Служба

 

Сразу же после официального вступ­ления в строй ТАКР «Киев» приступил к интенсивной боевой подготовке. Уже с 12 по 19 апреля 1977 года крейсер (борто­вой № 860) участвовал в учениях «Север-77». Особое внимание уделялось боевой подготовке авиаторов и отработке эки­пажа в целом. К концу года в 1-м кора­бельном штурмовом авиаполку, из соста­ва которого комплектовалась авиагруп­па ТАКР, насчитывалось уже 34 морских летчика. Одновременно продолжалось совершенствование боевых возможнос­тей ТАКР — в августе 1977 года был про­веден эксперимент по возможности раз­мещения на борту 36 ЛАК одновремен­но. Результаты были использованы на втором корабле серии, ТАКР «Минск», строившемся в это время в Николаеве. И еще интересный факт — появление «Киева» в составе советского ВМФ ста­ло причиной реорганизации планов бо­евой подготовки ОВМС НАТО и США — там впервые в программу учений стали закладывать новый сценарий — борьбу с советской авианосной группировкой.

С 20 декабря 1977-го по 4 апреля 1978 года «Киев» (бортовой № 812, затем — 802) находился на второй боевой служ­бе в Атлантике и Средиземном море, пройдя за это время 28 297 миль. 4 ав­густа он принял участие в учениях Се­верного флота под флагом Главнокоман­дующего ВМФ. С 31 августа командова­ние кораблем принял капитан 1 ранга В.Н. Пыков. 11 октября крейсер выпол­нил зачетную ракетную стрельбу главным ударным комплексом в Белом море.

День 3 ноября едва не закончился для «Киева» катастрофой — стоявший из-за отсутствия причала на своем штатном месте на рейде Североморска крейсер налетевшим шквалом был сорван с боч­ки и через 17 минут, несмотря на отдан­ный якорь и работающие машины, выб­рошен на мель в бухте Окольная. Обо­шлось, к счастью, без последствий — не­управляемый ТАКР от навала на стояв­шие у причалов корабли спас случайно проходивший небольшой буксир, а от бо­лее серьезных последствий — попав­шийся на пути дрейфа плавпричал, сыг­равший роль своеобразного кранца. К тому же в месте посадки корабля на мель не оказалось подводных препятствий. В полную воду крейсер успешно сняли с мели — повреждений при осмотре обна­ружено не было. Из этого случая были сделаны выводы: оставаясь на рейде, ТАКР с тех пор имел повышенную готов­ность машин (что, кстати, в дальнейшем и стало одной из причин преждевремен­ной выработки ресурса механизмов).

Третья боевая служба (16 января — 27 марта 1979 г.) была связана с учас­тием крейсера (бортовой № 802) в шес­ти поисковых операциях в составе ко­рабельных поисково-ударных групп (КПУГ) флота в Средиземном море и Северной Атлантике. В марте 1979 года в Средиземном море произошла встре­ча «Киева» с ТАКР «Минск» (бортовой № 130), совершавшим переход на Тихо­океанский флот. Впервые в советском флоте сразу две авианосные группы отрабатывали боевые задачи в море, взаимодействуя друг с другом и други­ми кораблями, в том числе с новым ко­раблем комплексного снабжения (ККС) «Березина» (пр.1833). ККС поочередно отрабатывал передачу грузов на ходу на «Киев» и «Минск». В рамках противо­лодочных учений «Разбег-79» «Киев» взаимодействовал с БПК «Маршал Ти­мошенко», «Адмирал Макаров», эсмин­цами «Огневой» и «Московский комсо­молец». В октябре 1979 года в период временного нахождения на Северном флоте ККС «Березина» отрабатывалась передача грузов и топлива на ходу. В ка­честве принимающего корабля высту­пал ТАКР «Киев». 24 октября проверя­лась работоспособность передающих устройств «Струна 1В-2.5» и «Струна 2В-400» совместно с комплексом внутритрюмной механизации. В том же году экипаж «Киева» впервые отработал по­иск подводных лодок тактическими груп­пами в составе четырех вертолетов Ка-25ПЛО на удалении 100 км.

Четвертая боевая служба корабля (30 декабря 1979-го — 28 апреля 1980 г.) так­же проходила в Средиземном море. По итогам 1980 года корабль был признан лучшим на Северном флоте по противо­лодочной подготовке.

