«Эльбинги» в Западной Франции
В начале четвертого года войны центр активности миноносных сил сместился еще дальше на запад. Остававшиеся в распоряжении группы «Вест» 2-я, 3-я и 5-я флотилии миноносцев перебазировались в порты Бискайского залива и переключились, главным образом, на сопровождение подводных лодок и блокадопрорывателей, что было связано с большим риском из-за господства в воздухе неприятельской авиации.
В октябре 1942 года первый корабль типа 39 — Т-22 (капитан-лейтенант Хансен-Ноотбаар) прибыл в Западную Францию. Через месяц к нему присоединился Т-23 (капитан-лейтенант Пауль). Боевой дебют «эльбингов» состоялся 29 — 30 ноября и был связан с сопровождением итальянского блокадопрорывателя «Кортелаццо», направлявшегося на Дальний Восток. В конце марта — начале апреля 1943 года другое итальянское судно, «Гималайя», дважды пыталось прорваться из Бордо на Дальний Восток. Оба раза блокадопрорыватель и его эскорт обнаруживались авиацией противника, после чего поступал приказ о возвращении.
Еще в феврале 1943 года, в ожидании массового вступления в строй кораблей типа 1939, в Бресте была сформирована 4-я флотилия миноносцев, которой первые четыре месяца «по совместительству» командовал шеф 5-й флотилии фрегаттен-капитан Шмит, сами же Т-22 и Т-23 регулярно придавались другим соединениям для выполнения тех или иных задач. В течение мая — июня они, совместно со 2-й (в ее составе остались Т-2, Т-5, Т-18) и 5-й флотилиями, выставили шесть минных заграждений в Ла-Манше.
К лету в строю находилось уже шесть «эльбингов», работы на двух других были близки к завершению. Т-24 и Т-25 отправились из Германии на запад 3 июля, спустя два дня после возвращения из Франции последних миноносцев 2-й флотилии. У Дувра они попали под обстрел береговой батареи, под Дюнкерком были атакованы торпедными катерами, а в районе Булони — истребителями-бомбардировщиками «Тайфун». В ночь на 10 июля миноносцы вышли из Сен-Мало. Штаб 3-й дивизии сил охранения передал предупреждение о возможной встрече с британскими эсминцами и приказ осуществить дальнее прикрытие конвоя, совершавшего переход в Брест под эскортом 2-й флотилии тральщиков. Однако еще до подхода миноносцев конвой удалось перехватить у о. Ушант британским эскортным миноносцам «Мелбрик», «Уэнслидейл» и «Глэсдейл». В ходе беспорядочного ночного столкновения был потоплен тральщик М-153. Неожиданное появление Т-24 и Т-25 переломило ход боя. «Мелбрик» и «Уэнслидейл» получили повреждения, причем первый — довольно тяжелые. С немецкой стороны пострадал только Т-25, у правого борта которого разорвался снаряд. По прибытии в Брест в его носовой части насчитали около сотни осколочных пробоин, но они не повлияли на боеспособность корабля.
Июль — август 4-я флотилия миноносцев (с июня ею командовал корветтен-капитан Шуур) с переменным успехом занималась сопровождением подводных лодок в Бискайском заливе. Обычно с каждой субмариной или группой в море выходило 2 — 4 надводных корабля, но оказать им помощь миноносцы могли далеко не всегда. Так, в ранние часы 2 августа Т-22, Т-24, Т-25 вышли на помощь U-383, атакованной самолетом и лишившейся хода и способности погружаться. Отбив несколько воздушных налетов, миноносцы спасли 36 моряков с U-106 (ХВ серии), но U-383 так и не была найдена — затонула со всем экипажем. 29 — 31 августа миноносцы выполнили ответственное задание, встретив в море и сопроводив в Лорьян японскую субмарину I-8.
Утром 30 августа из Киля прибыли Т-26 и Т-27, доведя численность флотских миноносцев во Франции до шести единиц. В сентябре 4-ю флотилию принял корветтен-капитан Франц Колауф — опытный миноносник, ранее служивший в штабе FdT, командовавший «Ягуаром», «Зееадлером» и 3-й флотилией. Месяц был отмечен минными постановками в Ла-Манше.
