Другие боевые и вспомогательные корабли
Гидроавиатранспорты типа "Athene" — 2 единицы
"Athene" ГрД+ДжБр 12.1939 1.10.194010.1941 Искл. в 1946
"Engadine" Ден 16.3.194026.5.1941 11.1941 Искл. в 1946
10 890 ("Athene") и 10 650 ("Engadine") т; 148,6x19,2x6,1 — 6,2 м; 2 ПМ и 5 ПК, 8300 л.с., 17узл., 980 т нефти. Броня: погреба 37 — 51 мм; 1 х 1 — 120-мм/45, 1x1 — 102-мм/45, 4 х 1 — 40-мм/40, 7 — 10x1— 20-мм, 16 — 40 самолетов.
Заложены как транспорты, решение о переоборудовании в Гидроавиатранспорты принято, когда корпуса еще находились на стапелях. Планировалось, что в этом качестве корабли будут нести одну катапульту и до десяти гидросамолетов и использоваться для защиты транспортных коммуникаций. Уже в период достройки перепроектированы в авиатранспорты для перевозки колесных самолетов, поскольку потребность в таких кораблях оказалась выше. Могли принять до 40 истребителей "Харрикейн" с демонтированными плоскостями или 16 — 20 полностью собранных таких машин. Кроме того, от проекта гидроавиатранспорта у этих кораблей сохранилась возможность транспортировать 129 560 л авиабензина.
С конца 1942 до середины 1943 г. находились в подчинении флота США на Тихом океане.
Гидроавиатранспорт "Albatross" — 1 единица
"Albatross" Кок 5.5.1926 23.2.1928 1.1929 Искл. в 1946
4800/6350 т; 135,3x18,6/23,7x5,3 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 12 000 л.с., 21 узл., 942 т нефти. Эк. 450 чел. 4 х 1 — 120-мм/40, 4 х 1 — 40-мм/40,1 катапульта, 6 — 9 гидросамолетов.
Спроектирован в Австралии для своего флота, на момент вступления в строй — самый крупный корабль, построенный в доминионе. За основу взят существенно переработанный проект гидроавиатранспорта "Ark Royal" (см. ниже гидроавиатранспорт "Pegasus"). Одноярусный ангар расположен в нос от надстройки. Запас авиабензина — 37 732 л. В сентябре 1938 г. передан английскому флоту.
В декабре 1940 г. установлена новая катапульта. В 1943 г. переоборудован в плавмастерскую эскортных кораблей и ТЩ. Зенитное вооружение усилено — старые одноствольные "пом-помы" заменены на 2 х 4 40-мм "пом-пома" и 6 20-мм "эрликонов".
Поврежден 11.8.1944 торпедой, не ремонтировался и использовался как блокшив.
Гидроавиатранспорт "Pegasus" — 1 единица
"Pegasus" Блт 7.111913 5.9.1914 12.1914 Искл. в 1946
7450/свыше 8500 т; 111,5x15,5x5,4 м; 1 ПМ и 2 ПК, 3000 л.с., 11 узл., 500 т нефти. Эк. 180 чел. 4x1 — 76-мм, 1 катапульта, 5 гидросамолетов.
Заложен как торговое судно, куплен Адмиралтейством в мае 1914 г. и достроен как гидроавиатранспорт "Ark Royal". Стал первым английским специализированным авианесущим кораблем, однако слишком тихоходным для действия вместе с флотом. В период между войнами использовался в основном как ПБ. В 1934 г. переименован в "Pegasus". В 1938 г. получил новую катапульту. В 1940 г. оборудован для запуска истребителей "Харриер" с катапульты и в 1940 — 1941 гг. сопровождал конвои. С конца 1941 г. служил в качестве транспорта и УК.
Речные канонерские лодки
Типы "Scorpion" и "Dragonfly" — 5 единиц
1-я группа (тип "Scorpion", спущена на воду в 1937 г.): "Scorpion" (У, погибла 13.2.1942).
2-я группа (тип "Dragonfly", спущены на воду в 1938 — 7939 гг.): "Dragonfly" (Top, погибла 14.2.1942), "Grosshoper" (Top, погибла 14.2.1942), "Locust" (Яр) и "Mosquito" (Яр, погибла 1.6.1940).
1-я группа: 700/840 т; 63,6x10,6x1,8 м;2ТЗАи2ГЖ, 4500 л.с., 17узл.,136тнефти. Эк. 93 чел.
