "Illustrious") оборудовалась двумя лифтами гру­зоподъемностью 6,8 т. Одноярусный ангар (135,6 х 15,9 х 5,33 м) по высоте был больше, чем на "Illustrious". Броневая защита проектом не предусматривалась, за исключением стальных листов толщиной 10 мм, прикрывавших погреба авиационного боезапаса.

Корпус АВ проектировался по нормам торгового судостроения, без встроенной ПТЗ, однако при этом имел рациональное разделение на отсеки и сохранял непотопляемость при попадании торпеды в район главных поперечных переборок. Повышению живучести способствовала и эшелонная компоновка ЭУ, занимавшей 4 отсека (2 МО и 2 КО). Запас авиатоплива — 448 236 л.

По проекту авианосцы должны были нести 6x4 40-мм "пом-помов" и 32 (11 х2и10х1) 20-мм "эрликона", и первые корабли серии вступа­ли в строй именно с таким составом вооружения. К середине 1945 г. на всех сданных флоту кораблях "эрликоны" частично или полностью за­менили на 40-мм "пом-помы" или "бофорсы". Так, на "Colossus" вместо "эрликонов" имелся 21 одноствольный 40-мм "бофорс", на "Ocean" — 7 одноствольных "пом-помов" и 20 "эрликонов".

Из 10 заложенных авианосцев до конца Второй мировой войны в строй вошли 6, в том числе "Pioneer" — в роли вспомогательного АВ. Однотипные "Theseus", "Triumph", "Warrior" и "Perseus" сданы флоту уже после оконча­ния войны, в 1945 — 1946 гг. (последний — также в качестве вспомогательного АВ). В 1943 г. англичане заложили еще 6 подобных АВ типа "Majestic" с уси­ленной палубой для использования более тяжелых самолетов, но все они либо вступили в строй после войны, либо были сданы на слом.

Из вступивших в строй до окончания войны АВ перейти на Дальний Восток и принять участие в боевых действиях успел только "Glory".

 

Легкий авианосец "Unicorn" — 1 единица

19.jpg

 

"Unicorn" XB    29.6.193920.11.19413.1943     Искл. в 1959

 

14 750/20 300 т; 171,9/195,1 х27,4х7,3 м; 2 ТЗА и 4 ПК, 40 000 л.с., 24 узл., 3157 т нефти. Броня: полетная палуба 51 мм, погреба 76 — 51 мм. Эк. 1200чел.4х2 —102-мм/45, 4x4 —40-мм/40, 4х2и5х1 — 20-мм/70, 1 катапульта, 35 самолетов.

 

Проектировался в качестве вспомогательного, главной задачей кото­рого являлось обеспечение действий тяжелых АВ типа "Illustrious". Предполагалось, что он будет представлять собой нечто среднее меж­ду авиатранспортом и ремонтной мастерской, а в мирное время исполь­зоваться в качестве носителя радиоуправляемых самолетов-мишеней, однако начавшаяся война изменила эти планы, и "Unicorn" вступил в строй как легкий авианосец.

По архитектуре и конструкции "Unicorn" являлся как бы уменьшенным и упрощенным вариантом "Ark Royal". Он имел высокий надводный борт при относительно коротком корпусе. Полетная палуба на протяжении 115,2 м защищалась 51-мм броней. Погреба боезапаса и цистерны авиабензина прикрывались коробчатой защитой из 51 — 76-мм плит.

Корабль имел два лифта грузоподъемностью по 9 т. Ангар — двухъярусный, высота каждого яруса — 4,7 м. Емкость цистерн авиабензина — 163 656 л.

 

Авианосец "Hermes" — 1 единица

20.jpg

 

"Hermes"   Арм    15.1.191811.9.1918 2.1924    Погиб 9.4.1942

 

10 850/13 700 т; 182,3x21,4x5,7 м; 2 ТЗА и 6 ПК, 40 000 п.с., 25 узл., 2000 т нефти. Броня: борт 76 мм, палуба 25 мм. Эк. 664 чел. 6x1 — 140-мм/50, 2x1 — 102-мм/45, 2x4 — 12,7-мм, 15 самолетов.

