Линейные корабли

 

Линейные корабли типа «Vittorio Veneto» — 3+1 единица

01.jpg

 

«Littorio»                 Ане       28.10.1934    22.8.1937     5.1940    Исключен в 1948

«Vittorio Veneto»    КРАт     28.10.1934    25.7.1937     4.1940    Исключен в 1948

«Roma»                   КРАт     18.9.1938      9.6.1940       6.1942    Погиб 9.9.1943

«Impero»                 Ане        14.5.1938      15.11.1939       —        Не достроен

 

40 724/45 236 («Littorio»), 40 517/45 029 («Vittorio Veneto») и 40 992/45 485 («Roma») т; 224,1/237,8 («Littorio» и «Vittorio Veneto») или 240,7 («Roma» и «Impero»)x32,8 («Littorio» и «Vittorio Veneto») или 32,9 («Roma» и «Impero»)x9,6 — 9,7 м; 4 T3A, 8 ПК, 128 200 л.с., 30 узл., 4140 т нефти, 4700 (14) миль. Броня: борт 70 + 280 + 36 + 25 мм, траверсы 210 — 70 мм, палуба 90 — 110 мм над ЭУ и 162 мм — над погребами, рубка 260 мм, башни ГК 350 — 280 мм, башни 152-мм орудий 135 мм, барбеты 350 мм. Эк. 1830 — 1950 чел. 3x3 — 381-мм/50, 4x3 —152-мм/55, 4 х 1 — 120-мм/4, 12 х 1 — 90-мм/50, 8x2 и 4x1— 37-мм/54, 8x2 (на «Roma» 14x2) — 20-мм/65, 1 катапульта, 3 гидросамо­лета.

 

Проектирование линкоров типа «Vittorio Veneto» началось в Ита­лии еще в начале 1930-х, практически одновременно с работами по модернизации кораблей типов «Andrea Doria» и «Conte di Cavour» под руководством главного конструктора флота генерала Пульезе. Пер­вые два корабля, «Littorio» и «Vittorio Veneto», строились в рамках программы 1934 г. Хотя на момент закладки стандартное водоизме­щение линкоров в соответствии с договорами по ограничению мор­ских вооружений не должно было превышать 35 000 т, у итальянских ЛК это значение сразу возросло на 5000 т, так как еще на стадии про­ектирования выяснилось, что создать сбалансированный корабль в договорных рамках нереально.

Исходя из возможностей национальной промышленности в каче­стве ГК избрали не разрешенные 406-мм, а остановились на 381-мм орудиях. Меньший калибр итальянцы попытались компенсировать большей начальной скоростью снаряда, однако за это пришлось за­платить быстрым разгаром ствола и, как следствие, снижением точно­сти стрельбы. Интересной особенностью кораблей типа «Vittorio Veneto» стало необычайно высокое расположение кормовой башни в попытке уберечь находящуюся на квартердеке катапульту от воздей­ствия пороховых газов при ретирадном огне.

Бронирование, традиционно считающееся слабым местом италь­янских кораблей, на «Vittorio Veneto» было чрезвычайно мощным. Пояс по ватерлинии высотой 3,8 м (1,5 м под водой в полном грузу) имел наклон наружу 11° и состоял из внешнего 70-мм слоя и отстоящего от него на 0,25 м главного — из 280-мм плит. Далее вглубь корпуса че­рез 1,4 м шла 36-мм главная броневая переборка, установленная под тем же углом, что и пояс. Наконец, еще ближе к диаметральной плос­кости находилась последняя преграда — 25-мм вторая броневая пе­реборка, но уже имеющая наклон к середине корпуса. Суммарная го­ризонтальная защита, таким образом, составляла 409 мм. Борт выше пояса также бронировался и имел толщину 70 мм, а в носовой око­нечности — 45 мм. Чрезвычайно толстой выполнялась броневая па­луба — до 162 мм над погребами и 100 мм над ЭУ.

Противоторпедная защита конструкции генерала Пульезе очень по­ходила на примененную на модернизированных линкорах, но была шире и имела элементы и связи большей толщины. Горизонтальная броне­вая 40-мм палуба, примыкающая одним концом к нижней кромке бро­невого пояса, на некотором удалении загибалась по большому радиу­су вниз и переходила в вертикальную 40-мм переборку, упирающуюся в двойное дно. Внутри образованного этой переборкой и наружным бортом пространства вдоль корпуса тянулась труба диаметром около 3,8 м с толщиной стенок 6 мм. При заполненном водой или топливом отсеке и остающейся пустой трубе последняя при попадании в борт торпеды играла роль разрушаемого поглотителя энергии взрыва, по­скольку была «мягче» окружающей ее конструкции. ПТЗ была рассчи­тана на противодействие взрыву торпеды с весом заряда 350 кг ТНТ.

При весьма мощном бронировании корабли типа «Vittorio Veneto» оказались одними из самых быстроходных линкоров в мире, явно уступая лишь последним американским. На испытаниях оба первых ЛК более чем на 1 узл. перекрыли контрактную скорость, а в ходе по­вседневной службы их скорость превышала 28 узл.

