Боевое крещение — поводов для оптимизма нет
В октябре 1939 года в ожидании массового вступления в строй кораблей типа 1935 в составе Кригсмарине были сформированы два новых соединения. В 1-ю флотилию миноносцев, которую временно возглавил командир Т-1 капитан-лейтенант Гансфридер Рост, остававшийся в должности до апреля следующего года (впоследствии флотилией командовал корветтен-капитан Эдлер фон Ренненкампф), были сведены корабли постройки «Шихау». 2-я флотилия объединила миноносцы, построенные «Дешимагом». Ее временным командиром стал капитан-лейтенант Вольфганг Эрхардт с Т-7, уже в ноябре сдавший флотилию корветтен-капитану Вальтеру Риде. Фактический состав флотилий часто менялся, и случаи, когда миноносец одной флотилии подчинялся штабу другой, были, скорее, правилом, чем исключением. Общее руководство миноносными силами осуществлял Начальник миноносцев (Fuhrer der Torpedoboote — FdT), подчинявшийся командующему разведывательными силами, а с августа 1940 года — непосредственно командующему флотом. Эту должность с 30 ноября 1939-го вплоть до ее ликвидации в апреле 1942 года занимал капитан-цурзее Ганс Бютов. Впоследствии до конца войны миноносцы находились в подчинении Начальника эсминцев (FdZ).
Приемные испытания головных кораблей типа 35, прерываемые периодическими возвращениями на завод для устранения недоделок, и боевая подготовка отняли немало времени. Лишь в середине июля 1940 года 2-я флотилия миноносцев приступила к активным действиям. Ее первой задачей стало прикрытие (совместно с 5-й флотилией, состоявшей из кораблей типа «Мёве») отряда минных заградителей в ходе постановок в Северном море, в тот же период Т-5 (капитан-лейтенант Копенгаген) участвовал в сопровождении поврежденного линейного корабля «Гнейзенау» из Тронхейма в Киль. В начале августа немецкие заградители приступили к постановке так называемых «фланговых» заграждений в юго-западной части Северного моря. Для их прикрытия привлекались миноносцы 2-й и 5-й флотилий. В сентябре 2-я флотилия самостоятельно выставила три минных заграждения в Дуврском проливе.
Вскоре командование Кригсмарине приступило к развертыванию сил флота в рамках подготовки к операции «Зеелёве». Споры историков относительно того, была ли возможна немецкая высадка в Британии, не утихают по сей день. Безусловно одно: в неизбежных при этом морских сражениях «торпедоботы» имели все шансы проявить себя. Тогда радары на британских кораблях были еще редкостью, а низкий силуэт, высокая скорость и мощное торпедное вооружение делали миноносцы отличным инструментом для ночных атак. Пока же 1-я и 2-я флотилии перебазировались в Шербур. Они занимались сопровождением боевых кораблей и конвоев в Ла-Манше, а самым опасным противником для них стала авиация. 12 сентября Т-2 был атакован бомбардировщиками «Бленхейм» в устье р. Шельда и, получив повреждения от осколков, вынужден был уйти на ремонт во Флиссинген, а затем вернуться в Германию.
Королевские ВВС систематически наносили удары по портам, где сосредотачивались силы вторжения. В ночь на 18 сентября «Бленхеймы» 53-й и 59-й эскадрилий произвели налет на Шербур. Т-11 получил попадание в носовое машинное отделение, в результате которого из строя вышла турбина, а несколько членов экипажа получили ранения. В декабре подлатанный корабль перешел в Германию и был выведен в резерв до июня 1941 года.
