Подводные лодки
Крейсерские подводные лодки типа «Balilla» — 4 единицы
«Balilla» (ОТОм, 20.2.1927 — исключена в 1941), «Domenico Millelire» (ОТОм, 19.9.1927 — исключена в 1941), «Antonio Sciesa» (ОТОм, 12.8.1928 —затоплена 12.9.1942) и «Enrico Toti» (ОТОм, 14.4.1928 — исключена в 1943).
Надводное: 1283/1427 т, подводное: 1874 т; 86,5x7,8x4,7 м; 2 диз./2 ЭД, 4900 / 2200 л.с., 16/7 узл., 140 т соляра, 13 000 (7)/110 (3) миль. Эк. 77 чел. 6 — 533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых — 16 торпед), 1x1 — 120-мм/45, 2x2 — 13,2-мм.
Крейсерские ПЛ для службы в Красном море и Индийском океане. Вступили в строй в 1928 — 1929 гг. Проект разработан фирмой-строителем на основе бывшей герм. ПЛ U-120, полученной итальянским флотом после окончания Первой мировой войны. Конструкция двухкорпусная, рабочая глубина погружения 90 м. Для увеличения дальности плавания в состав ЭУ введен вспомогательный дизель мощностью 425 л.с. для зарядки аккумуляторов и экономического хода. Первоначально артвооружение состояло из 1 х 1 120-мм/27 орудия, размещенного на рубке. В 1934 г. для повышения остойчивости орудие опустили с рубки на палубу, одновременно заменив его на модель с большей длиной ствола. К недостаткам ПЛ этого типа можно отнести плохую остойчивость и неспособность развить проектную скорость (17,5/8,9 узл.).
Слишком крупные для службы в Средиземном море «Balilla» и «Domenico Millelire» в апреле 1941 г. были разоружены и использовались в качестве емкостей для хранения топлива. «Enrico Toti» и «Antonio Sciesa» с 1942 г. служили как транспортные ПЛ для снабжения войск в Африке. «Antonio Sciesa» повреждена 6.9.1942 в Тобруке американской авиацией, затоплена экипажем 12.9.1942. «Enrico Toti» разоружена 1.4.1943.
Крейсерские подводные лодки типа «Calvi» — 3 единицы
«Pietro Calvi» (ОТОм, 31.3.1935 — погибла 15.7.1942), «Giuseppe Finci» (ОТОм, 29.6.1935 — захвачена Германией 9.9.1943) и «Enrico Tazzoli» (ОТОм, 14.10.1935 — погибла в мае 1943).
Надводное: 1310/1525 т, подводное: 2028 т; 84,3x7,7x5,2 м; 2 диз./2 ЭД, 4400/ 1800 л.с., 16,8/7,4 узл., 249 (наибольший) т соляра, 13 400 (8)/80 (4) миль. Эк. 77 чел. 8 — 533-мм ТА (4 носовых, 4 кормовых — 16 торпед), 2x1 — 120-мм/ 45, 2x2 —13,2-мм.
Крейсерские ПЛ для службы в Красном море и Индийском океане. Вступили в строй в 1935 — 1936 гг. Улучшенный проект ПЛ типа «Balilla». Конструкция двухкорпусная, рабочая глубина погружения 100 м. От вспомогательного дизеля на этих ПЛ отказались, и большая дальность хода была получена за счет увеличения объема топливных танков и установки более экономичных главных дизелей несколько меньшей мощности, чем на «Balilla». Чтобы повысить остойчивость, обводы корпуса изменили, что, в свою очередь, привело к некоторому повышению скорости, по сравнению с предшественницами, несмотря на меньшую мощность ЭУ. Отказ от занимавшего много места вспомогательного дизеля позволил заметно усилить вооружение: число 120-мм орудий увеличили до двух, а ТА — до восьми.
ПЛ этого типа «Enrico Tazzoli» оказалась одной из самых результативных итал. ПЛ. За 8 походов в Атлантике ею уничтожено 19 судов общим водоизмещением 96 533 брт. В 1943 г. «Enrico Tazzoli» и «Giuseppe Finci» переоборудовали в транспортные ПЛ для походов в Японию.
«Pietro Calvi» потоплена 15.7.1942 южнее Азорских островов англ, шлюпом «Lulworth». «Enrico Tazzoli» погибла в мае 1943 г. в Бискайском заливе, причина не известна. «Giuseppe Finci» захвачена герм, войсками 9.9.1943, переименована в UIT-21. Затоплена в Бордо 25.8.1944.
Крейсерская подводная лодка «Ettore Fieramosca» — 1 единица
«Ettore Fieramosca» (TT, 15.4.1929 — исключена в 1946).
Надводное: 1378/1530 т, подводное: 1934 т; 84x8,3x5,1 м; 2 диз./2 ЭД, 5200/ 2200 л.с., 15/8 узл., 150 т соляра, 5000 (9)/90 (3) миль. Эк. 78 чел. 8 — 533-мм ТА (4 носовых, 4 кормовых — 14 торпед), 1x1 — 120-мм/45, 2x2 — 13,2-мм.
Крейсерская ПЛ для службы в Красном море и Индийском океане. Проект разработан фирмой-строителем. Вступила в строй в 1930 г. Однокорпусная, с бортовыми булями, рабочая глубина погружения 90 м. В соответствии с проектом, «Ettore Fieramosca» должна была нести гидросамолет в герметичном ангаре. По ряду причин самолет так и не создали, и в 1931 г. ангар, из-за которого время погружения оказалось непомерно большим, ликвидировали. После этого подводное водоизмещение уменьшилось с 2094 до 1934 т и время погружения несколько сократилось, хотя продолжало считаться чрезмерным. Одновременно 120-мм/27 пушку заменили на более длинноствольную.
«Ettore Fieramosca», как и лодки типа «Balilla», не смогла развить проектную скорость (19/10 узл.), но, в отличие от последних, за счет применения бортовых булей имела лучшую остойчивость.
Слишком крупная для службы в Средиземном море. После взрыва АКБ в середине 1940 г. выведена в резерв, разоружена в апреле 1941 г.
Крейсерские подводные лодки типа «Cagni» — 4 единицы
«Ammiraglio Cagni» (КРАм, 20.7.1940 — исключена в 1948), «Ammiraglio Caracciolo»(KPAM, 16.10.1940 —затоплена 11.12.1941), «Ammiraglio Millo» (КРАм, 31.8.1940 — погибла 14.3.1943) и «Ammiraglio Saint-Bon» (КРАм, 6.6.1940 — погибла 5.1.1942).
Надводное: 1480/1653 т, подводное: 2136 т; 87,9x7,8x5,7 м; 2 диз./2 ЭД, 4370/ 1800 л.с., 17/8,5 узл., 180 (наибольший) т соляра, 10 700 (12)/107 (3,5) миль. Эк. 85 чел. 12—450-мм ТА (8 носовых, 4 кормовых — 36 торпед), 2x1 — 100-мм/47, 2x2 — 13,2-мм.
Самые крупные ударные ПЛ итальянского флота. Проект разработан фирмой-строителем. Вступили в строй в 1941 г. Конструкция однокорпусная, с бортовыми булями, рабочая глубина погружения 100 м. Лодки этого типа предназначались, в первую очередь, для действий против торгового судоходства на океанских коммуникациях. С этой целью калибр ТА понижен, но резко увеличено число запасных торпед. Благодаря большим размерам лодки типа «Cagni» имели хорошую мореходность и обитаемость, при этом отличались неплохой маневренностью.
В 1943 г. «Ammiraglio Cagni» переоборудовали в транспортную ПЛ для походов в Японию.
«Ammiraglio Caracciolo» затоплена экипажем 11.12.1941 возле Бардии, получив тяжелые повреждения после атаки англ. ЭМЭ «Farndale». «Ammiraglio Saint-Bon» потоплена 5.1.1942 сев. Сицилии англ. ПЛ «Upholder». «Ammiraglio Millo» потоплена 14.3.1943 в Ионическом море англ. ПЛ «Ultimatum».
Подводные минные заградители типа «Bragadin» — 2 единицы
«Marcantonio Bragadin» (TT, 21.7.1929 — исключена в 1948) и «Filippo Corridoni» (TT, 30.3.1930 — исключена в 1948).
Надводное: 820/965 т, подводное: 1068 т; 68x7,1x4,3 м; 2 диз./2 ЭД, 1500/1000 л.с., 11,5/7 узл., 41 (нормальный) т соляра, 9000 (8)/72 (4) миль. Эк. 55 чел. 4 — 533-мм ТА (4 носовых — 6 торпед), 1x1 — 102-мм/35, 2x1 — 13,2-мм, 16 — 24 мины.
