Машинная установка

 

Энергетическая установка «Реины Вик­тории Эугении» практически целиком была заимствована у английского прототипа, но машинное отделение значительно пере­компоновали. Вместо четырех валов установили два. Гребные трехлопастные винты отливались из марганцевой бронзы, имели диаметр 2,895 м и шаг 2,59 м.

Изменилась и компоновка котельных отделений. Как и на прототипе, испанцы применили смешанное отопление: из 12 водотрубных котлов Ярроу половина была угольными, а половина — нефтя­ными. Но если на «Бирмингеме» котлы группировались в четырех отсеках по три котла, из-за чего он имел четыре трубы, то на «Рейне Виктории Эугении» котлы находились в трех помещениях, разде­ленных продольной переборкой, то есть в шести отсеках. Каждая пара последних имела отдельную дымовую трубу, кото­рых, таким образом, было всего три.

Ход крейсеру сообщали четыре паро­вые турбины системы Парсонс прямого действия, размещавшиеся по две в двух водонепроницаемых отсеках. Главными производителями машин были испан­ские фирмы — в основном SECN. Хотя в литературе встречаются сведения, что вся энергетическая установка делалась в Испании, есть основания в этом усом­ниться, особенно в части изготовления роторов турбин и прочего высокоточно­го оборудования.

При естественной тяге механизмы развивали мощность 13 500 л.с., при форсировании—до 25 500 л.с., что обеспечивало крейсеру максимальную скорость до 25,5 уз. На восьмичасовых ходовых испытаниях «Рейна Виктория Эугения» достигла скорости 25,77 уз. при мощности 26 049 л.с., а на четырехчасо­вых удалось зафиксировать скорость 26,15 уз. при мощности 28 387 л.с.

Бункеры крейсера могли принять до 1227 т угля, цистерны —до 230 т мазу­та, что обеспечивало дальность плава­ния на 15-узловой скорости до 4000 миль, на 11-узловой—до 5000.

По опыту проектирования «Эугении», испанские проектировщики посчитали необходимым иметь смешанное отопле­ние и на двух следующих крейсерах. По их мнению, это расширяло возможность использования кораблей при действиях в колониях, где найти уголь было несо­измеримо легче, чем мазут. Но эти рас­четы оправдались лишь отчасти — по­всеместный переход на жидкое топливо привел к тому, что даже в колониях по­явилась соответствующая инфраструктура. И в этом отношении энергетика испанских крейсеров оказалась весьма консервативной.

На «Мендесе Нуньесе» и «Блас де Лесо» стояло по шесть угольных котлов (в кормовой группе) и шесть мазутных котлов (в двух носовых котельных отде­лениях). Главная энергетическая установка стала четырехвальной. Паровые тур­бины оснастили редукторами; турбозубчатые агрегаты (ТЗА) высокого давления работали на внешние гребные валы, ТЗА низкого давления — на внутренние.

На испытаниях в 1924 году «Блас де Лесо» достиг максимальной скорости в 29 уз. Испытания на экономичность по­казали, что максимальная дальность плавания составит 5000 миль 13-узло-вым ходом, что было немного хуже, чем у прототипа. На мерной миле «Мендес Нуньес» дал машинами максимальную мощность 45 776 л.с., что соответство­вало скорости 29,25 уз.

В ходе перестройки крейсера «Набарра» в 1937 — 1938 годах четыре носовых котла демонтировали, а остальные за­менили на котлы нефтяного отопления, большей производительности, сгруппи­рованные в двух помещениях. Надоб­ность в носовой трубе отпала, а на освободившейся площади разместили до­полнительное орудие главного калибра. Оставшиеся же трубы выпрямили и уве­личили по высоте. Соответственно пере­делке подверглись и бывшие угольные бункеры. В расширенные танки крейсер мог принять до 1215т мазута, что гаран­тировало ему на 11-узловой скорости дальность плавания в 4000 миль. Не­смотря на то, что количество котлов со­кратили, скорость корабля упала незна­чительно, поскольку их производитель­ность удалось увеличить. На ходовых испытаниях крейсер показал ход в 25 уз.

Как это не покажется странным, но в ходе кардинальной модернизации «Мендеса Нуньеса» в 1943 — 1948 годах ра­боты в его машинной установке ограни­чились лишь капитальным ремонтом, так что на обновленном крейсере стоял фак­тически тот же силовой агрегат, что и 30 лет назад. Что послужило причиной столь сомнительной экономии, сказать сложно.