Последний год войны на Востоке
В 1939 — 1943 годах Балтийское море было для германского флота самым спокойным театром. Здесь проходили испытания и отрабатывали боевую подготовку вступающие в строй корабли, готовились кадры подводного флота. К концу 1943 года на Балтике сосредоточились все миноносцы типа 35/ 37. На 1 января 1944-го их дислокация выглядела следующим образом: четыре корабля (Т-1, Т-8, Т-18, Т-19) в ремонте; еще четыре (Т-14, Т-15, Т-16, Т-17) распределены между 23-й, 24-й и 25-й флотилиями подводных лодок с базированием в Мемеле и Лиепае; основная часть — 12 миноносцев — входила в соединение кораблей Торпедной школы. Из четырех недавно укомплектованных флотских миноносцев Т-28 и Т-29 в начале 1944 года ушли во Францию, Т-31 заканчивал курс боевой подготовки и лишь Т-30 находился в подчинении командования группы «Ост».
Обострившаяся с началом навигации ситуация в Финском заливе потребовала присутствия там мощных сил флота. 5 марта 1944 года в Таллин прибыла 6-я флотилия эсминцев, которой временно был придан Т-30 (капитан-лейтенант Бух). В период с 14 по 26 апреля он совершил шесть выходов на постановку заграждения «Зееигель», причем в четырех из них сам ставил мины.
Стремительное наступление войск Карельского фронта заставило немцев усилить свою корабельную группировку в Выборгском заливе. 17 июня Т-30 и Т-31 прибыли на рейд о. Муссало. В ночь с 19 на 20 июня они вышли в море для проведения операции «Дроссельфанг», целью которой был разгром ожидавшегося советского десанта на острова Бьеркского архипелага.
В ту же ночь командование Краснознаменного Балтийского флота осуществило высадку десанта на «ничейный» остров Нерва (финское название — Нарви), лежавший в 16 милях западнее Бьёрке. Непосредственное прикрытие операции осуществляли 14 торпедных катеров под командованием капитана 2 ранга С.А. Осипова, сведенные в три группы (командиры — Б.П. Ущев, Н.С. Иванов и В.И. Тихонов). Дальнее прикрытие возлагалось на отряд капитана 1 ранга Е.В. Гуськова — десять сторожевых катеров и четыре морских бронекатера («шхерных монитора»).
На переходе Т-30 и Т-31 наткнулись на два советских торпедных катера и огнем отогнали их к острову Лавенсари. Состоявшаяся в 23 часа к северу от Нервы, в районе банки Средняя, встреча с силами десанта оказалась для немцев абсолютной неожиданностью. Обнаружив силуэты двух неопознанных кораблей, Гуськов повел свой отряд на сближение. В артиллерийском бою миноносцы имели явное преимущество. Один из первых снарядов разорвался рядом с флагманским МО-106, ранив осколками капитана 2 ранга М.В. Капралова — командира отряда «мошек». Затем повреждения получили МБК-503 и МБК-505. Гуськов связался с Осиповым, торпедные катера которого находились ближе к острову, и сообщил ему о бое.
Командующий флотом адмирал В.Ф. Трибуц так описывает дальнейшие события в своих мемуарах: «Осипов быстро определил, что это германские миноносцы типа «Т». Лакомая цель! Но тут командир дивизиона либо погорячился, либо поторопился и принял неправильное решение: приказал Ущеву атаковать миноносцы лишь своим отрядом». Атака не удалась: все выпущенные ТК-53, ТК-63 и ТК-153 торпеды прошли мимо целей, а ответным огнем миноносцы повредили все катера, причем в ТК-63 попало три снаряда. «Этот неприятный урок, — продолжает командующий флотом,—должен был напомнить командиру дивизиона о правилах атаки торпедными катерами. Ведь учили еще до войны, что в подобной ситуации нападать надо, по возможности, большим количеством катеров, стремясь атаковать противника с разных направлений. Однако Осипов оставался верен своему первому неправильному решению, и после отхода Ущева повторил локальную атаку силами отряда Тихонова».
