«Рейна Виктория Эугения»
Первые годы
В первые годы своей службы «Рейна Виктория Эугения» была единственным современным крейсером испанского флота и поэтому зачастую использовалась в роли яхты для доставки королевской семьи в порты северной Испании, где та проводила традиционные летние каникулы. В августе 1923 года крейсер становится флагманом военно-морских сил в Северной Африке (вплоть до прихода туда линкора «Эспанья»). В это время крейсер базируется на Сеуту и Мелилью, а основными его боевыми заданиями становятся блокадный дозор и бомбардировки сил повстанцев — берберских племен северной части Марокко, именуемых в Европе рифами. 22 августа «Эугения» вместе с другими кораблями своим огнем поддерживает наступление пехоты у Тифаранина, а 20 сентября участвует в бомбардировке позиций кабилов в заливе Алукемас.
Между тем, война в Марокко перекинулась на французскую зону протектората, так что к операциям против рифов был привлечен французский флот. Для испанцев это имело положительные последствия, поскольку нагрузка на их небольшой флот заметно снизилась. «Рейну Викторию Эугению» направили для выполнения ряда дипломатических миссий. В ноябре 1923 года вместе с линкорами «Хаиме I» и «Альфонсо XIII», эсминцами «Кадарсо» и «Вильямил», а также четырьмя субмаринами типа «В» она сопровождала королевскую семью во время ее визита в Специю и 1 декабря возвратилась в Барселону. Затем последовали визиты в Лиссабон, Сантандер, и только очередное ухудшение ситуации в Марокко вынудило крейсер прервать карьеру представительской яхты.
В феврале 1924 года из-за резкой активизации боевых действий в Марокко командование провело реструктуризацию флота, в результате была сформирована «Группировка военно-морских сил Северной Африки» под командованием контр-адмирала Эдуарде Герра Гойена, поднявшего флаг на «Рейне Виктории Эугении».
Из событий 1924 года, достойных упоминания, можно отметить визит на борт корабля во время стоянки в Песахесе королевы Испании в сопровождении ее сына дона Хуана — отца ныне правящего короля Хуана Карлоса I. Еще один эпизод этого года — небольшой пожар, который, к счастью, удалось быстро обнаружить и локализовать.
Зато следующий год прошел для «Эугении» довольно активно. В начале сентября крейсер принял участие в демонстрации сил у реки Яд Лау, а затем доставил в район боевых действий командующего одной из испанских колонн генерала Capo. 8 сентября вместе со всем флотом «Рейна Виктория Эугения» обстреливала выделенный ей сектор береговой обороны кабилов в заливе Алукемас, после чего состоялась масштабная десантная операция. 12 сентября вместе с другими кораблями она участвовала в демонстративной высадке десанта в Яд Лау, предопределившей падение Ла Рокосы.
В конце 1925-го и в начале 1926 года крейсер в составе флота выполнял разнообразные задачи в Марокко: осуществлял блокаду побережья, поддержку артиллерийским огнем сухопутных войск, высадку десантов и перехват военной контрабанды. Кроме того, корабль оказал посильное участие во взятии города Хааф.
В 1923 году испанцы лишились своего сильнейшего корабля — линкора «Эспанья», наткнувшегося на подводную скалу и затонувшего у побережья Северной Африки. Эта трагедия наглядно показала, что испанцы совершенно не знали навигационных особенностей этого региона. Поэтому в перерывах между боевой работой «Рейна Виктория Эугения» принимала участие в гидрографической съемке североафриканского побережья.
В феврале 1927 года состоялось долгожданное событие. Перешедший в Сантандер крейсер наконец получил боевой флаг, причем непосредственно из рук самой королевы Испании. А в июле того же года во время визита королевской семьи в успокоившийся протекторат «Рейна Виктория Эугения» находилась в составе эскорта.
В это время в строй флота вошли новые крейсера типа «Принсипе Альфонсо» — и «Рейна Виктория Эугения» мгновенно устарела. Она уступала им и по скорости, и по вооружению. Будущее крейсера виделось однозначно: превратиться в учебный корабль. Поэтому всего пять лет спустя после ввода в строй «Эугения» встала на свой первый капитальный ремонт. В 1928 — 1929 годах на ней полностью перебрали машины и провели кое-какую модернизацию.
В 1930-м крейсер передали в распоряжение Кадисской военно-морской школы, но в августе того же года он принял участие в последних маневрах флота под флагом королевской Испании. В тот год на состоявшихся в Кантаберийском заливе учениях отрабатывались вопросы защиты испанской промышленной зоны от гипотетической атаки с моря.
