Катера
В итальянском флоте существовала следующая классификация катеров:
MAS (Motscafo Anti Sommergibite) — торпедный катер, противолодочный катер;
MS — большой торпедный катер;
MTS — вспомогательный торпедный катер;
VAS — противолодочный катер;
MTS, MTSM, MTSMA — малый торпедный катер;
MAT, MTM, MTR — взрывающиеся катера.
Торпедные катера
Тип «Baglietto (SVAN) 12-тонный» 6-й серии: MAS-204, 206, 210, 213 и 216. Спущены на воду в 1918, 5 единиц.
Стандартное—14,5т; 16x2,7x1,2м, 2 бенз., 700 п.с.; 25 — 28 узл., 230 (10) миль. Эк. 8 чел. 2 х 1 — 450-мм ТА, 2 пул.
Последние оставшиеся к началу Второй мировой войны представители многочисленного (150 ед.) семейства «12-тонных» катеров типа «А», построенных по проекту фирмы SVAN в годы Первой мировой войны и вскоре после ее окончания.
Все пять катеров затоплены своими экипажами в Массауе 8.4.1941.
Тип «SVAN 13-тонный быстроходный»: MAS-423, 426 и 430. Спущены на воду в 1929, 3 единицы.
Стандартное — 13 (MAS-423 и 426) и 13,5 (MAS-430) т; 16x3,3x1,3 м, 2 бенз., 1500 л.с.; 40 узл., 127 (36) миль. Эк. 9 чел. 2 х1 — 450-мм ТА, 2 пул., 6 ГБ.
Дальнейшее развитие типа «12-тонного» катера фирмы SVAN времен Первой мировой войны. За счет установки гораздо более мощной ЭУ существенно увеличена скорость хода. Противолодочное вооружение представлено шестью малыми ГБ (по 50 кг) и гидрофоном. MAS-430 отличался маркой моторов («Фиат», на остальных — «Изотта-Фраскини»). Всего построено пять единиц, к началу войны в строю осталось три.
MAS-426 исключен в 1943 г. MAS-423 затоплен экипажем в Поле в сентябре 1943 г., поднят немцами и введен в строй под обозначением S-604. Погиб на Адриатике в 1944 г. MAS-430 захвачен немцами в сентябре 1943 г. и переименован в S-602. Затоплен в 1944 г.
Тип «Baglietto 1931»: MAS-431. Спущен на воду в 1931, 1 единица.
Стандартное — 15,5т; 16x4x1,3 м, 2 бенз., 1500 л.с.; 41 узл., 100 (40) миль. Эк. 7 чел. 2 х 1 — 450-мм ТА, 2 пул., 5 ГБ.
Близок к типу «SVAN 13-тонный быстроходный», но с некоторыми улучшениями, внесенными в конструкцию фирмой «Бальетто». На испытаниях развил около 45 узл. и был признан более удачным, чем катера проекта SVAN. Противолодочное вооружение представлено шестью малыми ГБ (по 50 кг) и гидрофоном.
MAS-431 захвачен немцами в сентябре 1943 г. и переименован в S-603. Погиб в ноябре 1943 г.
Тип «SVAN 14-тонный быстроходный»: MAS-432 — 434. Спущены на воду в 1930 — 1932, 3 единицы.
Стандартное —14т; 16x3,3x1,Зм, 2 бенз., 1500 л.с.; 40 узл., 124 (36) миль. Эк. 13 чел. 2 х 1 — 450-мм ТА, 3 пул., 6 ГБ.
Незначительно измененная версия ТКА типа «SVAN 13-тонный быстроходный». Главное отличие — установка более тяжелых пулеметов (1 — 13,2-мм и 2 — 8-мм вместо 3 — 6,5-мм). Всего построено 5 единиц, в 1937 г. две переданы Испании (франкистам).
MAS-432 исключен в 1943 г., MAS-433 и 434 — в 1949 г.
Тип «SVAN быстроходный дизельный»: MAS-437. Спущен на воду в 1934, 1 единица.
Стандартное — 18,5т; 17,5x3,6x1,3 м, 2 ДУ, 1500 л.с.; 40 узл., 100 (40) миль. Эк. 13 чел. 2 х1 — 450-мм ТА, 3 пул., 6 ГБ.
Дизельный вариант ТКА типа «SVAN 14-тонный быстроходный». Из-за установки более тяжелых дизелей получился несколько крупнее своих собратьев с бензомоторами, но в скорости практически не проиграл. Состав вооружения тот же.