2-я группа: 625/715 т; 59,9x10,3x1,9 м; 2 ТЗА и 2 ПК, 3800 л.с., 17 узл., 90 т нефти. Эк. 74 чел.
Вооружение: "Scorpion", "Dragonfly" и "Grosshoper" — 2x1 — 102-мм/45,1x1— 87-мм гаубица, БС (20 ГБ) только на "Scorpion"; "Locust" и "Mosquito" — 2x1 — 102-мм/45, 1x4 — 40-мм/40.
Спроектированы для службы в устье Янцзы, за счет высокого борта и большой, по меркам речной КЛ, осадки обладали мореходностью, достаточной для действий в побережных водах. Уникальной особенностью "Scorpion" стало предусмотренное проектом противолодочное вооружение.
Серийные лодки (2-я группа) несколько меньше головной, но несли то же вооружение, за исключением ГБ. Заказ еще на одну КЛ отменен.
На Дальний Восток успели перейти 3 КЛ. "Locust" и "Mosquito", достроенные в 1940 г. по несколько измененному проекту, остались в европейских водах.
В 1943 г. на "Locust" дополнительно установили 3 х 1 20-мм автомата и БС для 20 ГБ.
"Scorpion" 13.2,1942 потоплена япон. ЭМ, на следующий день "Dragonfly" и "Grosshoper" уничтожены япон. авиацией. "Mosquito" потоплена герм, авиацией 1.6.1940 в Ла-Манше.
Тип "Aphis" — 8 единиц
"Aphis" (Э), "Cicala" (БК, погибла 21.12.1941), "Cockchafer" (БК), "Cricket" (БК, погибла 30.6.1941), "Gnat" (Лб, погибла 21.10.1941), "Ladybird" (Лб, погибла 12.5.1941), "Moth" (Санд, затоплена 12.12.1941) и "Scarab" (BC) — все спущены на воду в 1915 г.
625/около 750 т; 70,1/72,4x11x1,2 м; 2 ПМ и 2 ПК, 2000 л.с., 14 узл., 35 т угля + 65 т нефти. Эк. 55 чел. 2x1 — 152-мм/40, 1x1— 76-мм.
Созданы для борьбы с австро-венгерскими мониторами на Дунае. В период строительства в целях конспирации назывались "канонерские лодки для Китая". Ограничено мореходны. В строй 12 КЛ этого типа вступили в 1915 — 1916 гг. К началу Второй мировой войны сохранилось 10, но 2 из них ("Mantis" и "Tarantula") находились в плохом состоянии и в боевых действиях участия не принимали — первую исключили в 1940-м, а вторую с 1941 г. использовали как блокшив.
В 1940 г. КЛ, служившие на Средиземном море, довооружили одноствольными 40-мм "пом-помами", некоторые к тому же получили трофейные итальянские автоматы "Бреда" ("Cricket" — 2 х 1 и "Ladybird" — 1x1).
На Средиземном море погибли 3 КЛ: "Ladybird" и "Cricket" потоплены у Тобрука герм, авиацией 12.5.1941 и 30.6.1941 соответственно; "Gnat" — герм. ПЛ U-79 у Бардии 21.10.1941. Еще две КЛ погибли на Дальнем Востоке: "Cicala" потоплена япон. авиацией 21.12.1941 в Гонконге. Там же 12.12.1941 затоплена своим экипажем "Moth". Впоследствии японцы подняли последнюю, восстановили и ввели в состав императорского флота под названием "Suma".
Прочие типы — 7 единиц
Тип "Tern" (спущены на воду в 1927 — 1928 гг.): "Tern" (Яр, затоплена 19.12.1941) и "Seamew" (Яр).
Тип "Peterel" (спущены на воду в 1927 г.): "Peterel" (Яр, погибла 8.12.1941) и "Gannet" (Яр, передана Китаю в 1942).
Тип "Falcon" (спущена на воду в 1931 г.): "Falcon" (Яр, передана Китаю в 1942).
Тип "Sandpiper" (спущена на воду в 1934 г.): "Sandpiper" (Top, передана Китаю в 1942).
Тип "Robin" (спущена на воду в 1934 г.): "Robin" (Яр, затоплена 25.12.1941).
Тип "Tern": 262/330 т; 51,2x8,2x1,3 м; 2 ТЗА и 2 ПК, 1370 л.с., 14 узл., 60 т нефти; 2x1 — 76-мм.