Удлинившиеся осенние ночи вызвали рост активности надводных сил в проливе, и, как следствие, произошел ряд столкновений с британскими эсминцами. Первое имело место в ночь на 4 октября, когда Т-22, Т-23, Т-25 и Т-27 вышли из Бреста для обеспечения дальнего прикрытия небольшого конвоя. Флотилия находилась севернее банки Триаж (о-ва Ле-Сет-Иль), когда наблюдатели обнаружили тени, идентифицированные как эсминцы. Вскоре британские корабли (это были эскортные миноносцы «Лимбурн», «Уэнслидейл», «Тэнетсайд», эсминцы «Гренвилл» и «Ольстер») стали отчетливо видны на светлой северной части горизонта, в то время как отряд корветтен-капитана Колауфа находился на темной южной стороне. Несмотря на то, что позиция не слишком подходила для проведения торпедной атаки, а основной задачей миноносцев было прикрытие конвоя, безопасностью которого не стоило рисковать, Колауф принял решение выйти в атаку. В 1.30 флотилия развернулась на параллельный с противником курс и спустя 5 минут Т-25 и Т-27 выпустили торпеды. Попаданий замечено не было, после чего Колауф, все еще уверенный, что его корабли не обнаружены, приказал идти на сближение. Флагманский Т-23 включил радар для определения расстояния — оно составило 3400 — 3600 м. Его сигналы перехватил «Лимбурн», на котором подняли тревогу и тут же устремились навстречу противнику. Из-за изменения курса британского соединения шеститорпедный залп Т-22 также ушел «в молоко».
В 2.04 Колауф снова пошел на восток. Вскоре между его кораблями и эсминцами «Ольстер» и «Гренвилл» разгорелся жаркий бой. Успех не сопутствовал англичанам — все их 16 торпед прошли мимо целей, а «Гренвилл» получил попадание в корму и загорелся. Другой снаряд угодил в правый борт «Ольстера» ниже ватерлинии, носовой погреб оказался затопленным. Присутствие «хантов» удержало немцев от соблазна расстрелять артиллерией поврежденные неприятельские корабли. Перед тем, как англичане окончательно скрылись, Т-23 выпустил последние три торпеды, ориентируясь на разрыв осветительного снаряда. Затем немецкая флотилия легла на прежний курс и утром отдала якоря в Динане. Всего в ходе боя, длившегося около часа, обеими сторонами было израсходовано 30 торпед — без какого-либо результата.
Зато в следующем сражении миноносцы добились успеха, ставшего для них самым значительным за все время войны. Вечером 22 октября корабли 4-й флотилии (Т-23, Т-25, Т-26, Т-27, Т-22) вышли из Бреста — им была поставлена задача осуществлять дальнее прикрытие перехода через Ла-Манш транспорта «Мюнстерланд» с эскортом из 2-й флотилии тральщиков. Миноносцы встретили конвой и заняли позицию к северо-западу от него. Вскоре Колауф получил предупреждение с береговой радиолокационной станции о присутствии кораблей противника.
Операции по патрулированию западного входа в Ла-Манш (общее кодовое название «Туннель») проводились англичанами регулярно, причем из-за минной опасности корабли избегали приближаться к берегу. На этот раз британское соединение состояло из легкого крейсера «Карибдис», эсминцев «Гренвилл», «Рокет» и дивизиона «хантов» («Лимбурн», «Тэлибонт», «Стивенстоун» и «Уэнслидейл»). По огневой мощи англичане существенно превосходили противника, однако их корабли в данном составе никогда не действовали вместе. Кроме того, «Карибдис» недавно прибыл со Средиземного моря, а его командир кэптен Дж. Воулкер до последнего времени служил в подводном флоте — и для корабля, и для командира это была первая операция на новом театре.
В эту ночь с плохой видимостью, низкой облачностью и длинной тяжелой зыбью на море немецкая акустика оказалась эффективнее британских радаров. В 0.25 Т-25 гидрофонами засек цель, находившуюся севернее. Объявив боевую тревогу, Колауф повел флотилию навстречу противнику, но затем снова повернул на восток, чтобы завязать столкновение подальше от конвоя. Немцы знали, что англичане идут параллельным курсом, создавая тем самым идеальную позицию для торпедной атаки.
