В несвойственной роли
В конце 1941 года командование Кригсмарине решило снова перебазировать «тридцать пятые» в воды Ла-Манша. 16 ноября стоявшие в Копенгагене Т-4, Т-7 и Т-12 получили приказ перейти в Киль. На следующий день они прошли Кильским каналом в Вильгельмсхафен, а оттуда — в Шербур. Их задача заключалась в эскортировании в Германию «Прерывателя заграждений №52» («Sperrbrecher 52»). На самом деле под этим «псевдонимом» скрывался вспомогательный крейсер «Комет» (контр-адмирал Эйссен), возвращавшийся после 515-дневного рейдерства, во время которого им было потоплено восемь судов суммарным тоннажем 52 130 брт.
Рейдер в сопровождении пары тральщиков прибыл в Шербур в полдень 26 ноября, а вскоре после полуночи усиленный миноносцами отряд вышел в море и с рассветом укрылся в Гавре. Переход через самый опасный участок маршрута — Дуврский пролив — был начат в 19.24 27 ноября. Теперь в охранении «Комета» находились три миноносца, пять тральщиков и шесть «раумботов». Британское Адмиралтейство получило информацию о предстоящем прорыве рейдера и выслало наперехват торпедные катера, результатом чего стала жаркая ночная схватка.
Противники встретились примерно в четыре часа ночи между Булонью и Дюнкерком. Стремительное маневрирование торпедных катеров и кораблей эскорта под вспышками осветительных снарядов делало обстановку крайне запутанной, что едва не завершилось гибелью Т-4. Сначала его по ошибке обстрелял Т-12, приняв за противника. Затем один из катеров очередью из пулемета прошелся по мостику Т-4, ранив четырех человек, в том числе командира корабля обер-лейтенанта Зоммерлата. Командование миноносцем принял шеф флотилии корветтен-капитан Эрдман. Через 20 минут Т-4 содрогнулся от взрыва в средней части. Поступил доклад об утечке пара из кормового котельного отделения. Сначала Эрдман решил, что корабль торпедирован, но вскоре выяснилось, что на самом деле его поразил 105-мм осветительный снаряд с одного из тральщиков. Он угодил в носовой торпедный аппарат, выведя его из строя и перебив осколками паропровод КО № 1.
К счастью, детонации боеголовок торпед не произошло, иначе гибель миноносца была бы неминуема. Не было и жертв, хотя скорость упала до 24 узлов. Т-7 также получил повреждения от пулеметного огня и потерял трех человек убитыми и трех ранеными. В остальном столкновение завершилось безрезультатно для обеих сторон, и к 7.00 немецкий отряд достиг Дюнкерка, откуда «Комет» без дальнейших происшествий дошел до Германии.
30 ноября флотилия прибыла в Вильгельмсхафен, но лишь для того, чтобы спустя несколько дней снова принять участие в аналогичной операции. На этот раз подопечным миноносцев стал «Прерыватель заграждений № 53» — он же вспомогательный крейсер «Тор», направлявшийся во второе океанское рейдерство. 3 декабря «Тор» под эскортом Т-2, Т-4, Т-7, Т-12 и Т-14 покинул рейд Шиллига. Из-за плотного тумана отряду пришлось подолгу отстаиваться во Флиссингене и Зеебрюгге. Только вечером 15 декабря рейдер прибыл в Брест, не вступив в огневое соприкосновение с противником. Впрочем, этот успех объясняется исключительно благоприятными погодными условиями.
После завершения операции Т-2 и Т-4 остались в Бресте, а Т-7 и Т-12 17 декабря ушли в Германию (первому предстоял ремонт в Везермюнде, второму — в Киле). К тому времени командование Кригсмарине, испытывая нехватку личного состава, приняло решение вывести в резерв один из кораблей 2-й флотилии миноносцев. Выбор пал на Т-8, чья силовая установка отличалась крайней ненадежностью. 30 декабря Т-8 был разукомплектован в Киле, а затем отбуксирован в Кенигсберг, где оставался в течение двух лет.
