Катера

 

В английском флоте существовала следующая классификация катеров:

МВТ (Motor torpedo-boat) — торпедный катер;

MGB (Motor gun-boat) — артиллерийский катер;

MFSB (Motor А/В boat) — противолодочный катер;

ML (Motor launches) — многоцелевой катер;

HDLM (Harbour defence motor launch) — базовый сторожевой катер;

MMS (Motor minesweeper) — моторный ТЩ;

Подавляющее большинство из них строилось по проектам частных фирм.

 

 

Катера фирмы "British Power Boats"

 

Тип 60-футовый: МТВ-1 — 12и14 — 19. Спущены на воду в 1936 — 1939 гг., 18 единиц.

 

Стандартное — 18т; 18,4x4,2x0,9 м, 3бенз., 1650 л.с.; 35,3 —38 узл. Эк. 9 чел., 2 х 1 — 457-мм ТА (нос), 4 пул., 6 ГБ.

 

Первые английские ТКА, построенные после окончания Первой мировой войны. В 1939— 1941 гг. погибло 10 единиц.

Еще один катер, очень близкий по своим параметрам МТВ-100, переоборудован в 1940 г. из экспериментального катера ТЩ ммS-51 постройки 1938 г.

 

Тип 60-футовый: МТВ-332 — 343. Спущены на воду в 1941 г., 12 единиц.

 

Стандартное — 22,4 т; 18,3x4 м, 2 бенз., 2400 л.с.; 40 узл. Эк. 12 чел., 4 — 12,7-мм, 12 ГБ или 4 мины.

 

Первоначально строились для Канады. Один погиб в 1942 г.

 

Тип 60-футовый: MA/SB-1 — 5. Спущены на воду в 1938 — 1939 гг., 5 единиц.

 

Стандартное — 19т; 18,3x4,2x0,9 м, 2 бенз., 1100 л.с.; 27,5 — 30,9 узл. Эк. 9 чел., 4 пул., 10ГБ.

 

Противолодочный вариант МТВ-1 с двухвальной ЭУ меньшей мощности. Один погиб в 1941 г., остальные переданы службе поиска ВВС.

 

Тип 60-футовый: MA/SB-22 — 29. Спущены на воду в 1941 г., 8 единиц.

 

23/28 — 31 т; 19,2x5x1 — 1,1 м, 3 бенз., 1650 л.с., 33 узл. или 2 бенз., 2400 л.с., 40 узл. Эк. 9 чел., 1x1 — 20-мм (на части), 1x2 — 12,7-мм, 10 ГБ.

 

Один погиб в 1941 г., остальные переданы службе поиска ВВС.

 

Тип 60-футовый: MGB-40 — 45. Спущены на воду в 1940 г., 6 единиц.

 

Стандартное — 24 т; 19,2x5 м, 2 бенз., 2200 л.с., 40 узл. Эк. 10 чел., 1x1— 20-мм, 1 х2 —12,7-мм, 2ГБ.

 

Строились по заказу Норвегии и Швеции как МТБ, конфискованы и переклассифицированы сначала в MA/SB, затем в MGB. № 44 и №45 позднее переданы Польше.

 

Тип 70-футовый: MGB-6 — 21, 46 (впоследствии МТВ-433), 50 — 67. Спущены на воду в 1939 — 1941 гг., 35 единиц.

 

24 —30/32 —38 т; 21,3x5,1x1 — 1,2 м, 3 бенз., 1650 л.с., 27 узл. на МСВ-6 —21 и 3 бенз. и 3300 л.с., 36,7 узл. Эк. 9 —12 чел., 1 х 1 (на MGB-6 — 3х1) —20-мм, 1 —2x2 —12,7-мм, 2 ГБ, в варианте ПЛО —до 12 — 14 ГБ.

 

№ 46 и №50 — 67 строились по заказу Нидерландов и Франции как МТБ, конфискованы и переклассифицированы сначала в MA/SB, затем в MGB. Впоследствии на MGB-6 — 21 ЭУ заменена на более мощную — 3600 л.с., скорость — 38 узл. В 1941 — 1944 гг. погибло 6 катеров.

