Подводные лодки

 

Патрульные подводные лодки типа "А" — 2 + 14 единиц

 

20.jpg

 

"Amphion" (ВикАрм, 31.8.1944 — искл. в 1970) и "Astute" (ВикАрм, 1.1.1945 — искл. в 1970)

 

Надводное — 1120/1385 т, подводное — 1620 т; 85,1x6,8x5,2 м; 2 диз./2 ЭД, 4300/1250 п.с., 18,5/8 узл., 165 (наибольшее до 219) т соляра, 10500 (11 )/16 (8) или 90 (3) миль. Эк. 61 чел. 10 — 533-мм ТА (6 носовых, из них 2 вне прочного корпуса и 4 кормовых, из них 2 вне прочного корпуса — 20 торпед), 1x1 — 102-мм/40, 1x1— 20-мм.

 

Спроектированы в 1943 г. специально для службы на Тихом океане, имели повышенную скорость надводного хода и улучшенную обитае­мость. В отличие от всех предшествующих патрульных ПЛ, на них применена двухкорпусная конструкция вместо традиционной полуторакорпусной. Использованы многие технические решения, внедренные на типе "Т" в ходе серийного строительства, в частности, цельносварной прочный корпус. Рабочая глубина погружения — 105 м, предельная — 180 м. Сварные топливные танки располагались как внутри, так и вне прочного корпуса. Дополнительный запас соляра можно было принять в специально приспособленные для этого балластные цистерны, также выполненные сварными. По сравнению с типом "Т", ТА распределены между носом и кормой более равномерно — 6 и 4, часть из которых нахо­дились вне прочного корпуса.

По программе 1943 г. предусматривалась постройка 46 лодок типа "А". До окончания боевых действий успели вступить в строй всего две. Однотипные "Acheron", "Aeneas", "Affray", "Alaric", "Alcide", "Alderney", "Alliance", "Ambush", "Anchorite", "Andrew", "Artemis", "Artful", "Auriga" и "Aurochs" достроили в 1945 — 1948 гг. Еще две ("Асе" и "Achates") превращены в мишени. Заказ на оставшиеся 28 единиц отменили.

 

Патрульные подводные лодки типа "Т" (3-я серия) — 18 + 4 единицы

 

21.jpg

 

1-я группа (клепаный корпус): "Tudor" (Дев, 23.9.1942 — искл. в 1963), "Thule" (Дев, 22.10.1942 — искл. в 1962), "Tradewind" (Чат, 11.12.1942 —искл. в 1955), "Trenchant" (Чат, 24.3.1943 —искл. в 1963), "Tireless" (Порт, 19.3.1943 — искл. в 1968), "Talent" (1-я) (ВикАрм, 17.7.1943 — в 1943 передана Нидерландам), "Telemachus" (ВикАрм, 19.6.1943 — искл. в 1961), "Terrapin" (ВикАрм, 31.8.1943 — искл. в 1945) и "Thorough" (ВикАрм, 30.10.1943 —искл. в 1961).

2-я группа (сварной прочный корпус): "Taciturn" (ВикАрм, 7.1.1944 — искл. в 1971), "Talent" (2-я) (ВикАрм, 13.2.1945 — искл. в 1970), "Tapir" (ВикАрм, 21.8.1944 — искл. в 1966), "Tarn" (ВикАрм, 29.11.1944 —передана в 1945 Нидерландам), "Tiptoe" (ВикАрм, 25.2.1944 —искл. в 1971), "Trump" (ВикАрм, 25.3.1944 — искл. в 1971), "Totem" (Дев, 28.9.1943 — передана Израилю в 1964), "Truncheon" (Дев, 22.2.1944 —передана Израилю в 1968) и "Turpin" (Порт, 5.8.1944 —в 1965 передана Израилю).

 

Надводное — 1090/1319 — 1327 т, подводное — 1571 т; 83,3 — 83,4x8,1x4,5 м; 2 диз./2 ЭД, 2500/1450 л.с., 15,3/9 узл., 129 — 132 (наибольшее до 215) т соляра, 11 000 (10) миль ("Tarn" — 8000 (10) миль). Эк. 61 чел. 11 — 533-мм ТА (6 носовых, 5 вне прочного корпуса — 17 торпед), 1 х 1 — 102-мм/40, 1 х 1 — 20-мм.

 

Повторение лодок типа "Т" программы 1940 г. с увеличенной дальностью плава­ния. Балластные цистерны, приспособ­ленные для приема дополнительного запаса топлива, — сварные. Полное водо­измещение с наибольшим запасом топли­ва — 1440 т. На кораблях 2-й группы прочный корпус выполнялся сварным, за счет чего рабочая глубина погружения по­высилась до 105 м.

Однотипные "Token", "Thermopylae", "Teredo" и "Tabard" вошли в строй уже после окончания войны в 1945 — 1946 гг. Заказ на постройку еще 5 отменен. 2 ПЛ пере­даны Нидерландам — "Talent" (1-я с этим названием) — в 1943 г. (переименована в "Zwaardvisch") и "Tarn" — в 1945 г. (переименована в "Tijgerhaai").

"Terrapin" тяжело повреждена японскими ГБ 19.5.1945 и не восстанавливалась.

 

Патрульные подводные лодки типа "Т" (2-я серия) — 16 единиц

 

22.jpg

 

1-я группа ("Чрезвычайная военная программа"): "Tempest" (Кмл, 10.6.1941 — погибла 13.2.1942), "Thorn" (Кмл, 18.3.1941 — погибла 6.8.1942), "Thrasher" (Кмл, 28.11.1940 —искл. в 1947), "Traveller" (Ск, 27.8.1941 — погибла 8.12.1942), "Trooper" (Ск, 5.3.1942 — погибла 10.10.1943), "Trusty" (ВикАрм, 14.3.1941 —искл. в 1947) и "Turbulent" (ВикАрм, 12.5.1941 —погибла 14.3.1943).

2-я группа (программа 1940 г.): Р-311 (ВикАрм, 5.3.1942 — погибла 31.12.1942), "Trespasser" (бывш. Р-312, ВикАрм, 29.5.1942 — искл. в 1961), "Taurus" (бывш. Р-339, ВикАрм, 27.6.1942 — искл. в 1960), "Tactician" (ВикАрм, 29.7.1942 — искл. в 1963), "Truculent" (бывш. Р-315, ВикАрм, 12.9.1942 —погибла 12.1.1950), "Templar" (ВикАрм, 26.10.1942 — затоплена в 1950), "Tally-Ho" (ВикАрм, 23.12.1942 — искл. в 1967), "Tantalus" (ВикАрм, 24.2.1943 — искл. в 1950) и "Tantivy" (ВикАрм, 6.4.1943 — искл. в 1951).

 

Надводное — 1090/1327 т, подводное — 1567 — 1575 т; 83,3 (2-я группа, кроме Р-311) или 83,8 (1-я группа и Р-311)х8,1x4,4 — 4,5 м; 2 диз./2 ЭД, 2500/1450 л.с., 15,3/9 узл., 129 (2-я группа) или 132 (1-я группа) т соляра, 8000 (10) миль. Эк. 61 чел. 11 —533-ммТА(6 носовых, 5 вне прочного корпуса — 17 торпед), 1 х 1 — 102-мм/40, 1 х 1 —20-мм.

 

Повторение довоенного проекта типа "Т", отличались тем, что сразу по­лучили в состав вооружения дополнительный кормовой ТА вне прочного корпуса и зенитный 20-мм автомат. Переборки сварные. На лодках програм­мы 1940 г. (кроме головной Р-311) два носовых ТА вне прочного корпуса сместили в корму на 2,1 м, что позволило уменьшить размер их обтекате­ля и несколько уменьшить длину корпуса. Этим устранялся недостаток, выявленный в ходе службы ранних ПЛ типа "Т", когда при следовании на перископной глубине лодка могла быть демаскирована небольшим буруном, образующимся при обтекании водой массивного бульба носовых ТА.

Вступили в строй в 1941 — 1943 гг. В 1943 — 1944 гг. на пяти лодках прог­раммы 1940 г. ("Tactician", "Tally-Ho", "Tantalus", "Tantivy" и "Taurus") запас топлива увеличен до 215 т за счет использования для хранения соляра балластных цистерн, первоначально имевших клепаную конструкцию, впо­следствии — сварную. Дальность хода в результате увеличилось до 11 000 (10) миль, полное надводное водоизмещение — до 1442 т.

