Боевое крещение — поводов для оптимизма нет

 

В октябре 1939 года в ожидании массо­вого вступления в строй кораблей типа 1935 в составе Кригсмарине были сфор­мированы два новых соединения. В 1-ю флотилию миноносцев, которую временно возглавил командир Т-1 капитан-лейтенант Гансфридер Рост, остававшийся в должно­сти до апреля следующего года (впослед­ствии флотилией командовал корветтен-капитан Эдлер фон Ренненкампф), были сведены корабли постройки «Шихау». 2-я флотилия объединила миноносцы, постро­енные «Дешимагом». Ее временным командиром стал капитан-лейтенант Вольф­ганг Эрхардт с Т-7, уже в ноябре сдавший флотилию корветтен-капитану Вальтеру Риде. Фактический состав флотилий час­то менялся, и случаи, когда миноносец од­ной флотилии подчинялся штабу другой, были, скорее, правилом, чем исключени­ем. Общее руководство миноносными си­лами осуществлял Начальник миноносцев (Fuhrer der Torpedoboote FdT), подчиняв­шийся командующему разведывательными силами, а с августа 1940 года — непосред­ственно командующему флотом. Эту долж­ность с 30 ноября 1939-го вплоть до ее ликвидации в апреле 1942 года занимал капитан-цурзее Ганс Бютов. Впоследствии до конца войны миноносцы находились в подчинении Начальника эсминцев (FdZ).

Приемные испытания головных кораб­лей типа 35, прерываемые периодически­ми возвращениями на завод для устране­ния недоделок, и боевая подготовка отня­ли немало времени. Лишь в середине июля 1940 года 2-я флотилия миноносцев при­ступила к активным действиям. Ее первой задачей стало прикрытие (совместно с 5-й флотилией, состоявшей из кораблей типа «Мёве») отряда минных заградителей в ходе постановок в Северном море, в тот же период Т-5 (капитан-лейтенант Копен­гаген) участвовал в сопровождении по­врежденного линейного корабля «Гнейзенау» из Тронхейма в Киль. В начале авгус­та немецкие заградители приступили к по­становке так называемых «фланговых» за­граждений в юго-западной части Северно­го моря. Для их прикрытия привлекались миноносцы 2-й и 5-й флотилий. В сентяб­ре 2-я флотилия самостоятельно выстави­ла три минных заграждения в Дуврском проливе.

Вскоре командование Кригсмарине при­ступило к развертыванию сил флота в рам­ках подготовки к операции «Зеелёве». Споры историков относи­тельно того, была ли возможна немецкая высадка в Британии, не утихают по сей день. Безус­ловно одно: в неизбежных при этом морских сражениях «торпедоботы» имели все шансы проявить себя. Тогда радары на британских ко­раблях были еще редкостью, а низкий си­луэт, высокая скорость и мощное торпед­ное вооружение делали миноносцы отлич­ным инструментом для ночных атак. Пока же 1-я и 2-я флотилии перебазировались в Шербур. Они занимались сопровождени­ем боевых кораблей и конвоев в Ла-Ман­ше, а самым опасным противником для них стала авиация. 12 сентября Т-2 был ата­кован бомбардировщиками «Бленхейм» в устье р. Шельда и, получив повреждения от осколков, вынужден был уйти на ремонт во Флиссинген, а затем вернуться в Гер­манию.

Королевские ВВС систематически нано­сили удары по портам, где сосредотачива­лись силы вторжения. В ночь на 18 сентяб­ря «Бленхеймы» 53-й и 59-й эскадрилий произвели налет на Шербур. Т-11 получил попадание в носовое машинное отделение, в результате которого из строя вышла тур­бина, а несколько членов экипажа получи­ли ранения. В декабре подлатанный ко­рабль перешел в Германию и был выве­ден в резерв до июня 1941 года.