 

Тип 70-футовый: МТ-412 — 418, 430 — 432, 434 — 500, 502 — 509 и 519 — 522. Спущены на воду в 1942 — 1945 гг., 89 единиц.

 

64.jpg

 

37 — 46/46 — 53 т; 21,9x6,3x1,3 — 1,4 м, 3 бенз., 3600 — 4050 л.с., 38 — 40 узл. Эк. 12 — 17 чел., 2x1 — 457-мм (нос), 1x1 — 57-мм или 40-мм "пом-пом", 2 — 4 —20-мм, 2 ГБ.

 

МТВ-412 — 418 первоначально заказаны как MGB-74 — 81, а МТВ-430 — 432 и 434 — 500 — как MGB-107 — 176. Все достроены как МТБ. В 1943 — 1944 гг. Нидерландам и Канаде переданы 4 и 11 единиц соответственно.

На МТВ-509 и 520 впоследствии 57-мм орудие заменено на 114-мм/19.

 

Катера фирмы "Vesper"

 

Тип 61-футовый: МТВ-71 — 72. Спущены на воду в 1940 г., 2 единицы.

 

Стандартное — 25т; 18,6x4,7x0,9 м, 2 бенз., 2300 л.с., 41 узл. Эк. 10 чел., 2x1 — 457-мм (нос), 2 — 12,7-мм, могут нести до 6 ГБ.

 

Строились для Норвегии, конфискованы.

 

Тип 72-футовый: МТВ-20 — 23, 69 — 70, 218 — 221. Спущены на воду в 1939— 1941 гг., 12 единиц.

 

Стандартное — 32 — 35 т; 21,9x5x1 м (МТВ-218 — 221 крупнее — 22,1 х5,2 м), 3 бенз., 3450 л.с., 42,5 — 45 узл. (МТБ 218 — 221 — 1800 л.с., 27,3 — 30,2 узл.). Эк. 10 чел., 2 х 1 — 457-мм (нос), 2 — 12,7-мм, 8 ГБ или 4 мины.

 

№ 20, 21 и 23 проданы Румынии в 1940 г. № 69, 70, 218 — 221 строились для Греции и конфискованы. Позже на МТВ-218 — 221 заменена ЭУ на более мощную — 3600 л.с. В 1942 г. погибло 4 катера.

 

Тип 73-футовый: МТВ-31 — 32, 34 — 36, 38, 57 — 66, 73 — 98, 222 — 245, 347 — 362, 380 — 395, 523 — 533, 537. Спущены на воду в 1940 — 1945 гг., 110 единиц.

 

65.jpg

 

35 —39,4/43,5 —47т; 22,1x5,8x1,1 — 1,3 м (МТВ-347 крупнее— 22,3x5,9 м), 3 бенз., 3600 — 4050 л.с., 37 — 40 узл. Эк. 12 — 13 чел. Первоначальное вооружение: 2x1 — 457-мм (нос), 2 — 12,7-мм, 4 ГБ или 4 мины., на более поздних катерах 200 — 300-й серий — 2x1— 533-мм ТА, 3 х 1 — 20-мм, 2 ГБ. На МТБ 380 — 395 — 4x1 — 457-мм ТА, 2x1 — 20-мм и 2 ГБ. На последующих — 2x1 — 457-мм ТА, 1x1 — 57-мм, 2x1 — 20-мм, 2 ГБ. Со временем на МТВ-528 57-мм орудие заменено на 114-мм/19.

 

Заказ на постройку 3 отменен, еще 4 погибли недостроенными. В боевых действиях потеряно 20 катеров.

 

Катера фирмы "Thornycroft"

 

Тип 75-футовый: МТВ-24, 25, 28, 49 — 56. Спущены на воду в 1939 — 1941 гг., 11 единиц.

 

37/43 т; 22,6x5,1x1 м (МТВ-49 — 56 крупнее — 23,1x5,2 м), 3 бенз., 3450 л.с., 42,7 узл. (на МТБ 49 — 56 — 2 бенз., 2600 л.с., 25,3 — 30 узл.). Эк. 10 — 12 чел., 2x1 — 457-мм (нос), 2 — 12,7-мм, 4 — 6 ГБ или 4 мины.

