Другие боевые и вспомогательные корабли

 

Авиатранспорт «Giuseppe Miraglia» — 1 единица

81.jpg

 

«Giuseppe Miraglia»             Спец    5.3.1921            20.12.1923       1927     Исключен в 1950

 

4880/5913 т; 115/121,2x15x5,3 м; 2 ТЗА, 12 000 л.с., 21 узл., 430 т нефти. Эк. 196 чел. 4x1 — 102-мм/35, 2 катапульты, 20 гидросамолетов.

 

Заложен как пассажирский пароход «Citta di Messina», куплен италь­янским правительством недостроенным для переделки в авиатран­спорт. Работы по переоборудованию начаты 24.1.1925. В централь­ной части корпуса возведен большой ангар. Поверх ангара в диамет­ральной плоскости находились надстройки и две дымовые трубы. В нос и корму от них крыша ангара образовывала подобие полетной палубы, служащей для предполетной подготовки самолетов. Запуск производился двумя катапультами — одной в носовой оконечности, второй — в корме. Подъем приводнившихся гидросамолетов осущест­влялся кранами через боковые двери в стенках ангара. Всего на ко­рабль могло базироваться 20 гидросамолетов: 4 больших и 16 ма­леньких.

В начале войны использовался в роли учебного судна, после сен­тября 1943 г. — в качестве плавбазы итал. ПЛ на Мальте.

 

Колониальный шлюп «Eritrea» — 1 единица

82.jpg

 

«Eritrea»       Каст     1935    28.9.1936         2.1937  Передан Франции в 1948

 

2165/3068 т; 87/96,6x13,3x4,7 м; 2 ДУ + вспомогательная дизель-электри­ческая установка, 7800 + 1300 л.с., 20 узл., 320 т нефти, 6950 (11,8) миль. Эк. 234 чел. 2x2 — 120-мм/45, 2x1— 40-мм/39, 4x1 — 13,2-мм.

 

Спроектирован в 1934 г. для службы в колониях. Отличался оригинальной ЭУ, включавшей, помимо главной ДУ, вспомогатель­ную дизель-электрическую установку. Электромоторы помещались на главных валах, поэтому была возможна совместная работа обе­их ЭУ. Наибольшая дальность плавания обеспечивалась при работе вспомогательной диз.-эл. ЭУ, под главными дизелями она составляла 5000 (15,3 узл.) миль, при работе обеих ЭУ — 6120 (13,3 узл.). Макси­мальная скорость при работе главных дизелей — 18 узл., вспомога­тельной диз.-эл. ЭУ — 12 узл., совместной работе обеих ЭУ — 20 узл.

В 1940 — 1941 гг. оборудован для минных постановок. Тогда же 40-мм «виккерсы» заменены на 2 х 2 37-мм/54 автомата.

Планировалось строительство второго корабля этого типа (пред­полагалось назвать его «Efiopia»).

 

Посыльный корабль «Diana» — 1 единица

 

«Diana»     KHK       1939    20.5.1940         1941       Погиб 29.6.1942

 

1735/2550 т; 108,8/113,9x11,7x3,5 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 30 000 л.с., 32 узл. 1x2 — 102-мм/35, 6 — 20-мм/65.

 

Проектировался как яхта/посыльное судно. В годы войны слу­жил быстроходным транспортом. В июле 1941 г. использовался для доставки взрывающихся катеров (9 МТ, 1 MTSM и 1 MTL) для атаки Мальты.

 

Корветы типа «Аре» — 29 + 31 единиц

83.jpg

 

