Амфибийные корабли
Пехотно-десантные транспорты (LSI)
Для перевозки войск от порта погрузки к месту десантирования в английском флоте использовались переоборудованные торговые суда, в зависимости от размеров подразделявшиеся на большие — LSI(L), средние — LSI(M) и малые — LSI(S). Для высадки войск на побережье они несли от 6 до 24 ДКА класса LCA, спускаемых на воду с помощью самовываливающихся (гравитационных) шлюпбалок. Часть малых пехотно-десантных транспортов оборудовалась вместо самовываливающихся обычными поворотными шлюпбалками и выделялась в самостоятельную подгруппу LSI(H).
Большие LSI(L) — 24 единицы
"Ard Patrick" (7526 брт, 14 узл., 1x1 — 120-мм, 1x1— 76-мм, десант; 18 LCA, 2 LCP(R), 800 чел.), "El Hind" (5319 брт, 14 узл., 1x1— 120-мм, десант; ? LCA), "Glenearn", "Glengyle" и "Glenroy" (9784 — 9919 брт, 18 узл., 3 х 2 — 102-мм, 24 LCA/LCS(M), десант: 3 LCM, 708 — 1098 чел.), "Kanimbla" (10 985 брт, 16,5 узл., 1 х 1 — 102-мм, 2x1 — 76-мм, десант: 10 LCA, 1381 чел.), "Karanja" и "Keren" (9890 брт, 17 узл., 1x1 — 152-мм, 1 х 1 — 76-мм, десант: 9 LCP(L) или LCA, 2 LCS(M), 2 LCM, 1500 чел.), "Manoora" (10 856 брт, 16 узл., 2x1— 102-мм, 2x1 — 76-мм, десант: 8 LCA, 4 LCM(1), 1228 чел.), "Persimmon" (8244 брт, 14 узл., 1 х1 —102-мм, 1 х1—76-мм, десант: 18LCA, 1 LCM, 1631 чел.), "Westralia" (8108 брт, 15,5 узл., 3x1 — 102-мм, десант: ? LCA, 933 чел.). "Cicero", "Danovan", "Galteemore", "Ormonde", "Rocksand", "Sainfoin", "Sansovino", "Sefton", "Silvio", "Sir Hugo", "Sir Visto", "Empire Broadsword" и "Empire Javelin" (6711 —7080 брт, 14 узл., 1 х 1 — 102-мм, 1 х 1 — 76-мм, десант: 18 LCA, 2 LCV(P), 1 LCS(M)/LCM, 898 —1458 чел.).
В эту группу входили 11 больших пассажирских и грузо-пассажирских лайнеров, переоборудованных на английских верфях в 1941 — 1943 гг. Еще 13 единиц были построены в США в корпусах стандартных транспортов типа C1-S-AY1 и переданы Англии по ленд-лизу. Первоначально они плавали под торговым флагом и формально переданы флоту только в 1944 г.
Наиболее совершенными были 3 транспорта типа "Glen", оснащенные шлюпбалками, несущими одновременно не один, а три ДКА.
Погибли: "Karanja" — 12.11.1942, "El Hind" — 14.4.1944, "Empire Broadsword" — 2.7.1944 и "Empire Javelin" — погиб 28.12.1944.
Помимо вошедших в состав ВМФ, в качестве LSI(L) в период с 1942 по 1944 г. использовались еще 45 плававших под торговым флагом пассажирских лайнеров водоизмещением от 5415 до 35 739 брт ("Mauretania").