Подводные МЗ, спроектированные на основе ПЛ типа «Pisani». Вступили в строй в 1931 г. Конструкция однокорпусная, с бортовыми булями (после модернизации), рабочая глубина погружения 90 м. Первоначально корпус имел размеры 71,5x6,2x5 м. Мины располагались в двух горизонтальных шахтах в кормовой части корпуса.
В ходе испытаний выяснилось, что минные шахты расположены неудачно, и в 1935 г. лодки поставили на модернизацию. В ходе работ длину корпуса уменьшили (за счет кормовой оконечности), установили бортовые були и изменили форму носовой оконечности по типу ПЛ «Bandiera».
Подводный минный заградитель «Pietro Micca» — 1 единица
«Pietro Micca» (TT, 31.3.1935 — погибла 29.7.1943).
Надводное: 1350/1545 т, подводное: 1940 т; 90,3x7,7x5,3 м; 2 диз./2 ЭД, 3000/ 1500 л.с., 15,5/8,5 узл., 67 (нормальный) т соляра, 12 000 (8)/80 (4) миль. Эк. 72 чел. 6 — 533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых — 10 торпед), 2x1 — 120-мм/45, 2x1 — 13,2-мм, 20 мин.
Крейсерская ПЛ — МЗ. Проект разработан фирмой-строителем. Вступила в строй в 1935 г. Конструкция частично двухкорпусная, рабочая глубина погружения 90 м. Мины хранились в вертикальных шахтах, врезанных в нижнюю часть прочного корпуса в его центральной части. Постановка осуществлялась «по-немецки», то есть вниз. Хотя при этом не возникало таких проблем с дифферентовкой, как при использовании горизонтальных шахт, подобная схема имела два существенных недостатка. Во-первых, постановка могла осуществляться только в том случае, если между корпусом ПЛ и дном имелся достаточный для выхода мины зазор, во-вторых, возможен был подрыв на мине, поставленной «под себя».
В целом ПЛ получилась удачной (если не считать сомнительный метод постановки мин), обладала хорошей мореходностью и неплохой для своих размеров маневренностью.
Слишком крупная для службы в Средиземном море, она уже в конце 1940 г. была переориентирована на выполнение транспортных рейсов между Италией и Африкой. В 1941 г. тяжело повреждена торпедой, но отремонтирована. «Pietro Micca» потоплена 29.7.1943 в Отрантском проливе английской подводной лодкой «Trooper». Всего совершила 13 походов и перевезла 2163 т бензина и грузов (в среднем по 160 т за рейс).
Подводные минные заградители типа «Роса» — 3 единицы
«Atropo» (TT, 20.10.1938 — исключена в 1947), «Foca» (TT, 26.6.1937 — погибла в 11.1940) и «Zoea» (TT, 5.12.1937 — исключена в 1947).
Надводное: 1181/1305 т, подводное: 1625т; 82,9x7,2x5,1 м; 2диз./2ЭД, 2880/1250 л.с., 16/8 узл., 63 (нормальный) т соляра, 8500 (8)/106 (4) миль. Эк. 60 чел. 6 — 533-мм ТА (6 носовых — 8 торпед), 1x1 — 102-мм/43, 2x2 — 13,2-мм, 36 мин.
Вошли в строй в 1937 — 1939 гг. Проект разработан фирмой-строителем на основе построенных ранее здесь же лодок типов «Archimede» и «Pietro Micca». Конструкция частично двухкорпусная, рабочая глубина погружения 100 м. МЗ этого типа примечательны тем, что на них применялись сразу две принципиально различные системы постановки мин — горизонтальная и вертикальная. В двух кормовых горизонтальных шахтах размещалось по 8 мин и еще 20 располагались в вертикальных шахтах, как на ПЛ «Pietro Micca». Другой характерной особенностью ПЛ этого типа стала массивная рубка, несущая в своей задней части 102-мм/43 орудие, теоретически способное благодаря своему возвышенному положению вести огонь в свежую погоду.
В 1941 г. на «Atropo» и «Zoea» орудие ГК заменили на более длинноствольное 10О-мм/47, одновременно переместив его на палубу в нос от рубки.
«Foca» пропала в ноябре 1940 г. в вост. части Средиземного моря. Возможно, подорвалась на мине возле Хайфы 15.10.1940. «Zoea» затонула в результате несчастного случая летом 1942 г. в Таранто, но была быстро поднята и введена в строй.
Большие подводные лодки типа «Pisani» — 4 единицы
«Giovanni Bausan» (KHT, 24.3.1928 — исключена в 1942), «Marcantonio Colonna» (KHT, 26.13.1927 — исключена в 1942), «Des Geneys» (KHT, 14.11.1928 — исключена в 1942) и «Vettor Pisani» (KHT, 24.11.1927 — исключена в 1947).
Надводное: 795/866 т, подводное: 1040 т; 68,2x6,1x4,9 м; 2 диз./2 ЭД, 3000/ 1100 л.с., 15/8,2 узл., 38 (нормальный), 70 (наибольший) т соляра, 5000 (8)/70 (4) миль. Эк. 48 чел. 6 — 533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых — 9 торпед), 1 х 1 — 102-мм/35, 2 х 1 — 13,2-мм.
Проект разработан фирмой-строителем по тому же техзаданию, что и ПЛ типа «Mameli». Вступили в строй в 1929 г. Конструкция однокорпусная, с бортовыми булями, рабочая глубина погружения 90 м. Превосходили ПЛ типа «Mameli» по запасу хода, но, как и последние, имели недостаточную остойчивость. Вскоре после введения в строй получили бортовые були — остойчивость повысилась, но упала скорость (с 17,3/8,8 до 15/8,2 узл.).
К началу войны считались устаревшими, с 1942 г. три лодки разоружили и они служили зарядными станциями и бункеровщиками.
Большие подводные лодки типа «Bandiera» — 4 единицы
«Fratelli Bandiera» (KHT, 7.8.1929 — исключена в 1948), «Luciano Manara» (KHT, 5.10.1929 — исключена в 1948), «Giro Menotti» (ОТОм, 29.12.1929 — исключена в 1948) и «Santore Santarosa» (ОТОм, 22.10.1929 — погибла 20.1.1943).
Надводное: 846/925 т, подводное: 1080 т; 69,8x7,3x5,2 м; 2 диз./2 ЭД, 3000/ 1300 л.с., 15/8 узл., 4750 (8,5)/60 (4) миль. Эк. 53 чел. 8 — 533-мм ТА (4 носовых, 4 кормовых — 12 торпед), 1x1 — 102-мм/35, 2x1 — 13,2-мм.
Проект увеличенной ПЛ типа «Pisani» с более мощными гребными электродвигателями, двумя дополнительными ТА и чуть большей дальностью плавания. Вступили в строй в 1929 г. Конструкция однокорпусная, с бортовыми булями, рабочая глубина погружения 90 м. Имели недостаточную остойчивость, для ее исправления вскоре после вступления в строй получили бортовые були, снизившие скорость с 17,5/9 до 15/8 узл. Тогда же в носовой оконечности на протяжении примерно 5 м от форштевня в корму палуба надставлена для улучшения мореходности.
В 1942 г. «Luciano Manara» (и, возможно, другие) прошла модернизацию, в ходе которой получила рубку меньших размеров. Одновременно на «Giro Menotti» 102-мм/35 орудие заменено на более современное 1x1 100-мм/47.
«Santore Santarosa» села на мель возле Триполи 20.1.1943, торпедирована англ. ТКА МТВ-260 и затоплена.
Большие подводные лодки типа «Squalo» — 4 единицы
«Delfino» (КРАм, 27.4.1930 — погибла 23.3.1943), «Narvalo» (КРАм, 15.3.1930 — затоплена 14.1.1943), «Squalo» (КРАм, 15.1.1930 — исключена в 1948) и «Tricheco» (КРАм, 11.9.1930 — погибла 18.3.1942).
Надводное: 844/920 т, подводное: 1125 т; 69,8x7,2x5,2 м; 2 диз./2 ЭД, 3000/ 1300 л.с., 15/8 узл., 5650 (8)/100 (3) миль. Эк. 53 чел. 8 — 533-мм ТА (4 носовых, 4 кормовых — 12 торпед), 1x1 — 102-мм/38, 2x1 — 13,2-мм.
Развитие типа «Bandiera». Вступили в строй в 1930 — 1931 гг. Отличия от прототипа незначительны, в основном технологического характера. Как и «Bandiera», первоначально страдали недостаточной остойчивостью в процессе всплытия/погружения, для чего вскоре после вступления в строй оборудованы бортовыми булями. Также изменена форма носовой оконечности для улучшения мореходности.
В ходе войны размеры рубки на «Squalo» (и, возможно, на других) уменьшены.