Вошедшие в строй итальянского флота до 9.9.1943: «Gabbiano» (Чр, 23.6.1942 — исключен в 1972), «Procellaria» (Чр, 4.9.1942 — погиб 31.1.1943), «Cormorano» (Чр, 20.9.1942 — исключен в 1972), «Pellicano» (Чр, 12.2.1942 — исключен в 1970), «Cicogna» (Ане, 12.10.1942 — погиб 24.7.1943), «Folaga» (Ане, 14.11.1942 — исключен в 1965), «Ibis» (Ане, 12.12.1942 — исключен в 1972), «Gru» (Ане, 23.12.1942 — исключен в 1970), «Antelope» (ОТОл, 9.5.1942 — захвачен Германией 9.9.1943), «Gazzella» (ОТОл, 9.5.1942 — потб 5.8.1943), «Camoscio» (ОТОл, 9.5.1942 — захвачен Германией 9.9.1943), «Аре» (НМ, 22.11.1942 — исключен в 1965), «Vespa» (НМ, 22.11.1942 — захвачен Германией 11.9.1943), «Scimitarra» (Бр, 16.9.1942 — исключен в 1972), «Baiometta» (Бр, 5.10.1942 — исключен в 1972), «Artemide» (КРАм, 10.8.1942 — захвачен Гер­манией 9.9.1943), «Persefone» (КРАм, 21.9.1942 — затоплен 9.9.1943), «Euterpe» (КРАм, 22.10.1942 — затоплен 9.9.1943), «Minerva» (КРАм, 5.11.1942 — исключен в 1970), «Driade» (КРАт, 7.10.1942 —исключен в 1966), «Danaide» (КРАт, 21.10.1942 —исключен в 1970), «Pomona» (КРАт, 18.11.1942 — исключен в 1965), «Flora» (КРАт, 1.12.1942 — исключен в 1970), «Sfinge» (КРАт, 9.1.1943 — исключен в 1975), «Chimera» (КРАт, 30.1.1943 — исключен в 1975), «Sibillf» (КРАт, 10.3.1943 — исключен в 1972), «Fenice» (КРАт, 1.3.1943 — исключен в 1965), «Urania» (КРАм, 21.4.1943 — исключен в 1972) и «Berenice» (КРАм, 20.5.1943 — погиб 9.9.1943). Достроенные Германией после 9.9.1943: «Renna» (ОТОл, 5.12.1942 ), «Colubrina» (Бр, 7.12.1942 ), «Carabina» (Бр, 31.8.1943), «Marangone» (Ане, 16.9.1943), «Spingarda» (Бр, 23.3.1942), «Melpomene» (КРАм, 29.8.1943 ), «Capriolo» (ОТОл, 5.12.1942 ), «Alee» (ОТОл, 5.12.1942), «Tuffetto» (Ане, 25.8.1943) и «Bombarda» (Бр, 1943).

Недостроенные: «Lucciola» (НМ, 21.3.1943 ), «Grille» (НМ, 21.3.1943), «Cicala» (НМ, 27.6.1943 ), «Calabrone» (НМ, 27.6.1943 ), «Cavalletta» (HM), «Libellula» (HM), «Strolaga» (Ане), «Ardea» (Ане), «Daino» (ОТОл), «Cervo» (ОТОл), «Stambecco» (ОТОл), «Crisalide» (HM), «Farfalla» (HM), «Maggiolino» (HM), «Coccinigfia» (HM), «Scure» (Бр), «Clava» (Бр), «Zagaglia» (Бр), «Egeria» (КРАм, 3.7.1943), «Euridice» (КРАм, 12.3.1944 ) и «Terpsicore» (КРАм, 16.10.1943 ).

 

660/728 т; 58,8/64,4x8,7x2,5 м; 2 ДУ, 3500 л.с., 18 узл., 64 т соляра, 3000 (15) миль. Эк. 110 чел. 1x1 — 100-мм/47,2 х 2 — 20-мм/65 и 3 х 1 — 20-мм/70,2x1 — 450-мм ТА (на части кораблей), 8 БМБ и 2 БС.

 

Опыт первого года войны на Средиземном море показал необходимость иметь в соста­ве флота специализированные корабли ПЛО для охраны конвоев, причем потребность в них увеличивалась с каждым месяцем, по мере роста потерь среди легких сил флота. Первоначально предполагалось создание достаточно быстроходного корабля, близко­го по своим элементам к миноносцам типов «Spica» или «Pegaso», однако они не очень подходили для этой цели, так как изначально проектировались для решения других задач и не несли достаточного противолодочного вооружения. К тому же миноносцы были слишком большими и дорогостоящими в по­стройке, что становилось неприемлемым для корабля, строительство которого планирова­лось развернуть большой серией, с привлечением верфей, не имеющих большого опы­та военного кораблестроения. Летом 1941 г. из нескольких предварительных вариантов был выбран «чистый» эскортник, с умерен­ными размерами и скоростью, но с чрезвы­чайно мощным противолодочным вооружени­ем, включающим даже ТА (для атаки ПЛ в надводном положении).

Интересной особенностью нового корабля, классифицированного как «противолодочный корвет», стало применение, помимо маршевых дизелей, двух электромоторов мощностью по 150 л.с., предназначенных для бесшумного хода во время атаки на ПЛ. Емкости аккумуляторов хватало на 16 миль. Подобная комбинирован­ная ЭУ стояла на всех корветах, кроме достро­енных уже немцами «Bombarda» и «Carabina», на которых электромоторов не было.

Всего заказано 60 единиц, из них до сен­тября 1943 г. успело вступить в строй италь­янского флота 28.