 

Впоследствии 12,7-мм пулеметы заменены на 3 х 1 20-мм "эрликона". Один катер погиб.

 

Катера фирмы "White"

 

Тип 72-футовый: МТВ-41 — 48, 201 — 212, 246 — 257. Спущены на воду в 1940 — 1943 гг., 32 единицы.

 

37 — 40,5/43,6 — 49 т; 22 — 22,1x5,5 — 5,8x1,2 — 1,3 м, 3 бенз., 2700 л.с.; 28 — 29,5 узл. Эк. 12 чел., 2х 1 —457-мм (нос), 2 — 12,7-мм, 2 — 4 ГБ или 4 мины.

 

Модификация проекта фирмы "Vosper". МТВ-41 — 48 чуть меньше остальных. Впоследствии мощность ЭУ увеличена до 3600 л.с., а скорость возросла до 36 узл. 12,7-мм пулеметы сняты и заменены на 1 — 3 20-мм "эрликона". Погибло 8 катеров.

 

Тип 72-футовый: МТВ-424 — 429. Спущены на воду в 1944 г., 6 единиц.

 

39/47 т; 21,8x5,5x1,2 м, 3 бенз., 3600 л.с., 39,5 узл. Эк. 17 чел., 2х 1 —457-мм, 1  х 1 — 57-мм, 2 — 20-мм.

 

По сравнению с предшествующим типом МТВ-41, менее похожи на проект "Vosper". Переданы Польше.

 

Тип 75-футовый: МТВ-47 и 48. Спущены на воду в 1940 г., 2 единицы.

 

35/40т; 22,9x5,1x1,2м, 3 бенз., 3600 л.с.,41 узл. Эк. 12чел., 1 х1 —20-мм, 1x2 — 12,7-мм, 2 ГБ, в противолодочном варианте — 12 ГБ или 4 мины.

 

Строились по заказу Польши как МТБ, конфискованы и пере­классифицированы сначала в MA/SB, затем в MGB. Позднее № 48 передан Польше.

 

Катера фирмы "Camper & Nicholson"

 

Тип 117-футовый: MGB-501. Спущен на воду в 1942 г., 1 единица.

 

Полное — 95 т, 33,5x5,9x1,2 м, 3 бенз., 3600 л.с., 30,3 узл. Эк. 21 чел., 2x1 — 533-мм ТА, 2 х 1 — 40-мм/40, 4 — 12,7-мм, 12 ГБ.

 

Опытный катер с круглоскулыми обводами. Погиб в 1942 г.

 

Тип 117-футовый: MGB-502, 503 и 509 (позднее 2002, 2003 и 2009). Спущены на воду в 1942 г., 3 единицы.

 

86,5/102,5 т, 35,7x5,8x1,3м, Здиз., 3000 л.с., 27,4 — 28 узл. Эк. 21 чел., 1x1 — 57-мм, 1x1 — 40-мм/40, 4 — 20-мм. На MGB-509 измененный состав вооружения: 2 х 1 — 57-мм, 2 — 20-мм, 4 — 12,7-мм, 2 ГБ.

 

Серия из 8 единиц строилась по заказу Турции, конфискованы Англией. 5 катеров перестроены в блокадопрорыватели для вывоза никелевой руды из портов Швеции. Плавали под торговым флагом. 1 катер погиб.

 

Тип 117-футовый: MTB/MGB-511 — 513 (позднее 2011 — 2013). Спущены на воду в 1944 г., 3 единицы.

 

93/113 т; 35,7x6,8x1,3 м, 3 бенз., 3600 л.с., 31 узл. Эк. 30 чел., 4 х 1 —457-мм ТА, 1 х 1 — 57-мм, 1 х 1 — 40-мм/40, 4 — 20-мм, 2 ГБ.

 

Тип 117-футовый: MTB/MGB-514 — 518 (позднее 2014 — 2018). Спущены на воду в 1944 г. 5 единиц.

 

93/113 т; 35,7x6,8x1,3 м, 3 бенз., 4050 л.с., 33 узл. Эк. 30 чел., 4x1— 457-мм ТА, I  х 1 — 114-мм/19, 1 х 1 -57-мм, 1 х 1 — 40-мм/40, 4 — 20-мм, 2 ГБ.

