Флотские миноносцы типа 1939
После прекращения разработки проекта эскадренного миноносца типа 38В немецкие конструкторы приступили к созданию нового корабля, призванного стать «прислугой на все» («Прислуга на все», или «Черные подмастерья» («Schwarze Gesellen») — прозвище мореходных миноносцев, укоренившееся у моряков германского флота еще в годы Первой мировой войны). Основные направления работ сводились к усилению вооружения, повышению мореходности и надежности силовой установки. Первоначально планировалось вооружить будущие миноносцы, по размерам приближавшиеся к эсминцам, тремя-четырьмя 127-мм орудиями. Последние, однако, не могли вести зенитный огонь, а флот настаивал на универсальном главном калибре. Поэтому пришлось вернуться к испытанным 105-мм установкам.
13 сентября 1939 года было подписано техническое задание, включавшее в себя следующие пункты:
1) основные задачи — противолодочная, противовоздушная и противоминная оборона крупных надводных кораблей;
2) второстепенные задачи — траление, разведка, поиск подводных лодок, сопровождение конвоев, дозорная служба и обеспечение действий Люфтваффе (!);
3) операционная зона — Балтийское и Северное моря;
4) артиллерийское вооружение — четыре 105-мм орудия С/32, два спаренных 37-мм автомата С/30;
5) торпедное вооружение — как на типе 1937;
6) силовая установка — эшелонная; скорость — 35 уз., дальность плавания 2400 миль 19-узловым ходом.
Иными словами, в отличие от миноносцев типов 1935 и 1937, задумывавшихся как «супер-шнелльботы», новые корабли создавались для действий в составе флота и были выделены в особый подкласс «флотских миноносцев» (Flottentorpedo-boote). Союзники условно назвали их Тип «Эльбинг» (позже это название перекочевало в военно-историческую литературу).
По сравнению с предшественниками, у миноносцев типа 1939 значительно выросли водоизмещение (на 65%) и размеры, да и визуально они казались гораздо крупнее, поскольку отпала потребность в низком силуэте. В целом корабли выглядели пропорциональными и красивыми.
Полное водоизмещение по проекту на февраль 1940 года составляло 1668 т, с грузом из 50 мин на борту оно возрастало до 1733 т. Прочность корпуса рассчитывалась исходя из водоизмещения в 1750 т — подразумевалось, что это значение не будет превышено. Для улучшения мореходности высоту борта довели до британского стандарта — теперь она составляла 1/20 длины корабля. Корпус, как и на ранних типах, сохранил продольную схему набора, но был усилен; водонепроницаемые переборки делили его на 13 отсеков. Конструкция корпуса кораблей второй группы (начиная с Т-31) имела некоторые отличия, вызванные обстоятельствами военного времени. Внешне это проявилось в отсутствии излома в носовой части.
«Изюминкой» проекта стало эшелонное размещение силовой установки, никогда ранее не применявшееся на немецких эсминцах и миноносцах. Две группы машинно-котельных отделений занимали V — VI и VIII — IX отсеки, между ними в VII отсеке располагались артиллерийский и торпедный погреба, помещение вспомогательного котла и торпедного компрессора. Такая схема существенно повышала живучесть. Сама энергетическая установка практически не претерпела изменений, по сравнению с предшественниками, и включала четыре высоконапорных котла Вагнера и два турбозубчатых агрегата. Удельная масса силовой установки составляла 11,765 кг/л.с., удельный расход топлива — 0,57 кг/л.с.ч. Сохранение мощности на том же уровне, что и на меньшем по размерам типе 37, при росте водоизмещения привело к снижению скорости на два узла даже «на бумаге». При 1450-тонном «конструктивном» водоизмещении (корабль полностью укомплектован, но с 1/3 запаса топлива и без котельной воды) максимальная скорость должна была составлять 34,5 уз. при 32 000 л.с. Электроэнергию вырабатывали турбогенератор мощностью 160 кВт, находившийся в носовом машинном отделении, и три (два на Т-31 и последующих кораблях) дизель-генератора по 80 кВт, занимавшие отдельное помещение позади кормового МО.
К июлю 1941 года в проект внесли некоторые изменения, учитывавшие опыт войны. Был усилен корпус, численность экипажа со 154 человек доведена до 166 (что, впрочем, не оказалось пределом) и, самое важное, запас топлива увеличен с 300 до 393 т. Полное водоизмещение выросло до 1776 т (1841 т с минами на борту), скорость упала до 33 уз. В ходе службы выяснилось, что вспомогательные механизмы, особенно скоростные турбонагнетатели, отбирают на себя большое количество пара из основной магистрали. Котельные отделения не могли обеспечить турбинам необходимое количество пара высокого давления, поэтому на практике максимальный ход не превышал 31 уз., а в течение продолжительного времени — 28,5 уз. Для достижения экономической скорости требовалась мощность машин 4300 л.с. вместо ожидавшихся 3940 л.с. Результатом стало некоторое снижение дальности плавания, составившей на практике 2085 миль на 19 узлах и 765 миль полным ходом.
