«Лебединая песнь» — тип 1941
После принятия амбициозной программы массового строительства миноносцев типа 39 дальнейшие работы по кораблям данного класса на германских верфях временно приостановили. В 1940 году после захвата судостроительных предприятий Нидерландов предполагалось развернуть на них постройку крупных миноносцев типа 40 с использованием силовых установок и агрегатов, предназначавшихся для голландских эсминцев. Обстоятельства военного времени сложились так, что ни один из этих, безусловно, удачных кораблей не успел войти в строй.
Программа строительства миноносцев на германских верфях была возобновлена в 1942 году. Новый проект, обозначенный как «Флотский миноносец типа 1941», представлял собой модификацию миноносцев типа 39. Наиболее заметным внешним отличием их стала дополнительная секция носовой надстройки между орудием № 1 и ходовой рубкой, на которой разместили третий 37-мм автомат С/30. Длина по ватерлинии возросла на 5 м, полное водоизмещение составило 2190 т. Чтобы устранить главный недостаток миноносцев типа 39 — невысокую скорость (у новых кораблей она должна была составить 34 уз.), мощность ГЭУ увеличили до 40 000 л.с. Запас топлива вырос на 48 %, что сулило солидный рост дальности плавания.
Система управления артиллерийским огнем практически оставалась такой же, как и на типе 39, но в системе управления торпедной стрельбой были отличия, упрощавшие конструкцию, однако не способствовавшие повышению ее эффективности: торпедные директоры TZA-2 не имели стабилизации, а упрощенный пост управления лишился способности работать в полностью автоматическом режиме. Силовой привод торпедных аппаратов был не электрическим, а гидравлическим.
По усовершенствованному проекту первоначально предполагалось построить шесть миноносцев. Заказ на турбины для них «Шихау» выдали в августе 1941 года, но сами корабли заказали только 25 ноября 1942-го. Головной Т-37 планировалось сдать флоту к 30 декабря 1944 года, остальные — с интервалом в 4 — 6 недель. Окончание строительства всей серии намечалось на 17 июля 1945-го.
Однако до конца 1943 года удалось заложить всего четыре корабля. В январе 1945-го, когда к Эльбингу подошли советские войска, немцы решили эвакуировать Т-37 — Т-40, находившиеся в высокой степени готовности. Т-37 перевели в Бремен на верфь концерна «Дешимаг», и 9 марта по распоряжению ОКМ включили в список первоочередных объектов достройки. Несмотря на то, что работы на нем не прекращались, завершить их не удалось. К моменту капитуляции Германии готовность корабля составляла 97%. Он был захвачен американцами в Бремерхафене и затоплен в 1946 году. Т-38 (готовность — 84%, установлен всего один редуктор, отсутствовали котлы и турбины) и Т-39 (готовность — 76%) отбуксировали в Киль. 10 мая 1946 года их затопили англичане в Скагерраке. Находившийся в более низкой степени готовности Т-40 немцы попытались отбуксировать из Готенхафена в Эккернфёрде, погрузив на него дюжину взрывающихся катеров типа «Линзе», но 12 марта он сел на мель севернее Данцига и был разобран на месте в мае 1946 года.
12 июня 1943 года, спустя полгода после заказа первой серии, последовал заказ на шесть миноносцев (Т-43— Т-48), а 11 января 1944-го — еще на три (Т-49 — Т-51). Зенитное вооружение этих кораблей при неизменном количественном составе должно было измениться качественно. Их предполагалось оснастить командно-дальномерными постами, стабилизированными в трех плоскостях, а также установить вместо 37-мм автоматов С/30 более современные М/42. Заложили Т-43 — Т-45 в период между 19 февраля и 19 июня того же года. Что же касается остальных миноносцев этой серии, то свидетельств того, что хотя бы один из них начали строить, нет.