Линейные корабли
Линейные корабли типа «Vittorio Veneto» — 3+1 единица
«Littorio» Ане 28.10.1934 22.8.1937 5.1940 Исключен в 1948
«Vittorio Veneto» КРАт 28.10.1934 25.7.1937 4.1940 Исключен в 1948
«Roma» КРАт 18.9.1938 9.6.1940 6.1942 Погиб 9.9.1943
«Impero» Ане 14.5.1938 15.11.1939 — Не достроен
40 724/45 236 («Littorio»), 40 517/45 029 («Vittorio Veneto») и 40 992/45 485 («Roma») т; 224,1/237,8 («Littorio» и «Vittorio Veneto») или 240,7 («Roma» и «Impero»)x32,8 («Littorio» и «Vittorio Veneto») или 32,9 («Roma» и «Impero»)x9,6 — 9,7 м; 4 T3A, 8 ПК, 128 200 л.с., 30 узл., 4140 т нефти, 4700 (14) миль. Броня: борт 70 + 280 + 36 + 25 мм, траверсы 210 — 70 мм, палуба 90 — 110 мм над ЭУ и 162 мм — над погребами, рубка 260 мм, башни ГК 350 — 280 мм, башни 152-мм орудий 135 мм, барбеты 350 мм. Эк. 1830 — 1950 чел. 3x3 — 381-мм/50, 4x3 —152-мм/55, 4 х 1 — 120-мм/4, 12 х 1 — 90-мм/50, 8x2 и 4x1— 37-мм/54, 8x2 (на «Roma» 14x2) — 20-мм/65, 1 катапульта, 3 гидросамолета.
Проектирование линкоров типа «Vittorio Veneto» началось в Италии еще в начале 1930-х, практически одновременно с работами по модернизации кораблей типов «Andrea Doria» и «Conte di Cavour» под руководством главного конструктора флота генерала Пульезе. Первые два корабля, «Littorio» и «Vittorio Veneto», строились в рамках программы 1934 г. Хотя на момент закладки стандартное водоизмещение линкоров в соответствии с договорами по ограничению морских вооружений не должно было превышать 35 000 т, у итальянских ЛК это значение сразу возросло на 5000 т, так как еще на стадии проектирования выяснилось, что создать сбалансированный корабль в договорных рамках нереально.
Исходя из возможностей национальной промышленности в качестве ГК избрали не разрешенные 406-мм, а остановились на 381-мм орудиях. Меньший калибр итальянцы попытались компенсировать большей начальной скоростью снаряда, однако за это пришлось заплатить быстрым разгаром ствола и, как следствие, снижением точности стрельбы. Интересной особенностью кораблей типа «Vittorio Veneto» стало необычайно высокое расположение кормовой башни в попытке уберечь находящуюся на квартердеке катапульту от воздействия пороховых газов при ретирадном огне.
Бронирование, традиционно считающееся слабым местом итальянских кораблей, на «Vittorio Veneto» было чрезвычайно мощным. Пояс по ватерлинии высотой 3,8 м (1,5 м под водой в полном грузу) имел наклон наружу 11° и состоял из внешнего 70-мм слоя и отстоящего от него на 0,25 м главного — из 280-мм плит. Далее вглубь корпуса через 1,4 м шла 36-мм главная броневая переборка, установленная под тем же углом, что и пояс. Наконец, еще ближе к диаметральной плоскости находилась последняя преграда — 25-мм вторая броневая переборка, но уже имеющая наклон к середине корпуса. Суммарная горизонтальная защита, таким образом, составляла 409 мм. Борт выше пояса также бронировался и имел толщину 70 мм, а в носовой оконечности — 45 мм. Чрезвычайно толстой выполнялась броневая палуба — до 162 мм над погребами и 100 мм над ЭУ.
Противоторпедная защита конструкции генерала Пульезе очень походила на примененную на модернизированных линкорах, но была шире и имела элементы и связи большей толщины. Горизонтальная броневая 40-мм палуба, примыкающая одним концом к нижней кромке броневого пояса, на некотором удалении загибалась по большому радиусу вниз и переходила в вертикальную 40-мм переборку, упирающуюся в двойное дно. Внутри образованного этой переборкой и наружным бортом пространства вдоль корпуса тянулась труба диаметром около 3,8 м с толщиной стенок 6 мм. При заполненном водой или топливом отсеке и остающейся пустой трубе последняя при попадании в борт торпеды играла роль разрушаемого поглотителя энергии взрыва, поскольку была «мягче» окружающей ее конструкции. ПТЗ была рассчитана на противодействие взрыву торпеды с весом заряда 350 кг ТНТ.
При весьма мощном бронировании корабли типа «Vittorio Veneto» оказались одними из самых быстроходных линкоров в мире, явно уступая лишь последним американским. На испытаниях оба первых ЛК более чем на 1 узл. перекрыли контрактную скорость, а в ходе повседневной службы их скорость превышала 28 узл.