Со свержением королевской власти по декрету от 6 апреля 1931 года крейсер получил новое наименование — «Република». По первоначальным планам реорганизации флота республиканское правительство свело крейсер, вместе с двумя другими скаутами — «Мендесом Нуньесом» и «Блас де Лесо», также полностью устаревшими, во 2-й дивизион эскадры.
До тех пор, пока старая матчасть находилась в более-менее удовлетворительном состоянии, 2-й дивизион принимал участие в различных маневрах флота, но постепенно из-за отсутствия должного финансирования на текущие ремонты «Република» все чаще и чаще отстаивается в базах. К 1932 году состояние крейсера уже нельзя было охарактеризовать, кроме как плачевное.
Продолжая экспериментировать с реформами флота, в сентябре 1933 года правительство снова вспомнило о старом крейсере. На сей раз, словно в насмешку, «Републику» назначают лидером дивизиона эсминцев. В мае следующего года кое-как подлатанный крейсер принял участие в самых грандиозных маневрах республиканского флота в Средиземном море, показавших, как и следовало ожидать, полную непригодность корабля для выполнения подобного рода задач.
В марте 1935-го, после проведения традиционных учебных артиллерийских стрельб, крейсер переводится в Кадис и зачисляется в «первое положение» (primera situacion), что соответствует выводу в резерв или сдаче в порт на отопление. Это означало, что вскоре корабль будет исключен из состава флота и сдан на слом.
Мятеж
Начало гражданской войны крейсер встретил в Кадисе, по-прежнему ожидая решения своей судьбы. К этому времени его уже частично разоружили и разукомплектовали. Тем не менее, «Република» формально продолжала числиться в резерве.
К тому времени на крейсере, как и на других единицах флота, был создан судовой комитет. Среди экипажа наибольшей популярностью пользовались идеи марксизма и анархизма. Постепенно служба на борту начала проходить с грубейшими нарушениями дисциплины при полной невозможности офицеров контролировать ситуацию.
На рассвете 18 июля 1936 года, получив известие о мятеже генералов в Марокко, революционные власти в Кадисе взяли власть в свои руки. Серьезную поддержку им при этом оказали матросы базировавшихся кораблей, в том числе и экипаж «Републики» во главе со своим старшим офицером Томасом Аскарате-и-Гарсия де Ломасом. В ответ на это вставшее на сторону мятежников армейское командование ввело в город войска, на вооружении которых находились тяжелое оружие и артиллерия.
В ночь с 18-го на 19-е правительство объявило об освобождении командира базы от занимаемой должности и назначении на этот пост Аскараты, но было уже поздно. Кадис контролировали мятежники. К вечеру 19-го последние верные правительству очаги сопротивления были ликвидированы, а все активисты судкома «Републики» арестованы. На борту эсминца «Чурукка» Аскарату доставили в Альхесирас, где он предстал перед военным трибуналом и вскоре был расстрелян.
В расположенной неподалеку от Кадиса базе Сан-Фернандо, где стояла на якоре «Република», ситуация отличалась самым кардинальным образом. Здесь население оставалось вне революционных потрясений. Днем 18 июля, когда большинство настроенных проправительственно солдат и матросов покинули расположение базы и отправились в Кадис, поддержавшие мятеж военные без каких-либо инцидентов заняли ключевые пункты Сан-Фернандо. Из экипажей кораблей, в том числе и «Републики», удалось сформировать две сводные роты.
Видя, что контроль повсеместно переходит к мятежникам, оставшиеся активисты судкома решились на последние отчаянные действия. Вечером 21 июля несколько моряков сводной роты с «Републики» заявили о своей верности правительству. Но их быстро разоружили подошедшие морские пехотинцы.
Во избежание дальнейших подобных выступлений крейсер отбуксировали к молу Сан Фелипе, давая понять возможным революционерам, что «Република» в случае необходимости будет использована как плавучая батарея. Аргумент сочли убедительным, и волнения в Кадисе и пригородах прекратились.
Второе рождение
Как только старый крейсер попал под контроль франкистов, его превратили в плавучую тюрьму. Одновременно корабль окончательно разоружили; его орудия пошли на усиление береговой обороны в Сеуте и Кадисе.