 

Первый в мире корабль, спроектированный и построенный непо­средственно как авианосец. Заказан в июле 1917 г. Первоначально темп работ был очень высок, однако после заключения мира построй­ку приостановили. В дальнейшем проект основательно переработали — по результатам экспериментов, проведенных на авианосцах "Argus" и "Eagle".

Корпус и система бронирования "Hermes" разрабатывались на базе чертежей крейсера "Hawkins". Одноярусный ангар был длинным и узким. Оба лифта унифицированы с применявшимися на авианосце "Eagle". Катапульты отсутствовали.

Мореходность корабля считалась вполне удовлетворительной, но остойчивость оставляла желать лучшего. С максимальным запасом топлива "Hermes" имел склонность самопроизвольно крениться на ле­вый борт (до 4°). Из-за этого количество принимаемой в топливные танки нефти пришлось уменьшить на 600 т.

"Hermes" планировалось вооружить 152-мм орудиями, но уже в ходе постройки их заменили на 140-мм. В 1927 г. сняли одну из трех 102-мм пушек. В целом зенитное вооружение корабля не модернизировалось и к началу Второй мировой войны оставалось крайне слабым. Ско­рость к 1939 г. не превышала 22 — 23 узл.

В 1941 г. на палубе, впереди "острова", установили четырехствольный 40-мм "пом-пом". Воз­можно, в начале 1942 г. получил несколько 20-мм "эрликонов".

Поврежден в результате столк­новения с ВСКР "Corfu" в августе 1940 г., ремонт 3 месяца. 9.4.1942 потоплен японской палубной авиацией юго-зап. Тринкомали, получив в течение 10 минут около 40 попаданий 250-кг бомб. Погибли 302 чел.

 

Эскортные авианосцы типа "Ameer" — 23 единиц

21.jpg

 

"Slinger"         Ткм    25.5.1942     15.12.1942   8.1943     Искл. в 1946

"Atheling"       Ткм    9.6.1942       7.9.1942      8.1943     Искл. в 1946

"Khedive"       Ткм    22.9.1942     27.12.1942   8.1943     Искл. в 1946

"Ameer"          Ткм    18.7.1942     18.10.1942   7.1943     Искл. в 1946

"Begum"         Ткм    3.8.1942       11.11.1942   8.1943     Искл. в 1946

"Trumpeter"   Ткм    25.8.1942     15.12.1942   8.1943     Искл. в 1946

"Empress"      Ткм    9.9.1942       30.12.1942   8.1943     Искл. в 1946

"Emperor"      Ткм    23.6.1942     7.10.1942    8.1943     Искл. в 1946

"Speaker"       Ткм    9.10.1942     30.12.1942  11.1943   Искл. в 1947

"Nabob"          Ткм    20.10.1942   9.3.1943      9.1943     Искл. в 1944

"Premier"        Ткм    31.10.1942   22.3.1943     11.1943   Искл. в 1946

"Shah"            Ткм    13.11.1942   21.4.1943    9.1943     Искл. в 1945

"Patroller"      Ткм    27.11.1942   6.5.1943       10.1943   Искл. в 1946

"Rajah"           Ткм    17.12.1942   18.5.1943     1.1944     Искл. в 1946

"Ranee"          Ткм    5.1.1943       2.6.1943       11.1944   Искл. в 1946

"Trouncer"      Ткм    1.2.1943       16.6.1943     1.1944     Искл. в 1946

"Thane"          Ткм    23.2.1943     15.7.1943     11.1943   Искл. в 1945

"Queen"          Ткм    12.3.1943     31.7.1943     12.1943   Искл. в 1946

"Ruler"            Ткм    25.3.1943     21.8.1943     12.1943   Искл. в 1946

"Arbiter"         Ткм    26.4.1943     9.9.1943       12.1943   Искл. в 1946

"Smiter"          Ткм    10.5.1943     27.9.1943     1.1944     Искл. в 1946

"Puncher"       Ткм    21.5.1943     8.11.1943      2.1944     Искл. в 1946

"Reaper"         Ткм    5.6.1943       22.11.1943    2.1944     Искл. в 1946

 

11 400/15 160 т, 150 —151,4x21,2x7,8 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 8500 л.с., 18,5 узл., 3160 т нефти. Эк. 646 чел. 2x1 — 127-мм/38, 8x2 — 40-мм/56,14x2 и 7 х 1 — 20-мм/70, 1 катапульта, 18 — 24 самолета.