Пик нагрузки на корабельную технику и, естественно, на экипаж корабля, при­шелся на политически сложный 1981 год, когда «Киев» дважды выходил на боевую службу, с 6 января по 15 марта и с 17 июля по 18 сентября. После первой из них крей­сер заходил в Севастополь, где принял участие в проведенном на Черноморском флоте под руководством начальника шта­ба ВМФ СССР адмирала Г.М. Егорова по­казательном учении с привлечением боль­шого числа кораблей и летательных аппа­ратов. На борту «Киева» размещался флагманский командный пункт, управля­ющий силами корабельной и приданной авиации. В течение года ТАКР побывал в Атлантике, Средиземном и Балтийском морях (с заходом в ВМБ Балтийск). В пе­риод проведения широкомасштабных учений «Запад-81» крейсер (бортовой № 062) выполнял роль флагманского корабля. На его борту находилось все ру­ководство учений, включая министра обо­роны СССР маршала Д.Ф. Устинова, Глав­кома ВМФ СССР адмирала флота С.Г. Гор­шкова, министров обороны государств— участников Варшавского Договора. Палуб­ная авиация отрабатывала нанесение бомбоштурмовых ударов по морским и бе­реговым целям (поддержка морского десан­та), обеспечивала ПЛО и прикрытие с воздуха участка высадки, а также атаку авианос­ного соединения веро­ятного противника. Отработка задач, включая маневриро­вание «Киева» в со­ставе многочислен­ной (более 100 вым­пелов) корабельной группировки, в которую входили также ко­рабли и суда ВМС Польши и ГДР, осуще­ствлялась в сложных метеоусловиях и при плохой видимости.

На 1981 год приходится и пиковое зна­чение числа полетов СВВП с палубы крейсера— 715 (Из года в год интенсивность полетов СВВП с палубы «Киева» нарастала: в 1977 г.— 247, в 1978 г.— 327, в 1980 г. — 386, в 1981 г. — 715 (!) и в 1982 г. — 545 поле­тов.). Кроме того, впервые авиаторами была выполнена стрельба ракетами по воздушной цели.

По завершении шестой боевой служ­бы, уже 29 сентября 1981 года, корабль принял новый командир, капитан 1 ран­га Г.П. Ясницкий.

В 1982 году «Киев» участвовал в ком­плексных учениях Северного флота, во время которых наряду с другими задача­ми вновь отрабатывалась передача на ходу грузов и боеприпасов с ККС «Бере­зина». Запасы провизии, топлива и бое­запаса переправлялись на «Киев» и со­провождавшие его корабли (атомный РКР «Киров», БПК «Удалой» и СКР «Жаркий») на ходу, в условиях, максимально прибли­женных к боевым: корабли совершали плавание и маневрирование на волнении моря до 7 баллов, в сложных гидромете­орологических условиях полярной ночи, снежных зарядов и при ветре до 10 м/с. Седьмая боевая служба «Киева» (27 июля — 30 сентября 1982 г.) в Атланти­ческом океане и Средиземном море за­вершила первый условный этап карье­ры корабля на Северном флоте и была совмещена с его переходом на Черное море для проведения планового средне­го ремонта с частичной модернизацией. Корабль участвовал в учениях Воору­женных сил стран Варшавского Договоpa «Щит-82» с очередным заходом на Балтику. Продолжалось совершенство­вание авиационного комплекса ТАКР — в 1982 году полеты Як-38 проводились уже на дальность 130—135 км от кораб­ля. По прибытии в Севастополь «Киев» (бортовой № 121) выгрузил боезапас и ушел в Николаев. 23 декабря он прибыл на Черноморский судостроительный за­вод.

В ходе ремонта был выполнен боль­шой объем работ по корпусной части, в погребах ударного ракетного комплекса, в надстройке, проведена замена обору­дования в радиоэлектронном вооруже­нии, модернизированы средства связи. Погреба главного ударного комплекса приспособили для хранения в них цент­ральных блоков так называемого «пре­вращаемого боезапаса». Следует отме­тить и такое важное нововведение, как установка на полетной палубе выравни­вающих устройств воздушного потока — трех прямоугольных конструкций, смон­тированных под фиксированным углом к диаметральной плоскости корабля (на снимках послеремонтного периода эти устройства хорошо видны по левому борту рядом с пусковой установкой ЗРК БД «Оса-М»). После этого снимались все прежние ограничения на групповое ис­пользование СВВП с первых трех взлет­ных площадок. Были проведены работы по восстановлению уровней физичес­ких полей нижней полусферы корабля, главным образом акустической и элект­ромагнитной составляющих, устранены причины повышенной шумности (боль­шей частью связанные с низкой культу­рой обслуживания техники личным составом). Ремонт был завершен 1 нояб­ря 1984 года, после чего «Киев» ушел в Севастополь для докования и подготов­ки к очередной боевой службе.