Тип "Peterel": 310/400 т; 56,4x8,8x1,3 м; 2 ТЗА и 2 ПК, 2250 л.с., 16 узл., 78 т нефти; 2 х 1 — 76-мм.
Тип "Falcon": 372/470 т; 45,7x8,8x1,8 м; 2 ТЗА и 2 ПК, 2250 л.с., 15 узл., 89 т нефти; 2x1 — 57-мм, 1x1 — 87-мм гаубица.
Тип "Sandpiper": 185/215 т; 51x9,4x0,6 м; 2 ПМ и 1 ПК, 600 л.с., 11,3 узл., 26 т нефти; 1 х 1 — 57-мм, 1 х 1 — 87-мм гаубица.
Тип "Robin": 226/275 т; 47,6x8,1x1,1 м; 2 ПМ и 1 ПК, 800 л.с., 12,8 узл., 41 т нефти; 1x1 — 57-мм, 1x1 — 87-мм гаубица.
Все 7 малых КЛ спроектированы для службы на китайских реках и представляли собой дальнейшее развитие типа "Fly" водоизмещением 98 т времен Первой мировой войны. "Sandpiper" и "Robin" спроектированы для действий на мелководье и имели очень маленькую осадку.
"Peterel" погибла в Шанхае 8.12.1941, "Tern" и "Robin" затоплены в Гонконге 19 и 25.12.1941; "Gannet", "Falcon" и "Sandpiper" переданы Китаю в 1942 г. и переименованы в "Ying Shan", "Lung Huan" и "Ying Мао" соответственно.
Быстроходные канонерские лодки типа "Grey" (SGB) — 7 единиц
SGB-3 (Яр), SGB-4 (У), SGB-5 (ХЛ), SGB-6 (Яр), SGB-7 (ХЛ, погибла 19.6.1942), SGB-8 (Ден) и SGB-9 (Ден) — спущены на воду в 1941 — 1942 гг.
175/255 т; 44,4x7,1x1,7 м; 2 ТЗА и 1 ПК, 7200 — 8000 л.с., 34 узл., 50 т нефти. Эк. 27 чел., 2 х 1 — 40-мм/40, 2x2 — 12,7-мм, 2x1— 533-мм ТА.
Стальные круглоскулые КЛ (фактически ТКА), спроектированы специально для борьбы с герм. ТКА в Ла-Манше. Поскольку в Англии не имелось дизелей с достаточно большой удельной мощностью, пришлось применить паротурбинную установку. Предполагалось построить 60 единиц, однако заказали только 9, а построили 7 (заказ на 2 отменили).
В 1942 — 1943 гг. прошли модернизацию, в ходе которой борта в районе МО и КО обшили броневыми листами толщиной 19 мм и значительно усилили вооружение — добавлены 1 х 1 76-мм пушка, 1 х 1 40-мм "пом-пом" (на части) и 2 — 3 20-мм "эрликона". Экипаж увеличился до 34 чел. Стандартное водоизмещение достигло 205 т, скорость уменьшилась до 30 узл. В конце 1943 г. на части КЛ сняли все 40-мм автоматы и 12,7-мм пулеметы, установив вместо них 2 х 1 57-мм противокатерных пушки "Гочкиса" и доведя число "эрликонов" до семи. Все КЛ получили оборудование для приема 8 — 10 мин заграждения и 2 ГБ. Во второй половине 1944 г. вновь прошли модернизацию, на сей раз для использования в роли быстроходных ТЩ, оставив из вооружения лишь 4 "эрликона". Никакого специального трального оборудования не имели — за счет большой скорости хода SGB успевали отойти на безопасное расстояние от взорвавшейся донной мины, а якорные им были не страшны благодаря малой осадке.
SGB-7 погибла 19.6.1942 в Ла-Манше. В 1943 г. оставшиеся переименованы в "Grey Seal" (SGB-3), "Grey Fox" (SGB-4), "Grey Owl" (SGB-5), "Grey Shark" (SGB-6), "Grey Wolf (SGB-8) и "Grey Goose" (SGB-9).
Минные заградители
МЗ типа "Plover" — 1 единица
"Plover" (Ден, 1937)
805/1020 т, 59,5x11,4x3,1 м; 2 ПМ, 2 ПК, 1400 п.с., 14,8 узл., 116 т нефти. Эк. 69 чел. 2 пул., 80 мин.
