Другие боевые и вспомогательные корабли
Авиатранспорт «Giuseppe Miraglia» — 1 единица
«Giuseppe Miraglia» Спец 5.3.1921 20.12.1923 1927 Исключен в 1950
4880/5913 т; 115/121,2x15x5,3 м; 2 ТЗА, 12 000 л.с., 21 узл., 430 т нефти. Эк. 196 чел. 4x1 — 102-мм/35, 2 катапульты, 20 гидросамолетов.
Заложен как пассажирский пароход «Citta di Messina», куплен итальянским правительством недостроенным для переделки в авиатранспорт. Работы по переоборудованию начаты 24.1.1925. В центральной части корпуса возведен большой ангар. Поверх ангара в диаметральной плоскости находились надстройки и две дымовые трубы. В нос и корму от них крыша ангара образовывала подобие полетной палубы, служащей для предполетной подготовки самолетов. Запуск производился двумя катапультами — одной в носовой оконечности, второй — в корме. Подъем приводнившихся гидросамолетов осуществлялся кранами через боковые двери в стенках ангара. Всего на корабль могло базироваться 20 гидросамолетов: 4 больших и 16 маленьких.
В начале войны использовался в роли учебного судна, после сентября 1943 г. — в качестве плавбазы итал. ПЛ на Мальте.
Колониальный шлюп «Eritrea» — 1 единица
«Eritrea» Каст 1935 28.9.1936 2.1937 Передан Франции в 1948
2165/3068 т; 87/96,6x13,3x4,7 м; 2 ДУ + вспомогательная дизель-электрическая установка, 7800 + 1300 л.с., 20 узл., 320 т нефти, 6950 (11,8) миль. Эк. 234 чел. 2x2 — 120-мм/45, 2x1— 40-мм/39, 4x1 — 13,2-мм.
Спроектирован в 1934 г. для службы в колониях. Отличался оригинальной ЭУ, включавшей, помимо главной ДУ, вспомогательную дизель-электрическую установку. Электромоторы помещались на главных валах, поэтому была возможна совместная работа обеих ЭУ. Наибольшая дальность плавания обеспечивалась при работе вспомогательной диз.-эл. ЭУ, под главными дизелями она составляла 5000 (15,3 узл.) миль, при работе обеих ЭУ — 6120 (13,3 узл.). Максимальная скорость при работе главных дизелей — 18 узл., вспомогательной диз.-эл. ЭУ — 12 узл., совместной работе обеих ЭУ — 20 узл.
В 1940 — 1941 гг. оборудован для минных постановок. Тогда же 40-мм «виккерсы» заменены на 2 х 2 37-мм/54 автомата.
Планировалось строительство второго корабля этого типа (предполагалось назвать его «Efiopia»).
Посыльный корабль «Diana» — 1 единица
«Diana» KHK 1939 20.5.1940 1941 Погиб 29.6.1942
1735/2550 т; 108,8/113,9x11,7x3,5 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 30 000 л.с., 32 узл. 1x2 — 102-мм/35, 6 — 20-мм/65.
Проектировался как яхта/посыльное судно. В годы войны служил быстроходным транспортом. В июле 1941 г. использовался для доставки взрывающихся катеров (9 МТ, 1 MTSM и 1 MTL) для атаки Мальты.