Вторая группа атаковала также неудачно: ТК-101 и ТК-103 получили повреждения. Тем не менее, миноносцы отошли к шхерам, но около полуночи вернулись, намереваясь уничтожить десант. Теперь Осипов приказал атаковать одновременно всеми катерами, у которых оставались торпеды и не было серьезных повреждений. Две группы ТКА взяли противника «в клещи», надежно прикрываясь дымовыми завесами. Ограниченная видимость снижала эффективность ответного артиллерийского огня миноносцев. В таких условиях в 0.03 ТК-37 старшего лейтенанта Тороненко и ТК-60 лейтенанта Бушуева (оба катера типа Д-3) поразили Т-31 (капитан-лейтенант Петер Пиркхам) двумя торпедами. Миноносец быстро затонул в точке с координатами 60°16' с.ш. и 28°17' в.д. Вместе с ним погибли 76 человек, шестерых наши катерники взяли в плен. Т-30 поспешил ретироваться в шхеры. Днем к месту боя подошли финские катера, спасшие еще 86 уцелевших немецких моряков.
Т-31 стал самым крупным боевым кораблем, потопленным надводными силами Советского ВМФ в годы Великой Отечественной войны.
Гитлеровское командование не смирилось с захватом Нервы, но две попытки выбить оттуда советский десант, имевшие место 28 июня и 16 июля, закончились безрезультатно. Немецко-финские соединения, куда входили Т-30, Т-8 и Т-10, каждый раз попадали под обстрел и отходили. Их единственное достижение — потопление сторожевого катера ДЗ-9.
Обстановка в Финском заливе продолжала оставаться сложной, поэтому в начале июля туда была направлена 6-я флотилия миноносцев под командованием корветтен-капитана Копенгагена. К уже находившемуся в финских шхерах Т-30 присоединились Т-22, Т-23 и Т-32. Но первая же операция, которую флотилия проводила в полном составе, обернулась полным провалом.
Немецкое командование решило усилить обширное заграждение «Зееигель» в Нарвском заливе дополнительной секцией «ХЬ» и отдало приказ 6-й флотилии произвести эту постановку в ночь на 18 августа. Днем 17-го в Хельсинки миноносцы приняли с минного транспорта «Кондор» по 31 противолодочной мине UMB и 23 минных защитника EMR. В 18.37 вышли в море. На переходе соблюдалось строгое радиомолчание. Радары не использовались, но, чтобы штурманы могли определиться, маяки на острове Большой Тютерс и в местечке Валасте на южном берегу Нарвского залива должны были ненадолго загораться каждые 20 минут.
К полуночи флотилия прибыла в Нарвский залив, и на кораблях начали готовиться к постановке. Стояла прекрасная погода, с легким юго-западным ветром и хорошей видимостью. В 0.13 миноносцы изменили курс со 144° на 59°, а еще через десять минут легли на боевой курс 329°, развернувшись в строй фронта с интервалом 100 м. При этом флагманский Т-30 поменялся местами с Т-23. Одновременно был отдан приказ приступить к постановке.
В 0.25, когда поворот еще не был завершен, два мощных взрыва прогремело в середине левого борта Т-30. Их наблюдали как находившиеся поблизости немецкие подводные лодки U-479 и U-679, так и советский корабельный дозор. Командир Т-23 капитан-лейтенант Вернер Вайнлиг (на основании его донесения в целом строится дальнейшее описание) счел, что флагман подорвался на дрейфующей мине, сорванной с соседней линии заграждения, на Т-22 взрывы приняли за торпедные. Окутанный дымом Т-30 застыл на поверхности моря с сильным креном на левый борт.
Не прошло и минуты, как от двух взрывов содрогнулся Т-32. На Т-22 и Т-23 экипаж пытался вернуть подготовленные к постановке мины в «безопасное» состояние. Вайнлиг отослал расчет носового орудия на бак для наблюдения за поверхностью. Гидроакустики миноносца, работая в активном режиме, обнаружили мины в секторе 30° — 65° на расстоянии около 1200 м. Сомнений не оставалось— флотилия попала на минное поле.
В 0.33 поврежденный Т-30, наскочив еще на одну мину, взорвался, переломился и затонул. Остававшиеся целыми Т-22 и Т-23 обменивались сообщениями посредством прожектора. В 500 м слева от них качался на волнах Т-32 с оторванным носом. Вскоре на Т-23 закончили приготовления к буксировке. С Т-32 сообщили, что командир корабля капитан-лейтенант Денерт серьезно ранен, а из-за поступления воды буксировка возможна только кормой вперед. Несмотря на опасность, Т-22 (капитан-лейтенант Вальденбургер) трижды пытался сблизиться с поврежденным миноносцем. В 1.05 между кораблями взметнулись два мощных взрыва. Сразу после этого акустики Т-23 доложили о шумах торпед, а почти все находившиеся наверху явственно слышали звуки моторов. Около 1.13 Т-23 запросил «двадцать второй» о состоянии и возможности буксировки, как вдруг еще один сдвоенный взрыв разорвал Т-22 на куски (спасшиеся впоследствии утверждали, что взрыв мины вызвал детонацию торпед в носовом аппарате).