Средние LSI(M) и малые LSI(S), LSI(H) — 21 единица
LSI (Mj: "Prince David" и "Prince Henry" (6890 брт, 22,5 узл., 2 х 2 — 102-мм, десант: 2 LCM(1) или (3), 1 LCS(M), 5 LCP(L) или LCA, 444 чел.); "Princess Beatrix" и "Queen Emma" (4136 брт, 23 узл., 2x1— 76-мм, десант: 2 LCM(1) или (3), 6 LCS(M)/LCA, 372 чел.). LSI (S): "Prince Charles", "Prince Leopold", "Prinsess Astrid" и "Prinsess Josephine Charlotte" (2950 брт, 24 узл., 2x1— 76-мм, десант: 8 LCP(L)/ LCS(M)/LCA, 250 чел.); "Prince Baudoin" (3219 брт, 23 узл., 2x1 — 76-мм, десант: 8 LCA, 196 чел.); "Prins Albert" и "Prince Phillipe" (2938 брт, 23 узл., 2x1— 76-мм, десант: 8 LCA, 196 — 250 чел.). LSI(H): "Lairds Isle" (1929 брт, 22 узл., десант: 6 LCA, 180 чел.); "St.Helier" (1952 брт, 18 узл., десант: 6 LCA, 180 чел.); "Isle of Thenet" (2701 брт, 23,5 узл., 1x1— 76-мм, десант: 6 LCA, 180 чел.); "Brigadier" (2294 брт, 21 узл., 1x1— 76-мм, десант: 6 LCA, 180 чел.); "Ulster Monarch" (3791 брт, 18 узл., 1x1— 76-мм, десант: 6 LCA, 580 чел.); "Isle of Guernsey" (2143 брт, 19,5 узл., десант: 6 LCA, 180 чел.); "Duke of Wellington" (3743 брт, 21 узл., 1x1— 76-мм, десант: 10 LCA, 250 чел.); "Royal Scotsman" и "Royal Ulsterman" (3250 брт, 16 узл., 1x1— 76-мм, десант: 6 LCA, 485 чел.) и "Invicta" (4178 брт, 22 узл., 1x1— 76-мм, десант: 6 LCA, 250 чел.).
В средние и малые пехотно-десантные транспорты в 1941 — 1944 гг. в Англии было переоборудовано 21 пассажирское судно небольших размеров, в основном быстроходных паромов, в мирное время служивших в Ла-Манше.
Погибли: "Prince Phillipe" — 15.7.1941, "Prince Leopold" — 29.7.1944.
Кроме перечисленных, в 1942 — 1943 гг. в качестве LSI(S) и LSI(H) использовались 13 судов водоизмещением от 1641 до 4220 брт.
Носители высадочных средств (LSC)
LSS: "Daffodil" и "Princess Iris" (2678 брт, 11,5 узл., десант: 13 LCM(1) или 9 LCM(3), 50 7,5 т грузовиков, 105 чел.).
LSG: "Derwentdale", "Dewdale" и "Ennerdale" (полное —16 750 —16 798 т, 11 — 11,7 узл., 1 х 1 — 120-мм, десант: 15 LCM(1), 257 —268 чел.).
LSD: "Eastway", "Highway", "Northway" и "Oceanway" (4270/7930 т, 16 узл., 1x1— 76-мм, десант: 2 LCT(3) или (4) или 3 LCT(5) или 36 LCM(3), 263 чел.).
LSC: "Empire Charmain" и "Empire Elaine" (7512 брт, 11,5 узл., 1x1 — 102-мм, десант: 21 LCM(1), 295 чел.).
Транспорты для доставки к месту высадки ДКА класса LCM. Подразделялись на LSS, LSG, LSD и LSC. LSS переоборудовались из железнодорожных паромов. ДКА размещались на трех путях, центральный из которых заканчивался в корме наклонным спуском до водной поверхности. LSG, заложенные как танкеры и достроенные в качестве носителей высадочных средств, оборудовались двумя портальными кранами (в нос и корму от центральной надстройки) для спуска на воду ДКА. LSD были получены от США по ленд-лизу и оборудовались доковой камерой в кормовой части корпуса. При заполнении ее водой и происходил выход ДКА. LSC несли ДКА на верхней палубе, спуск на воду проводился деррик-краном. "Daffodil" погиб 18.3.1945.
Большие танкодесантные корабли
Первые танкодесантные корабли появились в Англии в 1941 г., когда 3 танкера с малой осадкой были переоборудованы в 1ST. В 1942 г. в строй вошли корабли специальной постройки типа LST(1), которые, однако, не подходили для серийного производства из-за недостаточной технологичности, высокой стоимости и слишком большой осадки, затрудняющей подход к берегу. В серию пошел разработанный в США и поставляемый по ленд-лизу меньший по размерам, но не уступающий по вместимости тип LST(2). Из общего числа 1152 заказанных единиц более ста поставили Англии. Последняя создала свою версию такого корабля, однако применение более тяжелой ПМ и клепки вместо сварки привело к тому, что английский вариант уступал американскому по всем параметрам, кроме скорости хода.