В сентябре 1943 г. захвачен немцами и переименован в S-625 (с 1945 г. — SA-18). Погиб в мае 1945 г.
Тип «Baglietto противолодочный 1934»: MAS-438 — 441. Спущены на воду в 1934, 4 единицы.
Стандартное — 39 т; 22,5x4,3x1,4 м, 2 бенз., 460 л.с.; 16 узл., 215 (16) миль. Эк. 19 чел. 4 пул. (1 — 13,2-мм, 1 — 8-мм, 2 — 6,5-мм), ГБ.
Специализированные противолодочные катера. Торпедного вооружения не несли.
MAS-438 — 441 переименованы в AS-25 — 28 соответственно.
В годы войны потерь не имели. AS-27 передан в 1949 г. по репарации СССР.
Примечание: по другим данным мощность ЭУ — 2000 л.с., скорость — 32 узл., вооружение — 1x1 — 76-мм/40 и 2 пул.
Тип «Baglietto экспериментальный»: «Stefano Turr». Спущен на воду на верфи КМА 9.5.1936, 1 единица.
58/63 т; 32x6x1,3 м, 4 ДУ, 3000 л.с.; 30 узл., 750 (25) миль. Эк. 16 чел. 4 х1 — 450-мм ТА, 3 х 1 — 13,2-мм пул., 1x1— 6,5-мм пул., 12 ГБ.
Экспериментальный ТКА с увеличенным, по сравнению со всеми предыдущими типами итальянских катеров, водоизмещением. Проект разработан фирмой «Бальетто». В конструкции корпуса широко использовались алюминиевые сплавы с целью снижения нагрузки. Вступил в строй в 1937 г. Оказался неудачным — проектная скорость в 34 узл. так и не была достигнута. В 1941 г. поставлен на прикол, сдан на слом после войны.
Тип «Baglietto экспериментальный класса 500»: MAS-424. Спущен на воду в 1937, 1 единица.
Стандартное — 21 т; 16,5x4,3x1,2 м, 2 бенз., 1500 л.с.; 39 узл., 350 (39) миль. Эк. 10 чел. 2 х 1 — 450-мм ТА, 1 х 1 — 13,2-мм пул., 6 ГБ.
Развитие ТКА типа «Бальетто 1931». Увеличение размеров позволило повысить дальность хода в три раза, скорость уменьшилась незначительно. На этом катере отрабатывались конструкция и узлы, впоследствии использовавшиеся на катерах класса «500». Свой номер 424 получил от погибшего в 1937 г. катера типа «SVAN 13-тонный быстроходный».
Затоплен экипажем в сентябре 1943 г., позднее поднят немцами и переименован в S-624 (с 1945 г. — SA-17). Затоплен в мае 1945 г.
Тип «Baglietto быстроходный»: MAS-451 и 452. Спущены на воду в 1940, 2 единицы.
Стандартное — 24т; 18x4,8x1,6 м, 2 бенз., 2200 л.с.; 42 узл., 330 (42) миль. Эк. 11 чел., 2х 1 —450-мм ТА, 1x1 — 13,2-мм пул., 6 ГБ.
Развитие ТКА типа MAS-424. Кроме главных моторов «Изотта-Фраскини», стояли 2 бензомотора «Альфа Ромео» мощностью по 80 л.с. для экономичного хода. На последних дальность плавания составляла 836 (8) миль.
Оба ТКА потоплены англ, авиацией у Мальты 26.7.1941.
Тип «Baglietto класса 500, 1-я серия»: MAS-501 — 505, 507, 509,510, 512 — 523, 525. Спущены на воду в 1936 — 1937, 21 единица.
Стандартное — 21,5 т; 17x4,4x1,3 м, 2 бенз., 2000 л.с.; 44 узл., 1,25 т бензина, 350 (39) миль. Эк. 10 чел. 2x1 — 450-мм ТА, 1 х 1 — 13,2-мм пул., 6 ГБ.
Развитие типа MAS-424, ставшего прототипом ТКА 1-й серии «500-го» класса. По некоторым сведениям, уже на ряде катеров этой серии в дополнение к главным моторам «Изотта-Фраскини» стояли 2 бензомотора «Альфа Ромео» мощностью по 80 л.с. для экономического хода. Последний корабль серии, MAS-525 имел не деревянный, а металлический корпус. Всего построено 25 единиц, 4 из них проданы в 1940 г. Швеции.