Следующая пара линкоров, «Roma» и «Impero», строилась по программе 1938 г. Для улучшения мореходности палуба полубака получила некоторый подъем по направлению к форштевню, что несколько увеличило наибольшую длину. Достройка второго корабля так и не была завершена — в сентябре 1943 г. его корпус захватили герм, войска. 20.2.1945 потоплен авиацией союзников в Триесте.
В 1942 — 1943 гг. на «Littorio» и «Vittorio Veneto» усилили зенитное вооружение, установив дополнительные 20-мм/65 автоматы: 6x2 — на первом, 8x2 — на втором.
«Littorio» тяжело поврежден во время налета англ, палубной авиацией 11.11.1940 на Таранто; попали три торпеды, ремонтировался до апреля 1941 г. «Vittorio Veneto» поврежден авиационной торпедой в сражении у мыса Матапан, ремонт до августа 1941 г. В декабре 1941 г. поврежден торпедой англ. ПЛ «Urge»; ремонтировался до марта 1942 г. 30.7.1943 «Littorio» переименован в «Italia». При переходе итальянского флота на Мальту «Roma» получил 2 попадания планирующими бомбами SD1400X, запущенными с герм, самолетов. Попадания вызвали пожар и взрыв погребов боезапаса, ЛК затонул западнее пролива Бонифаччо. В том же походе «Italia» поврежден в результате попадания аналогичной бомбы.
Линейные корабли типа «Andrea Doria» — 2 единицы
«Andrea Doria» Спец 24.3.1912 30.3.1913 3.1916 Исключен в 1956
«Caio Duilio» Каст 24.2.1912 24.4.1913 5.1915 Исключен в 1956
26 300/28 882 («Doria»), 29 391 («Duilio»); 169/186,9x28x10,4 м; 2 ТЗА, 8 ПК, 75 000 л.с. (при форсировании — 87 000 л.с.), 26 узл. (при форсировании — 28 узл.), 2214 т нефти, 5700 (13) миль. Броня: борт 250 мм, палуба 80 мм — над ЭУ и 100 мм — над погребами, рубка 260 мм, башни ГК 280 мм, башни 135-мм орудий 120 мм, барбеты 305 мм. Эк. 1485 чел. 2x3 и 2x2 — 320-мм/44, 4 х 3 — 135-мм/45, 10x1 — 90-мм/50, 6 х 2 — 37-мм/54, 8x2 — 20-мм/65.
Линкоры типа «Andrea Doria» строились как развитие типа «Conte di Cavour» были немного уже, имели более толстую броню барбетов и отличались от предшественников более низким расположением средней трехорудийной башни ГК и составом противоминной артиллерии.
После окончания модернизации в 1937 г. двух кораблей типа «Conte di Cavour» на аналогичную реконструкцию встали «Doria» (в Триесте) и «Duilio» (в Генуе). Объем и состав работ был практически таким же, каким подверглись корабли типа «Conte di Cavour», — удлинялся корпус, менялось вооружение и ЭУ, усиливалось бронирование, хотя имелся и ряд различий. Так, «Doria» и «Duilio» получили чуть менее мощную ЭУ, и на них не проводилось дополнительное бронирование барбетов башен, изначально более толстых, чем на «Conte di Cavour». Существенно отличалось вспомогательное вооружение — вместо противоминных 120-мм орудий появились 135-мм/45 в четырех трехорудийных башнях, сгруппированных в районе передней надстройки. Вместо устаревших зенитных 100-мм/47 на «Doria» и «Duilio» установили новейшие 90-мм пушки, как и на линкорах типа «Vittorio Veneto».
К началу войны на Средиземном море линкоры типа «Doria» опоздали и вступили в строй лишь в августе («Duilio») и октябре 1940 г. («Doria»).
В годы войны изменения в составе вооружения были весьма незначительны: в 1942 г. добавили 2x2 — 37-мм/54, а в 1944 г. сняли столько же 20-мм/65 автоматов.
Во время налета англ, палубной авиации на Таранто 12.11.1940 «Duilio» получил попадание одной торпедой и до мая 1941 г. вышел из строя. Оба корабля в сентябре 1943 г. ушли на Мальту. После окончания войны остались в составе итальянского флота в качестве учебных кораблей.
Линейные корабли типа «Conte di Cavour» — 2 единицы
«Conte di Cavour» Спец 10.8.1910 10.8.1911 4.1915 Затоплен 10.9.1943
«Giulio Cesare» Ане 24.6.1910 24.4.1913 5.1915 В 1948 передан СССР
26 400/29 032 т; 169/186,4x28,6x10,4 м; 2 ТЗА, 8 ПК, 75 000 л.с. (при форсировании — 93 000 л.с.), 27 узл. (при форсировании — 28 узл.), 2472 т нефти, 6400 (13) миль. Броня: борт 250 мм, палуба 80 мм — над ЭУ и 100 мм — над погребами, рубка 260 мм, башни ГК 280 мм, башни 120-мм орудий 120 мм, барбеты 280 мм. Эк. 1236 чел. 2 х 3 и 2 х 2 — 320-мм/44, 6 х 2 — 120-мм/ 50, 4 х 2 — 100-мм/47, 6x2 — 37-мм/54, 6x2 —13,2-мм.