Не прошло и суток, как «тридцать пятые» понесли первую потерю: в Гавре английские бомбардировщики (предположительно, «Бленхеймы» Берегового командования) потопили Т-3 (капитан-лейтенант Брунс). Случай этот стал хрестоматийным и достаточно подробно описан в отечественной литературе (Короткин И.М. Боевые повреждения надводных кораблей.— Л., 1960; Муру Н.П. Основы непотопляемости корабля. —М., 1990). 18 сентября, примерно в 23.30, одна из бомб угодила в корму стоявшего на якоре миноносца позади от 105-мм орудия ближе к левому борту. Затопило несколько отсеков, корабль получил значительный крен на правый борт, в воду вошла часть палубы. Поскольку миноносец не был подготовлен к бою, почти все палубные люки оказались незадраенными. Вода быстро распространилась по кораблю, и через 15 минут он затонул. Погибли 9 или 10 человек. В марте 1941 года Т-3 удалось поднять и отремонтировать, а 12 декабря 1943-го на нем снова подняли флаг.
В октябре, после отказа немецкого командования от проведения операции «Зеелеве», 1-ю и 2-ю флотилии миноносцев подчинили командованию военно-морской группы «Норд» и перебазировали в норвежский Ставангер. Здесь и была предпринята единственная за всю войну (!) попытка использовать «тридцать пятые» по прямому назначению. 6 ноября авиационная разведка обнаружила два конвоя, следовавших вдоль северо-восточного побережья Шотландии. Для их перехвата в море вышли обе флотилии в составе Т-1, Т-6, Т-7, Т-8, Т-9 и Т-10. Операцией командовал корветтен-капитан Риде, державший свой брейд-вымпел на Т-6. Согласно расчетам, встреча с англичанами должна была произойти около 2 часов ночи в районе мыса Киннэрдс-Хэд. К побережью миноносцы следовали через проходы в британских минных полях, карта которых попала в руки немцев с захваченной в начале мая подводной лодки «Сил». Пожалуй, нужно было очень не уважать противника, да еще такого, как англичане, чтобы безоговорочно воспользоваться информацией полугодичной давности!
Ночь выдалась темной и облачной, дул легкий норд-вест. К полуночи соединение находилось примерно в 40 милях от Киннэрдс-Хэд. В 0.15 головной Т-6 содрогнулся от мощного взрыва в кормовой части с правого борта. Последовавшая детонация снарядов в кранцах первых выстрелов и сигнальных ракет вызвала серьезный пожар. Обе машины сразу остановились, миноносец осел кормой и накренился на 10° на правый борт, окутавшись облаком пара и дыма. Поскольку системы внутри-корабельной связи вышли из строя, командир корабля капитан-лейтенант Ральф-Раймар Вольфрам не имел информации о характере повреждений. Полагая, что миноносец еще некоторое время продержится на плаву, он приказал всему экипажу подняться на палубу и лично отправился на корму для выяснения обстановки. В это время носовой турбинный отсек начал наполняться водой, а крен быстро нарастать. Стало ясно, что спасти миноносец не удастся. После того, как все доступные спасательные средства спустили на воду, Вольфрам отдал команду покинуть корабль. Т-6 затонул кормой вперед, хотя из-за мелководья носовая часть какое-то время оставалась над водой. Подошедшие Т-7 и Т-8 спасли экипаж, включая командиров корабля и флотилии, но 48 человек погибли.
Операцию пришлось отменить, соединение вернулось в Ставангер. Лишь позже командующий группой «Норд» адмирал Карльс получил данные с норвежского торпедного катера МТВ-5, захваченного у французского побережья еще 1 октября, о том, что англичане продлили свои минные поля дальше на север. Именно британская мина и стала причиной гибели Т-6.
Обе флотилии оставались в Норвегии до февраля 1941 года (последним в начале марта Ставангер покинул Т-1). За это время миноносцы принимали участие в эскортировании отправлявшихся в океанское рейдерство линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау», «карманного линкора» «Адмирал Шеер» и вспомогательного крейсера «Корморан», а также сопровождали минные заградители. Служба в суровых условиях зимних штормов вынудила корабли по возвращении в Германию стать в ремонт.
Первый опыт боевого применения миноносцев типа 35 не принес руководству Кригсмарине ничего, кроме разочарования. Неожиданно для себя немецкие адмиралы обнаружили, что использовать эти крайне несбалансированные корабли по прямому назначению в создавшейся обстановке невозможно. Оставалось сделать попытку возложить на них более широкий круг задач...