Тип LST — 3 единицы
"Bachaquero", "Misoa" и "Tasajera". Спущены на воду в 1937 — 1938 гг. Переоборудованы в 1941 г.
"Bachaquero" и "Misoa": 4800 — 4890 брт; 116,6x19,5x1,2 (нос)/4,6 (корма) м; 2 ПМ, 3000 л.с., 12 узл. Эк. 98 чел.
"Tasajera": 3952 брт; 110,6x18,4x1,2 (нос)/4,6 (корма) м; 2 ПМ, 1800 л.с., 10,5 узл. Эк. 98 чел.
На всех: 2x1 — 102-мм мортиры, 4x1 — 40-мм/40, 6x1 — 20-мм, десант: 2LCM(1), 22 —25-тили 18 — 30-т танков, 217 чел.
Тип LST(1) — 3 единицы
"Boxer", "Bruizer" и "Thruster". Спущены на воду в 1942 г.
3616/5970 т; 118,9x14,9x1,6 (нос)/4,6 (корма) м; 2 ТЗА, 2 ПК, 7000 л.с., 17 узл. Эк. 169 чел. 2x1 — 102-мм мортиры, 4x1 — 40-мм/40, 8x1 — 20-мм, десант: 2 LCM(1), 22 —25-т или 18 — 30-т танков, 217 чел.
Тип LST(2) — 115 единиц
№2 — 5, 8 —13, 62 — 65, 76, 77, 79, 80,157,159 — 165,173,178,180, 198 — 200, 214 — 217, 280, 289, 301 — 305, 307 — 309, 311, 315, 319 — 324, 326, 331, 336, 337, 346, 347, 351, 352, 358, 360 — 369, 371, 373, 380 — 383, 385, 386, 394, 401 — 430, 538 и 1021. Спущены на воду в 1942 — 1945гг.
1625 —1652/4080 т; 100x15,2x1,2 (нос)/3 (корма) м; 2 диз., 1800 л.с., 12 узл. Эк. 86 чел. 1 х1 —76-мм, 6x1 —20-мм, десант: 1 LCM(1), 18 — 30-т танков, 177 чел.
Погибло 14 единиц: в 1943 г. — №79, 414 и 429; в 1944 г. — №216, 305, 362, 407, 411, 418, 420 и 422; в 1945 г. — №80, 178 и 364.
Тип LST(3) — 62 единицы
№3001—3003, 3006 — 3017, 3019 — 3022, 3024 — 3029, 3031, 3035 — 3038, 3040 — 3045, 3501 — 3520, 3522 — 3525, 3532, 3534. Спущены на воду в 1944 — 1945 гг.
2300/4980 т; 105,9x16,8x1,3 (нос)/3,6 (корма) м; 2 ПМ, 2 ПК, 5500 л.с., 13,5 узл. Эк. 104 чел. 2 х 2 — 40-мм/56 и 6 — 20-мм или 10 — 20-мм, десант: 1 LCM(5) или 7 LCM(7), 15 — 40-т танков, 168 чел.
Корабли 3000-й серии строились в Англии, а 3500-й — в Канаде. Потерь не имели.
Средние танкодесантные корабли
Тип LCT(1) — 30 единиц
226/372 т; 46,3x8,8x1,3 м; 2 бенз., 840 л.с., 10 узл. Эк. 12 чел. 2x1— 40-мм/40, 2x1 — 20-мм, десант: 3 — 40-т или 6 — 20-т танков.
Спущены на воду в 1940 — 1941 гг. Корпус мог разбираться на 4 части для транспортировки на большие расстояния. 14 погибло в 1942 г., 1 — в 1943 г.
Тип LCT(2) — 73 единицы
296/453 т; 48,7x9,5x1,6м; 3 бенз., 1050 л.с., 11 узл. или 2 диз., 860 л.с., 9 узл. или 3 диз., 1500 л.с., 11 узл., Эк. 12 чел. 2х 1 —40-мм/40, 2х 1 —20-мм, десант: 3 — 40-т или 7 — 20-т танков.