MAS-512 погиб 24.1.1942 в результате навигационной аварии. MAS-513 тяжело поврежден в результате посадки на мель в 1942 г. у Кефалонии и списан. MAS-501 и 503 потоплены авиацией в Ла Маддалене 10.4.1943. MAS-518 и 525 затоплены экипажами в сентябре 1943 г. MAS-507 и 509 погибли в результате пожара 12.8.1944. MAS-502 и 504 захвачены немцами 8.9.1943 и переименованы в S-626 и 627, оба погибли в марте 1944 г. MAS-505 сдался немцам 10.4.1944 и переименован в S-628, затоплен в Генуе в мае 1945 г. MAS-522 сдался немцам, потоплен авиацией в 1944 г. в Эгейском море.
Тип «Baglietto класса 500, 2-я серия»: MAS-526 — 550. Спущены на воду в 1938 — 1939, 25 единиц.
Стандартное — 25,2 т; 18,7x4,7x1,5 м, 2 бенз., 2000 — 2300 л.с.; 42 — 44 узл., 1,25 т бензина, 360 (42) миль. Эк. 12 чел. 2x1— 450-мм ТА, 1 х 1 — 13,2-мм пул., 6 ГБ.
Удлиненная версия 1-й серии. В дополнение к главным моторам «Изотта-Фраскини» стояли 2 бензомотора для экономичного хода: «Альфа Ромео» мощностью по 70 л.с. или «Караро» по 50 л.с. Дальность плавания при следовании на вспомогательных моторах составляла 1100 (6) миль. Последний корабль серии MAS-550 имел не деревянный, а металлический корпус и был несколько меньше (21 т, 18,7x4,6x1,3 м), за счет чего развивал более высокую скорость — 45 узл.
MAS-526 — 529 переданы Финляндии 5.6.1943 и переименованы в J-1 — 4. MAS-537 погиб в 1940 г., MAS-530, 533 — 536, 539 и 548 погибли в 1943 г., MAS-541 и 546 погибли в 1944 г. MAS-531, 542, 549 и 550 в сентябре 1943 г. захвачены немцами. Три последних переименованы в S-601, 509 (позднее в SA-12), 622 (позднее в SA-21). Все погибли в 1944 — 1945 гг.
Тип «Baglietto класса 500, 3-я серия»: MAS-551 — 554. Спущены на воду в 1941, 4 единицы.
Стандартное — 27,8 т; 18,7x4,6x1,4 м, 2 бенз., 2300 л.с.; 43 узл., 1,25 т бензина, 395 (43) миль. Эк. 13 чел. 2 х 1 —450-мм ТА, 1 х 1 —20-мм/65, 10 ГБ.
Стальной вариант 2-й серии. Моторы экономичного хода (2 х 70 л.с.).
MAS-552 потоплен авиацией 30.4.1943. MAS-553 затоплен экипажем в сентябре 1943 г., поднят немцами. В апреле 1945 г. переименован в S-512. MAS-551 и 554 захвачены немцами в сентябре 1943 г. и переименованы в S-510 (позднее в SA-13) и S-623 соответственно. Затоплены в апреле 1945 г.
Тип «Baglietto класса 500, 4-я серия»: MAS-555 — 576. Спущены на воду в 1941, 22 единицы.
Стандартное — 27,8 т; 18,7x4,6 — 4,7x1,4 м, 2 бенз., 2000 — 2300 л.с.; 43 узл., 1,25 т бензина, 350 (42) миль. Эк. 13 чел. 2x1 — 450-мм ТА, 1 х 1 — 20-мм/66, 10 ГБ.
Идентичны катерам 3-й серии, но корпуса вновь выполнены из дерева (по некоторым сведениям MAS-555 — 565 имели стальные или композитные корпуса).
MAS-560, 563, 564, 571, 573 и 576 потоплены авиацией в 1942 — 1943 гг. MAS-572 погиб 12.5.1943 при столкновении с MAS-566 в Черном море. MAS-566, 567, 568, 569, 570, 574 и 575 в мае 1943 г. переданы Германии. MAS-556, 557, 558, 559, 561 и 562 в сентябре 1943 г. захвачены немцами. MAS-562 в апреле 1944 г. отбит амер. ТКА и возвращен итальянскому флоту.
Тип «I»: MS-11 — 16, 21 — 26 и 31 — 36. Спущены на воду в 1942, 18 единиц.