"Tempest" потоплена 13.2.1942 ГБ итал. мм "Circe" у Таранто. "Thorn" потоплена 6.8.1942 ГБ итал. мм "Pegaso" в Средиземном море. "Traveller" погибла (вероятно, на мине у Таранто 8.12.1942). "Trooper" по­гибла на мине 10.10.1943 у о. Лерос. "Turbulent" погибла на мине 14.3.1943 у о. Сардиния. Р-311 погибла 31.12.1942 на мине.

 

Патрульные подводные лодки типа "Triton" (тип "Т" 1 серия) — 15 единиц

 

23.jpg

 

"Triton" (ВикАрм, 5.10.1937 — погибла 18.12.1940), "Triumph" (ВикАрм, 16.2.1938 — погибла 14.1.1942), "Thistle" (ВикАрм, 25.10.1938 — погибла 10.4.1940), "Truant" (ВикАрм, 5.5.1939 —искл. в 1946), "Tarpon" (ВикАрм, 17.10.1939 — погибла 14.4.1940), "Tetrarch" (ВикАрм, 14.11.1939 — погибла 27.10.1941), "Triad" (ВикАрм, 5.5.1939 — погибла 13.10.1940), "Thunderbolt" (Кмл, 29.6.1938 — погибла 14.3.1943), "Trident" (Кмл, 7.12.1938 — искл. в 1947), "Taku" (Кмл, 20.5.1939 — искл. в 1946), "Talisman" (Кмл, 29.1.1940 —погибла 16.9.1942), "Tigris" (Чат, 31.10.1939 — погибла 27.2.1943), "Torbay" (Чат, 9.4.1940 — искл. в 1945), 'Tribune" (Ск, 8.12.1938 — искл. в 1947) и "Tuna" (Ск, 10.5.1940 — искл. в 1946).

 

Надводное — 1090/1326 ("Triton" — 1095/1331) т, подводное — 1575 ("Triton" — 1585) т; 83,8 ("Triton" — 84,4)х8,1х4,5 м; 2 диз./2 ЭД, 2500/1450 л.с., 15,3/9 узл., 132 т соляра, 8000 (10) миль. Эк. 59 чел. 10 — 533-мм ТА (6 носовых, 4 вне прочного корпуса — 16 торпед), 1x1 — 102-мм/40.

 

В начале 1930-х гг. в Англии приняли решение о создании новой пат­рульной ПЛ для замены неудачных лодок типов "О", "Р" и "R". В соот­ветствии с решениями Лондонской конференции 1930 г., Англия могла построить в ближайшие годы ПЛ суммарным водоизмещением не свы­ше 16 500 т. Исходя из этого размеры новой лодки ограничили 1000 т, что позволяло получить наибольшее число единиц в рамках существу­ющего ограничения.

Проект ПЛ типа "Т" утвердили в 1935 г. Полуторакорпусная, топливные танки — внутри прочного корпуса. Рабочая глубина погружения — 95 м. Бу­дучи на 500 т легче своих предшественниц, новая ПЛ превосходила их прак­тически по всем параметрам (вооружение, маневренность, глубина погружения), за исключением надводной скорости. Число ТА увеличили за счет размещения части из них вне прочного корпуса — двух в специальной бульбообразной наделке в носовой оконечности и еще двух — побортно, в надстройке в районе рубки. Пуск торпед из последних ТА производился в сторону носа, что обеспечивало суммарный залп из 10 торпед.

Головную "Triton" строили по программе 1935 г., серийные — по прог­раммам 1936 — 1938 гг. На последних трех ПЛ серии ("Talisman", "Tetrarch" и "Torbay") внедрили сварные переборки. Эти лодки в экспе­риментальном порядке оснастили специальными минными кассетами (на 12 — 16 мин), расположенными в бортовых булях в центральной час­ти корпуса. Испытания показали, что подобная конструкция ведет к по­тере хода порядка 1,5 узл., и от ее использования отказались.

Все ПЛ вступили в строй в 1938 — 1941 гг., в т.ч. 3 ("Triton", "Triumph" и "Thistle") до начала войны. "Thunderbolt" первоначально называлась "Thetis", 1.6.1939 во время испытаний затонула. Поднята 23.10.1939, вос­становлена и переименована.

В 1941 г. на "Thunderbolt" и "Triumph" 2 носовых ТА, расположенных вне прочного корпуса, демонтировали, а также изменили форму носо­вой оконечности. В следующем году на "Trident" и "Torbay" запас топли­ва увеличен до 178 т соляра (дополнительные 46 т — в балластных цистернах). На "Tribune", "Trident", "Taku", "Tigris", "Truant", "Tuna" и "Torbay" расположение бортовых ТА изменили для пуска торпед в сто­рону кормы. Кроме того, эти 7 лодок оснастили дополнительным кормо­вым ТА вне прочного корпуса. Примерно тогда же на сохранившихся ПЛ установлен 20-мм зен. автомат "Эрликон".

"Tarpon" потоплена 14.4.1940 ГБ герм. ТЩ М-6 в Северном море. "Thistle" потоплена 10.4.1940 герм. ПЛ U-4 в Северном море. "Triton" по­гибла 18.12.1940 в Южной Адриатике (вероятно, на мине). "Triad" погиб­ла на мине у Бенгази (вероятно, 13.10.1940). "Tetrarch" погибла на мине у Сардинии (вероятно, 27.10.1941). "Triumph" погибла 14.1.1942 в Сре­диземном море (вероятно, на мине). "Talisman" погибла 16.9.1942 у Си­цилии (вероятно, на мине). "Tigris" потоплена 27.2.1943 герм, кораблем ПЛО UJ-2210 в Северном море. "Thunderbolt" потоплена ГБ итал. корве­та "Cicogna" 14.3.1943 в Средиземном море.

 

Подводные минные заградители типа "Porpoise" — 6 единиц

 

24.jpg

 

1-я группа: "Porpoise" (ВикАрм, 30.8.1932 — погибла 16.1.1945).

2-я группа: "Grampus" (Чат, 25.2.1936 — погибла 16.6.1940), "Narwhal" (ВикАрм, 29.8.1935 —погибла 1.8.1940), "Rorqual" (ВикАрм, 21.7.1936 — искл. в 1946), "Cachalot" (Ск, 2.12.1937 — погибла 30.7.1941) и "Seal" (Чат, 27.9.1938 — повреждена 5.5.1940 и сдалась герм, кораблям).

 

1-я группа: надводное — 1500/1768 т, подводное — 2053 т; 88,1x9,1x4,8 м; 2 диз./2 ЭД, 3300/1630 л.с., 15,5/8,8 узл., 150 т соляра, 6300 (10,6)/64 (4) миль. Эк. 59 чел. 6 — 533-мм ТА (6 носовых — 12 торпед), 1x1 — 102-мм/40, 50 мин.

2-я группа: надводное — 1520/1810 т, подводное —2157 т; 89,3x7,8x5,1 м; 2 диз./2 ЭД, 3300/1630 л.с., 15,8/8,8 узл., 120 т соляра, 5880 (9,3)/64 (4) миль. Эк. 59 чел. 6 — 533-мм ТА (6 носовых — 12 торпед), 1x1 — 102-мм/40, 50 мин.

 

Единственные в английском флоте специализированные подводные минзаги. Головная "Porpoise" строилась по программе 1930 г. Проект соз­дан на основе патрульной ПЛ типа "Р". Полуторакорпусная, рабочая глубина погружения 60 м, предельная — 95 м. Топливные танки вне прочного корпуса — сварные. Две горизонтальные минные шахты рас­положены в надстройке корпуса и тянутся от кормовой оконечности в нос на протяжении примерно 70 м, сопряжение кожуха шахт с палубой образует характерный уступ, по которому "Porpoise" легко отличить от остальных кораблей этого типа. Первоначально установленное 120-мм/45 орудие в 1934 г. заменено на 102-мм/40.

Вслед за головной лодкой последовали еще 5 (программы 1932 — 1935 гг.), строившиеся по измененному проекту. Вместо полуторакорпусной применили двухкорпусную конструкцию, аналогичную принятой на ПЛ типа "Thames". Улучшившиеся за счет этого решения обводы позволи­ли при неизменной мощности несколько повысить скорость хода. Топливные танки разместили внутри прочного корпуса, правда, за это пришлось заплатить уменьшением запаса топлива. На серийных лод­ках исчез уступ между кожухом минных шахт и палубой. ПЛ вступили встрой в 1933 — 1939 гг.

