Тип 1935
К возрождению военно-морского флота Германия приступила в первой половине 1920-х годов, еще находясь под диктатом Версальских ограничений. Первой крупной серией боевых кораблей, построенных в промежутке между мировыми войнами, стала дюжина миноносцев практически идентичных типов — 23 и 24. Оба проекта представляли собой модифицированную версию Н-145 — одного из последних миноносцев кайзеровского флота. При водоизмещении порядка 1000 т они оснащались двухзальной паротурбинной силовой установкой, развивали скорость 33 — 34 узла и вооружались тремя 105-мм орудиями и шестью 533-мм торпедными аппаратами. После прихода к власти нацистов усилия кораблестроителей были сосредоточены на создании полноценных эсминцев, а также торпедных катеров («шнелльботов»), предназначавшихся для действий в прибрежных водах. И только через шесть лет начались работы над кораблями типа 1935. Подразумевалось, что они будут меньше не только проектировавшихся в то время эсминцев типа 34, но и предшественников типа 23/24. Философия проекта основывалась на опыте применения малых миноносцев типа «А», действовавших у побережья Фландрии в годы Первой мировой войны.
Первые конструкторские проработки относятся к 1934 году, когда появился проект малого эсминца водоизмещением около 1000 т, вооруженного двумя спаренными 105-мм универсальными орудиями. Но адмирал Э. Редер забраковал этот проект. На то были причины: во-первых, значительная высота оси цапф 105-мм орудий, необходимая для эффективного ведения зенитного огня, усложняла заряжание при стрельбе по надводным целям; во-вторых, масса такой установки почти вдвое превышала массу одинарного 127-мм орудия со щитом (25 т против 13). Кроме того, взятый руководством Кригсмарине курс на превосходство отдельной боевой единицы над аналогичными кораблями вероятного противника (под которым подразумевались в первую очередь Франция, Польша и Советский Союз) ставил под сомнение саму концепцию малого эсминца для закрытых театров.
Назначение же миноносцев определялось совсем иным. Будущий корабль немецкие адмиралы представляли не иначе, как быстроходный носитель торпедного оружия. «Шнелльботы» виделись идеальным инструментом войны в прибрежных водах, но для центральной части Балтики и Северного моря их мореходность считалась недостаточной. Миноносцы же должны были совмещать хорошие мореходные качества с низким силуэтом и высокой скоростью хода, необходимыми для ночных торпедных атак. Иными словами, они должны были стать своего рода торпедными катерами дальнего действия. В свете этих задач артиллерийскому вооружению отводилась явно второстепенная роль.
В марте 1935 года были сформулированы требования к проекту миноносца водоизмещением 600 т (3начение в 600 т определялось Лондонским морским договором 1930 года — его условия Германия обязалась соблюдать, подписывая соглашение по военно-морским вооружениям с Великобританией):
1) максимально высокая скорость (до 40 уз.), дальность плавания 3000 миль 20-уз-ловым ходом;
2) хорошие мореходные качества, значительная высота борта в носовой части, крепкий корпус и рациональное деление на отсеки;
3) низкий силуэт, как у торпедных катеров;
4) трехтрубный торпедный аппарат калибра 533 мм без запасных торпед с простой системой управления стрельбой;
5) два 88-мм неуниверсальных орудия;
6) две спаренных 37-мм зенитки и два 20-мм автомата — по возможности;
7) оборудование для постановки дымовых завес, глубинные бомбы и усиленный форштевень для тарана подводных лодок.
Работы над проектом затянулись на год. Выполнить все пожелания при столь малом водоизмещении не представлялось возможным. Чрезвычайно жесткие требования к скорости требовали применения силовой установки с высокими параметрами пара — более высокими, чем на эсминцах типа 1934 (впрочем, времени на ее создание уже не оставалось). Командующий разведывательными силами высказывался за снижение скорости до 35 — 36 узлов и установку двух 105-мм орудий, однако командование флота настаивало именно на 40-узловой скорости, считая ее залогом успеха торпедных атак. По требованию моряков проектировщикам пришлось удвоить число торпедных аппаратов — за счет отказа от одной 37-мм зенитки.