Теперь Т-23 остался единственным боеспособным кораблем флотилии, и Вайнлиг лихорадочно обдумывал дальнейшие действия. В воде ожидали помощи моряки с затонувших миноносцев. Однако донесения о шумах моторов не прекращались, а в 1.18 расчет орудия №3 доложил о замеченном силуэте советского торпедного катера. В создавшихся условиях Вайнлиг принял тяжелое решение не рисковать кораблем. Осторожно выйдя с минного поля, Т-23 27-узловым ходом пошел на запад. В штаб 9-й дивизии сил охранения была дана радиограмма с просьбой выслать мелкосидящие катера для спасения уцелевших. В 12.41 миноносец благополучно прибыл в Хельсинки.
Утром следующего дня Т-32 затонул. По немецким данным, его уничтожила советская авиация, но документами это не подтверждается. Забегая вперед, скажем, что опасный груз затонувших миноносцев заставил отказаться от любых попыток их подъема, а место гибели «обработать» бомбардировщиками.
С рассветом обе стороны развернули спасательную операцию. Несмотря на все усилия, немецким тральщикам удалось поднять из воды всего 51 человека. Летающая лодка Do-24 поисково-спасательной службы за несколько вылетов подобрала еще 90 человек, причем во время последнего рейса из-за перегрузки не смогла взлететь и была вынуждена передать часть людей на корабли. Около полудня в этот район вышли три советских торпедных катера и один охотник МО. Они подобрали 30 немецких моряков. Затем операцию продолжили с участием катеров и авиации: первые за 18 — 19 августа выловили из воды еще 77 человек, в том числе и командира флотилии корветтен-капитана Копенгагена, а истребители потопили 15 резиновых шлюпок, которые катера не могли подобрать. Всех пленных немцев доставили в Кронштадт и колонной провели по улицам города. Допрос на месте проводили начальник оперативного отдела штаба КБФ капитан 1 ранга Ю.В. Ладинский и сотрудник разведотдела капитан 2 ранга П.Д. Грищенко. Впоследствии Копенгагена отправили в Москву.
Результатом операции в Нарвском заливе стала потеря немецким флотом трех первоклассных кораблей, погибли 287 человек, 107 попало в плен. Основной причиной (подтвердившейся после войны благодаря изучению советских документов) был назван подрыв на минах заграждения «Зееигель IXb», установленного немецкими десантными баржами. Последние имели крайне примитивное навигационное оборудование, поэтому в расположении полей допускались значительные неточности. Кстати, на данное обстоятельство командир флотилии указывал еще до выхода на роковую постановку, но к его мнению тогда не прислушались. Заметим, что в декабре в аналогичной ситуации погибнут эсминцы Z-35 и Z-36, но сопровождавшим их Т-23 и Т-28 благодаря грамотным действиям командиров удастся избежать столь же печальной участи.
Наконец, нельзя не упомянуть о связанной с этой историей легенде, гуляющей по отечественной военно-морской литературе и дающей повод причислить гибель миноносцев к успехам советского флота. Вкратце она выглядит так. Катера-тральщики, производившие траление в Нарвском заливе, обнаружили буйки (вариации: вешки, бочки), обозначавшие границу немецкого минного поля, и переставили их на само заграждение. Педантичные немцы пошли по обозначенному фарватеру и подорвались. В брошюре «Адмирал Трибуц» (М., 1981) биограф адмирала Н. Михайловский даже называет номера катеров: 707 и 711. Как и любой миф, этот содержит в себе ряд логических нестыковок. 1-й Гвардейский Краснознаменный дивизион КАТЩ, в состав которого входили названные катера, действительно привлекался к боевому тралению в Нарвском заливе, но с 10 августа упоминаний о нем в ежедневных сводках не встречается. Чтобы передвигать буйки в западной (тыловой) части заграждения, нужно было целиком его форсировать, что как раз и пытались сделать наши тральщики. Попутно заметим, что катера принадлежали к типу «Р» с осадкой более 1 м и поэтому считавшиеся глубокосидящими, а следовательно, использовавшиеся в третьем эшелоне траления. Наконец, главное — в материалах немецкой стороны нет даже намеков на какие-либо навигационные отметки...
