Военные модернизации
Одним из важнейших недостатков миноносцев типа 35 стала перегрузка носовой оконечности, что вызывало сильное зарывание в волну и заливаемость бака. Для ликвидации этого дефекта в 1941 году Т-2, Т-4, Т-7, Т-9, Т-10 получили клиперный (или, как его называли немцы, «атлантический») форштевень, за счет чего наибольшая длина корпуса достигла 87,1 м. Одновременно был увеличен развал бортов в носовой части. По отзывам офицеров, данные меры позволили существенно улучшить мореходность. На кораблях типа 37, изначально имевших больший угол наклона форштевня, подобной модернизации не проводилось.
В остальном внешний вид кораблей за период службы изменялся весьма незначительно. Грот-мачта была уменьшена по высоте и стала треногой, а все свободные места заняли спасательные плотики, крепившиеся на стенах надстроек, обвесах мостиков, щите 105-мм орудия и торпедных аппаратах. В начале 1942 года в связи с подготовкой к операции «Церберус» (прорыв через Ла-Манш) на миноносцах 2-й и 3-й флотилий усилили средства ПВО: кормовой торпедный аппарат снимался, на его место устанавливался счетверенный 20-мм автомат «Фирлинг», еще один 20-мм автомат монтировался в одинарной установке на баке. Правда, имеющиеся фотографии позволяют утверждать, что в полном объеме эти работы провели не на всех кораблях. В частности, из миноносцев типа 35 «фирлинги» получили Т-4, Т-10 и Т-11. Ряд кораблей оснастили также радиолокационным оборудованием (предположительно пассивными детекторами излучения с фиксированными антеннами).
К середине 1942 года кормовой торпедный аппарат возвратили на активно действовавшие корабли, но с того же времени «фирлинги» стали монтировать на кормовой надстройке на месте прежнего одинарного автомата. Так, на Т-13 и Т-14 они были установлены в мае — июне. На некоторых миноносцах одиночные 20-мм автоматы располагали на платформе между торпедными аппаратами (на Т-1 на это место перенесли прожектор с фор-марса). Поскольку к 1943 году большинство миноносцев типа 35 передали Торпедной школе для использования в качестве учебных, до окончания боевых действий на них произвели лишь небольшие модернизации. Скажем, с Т-1 и Т-9 в июле 1944 года снова сняли кормовой торпедный аппарат, заменив его одинарным 37-мм автоматом. Тогда же на бак Т-8 и Т-10 установили 40-мм автомат «Бофорс».
К середине 1944 года «тридцать седьмые» получили вторую счетверенную установку. На Т-18, Т-19 и Т-21 она заменила прожектор на средней надстройке. В сентябре штаб Руководства войной на море очередной раз распорядился снять с кораблей 3-й флотилии кормовой торпедный аппарат и заменить его полностью автоматическими 37-мм установками М/42 или 43М. Это касалось всех уцелевших активно действующих кораблей (Т-13, Т-17— Т-20). Тем не менее, Т-18 в сентябре и Т-13 в ноябре получили 40-мм «бофорсы», а Т-17 и Т-20 так и остались с шестью торпедными аппаратами.
Радиолокационное оборудование устанавливалось не на все миноносцы: Т-1, к примеру, проплавал без радара до конца карьеры. Поскольку даже облегченная радиолокационная станция FuMO 28 была тяжеловата для кораблей типа 35, они оснащались главным образом пассивными детекторами. Лишь с начала 1944 года миноносцы стали оборудовать радиолокаторами FuMO 63 «Хохентвайль-К» (рабочая частота 556 МГц, дальность действия — до 20 км) с разнесенными антеннами: одна — на фок-мачте, вторая — на грот-мачте.
Наиболее обширная программа модернизации зенитного вооружения, известная как план «Барбара», прошла в конце 1944 — начале 1945 годов. Она предусматривала установку на миноносцы следующего вооружения: один спаренный (М/42) или одинарный (43М) 37-мм автомат на баке, четыре спаренных 20-мм автомата LM/44 на крыльях мостика и на штурманской рубке, по одному 37-мм 43М на каждой из кормовых надстроек. На типе 37 планировалась также замена одного из торпедных аппаратов на дополнительный 37-мм автомат.
Крайне тяжелое положение на фронтах не позволило реализовать план в полном объеме, работы проводились по частям. Одинарные 20-мм автоматы заменили спаренными установки на крыльях мостика (по крайней мере, на всех кораблях типа 37), но в остальном изменения варьировались. К ноябрю 1944 года все боеспособные единицы 2-й флотилии получили различные дополнения к своему зенитному вооружению. Например, Т-11 к концу войны нес один 40-мм автомат на баке, два 37-мм автомата (один — вместо кормового ТА), один счетверенный 20-мм на средней надстройке, два спаренных на крыльях мостика, еще пару — позади трубы, а также 21 направляющую для 86-мм неуправляемых зенитных ракет RAG (Raketten Abschuss Cerate). T-14 получил два одиночных 37-мм, два счетверенных и два спаренных 20-мм автомата и 21 направляющую RAG, оставшись с тремя торпедными трубами. Т-19 имел один 40-мм и два 37-мм автомата в одиночных установках, два «фирлинга», две 20-мм «спарки» и трехтрубный торпедный аппарат. Т-20 закончил войну с двумя 37-мм зенитками, двенадцатью 20-мм (один счетверенный и четыре спаренных) автоматами и 21 направляющей RAG и сохранил все шесть торпедных труб. На Т-21, не успевшем к концу войны выйти из ремонта, легких зениток, вероятно, не устанавливалось вообще. Так как 3-я флотилия миноносцев в 1945 году действовала в Скагерраке, где воздушные налеты были весьма частыми, скорее всего, Т-13, Т-16 и Т-17 были вооружены подобно Т-14, Т-19 или Т-20.