«Tricheco» потоплена 18.3.1942 возле Бриндизи англ. ПЛ «Upholder». «Narvalo» затоплена экипажем 14.1.1943 возле Триполи после атаки анг. ЭМ «Pakenham» и «Hursley». «Delfino» затонула 23.3.1943 возле Таранто после столкновения с лоцманским судном.
Большие подводные лодки типа «Mameli» — 4 единицы
«Pier Capponi» (TT, 19.6.1927 — погибла 31.3.1941), «Giovanni da Procida» (TT, 1.4.1928 — исключена в 1948), «Goffiredo Mameli» (TT, 9.12.1926 — исключена в 1948) и «Tito Speri» (TT, 25.5.1928 — исключена в 1948).
Надводное: 774/810 т, подводное: 993 т; 64,6x6,5x4,3 м; 2 диз./2 ЭД, 3100/1100 л.с., 15/7,5 узл., 30 (нормальный), 48 (наибольший) т соляра, 3500 (8)/110 (3) миль. Эк. 49 чел. 6 — 533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых — 10 торпед), 1x1 — 102-мм/35, 2x1 — 13,2-мм.
Проект разработан фирмой-строителем с использованием опыта эксплуатации бывших германских ПЛ, полученных Италией после Первой мировой войны. Вступили в строй в 1929 г. Конструкция частично двухкорпусная, рабочая глубина погружения 100 м. В целом удачные лодки, ставшие образцом для последующих кораблей этого класса в итальянском флоте. Единственным заметным дефектом ПЛ этого типа была недостаточная остойчивость. Для исправления этого вскоре после вступления в строй на всех четырех кораблях установили бортовые були. Увеличившееся сопротивление снизило скорость с 17,2/7,7 до 15/7,5 узл.
В 1942 г. изношенные дизели на «Giovanni da Procida», «Goffiredo Mameli» и «Tito Speri» заменили новыми, суммарной мощностью 4000 л.с. Скорость надводного хода повысилась до 17 узл.
«Pier Capponi» потоплена 31.3.1941 южнее Стромболи англ. ПЛ «Roqual».
Большие подводные лодки типа «Settembrini» — 2 единицы
«Luigi Settembrini» (TT, 28.9.1930 — погибла 15.11.1944) и «Rugerio Settimo» (TT, 29.3.1931 — исключена в 1947).
Надводное: 858/938 т, подводное: 1135т; 69,1x6,6x4,5 м; 2 диз./2 ЭД, 3000/1400 л.с., 17,5/7,7 узл., 52 (нормальный) т соляра, 9000 (8)/80 (4) миль. Эк. 56 чел. 8 — 533-мм ТА (4 носовых, 4 кормовых — 12 торпед), 1x1 — 102-мм/35, 2x1 — 13,2-мм.
Проект на базе ПЛ типа «Mameli», в котором исправлена недостаточная остойчивость. Кроме того, более чем в два раза увеличена дальность плавания, число ТА доведено до 8. Вступили в строй в 1932 г. Конструкция частично двухкорпусная, рабочая глубина погружения 90 м.
В 1943 г. получили рубки уменьшенного размера.
«Luigi Settembrini» по ошибке потоплена таранным ударом ЭМЭ «Frament» 15.11.1944 вост. Бермудских о-вов во время противолодочных учений.
Большие подводные лодки типа «Archimede» — 2 единицы
«Galileo Ferraris» (TT, 11.8.1934 — погибла 25.10.1941) и «Galileo Galilei» (TT, 19.3.1934 — захвачена 19.6.1940 Англией).
Надводное: 866/970 т, подводное: 1239 т; 70,5x6,9x4,1 м; 2 диз./2 ЭД, 3000/1300 л.с., 17/8 узл., 60 (нормальный) т соляра, 10 500 (8)/105 (3) миль. Эк. 55 чел. 8 — 533-мм ТА (4 носовых, 4 кормовых — 16 торпед), 2x1 — 102-мм/43, 2x1 — 13,2-мм.
Несколько увеличенная версия ПЛ типа «Settembrine» с большим запасом топлива и усиленным вооружением (добавлено второе орудие ГК, увеличено число запасных торпед). Четыре лодки этого типа вступили в строй в 1934 — 1935 гг. Конструкция частично двухкорпусная, рабочая глубина погружения 90 м.
Две ПЛ этого типа, «Archimede» и «Evangelista Torricelli», в 1937 г. переданы испанским франкистам.
«Galileo Ferraris» потоплена 25.10.1941 в Атлантике вост. Мадейры английскими самолетами и ЭМЭ «Lamerton». «Galileo Galilei» захвачена 19.6.1940 в Красном море английским траулером «Moonstone» после того, как экипаж ПЛ отравился газами, поступавшими из вентиляционной системы. Вошла в строй англ, флота под названием Х-2.
Большие подводные лодки типа «Brin» — 5 единиц
«Brin» (ТТ, 3.4.1938 — исключена в 1948), «Galvani» (ТТ, 22.5.1938 — погибла 26.4.1940), «Guiglemotti» (ТТ, 11.9.1938 —погибла 17.3.1942), «Archimede» (ТТ, 5.3.1939 — погибла 15.4.1943) и «Toricelli» (ТТ, 26.3.1939 — затоплена 23.6.1940).
Надводное: 899/1000 т, подводное: 1245 т; 72,5x6,7x4,6 м; 2 диз./2 ЭД, 3400/1300 л.с., 17,3/8 узл., 61 (нормальный) т соляра, 9000 (7,8)/90 (4) миль. Эк. 58 чел. 8 — 533-мм ТА (4 носовых, 4 кормовых —14 торпед), 1x1 — 102-мм/43,2x2 — 13,2-мм.
Строились по типу ПЛ «Archimede». Вступили в строй в 1938 — 1939 гг. Конструкция частично двухкорпусная, рабочая глубина погружения 110м. Отличались от прототипа чуть более мощными дизелями и рубкой большего размера, аналогичной примененной на лодках типа «Роса», с установленным в ее задней части 102-мм/43 орудием.
Постройка двух последних лодок этого типа, «Archimede» и «Toricelli», велась в тайне, чтобы скрыть факт передачи двух лодок с такими же названиями режиму Франко.
В 1941 —1942 гг. на «Brin», «Archimede» и, возможно, «Guiglemotti», орудие ГК заменили на более длинноствольное 100-мм/47, одновременно переместив его на палубу в нос от рубки.
«Toricelli» прославилась своим боем с англ, кораблями 23.6.1940 в Красном море. Находясь в надводном положении и не имея возможности погрузиться, она вела артиллерийскую дуэль сперва со шлюпом «Shoreham», а затем и с прибывшими ему на подмогу ЭМ «Khartoum», «Kandahar» и «Kingston». В результате этого боя «Khartoum» погиб, «Shoreham» оказался серьезно поврежден, а «Toricelli» затоплена экипажем.
«Galvani» потоплена 26.4.1940 в Персидском заливе англ, шлюпом «Falmonth». «Guiglemotti» потоплена 17.3.1942 южнее Калабрии англ. ПЛ «Unbeaten». «Archimede» потоплена 15.4.1943 у берегов Бразилии амер. авиацией.
Большие подводные лодки типа «Liuzzi» — 4 единицы
«Alpino Bagnolini» (TT, 28.10.1939 —захвачена Германией 10.9.1943), «Reginaldo Guilliani» (TT, 3.12.1939 — захвачена Японией 10.9.1943), «Console Generate Liuzzi» (TT, 17.9.1939 — погибла 27.6.1940) и «Capitano Tarantini» (TT, 7.1.1940 — погибла 15.12.1940).
Надводное: 1015/1148 т, подводное: 1460 т; 76,1x7x4,6 м; 2 диз./2 ЭД, 3500/1500 л.с., 18/8 узл., 80 (нормальный) т соляра, 11 300 (8)/108 (3) миль. Эк. 58 чел. 8 — 533-мм ТА (4 носовых, 4 кормовых — 12 торпед), 1x1 — 100-мм/47, 2x2 — 13,2-мм.
Увеличенная версия ПЛ типа «Brin». Конструкция частично двухкорпусная, рабочая глубина погружения 90 м. По сравнению с предшественницами, имели лучшую остойчивость и за счет новых обводов носовой оконечности более высокую скорость. От размещения орудия в задней части надстройки отказались и перенесли его на палубу перед рубкой.
«Bagnolini» и «Guilliani» в 1943 г. переоборудованы в транспорты для походов в Японию.