После нарвской трагедии все оставшиеся флотские миноносцы (Т-23, Т-28, Т-33, Т34, позже — Т-35, Т-36) свели в переформированную 5-ю флотилию, которую возглавил корветтен-капитан Хансен-Ноотбаар. Тяжелая для немцев обстановка на Балтике потребовала вернуть в строй и «старичков» — корабли типа 35/37. С августа 2-я (корветтен-капитан Пауль) и 3-я (корветтен-капитан Ферлор) флотилии миноносцев принимали участие в боевых операциях. К тому времени потери понесли и эти соединения. 21 февраля Т-16 получил тяжелые повреждения в результате подрыва на мине у Мемеля (ремонт на «Одерверке» в Штеттине до августа); 29 июля Т-2 и Т-7 погибли во время налета бомбардировщиков 8-й воздушной армии США на Бремен. Оба они были подняты (27 сентября и 25 октября соответственно), но только Т-2 отбуксировали в Эльбинг на ремонт, который так и не был завершен.
В связи с выходом Финляндии из войны, 3-я флотилия миноносцев 15 — 17 сентября действовала у Аландских островов, прикрывая эвакуацию немецких войск и неоднократно попадая под обстрел финских береговых батарей. Утром 17-го миноносцы получили приказ возвращаться в Таллин, но задержались, чтобы досмотреть судно с эстонскими беженцами, остановленное в 16 милях севернее м. Тахкуна. Во время досмотра они были атакованы одиночным топмачтовиком А-20Ж «Бостон» 51-го минно-торпедного авиаполка ВВС КБФ (пилот — лейтенант Пудов). Удар пришелся на Т-18. Застигнутый врасплох, миноносец не мог маневрировать при отражении налета, две 500-кг фугасные бомбы послали его на дно. Погибли 30 человек.
23 сентября немцы были вынуждены оставить Таллин и Палдиски. Т-13, Т-17, Т-19, Т-20 сопровождали конвой с эвакуируемыми, а Т-23 обеспечивал защиту рейда от ударов с воздуха. Чтобы помешать проникновению советского флота в открытую часть Балтики, продолжились минные постановки в устье Финского залива, в которых принимали участие Т-23 и Т-28.
Главные же события осени 1944-го развернулись у побережья Курляндии. 10 октября советская армия вышла к Балтийскому морю севернее Мемеля, отрезав крупную группировку германских войск. Немцы решили любой ценой удержать плацдарм, для чего были использованы силы флота, а именно — 2-я боевая группа под командованием вице-адмирала Августа Тиле, в которую вошли практически все боеспособные крупные надводные корабли. Для охранения последних почти всегда привлекались миноносцы. С середины октября до середины ноября ими было совершено 26 выходов в море, причем наиболее активно действовал Т-13 (обер-лейтенант Рённау). Во многом благодаря флоту Курляндской группировке удалось продержаться вплоть до полной капитуляции Рейха.
Большую помощь оказал германский флот и войскам, оборонявшим полуостров Сырве. Т-23 и Т-28 прибыли сюда 18 ноября и, несмотря на огонь советских береговых батарей, атаки торпедных катеров и авиации, в течение двух дней вели обстрел целей на берегу. Их сменил «Адмирал Шеер» с пятью миноносцами. Но даже столь мощная поддержка не смогла сдержать наступление Красной Армии. 24 ноября немцы эвакуировались с Моонзундских островов.
Рекорд самой непродолжительной карьеры установил Т-34 (капитан-лейтенант барон фон Лютиц). Утром 20 ноября миноносец, занимавшийся учебными стрельбами по кораблю-цели «Гессен», подорвался на мине северо-восточнее м. Аркона (о. Рюген). Взрывом оторвало его кормовую оконечность, корабль лег на левый борт, перевернулся и быстро затонул с 62 членами экипажа. По британским данным, мины были поставлены самолетами Королевских ВВС, по советским (по ряду признаков более достоверным и не оспаривающимся самими немцами) — подводным минным заградителем Л-3 (капитан 3 ранга В.Н. Коновалов).