Корветы типа «Аре» — 29 + 31 единиц
Вошедшие в строй итальянского флота до 9.9.1943: «Gabbiano» (Чр, 23.6.1942 — исключен в 1972), «Procellaria» (Чр, 4.9.1942 — погиб 31.1.1943), «Cormorano» (Чр, 20.9.1942 — исключен в 1972), «Pellicano» (Чр, 12.2.1942 — исключен в 1970), «Cicogna» (Ане, 12.10.1942 — погиб 24.7.1943), «Folaga» (Ане, 14.11.1942 — исключен в 1965), «Ibis» (Ане, 12.12.1942 — исключен в 1972), «Gru» (Ане, 23.12.1942 — исключен в 1970), «Antelope» (ОТОл, 9.5.1942 — захвачен Германией 9.9.1943), «Gazzella» (ОТОл, 9.5.1942 — потб 5.8.1943), «Camoscio» (ОТОл, 9.5.1942 — захвачен Германией 9.9.1943), «Аре» (НМ, 22.11.1942 — исключен в 1965), «Vespa» (НМ, 22.11.1942 — захвачен Германией 11.9.1943), «Scimitarra» (Бр, 16.9.1942 — исключен в 1972), «Baiometta» (Бр, 5.10.1942 — исключен в 1972), «Artemide» (КРАм, 10.8.1942 — захвачен Германией 9.9.1943), «Persefone» (КРАм, 21.9.1942 — затоплен 9.9.1943), «Euterpe» (КРАм, 22.10.1942 — затоплен 9.9.1943), «Minerva» (КРАм, 5.11.1942 — исключен в 1970), «Driade» (КРАт, 7.10.1942 —исключен в 1966), «Danaide» (КРАт, 21.10.1942 —исключен в 1970), «Pomona» (КРАт, 18.11.1942 — исключен в 1965), «Flora» (КРАт, 1.12.1942 — исключен в 1970), «Sfinge» (КРАт, 9.1.1943 — исключен в 1975), «Chimera» (КРАт, 30.1.1943 — исключен в 1975), «Sibillf» (КРАт, 10.3.1943 — исключен в 1972), «Fenice» (КРАт, 1.3.1943 — исключен в 1965), «Urania» (КРАм, 21.4.1943 — исключен в 1972) и «Berenice» (КРАм, 20.5.1943 — погиб 9.9.1943). Достроенные Германией после 9.9.1943: «Renna» (ОТОл, 5.12.1942 ), «Colubrina» (Бр, 7.12.1942 ), «Carabina» (Бр, 31.8.1943), «Marangone» (Ане, 16.9.1943), «Spingarda» (Бр, 23.3.1942), «Melpomene» (КРАм, 29.8.1943 ), «Capriolo» (ОТОл, 5.12.1942 ), «Alee» (ОТОл, 5.12.1942), «Tuffetto» (Ане, 25.8.1943) и «Bombarda» (Бр, 1943).
Недостроенные: «Lucciola» (НМ, 21.3.1943 ), «Grille» (НМ, 21.3.1943), «Cicala» (НМ, 27.6.1943 ), «Calabrone» (НМ, 27.6.1943 ), «Cavalletta» (HM), «Libellula» (HM), «Strolaga» (Ане), «Ardea» (Ане), «Daino» (ОТОл), «Cervo» (ОТОл), «Stambecco» (ОТОл), «Crisalide» (HM), «Farfalla» (HM), «Maggiolino» (HM), «Coccinigfia» (HM), «Scure» (Бр), «Clava» (Бр), «Zagaglia» (Бр), «Egeria» (КРАм, 3.7.1943), «Euridice» (КРАм, 12.3.1944 ) и «Terpsicore» (КРАм, 16.10.1943 ).
660/728 т; 58,8/64,4x8,7x2,5 м; 2 ДУ, 3500 л.с., 18 узл., 64 т соляра, 3000 (15) миль. Эк. 110 чел. 1x1 — 100-мм/47,2 х 2 — 20-мм/65 и 3 х 1 — 20-мм/70,2x1 — 450-мм ТА (на части кораблей), 8 БМБ и 2 БС.
Опыт первого года войны на Средиземном море показал необходимость иметь в составе флота специализированные корабли ПЛО для охраны конвоев, причем потребность в них увеличивалась с каждым месяцем, по мере роста потерь среди легких сил флота. Первоначально предполагалось создание достаточно быстроходного корабля, близкого по своим элементам к миноносцам типов «Spica» или «Pegaso», однако они не очень подходили для этой цели, так как изначально проектировались для решения других задач и не несли достаточного противолодочного вооружения. К тому же миноносцы были слишком большими и дорогостоящими в постройке, что становилось неприемлемым для корабля, строительство которого планировалось развернуть большой серией, с привлечением верфей, не имеющих большого опыта военного кораблестроения. Летом 1941 г. из нескольких предварительных вариантов был выбран «чистый» эскортник, с умеренными размерами и скоростью, но с чрезвычайно мощным противолодочным вооружением, включающим даже ТА (для атаки ПЛ в надводном положении).
Интересной особенностью нового корабля, классифицированного как «противолодочный корвет», стало применение, помимо маршевых дизелей, двух электромоторов мощностью по 150 л.с., предназначенных для бесшумного хода во время атаки на ПЛ. Емкости аккумуляторов хватало на 16 миль. Подобная комбинированная ЭУ стояла на всех корветах, кроме достроенных уже немцами «Bombarda» и «Carabina», на которых электромоторов не было.
Всего заказано 60 единиц, из них до сентября 1943 г. успело вступить в строй итальянского флота 28.