«Procellaria» погиб на мине 31.1.1943 зап. Сицилии. «Cicogna» поврежден англ, авиаци­ей у Мессины 24.7.1943, выбросился на бе­рег. «Gazzella» погиб на мине 5.8.1943 сев. Сардинии. «Berenice» потоплен 9.9.1943 не­мецкой полевой артиллерией при попытке выйти из Триеста.

В сентябре 1943 г. в руки немцев попало большое число кораблей этого типа, как го­товых, так и затопленных экипажами и недо­строенных на верфях.

«Artemide», «Antelope», «Camoscio» и «Vespa» введены в строй герм, флота под на­званиями Uj-2226, Uj-6082, UJ-6081 и Uj-2221.

Из неготовых кораблей немцам удалось до­строить и ввести в строй «Capriolo», «Alee», «Renna», «Melpomene», «Colubrina», «Bom­barda», «Carabina», «Spingarda», «Tuffetto» и «Marangone», переименованные соответствен­но в Uj-6083, Uj-6084, Uj-6085, Uj-202, Uj-205, Uj-206, Uj-207, Uj-208, Uj-2222 и Uj-2223.

«Carabina» (Uj-207) в феврале 1944 г. по­топлен в Венеции авиацией союзников. " «Colubrina» (Uj-205) потоплен авиацией союз­ников 27.3.1944 в Венеции. «Marangone» (Uj-2223) потоплен авиацией союзников 16.8.1944 в Генуе. «Antelope» (Uj-6082) потоп­лен 16.8.1944 зап. Тулона амер. ЭМ «Endicott». «Camoscio» (Uj-6081) потоплен 17.8.1944 юго-вост. Тулона амер. ЭМ «Somers». «Renna» (Uj-6085) потоплен авиацией союзников 4.9.1944 в Генуе. «Spingarda» (Uj-208) и «Melpo­mene» (Uj-202) потоплены 1.11.1944 в районе Задара англ. ЭМЭ «Avon Vale» и «Wheatland». «Capriolo» (Uj-6083), «Alee» (Uj-6084), «Tuffet­to» (Uj-2222), «Vespa» (Uj-2221), «Artemide» (Uj-2226) затоплены 24.4.1945 в Генуе. «Bom­barda» (Uj-206) тяжело поврежден в Венеции союзной авиацией 4.4.1944, затоплен 25.4.1945.

 

Трофейные корветы

 

В состав итальянского флота в декабре 1942 г. были включены два 630-тонных бывших французских авизо «La Batailleuse» и «Commandant Rivere», захваченных в Бизерте герм, войсками и пере­данных Италии. Получили названия FR-51 и FR-52 соответственно. Последний погиб при авианалете на Ливорно 28.5.1943 г., а первый затоплен в сентябре того же года. Еще 4 однотипных авизо («Chamois», «L'lmpetueuse», «La Curieuse» и «Degaigneuse», переименованы в FR-53 — 56), затопленных в Тулоне в ноябре 1942 г., подняты италь­янцами в 1943 г. и поставлены на ремонт, но к сентябрю ни один из них в строй не вошел.

 

Эскортная канонерская лодка «Ernesto Giovannini» — 1 единица

84.jpg

 

«Ernesto Giovannini» (Пат), спущен на воду в 1922.

 

182/275 т; 52,1x5,8x1,7 м. 2 ПМУ, 2 ПК, 2400 л.с., 23 узл., 40 т нефти, 900 (20) миль. Эк. 29 чел. 2x1 — 102-мм/36, 1 — 13,2-мм, 2 х 1 — 450-мм ТА, 2 БС.

 

Единственный сохранившийся представи­тель серии из 6 канонерских лодок типа «Bafile», спроектированных на базе малых мм фирмой "Паттисон". Исключен в 1950 г.

 

Минно-тральные корабли

 

Тральщики типа «Vieste»: «Vieste» и «Cortone» (оба Нр), спущены на воду в 1917, 2 единицы.

359/517 т; 59x7,3x2 м; 2 ПМУ, 2 ПК, 1600 л.с., 14 узл. 130 т угля, 2000 (14) миль. Эк. 49 чел. 2x1— 100-мм/47.

Бывшие германские тральщики М-119 и М-120, полу­ченные Италией после окончания Первой мировой вой­ны в качестве военных трофеев. До 1927 г. назывались «Meteo» и «Abastro»,

«Cortone» погиб в сентябре 1941 г.

 

Тральщики типа «Vedetta»: «Vigilante» и «Vedetta» (оба — КРАт), спущены на воду в 1937, 2 единицы.

Полное — 70т; 26,1x4,4x1,3 м. 2 ДУ, 400 л.с., 12,3 узл. Эк. 21 чел. 1 х 1 — 76-мм/40, 3 — 13,2-мм.