3-я флотилия миноносцев под командованием корветтен-капитана Ганса Вильке начала боевую деятельность в январе 1942 года, когда Т-13, Т-15, Т-16, Т-17 перешли в Роттердам, поближе к Ла-Маншу (в это время Т-14 был затерт льдами во Фленсбурге). Боевой дебют флотилии состоялся 12 февраля в ходе проведения операции «Церберус».
Линкоры «Шарнхорст» (флаг вице-адмирала Цилиакса), «Гнейзенау» и тяжелый крейсер «Принц Ойген» в сопровождении шести эсминцев вышли из Бреста поздней ночью 11 февраля. 2-я флотилия миноносцев (Т-2, Т-4, Т-5, Т-11, Т-12) выходила из Гавра, 3-я (состав указан выше) — из Дюнкерка. Обе присоединились к эскадре около 10 часов утра, когда та миновала меридиан устья Сены. У мыса Гри-Не в эскортирование включилась 5-й флотилия (пять кораблей типа 23/24). Миноносцы заняли места в ордере, образовав внешний периметр охранения. В ходе отражения атак противника они вели интенсивный огонь, но из-за сильной качки эффективность его вряд ли была высокой. Исключением стал лишь один эпизод. Примерно в 14.40 группу эскорта атаковала эскадрилья «харрикейнов» с пушечным вооружением. Повреждения получили миноносцы «Ягуар» и Т-13, а англичане потеряли четыре самолета.
После завершения операции «Церберус» миноносцы типов 35/37 оказались разбросанными по различным уголкам Европы. Т-5 и Т-12 сразу ушли в Норвегию. Уже 6 марта они прикрывали линкор «Тирпиц» на начальном этапе операции против конвоя PQ-12. Следом в Норвегию отправились Т-15, Т-16 и Т-17. 19 — 20 марта они сопровождали тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» на переходе из Брунсбюттеля в Тронхейм.
«Норвежский» период деятельности миноносцев не отличался активностью (например, Т-9 за два месяца ни разу не выходил в море) — других задач, кроме сопровождения крупных боевых кораблей, у них не было. Эскортные же операции можно пересчитать по пальцам. Все, от адмиралов до простых матросов, понимали, что плохая мореходность и капризные механизмы не позволяют сколь-нибудь эффективно использовать миноносцы в штормовых северных широтах. После двух-трех месяцев такой службы корабли приходилось отправлять в ремонт, после которого они, как правило, выводились в резерв или передавались учебным соединениям. По состоянию на 1 июля 1942 года из 18 единиц типа 35/37 шесть ремонтировались, четыре были приданы Торпедной школе, два проходили боевую подготовку на Балтике и лишь пять непосредственно участвовали в боевых действиях.
В операционной зоне группы «Вест» первая половина 1942 года прошла спокойно. Миноносцы привлекались к сопровождению конвоев. Летом 3-я флотилия осуществила три минных постановки в Ла-Манше. Следующая крупная операция состоялась лишь в октябре и была связана с проводкой через Ла-Манш вспомогательного крейсера «Комет», направлявшегося из Германии в очередное рейдерство.
«Комет» вышел из Гавра вечером 13 октября в сопровождении четырех миноносцев. Эскортом командовал корветтен-капитан Вильке, находившийся на Т-14 — головном в походном ордере. С правого борта рейдер прикрывал Т-10, с левого, обращенного к берегу,— Т-4, замыкал строй Т-19. Корабли держали интервал и дистанцию около 2,5 кбт, скорость —13 уз.
