Крейсер для «Пионеров»
После сокрушительного поражения во время войны с США в 1898 году испанский морской генштаб с завидным постоянством представлял на рассмотрение парламентариев одну судостроительную программу за другой. Так, например, в начале 1900 года предлагалось в ответ на каждый потопленный крейсер заложить новый, на броненосец — новый броненосец (в испанском флоте погибшие крейсера типа «Инфанта Мария Тереса» и «Кристобаль Колон» числились как броненосцы). Но так же регулярно кортесы (испанский парламент) накладывали вето на новое судостроение. Из крупных кораблей в этот период были достроены лишь крейсер «Рейна Рехенте», заложенный после трагической гибели в 1895 году одноименного корабля, да крейсера «Эстремадура» и «Рио де Ла Плата», деньги на строительство которых удалось собрать по подписке среди испанских эмигрантов в Латинской Америке для замены погибших в том же году крейсеров «Санчес-Баркастеги» и «Колон».
Лишь после того, как к власти пришел кабинет консерваторов во главе с премьер-министром Антонио Маурой, программа возрождения флота стала реальностью. Президент и основатель «Морской испанской лиги» А. Маура смог привлечь к этой своей неполитической организации многих видных испанских деятелей, выступавших за немедленные меры по укреплению национального флота. И 7 января 1908 года кортесы, наконец, одобрили новый судостроительный закон, представленный на рассмотрение морским министром адмиралом Феррандисом. В семилетний срок на отпущенные 200 млн песет были построены или заложены три броненосца (на деле оказавшиеся миниатюрными дредноутами «Эспанья», «Альфонсо XIII» и «Хаиме I»), три эсминца, 24 миноносца и четыре канонерские лодки.
Безусловно, закон Маура-Феррандиса грешил многочисленными недостатками, один из которых — явная направленность на береговую оборону, второй — несбалансированность, поскольку в будущей эскадре были представлены либо крупные корабли, либо мелкие, и при этом — ни одного крейсера. Но этот документ следует рассматривать вкупе с двумя другими законами: от 14 февраля 1907 года — «О защите национальной промышленности» и от 14 июня 1909 года — «О поддержке промышленности и морских перевозок», стимулировавшими настоящий судостроительный бум, выведший испанский флот в 1920-х годах на четвертое место в Европе и шестое в мире. Правда, монополистом в области военного кораблестроения стало детище Мауры — «Испанское общество военно-морского строительства» (Sociedad Espanola de Construccion Naval — SECN), на деле являвшееся этаким испанским филиалом английских фирм Виккерса и Дж. Брауна. Как следствие — испанское судостроение оказалось в полной зависимости от Великобритании, за что тогдашнего премьера сильно критиковали в прессе.
Тем временем, ободренное удачным решением вопроса, морское министерство начало прорабатывать новую «линкорную» программу. Но если в первый раз парламентариям удалось провести себя вокруг пальца, то второй раз подобный трюк не прошел. Возникал законный вопрос: а для чего, собственно говоря, нейтральная Испания обзаводится эскадрами дредноутов? Против кого будет направлена эта громадная и чрезвычайно дорогостоящая сила? Конечно, страна имела определенные сложности в отношениях с Марокко, но для действий в Африке и уже построенных крупных кораблей хватало с избытком: для этих задач более подходили флотилии мелких канонерок.
25 октября 1913 года кабинет министров графа Романонеса выдвинул на рассмотрение в Кортесы судостроительный закон нового морского министра Амалио Химене. Ссылаясь на ведущие мировые державы, повсеместно начавшие строительство супердредноутов, последний предлагал выделить ассигнования в размере 242 млн песет на девять лет для создания трех 21 000-тонных дредноутов, двух 5000-тонных крейсеров, девяти эсминцев и трех подводных лодок. Поскольку новые монстры совершенно не вписывались в существующую военно-морскую инфраструктуру страны, общие расходы (с учетом оборудования портов под базирование, модернизации доков и т.д.) доходили до 343 млн — огромной по тем временам суммы! Фактически же парламент одобрил лишь строительство трех эсминцев («Альседо», «Ласага» и «Веласко») и трех подводных лодок (А-1, А-2 и А-3). На постройку же нового крейсера, в бумагах уже нареченного «Репной Викторией Эугенией», было выделено всего 15 млн песет. Здесь уместно рассказать, откуда взялась эта анекдотическая сумма.
Поскольку с закладкой дредноутов явно не получалось, в морском министерстве во избежание простоя верфи после спуска на воду линкора «Альфонсо XIII» решили построить хотя бы крейсер. В ходе дебатов в парламенте всплыл вопрос о скаутах — так в те годы в британском флоте именовали легкие крейсера-разведчики. Вследствие неоднозначности этого термина многие парламентарии подумали, что речь идет о строительстве учебного корабля для недавно появившейся в Испании скаутской организации. В кулуарах вполне серьезно велись разговоры о корабле, на котором будут постигать азы морского дела мальчишки — будущие знаменитые капитаны и адмиралы! Весьма символичным оказалось и имя будущего корабля: королева Виктория Эугения (Эухения), жена царствующего монарха Альфонсо XIII, могла бы стать неплохим августейшим покровителем подобного начинания. Так совершенно неожиданно для многих 30 июля 1914 года кортесы одобрили строительство крейсера-скаута за 15 млн песет, в качестве дополнения к принятому ранее закону адмирала Феррандиса.
В итоге «Рейна Виктория Эугения» стала первым испанским крейсером, заложенным после испано-американской войны. За основу проекта выбрали наиболее современный и удачный английский крейсер того времени — «Бирмингем». Корабли этого типа, заложенные в Великобритании в 1912 году, представляли собой дальнейшее развитие типа британских крейсеров-скаутов.
31 марта 1915 года, через месяц после спуска на воду корпуса линкора «Альфонсо XIII», на освободившемся слипе заложили киль нового крейсера. Из-за шедшей в Европе Первой мировой войны строительство корабля проходило чрезвычайно медленно. Стремясь хоть как-то ускорить этот процесс, Морское министерство пошло на замену части иностранных поставщиков отечественными, поэтому крейсер отличал небывало высокий процент собственно испанских комплектующих, качество которых было значительно хуже, а стоимость выше. Кроме того, для производства ряда высокоточного оборудования и броневого материала в Испании просто не существовало требуемых мощностей. Все это привело к тому, что торжественный спуск на воду прошел лишь 21 апреля 1920 года.
Интересно отметить, что зачисление крейсера в списки флота состоялось декретом от 27 марта 1918-го, то есть за два года до спуска на воду! В дальнейшем достройка шла быстрее, и в июне 1922 года «Рейна Виктория Эугения» вышла на ходовые испытания, завершившиеся к октябрю. 15 декабря прошли первые учебные стрельбы. И только 15 января 1923 года, присоединившись к Практической эскадре, крейсер, наконец, вошел в строй.