Бронирование

 

Опыт Первой мировой войны требо­вал установки на легких крейсерах бро­невого пояса, поэтому, начиная с «Реины Виктории Эугении», все испанские крейсера оснащались им в обязательном порядке. Основным подрядчиком по по­ставкам брони для крейсеров являлся концерн Виккерса, и ее получения при­шлось ждать до окончания войны. Бро­нированные плиты изготовлялись из ста­ли, легированной никелем, с повышен­ным пределом прочности.

По английской доктрине, крейсера типа «Бирмингем» предназначались для разведки при эскадре, а также для вы­вода в атаку минно-торпедных соедине­ний. Их главным противником считались германские эсминцы с их 52-мм и 88-мм артиллерией. Исходя из этого и проек­тировалась броневая защита «Бирмин­гема»: двухдюймовый (51 мм) пояс в око­нечностях имел толщину всего 25 мм, а палуба — от 40 до 15 мм.

Испанским крейсерам предстояло противодействовать равнозначному про­тивнику, то есть кораблям, вооруженным 152-мм орудиями, из-за чего бронирова­ние немного уменьшили. Но жесткие ве­совые ограничения не позволили соз­дать по-настоящему эффективную за­щиту от огня крейсеров, так что весь ре­зерв веса пошел на увеличение брони­рования на оконечностях.

Главный броневой пояс от 43,6 мм в носу возрастал до 49,8 мм на миделе и затем плавно уменьшался до 31,1 мм в корме. Он настилался поверх основной обшивки корпуса, которая также гаран­тировала дополнительную защиту, а тол­щина подкладки достигала толщины 25 мм (кстати, этот факт дал основание в ряде справочников указывать пояс крейсера как трехдюймовый). Максимальную толщину пояс имел на протяжении при­мерно трети корпуса, то есть прикрывал котельные и машинные отделения; здесь же он достигал и максимальной высоты, доходя до уровня главной палубы.

Бронированная палуба, в отличие от английского прототипа, была постоянной толщины (38 мм) на всем своем протя­жении (встречающаяся в некоторых ис­точниках величина 76 мм представляет­ся явно неправдоподобной). Своей кром­кой она опиралась на броневой пояс. В ходе модернизации «Набарры» систе­ма бронирования не претерпела никаких изменений.

Артиллерия главного калибра прикры­валась бронированными 150-мм щита­ми спереди и с боков и 62,5-мм на кры­ше. Командирская рубка бронировалась 150-мм плитами.

Крейсера типа «Каледон» предназна­чались для выполнения идентичных за­дач, но с учетом роста калибра артил­лерии германских эсминцев в ходе вой­ны до 88 и 105 мм бронирование, по сравнению с «Бирмингемом», усилили. Поэтому главный пояс представлял со­бой двухслойную защиту (собственно пояс и стальную подкладку) из двух- и однодюймовых плит, в сумме достигавшую 76 мм. Далее к носу его толщина снижалась до 38 мм (дюймовая + полу­дюймовая плиты), а в корму — до 50 мм (полтора + полдюйма). В районе погре­бов и мазутных цистерн толщина защи­ты составляла 57 мм (1,5 + 0,75 дюйма). На крейсерах типа «Мендес Нуньес» система бронирования практически без изменений копировала британский про­тотип «Каледон»: 76-мм защита (пояс + подкладка) в центре на продолжении примерно трети общей длины корпуса — защита машинного и котельного отделе­ний. Далее к носу его толщина снижа­лась до 31 мм, а к корме — до 50 мм, за­канчиваясь бронированным траверзом. При этом совершенно беззащитными оставались рули и их привод. Кстати, «Рейна Виктория Эугения» была лише­на этого недостатка. Как оказалось впо­следствии, подобная схема стоила жиз­ни германскому линкору «Бисмарк», ко­торый не смог уйти от преследовавших его английских кораблей именно потому, что у него были повреждены приводы рулей, также располагавшихся за кормо­вым траверзом.

Горизонтальная защита состояла в 25-мм (дюймовой) бронированной палу­бе. Для периода Первой мировой войны ее было вполне достаточно, чего не скажешь о 1920-х годах, когда главным вра­гом крупных кораблей уже начала ста­новиться авиация. В отличие от «Кале-дона», который строился все-таки для борьбы с германским флотом, испанцам, создававшим универсальный корабль, следовало иметь в виду, что от авиаци­онных бомб 25-мм палуба выглядела чисто символической защитой.

Прямо перед носовым мостиком рас­полагалась бронированная командирская рубка с толщиной броневых плит 152 мм. Все линии коммуникаций на протяжении от рубки до бронированной палубы за­ключались в бронированную .трубу.

После модернизации ни на «Набарре», ни на «Мендесе Нуньесе», несмотря на значительные изменения в архитектуре, система бронирования изменений не пре­терпела. Но, еще раз стоит повториться, испанская военно-морская доктрина и не предъявляла к кораблям каких-либо тре­бований по повышенной броневой защи­те, а после Второй мировой войны новей­шие боевые корабли ведущих стран во­обще стали безбронными.