«И их поменяли местами»
Второй план крупного военно-морского строительства был выдвинут вице-адмиралом Мирандой, морским министром кабинета Эдуарда Дато. По первому варианту, разработанному в мае 1914 года, предполагалось строительство двух линкоров, двух крейсеров-скаутов и серии подводных лодок. Начало войны повлияло на дальнейшие планы самым кардинальным образом. Сверх уже одобренных к постройке 30 июля 1914 года крейсера, трех эсминцев и трех лодок 17 февраля 1915 года кортесы дали санкцию еще на два крейсера, серию подводных лодок (В-1-В-6), три канонерские лодки водоизмещением 1300 т, несколько сторожевых кораблей, а также на ряд вспомогательных судов. Немного позже, как следствие опыта мировой войны, были «дозаказаны» еще два крейсера, три эсминца, серия подводных лодок (типа «С») и сторожевики.
Таким образом, по программе Миранды предполагалось выделение ассигнований для постройки в шестилетний срок всего четырех крейсеров. Разделив заложенные в бюджет 60 млн на четыре, выходило, что на каждый крейсер опять отпускалось по 15 млн песет.
Хотя стоимость крейсеров предполагалась как и у заложенной ранее «Реины Виктории Эугении», испанцы от копирования ее отказались. В это время в Великобритании был разработан более перспективный легкий крейсер «Кале-дон», в конструкции которого уже попытались учесть опыт еще идущей войны. Хотя он был меньшего водоизмещения, чем «Бирмингем», более сложная «начинка» требовала дополнительных расходов.
Строительство крейсеров предполагалось осуществить в Ферроле на заводе общества SECN двумя группами по две единицы.
9 апреля и 28 сентября 1917 года здесь начались стапельные работы.
Поскольку эллинги обоих крейсеров, получивших наименования «Блас де Лесо» и «Мендес Нуньес» (Блас де Лесо(1687 — 1741) — герой обороны Картахены (Вест-Индия) во время войны с Англией, в марте — мае 1741 г., генерал флота (до 1868 г. звания адмирала как такового в испанском флоте не было). Адмирал Мендес Нуньес (1824 — 1869) — один из самых молодых адмиралов испанского флота, отличившихся в боевых кампаниях. В 1864 — 1866 гг. командовал флотом в Первой Тихоокеанской войне и провел ряд удачных акций против объединенных чилийско-перуанских сил.), находились рядом, руководил их строительством один человек— подполковник корпуса корабельных инженеров дон Карлос Годино Хил. Между тем, некогда передовой британский проект, даже с учетом внесенных в него изменений, на момент закладки испанских крейсеров уже порядком устарел. Поэтому постройку следующей пары крейсеров типа «Каледон» в 1919 году отменили, и новые крейсера «Принсипе Альфонсо» и «Альмиранте Сервера» решили проектировать на основе британского типа «Е».
27 июля (по другим источникам — 28 июля) 1922 года состоялась церемония спуска на воду крейсера «Блас де Лесо», 3 марта следующего года — его близнеца.
Поскольку в мае 1924 года намечался столетний юбилей Мендеса Нуньеса, руководство флота (прямо как в лучших традициях социалистического соревнования) решило ввод в строй одноименного крейсера привязать к этой дате. Между тем, «Блас де Лесо» находился в стадии гораздо близкой к завершению,
чем «Нуньес», и только его можно было надеяться достроить к указанному сроку. Тогда специальным Королевским декретом от 6 марта 1922 года было принято беспрецедентное решение поменять наименования строившихся кораблей. Во избежание путаницы во всех официальных документах закрепили окончательные названия кораблей, словно они существовали с момента их закладки. Поэтому, если в каком-то источнике встретится факт, связанный с «Блас де Песо» и датированный до 1922 года, следует иметь в виду, что эта информация относится к «Мендесу Нуньесу» и, естественно, наоборот.
Церемония передачи флоту тезки юбиляра прошла в установленные сроки. Первым командиром «Мендеса Нуньеса» стал капитан 1 ранга Луис Сервера Хакоме, впоследствии прославившийся во время гражданской войны в Испании. «Блас де Лесо» передали заказчику 13 мая 1925 года в Ферроле. Таким образом, в испанском флоте сформировалось законченное соединение крейсеров-скаутов (В результате анализа боевых действий начала XIX в. испанский моргенштаб пришел к выводу, что практически всегда флот получается разделенным на три части: северная эскадра, сосредоточенная в Галисии и Астурии, эскадра пролива и средиземноморская. Взаимодействию второй и третьей эскадр обычно препятствовал блокировавший Гибралтарский пролив английский флот. Исходя из этого, со второй половины XIX в. испанцы начинают развивать три своих главных адмиралтейства в Ферроле, Кадисе и Картахене, формируются три военно-морских округа с центрами в одноименных адмиралтействах. А все корабли начинают строиться сериями, кратными трем. Этот принцип кратности практически неукоснительно соблюдается по настоящее время. Три вошедших в строй крейсера-скаута как раз и составили этот необходимый минимум.).
Тактико-технические элементы крейсеров-скаутов
Корабль |
«Рейна Виктория Эугения» |
«Набарра» (1938 г.) |
«Мендес Нуньес» |
«Мендес Нуньес» после модернизации (1948 г.) |
Водоизмещение, т: |
|
|
|
|
нормальное |
5590 |
5680 |
4780 |
4680 |
полное |
6450 |
6500 |
6045 |
6140 |
Размерения, м: |
|
|
|
|
длина наибольшая |
140,82 |
140,82 |
140,8 |
140,8 |
длина между перпендикулярами |
134,1 |
134,1 |
134,1 |
134,1 |
ширина |
15,22 |
15,22 |
14,05 |
14 |
осадка нормальная |
4,8 |
4,8 |
4,36 |
4,4 |
осадка полная |
5,59 |
6,63 |
4,75 |
4,7 |
Главные механизмы |
4 ПТ, 12 ПК |
4 ПТ, 8 ПК |
4 ТЗА, 12 ПК |
4 ТЗА, 12 ПК |
Мощность механизмов, л.с. |
25500 |
25500 |
45000 |
45000 |
Скорость полного хода, уз. |
26 |
25 |
29 |
29 |
Запас топлива, уголь/мазут, т |
1227/230 |
-/1215 |
806/726 |
806/726 |
Дальность плавания, миль (при скорости хода, уз.) |
4000(15) |
4000(11) |
5000(13) |
5000(13) |
Вооружение |
9x1— 152 мм/50 |
6x1—152 мм/50 |
6x1— 152 мм/50 |
8x1— 120 мм/45 зен. |
4x1 — 47 мм зен. |
4x1 — 88 мм зен. |
4x1 — 47 мм зен. |
5x2 — 37 мм зен. |
|
1 — 76 мм дес. |
4x1 — 20 мм зен. |
1 — 76 мм дес. |
8x4 — 20 мм зен. |
|
4 пул. |
|
4x3 ТА 533 мм |
2x3 ТА 533 мм |
|
2x2 ТА 533 мм |
|
|
|
|
Экипаж, чел. |
450 |
404 |
343 |
370 |
Примечания: 1. ПТ — паровые турбины, ПК — паровые котлы, ТЗА — турбозубчатые агрегаты. 2. Торпедные аппараты на «Мендесе Нуньесе» установлены только в 1930 г.