Корпус
Несмотря на то, что испанская военно-морская доктрина признавала возможность действий крейсеров в составе эскадры, считалось, что наиболее вероятные задачи этот тип боевых кораблей должен выполнять в одиночестве (при сопровождении своих конвоев или действуя на коммуникациях противника), из-за чего особое внимание при проектировании корпуса уделялось мореходности. Именно поэтому в качестве прототипа для «Реины Виктории Эугении» был выбран едва ли не самый крупный английский крейсер того периода «Бирмингем», а, например, не более совершенная и дешевая, но мелкая «Аретьюза».
По компоновке и конструкции корпус испанского корабля напоминал корпус «Бирмингема», но был длиннее примерно на метр. На его изготовление пошла сталь, аналогичная по своим свойствам стали Мартин-Сименс. Из-за более низкого качества работ на испанских заводах, по сравнению с английскими, водоизмещение возросло более чем на 100 т, что примерно на 30 см увеличивало осадку.
Полубак составлял около двух третей длины корпуса и немного поднимался к форштевню. В наследство от англичан «Эугении» достался ярко выраженный таран. Впрочем, особых иллюзий по его применению уже никто не строил, и форштевень не имел мощного подкрепления.
Благодаря развалу шпангоутов в носовой части, крейсер хорошо всходил на волну — этим он разительно отличался от ранних испанских крейсеров. Кстати, именно хорошая мореходность вместе с относительно высокой скоростью предопределили использование в начале 1920-х «Реины Виктории Эугении» в качестве яхты для высокопоставленных особ.
Крейсер имел две сплошные палубы (верхнюю и главную) и двойное дно. Вне пределов котельных и машинных отделений простиралась также нижняя палуба. Внутри корпус делили на отсеки 28 поперечных и одна продольная водонепроницаемые переборки. Набор и обшивка — клепаные, палубный настил деревянный. Две мачты-однодеревки и три дымовые трубы имели наклон назад, что придавало кораблю легкий и стремительный силуэт. Из-за большого удаления дымовых труб от мостика, а также из-за наклона мостик от задымленности не страдал.
Несмотря на схожесть внешнего вида с «Эугенией», «Мендес Нуньес» и «Блас де Песо» унаследовали конструкцию корпуса, теоретический чертеж и схему внутреннего расположения от британского «Каледона». Кстати, опять-таки немаловажным фактором при выборе его в качестве прототипа послужила сухость корпуса, по сравнению с остальными английскими крейсерами военной постройки.
Хотя основные размерения корпуса и, как следствие, водоизмещение возросли, эти тонны практически целиком пошли на компенсацию низкого качества работ на испанских верфях, а также на увеличенный вес вооружения и машин. Топливные емкости остались практически без изменений.
Весь материал для корпуса производился на испанских заводах, но готовность кораблей задерживалась из-за отсутствия ряда комплектующих, которые по контракту должны были поставить английские фирмы — загруженные военными заказами, они не спешили выполнять испанский заказ. Поэтому «Мендес Нуньес» и «Блас де Песо» находились на стапелях более пяти лет.
Во время перестройки 1937—1938 годов крейсер «Рейна Виктория Эугения» (к тому времени он в третий раз сменил свое имя и назывался «Набарра») кардинально изменил внешний вид, но при этом корпус подвергся лишь незначительным переделкам. В результате полное водоизмещение достигло 6500 т.
Ряд историков, анализируя вид «Набарры» после модернизации, отмечают, что его носовая надстройка проектировалась с явной оглядкой на германские карманные линкоры. Однако на деле наибольшее влияние на испанских конструкторов оказали англичане. Еще при проектировании крейсеров типа «Канариас» испанцы применили аэродинамически выгодные формы для надстроек, желая тем самым получить полузла-узел дополнительной скорости. Так что носовую «башню» «Набарры» следует рассматривать как продолжение работ в этом направлении.
Как и у «Набарры», при перестройке «Мендеса Нуньеса» в 1943 — 1948 годах корпус изменился незначительно. Наиболее серьезной переделке подверглась лишь носовая часть. От тарана отказались, и форштевень приобрел ярко выраженные клиперские очертания, а палуба — более заметную седловатость.