 

Корабли фирмы "Fairmile"

 

Тип 110-футовый "С": MGB-312 — 335. Спущены на воду в 1941 г., 24 единицы.

 

69/75 т; 33,5x5,3x1,7 м, 3 бенз., 2700 л.с., 27 узл. Эк. 16 чел., 2 х 1 — 40-мм/40, 4 — 12,7-мм, 4 ГБ.

 

Модификация типа 110-футовый "A" ML. Погибло 5 катеров.

 

Тип 115-футовый "D": MGB-601 — 663, МТВ-664 — 800, 5001 — 5003, 5005, 5007 — 5010, 5013, 5015 и 5020. Спущены на воду в 1942 — 1944 гг., 211 единиц.

 

66.jpg

 

90 (MGB), 102 (МТВ)/107 (MGB), 118 (МТБ) т; 35,1x6,5x1,4 — 1,5 м, 4 бенз., 4800 л.с., 29 узл. Эк. 14 —30 чел. Вооружение MGB: 1x1 — 40-мм/40, 2x1— 20-мм, 4 — 12,7-мм, 2 ГБ. Последние II  MGB достроены с 1 х 1 — 57-мм, 1x1— 40-мм/40, 4x1— 20-мм, 2 ГБ. Вооружение МТБ: 2 или 4x1 — 457-мм или 2 х 1 — 533-мм ТА, 2x1 — 57-мм (на части вместо 57-мм стоял 40-мм/40), 2 — 3x1 — 20-мм, 4 — 12,7-мм, 2 ГБ. Часть не имела ТА, но за счет этого могла нести 32 ГБ или 6 — 10 мин.

 

Из 5000-й серии по прямому назначению достроены только 11, остальные либо переданы ВВС для использования в качестве спасательных катеров, либо заказ на них был отменен. В 1944 г. на МТВ-5007 и 5008 одну из 57-мм заменили на 114-мм/19. Погибло 39 катеров.

 

Тип 115-футовый "F": MGB-2001. Спущен на воду в 1943 г., 1 единица.

 

80/97 т; 35,1x6,5x1,4 м, 4 бенз., 6600 л.с., 30 узл., 1 х 1 —57-мм, 1 х 1 —40-мм, 4 пул., 4 ГБ.

 

Опытный катер с увеличенной мощностью ЭУ, что, однако, не привело к заметному повышению скорости.

 

Тип 110-футовый “A”. ML-100 — 111. Спущен на воду в 1940г., 12 единиц.

 

67.jpg

 

Стандартное — 66т; 33,5x5,3x1,7 м, 3 бенз., 1680 л.с., 25 узл., 1 х 1 —47-мм, 12 ГБ или 6 — 9 мин.

 

Эти катера с деревянным корпусом имели слишком большой диаметр циркуляции и малую дальность плавания. Переоборудованы в МЗ в 1942 г. Тогда же добавлено 1 — 3 20-мм автомата. Погибло 4 катера.

 

Тип 112-футовый "В": ML-112 — 311, 336 — 491, 554 — 600, 801 — 933, 4001 — 4004 и 001 — 080. Спущен на воду в 1940 — 1944 гг., 520 единиц.

 

68.jpg

 

75,5/85,6 т; 34,8x5,6x1,5м, 2 бенз., 1120 л.с., 18узл., 1 (на некоторых — 2) х 1 — 47-мм или 57-мм и 1 х 1 — 40-мм/40 или 40-мм/56, 1—3x1 — 20-мм, 4 ГБ.