Благодаря значительно усиленному артиллерийскому вооружению, флотские миноносцы типа 39 превратились в универсальные корабли. Главный калибр состоял из четырех 105-мм орудий SK С/32 с увеличенным до 70° углом возвышения. Одно орудие располагалось в носу, два — в корме, четвертое — в средней части. Последнее имело ограниченный сектор стрельбы, что послужило одним из немногих поводов для критики проекта. Зенитное вооружение также было усилено и включало в себя четыре 37-мм автомата SK С/30 в спаренных установках LC/30, стоявших побортно у второй трубы; счетверенный 20-мм «фирлинг», удачно располагавшийся выше орудия №3 и имевший почти круговой обстрел (головной Т-22 вышел на испытания без него, но затем автомат был установлен), и два одинарных 20-мм автомата, находившихся на крыльях мостика. Их дополняли два 13,2-мм пулемета и два стандартных пулемета MG34 винтовочного калибра. Система управления огнем оставалась примерно такой же, как на эскадренных миноносцах. На верхнем мостике находился 3-метровый дальномер, связанный с ПУАО, расположенным в X отсеке на платформе по левому борту. Основными недостатками системы была невозможность управления зенитным огнем, а также отсутствие второго дальномера для кормовой группы орудий.
Традиционно миноносцы имели оборудование для минных постановок и могли принимать до 50 мин типа ЕМС. Выход в море с минами на борту допускался при волнении моря не выше четырех баллов, при этом в цистернах должно было находиться не менее 50% топлива, а орудие №4 не могло использоваться.
Что касается противолодочного вооружения, то оно было довольно слабым и включало гидроакустическую станцию, четыре бомбомета и два кормовых бомбосбрасывателя с небольшим запасом глубинных бомб. Поскольку корабли начали вступать в строй в 1942 году, их изначально оснащали радиолокационными станциями FuMO 21 (размер антенны 2x4 м, рабочая частота 368 МГц, длина волны излучения 81,5 см, эффективная дальность обнаружения — до 10 миль) и гидроакустическими навигационными системами NHG.
Отличные характеристики проекта произвели впечатление на командование флота, и оно намеревалось заказать серию из 39 единиц, отменив строительство миноносцев предыдущей серии. 10 ноября 1939 года первые девять кораблей, получившие строительные номера S1481 — S1489, были заказаны фирме «Шихау» в Эльбинге. Заказ на Т-31 — Т-48 собирались передать концерну «Дешимаг», а на Т-49 — Т-52 — фирме «Германия верфт» (Киль). Подрядчик для Т-53 — Т-60 на первых порах не оговаривался. Война нарушила эти планы. Уже 6 октября 1939 года Т-37 — Т-60 из программы исключили. Вследствие загруженности верфей, недостатка материалов, а также квалифицированных рабочих, заказ на Т-31 — Т-36 был задержан до 20 января 1941 года, причем его передали «Шихау». До конца 1942-го в строй вошло всего четыре флотских миноносца, еще пять построили в 1943-м и шесть — в 1944-м, последний сдали всего за полгода до поражения Германии.
Военные модернизации миноносцев типа 39 были направлены на усиление зенитного вооружения и усовершенствование радиолокационных средств. К концу 1942 года на фок-мачте Т-22 появились дипольные антенны пассивного детектора FuMB 4 «Суматра»: одна — почти над козырьком дымовой трубы, вторая — на передней части кронштейна радара. Позже их сняли и перенесли на позицию чуть ниже «вороньего гнезда» на фок-мачте, развернув в направлении носа, кормы и каждого из бортов. На топе фок-мачты монтировался радиолокационный детектор FuMB 3 «Бали». Так оборудовались все корабли, а некоторые дополнительно несли антенну радара «Хохентвайль» на месте кормового прожектора.
В январе — феврале 1944 года миноносцы 4-й флотилии (Т-22, Т-23, Т-24 и Т-27) оснастили детекторами FuMB 7 «Наксос» и FuMB 8 «Ванц G», а также двухметровыми дальномерами вместо кормового прожектора. Все они, а также Т-31 из 6-й флотилии получили еще по два 20-мм «фирлинга» на крылья мостика. К тому времени одинарные автоматы на мостике остальных миноносцев были заменены спаренными, кроме того, на некоторых еще пара 20-мм автоматов устанавливалась на небольших платформах перед рубкой.
По программе «Барбара» флотским миноносцам предполагалось нести следующее зенитное вооружение:
— 2 спаренных 20-мм автомата LM/44 побортно перед носовой надстройкой;
— 2 одинарных 37-мм автомата 43М на крыльях мостика;
— 2 спаренных 37-мм автомата М/42 вместо кормового «фирлинга»;
— 2 спаренных 37-мм автомата М/42 вместо прежних С/30;
— 2 спаренных 20-мм автомата LM/44 побортно на минных рельсах.
К тому времени в строю оставались лишь пять миноносцев (Т-23, Т-28, Т-33, Т-35и Т-36) и маловероятно, что какой-либо из них прошел модернизацию в полном объеме. Например, Т-35 получил два 37-мм автомата на верхний мостик и два спаренных 20-мм на нижний; а Т-36— только две 20-мм «спарки» перед носовой надстройкой.