Переход вспомогательного крейсера уже стоил германскому флоту четырех моторных тральщиков (R-77, R-78, R-82, R-86), погибших на минах 8 октября на выходе из Флиссингена. В проливе отряд поджидали корабли противника, высланные Адмиралтейством по данным разведки. Флотилия эскортных миноносцев типа «Хант» под командованием лейтенант-коммандера Ингрэма («Коттесмор», «Кьюорн», «Глейсдейл», «Эскдейл» и «Олбрайтон») заранее была переведена в Дартмут и в ночь на 14 октября с восемью торпедными катерами (МТВ-49, -55, -56, -84,-95, -203, -229, -236) патрулировала в районе мыса Ла-Хог. Вторая группа «хантов» («Ферни», «Тайндейл», «Броклесби» и польский «Краковяк») вышла в море из Плимута. Британские эскортные миноносцы были вооружены 102-мм орудиями и, таким образом, превосходили противника как количественно, так и качественно.
Контакт с немцами установили самолеты Берегового командования, обнаружившие отряд у Барфлера и сбросившие осветительные бомбы. Хотя бой становился неизбежным, командир «Комета» и старший из офицеров капитан-цурзее Брокзин не предприняли попытки укрыться в Шербуре. Вскоре после полуночи флотилия Ингрема установила контакт, и сражение началось.
На концевой Т-10 внезапно обрушился шквал снарядов. От двух попаданий в носовое машинное отделение возник пожар. Главный паропровод был перебит, и скорость быстро упала до 8 уз. Капитан-лейтенант Зоммерлат с трудом развернул корабль на левый борт, приказал поставить дымовую завесу, открыть огонь и дать торпедный залп. Но аппараты по ошибке были развернуты не на тот борт, и шанс оказался упущенным. Следующее попадание пришлось в бомбосбрасыватель; в результате взрыва глубинных бомб I и II отсеки затопило. Пять минут спустя из машинного отделения доложили, что могут дать 24 узла, но тут четвертый снаряд угодил в среднюю надстройку, уничтожив зенитный автомат и вызвав детонацию кранцев первых выстрелов. Вскоре последовало попадание в трубу и котельное отделение. Давление пара снова упало, ограничив скорость 9 узлами. Последний, шестой снаряд перебил мачту чуть ниже прожекторной площадки. Положение Т-10 стало крайне тяжелым. Миноносец, лишенный почти всего вооружения, направился в сторону берега. На его борту было 11 убитых и столько же раненых.
В это время Т-4 находился на тактически невыгодной позиции — от неприятеля его загораживали «Комет» и Т-10. Уклоняясь от двух торпед, миноносец оказался под перекрестным обстрелом. Как докладывал его командир капитан-лейтенант Вайнлиг, на борту вспомогательного крейсера царила паника. 150-мм орудия вели огонь по правому борту, а пулеметы палили во всех направлениях. Жертвами этой беспорядочной стрельбы стали несколько членов экипажей Т-14 и Т-19, в том числе и корветтен-капитан Вильке. Т-4 спасла броня, прикрывавшая мостик и ходовую рубку.
В 2.15 в носовой части «Комета» прогремел взрыв, вызвавший большой пожар. Огонь быстро охватил мостик, затем раздался еще один глухой взрыв, сопровождавшийся столбом огня и дыма. Рейдер моментально затонул, оставив после себя только клубы дыма от разлившейся по поверхности горящей нефти. Ни один человек из его экипажа не спасся. Нанеся напоследок повреждения «Броклесби», немецкие миноносцы вышли из боя. По официальной версии британского Адмиралтейства, «Комет» был потоплен торпедой МТВ-236, хотя очевидцы боя с обеих сторон считали, что истинной причиной его гибели стал пожар цистерны авиационного топлива, подожженной артиллерией «хантов».
Гибель «Комета» наглядно продемонстрировала неспособность миноносцев обеспечить надежную защиту эскортируемым кораблям — главным образом, из-за слабого и неудачно расположенного артиллерийского вооружения, а также отсутствия радаров. С начала 1943 года по распоряжению нового главнокомандующего Кригсмарине адмирала Деница миноносцы типа 35/37 стали постепенно выводить из боевого состава и передавать флотилиям подводных лодок или учебным соединениям для обеспечения боевой подготовки. На смену им пришли более универсальные корабли.