 

Вторая серия американских кораблей типа "Bogue". Из 24 АВ этого типа 22 были переданы по ленд-лизу Великобритании, один — Канаде ("Nabob") и один остался в составе ВМС США. По сравнению с головным АВ, кораб­ли второй серии имели усиленное артиллерийское вооружение, увеличенную полетную палубу (на "Smiter" — 137,2 х 24,4 м) и меньший запас авиабензина (158 000 — 196 300 л). Американские 127-мм пушки Мк-12 с углом возвыше­ния всего 27° не могли вести зенитный огонь. Легкая артиллерия в ходе войны неоднократно менялась. Так, летом 1945 г. на "Arbiter" были установлены 4 одно­ствольных "бофорса", а на "Trouncer" — 14. Число "эрликонов" на последнем сократилось до 7.

"Slinger" 5.2.1944 подорвался на мине и находил­ся в ремонте до ноября 1944 г. "Nabob" 22.8.1944 поврежден торпедой герм. ПЛ U-354, выведен в резерв и не восста­навливался. "Thane" 15.1.1945 торпедирован герм. ПЛ U-482 в устье р. Клайд (при взрыве погибли 10 чел.), выведен в резерв и не восста­навливался.

 

Эскортные авианосцы типа "Attacker" — 11 единиц

 

"Attacker"   ВП        17.4.1941      17.9.1941   10.1942       Искл. в 1946

"Battler"      Ингл     15.4.1941      4.4.1942     11.1942       Искл. в 1946

"Stalker"      ВП        6.10.1941      5.3.1942     12.1942       Искл. в 1945

"Hunter"      Ингл     15.5.1941      22.5.1942    1.1943        Искл. в 1945

"Trecker"     Ткм       3.11.1941      7.3.1942     1.1943         Искл. в 1945

"Fencer"      ВП        5.9.1941        4.4.1942     2.1943         Искл. в 1946

"Chaser"     Ингл      28.6.1941      15.1.1942   4.1943         Искл. в 1946

"Searcher"   Ткм       20.2.1942     20.6.1942     4.1943         Искл. в 1945

"Ravager"   Ткм       11.4.1942      16.7.1942     4.1943         Искл. в 1946

"Striker"      ВП        15.12.1941    7.5.1942      4.1943         Искл. в 1946

"Pursuer"    Ингл      31.7.1941      18.7.1942    6.1943         Искл. в 1946

 

10 200/14 170 т, 149,1 — 151,2x21,2x7,2 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 8500 л.с., 18,5 узл., 3018 — 3160 т нефти. Эк. 646 чел. 2x1— 102-мм/50, 4 (на "Searcher" — 8) х 2 — 40-мм/56, от 10 до 35 — 20-мм/70, 1 катапульта, 20 самолетов.

 

Корабли типа "Bogue", построенные в США и переданные Великобри­тании по ленд-лизу. От американских АВ они отличались численностью авиагруппы (20 машин вместо 28), уменьшенным до 225 000 л запа­сом авиабензина и иным составом артиллерийского вооружения. Полетная палуба длиной 133,5 м (позднее продлена на 3,6 м) оборудована катапультой и двумя лифтами грузоподъемностью 6,4 т. Ангар имел высоту 5,5 м.

В январе 1943 г. на "Battler" американские 102-мм пушки заменили тре­мя английскими зенитными 102-мм/45. В июле 1945 г. на "Pursuer", "Striker" и "Fencer" дополнительно установили соответственно 4, 6 и 7 одностволь­ных 40-мм "бофорсов"; при этом число "эрликонов" уменьшили.

"Tracker" поврежден в результате столкновения в июне 1944 г. Ремонт — до сентября 1944 г.