Около 1.25 «Лимбурн» перехватил переговоры германской флотилии и послал тревожное предупреждение флагману соединения. В 1.36 «Карибдис» установил радиолокационный контакт на дистанции 8100 м и спустя несколько минут выстрелил осветительным снарядом, однако тот разорвался над облаками и не дал нужного освещения. В то же время миноносцы обнаружили крейсер визуально и повернули на юг, развив максимально возможную скорость. Англичане же не видели противника ни в тот момент, ни в последовавшем затем коротком бою — на темном фоне берега силуэты миноносцев были совершенно незаметны.
В 1.43 немецкая флотилия повернула на юг, спустя три минуты каждый из миноносцев, кроме Т-25, дал полный залп — в общей сложности 24 торпеды. Едва «Карибдис» выпустил следующий осветительный снаряд, поступило сообщение о двух приближающихся торпедах, и, несмотря на то, что руль был немедленно переложен, одна из них ударила в левый борт под торпедным аппаратом. Второе котельное отделение и отделение динамо-машин оказались затопленными, электрическая цепь левого борта обесточилась, корабль получил крен в 20° на левый борт и остановился.
Англичане пребывали в смятении, так как море буквально кишело торпедами. Вскоре раздался второй взрыв, ставший для крейсера роковым. Вся верхняя надстройка была снесена, под водой оказалось второе машинное отделение, полностью пропала электроэнергия, крен увеличился до 50°. Спустя минуту торпеда поразила повернувший направо «Лимбурн», вызвав взрыв носового погреба, оторвавший носовую оконечность; миноносец начал погружаться, сильно накренившись на правый борт. Поскольку на нем находился второй по старшинству офицер, британское соединение на какое-то время лишилось командования, пока его не принял командир «Гренвилла» коммандер Р. Хилл.
«Карибдис» продержался на плаву около 10 минут. В 1.55 он затонул с 462 членами экипажа, в том числе командиром корабля. «Стивенстоун» и «Уэнслидейл» приступили к поиску и спасению уцелевших. Потери «Лимбурна» составили 42 человека. «Тэлибонт» попытался взять его на буксир, но Хилл, опасаясь воздушных атак, приказал добить поврежденный миноносец торпедой, что и было исполнено «Рокетом». Спасательная операция продолжалась около двух часов.
Тем временем «эльбинги» вышли из боя без повреждений и присоединились к конвою. Наутро их с триумфом встретили в Шербуре. Колауф считал, что первая торпеда, поразившая крейсер, была выпущена Т-23, вторая — Т-27, а «Лимбурн» стал жертвой торпед Т-22 и Т-26. Бездействие Т-25 объяснялось тем, что его торпедный офицер недавно пришел на эту должность после трех лет службы в Люфтваффе и оказался неготовым адекватно действовать в ходе скоротечного ночного боя. Двойной успех флотилии явился безусловным достижением на данном этапе войны. Как пишет М. Уитли, «он показал, что надводные корабли Кригсмарине еще могут служить ценным материалом для пропагандистских сводок, основную часть которых в то время занимали репортажи о достижениях подводных лодок». 29 октября корветтен-капитан Колауф был удостоен Рыцарского креста.
К наступлению зимы в Западной Франции не осталось ни одного корабля типа 35/37: последние Т-14 и Т-19 в октябре 1943 года ушли на ремонт в Германию. Впрочем, война пришла и туда. 13 декабря во время дневного налета «летающих крепостей» 8-й воздушной армии США на Киль был потоплен Т-15 (капитан-лейтенант Хаберкорн). В ноябре 4-я флотилия провела несколько учений с эсминцами 8-й флотилии. А через месяц им предстояла совместная операция по встрече блокадопрорывателя «Альстеруфер».