Спущены на воду в 1941 — 1943 гг. Увеличенная версия кораблей типа LCT(1). В 1941 г. погибло 6, в 1942 г. — 9, в 1943 г. — 3, в 1944 г. — 1.
Некоторые оборудовались 132 х 6 127-мм пусковыми установками неуправляемых ракет и применялись как корабли огневой поддержки (в названии это обозначалось дополнительной буквой R). Две единицы с трехдизель-ной ЗУ в 1942 г. переоборудовали в зенитные корабли LCF(2). Их вооружение различалось: на первом — 2x2 102-мм/45 и 3 20-мм, на втором — 8x1 40-мм/40 и 4 20-мм. Экипаж возрос до 81 чел. Погибли в 1942 г. и 1944 г.
Тип LCT(3) — 350 единиц
350/625 — 640 т; 58,5x9,5x1,7м; 2 бенз., 1000 л.с., 10,9 узл. или 2 диз., 1000 л.с., 10,5 узл., Эк. 12 чел. 2x1 — 40-мм/40, 2х 1 —20-мм, десант: 5 —40-т или 11 —20-т танков.
Спущены на воду в 1941 — 1944 гг. Удлиненная на 10 м версия LCT(2). Корпус мог разбираться на 5 частей для транспортировки на большие расстояния. В 1943 г. погибло 13, в 1944 г. — 16 и в 1945 г. — 2.
Часть кораблей оборудовалась 180 х 6 127-мм пусковыми установками неуправляемых ракет и использовалась как корабли огневой поддержки (в названии это обозначалось дополнительной буквой R). 16 единиц (дизельных) переоборудовали в зенитные корабли LCF(3). Пять вооружались 8x1 40-мм/40 и 4 — 20-мм, остальные—4x1 40-мм/40 и 8—20-мм. Экипаж возрос до 68 — 76 чел. Два погибли в 1943 и 1944 гг. 30 единиц переоборудовали в корабли огневой поддержки LCG(L)(3) и вооружили 120-мм орудиями, снятыми с эсминцев (2x1 — 120-мм, 3 — 5 — 20-мм). Из них погибло 4: два — в 1943 г., два — в 1944 г.
Тип LCT(4) — 965 единиц
200/586 т; 57,1x11,8x1,4м; 2 диз., 1000 л.с., 10узл., Эк. 12 чел. 2 х 1 —20-мм, десант: 6 — 40-т или 9 — 30-т танков.
Спущены на воду в 1942 — 1945 гг. Более широкий и короткий вариант LCT(3). Чрезмерно облегченный корпус впоследствии пришлось усиливать. В 1943 г. погибло 8, в 1944 г. — 30, в 1945 г. — 1.
28 единиц переоборудовали в зенитные корабли LCF(4). Вооружены 4x1 — 40-мм/40 и 8 — 20-мм автоматов, экипаж возрос до 76 чел. 3 погибли в 1944 г. 10 единиц переоборудовали в корабли огневой поддержки LCG(L)(4) и вооружили каждый двумя 120-мм орудиями, снятыми с эсминцев. 3 корабля передали США, 3 погибло в 1944 г.
Тип LCT(5) — 172 единицы
143/311 т; 36,4x9,9x1,4 м; 3диз., 675 л.с.,8узл. Эк. 13чел.2х1 — 20-мм, десант: 3 — 50-т или 4 — 40-т или 5 — 30-т танков.
Спущены на воду в 1942 — 1943 гг. Строились в США и поставлялись в Англию по ленд-лизу. Для удобства транспортировки через океан могли разбираться на 3 — 5 частей. Погибло 29: в 1942 г. — 8, в 1943 г. — 8 и в 1944 г. — 13.
Тип LCT(6) — 2 единицы
143/311 т; 36,6x9,9x1,4 м; 2диз., 675л.с., 8узл. Эк. 13чел. 2х 1 —20-мм, десант: 3 — 50-т или 4 — 40-т или 5 — 30-т танков.
Спущены на воду в 1943 г. Строились в США и поставлялись по ленд-лизу. Разновидность LCT(5).