Следующая пара линкоров, «Roma» и «Impero», строилась по про­грамме 1938 г. Для улучшения мореходности палуба полубака полу­чила некоторый подъем по направлению к форштевню, что несколь­ко увеличило наибольшую длину. Достройка второго корабля так и не была завершена — в сентябре 1943 г. его корпус захватили герм, вой­ска. 20.2.1945 потоплен авиацией союзников в Триесте.

В 1942 — 1943 гг. на «Littorio» и «Vittorio Veneto» усилили зенитное вооружение, установив дополнительные 20-мм/65 автоматы: 6x2 — на первом, 8x2 — на втором.

«Littorio» тяжело поврежден во время налета англ, палубной авиацией 11.11.1940 на Таранто; попали три торпеды, ремонтировался до апреля 1941 г. «Vittorio Veneto» поврежден авиационной торпедой в сражении у мыса Матапан, ремонт до августа 1941 г. В декабре 1941 г. поврежден торпедой англ. ПЛ «Urge»; ремонтировался до марта 1942 г. 30.7.1943 «Littorio» переименован в «Italia». При переходе итальянского флота на Мальту «Roma» получил 2 попадания планирующими бомбами SD1400X, запущенными с герм, самолетов. Попадания вызвали пожар и взрыв по­гребов боезапаса, ЛК затонул западнее пролива Бонифаччо. В том же походе «Italia» поврежден в результате попадания аналогичной бомбы.

 

Линейные корабли типа «Andrea Doria» — 2 единицы

02.jpg

 

«Andrea Doria»    Спец   24.3.1912     30.3.1913    3.1916    Исключен в 1956

«Caio Duilio»        Каст    24.2.1912     24.4.1913    5.1915    Исключен в 1956

 

26 300/28 882 («Doria»), 29 391 («Duilio»); 169/186,9x28x10,4 м; 2 ТЗА, 8 ПК, 75 000 л.с. (при форси­ровании — 87 000 л.с.), 26 узл. (при форсировании — 28 узл.), 2214 т нефти, 5700 (13) миль. Броня: борт 250 мм, палуба 80 мм — над ЭУ и 100 мм — над погребами, рубка 260 мм, башни ГК 280 мм, башни 135-мм орудий 120 мм, барбеты 305 мм. Эк. 1485 чел. 2x3 и 2x2 — 320-мм/44, 4 х 3 — 135-мм/45, 10x1 — 90-мм/50, 6 х 2 — 37-мм/54, 8x2 — 20-мм/65.

 

Линкоры типа «Andrea Doria» строились как развитие типа «Conte di Cavour» были немного уже, имели более толстую броню барбетов и отличались от предшественников более низким расположением средней трехорудийной башни ГК и составом противоминной артил­лерии.

После окончания модернизации в 1937 г. двух кораблей типа «Conte di Cavour» на аналогичную реконструкцию встали «Doria» (в Триесте) и «Duilio» (в Генуе). Объем и состав работ был практически таким же, каким подверглись корабли типа «Conte di Cavour», — удлинялся корпус, менялось вооружение и ЭУ, усиливалось бронирование, хотя имел­ся и ряд различий. Так, «Doria» и «Duilio» получили чуть менее мощ­ную ЭУ, и на них не проводилось дополнительное бронирование бар­бетов башен, изначально более толстых, чем на «Conte di Cavour». Существенно отличалось вспомогательное вооружение — вместо про­тивоминных 120-мм орудий появились 135-мм/45 в четырех трехорудийных башнях, сгруппированных в районе передней надстройки. Вме­сто устаревших зенитных 100-мм/47 на «Doria» и «Duilio» установили новейшие 90-мм пушки, как и на линкорах типа «Vittorio Veneto».

К началу войны на Средиземном море линкоры типа «Doria» опозда­ли и вступили в строй лишь в августе («Duilio») и октябре 1940 г. («Doria»).

В годы войны изменения в составе вооружения были весьма не­значительны: в 1942 г. добавили 2x2 — 37-мм/54, а в 1944 г. сняли столько же 20-мм/65 автоматов.

Во время налета англ, палубной авиации на Таранто 12.11.1940 «Duilio» получил попадание одной торпедой и до мая 1941 г. вышел из строя. Оба корабля в сентябре 1943 г. ушли на Мальту. После окон­чания войны остались в составе итальянского флота в качестве учеб­ных кораблей.

 

Линейные корабли типа «Conte di Cavour» — 2 единицы

03.jpg

 

«Conte di Cavour»  Спец   10.8.1910   10.8.1911  4.1915 Затоплен 10.9.1943

«Giulio Cesare»       Ане     24.6.1910   24.4.1913 5.1915 В 1948 передан СССР

 

26 400/29 032 т; 169/186,4x28,6x10,4 м; 2 ТЗА, 8 ПК, 75 000 л.с. (при фор­сировании — 93 000 л.с.), 27 узл. (при форсировании — 28 узл.), 2472 т нефти, 6400 (13) миль. Бро­ня: борт 250 мм, палуба 80 мм — над ЭУ и 100 мм — над погребами, рубка 260 мм, башни ГК 280 мм, башни 120-мм орудий 120 мм, бар­беты 280 мм. Эк. 1236 чел. 2 х 3 и 2 х 2 — 320-мм/44, 6 х 2 — 120-мм/ 50, 4 х 2 — 100-мм/47, 6x2 — 37-мм/54, 6x2 —13,2-мм.