Утром 27 декабря Колауф вывел из Бреста Т-23, Т-22, Т-24, Т-26 и вскоре соединился с выходившими из устья Жиронды Z-27, Z-23, Z-24, Z-32, Z-37, Т-25 и Т-27. На следующий день немецкое соединение, не получившее сообщения о гибели «Альстеруфера», было обнаружено авиаразведкой и перехвачено двумя крейсерами — британским «Глазго» (кэптен Кларк) и канадским «Энтерпрайз» (кэптен Грант).
В 12.58 Т-24 доложил об обнаружении противника. Теоретически превосходство было на стороне немцев, однако решающим фактором, определившим исход боя, стала погода. Сильнейший шторм ограничивал скорость миноносцев 29 узлами, делая бесполезными оптические дальномеры и превращая ручное заряжание орудий в серьезную проблему. Поэтому когда в 13.04 командир отряда капитан-цурзее Эрдменгер приказал миноносцам выйти в торпедную атаку, Колауф с сожалением ответил, что ни один из его кораблей не в состоянии выпустить торпеды.
Противники сблизились и в 13.46 обменялись первыми артиллерийскими и торпедными залпами. Из-за сильного волнения моря германские миноносцы огня не открывали, ограничившись лишь постановкой дымовых завес. Спустя полчаса Эрдменгер разделил свои корабли на две группы, видимо, решив произвести торпедную атаку с двух сторон, стреляя перекрестно. Именно этот маневр Колауф назвал впоследствии фатальной ошибкой. Скоординированной атаки не получилось (из миноносцев только Т-22 выпустил шесть и Т-25 три торпеды), зато у англичан появилась прекрасная возможность разбить противника по частям. «Глазго» и «Энтерпрайз» сосредоточили огонь по северной группе, состоявшей из Z-27, Т-22, Т-25, Т-26.
В 14.54 точный залп «Глазго» накрыл Т-25. Были полностью выбиты расчеты кормовых зенитных автоматов и торпедного аппарата, левая турбина вышла из строя, а когда командир миноносца капитан-лейтенант Вирих фон Гарцен приказал дать полные обороты правой, механик доложил, что разорваны топливные трубопроводы, и кормовое машинное отделение наполняется водой. Корабль быстро терял скорость. Вскоре еще один снаряд разорвался у первой трубы, снеся ее за борт и повредив носовую турбину. Фон Гарцен послал радиограмму на Т-22 с просьбой подойти к борту и снять экипаж.
Увидев, что его залпы возымели действие, «Глазго» перенес огонь на Т-26. Миноносец засыпали осколки от близких разрывов, но грамотным маневрированием капитан-лейтенанту Кведенфельду довольно долго удавалось избегать прямых попаданий. В 15.21 шестидюймовый снаряд поразил котельное отделение миноносца, вызвав большой пожар. Т-22 (капитан-лейтенант Блёзе) попытался отогнать противника от поврежденных кораблей, выйдя в торпедную атаку, но был встречен метким огнем и ограничился постановкой дымовой завесы. Крейсера преследовали немецкие корабли в южном, а затем — в северо-западном направлении. «Глазго» передал «Энтерпрайзу» приказ покончить с поврежденными миноносцами, а сам устремился в погоню за флагманским Z-27 и вскоре пустил его на дно с большей частью команды.
Канадский крейсер приступил к поиску «подранков». Первым удалось обнаружить стоявший без хода Т-26. В 16:17 с дистанции в 3000 м по нему выпустили торпеду, от взрыва которой через три минуты миноносец затонул. Погибли 96 человек.
К тому времени Т-25 оставался на плаву, причем его старший механик не терял надежды запустить кормовую турбину. Все шансы на спасение исчезли в 16.35 с появлением «Энтерпрайза». С дистанции 3000 м он открыл огонь, на который отвечала лишь пара зенитных автоматов, а затем выпустил еще одну торпеду, решившую судьбу немецкого корабля. Охваченный огнем и оставленный экипажем, Т-25 около 17 часов затонул. Потери составили 85 человек.