 

Эскортные авианосцы типа "Nairana" — 3 единицы

22.jpg

 

"Nairana"     ДжБр 6.11.1941 20.5.1943  12.1943   Искл. в 1948

"Vindex"     CX      1.7.1942    4.5.1943   12.1943   Искл. в 1947

"Campania" XB      12.8.1941 17.6.1943  3.1944     Искл. в 1955

 

12 450/15 970 т ("Campania"), 13 445/16 830 т ("Vindex") и 13 825/17 250 т ("Nairana"), 151,9/161,1x20,7x7,7 — 7,8 ("Vindex" и "Nairana") или 156,1/164x21,3x6,7 ("Campania") м; 2 диз., 10 700 л.с. ('Vindex" и "Nairana") или 13 250 л.с. ("Campania"), 16 узл. ("Vindex" и "Nairana") или 18 узл. ("Campania"), 1655 ("Vindex" и "Nairana") или 2229 ("Campania") т соляра. Эк. 639 — 728 чел. 1 х 2 — 102мм/45,4x4 — 40-мм/40, 8x2 — 20-мм/70, 1 катапульта, 18 самолетов.

 

Самые удачные из эскортных авианосцев британской постройки. Переоборудованы из корпусов быстроходных грузовых судов, нахо­дившихся на стапелях и реквизированных в июне — октябре 1942 г. Малая степень готовности теплоходов позволила внести в их конструк­цию ряд важных изменений — в частности, увеличить число водо­непроницаемых переборок, более рационально разместить погреба авиационного боезапаса и бензина. Корабли типа "Nairana" стали един­ственными английскими эскортными АВ, имевшими усиленную полет­ную палубу, обеспечивающую дополнительную прочность корпуса. Кроме того, они отличались необычно широкими ангарами: на "Nairana" и "Vindex" — 70,4 х 18,6 м, на "Campania" — 60,4 х 19,4 м. Высота ангаров была одина­ковой — 5,3 м.

Все корабли оснащались одной ката­пультой и одним лифтом грузоподъем­ностью 6,8 т. Запас авиабензина — 235 000 л.

На всех АВ укладывался балласт: от 1620 т ("Campania") до 3000 т ("Nairana").

 

Эскортные авианосцы типа "Archer" — 4 единицы

23.jpg

 

"Archer"

Сан

1939

14.12.1939

11.1941

Искл. в 1945

 

"Avenger"

Сан

1940

27.11.1940

3.1942

Погиб 15.12.1942

 

"Biter"

Сан

1940

18.12.1940

5.1942

Передан 1945 Франции

 

"Dasher"

Сан

1940

12.4.1941

7.1942

Погиб 27.3.1943

 

 

10 220/12 860 т ("Archer"), 10 366/15 125 т ("Avenger" и "Dasher") и 12 850/15 300 т ("Biter"), 150x21,3x6,7 —7,7м; 1 х2 диз., 8500 Л.С., 16— 16,5узл., 1362 ("Archer") или 3061 (остальные) т нефти и соляра. Эк. 555 — 855 чел. 3x1 — 102-мм/50,15x1 — 20-мм/70, 6 — 12,7-мм пул., 1 катапульта, 15 самолетов.

 

Первые британские эскортные АВ, заказанные в США в рамках соглашения о ленд-лизе. Переоборудованы из корпусов транспортных судов. Работы начались в апре­ле — мае 1941 г. Головной "Archer" был перестроен из уже готового судна за 6 месяцев. Конструктивно он несколь­ко отличался от трех остальных, основой для которых по­служили недостроенные транспорты. Его полетная палуба имела длину 133,5 м, высота ангара — 5,79 м; на осталь­ных кораблях — соответственно 134,7 м и 4,88 м. "Archer" и "Avenger" были гладкопалубными, без "острова". На ос­тальных имелся небольшой "остров" по правому борту.

Все авианосцы оснащались одним лифтом грузо­подъемностью 5,4 т. Запас авиабензина по проекту составлял 341 000 — 386 000 л, но вскоре после вво­да кораблей в строй его уменьшили до 163 500 л.