«Procellaria» погиб на мине 31.1.1943 зап. Сицилии. «Cicogna» поврежден англ, авиацией у Мессины 24.7.1943, выбросился на берег. «Gazzella» погиб на мине 5.8.1943 сев. Сардинии. «Berenice» потоплен 9.9.1943 немецкой полевой артиллерией при попытке выйти из Триеста.
В сентябре 1943 г. в руки немцев попало большое число кораблей этого типа, как готовых, так и затопленных экипажами и недостроенных на верфях.
«Artemide», «Antelope», «Camoscio» и «Vespa» введены в строй герм, флота под названиями Uj-2226, Uj-6082, UJ-6081 и Uj-2221.
Из неготовых кораблей немцам удалось достроить и ввести в строй «Capriolo», «Alee», «Renna», «Melpomene», «Colubrina», «Bombarda», «Carabina», «Spingarda», «Tuffetto» и «Marangone», переименованные соответственно в Uj-6083, Uj-6084, Uj-6085, Uj-202, Uj-205, Uj-206, Uj-207, Uj-208, Uj-2222 и Uj-2223.
«Carabina» (Uj-207) в феврале 1944 г. потоплен в Венеции авиацией союзников. " «Colubrina» (Uj-205) потоплен авиацией союзников 27.3.1944 в Венеции. «Marangone» (Uj-2223) потоплен авиацией союзников 16.8.1944 в Генуе. «Antelope» (Uj-6082) потоплен 16.8.1944 зап. Тулона амер. ЭМ «Endicott». «Camoscio» (Uj-6081) потоплен 17.8.1944 юго-вост. Тулона амер. ЭМ «Somers». «Renna» (Uj-6085) потоплен авиацией союзников 4.9.1944 в Генуе. «Spingarda» (Uj-208) и «Melpomene» (Uj-202) потоплены 1.11.1944 в районе Задара англ. ЭМЭ «Avon Vale» и «Wheatland». «Capriolo» (Uj-6083), «Alee» (Uj-6084), «Tuffetto» (Uj-2222), «Vespa» (Uj-2221), «Artemide» (Uj-2226) затоплены 24.4.1945 в Генуе. «Bombarda» (Uj-206) тяжело поврежден в Венеции союзной авиацией 4.4.1944, затоплен 25.4.1945.
Трофейные корветы
В состав итальянского флота в декабре 1942 г. были включены два 630-тонных бывших французских авизо «La Batailleuse» и «Commandant Rivere», захваченных в Бизерте герм, войсками и переданных Италии. Получили названия FR-51 и FR-52 соответственно. Последний погиб при авианалете на Ливорно 28.5.1943 г., а первый затоплен в сентябре того же года. Еще 4 однотипных авизо («Chamois», «L'lmpetueuse», «La Curieuse» и «Degaigneuse», переименованы в FR-53 — 56), затопленных в Тулоне в ноябре 1942 г., подняты итальянцами в 1943 г. и поставлены на ремонт, но к сентябрю ни один из них в строй не вошел.
Эскортная канонерская лодка «Ernesto Giovannini» — 1 единица
«Ernesto Giovannini» (Пат), спущен на воду в 1922.
182/275 т; 52,1x5,8x1,7 м. 2 ПМУ, 2 ПК, 2400 л.с., 23 узл., 40 т нефти, 900 (20) миль. Эк. 29 чел. 2x1 — 102-мм/36, 1 — 13,2-мм, 2 х 1 — 450-мм ТА, 2 БС.
Единственный сохранившийся представитель серии из 6 канонерских лодок типа «Bafile», спроектированных на базе малых мм фирмой "Паттисон". Исключен в 1950 г.
Минно-тральные корабли
Тральщики типа «Vieste»: «Vieste» и «Cortone» (оба Нр), спущены на воду в 1917, 2 единицы.
359/517 т; 59x7,3x2 м; 2 ПМУ, 2 ПК, 1600 л.с., 14 узл. 130 т угля, 2000 (14) миль. Эк. 49 чел. 2x1— 100-мм/47.
Бывшие германские тральщики М-119 и М-120, полученные Италией после окончания Первой мировой войны в качестве военных трофеев. До 1927 г. назывались «Meteo» и «Abastro»,
«Cortone» погиб в сентябре 1941 г.
Тральщики типа «Vedetta»: «Vigilante» и «Vedetta» (оба — КРАт), спущены на воду в 1937, 2 единицы.
Полное — 70т; 26,1x4,4x1,3 м. 2 ДУ, 400 л.с., 12,3 узл. Эк. 21 чел. 1 х 1 — 76-мм/40, 3 — 13,2-мм.