В литературе встречается мнение, что «Републику» превратили в плавучую батарею, защищавшую вход в Кадисскую бухту. Однако сам факт наличия плавбатареи рядом с судоремонтным заводом Матагорды выглядит весьма сомнительным. Скорее всего, создание таковой батареи лишь предполагалось. То, что крейсер в этом качестве не использовался, доказывает, например, отсутствие какого-либо упоминания о нем в описании дерзкой бомбардировки Кадиса 7 августа крейсером «Мигель де Сервантес». А встречающиеся в документах фразы типа «орудия крейсера открыли огонь по врагу...» следует отнести на счет береговых батарей.
Между тем, явная нехватка крупных кораблей заставила франкистское правительство пересмотреть свое отношение к старому крейсеру. В октябре месяце «Републику» отбуксировали к Карраке и стали готовить к переводу на север.
19 июня 1937 года многострадальный крейсер еще раз переименовали — на сей раз в «Набарру», в честь Наварры, исторической области Испании, активно поддержавшей Франко. С 24 по 28 июля итальянские буксиры «Плуто» и «Италия» провели уникальную операцию по буксировке корабля в Ферроль. Республиканский флот помешать франкистам не смог, хотя проводку прикрывали лишь несколько сторожевиков.
Почти год «Набарру» усиленно приводили в состояние боеготовности. Паровые котлы перевели на нефтяное отопление, благодаря чему освободилось первое котельное отделение, а также заменили вооружение. В конце весны 1938 года обновленный крейсер окончательно укомплектовали. Командиром его в тот период был капитан 1 ранга Рафаэль Эрас. 11 июня, после артиллерийских и ходовых испытаний, «Набарра» получила свой второй боевой флаг, на сей раз его вручила депутация из Наварры. А 7 июля крейсер вышел в Кадис, чтобы примкнуть к действующему флоту. Уже четыре дня спустя он получил первое боевое задание: вместе с «Канариасом» и «Альмиранте Серверой» перейти в Пальма-де-Мальорка, а затем приступить к дальней блокаде республиканского побережья. «Набарре», в частности, достался район Орана.
В конце июля — начале августа крейсер вместе с минным заградителем «Хупитер» патрулировал в районе Мальты и Сардинии в тщетных попытках найти хоть одного контрабандиста. 21 августа его спешно направили в район Гибралтарского пролива: по поступившим сообщениям, республиканский эсминец «Хосе Луис Диес» после завершения ремонта во Франции со дня на день должен был попытаться прорваться в Средиземное море. Для франкистов все сложилось как нельзя лучше: эсминец вышел прямо на «Канариас», в ходе произошедшего боя получил повреждения и вынужден был укрыться в Гибралтаре. В этом бою «Набарра» не участвовала, хотя и внесла свою лепту, неся дежурство на одном из возможных маршрутов следования противника.
Вскоре крейсер ушел в Малагу, а затем на Пальму, где, базируясь на Балеарские острова, посильно выполнял свои задачи, действуя на республиканских коммуникациях. Позже, когда начались бои за Каталонию, его крейсерство происходило в непосредственной близости от ее берегов.
В октябре обострение международной ситуации в связи с событиями в Судетах заставило франкистское командование перевести дивизион крейсеров («Канариас», «Альмиранте Сервера» и «Набарра») под флагом контр-адмирала Мануэля Моро вместе с тремя эсминцами в Кадис. Правда, кризис быстро разрешился, вмешательства в испанские дела не последовало, и крейсер смог вернуться к своим прерванным обязанностям.
После падения Каталонии настал черед еще одного оплота республиканцев— острова Менорки. Дальнейшая его оборона просто потеряла всякий смысл. На острове произошел антиправительственный мятеж, чем незамедлительно воспользовались франкисты, направив туда свои войска. 9 февраля из Пальма-де-Мальорка отправился большой конвой в составе пяти пароходов с частями 105-й дивизии генерала Лопеса Браво в сопровождении крейсера «Набарра», минного заградителя «Хупитер», эсминцев «Уэска» и «Теруэль». Высадка произошла без противодействия, и 12 февраля франкисты вошли в Маон.
21 февраля по поводу падения Каталонии генерал Франко принимал сухопутный парад, а на следующий день — морской. В 5.00 утра корабли начали выходить на внешний рейд Барселоны и, собравшись, взяли курс на Таррагону. Франко находился на борту вспомогательного крейсера «Map Негро». Первоначально над крейсером пролетели самолеты, а потом строем кильватера последовательно прошли основные силы эскадры: крейсера «Канариас», «Альмиранте Сервера», «Набарра», эсминцы
«Уэска», «Сеута», «Теруэль», «Мелилья», подводные лодки «Хенераль Мола» и «Хенераль Санхурхо», канонерские лодки «Каналехас», «Дато», «Кановас дель Кастильо»; завершали строй минзаги «Болкано» и «Хупитер».