«Capitano Tarantini» потоплена в Бискайском заливе 15.12.1940 англ. ПЛ «Thunderbolt». «Console Generate Liuzzi» потоплена 27.6.1940 южнее Крита англ. ЭМ «Dainty», «Ilex» и «Defender». «Reginaldo Guilliani» захвачена японцами в Сингапуре 10.9.1943, передана Германии, переименована в UIT-23. Потоплена 14.2.1944 в Малаккском проливе англ. ПЛ «Tally-Ho». «Alpino Bagnolini» 10.9.1943 захвачена герм, войсками в Бордо, переименована в UIT-22. Потоплена 11.3.1944 южнее мыса Доброй Надежды авиацией Южно-Африканского Союза.
Большие подводные лодки типа «Glauco» — 2 единицы
«Otaria» (КРАм, 5.1.1935 —затоплена 27.6.1941) и «Glauco» (КРАм, 20.3.1935 —исключена в 1948).
Надводное: 962/1054 т, подводное: 1305 т; 73x7,2x5,1 м; 2 диз./2 ЭД, 3000/1300 л.с., 17/8 узл., 59 (нормальный) т соляра, 9760 (8)/110 (3) миль. Эк. 58 чел. 8 — 533-мм ТА (4 носовых, 4 кормовых — 14 торпед), 2x1 — 100-мм/47, 2x1 — 13,2-мм.
Заказаны Португалией в 1931 г. как «Delfin» и «Espadarte», но в том же году контракт расторгнут. В 1932 г. перезаказаны итальянским правительством для национальных ВМС. Вступили в строй в 1935 и 1936 гг. Проект разработан на базе ПЛ типа «Squalo». Конструкция однокорпусная, с бортовыми булями, рабочая глубина погружения 90 м.
Удачные ПЛ, отличались хорошей маневренностью как в надводном, так и в подводном положении, быстроходны и имели мощное вооружение.
«Otaria» затоплена экипажем 27.6.1941 зап. Гибралтара, получив повреждения от ГБ и артогня англ. ЭМ «Wishart».
Большие подводные лодки типа «Marcello» — 11 единиц
«Barbarigo» (КРАм, 13.6.1938 — погибла в июне 1943), «Dandolo» (КРАм, 20.11.1937 — исключена в 1947), «Emo» (КРАм, 26.6.1938 — погибла 10.11.1942), «Marcello» (КРАм, 20.11.1937 — погибла 22.2.1942), «Mocenigo» (КРАм, 20.11.1937 — погибла 15.5.1943), «Morosini» (КРАм, 2.7.1938 — погибла в августе — сентябре 1942), «Nani» (КРАм, 16.1.1938 — погибла 7.1.1941), «Provana» (КРАм, 16.3.1938 — погибла 17.6.1940), «Veniero» (КРАм, 12.2.1938 — погибла 7.6.1942), «Comandante Cappellini» (ОТОм, 14.5.1939 — захвачена 10.9.1943 Японией) и «Comandante Faa di Bruno» (ОТОм, 18.6.1939 — погибла в ноябре 1940).
Надводное: 947/1043 т, подводное: 1290 т; 73x7,2x5,1 м; 2 диз./2 ЭД, 3600/1100 л.с., 17,4/8 узл., 59 (нормальный), 108 (наибольший) т соляра, 8000 (8у 120 (3) миль. Эк. 57 чел. 8 — 533-мм ТА (4 носовых, 4 кормовых — 16 торпед), 2x1 — 100-мм/47, 2x2 —13,2-мм.
Развитие типа «Glauco». Вступили в строй в 1938 — 1939 гг. Конструкция однокорпусная, с бортовыми булями, рабочая глубина погружения 100 м. Лучшие итальянские большие ПЛ времен Второй мировой войны — быстроходные, с хорошей подводной маневренностью. Слабое место, общее для всех итал. ПЛ того времени, — недостаточная остойчивость в момент всплытия/погружения.
В 1943 г. «Barbarigo» и «Comandante Cappellini» переоборудованы в транспортные для походов в Японию.
«Provana» потоплена 17.6.1940 возле Орана таранным ударом франц. шлюпа «La Curieuse». «Comandante Faa di Bruno» пропала без вести в ноябре 1940 г. в Атлантике. «Nani» потоплена в сев. Атлантике 7.1.1941 англ, корветом «Anemone». «Marcello» потоплена в Атлантике кораблями эскорта 22.2.1942. «Veniero» потоплена в Средиземном море 7.6.1942, вероятно, авиацией. «Morosini» пропала без вести в августе — сентябре 1942 г. в Бискайском заливе. «Emo» потоплена сев. Алжира англ, траулером «Lord Nuffield» 10.11.1942. «Mocenigo» потоплена 15.5.1943 в Кальяри амер. авиацией. «Barbarigo» потоплена 16 или 19.6.1943 в Бискайском заливе авиацией. «Comandante Cappellini» захвачена 10.9.1943 Японией в Сабанге, передана Германии и переименована в UIT-24.
Большие подводные лодки типа «Marconi» — 6 единиц
«Maggiore Baracca» (ОТОм, 21.4.1940 — погибла 8.9.1941), «Michele Bianci» (ОТОм, 3.12.1939 — погибла 7.8.1941), «Leonardo da Vinci» (КРАм, 16.9.1939 — погибла 23.5.1943), «Alessanfro Malaspina» (ОТОм, 18.2.1940 — погибла в сентябре 1941), «Guiglielmo Marconi» (КРАм, 30.7.1939 —погибла в октябре 1941) и «Luigi Torelli» (ОТОм, 6.1.1940 — захвачена Японией 10.9.1943).
Надводное: 1020/1175 т, подводное: 1465 т; 76,5x6,8x4,7 м; 2 диз./2 ЭД, 3600/1500 л.с., 17,8/8,2 узл., 72 (нормальный), 118 (наибольший) т соляра, 10 500 (8)/110 (3) миль. Эк. 57 чел. 8 — 533-мм ТА (4 носовых, 4 кормовых — 12 торпед), 1x1 — 100-мм/47, 2x2 —13,2-мм.
Развитие ПЛ типа «Marcello». Вступили в строй в 1940 г. Конструкция однокорпусная, с бортовыми булями, рабочая глубина погружения 90 м. Для повышения подводной скорости корпус сделан уже и длиннее, чем у типа «Marcello», с этой же целью установлены более мощные электродвигатели, однако прирост скорости оказался незначительным. Кроме того, несколько увеличен запас топлива. Во избежание снижения остойчивости из-за меньшей ширины корпуса число 100-мм/47 орудий сокращено до одного и уменьшены размеры рубки.
В 1943 г. «Luigi Torelli» переоборудована в транспорт для походов в Японию.
«Michele Bianci» потоплена 7.8.1941 зап. Гибралтара англ. ПЛ «Severn». «Maggiore Baracca» потоплена 8.9.1941 таранным ударом англ. ЭМЭ «Croome» сев.-вост. Азорских о-вов. «Alessanfro Malaspina» погибла в сентябре 1941 г. в Атлантике. «Guiglielmo Marconi» погибла в октябре 1941 г. в Атлантике. «Leonardo da Vinci» потоплена 23.5.1943 сев.-вост. Азорских островов англ. ЭМ «Active» и ФР «Ness». «Luigi Torelli» захвачена японцами 10.9.1943 в Сингапуре, передана Германии, переименована в UIT-25. Впоследствии передана японцам, получила обозначение I-509. Затоплена после войны американцами.
Средние подводные лодки типа «Argo» — 2 единицы
«Argo»(КРАм, 27.11.1936 —затоплена 11.9.1943) и «Velella» (КРАм, 12.12.1936 — потоплена 7.9.1943).
Надводное: 678/780 т, подводное: 1000 т; 63,2x6,9x4,5 м; 2 диз./2 ЭД, 1500/800 л.с., 14/8 узл., 60 (нормальный) т соляра, 5300 (14)/100 (3) миль. Эк. 46 чел. 6 — 533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых — 10 торпед), 1x1 — 100-мм/47, 4x1 — 13,2-мм.
Заказаны Португалией в 1931 г., но вскоре контракт был расторгнут, а в 1935 г. выкуплен итальянским правительством для национальных ВМС. Вступили в строй в 1937 г. Проект разработан фирмой-строителем как уменьшенный вариант ПЛ типа «Balilla». Конструкция — частично двухкорпусная, рабочая глубина погружения — 90 м.
Удачные средние ПЛ с большой дальностью плавания и хорошей маневренностью. Заметным недостатком стала относительно низкая скорость. Послужили прообразом строившихся во время войны ПЛ типа «Flutto».
«Velella» потоплена 7.9.1943 в заливе Салерно англ. ПЛ «Shakespeare». «Argo» затоплена 11.9.1943 на верфи в Монфальконе.