Уже после начала войны, по "Чрезвычайной" программе предусмат­ривалось построить еще 3 ПЛ этого типа, и в январе 1941 г. даже был выдан заказ на их постройку. Вскоре, однако, его отменили, поскольку необходимость в специализированных МЗ отпала после разработки специальных мин, ставившихся через ТА.

Из 6 МЗ было потеряно 5, причем одна из лодок, "Seal", оказалась единственным английским кораблем, сдавшимся врагу (4.5.1940 она по­дорвалась на мине в Скагерраке, тяжело повреждена и сдалась герм, патрульным кораблям; впоследствии служила в герм, флоте под индек­сом UB; затоплена 3.5.1945). "Grampus" потоплена ГБ итал. мм "Circe" и "Clio" у побережья Сицилии 16.6.1940. "Narwhal" потоплена герм, ави­ацией у побережья Норвегии 30.7.1940. "Cachalot" потоплена таранным ударом итал. мм "Generale Achille Papa" у Бенгази 30.7.1941. "Porpoise" потоплена япон. авиацией у побережья Малайи 16.1.1945.

 

Эскадренные подводные лодки типа "Thames" — 3 единицы

 

25.jpg

 

"Thames"  (ВикАрм,  26.1.1932 — погибла  3.8.1940),  "Severn"  (ВикАрм, 16.1.1934 — искл. в 1945) и "Clyde" (ВикАрм, 15.3.1934 — искл. в 1946).

 

Надводное — 1850 (1830 у "Thames")/2206 (2165 у "Thames") т, подводное — 2723 (2680 у "Thames") т; 105,2x8,6x4,8 м; 2 диз./2 ЭД, 10 000/2500 л.с., 22/10 узл., 202 (216 у "Thames") т соляра, 6260 (12,4)/115 (4) миль. Эк. 61 чел. 6 — 533-мм ТА (6 носовых — 12 торпед), 1x1 — 102-мм/40.

 

Эскадренные ПЛ, проектировались для замены устаревших лодок типа "К" периода Первой мировой войны. Для достижения высокой скорости, определенной заданием на уровне 22 узл. (скорость ЛК), спроектированы специальные дизели мощностью 5000 л.с. Большие размеры последних вынудили отказаться от кормовых ТА, первоначально предусмотренных спецификацией. В дополнение к главным дизелям имелось еще 2 — мощностью по 400 л.с. для зарядки АКБ. Конструкция — двухкорпусная, рабочая глубина погружения 60 м, предельная — 95 м. Топлив­ные танки, расположенные вне прочного корпуса, выполнялись сварными.

Головная "Thames" строилась по программе 1929 г. Первоначаль­но предполагалось построить большую серию подобных кораблей, однако в Адмиралтействе вскоре отказались от концепции эскад­ренной ПЛ, и вместо 20 запланированных дело ограничилось всего тремя. Две серийные лодки, "Clyde" (программа 1931 г.) и "Severn" (1932 г.), незна­чительно отличались от головной — так, на них для улучшения остойчивос­ти балластные цистерны были вынесены в надстройку корпуса, а вместо 120-мм стояло 102-мм орудие (на головной подобную замену произвели в 1935 г.). Лодки типа "Thames" вступили в строй в 1932 — 1935 гг. "Thames" погибла на мине у побережья Норвегии 3.8.1940.

 

Патрульные подводные лодки типов "Р" и "R" — 9 единиц

 

26.jpg

 

1-я группа (тип "Р"): "Perseus" (ВикАрм, 22.5.1929 — погибла 6.12.1941), "Proteus" (ВикАрм, 23.7.1929 — искл. в 1946), "Pandora" (ВикАрм, 22.8.1929 — погибла 1.4.1942), "Phoenix" (Кмл, 3.10.1929 — погибла 16.7.1940) и "Parthian" (Чат, 22.6.1929 —погибла 11.8.1943).

2-я группа (тип "R"): "Rainbow" (Чат, 14.5.1930 — погибла 15.10.1940), "Regent" (ВикАрм, 11.6.1930 — погибла 18.4.1943), "Regulus" (ВикАрм, 11.6.1930 — погибла в 12.1940) и "Rover (ВикАрм, 11.6.1931 — искл. в 1946).

 

Надводное — 1475/1760 — 1763 т, подводное — 2040 (1-я группа) или 2030 (2-я группа) т; 88,1 (1-я группа) или 87,5 (2-я группа)х9,1x4,9 м; 2 диз./2 ЭД, 4100 — 4340/1635 л.с., 17/8,6 — 8,8 узл., 160 т соляра, 7050 (9,2)/62 (4) миль. Эк. 53 чел. 8 — 533-мм ТА (6 носовых, 2 кормовых — 14 торпед), 1x1 — 102-мм/40.

 

Дальнейшее развитие лодок типа "О". Заметным отличием от пред­шественниц стала новая форма носовой оконечности, призванная улуч­шить мореходность. Также была повышена мощность ЭУ до 4640 л.с., однако вскоре дизели задросселировали до 4100 л.с. (тип "R") и 4340 л.с. (тип "Р"). На лодках типа "R" по проекту предусматривалась установка 120-мм/45 орудий вместо 102-мм, поэтому для сохранения остойчивос­ти его разместили ниже, чем на типе "Р". С той же целью уменьшили вы­соту рубки. Опыт использования орудия с раздельным заряжанием на ПЛ оказался малоудачным, и в 1931 г., еще до завершения постройки, 120-мм артустановку заменили на 102-мм с унитарным выстрелом. Важным новшеством, внедренным на типе "R", стала сварная конструк­ция топливных танков, размещенных вне прочного корпуса.

Строились по программам 1927 г. (тип "Р") и 1928 г. (тип "R"). Из 6 ПЛ ти­па "R" построили только 4, заказ еще на 2 отменили по экономическим со­ображениям. Остальные вошли в строй в 1930 — 1932 гг. ПЛ "Poseidon" (типа "Р") погибла на Дальнем Востоке в результате столкновения с тор­говым судном 9.6.1931.

В 1941 — 1942 гг. ПЛ "Pandora" и "Parthian" переоборудовали в транс­портные — для доставки снабжения осажденной Мальты. С них сняли стеллажи запасных торпед и одну-две группы АКБ, часть балластных цистерн приспособили для перевозки авиабензина. В 1943 — 1944 гг. оставшиеся в строю ПЛ получили по одному 20-мм автомату "Эрликон".

Из 9 ПЛ этих типов в годы войны погибло 7, все на Средиземном море. "Phoenix" потоплена ГБ итал. ЭМ "Albatros" вост. Сицилии 16.7.1940. "Rainbow" потоплена 15.10.1940 итал. ПЛ "Enrico Toti". "Regulus" пропала без вести (вероятнее всего, погибла на мине 6.12.1940). "Perseus" погиб­ла на мине 6.12.1941. "Regent" погибла 18.4.1943 на мине. "Parthian" погиб­ла 11.8.1943 (вероятно, на мине). "Pandora" потоплена 1.4.1942 итальянской авиацией в доке на о. Мальта. В 1943 г. поднята и сдана на слом.

 

Патрульные подводные лодки типа "Oberon" — 9 единиц

 

27.jpg

 

1-я группа: "Oberon" (Чат, 24.9.1926 искл. в 1945).

2-я группа (австралийский заказ): "Otway" (ВикАрм, 7.9.1926 — искл. в 1945) и "Oxley" (ВикАрм, 29.6.1926 — погибла 10.9.1939).

3-я группа: "Odin" (Чат, 5.5.1928 — погибла 13.6.1940), "Olympus" (Брдм, 11.12.1928 —погибла 8.5.1942), "Orpheus" (Брдм, 26.2.1929 — погибла 19.6.1940), "Osiris" (ВикАрм, 19.5.1928 —искл. в 1946), "Oswald" (ВикАрм, 19.6.1928 — погибла 1.8.1940) и "Otus" (ВикАрм, 31.8.1928 — искл. и затоплена в 1946).