После праздничного завтрака на крейсере «Канариас» Франко отбыл в Таррагону, а «Набарра» вместе с остальными кораблями эскадры взяла курс на Пальму. Через два дня на море разыгрался сильный шторм, из-за которого крейсерам пришлось укрыться в Польенсе. Буйство стихии было настолько сильное, что оставшийся в Пальме английский пароход «Стенгров» был выброшен на берег.
Крейсера вернулись на Майорку 25 февраля. Тут выяснилось, что еще в конце операции по взятию Менорки «Набарра», похоже, коснулась дна; водолазный осмотр показал, что один ее винт держится буквально на честном слове. Крейсер пришлось отправить в Карраку для ремонта.
6 марта, только выйдя из дока, «Набарра» направилась в Сеуту для пополнения запасов, а после для заправки ушла в Малагу. Такая спешка объяснялась тем, что срочно требовалось осуществить проводку парохода «Кастильо де Олите» с десантниками на борту. Но предпринятые усилия оказались напрасными: республиканцам удалось потопить пароход еще до встречи с крейсером. Большинство из находящихся на борту попало в плен, однако все они вскоре оказались на свободе — республика пала.
29 марта вместе с «Канариасом» крейсер взял курс на Картахену. В это время дни республики были уже сочтены, и основная задача кораблей по блокаде побережья теперь уже состояла не в том, чтобы не выпускать из страны тех, кого генерал Франко объявил военными преступниками. Через два дня Картахена перешла под контроль франкистов, а «Набарра» взяла курс на Бизерту: ей предстояло сопровождать флот своих бывших противников, ранее интернированный Францией и теперь возвращавшийся назад.
На обратном пути после остановки в Пальме крейсер перешел в Кадис, где и встретил известие о заключении мира. Незамедлительно он отправился с визитами в различные испанские порты, где принял участие в многочисленных мероприятиях и празднествах, посвященных победе Франко.
Послевоенная карьера
К сожалению, переделка крейсера абсолютно не решила его проблем. Он так и остался обновленным устаревшим крейсером с малым ходом и слабым вооружением. Поэтому «Набарра» снова вернулась к своим обязанностям, которые прервала гражданская война. В 1941 году крейсер придали расположенной в Понтаведре (Виго) школе электриков и радиотелеграфистов.
В начавшейся Второй мировой войне Испания соблюдала нейтралитет. В это время все плавания «Набарры» совершались исключительно по учебной необходимости.
Особняком здесь стоят события сентября 1943 года, известные как «инцидент с подводной лодкой U-760».
В ночь с 6 на 7 августа в районе Ла-Коруньи лодку обнаружил британский бомбардировщик «Веллингтон» из состава 179 эскадрильи. Атака английских пилотов стала для немцев полной неожиданностью, и, пока U-760 погружалась, несколько бомб взорвалось в непосредственной близости от ее бортов. Из-за сильной встряски вышел из строя дизель, так что ее командиру Отто Ульриху Блюму не оставалось ничего другого, как попытаться дойти до Виго на электромоторах.
На рассвете 8 августа промышлявшие в этом районе рыболовные траулеры «Нуэбо Флорентине Лаго» и «Сальвадор Лаго» были привлечены сигнальными огнями, зажженными на палубе германской субмарины. Отбуксировав лодку к порту Бигуес, траулеры «сдали» ее «Набарре». Тяжело поврежденную U-760 отвели вглубь бухты, где она и оставалась до конца войны, а во избежание внезапного выхода лодки в море, с нее демонтировали валы дизелей, переправив на борт крейсера.
После войны субмарину передали в распоряжение союзников, которые вместе с другими трофейными немецкими кораблями уничтожили ее в Северной Атлантике (операция «Дэдлайт»).
В 1946 году в Морском министерстве появилась идея очередного переоборудования корабля — на сей раз в крейсер ПВО по типу «Мендеса Нуньеса», но, к счастью, от столь дорогостоящей затеи благоразумно отказались, а ограничились увеличением числа 20-мм автоматов: сначала до 16, а потом до 23. Так что до окончания своей карьеры корабль оставался учебным.
В 1947 году машины «Набарры» разукомплектовали, и она превратилась в прикрепленный к Виго понтон при школе связи и электриков флота. Несмотря на ряд проектов, позволявших продлить жизнь еще вполне крепкому корпусу бывшего крейсера, 3 декабря 1955 года «Набарру» исключили из списков флота, отбуксировали в Авилу и на следующий год разобрали на металл.