Средние подводные лодки типа «Flutto» (1-я серия) — 8 + 4 единицы
«Flutto» (КРАм, 19.11.1942 — погибла 11.7.1943), «Gorgo» (КРАм, 31.1.1942 — погибла 21.5.1943), «Marea» (КРАм, 10.12.1942 — передана СССР в 1949), «Nautilo» (КРАм, 20.3.1943 — затоплена 10.9.1943), «Tritone» (КРАм, 3.1.1942 — погибла 19.1.1943), «Vortice» (КРАм, 23.2.1943 — исключена в 1948), «Murena» (ОТОм, 11.4.43 — затоплена 9.9.1943) и «Sparide» (ОТОм, 21.2.1943 — затоплена 9.9.1943).
Недостроенные: «Cernia» (ТТ — разобрана на стапеле 6.1.1944), «Dentice» (ТТ — разобрана на стапеле 6.1.1944), «Spigola» (ТТ — разобрана на стапеле в 1948) и «Grongo» (ОТОм, 6.5.1943 — затоплена недостроенной 9.9.1943).
Надводное: 734/891 т, подводное: 1051 т; 63,2x7x4,9 м; 2 диз./2 ЭД, 2400/800 л.с., 16/8 узл., 52 (нормальный) т соляра, 5400 (8)/80 (4) миль. Эк. 50 чел. 6 — 533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых — 12 торпед), 1x1 — 100-мм/ 47, 2 х 1 — 20-мм/70.
Развитие ПЛ типа «Argo», рассчитаны на большую глубину погружения. За счет применения более мощных дизелей скорость повышена до 16 узл. Рубка уменьшенных размеров. Из серии в 12 единиц в строй в 1942 — 1943 гг. вступили восемь, одна затоплена недостроенной и три разобраны на стапеле. Конструкция — частично двухкорпусная, рабочая глубина погружения 120 м. Время погружения — 30 с.
«Grongo» и «Murena» оборудовались четырьмя цилиндрическими контейнерами для перевозки человеко-торпед, размещенными по бокам корпуса в районе рубки. В отличие от ПЛ аналогичного назначения 600-тонной серии, орудие ГК оставалось на своей позиции.
«Tritone» потоплена 19.1.1943 сев.-вост. Алжира ГБ и артиллерией англ. ЭМ «Antelope» и канад. корвета «Port Arthur». «Gorgo» потоплена 21.5.1943 возле Орана амер. ЭМ «Nields». «Flutto» потоплена 11.7.1943 у вост. побережья Сицилии англ. ТКА МТВ-640, МТВ-651 и МТВ-670.
Три ПЛ затоплены экипажами в сентябре 1943 г.: «Murena» и «Sparide» — в Специи, «Nautilo» — в Венеции. Подняты немцами и переименованы в UIT-16, UIT-15 и UIT-19 соответственно. В строй не вводились и все потоплены в Генуе англ, авиацией 4.9.1944, 6.9.1944 и в сентябре 1944 г. соответственно.
Недостроенные «Cernia», «Dentice» и «Spigola» разобраны на стапеле. Находящаяся в высокой степени готовности «Grongo» затоплена недостроенной 9.9.1943 в Специи, поднята герм, войсками, переименована в UIT-20, в строй не вводилась. Потоплена англ, авиацией в Генуе 4.9.1944.
Средние подводные лодки типа «Flutto» (2-я серия) — 0+15 единиц
Надводное: 754/913 т, подводное: 1113 т; 64,2x7x4,9 м; 2 диз./2 ЭД, 2400/800 л.с., 16 узл./8 узл., 52 (нормальный) т соляра, 5400 (8)/80 (4) миль. Эк. 50 чел. 6 — 533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых — 12 торпед), 1x1— 100-мм/47, 2x1— 20-мм/70.
От кораблей 1-й серии отличались лишь незначительно увеличенной длиной корпуса. Заказано 24 единицы, но до сентября 1943 г. заложено всего 15. Из 12 однотипных лодок 3-й серии, заказанных в 1943 г., ни одну заложить не успели.
Все 15 заложенных лодок 9.9.1943 попали в руки немцев. Семь находящихся в низкой степени готовности — «Alluminio», «Antimonio», «Fosforo», «Manganese», «Silicio», «Zolfo» (все — ОТОм) и «Cromo» (КРАм) — разобрали на стапелях. Остальные восемь (все — КРАм) решено было достроить. «Bario», «Litio», «Sodio», «Potassio», «Rame», «Ferro», «Piombo» и «Zinco» переименовали в UIT-7 — UIT-14 соответственно. Первые три смогли спустить на воду (UIT-7 — 23.1.1944, UIT-8 — 19.2.1944 и UIT-9— 16.3.1944), однако все они были повреждены во время налета союзной авиацией 16.3.1945 и 1.5.1945 затоплены немцами. Остальные ПЛ в тот же день взорваны на стапелях. В 1945 г. итальянцы подняли «Bario» и после восстановительного ремонта ввели в строй под названием «Pietro Calvi».
Средние подводные лодки типа «Argonauta» (600-т, 1-я серия) — 7 единиц
«Argonauta» (КРАм, 19.1.1931 — погибла 28.6.1940), «Fisalia» (КРАм, 2.5.1931 — погибла 28.9.1941), «Jalea» (ОТОм, 15.6.1932 — исключена в 1948), «Jantina» (ОТОм, 16.5.1932 — погибла 5.7.1941), «Medusa» (КРАм, 10.12.1931 — погибла 30.1.1942), «Salpa» (ТТ, 8.5.1932 — погибла 27.6.1941) и «Serpente» (ТТ, 28.2.1932 — затоплена 12.9.1943).
Надводное: 601/650 т, подводное: 800 т; 61,5x5,7x4,7 м; 2 диз./2 ЭД, 1200/800 л.с., 14/8 узл., 28 (нормальный) т соляра, 5000 (8)/74 (4) миль. Эк. 44 чел. 6 — 533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых — 12 торпед), 1x1 — 102-мм/35, 2х 1 — 13,2-мм.
Средние ПЛ так называемого 600-тонного класса, наиболее многочисленного в итальянском флоте. Проект разработан на основе ПЛ типа «Squalo». Вступили в строй в 1932 — 1933 гг. Конструкция однокорпусная, с бортовыми булями, рабочая глубина погружения 80 м.
«Argonauta» потоплена 28.6.1940 у Сицилии англ, авиацией. «Salpa» потоплена 27.6.1941 в Средиземном море англ. ПЛ
«Triumph». «Jantina» потоплена 5.7.1941 в Эгейском море англ. ПЛ «Torbay». «Fisalia» потоплена 28.9.1941 возле Яффы ГБ англ, корветом «Hyacinth». «Medusa» потоплена 30.1.1942 в Адриатике англ. ПЛ «Thorn». «Serpente» затоплена экипажем 12.9.1943 возле Анконы.
Средние подводные лодки типа «Sirena» (600-т, 2-я серия) — 12 единиц
«Ametista» (ОТОм, 26.4.1933 — затоплена 12.9.1943), «Zaffiro» (ОТОм, 28.6.1933 — погибла в июне 1942), «Anfitrite» (КРАм, 5.8.1933 — погибла 6.3.1941), «Galatea» (КРАм, 5.10.1933 — исключена в 1948), «Naiade» (КРАм, 27.3.1933 — погибла 14.12.1940), «Nereide» (КРАм, 25.5.1933 — погибла 13.7.1943), «Ondina» (КРАм, 2.12.1933 — погибла 11.7.1942), «Sirena» (КРАм, 26.1.1933 — затоплена 9.9.1943), «Diamante» (TT, 21.5.1933 — погибла 20.6.1940), «Smeraldo» (TT, 23.7.1933 — погибла в сентябре 1943), «Rubino» (KHK, 29.3.1933 — погибла 29.6.1940) и «Topazio» (KHK, 15.5.1933 — погибла 12.9.1943).
Надводное: 610/669 т, подводное: 837 т; 60,2x6,5x4,7 м; 2 диз./2 ЭД, 1200/800 л.с., 14/7,7 узл., 28 (нормальный) т соляра, 2280 (12)/72 (4) миль. Эк. 45 чел. 6 — 533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых — 12 торпед), 1 х 1 — 100-мм/47, 2 х 1 или 2 — 13,2-мм.
Развитие 600-тонного типа «Argonauta», с несколько большим водоизмещением и измененными обводами корпуса, ставшего короче и шире. Устаревшее 102-мм/35 орудие заменено на более современное 100-мм/47.