 

1-я группа: надводное —1311/1598 т, подводное —1831 т; 82,2x8,5x4,7 м; 2 диз./2 ЭД, 2950/1350 л.с., 13,75/7,5 узл., 160 т соляра, 5000 (9,5)/60 (4) миль. Эк. 54 чел. 8 — 533-мм ТА (6 носовых, 2 кормовых — 16 торпед), 1x1 — 102-мм/40.

2-я группа: надводное — 1354/1636 т, подводное — 1872 т; 83,8x8,4x4,8 м; 2 диз./2 ЭД, 3100/1350 л.с., 15/8,5 узл., 166 т соляра, 4560 (10,3)/60 (4) миль. Эк. 55 чел. 8 — 533-мм ТА (6 носовых, 2 кормовых — 16 торпед), 1x1 — 102-мм/40.

3-я группа: надводное —1475/1781 т, подводное — 2038 т; 86,4x9,1x4,8 м; 2 диз./2 ЭД, 4520/1390 л.с., 17,5/8 узл., 170 т соляра, 5180 (11,4)/50 (4) миль. Эк. 53 чел. 8 — 533-мм ТА (6 носовых, 2 кормовых — 14 торпед), 1x1 — 102-мм/40.

 

Проект ПЛ типа "О" разработан на основе лодок типа "L". Новые кораб­ли предназначались для службы на Дальнем Востоке, в связи с чем от них требовались увеличенная дальность плавания и улучшенная море­ходность, по сравнению с прототипом. Головная "Oberon" строилась по программе 1923 г. Конструкция — полуторакорпусная, рабочая глубина погружения 60 м, предельная — 155 м. Топливные цистерны находились вне прочного корпуса и на глубине, близкой к рабочей, начинали пропускать воду. От этого недостатка удалось избавиться во время ремонта, когда кле­паная конструкция цистерн была заменена на сварную (их емкость при этом увеличили и запас топлива возрос до 186 т). Проектная скорость ПЛ со­ставляла 15/9 узл., но так и не была достигнута. "Oberon" стал первой анг­лийской ПЛ, на которой ГАС предусматривалась еще при проектировании. Почти одновременно с "Oberon" заказ на две ПЛ ("Otway" и "Oxley") вы­дало австралийское правительство (вскоре после постройки, в 1931 г. их передали Англии). Проект этих лодок разработала фирма "Виккерс — Армстронг", и он выгодно отличался от адмиралтейского, по которому строился "Oberon". За счет незначительного изменения обводов корпу­са и формы носовой оконечности "австралийки" достигли заявленной скорости.

Еще 6 единиц построили по программе 1926 г. (3-я группа), их проект был разработан на основе австралийских кораблей. Главным отличи­ем стали несколько увеличенные размеры и использование более мощ­ных дизелей, что позволило поднять скорость надводного хода. Кроме того, рабочую глубину погружения увеличили до 95 м. Кормовые ТА не имели запасных торпед.

Лодки типа "О" вступили в строй в 1927 — 1930 гг.

В 1942 — 1943 гг. сохранившиеся ПЛ получили по одному "Эрликону".

Из 9 лодок этого типа 5 погибли: "Oxley" по ошибке потоплена англий­ской же ПЛ "Triton" 10.9.1939 у побережья Норвегии. "Odin" потоплена итал. ЭМ "Strale" 13.6.1940 в центральной части Средиземного моря. "Orpheus" потоплена итал. ЭМ "Turbine" у Тобрука 19.6.1940. "Oswald" потоплена 1.8.1940 итал. ЭМ "Vivaldi" в Средиземном море. "Olympus" погибла на мине у Мальты 8.5.1942.

 

Средние подводные лодки типа "S" (3-я серия) — 48 + 2 единицы

 

28.jpg

 

1-я группа ("Чрезвычайная программа"): "Safari" (бывш. Р-211, Кмл, 18.11.1941 — искл. в 1946), "Sahib" (бывш. Р-212, Кмл, 19.1.1942 — погибла 24.4.1943), "Saracen" (бывш. Р-247, Кмл, 16.2.1942 — погибла 14.8.1943), "Satyr" (Ск, 28.9.1942 — в 1952 передана Франции) и "Sceptre" (Ск, 9.1.1943 — искл. в 1949).

2-я группа (программа 1940 г.): "Sea Dog" (бывш. Р-216, Кмл, 11.6.1942 — искл. в 1948), "Sibyl" (бывш. Р-217, Кмл, 29.4.1942 — искл. в 1948), "Sea Rover" (Ск, 18.2.1943 —искл. в 1949), "Seraph" (бывш. Р-219, ВикАрм, 25.10.1941 —искл. в 1965), "Shakespeare" (бывш. Р-221, ВикАрм, 8.12.1941 —искл. в 1946), Р-222 (ВикАрм, 20.9.1941 —погибла 12.12.1942), "Sea Nymph" (бывш. Р-223, Кмл, 29.7.1942 —искл. в 1948), "Sickle" (бывш. Р-224, Кмл, 27.8.1942 —погибла 14.6.1944), "Simoon" (бывш. Р-225, Кмл, 12.10.1942 — погибла 15.11.1943), "Sirdar" (Ск, 26.3.1943 — искл. в 1965), "Spiteful" (Ск, 5.6.1943 — в 1952 передана Франции), "Splendid" (бывш. Р-228, Чат, 19.1.1942 — погибла 21.4.1943) и "Sportsman" (бывш. Р-229, Чат, 17.4.1942 — передана Франции в 1951 и погибла 24.9.1952).

3-я группа (программа 1941 г.): "Stubborn" (Кмл, 11.11.1942 — затоплена в 1946), "Surf" (Кмл, 10.12.1942 — искл. в 1949), "Syrtis" (Кмл, 4.2.1943 — погибла 28.3.1944), "Spirit" (Кмл, 20.7.1943 — искл. в 1950), "Statesman" (Кмл, 14.9.1943 — в 1952 передана Франции), "Stoic" (Кмл, 9.4.1943 — искл. в 1950), "Stonehenge" (Кмл, 23.3.1943 — погибла 20.3.1944), "Storm" (Кмл, 18.5.1943 — искл. в 1949), "Stratagem" (Кмл, 21.6.1943 — погибла 22.11.1944), "Strongbow" (Ск, 30.8.1943 — исключена в 1946), "Spark" (Ск, 28.12.1943 — искл. в 1949), "Scythian" (Ск, 14.4.1944 — искл. в 1960) и "Shalimar" (Чат, 22.4.1943 — искл. в 1950).

4-я группа (программа 1941 г., сварные): "Scotsman" (Ск, 18.8.1944 — искл. в 1964) и "Sea Devil" (Ск, 30.1.1945 — искл. в 1965). 5-я группа (программы 1942 и 1943 гг.): "Sea Scout" (Кмл, 24.3.1944 — искл. в 1966), "Selene" (Кмл, 24.4.1944 — искл. в 1961), "Sidon" (Кмл, 4.9.1944 — погибла 16.6.1955), "Sleuth" (Кмл, 6.7.1944 — искл. в 1958), "Solent" (Кмл, 8.6.1944 — искл. в 1961), "Spearhead" (Кмл, 2.10.1944 — передана Португалии в 1948), "Springer" (Кмл, 14.5.1945 —передана Израилю в 1958), "Sturdy" (Кмл, 30.9.1943 —искл. в 1958), "Stygian" (Кмл, 30.11.1943 —искл. в 1949), "Subtle" (Кмл, 27.1.1944 — искл. в 1959), "Supreme" (Кмл, 24.2.1944 —искл. в 1950), "Saga" (Кмл, 14.3.1945 —передана Португалии в 1948), "Sanguine" (Кмл, 15.2.1945 —передана Израилю в 1958), "Scorcher" (Кмл, 18.12.1944 —искл. в 1962) и "Spur" (Кмл, 17.11.1944 —передана Португалии в 1948).