Т-22 — единственный уцелевший из северной группы — в 15.45 присоединился к Z-23. Корабли укрылись на якорной стоянке Сен-Жан-де-Люз вблизи французско-испанской границы, а затем перешли в Ла-Паллис. Оставалась еще южная группа. Входившим в ее состав эсминцам Z-32 и Z-37 удалось вернуться на место боя и спасти 100 человек с Т-25 и 90 с Т-26, причем удивительно, что в их числе оказались командиры обоих кораблей.
Несмотря на гибель двух миноносцев, состав 4-й флотилии не изменился, поскольку из Германии прибыли закончившие курс боевой подготовки Т-28 и Т-29. Их переход наглядно свидетельствовал, насколько опасным стало плавание в Ла-Манше. В районе Дувра они подверглись атакам торпедных катеров и торпедоносцев «Альбакор» 415-й эскадрильи Берегового командования. При уклонении на Т-28 возникла течь в котлах, что вынудило его встать на ремонт до середины апреля. Вечером 5 февраля Т-29 с тральщиками М-156 и М-206 были перехвачены у северного побережья Бретани эскортными миноносцами «Тэнетсайд», «Тэлибонт», «Бриссенден» и «Уэнслидейл». В скоротечном бою М-156 получил тяжелые повреждения и на следующий день был добит Королевскими ВВС.
В начале февраля 1944 года ветераны Т-22 и Т-23 ушли на ремонт в Германию. В составе 4-й флотилии осталось четыре корабля. Из-за воздушной опасности основные выходы в море совершались по ночам. В марте 4-я и 5-я флотилии (Т-29, Т-27, «Мёве», «Кондор», «Грайф» и «Ягуар») перебазировались в Шербур и провели ряд минных постановок в Ла-Манше.
Вечером 25 апреля Т-24, Т-27 и Т-29 снялись с якорей в Сен-Мало и вышли в море для проведения очередной минной постановки, а также прикрытия конвоя. Выставив мины северо-западнее островов Ле-Сет-Иль, они получили сообщение о присутствии вражеских кораблей и приготовились к бою. Британское соединение состояло из крейсера «Блэк Принс» и эсминцев «Хайда», «Этабаскан», «Ашанти» и «Гурон». Радар позволил англичанам первыми обнаружить противника. С дистанции около 16 кбт «Блэк Принс» выстрелил осветительным снарядом, но в дальнейшем в бою не участвовал, зато заговорила мощная артиллерия «трайблов».
В первые же минуты боя Т-27 получил попадание в корму, отчего его скорость упала до 12 узлов, тем не менее, ему удалось добраться до Морле. Т-24 вел ответный огонь из кормовых орудий, но вскоре был поражен 120-мм снарядом, который снес дальномер, разбил радиорубку и вызвал пожар — правда, быстро ликвидированный аварийной партией. Миноносец дал торпедный залп, благодаря чему оторвался от преследователей и ушел в Сен-Мало.
Т-29 не удалось уклониться от боя. Попадание снаряда в румпельное отделение заклинило руль, неуправляемый корабль описал циркуляцию и подошел вплотную к противнику. «Хайда» и «Этабаскан», решив, что немцы устремились на таран, открыли ураганный огонь изо всех орудий. Т-29 не мог отвечать, поскольку его артиллерия была развернута на противоположный борт. Последовали попадания в носовые котельное и машинное отделения, взрывами снесло за борт дальномер, кормовые орудия, носовой торпедный аппарат, разбило мостик, на котором погиб находившийся там командир миноносца капитан-лейтенант Грунд. Принявший командование старший офицер приказал оставить корабль. Несмотря на это, уцелевший «фирлинг» продолжал поливать канадцев огнем. «Хайда» и «Этабаскан» отошли на север, предоставив «Ашанти» и «Гурону» возможность добить врага. Но к 4 часам утра тот еще оставался на плаву, поэтому все четыре «трайбла» вернулись, чтобы потопить горящий остов «эльбинга». По неподвижной цели было выпущено 15 торпед — без единого попадания, после чего вновь в ход пошла артиллерия. В 4.20 Т-29 перевернулся и затонул. Погибли 137 человек, 73 спасли немецкие сторожевики.