В остальном мало отличались от предшественниц. Вступили в строй в 1933 — 1934 гг. «Diamante» потоплена 20.6.1940 возле Тобрука англ. ПЛ «Parthian». «Rubino» потоплена 29.6.1940 в Ионическом море англ, авиацией. «Naiade» потоплена 14.12.1940 возле Бардии ГБ англ. ЭМ «Hereward» и «Hyperion». «Anfitrite» потоплена 6.3.1941 в районе Крита ГБ и арт. англ. ЭМ «Greyhound». «Zaffiro» погибла в июне 1942 г., возможно, потоплена 9.6.1942 англ, авиацией. «Ondina» потоплена 11.7.1942 возле Бейрута китобойцами Южно-Африканского Союза «Protea» и «Southern Maid». «Nereide» потоплена 13.7.1943 возле Аугусты ГБ и артиллерией англ. ЭМ «Echo» и «Ilex». «Smeraldo» погибла в сентябре 1943 г. в Средиземном море, причина не известна. «Sirena» затоплена экипажем 9.9.1943 в гавани Специи. «Topazio» по ошибке потоплена 12.9.1943 у юго-вост. побережья Сардинии англ, авиацией. «Ametista» затоплена экипажем 12.9.1943 возле Анконы.
Средние подводные лодки типа «Perla» (600-т, 3-я серия) — 10 единиц
«Berillo» (КРАм, 14.6.1936 — погибла 2.10.1940), «Corallo» (КРАм, 2.8.1936 — погибла 13.12.1942), «Diaspro» (КРАм, 5.7.1936 — исключена в 1948), «Gemma» (КРАм, 21.5.1936 — погибла 8.10.1940), «Perla» (КРАм, 3.5.1936 — захвачена Англией 9.7.1942), «Turchese» (КРАм, 19.7.1936 — исключена в 1948), «Ambra» (ОТОм, 28.5.1936 — затоплена 9.9.1943), «Iride» (ОТОм, 30.7.1936 — погибла 22.8.1940), «Malacite» (ОТОм, 15.7.1936 — погибла 9.2.1943) и «Onice» (ОТОм, 15.6.1936 — исключена в 1947).
Надводное: 615/680 т, подводное: 844 т; 60,2x6,5x4,7 м; 2 диз./2 ЭД, 1200/800 л.с., 14/7,5 узл., 47 (нормальный) т соляра, 2500 (12)/74 (4) миль. Эк. 45 чел. 6 — 533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых — 12 торпед), 1x1 — 100-мм/47, 2 х 1 или 2 — 13,2-мм.
Повторение ПЛ типа «Sirena» с несколько увеличенным запасом топлива. Вступили в строй в 1936 г.
«Iride» и «Ambra» переоборудованы для перевозки человеко-торпед в 1940 и 1942 гг. соответственно. 100-мм/47 орудие при этом было снято, а на палубе установлено четыре («Iride») или три («Ambra») цилиндрических контейнера для транспортировки этих диверсионных спецсредств.
«Iride» 22.8.1940 потоплена возле Тобрука авиацией (торпеда) англ, авианосца «Eagle». «Berillo» потоплена 2.10.1940 в Средиземном море ГБ англ. ЭМ «Hasty» и «Havock». «Gemma» по ошибке потоплена 8.10.1940 в Эгейском море итал. ПЛ «Tricheco». «Perla» захвачена 9.7.1942 возле Бейрута английским корветом «Hyacinth». Передана Греции, переименована в «Matrozos». «Corallo» потоплена 13.12.1942 возле Бужи (Алжир) артиллерией англ, шлюпа «Enchatress». «Malacite» потоплена 9.2.1943 южнее Сардинии голландской ПЛ «Dolfin». «Ambra» затоплена экипажем 9.9.1943 в гавани Специи.
Средние подводные лодки типа «Adua» (600-т, 4-я серия) — 17 единиц
«Adua» (КРАм, 13.9.1936 — погибла 30.9.1941), «Alagi» (КРАм, 15.11.1936 — исключена в 1947), «Aradam» (КРАм, 18.10.1936 — затоплена 9.9.1943), «Axum» (КРАм, 27.9.1936 — затоплена 28.12.1943), «Ascianghi» (ОТОм, 15.12.1937 — погибла 23.7.1943), «Beilul» (ОТОм, 22.5.1938 — захвачена 9.9.1943 Германией), «Durbo» (ОТОм, 6.3.1938 — погибла 18.10.1940), «Gondar» (ОТОм, 3.10.1937 —затоплена 30.9.1940), «Lafolle» (ОТОм, 10.4.1938 — погибла 20.10.1940), «Macalle» (ОТОм, 29.10.1936 — погибла 15.6.1940), «Neghelli» (ОТОм, 7.11.1937 —погибла 19.1.1941), «Scire» (ОТОм, 6.1.1938 —погибла 10.8.1942), «Tembien» (ОТОм, 6.2.1938 — погибла 2.8.1941), «Dagabur» (TT, 22.11.1936 — погибла 12.8.1942), «Dessie» (TT, 22.11.1936 — погибла 28.11.1942), «Uarsciek» (TT, 19.9.1937 — погибла 15.12.1942) и «Uebi Scebeli» (TT, 3.10.1937 — затоплена 29.6.1940).
Надводное: 615/674 т, подводное: 844 т; 60,2x6,5x4,7 м; 2 диз./2 ЭД, 1200/800 л.с., 14/7,5 узл., 47 (нормальный) т соляра, 2200 (14)/74 (4) миль. Эк. 45 чел. 6 — 533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых — 12 торпед), 1 х 1 — 100-мм/47, 2x1 или 2 — 13,2-мм.
Повторение ПЛ типа «Perla» без каких-либо существенных отличий. Вступили в строй в 1936 — 1938 гг. Еще три ПЛ этого типа уже после закладки проданы Бразилии в сентябре 1937 г.
На «Adua», «Alagi», «Gondar», «Scire» и «Tembien» в годы войны размеры рубок уменьшены. «Gondar» и «Scire» в 1940 — 1941 гг. переоборудованы для перевозки человеко-торпед. 100-мм/47 орудие при этом было снято, а на палубе установлено три цилиндрических контейнера для транспортировки диверсионных спецсредств.
Из ПЛ этого типа наиболее прославились две. «Axum» 18.8.1942 потопила англ. КР «Cairo» и тяжело повредила «Nigeria». Боевые пловцы с «Scire» 19.12.1941 в Александрии установили под англ. ЛК «Valiant» и «Queen Elizabeth» мины, надолго выведшие эти корабли из строя.
«Macalle» разбилась на рифах 15.6.1940 возле Порт-Судана после того, как экипаж отравился газами из вентиляционной системы. «Uebi Scebeli» затоплена 29.6.1940 зап. Крита после атаки англ. ЭМ «Dainty» и «Ilex». «Gondar» затоплена экипажем 30.9.1940 возле Александрии после атаки англ. ЭМ «Diamond» и «Stuart». «Durbo» потоплена 18.10.1940 вост. Гибралтара англ. ЭМ «Firedrake» и «Wrestler». «Lafolle» потоплена 20.10.1940 сев. Мелильи англ. ЭМ «Gallant», «Griffin» и «Hotspur». «Neghelli» потоплена 19.1.1941 у берегов Греции англ. ЭМ «Greyhound». «Tembien» потоплена 2.8.1941 таранным ударом англ. КР «Hermione» у берегов Туниса. «Adua» потоплена 30.9.1941 вост. Картахены англ. ЭМ «Gurkha» и «Legion». «Scire» потоплена 10.8.1942 возле Хайфы англ, траулером «Islay». «Dagabur» потоплена 12.8.1942 таранным ударом англ. ЭМ «Wolverine». «Dessie» потоплена 28.11.1942 возле Бона англ. ЭМ «Quiberon» и «Quentin». «Uarsciek» потоплена 15.12.1942 южнее Мальты англ. ЭМ «Petard» и «Vasilissa Olga» (Греция). «Ascianghi» потоплена 23.7.1943 южн. Сицилии англ. ЭМ «Eclipse» и «Laforey». «Aradam» затоплена экипажем 9.9.1943 в Генуе. Поднята немцами, но в строй не вводилась, потоплена авиацией союзников 4.9.1944. «Axum» села на мель у зап. побережья Греции и затоплена экипажем 28.12.1943. «Beilul» захвачена 9.9.1943 герм, войсками в гавани Монфальконе, но в строй не вводилась. В мае 1945 г. потоплена авиацией союзников.