Важной особенностью боевой подго­товки этого периода стала отработка авиаторами взлета с коротким разбегом (ВКР). 14 марта 1985 года впервые с бор­та «Киева» такие взлеты совершили на своих Як-38У летчики авиаполка полков­ники А.В. Васенков и Е.М. Алифанов. Затем, тоже впервые, с палубы старто­вали одновременно десять Як-38. Актив­но отрабатывалось применение в пол­ном объеме и на максимальную даль­ность новых противолодочных вертоле­тов Ка-27, заменивших в составе кора­бельной авиагруппы Ка-25ПЛ.

20 марта «Киев» вышел на свою восьмую боевую службу в Средиземное море, совместив ее с переходом на Се­вер. В период со 2 по 6 июня крейсер под флагом командующего 5-й оператив­ной эскадрой вице-адмирала В.Е. Сели­ванова вместе с эсминцем «Отчаянный» и СКР «Задорный» осуществил деловой заход в порт Аль-Джазаир (Алжир). 6 июня 1985 года начальник Главного шта­ба ВМФ СССР адмирал флота В.Н. Чернавин вручил экипажу Краснознаменный флаги орден Красного Знамени. С 10 по 20 июня «Киев» участвовал в учениях разнородных противолодочных сил Се­верного флота «Атлантика-85».

Девятая боевая служба крейсера дли­лась с 31 декабря 1985-го по 21 мая 1986 года и также проходила в Атлантике, Средиземном море с последующим за­ходом в Черное море. 3 июня этого же года в командование крейсером всту­пил новый командир капитан 1 ранга Н.А. Мелах.

5 января 1987 года «Киев» (бортовой № 051) в сопровождении эскадренного миноносца «Безупречный» и БПК «Ад­мирал Исаченков» вышел для несения своей десятой и последней боевой служ­бы в Средиземное море (5 января — 24 июня 1987 г.). Главной задачей ТАКР было слежение за атомным авианосцем ВМС США «Нимитц». В составе 5-й опе­ративной эскадры крейсер взаимодей­ствовал с РКР «Вице-адмирал Дрозд», эсминцем «Современный», БПК «Мар­шал Тимошенко» и «Стройный». 1 марта в сопровождении «Со­временного» он совершил деловой заход в г.Сплит (СФРЮ).

На последнюю боевую службу пришлось и рекорд­ное число самолето-выле­тов— 757(!). В общей же сложности за свою недо­лгую, увы, корабельную жизнь ТАКР «Киев» за 1232 ходовых дня прошел 240 850 морских миль. С его па­лубы самолеты совершили 4258 полетов, вертолеты — 9154. 23 июня 1987 года в сопровождении эс­минца «Безупречный» корабль возвра­тился в Североморск. С 15 сентября по 30 ноября он прошел докование в ПД-50 судоремонтного завода поселка Росляково.

26 сентября 1989 года «Киев» при­нял новый командир капитан 2 ранга В.Н. Глущенко, а 31 октября его поста­вили к стенке судостроительного завода «Севморпуть» в Мурманске для прохож­дения усиленного навигационного ре­монта. С 21 декабря приказом команду­ющего Северным флотом «Киев» (бор­товой № 075) был переведен в резерв 1-й категории. Летом 1990-го, в рамках выполнения полученной от Главной ин­спекции Министерства обороны СССР вводной, корабль принял на борт авиа­цию и вышел в море для выполнения боевых упражнений. Экипаж справился с задачей, но крейсеру вновь потребовал­ся ремонт. По возвращении в базу он пять лет простоял у заводского причала.

В августе 1991 года «Киев» вывели из состава сил постоянной готовности и пе­ревели в резерв 2-й категории. 30 декаб­ря корабль принял уже шестой и после­дний его командир капитан 2 ранга В.А. Звада. 26 июля 1992 года крейсер сме­нил Краснознаменный Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

В связи с недостатком средств на эк­сплуатацию и ремонт, значительной вы­работкой ресурса вооружения, механиз­мов и оборудования, приказом Главнокомандующего ВМФ от 30 июня 1993 го­да ТАКР «Киев» был выведен из бое­вого состава флота, 28 августа на нем спустили флаг, после чего корабль разо­ружили и передали в отдел фондового имущества для демонтажа и реализа­ции. 20 мая 2000 года списанный и про­данный в Китай крейсер был уведен бук­сиром «Дэу» в Шанхай. В настоящее вре­мя (По некоторым данным, «Киев» был открыт для посе­щения публики в Шанхайгуане еще 11 июля 2001 г. Од­нако, судя по информации, размещенной в сети Интер­нет, летом 2003 г. крейсер все еще находился в стадии переоборудования на одной из китайских верфей.) завершаются косметический ремонт и переоборудование корабля в плавучий туристический центр и музей — по типу того, какой существует на ранее приоб­ретенном КНР бывшем ТАКР «Минск».