Полное — 62,4 т; 28x4,3x1,7 м, 3 бенз., 3450 л.с.; 32 узл., 9 т бензина, 250 (32) или 85 (12)миль. Эк. 19чел. 2x1 — 533-мм ТА, 1 — 2х 1 — 20-мм/65,2 —6,5-мм, 6 —8 ГБ.
Более крупные, чем строившиеся на протяжении 1930-х гг. катера семейства MAS. В качестве прототипа для них послужили захваченные итальянцами в 1941 г. югославские катера германской постройки. После испытаний этих кораблей, оказавшихся заметно мореходнее MAS «500-го» класса, в июне 1941 г. верфи КРАм были заказаны почти точные их копии. Вся серия сдана в первой половине 1942 г. Чтобы подчеркнуть возросшие боевые качества новых кораблей, их индексация сменилась с MAS на MS. Корпуса — композитные. ГБ, используемые на MS, были тяжелее, чем применяемые на MAS, — 100 кг против 50.
MS-12, 13, 14, 15, 22, 23 и 25 потоплены авиацией в 1942 — 1943 гг. Еще три катера погибли в 1943 г. после подписания перемирия между Италией и союзниками; MS-21 25 сентября (подрыв на мине), MS-26 — 9 октября (сел на мель) и MS-33 — 3 ноября (герм, береговая батарея). MS-16, 34, 36 и 32 затоплены своими экипажами в сентябре 1943 г., первые три впоследствии подняты немцами и введены в строй под названиями SA-1, 2 и 3. Затоплены в мае 1945 г.
Тип «II»: MS-51 — 56, 61 — 66 и 71 — 76. Спущены на воду в 1942 — 1943, 18 единиц.
Полное — 67т; 28x4,3x1,7 м, 3 бенз., 3450 (на MS-76 — 4500) л.с.; 31 (MS-76 — 35) узл., 9 т бензина, 330 (31) миль. Эк. 19 чел., 2x1 — 533-мм и 2 х 1 — 450-мм ТА, 2 х 1 — 20-мм/65, 2 — 8-мм, 8 ГБ.
Развитие типа «I» с усиленным, за счет установки двух бугельных 450-мм ТА вооружением. Рост водоизмещения привел к некоторому снижению скорости. Для устранения этого недостатка на последнем катере серии (MS-76) установлены более мощные моторы. Два катера (MS-74 и 75) оборудованы как носители спецсредств (2 SLS, или 1 MTR, или 1 МТМ, или 1 MTSM).
До подписания перемирия с союзниками Италия потеряла в 1943 г. два катера: MS-62 потоплен авиацией 12 июля и MS-66 потоплен НК 3 августа.
MS-51, 64, 76, 74 и 75 в сентябре 1943 г. захвачены немцами. Первые три переименованы в SA-4 — 7 соответственно и вошли в состав Кригсмарине, два других оказались в составе флота «Социальной Республики».
Планы постройки еще 44 единиц (типы «III» и «IV», развитие типа «II») в связи с подписанием перемирия в сентябре 1943 г. оказались не реализованы. f
Трофейные торпедные катера
Тип «55-футовый»: MAS-1D и 2D. Спущены на воду в 1927, 2 единицы.
Стандартное — 15т; 16,8x3,4x1,3 м, 2 бенз., 750 л.с.; 37 узл., 1,6 т бензина, 220 (32) миль. Эк. 7 чел. 2x1 — 450-мм ТА, 2 — 8,8-мм.
Бывшие югославские ТКА «Uskok» и «Cetnik» постройки Торникрофта (Англия). Захвачены итальянцами в апреле 1941 г. и включены в состав своего флота под названиями MAS-ID и 2D. Стоявшие первоначально 457-мм ТА заменены на итальянские 450-мм.
MAS-1D погиб в Адриатике 19.4.1942, MAS-2D в 1942 г. переименован в MS-47, исключен в 1943 г.
Тип «Lurssen»: MS-41 — 46. Спущены на воду в 1936 —1939, 6 единиц.
Полное — 61,7 т; 28x4,3x1,5 м, 3 бенз., 3300 л.с.; 31 узл., 5,5 т бензина, 265 (31) миль. Эк. 19 чел. 2x1— 550-мм, 2x1— 20-мм/65, 1 — 6,5-мм.
Бывшие югославские ТКА «Orjen», «Velebit», «Dinara», «Triglav», «Suvobor» и «Rudnik» постройки Люрссен (Германия). Захвачены итальянцами в апреле 1941 г. и включены в состав своего флота под названиями MAS-41D — 46D. Стоявший первоначально 40-мм зен. автомат заменен на 20-мм автоматы итал. производства.