Следующей ночью Т-27 присоединился к Т-24 в Сен-Мало, и вечером 27 апреля миноносцы вышли в море, намереваясь под покровом темноты пробраться в Брест. Северо-западнее Роскофа их снова встретили «Хайда» и «Этабаскан», патрулировавшие у побережья Бретани. Бой начался в 4.12 с разрыва осветительного снаряда над застигнутыми врасплох немецкими кораблями. Они сразу же отвернули на юг, прикрывшись дымовой завесой. Т-24 (капитан-лейтенант Меенцен) выпустил шесть торпед. Правда, в горячке боя один торпедный аппарат был «разряжен» в сторону, противоположную от противника, зато одна из трех остальных торпед нашла свою жертву. В 4.17 она взорвалась в кормовой части «Этабаскана», вызвав детонацию погребов. Через 25 минут эсминец затонул со 128 членами экипажа, а оторвавшийся от преследования Т-24 устремился на восток.
Т-27, который в самом начале боя получил попадание, вызвавшее пожар, максимально возможным ходом двигался в юго-восточном направлении. «Хайда» преследовал его и вскоре добился новых попаданий. Первый снаряд пробил борт в районе ватерлинии, повредив носовое котельное отделение и пост управления огнем. В корпус стала поступать вода. Второй снаряд уничтожил «фирлинги» на крыльях мостика. Затем последовали попадания в носовую часть, заставившие командира миноносца капитан-лейтенанта Гоцмана искать убежища у побережья. Резко переложив руль направо, в 6.35 Т-27 выскочил на отмель небольшого островка Иль-де-Вьерж. Канадцы продолжали вести огонь, на миноносце взорвались снарядные кранцы и разгорелся сильный пожар. Посчитав свою миссию завершенной, «Хайда» удалился с поля боя, после чего экипаж Т-27, потерявший в бою 11 человек, оставил корабль. Впоследствии тральщики 24-й флотилии предпринимали безнадежные попытки снять Т-27 с мели. Окончательно корпус миноносца был разрушен в начале мая британским торпедным катером МТВ-673 и авиацией.
Т-24 на следующий день прорвался в Брест, по пути подобрав 47 уцелевших моряков с «Этабаскана». В результате последних сражений 4-я флотилия миноносцев фактически перестала существовать и была расформирована. Уцелевшие Т-24 и Т-28 собирались передать 5-й флотилии, однако первый из-за подрыва на донной мине не смог перейти в Шербур и позже оказался в составе 8-й флотилии эсминцев. На этом боевые пути миноносцев разошлись.
Англо-американскую высадку союзников в Нормандии Т-24 встретил в Бордо. В бою у о. Ушант 9 июня миноносец не сыграл заметной роли, и, избежав повреждений, вернулся в базу. В течение лета 1944 года он большую часть времени проводил на якорных стоянках, изредка выходя в море для сопровождения небольших конвоев, а 24 августа Т-24 и Z-24 — последние крупные надводные корабли, остававшиеся у немцев на Западе, — были потоплены в устье Жиронды ракетами «Бофайтеров» 236-й и 404-й эскадрилий. На Т-24 погибли 18 человек.
6 июня, получив сообщение о начавшейся высадке союзников, Т-28, «Мёве» и «Фальке» вышли из Гавра. Около 6.30 они атаковали корабли вторжения на участке «Суорд». Невзирая на плотный огонь линкоров и крейсеров, им удалось потопить норвежский эсминец «Свеннер» и уйти без потерь (На следующий день командир флотилии корветтен-капитан Генрих Хофман удостоился Рыцарского креста, а месяц спустя — Дубовых листьев).
Флотилия еще не раз пыталась повторить успех (израсходовано около 50 торпед), но каждый раз встречала противодействие британских эсминцев и торпедных катеров. 15 июня на Гавр был совершен налет 234 тяжелых бомбардировщиков «Ланкастер», в результате которого «Ягуар», «Мёве» и «Фальке» были потоплены, а «Кондор» тяжело поврежден. Т-28, единственный уцелевший корабль флотилии, оставался во Франции еще месяц, после чего получил приказ возвращаться в Германию. Переход, который в обычных условиях занял бы сутки, из-за господства противника на море и в воздухе продолжался неделю: с 21 по 27 июля.