В начале войны установлена 1x1 — 76-мм ЗУ, в 1942 г. добавлен 1 20-мм "Эрликон, число принимаемых мин увеличено до 100. За годы войны выставил 15 000 мин.
МЗ типа "Linnet" — 3 единицы
"Linnet" (Ард, 1938), "Redstart" (ХнР, 1938 — затоплен 19.12.1941) и "Ringdove" (ХнР, 1938).
Стандартное — 498 т, 49,9x8,3x2,4 м; 10 узл. Эк. 32 чел. 4 пул., 10 мин.
Проект разработан на базе траулера. "Redstart" затоплен в Гонконге 19.12.1941. На остальных в 1942 г. установлен 1 автомат "Эрликон".
МЗ типа "Miner" — 8 единиц
"Miner I" — "Miner VIII" (все — Флп, спущены на воду в 1939 — 1943)
300/346 т, 37,3x8,1x2,4 м; 2 диз., 360 л.с., 10 узл. Эк. 32 чел. 2 пул., 10 мин.
Еще один корабль этого типа уничтожен на стапеле в Сингапуре в феврале 1942 г. До 1942 г. "Miner I" — "Miner VI" назывались М-1 — М-6 соответственно. На всех в 1942 г. установлен 1 автомат "Эрликон".
МЗ типа "Bird" — 2 единицы
"Blackbird" и "Dabchik" (оба — КУГ, спущены на воду в 1942 — 1943)
545/770 т; 50,0x8,4x3,2 м; 1 ПМ и 1 ПК, 850 л.с., 12 узл., 183 т угля. Эк. 35 чел 1x1 — 76-мм/40 и 3 X 1 — 20-мм, мины. Минные заградители в корпусах траулеров типа "Isles".
МЗ типа "Corncrake" — 2 единицы
"Corncrake" (Кох, 1942 — погиб 25.1.1943) и "Redshank" (Кох, 1942)
590/830 т; 49,2x7,7x4 м; 1 ПМ, 1 ПК, 700 л.с., 11 узл.; 197 т угля. Эк. 35 чел. 1x1 — 102-мм, 3 X 1 — 20-мм, 12 мин.
Минные заградители в корпусах траулеров типа "Fish". "Corncrake" погиб в Атлантике во время шторма 25.1.1943.
Помимо кораблей специальной постройки, в начале войны Адмиралтейство конфисковало 11 грузовых и пассажирских судов средних размеров для переоборудования в МЗ. Наибольшим из них был "Southeren Prince" (10 917 брт), наименьшим "Princess Victoria" (2197 брт), скорость хода колебалась от 11 до 19 узл., миновместимость от 270 до 562 мин.
Вспомогательные крейсера
Английские: "Alaunia" (1925, 14 030 брт, 15 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, 2 х 1 —40-мм/40, переоборудован в плавмастерскую в 1944), "Alcantara" (1926, 22 209 брт, 19 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, переоборудован в ВТР в 1943), "Andania" (1921, 13 950 брт, 15 узл., 8x1 — 152-мм, 2 х 1 — 76-мм, погиб 15.6.1940), "Anterior" (1925, 11 174 брт, 15 узл., 6x1— 152-мм, 2x1— 76-мм, переоборудован в ВТР в 1942), "Arawa" (1922, 14 462 брт, 15 узл., 7x1 — 152-мм, 2x1— 76-мм, переоборудован в ВТР в 1941), "Ascania" (1925, 14 013 брт, 15 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, переоборудован в ВТР в 1942), "Asturias" (1925, 22 048 брт, 19 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, поврежден в апреле 1944 и не восстанавливался), "Aurania" (1924, 13 984 брт, 15 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, переоборудован в плавмастерскую в 1942), "Ausonia" (1921, 13 912 брт, 15 узл., 8x1— 152-мм, 2x1— 76-мм, переоборудован в ВТР в 1942), "Bulolo" (1938, 6500 брт, 15 узл., 7x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, переоборудован в КНА в 1942), "California" (1923, 16 792 брт, 16 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, переоборудован в ВТР в 1942), "Canton" (1938, 15 700 брт, 19 узл., 8х 1 —152-мм, 2х 1 —76-мм, 2х 1 — 40-мм/40, переоборудован в ВТР в 1944), "Carinthia'1 (1925, 20 277 брт, 16,2 узл., 8 х 1 — 152-мм, 2x1— 76-мм, погиб 7.6.1940), "Carnarvon Castle" (1926, 