Общая оценка проекта
Германские миноносцы, строившиеся в годы Второй мировой войны, представляли собой единую линию развития и создавались на одной «элементной базе», но настолько различались по философии проекта и боевым качествам, что оценивать каждую из групп (типы 35/37 и 39/41) нужно по отдельности. Корабли типа 35/37 вряд ли можно назвать удачными, но, как ни странно, меньше всего в этом виноваты конструкторы. Они были вынуждены разрабатывать проект в жестких рамках технического задания, основанного на изначально порочной концепции миноносца-«супершнелльбота». Последняя предопределила главные недостатки кораблей — исключительно несбалансированное вооружение и малую мореходность, обусловленную требованием всемерного уменьшения силуэта.
Попутно отметим, что в отечественной литературе почему-то утвердилась иная трактовка назначения типа 35/37, согласно которой «это был эскортный корабль, а торпеды у него предназначались для самообороны... Считалось, что сам факт наличия на кораблях охранения торпедного оружия во многом будет сковывать действия крейсеров противника (с их стороны немцы видели наибольшую угрозу для своего судоходства), да и для кораблей такого размера торпеды являлись единственным оружием, которое реально может нанести действенный ущерб большим артиллерийским кораблям» (См. А.В.Платонов. Боевые корабли Германии 1939 — 1945. Спб, «Галея Принт», 1997). Такая оценка не подтверждается ни известными документами и историческими исследованиями, ни самим характером боевого применения.
Помимо Германии, увлечения миноносцами в 1930-е годы не избежали только Италия, Франция, Япония и СССР (хотя в нашем флоте корабли этого класса именовались сторожевыми). Все их образцы разрабатывались в рамках договорного 600-тонного лимита и имели ярко выраженную эскортную специализацию, выражавшуюся в разумном балансе между артиллерийским и торпедным вооружением. Сравнение с зарубежными аналогами будет никак не в пользу германских миноносцев. Имея примерно на треть большее водоизмещение, они не обладали явными преимуществами ни в скорости, ни в дальности плавания, ни в мореходности, ни даже в вооружении. На последнее у кораблей типа 1935 приходилось 8,8% стандартного водоизмещения (у типа 39— 13,4%), тогда как у японского миноносца «Томодзуру» до модернизации— 22,7%, после модернизации — 10%. Иными словами, «лишнее» водоизмещение было растрачено немецкими конструкторами не лучшим образом. Значительную его долю «съедали» вспомогательные механизмы, а также весьма развитая для кораблей таких размеров система управления торпедной стрельбой, оправданная в рамках их первоначального назначения, но так и не использовавшаяся на практике.
Разительный дисбаланс между наступательными и оборонительными возможностями «тридцать пятых» сыграл с ними злую шутку. В реальной обстановке их мощные торпедные батареи остались не удел. Известен лишь один за всю войну случай применения миноносцами торпед (Т-10 в октябре 1942 года), да и тот имел место в оборонительном, а не в наступательном бою. Попытки возложить на них более широкий круг задач, не меняя состава вооружения, были обречены на провал, что, в конечном итоге, низвело их до уровня кораблей обеспечения боевой подготовки подводников.
Проект флотских миноносцев типа 39 разрабатывался исходя из совсем иных принципов. Они были призваны стать универсальными эскортными кораблями, способными при необходимости решать и наступательные задачи. Не случайно немецкий историк Х.-Г. Прагер отмечает, что флотские миноносцы приравнивались к эсминцам, да и по водоизмещению они приблизились к британским дестройерам довоенной постройки, а тип 41 даже превзошел их.
К несомненным достоинствам «эльбингов» можно причислить артиллерию, которая наконец-то стала универсальной. Если прибавить к этому многочисленные зенитные автоматы, то становится понятно, что в отношении ПВО флотские миноносцы не уступали, а возможно, и превосходили более крупные «нарвики». В свете этого, сохранение 105-мм калибра выглядит вполне оправданным. Торпедное вооружение осталось на уровне предшественников, но, в отличие от них, проявило себя в боях: жертвами торпед стали крейсер и два эсминца. Даже основной недостаток типа 39 — невысокая скорость — в боевой обстановке оказался не столь существенным. Если миноносцы типа 35/37 заслуживают сомнительной чести называться одними из самых бесполезных надводных кораблей германского флота, «эльбинги» можно назвать настоящими «рабочими лошадками» Кригсмарине. Им приходилось решать широкий круг задач: от торпедных атак и минных постановок до эскортирования и обстрела береговых целей. Активный характер использования флотских миноносцев подтверждается статистикой причин их гибели. Из 11 кораблей типа 39, потерянных в ходе боевых действий, пять (45%) погибли в столкновениях с надводными кораблями противника, четыре подорвались на минах и лишь два стали жертвами авиации.