«И их поменяли местами»

 

Второй план крупного военно-морско­го строительства был выдвинут вице-адмиралом Мирандой, морским минист­ром кабинета Эдуарда Дато. По пер­вому варианту, разработанному в мае 1914 года, предполагалось строитель­ство двух линкоров, двух крейсеров-ска­утов и серии подводных лодок. Начало войны повлияло на дальнейшие планы самым кардинальным образом. Сверх уже одобренных к постройке 30 июля 1914 года крейсера, трех эсминцев и трех лодок 17 февраля 1915 года кортесы дали санкцию еще на два крейсера, се­рию подводных лодок (В-1-В-6), три ка­нонерские лодки водоизмещением 1300 т, несколько сторожевых кораблей, а так­же на ряд вспомогательных судов. Не­много позже, как следствие опыта миро­вой войны, были «дозаказаны» еще два крейсера, три эсминца, серия подводных лодок (типа «С») и сторожевики.

Таким образом, по программе Миранды предполагалось выделение ассигно­ваний для постройки в шестилетний срок всего четырех крейсеров. Разделив за­ложенные в бюджет 60 млн на четыре, выходило, что на каждый крейсер опять отпускалось по 15 млн песет.

Хотя стоимость крейсеров предпола­галась как и у заложенной ранее «Реины Виктории Эугении», испанцы от ко­пирования ее отказались. В это время в Великобритании был разработан более перспективный легкий крейсер «Кале-дон», в конструкции которого уже попы­тались учесть опыт еще идущей войны. Хотя он был меньшего водоизмещения, чем «Бирмингем», более сложная «на­чинка» требовала дополнительных рас­ходов.

Строительство крейсеров предполага­лось осуществить в Ферроле на заводе общества SECN двумя группами по две единицы.

9 апреля и 28 сентября 1917 года здесь начались стапельные работы.

Поскольку эллинги обоих крейсеров, получивших наименования «Блас де Лесо» и «Мендес Нуньес» (Блас де Лесо(1687 — 1741) — герой обороны Картахе­ны (Вест-Индия) во время войны с Англией, в марте — мае 1741 г., генерал флота (до 1868 г. звания адмирала как такового в испанском флоте не было). Адмирал Мендес Нуньес (1824 — 1869) — один из самых молодых ад­миралов испанского флота, отличившихся в боевых кам­паниях. В 1864 — 1866 гг. командовал флотом в Первой Тихоокеанской войне и провел ряд удачных акций про­тив объединенных чилийско-перуанских сил.), находились рядом, руководил их строительством один человек— подполковник корпуса корабельных инженеров дон Карлос Годино Хил. Между тем, некогда передо­вой британский проект, даже с учетом внесенных в него изменений, на момент закладки испанских крейсеров уже по­рядком устарел. Поэтому постройку сле­дующей пары крейсеров типа «Каледон» в 1919 году отменили, и новые крейсера «Принсипе Альфонсо» и «Альмиранте Сервера» решили проектировать на ос­нове британского типа «Е».

27 июля (по другим источникам — 28 июля) 1922 года состоялась церемония спуска на воду крейсера «Блас де Лесо», 3 марта следующего года — его близнеца.

Поскольку в мае 1924 года намечал­ся столетний юбилей Мендеса Нуньеса, руководство флота (прямо как в лучших традициях социалистического соревно­вания) решило ввод в строй одноимен­ного крейсера привязать к этой дате. Между тем, «Блас де Лесо» находился в стадии гораздо близкой к завершению,

чем «Нуньес», и только его можно было надеяться достроить к указанному сро­ку. Тогда специальным Королевским дек­ретом от 6 марта 1922 года было приня­то беспрецедентное решение поменять наименования строившихся кораблей. Во избежание путаницы во всех офици­альных документах закрепили оконча­тельные названия кораблей, словно они существовали с момента их закладки. Поэтому, если в каком-то источнике встретится факт, связанный с «Блас де Песо» и датированный до 1922 года, сле­дует иметь в виду, что эта информация относится к «Мендесу Нуньесу» и, есте­ственно, наоборот.

Церемония передачи флоту тезки юбиляра прошла в установленные сро­ки. Первым командиром «Мендеса Нуньеса» стал капитан 1 ранга Луис Сер­вера Хакоме, впоследствии прославив­шийся во время гражданской войны в Ис­пании. «Блас де Лесо» передали заказ­чику 13 мая 1925 года в Ферроле. Таким образом, в испанском флоте сформиро­валось законченное соединение крейсе­ров-скаутов (В результате анализа боевых действий начала XIX в. испанский моргенштаб пришел к выводу, что практи­чески всегда флот получается разделенным на три ча­сти: северная эскадра, сосредоточенная в Галисии и Астурии, эскадра пролива и средиземноморская. Вза­имодействию второй и третьей эскадр обычно препят­ствовал блокировавший Гибралтарский пролив англий­ский флот. Исходя из этого, со второй половины XIX в. испанцы начинают развивать три своих главных адми­ралтейства в Ферроле, Кадисе и Картахене, формиру­ются три военно-морских округа с центрами в одноимен­ных адмиралтействах. А все корабли начинают стро­иться сериями, кратными трем. Этот принцип кратнос­ти практически неукоснительно соблюдается по насто­ящее время. Три вошедших в строй крейсера-скаута как раз и составили этот необходимый минимум.).

 

Тактико-технические элементы крейсеров-скаутов

Корабль

«Рейна Виктория Эугения»

«Набарра» (1938 г.)

«Мендес Нуньес»

«Мендес Нуньес» после модернизации (1948 г.)

Водоизмещение, т:

 

 

 

 

нормальное

5590

5680

4780

4680

полное

6450

6500

6045

6140

Размерения, м:

 

 

 

 

длина наибольшая

140,82

140,82

140,8

140,8

длина между перпендикулярами

134,1

134,1

134,1

134,1

ширина

15,22

15,22

14,05

14

осадка нормальная

4,8

4,8

4,36

4,4

осадка полная

5,59

6,63

4,75

4,7

Главные механизмы

4 ПТ, 12 ПК

4 ПТ, 8 ПК

4 ТЗА, 12 ПК

4 ТЗА, 12 ПК

Мощность механизмов, л.с.

25500

25500

45000

45000

Скорость полного хода, уз.

26

25

29

29

Запас топлива, уголь/мазут, т

1227/230

-/1215

806/726

806/726

Дальность плавания, миль (при скорости хода, уз.)

4000(15)

4000(11)

5000(13)

5000(13)

Вооружение

9x1— 152 мм/50

6x1—152 мм/50

6x1— 152 мм/50

8x1— 120 мм/45 зен.

4x1 — 47 мм зен.

4x1 — 88 мм зен.

4x1 — 47 мм зен.

5x2 — 37 мм зен.

1 — 76 мм дес.

4x1 — 20 мм зен.

1 — 76 мм дес.

8x4 — 20 мм зен.

4 пул.

 

4x3 ТА 533 мм

2x3 ТА 533 мм

2x2 ТА 533 мм

 

 

 

Экипаж, чел.

450

404

343

370

Примечания: 1. ПТ — паровые турбины, ПК — паровые котлы, ТЗА — турбозубчатые агрегаты. 2. Торпедные аппараты на «Мендесе Нуньесе» установлены только в 1930 г.