Конструктивно миноносцы типа 35 были гладкопалубными, с заметной седловатостью, относительно высоким форштевнем и выраженным скуловым изломом в носовой части. Такая форма корпуса должна была обеспечить хорошую мореходность при значительной экономии веса. Для улучшения пропульсивных характеристик днище в корме имело небольшую вогнутость. Довольно массивная носовая надстройка и широкая дымовая труба не портили элегантного внешнего вида. На корпус приходилось более трети стандартного водоизмещения (311 т). Для снижения массы миноносцы изготавливались цельносварными, для надстроек использовались легкие сплавы. Тем не менее, уложиться в 600-тонный лимит не удалось — стандартное водоизмещение составило 844 т, а полное перевалило за тысячу.
Миноносцы имели одну сплошную палубу— верхнюю; в корму от машинно-котельных отделений (МКО) шла одна, в нос — две платформы; второе дно проходило примерно по 75% длины корабля. Водонепроницаемые переборки делили корпус на 12 отсеков. В I — III отсеках (в немецком флоте их нумерация традиционно велась от кормы в нос) располагались жилые помещения матросов, старших унтер-офицеров (маатов) и офицерские каюты с кают-компанией; под ними находились душевые, кладовые и артиллерийские погреба. Энергетическая установка занимала почти половину длины корабля, начиная от 20-го шп. Машинные отделения №1 и №2 занимали IV и V отсеки, котельные — соответственно VII и VIII. Между ними в VI отсеке имелось помещение вспомогательных механизмов и дизель-генераторов. В носовой части также размещались кубрики матросов и унтер-офицеров. Под ними в IX отсеке были оборудованы пост управления торпедной стрельбой и гирокомпас, в X отсеке — столовые, торпедный и артиллерийский погреба. Нижний ярус надстройки отводился под радиорубку с двумя передатчиками (рабочие диапазоны длины волн: 40 — 200 и 500 — 3000 м) и тремя приемниками (12 — 20 000 м). Позади нее находился камбуз, а по бортам проходили коридоры с умывальниками. Рулевая и штурманская рубки располагались на мостике.
Главная энергетическая установка (ГЭУ) состояла из четырех высоконапорных котлов Вагнера и двух турбозубчатых агрегатов также системы Вагнера. Силовые установки с высокими параметрами пара были ахиллесовой пятой многих немецких кораблей, построенных в предвоенные годы. Решение об оснащении ими эсминцев типа 34 и миноносцев типа 35 было принято одновременно, несмотря на отсутствие опытных данных по их эксплуатации в морских условиях. В результате эти механизмы оказались крайне ненадежными, причем на миноносцах технические проблемы стояли гораздо острее, чем на линкорах или эсминцах.
Котлы Вагнера относились к так называемому «малому» типу. Их «сухой» (без питательной воды) вес составлял 38,6 т; размеры 6,4x3,5x5,4 м, объем топки — 14м3, площадь поверхности нагрева — 345,6 м2; рабочее давление пара — 70 атм, температура — 460°С, паропроизводительность — 47,7 т/ч. В каждом котельном отделении находилось по два котла, располагавшихся побортно. С правого борта им присваивалась нечетная, с левого — четная нумерация (К11 иК12— в кормовом, К21 иК22 — в носовом КО). Котлы имели по три коллектора, оборудовались горизонтальными пароперегревателями и подогревателями воздуха (до 340 °С) отходящими топочными газами, но не имели экономайзеров. На каждом котле устанавливалось по две двойных ротационных форсунки типа «Сааке» производительностью по 4250 кг топлива в час. Поступающий к форсункам мазут подогревался до 85 — 95 °С свежим паром, а питательная вода — до 175 "С паром, отработавшим во вспомогательных механизмах.
Повышенные требования к качеству питательной воды повлекли за собой внедрение специальных деаэраторов вместо обычных опреснителей, а также установку бустерных насосов для создания постоянного подпора воды перед питательными насосами. Накипь была предметом постоянной головной боли для механиков, даже специальная система химической обработки воды не решала проблемы. Немало хлопот доставляла интенсивная коррозия подогревателей. Но, главное, для работы котлов в условиях переменной нагрузки требовались тщательное наблюдение и филигранная регулировка режимов горения. Эту функцию возложили на автоматическую систему фирмы «Аскания», имевшую регуляторы нагрузки, питания, воздуха, уровня воды в коллекторе котла, перепада давления питательной воды и топлива. Рабочей жидкостью в системе служило масло. Хотя автоматика отличалась сложностью и капризностью, а в случае ее отказа кораблю грозила полная потеря хода, она позволила сократить число вахтенных до шести человек(Об условиях их работы свидетельствует любопытный факт. Советские моряки, принимавшие трофейные немецкие корабли, были поражены тем, что вахтенным в котельных отделениях разрешалось курить!).