 

Линкоры типа «Conte di Cavour» строились накануне Первой миро­вой войны как ответ на французские и австро-венгерские корабли дан­ного класса. При полном водоизмещении около 24 000 т они несли 13 305-мм орудий в трех трехорудийных и двух двухорудийных (возвышен­ных) башнях и развивали скорость около 21 — 22 узл. На момент соз­дания проекта эти корабли являлись одними из самых мощных в мире, хотя их броневая защита уступала большинству современников.

Из трех кораблей этого типа «Leonardo da Vinci» погиб в 1916 г. от внутреннего взрыва. На двух других в 1920-е гг. не проводилось сколь­ко-нибудь серьезных работ по их усовершенствованию — лишь уста­новили на полубаке катапульту для ГСМ да переделали фок-мачту, став­шую четырехногой. К началу 1930-х они окончательно потеряли бое­вое значение, и, поскольку главный противник Италии на Средиземном море — Франция — имела столь же устаревшие линкоры, работы по модернизации кораблей типа «Conte di Cavour» не предусматривались.

Ситуация изменилась после того, как стало известно о строитель­стве во Франции быстроходного линкора «Dunkerque». Ответ Италии последовал достаточно быстро, но был довольно необычным. По ряду причин, как экономического, так и политического характера, вместо строительства нового корабля в Италии пошли по пути коренной мо­дернизации имеющихся.

Работы на «Cavour» и «Cesare» начались в 1933 г. в Триесте и Ге­нуе соответственно. С кораблей сняли всю артиллерию, надстройки и разобрали большую часть корпуса выше броневой палубы. Корпус с целью улучшения обводов удлинили в носовой части на 10м, при­дав новому форштевню современную яхтенную форму. За счет лик­видации каземата вспомогательной артиллерии полубак продлили приблизительно на 3/5 длины корпуса.

Старую 4-вальную ЭУ демонтировали, заменив на 2-вальную боль­шей мощности (75 000 л.с., предусмотрена форсировка до 93 000 л.с.). Прогресс в области корабельной энергетики за 20 лет, прошедших с момента вступления кораблей в строй, позволил при большей в три раза мощности ЭУ снизить ее бес на треть. Размещалась ЭУ в «шахматном» порядке — ТЗА левого борта помещался за КО, а ТЗА пра­вого борта — перед КО.

Центральную трехорудийную башню между дымовыми трубами ликвидировали, и число орудий ГК сократилось до десяти 320-мм, причем это были старые штатные 305-мм стволы, рассверленные до нового калибра и установленные на новые станки, обеспечивавшие больший угол возвышения — 27°. Вспомогательный калибр после мо­дернизации представляли 120-мм/50 орудия в шести двухорудийных башнях, размещенные на одном уровне в центральной части корпу­са. Дополняли вооружение четыре спарки 100-мм/47 пушек, 37-мм автоматы и 13,2-мм пулеметы.

Экономия веса, образовавшаяся за счет применения более легкой ЭУ и сокращения числа башен ГК с 5 до 4, пошла на усиление брониро­вания (дополнительно более 3000 т) — в основном горизонтального, хотя усиливалась и защита барбетов, рубки. Противоторпедная защита Пульезе, состоящая из двух концентрических труб одна в другой (внутренняя «разрушаемая» или «мягкая»), также имела 25-мм бронирование.

Работы на обоих кораблях завершились в 1937 г. На момент вступ­ления Италии в войну они оказались единственными полностью боеготовыми линкорами.

Во второй половине 1940 г. все 13,2-мм пулеметы заменили на 6 х 2 20-мм/65. В 1942 г. на «Cesare» их число увеличили до 16 (8 х 2).

В ходе восстановительного ремонта в 1943 г. «Cavour» планирова­лось перевооружить более современной средней артиллерией: 6x2 135-мм/45, 12x1 65-мм/64 и 5 х 2 и 3 х 1 20-мм/65.

«Conte di Cavour» потоплен одной авиаторпедой в Таранто 12.11.1940 на мелководье. Поднят 1.7.1941 и отбуксирован в Триест. До сентября 1943 г. ремонт не был закончен (корабль находился в полугодовой готовности). 10.9.1943 затоплен экипажем. Поднят нем­цами в 1943 — 1944 гг. Потоплен авиацией союзников 15.2.1945.

«Giulio Cesare» в бою у Пунто-Стило 9.7.1940 получил попадание 381-мм снаряда и ремонтировался 2 месяца. В 1948 г. передан СССР. Переименован в «Новороссийск». Погиб в Севастополе 29.10.1955.