Под чужими флагами

 

К моменту капитуляции Германии ее над­водный флот лежал в руинах. Из 36 минонос­цев типа «Т» войну пережили всего 12 (Т-4, Т-11, Т-12, Т-14, Т-17, Т-19, Т-20, Т-21, Т-23, Т-28, Т-33, Т-35). Летом 1945 года все уце­левшие корабли были сконцентрированы в Вильгельмсхафене под британским контро­лем. Их судьба решалась на заседаниях трех­сторонней комиссии по разделу германского флота. Согласно жеребьевке, Т-12, Т-17, Т-33 достались Советскому Союзу; Т-11, Т-20, Т-23, Т-28 — Великобритании, Т-4, Т-14, Т-19, Т-21, Т-35 — США. Великобритания все свои миноносцы вместе с большей частью эсмин­цев передала Франции. 4 февраля 1946 года в Шербуре в присутствии морского министра М. Мишеле и вице-адмирала Лемонье на них торжественно подняли французские флаги. Т-23 был переименован в «Альсасьен» («L'Alsacien», бортовой номер Т07), Т-28 — в «Лоррэн» («Lorrain», T08), Т-11 — в «Вир Хаким» («Bir Hakeim», T10), Т-20 — в «Баккара» («Baccarat», T11). 24 октября 1947 года из Бремерхафена в Шербур прибыл переданный Соединенными Штатами Т-14, получивший название «Домпэр» («Dompaire») и бортовой номер Т09.

«Альсасьен» и «Лоррэн» ввели в строй соответственно 16 мая и 1 июня 1946 года, а затем около трех лет они находились в ре­монте. Французы модернизировали их воору­жение и радиолокационные средства. Орудия главного калибра, торпедные аппараты и кормовые «фирлинги» были сохранены, на мес­те 37-мм автоматов и на верхнем мостике установлено четыре одноствольных 40-мм автомата «Бофорс», в передней части над­стройки — по два спаренных 20-мм «эрликона» (их расположение на «Альсасьене» и «Лоррэне» слегка различалось). Немецкие РЛС демонтировались, вместо них устанав­ливались американские SC-1 и SG. По всей видимости, заменялись гидроакустические станции и противолодочное вооружение.

Бывшие флотские миноносцы служили на Средиземном море с базированием на Тулон и использовались в качестве учебных проти­володочных кораблей. 9 июня 1954 года «Аль­сасьен» был выведен из боевого состава, переименован в Q-11, а в феврале 1955-го сдан на слом. Карьера «Лоррэна» продолжа­лась дольше: 1 мая 1955 г. он был выведен в резерв второй категории, в конце октября ему присвоили номер Q-59. 21 июля 1959 года корабль отправили на разборку.

В отличие от своих более крупных собрать­ев, миноносцы типа 35/37 в море под фран­цузским флагом не выходили, а находились в резерве. Все три корабля 8 октября 1951 года были исключены из состава флота и про­даны на слом.

Почти вся американская часть трофеев не покидала европейских вод. Из-за плохого тех­нического состояния Т-21 был загружен хи­мическими боеприпасами и 16 декабря 1946 года затоплен в проливе Скагеррак своим же собратом — Т-19. Т-14 до передачи Франции использовался для наблюдения за затопле­нием остатков вражеского флота. Еще два миноносца — Т-19 и Т-4 — 25 ноября 1947-го и 16 апреля 1948 года продали Дании, и сле­дующие три года они провели у причальных стенок Копенгагена. В 1950 году появился проект их переоборудования в лидеры фло­тилий торпедных катеров, но из-за физичес­кого износа и низкой технической надежнос­ти в 1951-м оба миноносца исключили из списков и в феврале следующего года про­дали фирме «Х.-Й. Хансен» в Одензее на разборку.

Наиболее тщательно американцами изу­чался Т-35, включенный в состав флота под обозначением DD-935. В конце июля 1946 года вместе с эсминцем DD-939 (бывший Z-39) он вышел из Портсмута, пересек Атлан­тику и прибыл в Ньюфаундленд. На перехо­де вахту у механизмов продолжали нести не­мецкие моряки, поскольку американские ме­ханики справиться с капризными высокона­порными котлами не смогли. Только в сентяб­ре последний немецкий матрос покинул борт корабля. По прибытии в Бостон трофеи были выставлены для всеобщего обозрения, а за­тем изучались специалистами и принимали участие в серии сравнительных испытаний.

В ноябре 1947 года американцы передали Т-35 Франции в качестве источника запчастей для двух систершипов.

Миноносцы Т-12, Т-17 и Т-33 в феврале 1946 года были приняты в состав советского Северо-Балтийского флота, зачислены в класс эсминцев и переименованы в «Подвиж­ный», «Порывистый» и «Примерный».

«Порывистый» 25 июня 1949 года вывели из боевого состава и переоборудовали в ко­рабль управления целями УЦ-6, в этом каче­стве он прослужил до конца 1955-го. 30 декаб­ря 1959 года корабль списали и сдали на слом. «Примерный» исключили из боевого состава 30 ноября 1954 года, следующие два года он служил плавказармой ПКЗ-63, а в ноябре 1956-го был передан в ОФИ на разборку. «Под­вижный» вывели из боевого состава флота 8 апреля 1953 года после случившейся в кон­це 1940-х годов аварии в машинном отделе­нии и переформировали в несамоходное опытовое судно. 30 декабря следующего года его переименовали в «Кит» и использовали для испытаний новых образцов вооружений (по всей видимости, ядерных) на Ладожском озе­ре. В начале 1959-го из-за высокого уровня ра­диации корабль был притоплен у о. Макаринсари и 13 марта исключен из списков флота. Летом 1991 года по настоянию экологов кор­пус бывшего Т-12 был поднят аварийно-спа­сательной службой Ленинградской ВМБ и впоследствии затоплен в другом районе.