 

Надводное — 715/842 т (715/814 т у "Safari" 1-й группы, 4-я группа и все лодки 5-й груп­пы, за исключением "Sturdy" и "Stygian"), подводное — 990 т; 66,1x7,2x4,2 — 4,5 м; 2 ДИЗ./2 ЭД, 1900/1300 л.с., 14,8/9 узл., 67 т соляра, 6000 (10) миль (45 т соляра, 4000 (10) миль у "Safari" 1-й группы, 4-я группа и все лодки 5-й группы, за исклю­чением "Sturdy" и "Stygian"). Эк. 48 чел. 6 — 533-мм ТА (6 носовых — 12 торпед) на "Safari" 1-й группы, Р-222 2-й группы, "Scythian" 3-й группы, обоих лодках 4-й группы и всех лодках 5-й группы, за исключением "Sturdy", "Stygian" и "Subtle" или 7 — 533-мм ТА (6 носовых, 1 кормовой вне прочного корпуса — 13 торпед) на ос­тальных, 1x1 — 102-мм/40 (на "Safari" 1-й группы, обоих лодках 4-й группы и всех лодках 5-й группы, за исключением "Sturdy", "Stygian" и "Subtle") или 1x1 — 76-мм (на остальных), 1x1 — 20-мм (на всех, кроме лодок 1-й группы).

 

Развитие типа "Shark". По "Чрезвычайной военной программе" постро­ено 5, по программе 1940 г. — 13, 1941 г. — 15, 1942 г. — 12 и 1943 г. — 5 лодок соответственно. Вступили в строй в 1942 — 1945 гг. Две лодки 5-й группы "Seneschal" и "Sentinel" достроены в 1945 г., уже после оконча­ния войны. По сравнению с довоенными лодками типа "S", переборки выполнены сварными и увеличен запас топлива за счет хранения час­ти соляра в специально оборудованных для этого балластных цистер­нах. На двух последних лодках программы 1941 г. (4-я группа) и всех лодках программ 1942 и 1943 гг. (5-я группа) прочный корпус выполнен цельносварным, что повысило рабочую глубину погружения до 110 м.

На большинстве ПЛ в корме устанавливался дополнительный седьмой ТА (вне прочного корпуса). На 15 лодках вместо 76-мм установлено 102-мм/40 орудие.

В ходе достройки или уже после вступления в строй на всех кораб­лях еще больше увеличили запас топлива за счет изменения конструк­ции балластных цистерн — на 40 т ("Safari" 1-й группы, 4-я группа, 5-я группа, кроме "Sturdy" и "Stygian") или 25 т (остальные).

В 1943 — 1944 гг. часть лодок 1-й группы получила по одному 20-мм автомату «Эрликон».

Летом 1944 г. "Seraph" прошла переоборудование в быстроходную ПЛ-цель для тренировки экипажей эскортных кораблей. Обводы корпуса облагородили, удалив большинство выступающих частей, установили АКБ большой емкости и электромоторы повышенной мощности. На испы­таниях достигла скорости 12,5 узл. на перископной глубине и 16,8 узл. в надводном положении. Аналогичным образом вскоре переоборудова­ли "Sceptre", "Satyr", "Statesman", "Selene", "Solent" и "Sleuth".

Р-222 потоплена ГБ итал. ЭМ "Fortunale" у Неаполя 12.12.1942. "Splendid" потоплена ГБ герм. ЭМ "Hermes" у Корсики 21.4.1943. "Sahib", потоплена ГБ итал. корвета "Gabbiano" у Сицилии 24.4.1943. "Saracen" потоплена ГБ итал. корвета "Minerva" в Средиземном море 14.8.1943. "Simoon" потоплена 15.11.1943 герм. ПЛ U-565 в Средиземном море. "Stonehenge" погибла 20.3.1944 по неизвестным причинам в Малаккском проливе, Индийский океан. "Syrtis" погибла 28.3.1944 на мине у Норве­гии. "Sickle" погибла 14.6.1944 в Средиземном море (вероятно, на мине). "Stratagem" потоплена 22.11.1944 ГБ япон. патрульного корабля в Ма­лаккском проливе. "Stubborn" затоплена в 1946 г. как корабль-цель.

 

Средние подводные лодки типа "Shark" (тип "S", 2-я серия) — 8 единиц

 

29.jpg

 

"Salmon" (Кмл, 30.4.1934 — погибла 9.7.1940), "Sealion" (Кмл, 16.3.1934 — затоплена 3.1945), "Spearfish" (Кмл, 21.4.1936 —погибла 1.8.1940), "Seawolf' (Ск, 28.11.1935 —искл. в 1945), "Shark" (Чат, 31.5.1934 — погибла 6.7.1940), "Snapper" (Чат, 25.10.1934 — погибла 12.2.1941), "Sterlet" (Чат, 22.9.1937 —погибла 18.4.1940) и "Sunfish" (Чат, 30.9.1936 —передана СССР и погибла 27.7.1944).

 

Надводное — 670/768 т, подводное — 960 т; 63,6x7,3x3,6 м; 2 диз./2 ЭД, 1550/1440 л.с., 14/10 узл. (на "Sunfish" 1900/1440 л.с., 15/10 узл.), 39 т соляра, 3800 (10) миль. Эк. 39 чел. 6 — 533-мм ТА (6 носовых — 12 торпед), 1x1 — 76-мм/50, 1 пул.

 

Развитие типа "S" с несколько увеличенной длиной за счет вставки дополнительной (1,9 м) секции в прочный корпус. На "Sunfish" установ­лены более мощные дизели. Строились по программам 1931 — 1935 гг. Вступили в строй в 1934 — 1938 гг.

"Sterlet" потоплена ГБ герм. ТЩ М-75 в Северном море 18.4.1940. "Salmon" погибла 9.7.1940 на мине у Ставангера. "Shark" тяжело по­вреждена 5.7.1940 герм, авиацией и затонула на следующий день. "Spearfish" потоплена 1.8.1940 герм. ПЛ U-34 в Северном море. "Snapper" потоплена ГБ герм. ТЩ М-2, М-13 и М-25 в Атлантике 12.2.1941. "Sunfish" передана СССР в 1944 г., переименована в В-1 и по ошибке потопле­на англ, авиацией близ Норвегии 27.7.1944. "Sealion" в 1945 г. исключена и потоплена в качестве корабля-цели 3.3.1945.

 

Средние подводные лодки типа "Swordfish" (тип "S", 1-я серия) — 4 единицы

 

30.jpg

 

"Swordfish" (Чат, 10.11.1931 — погибла 16.11.1940), "Sturgeon" (Чат, 8.1.1932 — искл. в 1946), "Seahorse" (Чат, 15.11.1932 — погибла 7.1.1940) и "Starfish" (Чат, 14.3.1933 — погибла 9.1.1940).

 

Надводное — 640/730 т, подводное — 927 т; 61,7x7,3x3,6 м; 2 диз./2 ЭД, 1550/1440 л.с.. 13,8/10 узл., 38 т соляра, 3800 (10) миль. Эк. 38 чел. 6 — 533-мм ТА (6 носовых — 12 торпед), 1 х 1 — 76-мм/50, 1 пул. ;

 

В 1930 г., в соответствии с планом модернизации подводных сил, Ад­миралтейство приняло решение приступить к строительству ПЛ для за­мены устаревших типа "Н". Новые лодки должны были иметь средние размеры, скорость, вооружение и дальность хода, превышающие соответ­ствующие показатели типа "Н", но в то же время сравнимые с послед­ними по маневренности и скорости погружения. Проект лодки нового типа "S" утвердили в том же году и по программам 1929 и 1930 гг. нача­ли постройку 4 единиц. Вступили в строй в 1932 — 1933 гг.

Конструкция — полуторакорпусная, с топливными танками внутри проч­ного корпуса, рабочая глубина погружения — 95 м. Время погружения — 25 — 30 с. "Swordfish" и "Sturgeon" отличались оригинальной, убирающей­ся в герметичный "пенал", 76-мм артустановкой. Последняя, оказавшая­ся неудачной, была вскоре заменена на стандартную неубирающуюся.

"Sturgeon" в 1943 — 1945 гг. входила в состав флота Нидерландов и называлась "Zeehound".

"Seahorse" погибла на мине в Северном море (вероятно, 7.1.1940). "Starfish" потоплена 9.1.1940 ГБ герм. ТЩ М-7 в Северном море. "Swordfish" погибла 16.11.1940 на мине в Северном море.

 

Средние подводные лодки типа Р-611 (бывшие турецкие) — 4 единицы

 

Р-611 (бывш. "Oruc Reis", ВикАрм, 19.7.1940 — передана Турции в 1942), Р-612 (бывш. "Murat Reis", ВикАрм, 20.7.1940 — передана Турции в 1942), Р-614 (бывш. "Burak Reis", ВикАрм, 19.10.1940 — передана Турции в 1945) и Р-615 (бывш. "Uluc AN Reis", ВикАрм, 1.11.1940 —погибла 18.4.1943).

