Машинная установка
Энергетическая установка «Реины Виктории Эугении» практически целиком была заимствована у английского прототипа, но машинное отделение значительно перекомпоновали. Вместо четырех валов установили два. Гребные трехлопастные винты отливались из марганцевой бронзы, имели диаметр 2,895 м и шаг 2,59 м.
Изменилась и компоновка котельных отделений. Как и на прототипе, испанцы применили смешанное отопление: из 12 водотрубных котлов Ярроу половина была угольными, а половина — нефтяными. Но если на «Бирмингеме» котлы группировались в четырех отсеках по три котла, из-за чего он имел четыре трубы, то на «Рейне Виктории Эугении» котлы находились в трех помещениях, разделенных продольной переборкой, то есть в шести отсеках. Каждая пара последних имела отдельную дымовую трубу, которых, таким образом, было всего три.
Ход крейсеру сообщали четыре паровые турбины системы Парсонс прямого действия, размещавшиеся по две в двух водонепроницаемых отсеках. Главными производителями машин были испанские фирмы — в основном SECN. Хотя в литературе встречаются сведения, что вся энергетическая установка делалась в Испании, есть основания в этом усомниться, особенно в части изготовления роторов турбин и прочего высокоточного оборудования.
При естественной тяге механизмы развивали мощность 13 500 л.с., при форсировании—до 25 500 л.с., что обеспечивало крейсеру максимальную скорость до 25,5 уз. На восьмичасовых ходовых испытаниях «Рейна Виктория Эугения» достигла скорости 25,77 уз. при мощности 26 049 л.с., а на четырехчасовых удалось зафиксировать скорость 26,15 уз. при мощности 28 387 л.с.
Бункеры крейсера могли принять до 1227 т угля, цистерны —до 230 т мазута, что обеспечивало дальность плавания на 15-узловой скорости до 4000 миль, на 11-узловой—до 5000.
По опыту проектирования «Эугении», испанские проектировщики посчитали необходимым иметь смешанное отопление и на двух следующих крейсерах. По их мнению, это расширяло возможность использования кораблей при действиях в колониях, где найти уголь было несоизмеримо легче, чем мазут. Но эти расчеты оправдались лишь отчасти — повсеместный переход на жидкое топливо привел к тому, что даже в колониях появилась соответствующая инфраструктура. И в этом отношении энергетика испанских крейсеров оказалась весьма консервативной.
На «Мендесе Нуньесе» и «Блас де Лесо» стояло по шесть угольных котлов (в кормовой группе) и шесть мазутных котлов (в двух носовых котельных отделениях). Главная энергетическая установка стала четырехвальной. Паровые турбины оснастили редукторами; турбозубчатые агрегаты (ТЗА) высокого давления работали на внешние гребные валы, ТЗА низкого давления — на внутренние.
На испытаниях в 1924 году «Блас де Лесо» достиг максимальной скорости в 29 уз. Испытания на экономичность показали, что максимальная дальность плавания составит 5000 миль 13-узло-вым ходом, что было немного хуже, чем у прототипа. На мерной миле «Мендес Нуньес» дал машинами максимальную мощность 45 776 л.с., что соответствовало скорости 29,25 уз.
В ходе перестройки крейсера «Набарра» в 1937 — 1938 годах четыре носовых котла демонтировали, а остальные заменили на котлы нефтяного отопления, большей производительности, сгруппированные в двух помещениях. Надобность в носовой трубе отпала, а на освободившейся площади разместили дополнительное орудие главного калибра. Оставшиеся же трубы выпрямили и увеличили по высоте. Соответственно переделке подверглись и бывшие угольные бункеры. В расширенные танки крейсер мог принять до 1215т мазута, что гарантировало ему на 11-узловой скорости дальность плавания в 4000 миль. Несмотря на то, что количество котлов сократили, скорость корабля упала незначительно, поскольку их производительность удалось увеличить. На ходовых испытаниях крейсер показал ход в 25 уз.
Как это не покажется странным, но в ходе кардинальной модернизации «Мендеса Нуньеса» в 1943 — 1948 годах работы в его машинной установке ограничились лишь капитальным ремонтом, так что на обновленном крейсере стоял фактически тот же силовой агрегат, что и 30 лет назад. Что послужило причиной столь сомнительной экономии, сказать сложно.