По мере того, как война приближалась к границам Германии, не только выходы в море, но и нахождение в базах становилось все более опасным, что подтвердила гибель Т-10. 28 ноября в районе Лиепаи он был поврежден в результате близкого подводного взрыва авиабомбы. Миноносец поставили для ремонта в плавучий док №4 концерна «Дойче Верке» в Готенхафене. Ночью 18 декабря на город совершили налет 236 британских самолетов, сбросивших 824 т бомб. В 22 часа одна из них попала в док, и он опустился на дно с креном на левый борт. Находившийся в нем Т-10 соскочил с кильблоков и лег надстройками на стенку дока, после чего в образовавшийся промежуток угодило еще несколько бомб, нанеся дополнительные повреждения кораблю. Оказались разорванными кабели и трубопроводы, соединявшие миноносец с берегом, из-за отсутствия энергии стало невозможно использовать помпы. Вода затопила оба котельных отделения, носовое турбинное и IX отсек. Чтобы освободить корабль, командир Т-10 капитан-лейтенант Брунк распорядился притопить кормовую часть дока, но тот внезапно разломился. Носовая часть миноносца оказалась на плаву, в то время как корма оставалась в доке. Несмотря на усилия подошедшего спасательного судна, вода прибывала. 19 декабря в 3.13 Брунк отдал команду оставить корабль, в 3.20 Т-10 затонул на мелководье — кормовая оконечность, мостик и труба торчали над водой. Судоподъемные работы были начаты, но завершить их в условиях стремительно рушившегося фронта не удалось.
К началу нового 1945 года только дюжина миноносцев находилась в боеспособном состоянии, еще один — новейший Т-36 — отрабатывал ускоренный курс боевой подготовки. Большинство кораблей действовало в составе 2-й боевой группы в водах Восточной Балтики, оказывая поддержку частям германской армии, оборонявшимся в Восточной Пруссии и Померании, а 3-я флотилия привлекалась к эскортным операциям и сопровождению минных заградителей в Скагерраке. Несмотря на хронический недостаток топлива и отсутствие полноценного технического обслуживания, миноносцы использовались весьма активно. Возможно, в этот период они одержали свою первую и единственную победу над подводной лодкой противника. 4 января западнее мыса Брюстерорт Т-3 (капитан-лейтенант фон Диет) в штормовых условиях протаранил, а затем атаковал глубинными бомбами неопознанную субмарину. В журнале боевых действий группы армий «Север» зафиксирован точно такой же эпизод, произошедший в том же самом районе в ночь на 7 января, но с участием Т-33 (капитан-лейтенант Прибе) (Весьма вероятно, что в армейском документе допущена опечатка и имелся в виду случай с Т-3).
Единственной погибшей в 1945 году советской подводной лодкой была С-4 капитан-лейтенанта А.А. Клюшкина, но с полной уверенностью отнести ее на счет немецких миноносцев нельзя по сей день.
4 февраля Т-23 и Т-28, производившие обстрел береговых целей в районе Брюстерорта, были атакованы нашей подводной лодкой Л-3, но выпущенные торпеды прошли мимо. Другой «ленинец» — Л-21 (капитан 3 ранга С.С. Могилевский) — с лихвой отквитался за неудачу. 13 марта он выставил у восточной оконечности косы Хель 20 мин ПЛТ, ставших на следующий день причиной гибели сразу двух миноносцев — Т-3 и Т-5. М. Уитли пишет, что первым на затраленной мине подорвался Т-5, затонувший через несколько минут. Вскоре подорвался Т-3, продержавшийся на плаву около двух часов. По версии Э. Тренера, Т-3 подорвался в 18.20, подрыв Т-5 произошел в 18.45. Координаты гибели кораблей не совпадают в различных источниках, но все сходятся в одном: первая мина была якорной, а такие у Хеля ставила только Л-21! На Т-3 погибли 30, на Т-5 —20 человек, спастись удалось 173 членам экипажей и 134 находившимся на кораблях беженцам.