 

Надводное — 624/683 т, подводное — 856 т; 61,4x6,8x3,6 м; 2 диз./2 ЭД, 1200/780 л.с., 13,7/8,4 узл., 34 т соляра, 3500 (10) миль. Эк. 35 чел. 5 — 533-мм ТА (4 носовых, 1 кормовой вне прочного корпуса — 9 торпед), 1x1 — 76-мм.

 

Заказаны Турцией, после начала войны конфис­кованы. Вступили в строй в 1941 — 1942 гг. По конструкции очень близки к ПЛ типа "S" английско­го флота. Полуторакорпусные, рабочая глубина погружения — 100 м. Две ПЛ сразу после построй­ки в 1942 г. поставлены Турции. Р-615 потоплена герм. ПЛ U-123 18.4.1943. Р-614 после окончания вой­ны возвращена Турции.

 

Средние подводные лодки типа "L" — 3 единицы

 

31.jpg

 

L-23(Вик, 1.7.1919 —искл. в 1946), L-26 (Вик, 29.5.1919 —искл. в 1945) и L-27 (Вик, 14.6.1919 — искл. в 1946).

 

Надводное — 800/914 т, подводное — 1089 т; 72,7x7,2x4 м; 2 диз./2 ЭД, 2400/1600 л.с., 17/10,5 узл., 76 т соляра, 3800 (10)/75 (4) миль. Эк. 43 чел. 4 — 533-мм ТА (4 носовых — 8 торпед), 1x1 — 102-мм/40.

 

Последние сохранившиеся к 1939 г. представители большой серии сред­них ПЛ типа "L" постройки периода Первой мировой войны. Вступили в строй в 1924 — 1926 гг. Все лодки относились ко 2-й серии, насчитывав­шей 25 единиц. Полуторакорпусные, рабочая глубина погружения — 50 м, предельная — 90 м. Особенность типа — наличие, кроме носовых 533-мм ТА, двух траверсных 457-мм ТА и необычное расположение 102-мм орудия — не на палубе, а на рубке. Последнее теоретически позволяло вести огонь в свежую погоду. Удачный проект, послуживший образцом для разработки первых послевоенных ПЛ в Англии, Японии и СССР. К сере­дине 1930-х гг. эти лодки устарели; большинство сдано на слом.

 

Средние подводные лодки типа "S" (бывшие американские) — 6 единиц

 

Р-551 (бывш. SS-130S-25, Бтхм, 1921, передана 4.11.1941 —передана Польше в 1941, погибла в 1942), Р-552 (бывш. SS-105S-1, ФР, 1918, передана 20.4.1942 — возвращена США в 1944), Р-553 (бывш. SS-126 S-21, Бтхм, 1921, передана 14.9.1942 —возвращена США в 1944), Р-554 (бывш. SS-127 S-22, Бтхм, 1921, передана 19.6.1942 — возвращена США в 1944), Р-555 (бывш. SS-129 S-24, Бтлх, 1921, передана 10.8.1942 —возвращена США в 1944) и Р-556 (бывш. SS-134 S-29, Бтлх, 1922, передана 5.6.1942 — возвращена США в 1944).

 

Надводное — около 680/854 т, подводное — 1062 т; 66,5x6,1x4,6 м; 2 диз./2 ЭД, 1200/1500 л.с., 14,5/11 узл., 168 т соляра, 5000 (10) миль. Эк. 42 чел. 4 — 533-мм ТА (4 носовых— 12 торпед), 1x1 — 102-мм.

 

Американские ПЛ типа "S", поставленные по ленд-лизу в 1941 — 1942 гг. Рабочая глубина погружения — 60 м.

Р-551 передана в 1941 г. Польше и переименована в "Jastrzab". Потоплена в 1942 г. по ошибке кораблями союзников.

 

Малые подводные лодки типа "V" — 22 единицы

 

32.jpg

 

"Vampire" (ВикАрм, 20.7.1943 — искл. в 1950), "Veldt" (ВикАрм, 19.7.1943 — в 1943 передана Греции), "Venturer" (ВикАрм, 4.5.1943 — в 1946 передана Норвегии), "Vigorous" (ВикАрм, 15.10.1943 — искл. в 1949), "Viking" (ВикАрм, 5.5.1943 —в 1946 передана Норвегии), "Virtue" (ВикАрм, 29.11.1943 — искл. в 1946), "Visigoth" (ВикАрм, 30.11.1943 — искл. в 1950), "Vox" (ВикАрм, 28.9.1943 — искл. в 1946), "Upshot" (ВикАрм, 24.2.1944 — искл. в 1949), "Urtica" (ВикАрм, 23.3.1944 — искл. в 1950), 'Vagabond" (ВикАрм, 19.9.1944 —искл. в 1950), "Variance" (ВикАрм, 22.5.1944 — в 1944 передана Норвегии), "Varne" (ВикАрм, 24.2.1944 — искл. в 1958), "Vengeful" (ВикАрм, 20.7.1944 — в 1945 передана Греции), "Vineyard" (ВикАрм, 8.5.1944 — передана Франции в 1944), "Virulent" (ВикАрм, 23.5.1944 —искл. в 1961), "Vivid" (ВикАрм, 15.9.1943 —искл. в 1950), "Volatile" (ВикАрм, 20.6.1944 — искл. в 1958), "Voracious" (ВикАрм, 11.11.1943 — искл. в 1946), "Vortex" (ВикАрм, 19.8.1944 — в 1944 передана Франции), "Votary" (ВикАрм, 21.8.1944 — передана Норвегии в 1946) и "Vulpine" (ВикАрм, 28.12.1943 — искл. в 1959).

 

Водоизмещение надводное — 545/658 — 662 т, подводное — 740 т; 62,3x4,9x4,7 м; 2 диз./ 2 ЭД, 615/825 л.с., 11,5/10 узл., 55 т соляра, 4700 (10) миль/30 (9) миль. Эк. 33 чел. 4 — 533-мм ТА (4 носовых — 8 торпед), 1x1— 76-мм/60.

 

Дальнейшее развитие типа "U". Переборки сварные, толщина об­шивки клепаного прочного корпуса увеличена, за счет чего рабочая глубина погружения возросла до 90 м. Запас топлива увеличен — для хранения соляра использована часть балластных цистерн. Строились по программам 1941 и 1942 гг., вступили в строй в 1943 — 1944 гг. Заказ на постройку еще 12 однотипных ПЛ отменен.

Переданы Греции "Veldt" в 1943 г. (переименована в "Pipinos") и "Vengeful" — в 1945 г. (переименована в "Delfin"). "Variance" в 1944 г. передана Норвегии и переименована в "Utsira". В 1944 г. "Vineyard" и "Vortex" переданы Франции и переименованы в "Doris" и "Morse" соответственно.

 

Малые подводные лодки типа "U" — 49 единиц

 

33.jpg

 

1-я группа (программа 1936 г.): "Undine" (ВикАрм, 5.10.1937 — погибла 7.1.1940), "Unity" (ВикАрм, 16.2.1938 — погибла 29.4.1940) и "Ursula" (ВикАрм, 16.2.1938 — в 1944 передана СССР).

2-я группа ("Чрезвычайная программа"): "Umpire" (Чат, 30.12.1940 —погибла 19.7.1941), "Una" (Чат, 10.6.1941 — искл. в 1949), "Unbeaten" (ВикАрм, 9.7.1940  — погибла 11.11.1942), "Undaunted" (ВикАрм, 20.8.1940 — погибла 13.5.1941), "Union" (ВикАрм, 1.10.1940 — погибла 20.7.1941), "Unique" (ВикАрм, 6.6.1940 — погибла 23.10.1942), "Upholder" (ВикАрм, 8.7.1940 — погибла 14.4.1942), "Upright" (ВикАрм, 21.4.1940 —искл. в 1946), "Urchin" (ВикАрм, 30.9.1940 — в 1942 передана Польше), "Urge" (ВикАрм, 19.8.1940 — погибла 28.4.1942), "Usk" (ВикАрм, 7.6.1940 — погибла 28.4.1941) и "Utmost" (ВикАрм, 20.4.1940 — погибла 24.11.1942).