20 063 брт, 18 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, переоборудован в ВТР в 1944), "Carthage" (1931,14 182 брт, 18 узл., 8х 1 — 152-мм, 2 х 1 —76-мм, переоборудован в ВТР в 1943), "Cathay" (1925, 15225 брт, 16 узл., 8 х 1 — 152-мм, 2 х 1 —76-мм, 2х 1 — 40-мм/40, переоборудован в ВТР в 1942), "Cheshire" (1927, 10 520 брт, 15 узл., 6 х 1 — 152-мм, 2 х 1 — 76-мм, переоборудован в ВТР в 1943), "Chitral" (1925, 25 346 брт, 16 узл., 7x1 — 152-мм, 3x1 — 102-мм, переоборудован в ВТР в 1944), "Cilicia" (1938, 11 137 брт, 16,5 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1— 76-мм, 2 х 1 — 40-мм/40, переоборудован в ВТР в 1944), "Circassia"(1937, 11 137 брт, 16,5 узл., 8x1 —152-мм, 2x1 —76-мм, переоборудован в ВТР в 1942), "Comorin" (1924, 15241 брт, 16 узл., 8х 1 —152-мм, 2x1 —76-мм, погиб6.4.1941), "Corfu" (1931, 14 170 брт, 17узл., 8х 1 — 152-мм, 2 х 1 —76-мм, переоборудован в ВТР в 1944), "Derbyshire" (1935, 11 650 брт, 16 узл., 6x1 — 152-мм, 2x1— 76-мм, переоборудован в ВТР в 1942), "Dunnottar Castle" (1936, 15 007 брт, 16 узл., 7 х 1 — 152-мм, 2 х 1 — 76-мм, 2x1— 40-мм/40, переоборудован в ВТР в 1942), "Dunvegan Castle" (1936, 15 007 брт, 16 узл., 7x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, погиб 28.8.1940), "Esperance Bay" (1922, 14 204 брт, 15 узл., 7x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, переоборудован в ВТР в 1941), "Forfar" (бывш. "Montrose", 1920, 16 402 брт, 16 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1 —76-мм, погиб 2.12.1940), "Hector" (1924, 11 198 брт, 15 узл., 6x1 — 152-мм, 2 х 1 —76-мм, погиб5.4.1940), "Jervis Bay" (1922, 14 164 брт, 15узл., 7x1 — 152-мм, 2x1 —76-мм, погиб 5.11.1940), "Laconia" (1922, 19695 брт, 16,5 узл., 8x1 — 152-мм, 2х 1 —76-мм, переоборудован в ВТР в 1941), "Laurentic" (1927, 18724 брт, 16,5 узл., 7x1— 140-мм, 3x1 — 102-мм, погиб 4.11.1940), "Letitia" (1925, 13 475 брт, 15 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, переоборудован в ВТР в 1941), "Maloja" (1923, 20 914 брт, 16 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1— 76-мм, переоборудован в ВТР в 1941), "Montclare" (1922, 16 314 брт, 17 узл., 7x1 — 140-мм, 3x1 — 102-мм, переоборудован в ПБ в 1942), "Mooltan" (1923, 20 952 брт, 17 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1— 76-мм, переоборудован в ВТР в 1941), "Moreton Bay" (1921, 14 193 брт, 15 узл., 7x1— 152-мм, 2x1— 76-мм, переоборудован в ВТР в 1941), "Patroclus" (1923, 11 314 брт, 15узл.,6х 1 —152-мм, 2 х 1 —76-мм, погиб 4.11.1940), "Pretoria Castle" (1938,17 160 брт, 19,5 узл., 8 х 1 — 152-мм, 2х 1 —76-мм, переоборудован в эскортный авианосец в 1942), "Queen of Bermuda" (1933, 22 575 брт, 20 узл., 7x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, 2 х 1 —40-мм/40, переоборудован в ВТР в 1943), "Rajputana" (1925, 16 644 брт, 17 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1 —76-мм, погиб 13.4.1941), "Ranchi" (1925, 16 738 брт, 18 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, переоборудован в ВТР в 1943), "Ranpura" (1925, 16 688 брт, 17 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, переоборудован в плавмастерскую в 1944), "Rawalpindi" (1925, 16 697 брт, 17 узл., 8x1— 152-мм, погиб 23.11.1939), "Salopian" (бывш. "Shropshire", 1926, 10 515 брт, 15 узл., 6х 1 — 152-мм, 2 х 1 —76-мм, погиб 13.5.1941), "Scotstoun" (бывш. "Caledonia", 1925, 17 046 брт, 16 узл., 8x1 — 152-мм, 2 х 1 —76-мм, погиб 13.6.1940), "Transylvania" (1925, 16 923 брт, 16узл.,8х1 —152-мм, 2x1 —76-мм, погиб 10.8.1940), "Voltaire" (1923, 13 245 брт, 14,5 узл., 8x1 — 152-мм, погиб4.4.1941), "Wolfe" (бывш. "Montcalm", 1921, 16418 брт, 16,5 узл., 7x1 — 152-мм, 2 х 1 — 76-мм, переоборудован в ПБ в 1941) и "Worcestershire" (1931, 11 402 брт, 15 узл., 6x1 — 152-мм, 2 х 1 — 76-мм, 2 х 1 —40-мм/40, переоборудован в ВТР в 1943)
Австралийские: "Kanimbla" (1936, 10 985 брт, 16,5 узл., 7x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, переоборудован в ДК LSI(L) в 1943), "Мапоога" (1935, 10 856 брт, 16 узл., 7 х 1 — 152-мм, 2x1— 76-мм, переоборудован в ДК LSI(L) в 1942) и "Westralia" (1929, 8108 брт, 15,5 узл., 7x1— 152-мм, 2 х 1 — 76-мм, переоборудован в ДК LSI(L) в 1943).
Новозеландские: "Minowai" (1924, 10 852 брт, 19 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, переоборудован в ВТР в 1943).
Канадские: "Prince David" (Кмл, 1930, переоборудован в ДК LSI(M) в 1943), "Prince Henry" (Кмл, 1930, переоборудован в ДК LSI(M) в 1943) и "Prince Robert" (Кмл, 1930, переоборудован в корабль ПВО в 1943).
С началом войны Адмиралтейство конфисковало более 50 пассажирских и грузопассажирских лайнеров средних размеров для использования в качестве вспомогательных крейсеров для патрульной и эскортной службы. Большинство вступило в строй после непродолжительного переоборудования и вооружения в конце 1939 — начале 1940 г. Для повышения живучести межпалубное пространство заполнялось пустыми бочками. Эффективность подобной меры иллюстрирует тот факт, что для потопления "Forfar", "Salopian" и "Patroclus" понадобилось 5, 6 и 7 торпед соответственно.
В 1941 — 1943 гг. "Alcantara", "Asturias", "Canton", "Pretoria Castle", "Queen of Bermuda", "Cilicia" и "Corfu" оснастили катапультой и 1 — 2 гидросамолетами.
В 1939 — 1941 гг. вспомогательные крейсера понесли очень тяжелые потери — 15 единиц, после чего в Адмиралтействе пришли к выводу об ошибочности использования столь крупных кораблей в качестве вспомогательных крейсеров, поскольку в роли войсковых транспортов они могли принести гораздо большую пользу (интересно, что менее чем через год после начала войны у командования германским подводным флотом сложилось похожее мнение в отношении ценности английских вспомогательных крейсеров как обьектов атаки — с середины 1940 г. войсковые транспорты рассматривались германскими подводниками как более важная цель). С 1941 г. начался постепенный вывод бывших лайнеров из класса вспомогательных крейсеров. Этот процесс в основном закончился в 1943 г., хотя ряд кораблей продолжал числиться вспомогательными крейсерами, но использовались они уже совсем по другому назначению.
Подводными лодками потоплены: "Carinthia" — 7.6.1940 (герм. ПЛ U-46); "Scotstoun" — 13.6.1940; "Andania" — 15.6.1940; "Transylvania" — 10.8.1940 (герм. ПЛ U-56); "Dunvegan Castle" — 28.8.1940 (герм. ПЛ U-46); "Patroclus" и "Laurentic" — 4.11.1940 (герм. ПЛ U-99); "Forfar" — 2.12.1940; "Rajputana" — 13.4.1941; "Salopian"—13.5.1941.
Надводными кораблями уничтожены "Rawalpindi" — 23.11.1939 герм. ЛК "Schanhorst"; "Jervis Bay" — 5.11.1940 герм. KPT "Admiral Scheer"; "Voltaire" — 4.4.1941 герм, вспомогательным крейсером "Thor".
