«Лебединая песнь» — тип 1941

 

После принятия амбициозной програм­мы массового строительства миноносцев типа 39 дальнейшие работы по кораблям данного класса на германских верфях вре­менно приостановили. В 1940 году после захвата судостроительных предприятий Нидерландов предполагалось развернуть на них постройку крупных миноносцев типа 40 с использованием силовых установок и агрегатов, предназначавшихся для голланд­ских эсминцев. Обстоятельства военного времени сложились так, что ни один из этих, безусловно, удачных кораблей не ус­пел войти в строй.

Программа строительства миноносцев на германских верфях была возобновлена в 1942 году. Новый проект, обозначенный как «Флотский миноносец типа 1941», представлял собой модификацию мино­носцев типа 39. Наиболее заметным внеш­ним отличием их стала дополнительная секция носовой надстройки между оруди­ем № 1 и ходовой рубкой, на которой раз­местили третий 37-мм автомат С/30. Дли­на по ватерлинии возросла на 5 м, полное водоизмещение составило 2190 т. Чтобы устранить главный недостаток миноносцев типа 39 — невысокую скорость (у новых ко­раблей она должна была составить 34 уз.), мощность ГЭУ увеличили до 40 000 л.с. За­пас топлива вырос на 48 %, что сулило солидный рост дальности плавания.

Система управления артиллерийским огнем практически оставалась такой же, как и на типе 39, но в системе управления торпедной стрельбой были отличия, упро­щавшие конструкцию, однако не способ­ствовавшие повышению ее эффективнос­ти: торпедные директоры TZA-2 не имели стабилизации, а упрощенный пост управ­ления лишился способности работать в полностью автоматическом режиме. Сило­вой привод торпедных аппаратов был не электрическим, а гидравлическим.

По усовершенствованному проекту пер­воначально предполагалось построить шесть миноносцев. Заказ на турбины для них «Шихау» выдали в августе 1941 года, но сами корабли заказали только 25 нояб­ря 1942-го. Головной Т-37 планировалось сдать флоту к 30 декабря 1944 года, ос­тальные — с интервалом в 4 — 6 недель. Окончание строительства всей серии на­мечалось на 17 июля 1945-го.

Однако до конца 1943 года удалось за­ложить всего четыре корабля. В январе 1945-го, когда к Эльбингу подошли советские войска, немцы решили эвакуировать Т-37 — Т-40, находившиеся в высокой степени го­товности. Т-37 перевели в Бремен на верфь концерна «Дешимаг», и 9 марта по распоряжению ОКМ включили в список первоочередных объектов достройки. Не­смотря на то, что работы на нем не пре­кращались, завершить их не удалось. К моменту капитуляции Германии готовность корабля составляла 97%. Он был захвачен американцами в Бремерхафене и затоплен в 1946 году. Т-38 (готовность — 84%, уста­новлен всего один редуктор, отсутствова­ли котлы и турбины) и Т-39 (готовность — 76%) отбуксировали в Киль. 10 мая 1946 года их затопили англичане в Скагерраке. Находившийся в более низкой степени го­товности Т-40 немцы попытались отбукси­ровать из Готенхафена в Эккернфёрде, по­грузив на него дюжину взрывающихся ка­теров типа «Линзе», но 12 марта он сел на мель севернее Данцига и был разобран на месте в мае 1946 года.

12 июня 1943 года, спустя полгода после заказа первой серии, последовал заказ на шесть миноносцев (Т-43— Т-48), а 11 янва­ря 1944-го — еще на три (Т-49 — Т-51). Зе­нитное вооружение этих кораблей при не­изменном количественном составе долж­но было измениться качественно. Их пред­полагалось оснастить командно-дальномерными постами, стабилизированными в трех плоскостях, а также установить вмес­то 37-мм автоматов С/30 более современ­ные М/42. Заложили Т-43 — Т-45 в период между 19 февраля и 19 июня того же года. Что же касается остальных миноносцев этой серии, то свидетельств того, что хотя бы один из них начали строить, нет.