3-я группа (программы 1940 и 1941 гг.): "Uproar" (бывш. "Ullswater", бывш. Р-31, ВикАрм, 27.11.1940 — искл. в 1946), Р-32 (ВикАрм, 15.12.1940 — погибла 18.8.1941), Р-33(ВикАрм, 28.1.1941 —погибла 23.8.1941), "Ultimatum" (бывш. Р-34, ВикАрм, 11.2.1941 —искл. в 1949), "Umbra" (бывш. Р-35, ВикАрм, 15.3.1941  —искл. в 1946), Р-36 (ВикАрм, 28.4.1941 —погибла 1.4.1942), "Unbendimg" (бывш. Р-37, ВикАрм, 12.5.1941 —искл. в 1950), Р-38 (ВикАрм, 9.7.1941  — погибла 23.2.1942), Р-39 (ВикАрм, 23.8.1941 — погибла 26.3.1942), "Uredd" (ВикАрм, 24.8.1941 — передана Норвегии, погибла 24.2.1943), "Unbroken" (бывш. Р-42, ВикАрм, 4.11.1941 —в 1944 передана СССР), "Unison" (бывш. Р-43, ВикАрм, 5.11.1941 —в 1944 передана СССР), "United" (бывш. Р-44, ВикАрм, 18.12.1941 — искл. в 1946), "Unrivalled" (бывш. Р-45, ВикАрм, 16.2.1942 — искл. в 1946), "Unruffled" (бывш. Р-46, ВикАрм, 19.12.1941 —искл. в 1946), Р-47 (ВикАрм, 27.7.1942 —в 1942 передана Нидерландам), Р-48 (ВикАрм, 15.4.1942 —погибла 25.12.1942), "Unruly" (бывш. Р-49, ВикАрм, 28.7.1942 —искл. в 1946), "Unseen" (бывш. Р-51, ВикАрм, 16.4.1942 —искл. в 1949), Р-52 (ВикАрм, 11.10.1942 —в 1942 передана Польше), "Ultor" (бывш. Р-53, ВикАрм, 12.10.1942 —искл. в 1946), "Unshaken" (бывш. Р-54, ВикАрм, 17.2.1942 —искл. в 1946), "Unsparing" (бывш. Р-55, ВикАрм, 28.7.1942 — искл. в 1946), "Usurper" (ВикАрм, 24.9.1942 — погибла 3.10.1943), "Universal" (ВикАрм, 10.11.1942 — искл. в 1946), "Vitality" (бывш. "Untamed", ВикАрм, 8.12.1942 —искл. в 1946), "Unswerving" (ВикАрм, 19.7.1943 —искл. в 1949), "Untiring" (ВикАрм, 20.1.1943 —передана Греции в 1945), "Vandal" (ВикАрм, 23.11.1942 — погибла 24.2.1943), "Upstart" (ВикАрм, 24.11.1942 — передана Греции в 1943), "Uther" (ВикАрм, 6.4.1943 — искл. в 1950), "Varangian" (ВикАрм, 4.3.1943 —искл. в 1949), "Varne" (ВикАрм, 22.1.1943 —передана Норвегии в 1943) и "Vox" (ВикАрм, 23.1.1943 —передана Франции в 1943).

 

Надводное — 540/630 т, подводное — 730 — 732 т; 58,2 ("Undine", "Unity", "Ursula", "Unbeaten", "Unique", "Upholder", "Upright", "Usk" и "Utmost"), или 58,6 ("Undaunted", "Union", "Urchin" и "Urge"), или 60 (остальные)х4,9х4,6 м; 2 диз./2 ЭД, 615/825 л.с., 11,3/9 узл., 38 т соляра, 4050 (10) миль. Эк. 27 — 33 чел. "Ursula", "Undine", "Unity", "Unique", "Upholder", "Upright" и "Utmost": 6 — 533-мм ТА (6 носовых, в т.ч. 2 вне прочного корпуса — 10 торпед на "Undine" и "Unity", 8 — на остальных), 1x1 — 76-мм/50 (нет на "Undine" и "Unity"); остальные ПЛ: 4 — 533-мм ТА (4 носо­вых — 8 торпед), 1x1 — 76-мм/50.

 

Первоначально задумывались как невооруженные ПЛ-цели для тре­нировки экипажей эскортных кораблей. Уже после утверждения проек­та решено вооружить их торпедными аппаратами. Для этого изменена конструкция носовой оконечности для размещения 4 ТА в прочном кор­пусе и еще двух — вне его, в специальном обтекателе. Однокорпусные, рабочая глубина погружения — 60 м. Особенность ПЛ этого типа в том, что на валах гребных винтов находились только электромоторы, а ди­зели выступали лишь в роли генераторов.

Новые ПЛ, получившие обозначение тип "U", оказались очень удач­ными, и лучше лодок других типов подходили для действий в Средизем­ном и Северном морях, однако первоначально серию ограничили тремя единицами программы 1936 г. Только после начала войны в рамках "Чрезвычайной программы" разместили заказ на 12 единиц. Четыре из них построили с шестью ТА, на остальных от ТА вне прочного корпуса отказались, т.к. в ходе эксплуатации первых лодок серии обнаружилось, что носовой обтекатель ТА создает на перископной глубине демаскиру­ющий бурун (как и на типе "Т").

По программам 1940 и 1941 гг. заказана еще 41 ПЛ, из которых до­строили 34, а заказ на 7 отменили.

В ходе войны запас топлива на ПЛ увеличен до 55 т за счет использо­вания для хранения соляра части балластных цистерн.

Лодки 1-й группы вступили в строй в 1938 г., 2-й — в 1940 — 1941 гг., 3-й —в 1941 — 1943 гг.

"Urchin" и Р-52 в 1942 г. переданы Польше и переименованы в "Sokol" и "Dzik" соответственно. Р-47 в 1942 г. передана Нидерландам и переименована в "Dolfijn". "Uredd" передана Норвегии в 1942 г., a "Varne" — в 1943 г., последняя переименована в "Ula". "Vox" передана Франции в 1943 г. и переименована в "Curie". Греции переданы "Upstart" в 1943 г. (переименована в "Amfrititi") и "Untiring" в 1945 г. (переименована в "Xifias"). СССР в 1944 г. переданы "Unbroken", "Unison" и "Ursula" и пере­именованы в В-2, В-3 и В-4.

"Undine" потоплена 7.1.1940 в Северном море ГБ герм. ТЩ М-1201, М-1204 и М-107. "Unity" погибла 29.4.1940 при столкновении с ТР "Atle Jart" в Северном море. "Usk" погибла 28.4.1941 в Средиземном море (предположительно, на мине). "Undaunted" погибла 13.5.1941 на мине у Триполи. "Umpire" погибла 19.7.1941 при столкновении с траулером "Peter Hendriks" в Северном море. "Union" потоплена ГБ итал. мм "Circe" 20.7.1941 в Средиземном море. Р-32 погибла 18.8.1941 на мине у Три­поли. Р-33 погибла (вероятно, 23.8.1941, на мине у Триполи). Р-38 потоп­лена ГБ итал. мм "Circe" 23.2.1942 в Средиземном море. Р-39 потоплена герм, авиацией на Мальте 26.3.1942 Р-36 потоплена 1.4.1942 герм, авиацией в Средиземном море. "Upholder" потоплена ГБ итал. "Pegaso" 14.4.1942 в Средиземном море. "Urge" потоплена итал. авиа­цией 28.4.1942 в Средиземном море. "Unique" погибла 23.10.1942 у Гибралтара по неизвестной причине. "Unbeaten" потоплена по ошибке английской авиацией в Бискайском заливе 11.11.1942. "Utmost" потоп­лена 24.11.1942 ГБ итал. мм "Groppo" в Средиземном море. Р-48 потоп­лена ГБ итал. корвета "Ardente" 25.12.1942 в Средиземном море. "Vandal" погибла по неизвестной причине 24.2.1943 у английского по­бережья. "Uredd" погибла 24.2.1943 на мине в Северном море. "Untamed" затонула 30.5.1943 во время пробного погружения у побе­режья Англии, поднята 5.7.1943 и вновь введена в строй под новым на­званием "Vitality". "Usurper" потоплена ГБ герм, траулера UJ-2208 в Средиземном море 3.10.1943.