Средние подводные лодки типа «Acciaio» (600-т, 5-я серия) — 13 единиц
«Acciaio» (ОТОм, 20.7.1940 — погибла 13.7.1943), «Cobalto» (ОТОм, 20.7.1941 — погибла 12.8.1942), «Nichelio» (ОТОм, 12.4.1942 — в 1949 передана СССР), «Platino» (ОТОм, 1.6.1941 — исключена в 1948), «Alabastro» (КРАм, 18.12.1941 — погибла 14.9.1942), «Asteria» (КРАм, 25.6.1941 — затоплена 17.2.1943), «Avorio» (КРАм, 6.9.1941 — погибла 9.2.1943), «Giada» (КРАм, 10.7.1941 — исключена в 1948), «Granito» (КРАм, 7.8.1941 — погибла 9.11.1942), «Porfide» (КРАм, 2.8.1941 — погибла 6.12.1942), «Argento» (ТТ, 22.2.1942 — погибла 3.8.1943), «Bronze» (TT, 28.9.1941 — захвачена 12.7.1943 Англией) и «Volframio» (ТТ, 9.11.1941 —затоплена 8.9.1943).
Надводное: 625/697 т, подводное: 850 т; 60,2x6,4x4,8 м; 2 диз./2 ЭД, 1400 (на «Argento», «Bronze» и «Volframio» — 1500J/800 л.с., 14 (на «Argento», «Bronze» и «Volframio» —14,7)/7,5 узл., 78 (наибольший), 41 (нормальный) т соляра, 2300 (14)/80 (4) миль. Эк. 45 чел. 4 — 6 — 533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых — 10 торпед, на «Argento», «Bronze» и «Volframio» кормовых ТА нет и запас торпед уменьшен до 8), 1 х 1 — 100-мм/47, 2 х 2 — 13,2-мм.
Последняя, 5-я серия 600-тонных лодок. Повторение типа «Adua» с рубкой уменьшенных размеров для улучшения остойчивости и снижения заметности. Также повышена мощность дизелей. Три корабля («Argento», «Bronze» и «Volframio») за счет применения еще более мощных, чем на остальных ПЛ серии, дизелей не имели кормовых ТА.
«Cobalto» потоплена 12.8.1942 сев. Бизерты таранным ударом англ. ЭМ «Ithuriel». «Alabastro» потоплена 14.9.1942 на подходах к Филиппвилю англ, авиацией. «Granito» потоплена 9.11.1942 возле мыса Сан-Вито, Сицилия, англ. ПЛ «Saracen». «Porfide» потоплена 6.12.1942 возле мыса Бон англ. ПЛ «Tigris». «Avorio» потоплена 9.2.1943 в районе Бужи канадским корветом «Regina». «Asteria» затоплена экипажем 17.2.1943 сев.-зап. Бужи после атаки англ. ЭМЭ «Easton» и «Whetland». «Bronze» сдалась 12.7.1943 возле Сиракуз после боя с английскими ТЩ «Boston», «Cromarty» и «Poote». Переименована в Р-714, позднее передана Франции и названа «Narval». «Acciaio» потоплена 13.7.1943 сев. Мессинского пролива англ. ПЛ «Unruly». «Argento» потоплена 3.8.1943 южнее Пантеллерии амер. ЭМЭ «Buck». «Volframio» затоплена экипажем 8.9.1943 в гавани Специи, поднята немцами, в строй не вводилась. В 1944 г. потоплена союзной авиацией.
Транспортные подводные лодки типа «Romolo» — 2 + 10 единиц
«Remo» (TT, 28.3.1943 — погибла 15.7.1943) и «Romolo» (TT, 21.3.1943 —погибла 18.7.1943).
Недостроенные: R-3 (ТТ, 7.9.1946 — сдана на слом в 1947), R-4 (ТТ, 7.9.1946—сдана на слом в 1947), R-5 (ТТ, заказ аннулирован 1.8.1944), R-6 (ТТ, заказ аннулирован 1.8.1944), R-7 (КРАм, 21.10.1943 — захвачена Германией 10.9.1943), R-8 (КРАм, 28.12.1943 — захвачена Германией 10.9.1943), R-9 (КРАм, 27.2.1944 — захвачена Германией 10.9.1943), R-10 (ОТОм, 12.7.1944 — захвачена Германией 9.9.1943), R-11(OTOM, 6.8.1944 —захвачена Германией 9.9.1943) и R-12 (ОТОм, 29.9.1944 — захвачена Германией 9.9.1943).
Надводное: 1280/2155 т, подводное: 2560 т; 86,5x7,9x5,3 м; 2 диз./2 ЭД, 2600/ 900 л.с., 14/6,5 узл., 200 (наибольший) т соляра, 12 000 (9)/90 (4) миль. Эк. 63 чел. 2 — 450-мм ТА (2 носовых — не на всех), 3x1 — 20-мм/65.
Транспортные ПЛ, специально спроектированные для походов в Японию. Конструкция — частично двухкорпусная, рабочая глубина погружения —100 м. Оборудованы четырьмя водонепроницаемыми грузовыми трюмами объемом 610 м3. Грузоподъемность -7- 600 т. Оборонительное вооружение первоначально состояло из трех зенитных автоматов, уже после закладки принято решение оснастить лодки двумя 450-мм ТА, однако они устанавливались не на всех. Так, на обеих вступивших в строй лодках их не было.
В строй вступили только две ПЛ этого типа. «Remo» потоплена 15.7.1943 в заливе Таранто англ, подводной лодкой «United». «Romolo» потоплена 18.7.1943 возле Аугусты англ, авиацией.
R-3 и R-4 сданы итальянскому флоту 14.11.1946 в 77% и 71% готовности и отправлены на слом. Постройку R-5 и R-6 фактически не начинали, заказ на них аннулировали 1.8.1944. Остальные 6 единиц захватили германские войска в Монфальконе (R-7, R-8 и R-9) и Специи (R-10, R-11 и R-12) в сентябре 1943 г. Переименованы в UIT-4, -5, -6, -1, -2 и -3 соответственно. Германия попыталась достроить эти лодки, их даже спустили на воду, однако ни одну ввести в строй не удалось. Три недостроенные ПЛ в Монфальконе потопила союзная авиация: UIT-4 — 25.5.1944, UIT-5 — 20.4.1944 и UIT-5 — 16.3.1945. Остальные затоплены немцами 24.4.1945 в Специи (UIT-1 и 3) и Генуе (UIT-2).
Малые подводные лодки типов СС и СМ — 0 + 3 единицы
СС-1 (Ка) и СМ-1 и СМ-2 (обе — КРАм).
Тип СМ: надводное: 90 т, подводное: 112 т; 32,9x2,9x2,8 м; 2 диз./2 ЭД, 600/120 л.с., 14/6 узл., 2000 (9)/70 (4) миль. Эк. 8 чел. 3 — 450-мм ТА. Тип СС: надводное: 98 т, подводное: 115т; 33x2,7x2,2 м; 2 диз./2 ЭД, 700/120 л.с., 16/9 узл., 1200 (10)/70 (4) миль. Эк. 8 чел. 3 — 450-мм ТА, 2x1 — 13,2-мм пул.
Прибрежные лодки для защиты гаваней. По три прототипа заказаны в 1943 г. верфям «Капрони» (СС) и «Кантьери Риунити делль-Адриатико» (СМ). До сентября 1943 г. выдан заказ (помимо прототипов) на 16 СМ и 8 СС.
После сравнительных испытаний прототипов предполагалось наладить массовую постройку лучшего образца под индексом CU (унифицированный).
До подписания перемирия успели заложить лишь одну ПЛ типа СС и две — типа СМ, одну из которых, СМ-1,5.9.1943 спустили на воду. Для СС-2, СС-3 и СМ-3 была начата подготовка материалов, но реально они не закладывались. Недостроенные лодки в сентябре захватили немцы. СМ-1 и СМ-2 решено было достраивать, и им присвоили номера UIT-17 и UIT-18 соответственно. СМ-1 (UIT-17) вошла в строй в январе 1945 г. СМ-2 (UIT-18) повреждена на стапеле авиацией союзников в мае 1944 г.
Малые подводные лодки типа «Н» — 5 единиц
Н-1 (КВик, 16.10.1916 —исключена в 1947), Н-2 (КВик, 19.10.1916 —исключена в 1947), Н-4 (КВик, 17.4.1917 —исключена в 1947), Н-6(КВик, 23.4.1917 —захвачена Германией в 9.1943) и Н-8 (КВик, 24.5.1917, погибла 5.6.1943).
Надводное: 323/360 т, подводное: 466 т; 45,8x4,7x3,8 м; 2 диз./2 ЭД, 480/628 л.с., 12,5/8,5 узл., 3300 (7)/ 120 (3,5) миль. Эк. 27 чел. 4 — 450-мм ТА (4 носовых — 6 торпед), 1x1 — 13,2-мм пул.
Построенные в Канаде для итальянского флота ПЛ типа «Голланд». Однокорпусные, рабочая глубина погружения 50 м. Из серии в 8 единиц до Второй мировой войны дожило 5. Незадолго до начала войны штатную 76-мм/30 пушку сняли. Использовались в основном как учебные. Н-8 потоплена в Специи 5.6.1943 союзной авиацией. Н-6 захвачена герм, войсками в сентябре 1943 г. и затоплена ими.