 

Удачные многоцелевые катера, использовавшиеся как ТЩ, МЗ и ко­рабли ПЛО. Корпус деревянный, круглоскулый. Кроме английского флота, входили в состав ВМС Канады (80 единиц), Индии (25), Новой Зеландии (12 единиц), Австралии (35), Южной Африки (16 единиц) и Франции (3 единицы). Еще 52 катера (в перечне не указаны) были достроены в качестве спасательных катеров. Канадские ML-001 — 080 позже переименовали в 050 — 129, что создало некоторую путаницу в нумерации, т.к. часть этих номеров уже была использована для обозначения катеров 1-й серии. В конце 1940 г. для отражения ожида­емой высадки герм, войск на Британские острова 60 катеров ранних серий получили на вооружение по 2 х 1 533-мм ТА, снятые с бывших американских ЭМ (см. ЭМ типа "Town"). В 1942 г. на многих установлен сдвоенный БМБ (т.н. орудие "Y") и число ГБ увеличено до 20. Могли при­нимать вместо ГБ 8 — 9 мин. Ряд катеров вместо комбинации из 57-, 47- и 40-мм пушек и автоматов вооружались 3x1 40-мм/40 "пом-пома-ми". Потери катеров этого типа составили 75 единиц.

 

* * *

 

Помимо перечисленных, фирмой "Vosper" построено несколько экспериментальных катеров: МТВ-102 (тип 68-футовый) в 1937 г., МТВ-103 (тип 70-футовый) в 1940 г., МТВ-379 (прототип 380-й серии типа 73-футовый) и MGB-510 (тип 100-футовый). По проекту фир­мы "White" построен в 1939 г. экспериментальный МТВ-101 на подводных крыльях, погибший в 1942 г. Еще 21 катер (проект фир­мы "Thornycroft") относился к типам от 40- до 60-футового. Часть из них строилась для Финляндии, Китая и Филиппин и была конфис­кована. Погибло 11.

По ленд-лизу от США получено:

тип "Elco" — 30 МТБ и 12 MGB, погибло 11 и 2 соответственно;

тип "Higgins" — 5 МТБ и 29 MGB;

тип "USN" — 5 МТБ;

тип "Vosper" 64 МТБ, погибло 6.

Еще 2 бывших французских катера, прибывших в Англию в 1940 г., переклассифицированы в MGB. Оба погибли.

 

Сторожевые катера (Адмиралтейский проект) HDML

 

Спущены на воду в 1940 — 1944 гг., 494 единицы.

 

69.jpg

 

44 —46/52 —54 т; 22x4,8x1,4м, 4 диз., 260 —330 л.с., 11 — 12узл. Эк. 10 чел., 1 х 1 — 40-мм/40 или 40-мм/56 или 57-мм, 1 — 2x1 — 20-мм, 8 ГБ.

 

Деревянные катера, обводы корпуса — круглоскулые. Для своих размеров отличались хорошей мореходностью. Для Индии построено 20 единиц, для Новой Зеландии — 16, для Австралии — 25, для Южной Африки — 12. Еще 26 передали Франции. Погибло 56 катеров.

 

Катера-тральщики (MMS)

 

Тип MMS-1. Спущены на воду в 1940 — 1944 гг,. 297 единиц.

 

255/295 т; 36,4x7,1x2,7 м, 1 диз., 375 — 500 л.с., 10 — 11 узл. Эк. 20 чел., 1 или 2 х1 — 20-мм или 2 — 12,7-мм.

 

Деревянный корпус. Удачный проект базового тральщика. Из общего числа 10 построены в Канаде и были именными, остальные — номерные. Заказ еще на 23 отменен. Индии переданы 5 единиц, Нидерландам — 5, СССР — 3, Франции — 7, Греции — 1, Бельгии — 9. Погибло 34 катера.

 

Тип MMS-1000. Спущены на воду в 1943 — 1945 гг.,

 

102 единицы. 360/430 т; 42,7x8,5x3,2 м, 1 диз., 500 л.с., 10 узл. Эк. 21 чел., 2 х 1 или 2 — 20-мм.

 

Увеличенная версия типа MMS-1.

 

Корпус деревянный. 16, постро­енных в Канаде, имели названия, остальные числились под номерами. Заказ на 10 единиц отменен. Нидерландам передано 9, СССР— 16, Норвегии — 2. Погиб 1 катер.

 

Тип MMS-119. Спущены на воду в 1942 г. 4 единицы.

 

Близок к типам MMS-1 и MMS-1000. Скорость 9 узл. По размерам занимал промежуточное положение между 255 и 360 т.

 

Тип YMS-2001.

 

Бывшие американские, поставлялись по ленд-лизу. 152 единицы. Греции передано 10. Погибло 8.