Не прошло и суток, как «тридцать пятые» понесли первую потерю: в Гавре англий­ские бомбардировщики (предположительно, «Бленхеймы» Берегового командования) потопили Т-3 (капитан-лейтенант Брунс). Случай этот стал хрестоматийным и доста­точно подробно описан в отечественной литературе (Короткин И.М. Боевые повреждения надводных кораб­лей.— Л., 1960; Муру Н.П. Основы непотопляемости корабля. —М., 1990). 18 сентября, примерно в 23.30, одна из бомб угодила в корму стоявшего на якоре миноносца позади от 105-мм орудия ближе к левому борту. Затопило несколько отсеков, корабль получил значительный крен на правый борт, в воду вошла часть палубы. Поскольку миноносец не был под­готовлен к бою, почти все палубные люки оказались незадраенными. Вода быстро распространилась по кораблю, и через 15 минут он затонул. Погибли 9 или 10 чело­век. В марте 1941 года Т-3 удалось поднять и отремонтировать, а 12 декабря 1943-го на нем снова подняли флаг.

В октябре, после отказа немецкого ко­мандования от проведения операции «Зеелеве», 1-ю и 2-ю флотилии миноносцев под­чинили командованию военно-морской груп­пы «Норд» и перебазировали в норвежский Ставангер. Здесь и была предпринята един­ственная за всю войну (!) попытка исполь­зовать «тридцать пятые» по прямому назна­чению. 6 ноября авиационная разведка об­наружила два конвоя, следовавших вдоль северо-восточного побережья Шотландии. Для их перехвата в море вышли обе фло­тилии в составе Т-1, Т-6, Т-7, Т-8, Т-9 и Т-10. Операцией командовал корветтен-капитан Риде, державший свой брейд-вымпел на Т-6. Согласно расчетам, встреча с анг­личанами должна была произойти около 2 часов ночи в районе мыса Киннэрдс-Хэд. К побережью миноносцы следовали через проходы в британских минных полях, карта которых попала в руки немцев с захвачен­ной в начале мая подводной лодки «Сил». Пожалуй, нужно было очень не уважать про­тивника, да еще такого, как англичане, что­бы безоговорочно воспользоваться инфор­мацией полугодичной давности!

Ночь выдалась темной и облачной, дул легкий норд-вест. К полуночи соединение находилось примерно в 40 милях от Киннэрдс-Хэд. В 0.15 головной Т-6 содрогнул­ся от мощного взрыва в кормовой части с правого борта. Последовавшая детонация снарядов в кранцах первых выстрелов и сигнальных ракет вызвала серьезный по­жар. Обе машины сразу остановились, миноносец осел кормой и накренился на 10° на правый борт, окутавшись облаком пара и дыма. Поскольку системы внутри-корабельной связи вышли из строя, коман­дир корабля капитан-лейтенант Ральф-Раймар Вольфрам не имел информации о характере повреждений. Полагая, что ми­ноносец еще некоторое время продержит­ся на плаву, он приказал всему экипажу подняться на палубу и лично отправился на корму для выяснения обстановки. В это время носовой турбинный отсек начал на­полняться водой, а крен быстро нарастать. Стало ясно, что спасти миноносец не удаст­ся. После того, как все доступные спаса­тельные средства спустили на воду, Воль­фрам отдал команду покинуть корабль. Т-6 затонул кормой вперед, хотя из-за мелководья носовая часть какое-то время оставалась над водой. Подошедшие Т-7 и Т-8 спасли экипаж, включая командиров ко­рабля и флотилии, но 48 человек погибли.

Операцию пришлось отменить, соеди­нение вернулось в Ставангер. Лишь позже командующий группой «Норд» адмирал Карльс получил данные с норвежского тор­педного катера МТВ-5, захваченного у французского побережья еще 1 октября, о том, что англичане продлили свои минные поля дальше на север. Именно британская мина и стала причиной гибели Т-6.

Обе флотилии оставались в Норвегии до февраля 1941 года (последним в нача­ле марта Ставангер покинул Т-1). За это время миноносцы принимали участие в эс­кортировании отправлявшихся в океанское рейдерство линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау», «карманного линкора» «Ад­мирал Шеер» и вспомогательного крейсе­ра «Корморан», а также сопровождали мин­ные заградители. Служба в суровых усло­виях зимних штормов вынудила корабли по возвращении в Германию стать в ремонт.

Первый опыт боевого применения мино­носцев типа 35 не принес руководству Кригсмарине ничего, кроме разочарования. Не­ожиданно для себя немецкие адмиралы об­наружили, что использовать эти крайне не­сбалансированные корабли по прямому назначению в создавшейся обстановке не­возможно. Оставалось сделать попытку воз­ложить на них более широкий круг задач...