Тральщик D-1: D-1 (КНРа), спущен на воду в 1937, 1 единица.
Полное — 188т, 33,4x6,6x2,2 м. 1 ДУ, 450 л.с., 10 узл. Эк. 18 чел. 1x1 — 76-мм/40.
Тральщики типа RD: RD-7, 12, 16 — 18, 20, 27 — 30, 39 — 44 (ТТ), RD-13, 21 — 26, 31 — 37 (Каст), RD-38 (Нк), RD-55, 56 (Ми) спущены на воду в 1916 — 1926, 34 единицы.
Полное — 200 (RD-13, 21 — 30, 38), или 203 (RD-39 — 44), или 207 (RD-31 — 37), 212 (RD-55,56), или 215 (RD-7,12,16 — 18,20) т; 33,2 — 36,5x5,8 — 5,9x2,0 — 2,2 м. 1 ПМУ, 1 ПК, 750 (RD-16 — 21, 31 — 44), или 800 (RD-13), 872 (RD-55, 56), или 950 (RD-7,12,16 — 18, 20), или 970 (RD-27 — 30), или 1014 (RD-12) л.с., 12,9 — 14 узл., 600 — 750 миль. Эк. 22 чел. 1x1— 76-мм/50, или 76-мм/40, 2 — 6,5-мм.
Официально классифицировались как «буксиры-тральщики» (RD — Rimorchiatore-dragamine). Вся серия насчитывала 57 единиц, незначительно различались в деталях. К началу Второй мировой войны в составе итальянского флота сохранилось 34 единицы. Имели плохую маневренность и недостаточную остойчивость.
Погибли: RD-7 — 15.6.1942 (ПЛ), RD-30 — 26.12.1942 (авиация), RD-56 — 9.1.1943 (авиация), RD-31, 36, 37 и 39 — 20.1.1943 (англ. ЭМ «Javelin» и «Kelvin»), RD-20 —11.4.1943 (авиация), RD-12 —2.5.1943 (авиация), RD-18, 23,42 и 44 — 5.5.1943 (авиация), RD-38 — 18.5.1943, RD-55 — 25.5.1943 (авиация), RD-22 — 25.10.1943.
RD-13 затоплен экипажем 9.9.1943. Захвачены немцами в сентябре 1943 г. — RD-17, 26 и 35.
Тральщики типа «Albona»: «Albona», «Laurana» и «Rovigno» (все — Дф), спущены на воду 1918, 3 единицы.
113/128 т; 29x6,5x1,4 м; 2 ПМУ, 1 ПК, 280 л.с., 11 узл. Эк. 27 чел. 1 х 1 —76-мм/40.
Бывшие австро-венгерские тральщики МТ-130 — 132. «Laurana» погиб 20.2.1945.
Минные заградители типа «Ostia»: «Azio» (KHPa), «Legnano» (КНРа), «Lepanto» (КНРа) и «Ostia» (КНТ), спущены на воду в 1925 — 1927, 4 единицы.
615/850 т; 62,2x8,7x2,6 м. 2 ПМУ, 2 ПК, 1500 л.с., 15 узл., 75 т нефти («Azio», «Lepanto» и «Legnano»), уголь («Ostia»). Эк. 66 чел. 2x1 — 102-мм/35, 1x1 — 76-мм/40, 80 мин.
Заказаны в 1924 г. Серия из 6 единиц. Могли использоваться как тральщики. Различались используемым топливом, корабли постройки КНРа имели нефтяное отопление, постройки КНТ — угольное. Два корабля («Dardanelli» и «Milazzo») проданы в 1938 г. Венесуэле и переименованы в «General Urdaneta» и «General Soublette».
«Lepanto» затоплен в Шанхае в сентябре 1943 г. «Ostia» погиб в 1942 г.
Минные заградители типа «Fasana»: «Buccari», «Durazzo», «Fasana» и «Pelagosa» (все — Каст), спущены на воду в 1924 — 1926, 4 единицы.
Стандартное — 530 т; 58,5/66x9,8x1,7 м. 2 ДУ, 700 л.с., 10 узл., 20 т нефти. 1x1 — 76-мм/40, 54 мины.
Могли использоваться в качестве тральщиков.
«Durazzo» потоплен 17.8.1943 англ. ПЛ «Safari». «Buccari» и «Pelagosa» погибли в Неаполе в 1943 г.
С началом Второй мировой войны в состав итальянского флота вступило более десятка минных заградителей, переоборудованных из мобилизованных небольших транспортов (в т.ч. "Barletta").