Корпус АВ был такой же, как у транспорта типа СЗ. Остойчивость обеспечивал бетонный балласт (1800 т на "Archer", 1930 т на остальных). Кроме того, рекомен­довалось принимать до 1000 т водяного балласта. Броневой защиты и ПТЗ не было.

ЭУ включала в себя два дизеля, работавших через редуктор на один вал. Запас дизельного топлива состоял из 1362 — 1600 т непосредствен­но для двигателей и 1100 — 1700 т в дополнительных цистернах (гру­зовых танках), используемых преимущественно для дозаправки в море кораблей эскорта.

В конце 1942 г. американские 102-мм орудия заменили на 3 102-мм/45 зенитных английского производства. На "Archer" в феврале 1943 г. вместо 12,7-мм пулеметов установили 2x2 40-мм/56 автомата "бофорс". В ок­тябре 1943 г. на "Archer" и "Biter" число "эрликонов" доведено до 19.

"Avenger" 15.11.1942 был торпедирован герм. ПЛ U-155 в 100 милях западнее Гибралтара. Взорвался и затонул в течение трех минут. Погиб­ли 505 чел. "Dasher" 27.3.1943 погиб в результате взрыва цистерн с авиабензином в устье р. Клайд. Погибли 378 чел.

"Biter" в апреле 1945 г. передан Франции и переименован в "Dixmude".

 

Эскортный авианосец "Pretoria Castle" — 1 единица

24.jpg

 

"Pretoria Castle" ХВ     12.10.1938  Переоборудован на СХ в июле 1942 — апреле 1943.   Искл. в 1946

 

19 650/23 450 т, 180,5x23,2x8,8 м; 2 диз., -16 000 л.с., 18 узл., 2430 т соляра. Броня: погреба и отделение рулевой машины 25 мм. Эк. 666 чел. 2x2 — 102-мм/45, 28 — 20-мм/70,1 катапульта, 21 самолет.

 

Бывший пассажирский лайнер (17 392 брт), в октябре 1939 г. моби­лизован и превращен во вспомогательный крейсер. В середине 1942 г. было принято решение переоборудовать его в эскортный АВ. "Pretoria Castle" стал самым крупным эскортным авианосцем в мире. В отличие от остальных представителей своего класса, имел легкое бронирова­ние погребов боезапаса и рулевого привода, а также систему ПТЗ из пустых отсеков вдоль борта. Полетная палуба (170,7 х 23,2 м) обору­довалась катапультой и лифтом грузоподъемностью 6,8 т. Высота ангара — 5,33 м. Общий запас авиатоплива — 345 500 л. По проекту в состав вооружения, помимо 102-мм и 20-мм орудий, входили две восьмиствольные установки 40-мм "пом-помов", но они так и не были смонтированы.

 

Эскортный авианосец "Activity" — 1 единица

25.jpg

 

"Activity"  Клд     1.2.1940   30.5.1942   10.1942     Искл. в 1946

 

11 800/14 250 т, 144,8/156,4x20,1x7,7 м; 2 диз., 12000п.с., 18 узл., 2015 т соляра. Эк. 375 чел. 1 х2 —102-мм/45, 10 х 2 и 4 х 1 — 20-мм/70, 11 самолетов.

 

Переоборудован из недостроенного рефриже­ратора. Решение принято в ноябре 1941 г., работы начаты в январе 1942 г. Проект создан на базе АВ "Audacity", но значительно усовершенствован. "Activity" получил небольшой "остров", ангар высотой 6,4 м и самолетоподъемник грузоподъем­ностью 4,5 т. Размеры полетной палубы — 151,8 х 20,1 м. Катапульт не было. Запас авиабензина — 91 000 л. Для сохранения остойчивости нес 1600 т балласта, подводную часть корпуса более тща­тельно разделили на отсеки. Некоторые боевые посты защитили тонкой противоосколочной броней.

 

Эскортный авианосец "Audacity" — 1 единица

26.jpg

 

"Audacity" Бремер Вулкан (Германия), спущен на воду 29.3.1939, переоборудован в январе — июне 1941 (Блис). Погиб 21.12.1941.