"Hector" потоплен герм, авиацией 5.4.1940. На "Comorin" 6.4.1941 произошел сильный пожар и он затоплен экипажем. Кроме того, "Asturias" поврежден в апреле 1944 г. и не восстанавливался.
“Prince David” — 3 единицы
5579/6893 т; 111,6/117,3x17,4x5 м; 2 ТЗА, , ПК, 19 300 л.с., 22,3 узл., 1470 т нефти, 3500 (20) миль. Эк. 241 чел. 4x1 — 152-мм/45, 2x1 — 76-мм, 2 БС.
Несколько особняком среди вспомогательных крейсеров стоят три канадских типа "Prince". Перестроены из небольших пассажирских судов, принадлежавших канадской железной дороге. Объем работ значительно больше, чем на других кораблях данного класса. В результате они вошли в строй позже всех, в середине 1940 г. "Канадцы" стали единственными, на которых артиллерия ГК располагалась линейно-возвышенно, а не побортно. Внешне напоминали военный корабль, однако при перестройке ничего не было сделано для повышения их живучести. Появление столь странных кораблей можно объяснить только желанием канадских адмиралов заполучить в состав своего флота "большие" корабли, и в этом они преуспели — до передачи Канаде в конце войны эскортных авианосцев и настоящих крейсеров корабли типа "Prince" оставались самыми крупными единицами ее флота.
В 1942 г. зенитное вооружение усилено 10 20-мм "эрликонами".
* * *
Помимо лайнеров, ставших вспомогательными крейсерами, Адмиралтейством использовалось множество меньших по размерам торговых судов для патрульной и досмотровой служб в Северной Атлантике. Самыми большими из них были 16 океанских досмотровых судов (OBV — ocean boarding vessels) водоизмещением от 3 до 8 тыс. брт, скоростью хода 13,5 — 17 узл. и вооруженных двумя 152-мм орудиями. Рангом ниже числились вооруженные досмотровые суда (ABV — armed boarding vessels), основная часть которых несла по 2 102-мм орудия. Разница в водоизмещении в этом случае оказалась еще значительнее: от 13 241 брт у "Vandyck" до 757 брт "Fratton". Из 28 досмотровых судов погибло 13.
В качестве вспомогательных патрульных судов использовались небольшие пассажирские суда и буксиры — всего 91 единица.
Вспомогательные корабли ПВО
"Alybank" (1925, 5151 брт, 12 узл., 4x2 — 102-мм/45, 2 х 4 — 40-мм/40, затоплен 9.6.1944), "Foylebank" (1930, 5582 брт, 12 узл., 4x2 — 102-мм/45, 2 х 4 — 40-мм/40, погиб 4.7.1940), "Palomares" (1937, 1896 брт, 16 узл., 3x2 — 102-мм/45, 2x4 — 40-мм/40, переоборудован в КНА в 1943), "Pozarica" (1937, 1893 брт, 16 узл., 3x2 — 102-мм/45, 2x4 — 40-мм/40, погиб 13.2.1943), "Prince Robert" (бывший вспомогательный крейсер, 5x2 — 102-мм/45, 2 х4 — 40-мм/40, 4х 1 — 40-мм/56 и 9 —20-мм, искл. в 1948), "Springbank" (1926, 5155 брт, 12 узл., 4x2 — 102-мм/45, 2x4 — 40-мм/40, погиб 27.9.1941), "Tynwald" (1936, 2376 брт, 21 узл., 3 х 2 —102-мм/45, 2 х4 —40-мм/40, погиб 12.11.1942) и "Ulster Queen" (1929, 3791 брт, 18 узл., 3x2 — 102-мм/45, 2 х 4 — 40-мм/40, переоборудован в КНА в 1943)
Суда с сильным зенитным вооружением, не уступающим вооружению КРЛ ПВО типа "С". Предназначались для конвойной службы в районах с повышенной угрозой налетов вражеской авиации. Все вступили в строй после переоборудования в 1940 — 1941 гг., за исключением "Prince Robert" — в 1943 г.
"Springbank" в марте 1941 г. оснащен поперечной катапультой и истребителем "Фулмар". В 1942 — 1943 гг. "Palomares", "Pozarica" и "Ulster Queen" получили дополнительно 6 20-мм "эрликонов".
"Springbank" потоплен герм. ПЛ; "Tynwald" — или потоплен итал. ПЛ, или подорвался на мине; "Foylebank" — герм, авиацией; "Pozarica" поврежден авиаторпедой 29.1.1943, затонул при проведении спасательных работ.