В связи с переброской войск из Норвегии в Германию интенсивность движения конвоев возросла, и на миноносцы 3-й флотилии (корветтен-капитан Гёпнер) легла значительная нагрузка. Основная угроза исходила от авиации. Так, 2 апреля в районе о. Борнхольм при уклонении от атаки советских самолетов Т-11 (капитан-лейтенант Хайлиг) столкнулся с моторным тральщиком R-256, который от полученных повреждений затонул. Ночью того же дня Т-13, Т-16 и Т-17, совместно со сторожевым кораблем Vs-902, сопровождавшие транспорт «Ганза I» из норвежского Мосса в датский Орхус, были атакованы в районе Гетеборга семеркой «галифаксов». В 1.45 около Т-16 (корветтен-капитан Бальзер) разорвалось семь 227-кг бомб, нанесших миноносцу серьезные повреждения. От сотрясения разошлись листы обшивки, через всю палубу и один борт прошла трещина, уходившая ниже ватерлинии. Была сломана мачта, уничтожено все радиолокационное оборудование, погнуты валопроводы. Кормовое машинное отделение быстро заполнилось водой, которая медленно просачивалась и в носовое МО. Благодаря постоянной откачке воды, кораблю удалось сохранить 10-узловую скорость, дойти до Фредрикстада и сесть там на прибрежную отмель. Хотя ремонт был начат (на трещину наварили железнодорожные рельсы), 13 апреля поступил приказ об исключении Т-16 из состава флота.
Следующий выход в море оказался последним для «Ганзы I» иТ-13(обер-лейтенант Рённау). В ранние часы 10 апреля юго-восточнее датского острова Лесе их потопили «галифаксы» 58-й эскадрильи RAF. В ту же ночь от бомб британских самолетов в Киле погиб Т-1.
13 апреля из Осло-фьорда вышел конвой (паром «Пройссен» и транспорт «Бретань») под охраной эсминца «Фридрих Инн», миноносца Т-17 и канонерской лодки К-1. Командир конвоя был предупрежден о переходе в Норвегию немецких подводных лодок (U-235 и U-1272 вышли из Киля 12 апреля, имея приказ днем идти под шнорхелем из-за господства союзной авиации в зоне проливов), а также имел информацию о нахождении британской субмарины в районе Бергена. На следующий день с «Пройссена» заметили торпедный след. Затем практически перед носом Т-17 всплыла подводная лодка, но сразу же погрузилась. Командир миноносца капитан-лейтенант Лирман приказал атаковать. Была сброшена серия глубинных бомб, после чего на поверхности появились тела в немецкой форме. Потопленной оказалась U-235. Можно предположить, что субмарина начала всплывать, чтобы дать опознать себя эскорту, но, оказавшись слишком близко и усмотрев возможность столкновения, попыталась уйти на погружение. Командир миноносца, видимо, решил, что своя лодка убегать бы не стала, кроме того, только что поступило сообщение с парома об атаке. За след торпеды, вероятно, был принят след от головки шнорхеля лодки U-1272, которая шла первой.
Нередко миноносцам приходилось выступать в роли спасателей. Так, ночью 30 января 1945 года Т-36 участвовал в оказании помощи уцелевшим пассажирам с лайнера «Вильгельм Густлоф», им было поднято 564 человека. 9— 10 апреля Т-33 осуществлял буксировку эсминца Z-43, поврежденного в результате удара советской авиации и подрыва на мине, а 17 апреля Т-36 довел до порта тяжело поврежденный торпедными катерами Z-34.
Самому же Т-36 выпал жребий стать последним немецким миноносцем, погибшим от оружия противника. Вечером 3 мая в составе конвоя он покинул Свинемюнде, но подорвался на британской авиационной донной мине и вернулся в порт. Одна турбина вышла из строя, тем не менее, на следующий день было решено отправить миноносец на запад в сопровождении четырех «раумботов». В 7 часов вечера севернее о. Узедом отряд атаковала шестерка штурмовиков Ил-2 из состава 7-го Гвардейского штурмового авиаполка ВВС КБФ. Советские летчики действовали очень умело. Т-36 (капитан-лейтенант Херинг) был обстрелян пушечно-пулеметным огнем, а затем получил три прямых бомбовых попадания и медленно затонул. Погибли 63 человека. Днем ранее британская авиация повредила в бухте Штранде (район Киля) миноносцы Т-8 и Т-9; 8 мая по приказу командования их затопили свои экипажи.
Последней успешной операцией, осуществленной германским флотом на Балтике, стала эвакуация войск и беженцев с полуострова Хель. Несмотря на немалый риск, эсминцы и миноносцы совершили два рейса к блокированному полуострову, вывезя 43 тысячи человек. В походе 7 — 8 мая участвовал Т-23 (принял на борт 700 человек!), 8 — 9 мая — Т-17, Т-19, Т-23, Т-28 и Т-35. 10 мая на всех боевых кораблях Кригсмарине были спущены германские флаги, в тот же день командиры наиболее отличившихся Т-23 и Т-28 капитан-лейтенанты Вернер Вайнлиг и Ганс Темминг были награждены Рыцарскими крестами.