MS-41 и 45 затоплены экипажами в сентябре 1943 г., остальные четыре захвачены немцами и переименованы в S-2 (бывш. MS-42), S-3 (бывш. MS-43), S-4 (бывш. MS-44) и S-5 (бывш. MS-46). Все затоплены в Салониках в октябре 1944 г.
Противолодочные катера
Тип «I»: VAS-201 — 230. Спущены на воду в 1942, 30 единиц.
Полное — 68 т; 28x4,3x1,5 м, 3 бенз., 1800 л.с.; 20 узл., 11,5 т бензина, 300 (19) или 1100 (12) миль. Эк. 26 чел. 2 х 1 —450-мм, 1—2x1— 20-мм/65, 2 — 6,5-мм, 26 ГБ.
Противолодочные катера в корпусах торпедных катеров MS тип I. Сохранена трехвальная схема, бортовые валы приводились в движение моторами «Фиат» мощностью 750 л.с., на средний вал работал мотор «Карраро» экономичного хода мощностью 300 л.с. Торпедные аппараты предназначены для атаки ПЛ в надводном положении. Первые 14 катеров имели деревянные корпуса, остальные — композитные.
VAS-202, 212, 213, 216, 229 и 230 потоплены союзной авиацией в 1943 г. (до сентября). VAS-223 сел на мель 5.5.1943. VAS-208, 214, 219 и 220 потоплены немецкой артиллерией 11.9.1943. VAS-203, 205, 207, 225 и 226 затоплены экипажами в сентябре 1943 г. VAS-209, 210, 215, 217, 218, 221 и 227 захвачены немцами в сентябре 1943 г. Впоследствии все (кроме VAS-218) затоплены.
Из катеров, оказавшихся на стороне союзников, VAS-206 погиб в феврале 1944 г. от пожара.
Тип «II»: VAS-231 — 248. Спущены на воду в 1942 — 1943,18 единиц.
Полное — 69т; 28x4,3x1,6 м, 3 бенз., 1750 л.с.; 21,5 узл., 440 (20) или 1260 (14) миль. Эк. 26 чел. 2x1 —450-мм, 1 —2x1 —20-мм/65, 2 — 6,5-мм, 26 ГБ.
Почти точное повторение противолодочных катеров типа I, но с иной начинкой МО. На средний вал работал мотор «Изотта-Фраскини» мощностью 1150 л.с., на бортовые — моторы «Карраро» мощностью по 300 л.с. При работе только центрального вала развивалась скорость 16 узл., двух бортовых валов — 14 узл., всех трех валов — 21,5 узл. Корпус — композитный. VAS-231 — 236 оборудованы как тральщики.
VAS-231, 234 и 244 погибли в 1943 г. (до сентября), первый потоплен союзной авиацией, два других — ТКА. VAS-236, 239, 240, 241, 242, 243 и 238 захвачены немцами в сентябре 1943 г., первые шесть переименованы в RA-261, 262 и 265 — 268 соответственно. Впоследствии затоплены, кроме VAS-240 и 241.
Тип «III»: VAS-301 — 312. Спущены на воду в 1942 — 1943,12 единиц.
Полное — 95,5 т; 34,1x5x2,1 м, 3 ДУ (VAS-301 — 304) или 3 бенз. (VAS-305 — 312), 1050 (VAS-301 — 304) или 1750 (VAS-305 — 312) л.с.; 18 (VAS-301 — 304) или 19 (VAS-305 — 312) узл., 900 (14) миль на VAS-301 — 304 или 1000 (13) миль на VAS-305 — 312. Эк. 26 чел. 2x1— 450-мм или 1 х 1 — 37-мм/54, 1—2x1 — 20-мм/65, 2 — 6,5-мм, 26 ГБ.
Проект фирмы "Ансальдо". Стальные. Первые четыре катера имели дизельную ЭУ из трех моторов «Фиат» мощностью по 300 л.с. На остальных предполагалось установить дизели «Ансальдо», которые, однако, оказались неудачными и в качестве ЭУ была избрана аналогичная примененной на катерах типа «2» (см. ниже). На части катеров вместо ТА стоял 37-мм автомат.