Малые подводные лодки типа «X» — 2 единицы
Х-2 (Ане, 25.4.1917 — исключена в сентябре 1940) и Х-3 (Ане, 29.12.1917 — исключена в сентябре 1940).
Надводное: 375/397 т, подводное: 460 т, 42,6x5,5x3,2 м; 2 диз./2 ЭД, 650/325 л.с., 8,2/6,2 узл., 1200(8)/70 (3) миль. Эк. 25 чел. 2 —450-мм ТА (2 носовых— 2 торпеды), 1x1 — 76-мм/30, 18 мин.
Малые минные заградители, спроектированы по образцу трофейной австро-венгерской ПЛ U-24 (бывш. герм. UC-12). Полуторакорпусные, рабочая глубина погружения 40 м. «Немецкая» схема постановки мин — девять вертикальных шахт на две мины каждая. Неудачные лодки, слишком тихоходные и плохо управляемые. С 1936 г. использовались как учебные. В сентябре 1940 г. разоружены и служили портовыми плавсредствами.
Сверхмалые подводные лодки типа СА (1-я серия) — 2 единицы
СА-1 и СА-2 (Ка, спущены на воду в 1937 — 1938).
Надводное: 13,3 т, подводное: 16,1 т; 10x2x1,6 м; 1 диз./ 1 ЭД, 60/25 л.с., 6,3/5 узл., 700 (4)/57 (3) миль. Эк. 2 чел. 2 — 450-мм ТА.
После модернизации 1941 г.: надводное — 11,8 т, подводное — 13,8 т; 10x2x1,6 м; 1 ЭД, 21 л.с., 7/6 узл., 70 (2) миль. Эк. 3 чел. 8 зарядов по 100 кг.
Первые сверхмалые подводные лодки итальянского флота, созданные после окончания Первой мировой войны. Спроектированы в инициативном порядке на фирме «Капрони», после чего ими заинтересовался флот и выдал заказ на постройку двух единиц. Вступили в строй в 1937 — 1938 гг. Первоначально предполагалось использовать их как противолодочные. Испытания прошли неудачно — лодки оказались очень неустойчивыми на перископной глубине при малейшем волнении моря.
В 1941 г. переданы 10-й флотилии MAS (боевые пловцы) для использования в качестве подводных транспортеров. Демонтированы дизели, торпедное вооружение, перископ. Оборудованы для транспортировки восьми 100-кг подрывных зарядов и трех боевых пловцов. Предполагалось использовать эти лодки для атаки гаваней Западного побережья США, куда их предполагалось доставить на палубе больших подводных лодок.
СА-1 затоплена в Специи экипажем в сентябре 1943 г. Тогда же СА-1 захвачена немцами в Бордо. Затоплена последними в 1944 г.
Сверхмалые подводные лодки типа СА (2-я серия) — 2 единицы
СА-3 и СА-4 (Ка, спущены на воду в 1942 — 1943).
Надводное: 12,6т, подводное: 13,8т; 10,5x1,9x1,8 м; 1 ЭД, 21 л.с., 7/6 узл., 70 (2) миль. Эк. 3 чел. 8 зарядов по 100 кг и 20 — по 2 кг.
Несколько увеличенная версия лодок типа СА 1-й серии (после модернизации). Строились для 10-й флотилии MAS, вступили в строй в 1943 г. Обе затоплены в Специи своими экипажами 9.9.1943.
Сверхмалые подводные лодки класса СВ — 12 + 10 единиц
СВ-1 — 12 (Ка, спущены на воду в 1942 — 1943)
Достроены Германией: СВ-13 — 22 (Ка, спущены на воду в 1943).
Надводное: 35,4 т, подводное: 44,3 т; 15x3x2,1 м; 1 ДИЗ./1 ЭД, 90/100 л.с., 7,5/7 узл., 1400 (5)/50 (3) миль. Эк. 4 чел. 2 — 450-мм ТА или 2 мины.
Увеличенный вариант лодок типа СА 1-й серии (до модернизации). Предназначались для охраны побережья и гаваней. Заложено 22 единицы, из них до сентября 1943г. встрой вступили только 12(СВ-1 — 12). Остальные 10 в недостроенном виде захвачены немцами.
СВ-5 потоплена в Ялте (Черное море) советским ТКА в июне 1942 г. Пять остальных действовавших на Черном море ПЛ (СВ-1 — 4, -6), в сентябре 1943 г. захватили германские войска и вскоре передали Румынии. В январе 1944 г. их вновь вернули итальянцам, на сей раз марионеточной «Социальной Республике». Затоплены в Констанце 25.8.1944.
Помимо 5 ПЛ на Черном море, в сентябре 1943 г. немцы захватили поврежденную СВ-7, которую не восстанавливали, а использовали для достройки СВ-13. Последняя, как и еще 9 захваченных в момент достройки лодок, попали под контроль 10-й флотилии MAS «Социальной Республики». «Капрони» было заказано еще 50 лодок СВ (т.н. 2-й серии), но из них спустили на воду только 3 (СВ-23 — 25), которые так и остались недостроенными.
СВ-14, -15 и -13 потоплены авиацией союзников в Поле, первые две в марте 1944 г., последняя — 23.3.1945.
На СВ-16 1.10.1944 взбунтовался экипаж, убил командира и сдался союзникам.
СВ-22 потоплена у Триеста англ, авиацией 11.3.1945. СВ-13 и СВ-17 (переименованная к этому времени в СВ-6) потоплены в Северной Адриатике союзной авиацией 23.3 и 3.4.1945. 29.4.1945, уже после того, как войска «Социальной Республики» капитулировали, СВ-21 потоплена таранным ударом немецкой десантной баржи.
Немецкие подводные лодки
В 1943 г. Германия передала Италии 9 ПЛ типов VIIC и VIIC/41-42 в обмен на итальянские океанские ПЛ, которые предполагалось переоборудовать в транспортные для походов на Дальний Восток. В сентябре 1943 г. все 9 ПЛ (S-1 — S-9) принимались итальянскими экипажами в Германии и после подписания перемирия между Италией и союзниками были включены в состав германского флота.
Трофейные подводные лодки
В апреле 1941 г., после капитуляции Югославии, в состав итальянского флота были включены две бывших югославских ПЛ французской постройки «Osvetnik» и «Smeli», переименованные в «Francesco Rismondo» и «Antonio Bajamonti» соответственно. В 1941 г. прошли ремонт, в ходе которого частично заменено вооружение и изменена форма рубки. Обе лодки затоплены экипажами в сентябре 1943 т.
После высадки союзников в Северной Африке в ноябре 1942 г. герм, войска захватили стоящие в Бизерте французские корабли. Из их числа в декабре 1942 г. Италии были переданы девять ПЛ. Еще одну лодку («Henri Poincare») из числа затопленных французами в Тулоне в ноябре 1942 г. итальянцам удалось поднять и отбуксировать в начале 1943 г. в Геную для ремонта.
Бывшие французские лодки относились к четырем типам: «Saphir», «Requin», «600-тонный» и «1500-тонный».
Тип «Saphir», 3 единицы, «Saphir», «Turquoise» и «Nautilus», первые две переименованы в FR-112 и FR-116 соответственно. В строй не вводились. «Nautilus» потоплена в Бизерте авиацией союзников в январе 1943 г. FR-112 отбуксирована в Неаполь и с апреля 1943 г.
использовалась как станция для зарядки АКБ, FR-116 затоплена в Бизерте 6.5.1943.
Тип «Requin», 4 единицы, «Phoque», «Requin», «Espadon» и «Dauphin», переименованы в FR-111, FR-113, FR-114 и FR-115 соответственно. Сразу поставлены на переоборудование в транспортные ПЛ. Все оригинальное вооружение снято, оставлены лишь два 13,2-мм зен. пулемета. Могли перевозить 50 т груза и 145 т топлива. Только FR-111 успела вступить в строй, но уже 28.2.1943 потоплена союзной авиацией. Остальные три в сентябре 1943 г. находились на верфях, где проходили переоборудование и затоплены экипажами или потоплены немцами.
Тип 600-тонный, 2 единицы, «Circe» и «Calypso», первая переименована в FR-117. В строй не вводилась. «Calypso» потоплена в Бизерте авиацией союзников в январе 1943 г., FR-117 затоплена в Бизерте 6.5.1943.
Тип 1500-тонный, 1 единица. «Henri Poincare», переименована в FR-118. К сентябрю 1943 г. все еще находилась в ремонте в Генуе. 9.9.1943 захвачена немцами.