Линкоры типа «Conte di Cavour» строились накануне Первой мировой войны как ответ на французские и австро-венгерские корабли данного класса. При полном водоизмещении около 24 000 т они несли 13 305-мм орудий в трех трехорудийных и двух двухорудийных (возвышенных) башнях и развивали скорость около 21 — 22 узл. На момент создания проекта эти корабли являлись одними из самых мощных в мире, хотя их броневая защита уступала большинству современников.
Из трех кораблей этого типа «Leonardo da Vinci» погиб в 1916 г. от внутреннего взрыва. На двух других в 1920-е гг. не проводилось сколько-нибудь серьезных работ по их усовершенствованию — лишь установили на полубаке катапульту для ГСМ да переделали фок-мачту, ставшую четырехногой. К началу 1930-х они окончательно потеряли боевое значение, и, поскольку главный противник Италии на Средиземном море — Франция — имела столь же устаревшие линкоры, работы по модернизации кораблей типа «Conte di Cavour» не предусматривались.
Ситуация изменилась после того, как стало известно о строительстве во Франции быстроходного линкора «Dunkerque». Ответ Италии последовал достаточно быстро, но был довольно необычным. По ряду причин, как экономического, так и политического характера, вместо строительства нового корабля в Италии пошли по пути коренной модернизации имеющихся.
Работы на «Cavour» и «Cesare» начались в 1933 г. в Триесте и Генуе соответственно. С кораблей сняли всю артиллерию, надстройки и разобрали большую часть корпуса выше броневой палубы. Корпус с целью улучшения обводов удлинили в носовой части на 10м, придав новому форштевню современную яхтенную форму. За счет ликвидации каземата вспомогательной артиллерии полубак продлили приблизительно на 3/5 длины корпуса.
Старую 4-вальную ЭУ демонтировали, заменив на 2-вальную большей мощности (75 000 л.с., предусмотрена форсировка до 93 000 л.с.). Прогресс в области корабельной энергетики за 20 лет, прошедших с момента вступления кораблей в строй, позволил при большей в три раза мощности ЭУ снизить ее бес на треть. Размещалась ЭУ в «шахматном» порядке — ТЗА левого борта помещался за КО, а ТЗА правого борта — перед КО.
Центральную трехорудийную башню между дымовыми трубами ликвидировали, и число орудий ГК сократилось до десяти 320-мм, причем это были старые штатные 305-мм стволы, рассверленные до нового калибра и установленные на новые станки, обеспечивавшие больший угол возвышения — 27°. Вспомогательный калибр после модернизации представляли 120-мм/50 орудия в шести двухорудийных башнях, размещенные на одном уровне в центральной части корпуса. Дополняли вооружение четыре спарки 100-мм/47 пушек, 37-мм автоматы и 13,2-мм пулеметы.
Экономия веса, образовавшаяся за счет применения более легкой ЭУ и сокращения числа башен ГК с 5 до 4, пошла на усиление бронирования (дополнительно более 3000 т) — в основном горизонтального, хотя усиливалась и защита барбетов, рубки. Противоторпедная защита Пульезе, состоящая из двух концентрических труб одна в другой (внутренняя «разрушаемая» или «мягкая»), также имела 25-мм бронирование.
Работы на обоих кораблях завершились в 1937 г. На момент вступления Италии в войну они оказались единственными полностью боеготовыми линкорами.
Во второй половине 1940 г. все 13,2-мм пулеметы заменили на 6 х 2 20-мм/65. В 1942 г. на «Cesare» их число увеличили до 16 (8 х 2).
В ходе восстановительного ремонта в 1943 г. «Cavour» планировалось перевооружить более современной средней артиллерией: 6x2 135-мм/45, 12x1 65-мм/64 и 5 х 2 и 3 х 1 20-мм/65.
«Conte di Cavour» потоплен одной авиаторпедой в Таранто 12.11.1940 на мелководье. Поднят 1.7.1941 и отбуксирован в Триест. До сентября 1943 г. ремонт не был закончен (корабль находился в полугодовой готовности). 10.9.1943 затоплен экипажем. Поднят немцами в 1943 — 1944 гг. Потоплен авиацией союзников 15.2.1945.
«Giulio Cesare» в бою у Пунто-Стило 9.7.1940 получил попадание 381-мм снаряда и ремонтировался 2 месяца. В 1948 г. передан СССР. Переименован в «Новороссийск». Погиб в Севастополе 29.10.1955.