 

Тральщик D-1: D-1 (КНРа), спущен на воду в 1937, 1 единица.

Полное — 188т, 33,4x6,6x2,2 м. 1 ДУ, 450 л.с., 10 узл. Эк. 18 чел. 1x1 — 76-мм/40.

 85.jpg

 

Тральщики типа RD: RD-7, 12, 16 — 18, 20, 27 — 30, 39 — 44 (ТТ), RD-13, 21 — 26, 31 — 37 (Каст), RD-38 (Нк), RD-55, 56 (Ми) спущены на воду в 1916 — 1926, 34 единицы.

Полное — 200 (RD-13, 21 — 30, 38), или 203 (RD-39 — 44), или 207 (RD-31 — 37), 212 (RD-55,56), или 215 (RD-7,12,16 — 18,20) т; 33,2 — 36,5x5,8 — 5,9x2,0 — 2,2 м. 1 ПМУ, 1 ПК, 750 (RD-16 — 21, 31 — 44), или 800 (RD-13), 872 (RD-55, 56), или 950 (RD-7,12,16 — 18, 20), или 970 (RD-27 — 30), или 1014 (RD-12) л.с., 12,9 — 14 узл., 600 — 750 миль. Эк. 22 чел. 1x1— 76-мм/50, или 76-мм/40, 2 — 6,5-мм.

Официально классифицировались как «буксиры-тральщики» (RD Rimorchiatore-dragamine). Вся серия насчитывала 57 единиц, незна­чительно различались в деталях. К началу Второй мировой войны в составе итальянского флота сохранилось 34 единицы. Имели плохую маневренность и недостаточную остойчивость.

Погибли: RD-7 — 15.6.1942 (ПЛ), RD-30 — 26.12.1942 (авиация), RD-56 — 9.1.1943 (авиация), RD-31, 36, 37 и 39 — 20.1.1943 (англ. ЭМ «Javelin» и «Kelvin»), RD-20 —11.4.1943 (авиация), RD-12 —2.5.1943 (авиация), RD-18, 23,42 и 44 — 5.5.1943 (авиация), RD-38 — 18.5.1943, RD-55 — 25.5.1943 (авиация), RD-22 — 25.10.1943.

RD-13 затоплен экипажем 9.9.1943. Захвачены немцами в сентяб­ре 1943 г. — RD-17, 26 и 35.

86.jpg 

 

Тральщики типа «Albona»: «Albona», «Laurana» и «Rovigno» (все — Дф), спущены на воду 1918, 3 единицы.

113/128 т; 29x6,5x1,4 м; 2 ПМУ, 1 ПК, 280 л.с., 11 узл. Эк. 27 чел. 1 х 1 —76-мм/40.

Бывшие австро-венгерские тральщики МТ-130 — 132. «Laurana» погиб 20.2.1945.

 

Минные заградители типа «Ostia»: «Azio» (KHPa), «Legnano» (КНРа), «Lepanto» (КНРа) и «Ostia» (КНТ), спущены на воду в 1925 — 1927, 4 единицы.

615/850 т; 62,2x8,7x2,6 м. 2 ПМУ, 2 ПК, 1500 л.с., 15 узл., 75 т нефти («Azio», «Lepanto» и «Legnano»), уголь («Ostia»). Эк. 66 чел. 2x1 — 102-мм/35, 1x1 — 76-мм/40, 80 мин.

Заказаны в 1924 г. Серия из 6 единиц. Могли использоваться как тральщики. Различались используемым топливом, корабли построй­ки КНРа имели нефтяное отопление, постройки КНТ — угольное. Два корабля («Dardanelli» и «Milazzo») проданы в 1938 г. Венесуэле и пе­реименованы в «General Urdaneta» и «General Soublette».

«Lepanto» затоплен в Шанхае в сентябре 1943 г. «Ostia» погиб в 1942 г.

 

Минные заградители типа «Fasana»: «Buccari», «Durazzo», «Fasana» и «Pelagosa» (все — Каст), спущены на воду в 1924 — 1926, 4 единицы.

Стандартное — 530 т; 58,5/66x9,8x1,7 м. 2 ДУ, 700 л.с., 10 узл., 20 т нефти. 1x1 — 76-мм/40, 54 мины.

Могли использоваться в качестве тральщиков.

«Durazzo» потоплен 17.8.1943 англ. ПЛ «Safari». «Buccari» и «Pelagosa» погибли в Неаполе в 1943 г.

С началом Второй мировой войны в состав итальянского флота вступило более десятка минных заградителей, переоборудованных из мобилизованных небольших транспортов (в т.ч. "Barletta").

87.jpg