 

10230/11 000т; 132,6/142,4x17,1x6,6 м; 1 диз., 5200 л.с., 14,5 узл., 649 т соляра, 12 000 (14,5 узл.) миль. Эк. 210 чел. 1 х 1 — 102-мм/45, 1 х 1 — 57-мм, 4 х 1 — 40-мм/40, 4x1— 20-мм/70, 6 самолетов.

 

Первый эскортный АВ британского флота, переобо­рудован из германского рефрижератора "Ганновер" (5537 брт), захваченного 7.3.1940 английским КРЛ "Dunedin". Решение о переделке в эскортный АВ, предназначен­ный для "защиты торговли", принято 2.1.1941.

Конструкция корабля была предельно упрощенной. На нем не предусматривалось ни ангара, ни самолетоподъемников, ни катапульты, ни "острова". Самолеты (всего 6 шт.) базировались прямо на полетной палубе (140,2 х 18,3 м). Запас авиабензина — 45460л. В трюм укладывалось 3000 т балласта.

Вечером 21.12.1941 дважды торпедирован герм. ПЛ U-751. После попадания первой торпеды потерял ход, после попа­дания еще двух, спустя 70 мин. переломился и затонул. Погибли 72 чел.

 

"Торговые авианосцы" типа MAC — 19 единиц

 

Авианосцы-зерновозы:

"Empire MacAlpine", "Empire MacKendrick", "Empire MacAndrew", "Empire MacDermott": 7950 брт, 139,9 x 17,3 x 7,3 м; 1 диз., 3500 л.с., 12,5 узл. Эк. 107 чел. 1x1 — 102-мм/40 или 76-мм, 2 х 1 — 40-мм/56, 4x1 — 20-мм/70, 4 самолета.

"Empire MacRae", "Empire MacCallun": 8250 брт, 136,1 х 17,6x7,5м; 1 диз., 3300 л.с., 12,5 узл. Эк. 107 чел. 1 х 1 — 102-мм/40 или 76-мм, 2 х 1 —40-мм/56, 4x1 — 20-мм/70, 4 самолета.

Авианосцы-танкеры:

"Ancylus", "Avacus", "Amastra", "Alexia", "Rapana", "Miralda", "Adula", "Macoma", "Gadila": 8017 брт (полное водоизмещение 16 500 т), 147,3 х 18 х 8,4 м; 1 диз., 3300 — 4000 л.с., 11,5 — 13 узл. Эк. 118 чел. 1x1 — 102-мм/40, 2x1 — 40-мм/56, 4x1 — 20-мм/70, 4 самолета.

"Empire MacKay", "Empire MacColl", "Empire MacMahon", "Empire MacCabe": 8900 — 9200 брт, 137,2 x 18,3 x 8,3 — 8,5 м; 1 диз., 3300 л.с., 11 узл. Эк. 122 чел. 1x1 — 102-мм/40, 8x1— 20-мм/70, 3 самолета.

 

В годы Второй мировой войны в Великобритании был создан оригиналь­ный класс кораблей — т.н. "торговые авианосцы" MAC (Merchant Aircraft Carriers). Они перестраивались из танкеров и зерновозов и внешне напоми­нали эскортные АВ, но сохраняли грузовые трюмы. Несмотря на то, что некоторые из них имели не только сплошную полетную палубу, но и ангар, и самолетоподъемник, по сути это были все же торговые суда, поскольку глав­ной их задачей оставалась перевозка грузов. Самолеты служили лишь средством разведки и самообороны, к тому же авиагруппа состояла всего из 3 — 4 машин. Суда типа MAC плавали под торговым флагом (17 под британ­ским и 2 под голландским) и официально в состав английского флота не входили.

Всего в 1942 — 1944 гг. было создано 6 авианосцев-зерновозов и 13 авиа­носцев-танкеров. Первые имели полетную палубу, ангар и лифт грузоподъем­ностью 4,5 т, на вторых ангар и лифт отсутствовали. Запас авиабензина не превышал 22 500 л.