Бронирование
Опыт Первой мировой войны требовал установки на легких крейсерах броневого пояса, поэтому, начиная с «Реины Виктории Эугении», все испанские крейсера оснащались им в обязательном порядке. Основным подрядчиком по поставкам брони для крейсеров являлся концерн Виккерса, и ее получения пришлось ждать до окончания войны. Бронированные плиты изготовлялись из стали, легированной никелем, с повышенным пределом прочности.
По английской доктрине, крейсера типа «Бирмингем» предназначались для разведки при эскадре, а также для вывода в атаку минно-торпедных соединений. Их главным противником считались германские эсминцы с их 52-мм и 88-мм артиллерией. Исходя из этого и проектировалась броневая защита «Бирмингема»: двухдюймовый (51 мм) пояс в оконечностях имел толщину всего 25 мм, а палуба — от 40 до 15 мм.
Испанским крейсерам предстояло противодействовать равнозначному противнику, то есть кораблям, вооруженным 152-мм орудиями, из-за чего бронирование немного уменьшили. Но жесткие весовые ограничения не позволили создать по-настоящему эффективную защиту от огня крейсеров, так что весь резерв веса пошел на увеличение бронирования на оконечностях.
Главный броневой пояс от 43,6 мм в носу возрастал до 49,8 мм на миделе и затем плавно уменьшался до 31,1 мм в корме. Он настилался поверх основной обшивки корпуса, которая также гарантировала дополнительную защиту, а толщина подкладки достигала толщины 25 мм (кстати, этот факт дал основание в ряде справочников указывать пояс крейсера как трехдюймовый). Максимальную толщину пояс имел на протяжении примерно трети корпуса, то есть прикрывал котельные и машинные отделения; здесь же он достигал и максимальной высоты, доходя до уровня главной палубы.
Бронированная палуба, в отличие от английского прототипа, была постоянной толщины (38 мм) на всем своем протяжении (встречающаяся в некоторых источниках величина 76 мм представляется явно неправдоподобной). Своей кромкой она опиралась на броневой пояс. В ходе модернизации «Набарры» система бронирования не претерпела никаких изменений.
Артиллерия главного калибра прикрывалась бронированными 150-мм щитами спереди и с боков и 62,5-мм на крыше. Командирская рубка бронировалась 150-мм плитами.
Крейсера типа «Каледон» предназначались для выполнения идентичных задач, но с учетом роста калибра артиллерии германских эсминцев в ходе войны до 88 и 105 мм бронирование, по сравнению с «Бирмингемом», усилили. Поэтому главный пояс представлял собой двухслойную защиту (собственно пояс и стальную подкладку) из двух- и однодюймовых плит, в сумме достигавшую 76 мм. Далее к носу его толщина снижалась до 38 мм (дюймовая + полудюймовая плиты), а в корму — до 50 мм (полтора + полдюйма). В районе погребов и мазутных цистерн толщина защиты составляла 57 мм (1,5 + 0,75 дюйма). На крейсерах типа «Мендес Нуньес» система бронирования практически без изменений копировала британский прототип «Каледон»: 76-мм защита (пояс + подкладка) в центре на продолжении примерно трети общей длины корпуса — защита машинного и котельного отделений. Далее к носу его толщина снижалась до 31 мм, а к корме — до 50 мм, заканчиваясь бронированным траверзом. При этом совершенно беззащитными оставались рули и их привод. Кстати, «Рейна Виктория Эугения» была лишена этого недостатка. Как оказалось впоследствии, подобная схема стоила жизни германскому линкору «Бисмарк», который не смог уйти от преследовавших его английских кораблей именно потому, что у него были повреждены приводы рулей, также располагавшихся за кормовым траверзом.
Горизонтальная защита состояла в 25-мм (дюймовой) бронированной палубе. Для периода Первой мировой войны ее было вполне достаточно, чего не скажешь о 1920-х годах, когда главным врагом крупных кораблей уже начала становиться авиация. В отличие от «Кале-дона», который строился все-таки для борьбы с германским флотом, испанцам, создававшим универсальный корабль, следовало иметь в виду, что от авиационных бомб 25-мм палуба выглядела чисто символической защитой.
Прямо перед носовым мостиком располагалась бронированная командирская рубка с толщиной броневых плит 152 мм. Все линии коммуникаций на протяжении от рубки до бронированной палубы заключались в бронированную .трубу.
После модернизации ни на «Набарре», ни на «Мендесе Нуньесе», несмотря на значительные изменения в архитектуре, система бронирования изменений не претерпела. Но, еще раз стоит повториться, испанская военно-морская доктрина и не предъявляла к кораблям каких-либо требований по повышенной броневой защите, а после Второй мировой войны новейшие боевые корабли ведущих стран вообще стали безбронными.