В сентябре 1943 г. захвачены немцами и переименованы в RA-254, 257, 256, 255, 252, 251, 253, 263, 258, 264, 259 и 260 соответственно. RA-256 и 257 потоплены союзной авиацией в марте и августе 1944 г. RA-255, 251 и 259 погибли в Генуе в августе 1944 г. Остальные затоплены в апреле 1945 г.
Заказ на еще 24 аналогичных катера отменили в сентябре 1943 г.
Вспомогательные торпедные катера
В 1939 г. начаты проработки проекта малого ТКА на базе прогулочных катеров. Первые единицы типа MTS (название расшифровывается как Motoscafi di turismo, siluranti — туристический катер, несущий торпеды) стали развитием взрывающихся катеров типа МТМ. Проект разрабатывался фирмой «Baglietto». Размеры увеличены для размещения двух торпед и двух членов экипажа. Прошли успешные испытания в 1940 г., однако из-за ничтожной дальности хода и низкой скорости (с торпедами скорость падала до 23 узл.) в боевых действиях участия не принимали.
В 1941 г. на «Baglietto» разработан усовершенствованный проект малого ТКА типа MTSM (последняя М означает модифицированный), в котором попытались устранить основные недостатки предыдущей модели — малые мореходность и скорость хода. Число носимых торпед сократилось до одной. На некоторых вместо торпеды могло перевозиться до трех боевых пловцов.
Следующей моделью малого ТКА стали катера типа MTSMA, несколько увеличенные, по сравнению с типом MTSM. Возросла дальность плавания. 100 единиц заказано в 1943 г., часть недостроенных захвачена немцами в сентябре 1943 г.
Тип «MTS». Спущены на воду в 1939, несколько единиц.
Полное— 1,7 т; 7,2x2,1x0,5 м, 1 бенз., 90 л.с.; 28 узл., 90 миль. Эк. 2 чел. 2 х 1 — 450-мм, 2 ГБ.
Тип «MTSM». Спущены на воду в 1941 — 1943, более 100 единиц.
Полное — 3 т; 8,4x2,2x0,6 м, 2 бенз., 190 л.с.; 32 узл., 200 миль. Эк. 2 чел. 1x1—450-мм, 2ГБ.
Тип «MTSMA». В 1943 заказано 100 единиц.
Полное — 3,7 т; 8,8x2,3x0,7 м, 2 бенз., 190 л.с.; 29 узл., 250 миль. Эк. 2 чел. 1 х 1 — 450-мм, 1 х 1 — 6,5-мм пул., 2 ГБ.
Специальные штурмовые средства
Эксперименты со взрывающимися катерами впервые были проведены в Италии в 1936 г. Опытные катера типа МАТ (0,9 т, 4,7 х 1,9 м, 1 бенз., 90 л.с., 32 узл., 330-кг боевой заряд) управлялись единственным членом экипажа, который, направив катер в цель, покидал его через корму. Предполагалось, что подобные катера будут аэромобильными.
Серийные катера типа МТМ были чуть крупнее, в конструкцию корпуса внесен ряд изменений (1 т, 5,6 х 1,9 м, 1 бенз., 90 л.с., 33 узл., 300-кг боевой заряд). Заказано 28 единиц, все были готовы к началу 1941 г.
Для возможности транспортировки на подводных лодках в 1941 г. разработали модель MTR (1 т, 6,1 х 1,6 м, 1 бенз., 95 л.с., 29 узл., 300-кг боевой заряд).
Помимо взрывающихся катеров, вторым направлением развития специальных штурмовых средств стали транспортеры подрывных зарядов (часто не совсем корректно называемые человекоуправляемыми торпедами) SLC, известные как «Maiale», спроектированные в 1935 г. Разработана на базе стандартной 533-мм торпеды, управлялась одетыми в гидрокостюмы двумя членами экипажа, сидящими на ней верхом. Движение происходило в полу погружен ном состоянии. Предназначалась для скрытной доставки подрывных зарядов к цели. Вес подрывного заряда — 220 кг (впоследствии увеличен до 250 кг), электродвигатель обеспечивал наибольшую скорость хода порядка 4 — 5 узл. в течение часа. В экономичном режиме транспортер мог пройти 15 миль при скорости 2 — 3 узл. Построено большое число SLC, в том числе 11 единиц — до вступления Италии во Вторую мировую войну.
SLC могли транспортироваться как надводными кораблями и катерами, так и ПЛ. В 1941 г. для доставки SLC на Мальту были спроектированы катера MTL (7 т, 4 — 5 узл., дальность хода — 60 миль, перевозил два SLC).