 

Малые подводные лодки типа "Н" — 9 единиц

 

34.jpg

 

Н-28(Вик, 12.3.1918 —искл. в 1944), Н-31 (Вик, 16.11.1918 —погибла 24.12.1941), Н-32(Вик, 19.11.1918 — искл. в 1944), Н-33(Кмл, 24.8.1918 — искл. в 1944), Н-34 (Кмл, 5.11.1918 — искл. в 1945), Н-43 (Арм, 3.2.1919 — искл. в 1945), Н-44 (Арм, 17.2.1919 — искл. в 1945), Н-49 (Брдм, 15.7.1919 — погибла 18.10.1940) и Н-50(Брдм, 25.10.1919 — искл. в 1945).

 

Надводное — 390/423 т, подводное — 510 т; 52,4x4,8x4 м; 2 диз./2 ЭД, 480/620 п.с., 11,5/10,5 узл., 16 т соляра, 2975 (7,5)/130 (2) или 10 (9) миль. Эк. 22 чел. 4 —533-мм ТА (4 носовых — 6 торпед), 1 пул.

 

Спроектированы на базе ранее построенных для Англии в США ПЛ типа "Голланд", одного из самых удачных проектов малой ПЛ Первой мировой войны. Подобные лодки строились, помимо Англии, для России и Италии.

Английские ПЛ типа "Н" имели увеличенные размеры и калибр ТА. Однокорпусные, рабочая глубина погружения — 30 м, предельная — 90 м. В состав вооружения первоначально входила 76-мм пушка, сня­тая в начале 1920-х гг.

Серия из 22 единиц вступила в строй в 1918 — 1920 гг. К 1939 г. в составе английского флота осталось 9,

Н-49 потоплена 18.10.1940 герм, траулерами Uj-116 и Uj-118 в Северном море. Н-31 погибла по неизвестной причине в Бискайском заливе 24.12.1941.

 

Малые подводные лодки типа "R" (бывшие американские) — 3 единицы

 

Р-511 (бывш. SS-80 R-3, ФР, 1919, передана 4.11.1941 — в 1944 возвращена США), Р-512 (бывш. SS-94 R-17, УАУ, 1919, передана 9.3.1942 — в 1944 возвращена США) и Р-514 (бывш. SS-96 R-19, УАУ, 1918, передана в 1942 —погибла 21.6.1942).

 

Надводное — около 480/569 т, подводное — 680 т; 56,6x5,2x4 м; 2 диз./2 ЭД, 1200/934 л.с., 13,5/10,5 узл., 75 т соляра, 3700 (10) миль. Эк. 33 чел. 4 — 533-мм ТА (4 носовых — 8 торпед), 1x1— 76-мм.

Американские ПЛ типа "R", поставленные по ленд-лизу в 1941 — 1942 гг. Рабочая глубина погружения — 60 м.

Р-514 погибла 21.6.1942 в Атлантике. Две остальные формально возвращены США в 1944 г., но сданы на слом в Англии.

 

Сверхмалые подводные лодки — 31 единица

 

35.jpg

 

Прототипы: Х-3 (ВлМ, 1942 — искл. в 1945 ) и Х-4 (Порт, 1943 — искл. в 1945) Серийные: Х-5 (Вик, 1942 — погибла 22.9.1943), Х-6 (Вик, 1943 — затоплена 22.9.1943), Х-7 (Вик, 1943 — затоплена 22.9.1943), Х-8 (Вик, 1943 — погибла 19.9.1943), Х-9 (Вик, 1943 —погибла 15.9.1943 ), Х-10 (Вик, 1943 —затоплена 3.10.1943), Х-20 (Бро, 1943 — искл. в 1945), Х-21 (Бро, 1943 — искл. в 1945), Х-22 (Марк, 1943 — погибла 7.2.1944), Х-23 (Марк, 1943 — искл. в 1945), Х-24 (Марш, 1944 — искл. в 1945) и Х-25 (Марш, 1944 — искл. в 1945). Серийные тихоокеанские: ХЕ-1 (Вик, 1944 — искл. в 1945), ХЕ-2 (Вик, 1944 — искл. в 1945), ХЕ-3 (Вик, 1944 — искл. в 1945), ХЕ-4 (Вик, 1945 — искл. в 1945), ХЕ-5 (Вик, 1945 — искл. в 1945), ХЕ-6 (Вик, 1945 — искл. в 1945), ХЕ-7 (Бро, 1943 — искл. в 1953), ХЕ-8 (Бро, 1944 —затонул в 1945), ХЕ-9 (Марш, 1944 —искл. в 1952), ХЕ-11 (Марк, 1944 — погибла 6.3.1945) и ХЕ-12 (Марк, 1945 — искл. в 1952). Учебные: ХТ-1 — XT-6 (все — Вик, 1943 — 1944, исключены после 1945).

 

Прототипы: надводное — 22 — 27 т, подводное — 24 — 30 т; 15,2x1,8 (2,6 с подвесными зарядами)х1,7 —2,1 м; 1 диз., 1 ЭД, 42/25 л.с., 6,5/4,5 узл., 1100 (4)165 (2) мили. Эк. 3 чел. 2 подвесных заряда. Серийные: надводное — 26,9 т, подводное — 29,5 т; 15,7x1,8(2,6 с под­весными зарядами)х2,2 м; 1 диз., 1 ЭД, 42/30 л.с., 6,5/5 узл., 1320 (4)/ 80 (2) мили. Эк. 4 чел. 2 подвесных заряда.

Серийные тихоокеанские: надводное — 30,3 т, подводное — 33,6 т; 16,2x1,8(2,6 с подвесными зарядами)х2,2 м; 1 диз., 1 ЭД, 42/30 л.с., 6,5/5 узл., 500 (4)/80 (2) мили. Эк. 4 чел. 2 подвесных заряда.

Учебные: надводное — 26,7 т, подводное — 29,8 т; 15,7x1,8x2,1 м; 1 диз., 1 ЭД, 42/30 л.с., 6,5/5,5 узл., 1860 (4)/80 (2) мили. Эк. 4 чел.

 

Сверхмалые ПЛ, предназначенные для действий против кораблей в базах. Инициатором создания подобных лодок в Англии выступило не Ад­миралтейство, а Военное ведомство. По его заказу в 1939 г. началось проек­тирование сверхмалой ПЛ для использования на реках. Вскоре заказ перешел в ведение Адмиралтейства, которое по достоинству оценило воз­можности подобного корабля при проведении диверсионных операций про­тив крупных кораблей неприятеля. На основе первых двух лодок (Х-3 и Х-4) на верфи "Виккерс" создали усовершенствованную модель, пошедшую в се­рию (Х-5 — Х-10, Х-20 — Х-25). Оружие сверхмалых ПЛ составляли 2 под­весных заряда с 2000 кг взрывчатого вещества каждый. После установки часового механизма на определенное время ПЛ должна была сбросить их под днищем вражеского корабля и уйти на безопасное расстояние. К мес­ту проведения операции сверхмалые транспортировались на буксире "нор­мальных" лодок типов "Т" или "S". Буксировка производилась при скорости около 10,5 узл. По сравнению с прототипами, серийные лодки имели увели­ченную с 60 до 95 м рабочую глубину погружения. На основе типа Х-5 для действий на Тихом океане строились несколько увеличенные лодки типа "ХЕ", а также учебные типа "XT".

Прототипы в боевых действиях, как и "XT", не участвовали. Х-5, Х-6, Х-7, Х-8, Х-9 и Х-10 в сентябре 1943 г. предприняли попытку уничтожить герм. ЛК "Tirpitz" в Альтен-фьорде, Норвегия. В ходе этой операции все 6 ПЛ были по­теряны: Х-9 пропала без вести при буксировке в Северном море, Х-8 и Х-10 пришлось затопить в Северном море из-за неисправности, а три остальные погибли или были затоплены экипажами в Альтен-фьерде. Потопить "Tirpitz" не удалось, но он надолго оказался выведен из строя. Остальные лодки ти­па "X" использовались при проведении десантной операции в Нормандии в качестве кораблей-целеуказателей для десантных судов. Х-22 погибла при столкновении с англ. ПЛ "Syris" у побережья Шотландии. Из тихоокеанских лодок ХЕ-3 с помощью своих подрывных зарядов 31.7.1945 потопила япон. KPT "Takao". ХЕ-8 затонула в 1945 г. при буксировке в р-не Портсмута. ХЕ-11 затонула 6.3.1945 после столкновения с боновым заграждением.