Тип LCT(8)
657/895 т; 68,6x11,6x1,5 м; 2 вала, 4 диз., 1840 л.с., 12 узл. Эк. 22 чел. 3x1 — 20-мм, десант: 8 — 30-т танков и 42 чел.
Спущены на воду в 1945 — 1947 гг. Проект разработан фирмой "Торникрофт" для службы на Дальнем Востоке. До конца войны в строй вступило всего несколько единиц из 200 заказанных. Большинство разобрано на стапелях.
Средние LCI(L) и малые LCI(S) пехотно-десантные корабли
Тип LCI(L) — 220 единиц
234/384 т; 48,3x7,2x0,8 нос/1,5 корма м; 2 диз., 1440 л.с., 14 узл. Эк. 24 чел. 4x1 — 20-мм, десант: 188 чел.
Спущены на воду в 1942 — 1943 гг. Строились в США, поставлены по ленд-лизу. 30 единиц переданы Канаде. 20 переоборудованы в корабли управления, отличались незначительно, в основном дополнительными средствами связи, обозначались как LCH. Погибло 10: в 1943 г. LCI(L)-7,107, 162 и 309; в 1944 г. — LCI(L)-99, 102, 105, 132, 273 и LCH-185.
Тип LCI(S) — 100 единиц
63/110т; 32x6,5x1 м;2бенз.,840л.с., 14,5 узл. Эк. 17чел. 2—8x1 —20-мм, десант: 102 чел.
Спущены на воду в 1943 г. Проект фирмы "Fairmile", модель "Н". Деревянные, обшиты 8-мм листами железа. 8 единиц погибло в 1944 г. На базе проекта LCI(S) в 1943 г. построено 10 малых кораблей огневой поддержки типа LCS(L)2 с увеличенным до 84/112 т водоизмещением и вооруженных 1x1 57-мм пушкой в башне танка "Валентайн", 102-мм дымовой мортирой и 2 х 1 20-мм автоматами Экипаж — 25 чел. Три погибли в 1944 г.
Корабли огневой поддержки Тип LCG(M)(1) — 64 единицы
270/381 т; 47,1x6,8x2,1 м; 2 диз., 1000 л.с., 11,8 узл.; Броня до 50 мм. Эк. 31 чел. 2x1 — 87-мм (на 49 кораблях) или 2x1 — 57-мм (на 15 кораблях), 2x1 — 20-мм.
Спущены на воду в 1944 г. Бронированные корабли поддержки десанта с армейским вооружением: 25-фунтовой (87-мм) гаубицей или 17-фунтовой (57-мм) противотанковой пушкой. Имели специальные балластные цистерны, позволяющие кораблю на мелководье "притапливаться" на грунт для снижения заметности. В 1944 г. 2 корабля погибло.
Десантные катера
Тип LCA, 2030 единиц, построены в 1940— 1944гг. 11 — 13,5т, десант: до 35 чел. На базе LCA строились катера для постановки дымовых завес LCS(M)
с 102-мм мортирой.
Типы LCP(2) и LCP(S), около 420 единиц, построены в 1941 — 1943 гг. 3,7 — 5,5 т, десант: до 30 чел.
Типы LCP(L) и LCP(R), около 1200 единиц, построены в 1940 — 1943 гг. в США и поставлены по ленд-лизу. 10,7 т, десант: до 30 чел.
Типы LCV и LCV(P), около 700 единиц, построены в США в 1942 — 1943 гг. и поставлены по ленд-лизу. 11 — 11,5 т, десант: до 36 чел. или 3-т автомобиль.
Тип LCM(1), около 600 единиц, построены в 1940 —1944гг. 36 т, десант: до 100 чел. или 16-т танк.
Тип LCM(3), около 650 единиц, построены в 1942 — 1944 гг. в США и поставлены по ленд-лизу. 52 т, десант: до 60 чел. или 30-т танк.
Тип LCM(7), около 150 единиц, построены в 1943 — 1944 гг. 63 т, десант: 40-т танк.
Помимо перечисленных, в состав амфибийных сил входило большое число вспомогательных и специализированных кораблей и судов, таких как корабли управления, наведения истребителей, плавмастерские по срочному ремонту боевых повреждений ДКА и т.д.