Турбозубчатые агрегаты располагались в изолированных отсеках, носовая турбина работала на правый винт, кормовая — на левый. В каждом машинном отделении также находилось по одному турбогенератору. Турбины развивали суммарную мощность 31 000 л.с. при относительной массе 11,64 кг/л.с. Электроэнергией корабль обеспечивали два турбо- и два дизель-генератора. Общая мощность электростанции — 224 кВт, напряжение корабельной сети — 220 В.
В ходе службы выяснилось, что производительность котлов не позволяет кораблям набрать полной проектной скорости. Ошибка в расчетах обнаружилась слишком поздно, и в реальных условиях перегруженные корабли развивали не более 34,5 уз.
Топливо хранилось в междудонном пространстве и дополнительных цистернах в трюме. Его нормальный запас составлял 97,8 т, максимальный, по разным источникам, — от 180,2 до 205 т (Поданным книги H.Fock. Z-vor! (Hamburg, 2001) (объем топливных цистерн составлял 205 м3.). Данные по дальности плавания находятся в диапазоне 1070 — 1200 миль на скорости 19 уз. В любом случае радиус действия кораблей был невелик даже для Северного и Балтийского морей.
Миноносцы типа 1935 имели самое мощное среди современных представителей своего класса торпедное вооружение. Два трехтрубных 533-мм аппарата располагались в диаметральной плоскости позади мидель-шпангоута и могли вести стрельбу в секторе около 95° на каждый борт. Для удобства заряжания аппаратов между кормовой рубкой и дымовой трубой по правому борту были проложены рельсы. Для управления огнем служил торпедный директор TZA-2 со стабилизированной оптикой, установленной на мостике за рулевой рубкой.
В противоположность этому, артиллерийское вооружение было скромным. Единственное 105-мм орудие SK С/32 (Аббревиатура SK — Schiffskanone (корабельное орудие) из обозначения артсистем зачастую опускалась.) размещалось на корме, поскольку должно было использоваться главным образом при отходе после внезапных торпедных атак, и имело довольно широкие углы обстрела: «мертвая зона» составляла примерно по 20° от диаметральной плоскости с каждого борта. Для управления огнем служили два 1,5-метровых дальномера: один — на мостике позади торпедного директора, второй — на средней надстройке между торпедными аппаратами.
Средства противовоздушной обороны миноносцев по проекту ограничивались тремя зенитными автоматами: один калибром 37 мм находился на кормовой надстройке, два 20-мм — побортно на мостике. Какой-либо системы управления зенитным огнем, за исключением ручных дальномеров с базой 70 см, не имелось. К тому же в 1939 — 1940 годах, еще до вступления в строй, 37-мм зенитку на большинстве кораблей заменили третьим 20-мм автоматом. Сэкономленный вес пошел на размещение параванов-охранителей и глубинных бомб.
С носовых курсовых углов корабли оказались практически безоружными, что служило поводом для обоснованной критики проекта.
Важным наступательным вооружением миноносцев были мины. На борт могло приниматься до 30 мин типа ЕМС По данным М. Уитли — до 60, но это представляется нереальным, поскольку такую нагрузку несли гораздо более крупные эсминцы типов «Маас» и «Нарвик»), для которых монтировались съемные рельсы. Столь тяжелый и высоко расположенный груз серьезно снижал метацентрическую высоту и ухудшал остойчивость корабля, поэтому выход на минные постановки допускался при волнении моря не выше трех баллов, при этом в цистернах должно было находиться не менее 50% топлива. Использовать при этом орудие главного калибра было невозможно.
16 ноября 1935 года фирме «Шихау» (Эльбинг, Восточная Пруссия) и концерну «Дешимаг» (Бремен) заказали по четыре миноносца типа 35, а в июне следующего года — еще по два; вся серия состояла из 12 единиц. В отличие от предшественников, новые корабли вместо названий получили номерные обозначения Т-1 — Т-12. Из-за загруженности верфей другими заказами постройка шла медленно. До конца 1937 года на воду было спущено всего два корпуса, и ни один из миноносцев не успел войти в строй к началу войны.
Головным кораблем серии стал Т-8, поднявший флаг 8 октября 1939 года под командованием капитан-лейтенанта Генриха Эрдмана. Первые же выходы в море выявили неудовлетворительную мореходность миноносца и неудачную конструкцию мостика. Устранение этих недостатков не позволило кораблям приступить к активным действиям до конца 1940 года.