«Мендес Нуньес»
В походах и учениях
13 июня 1925 года под командованием капитана 1 ранга Луиса Серверы Хакоме «Мендес Нуньес» вошел в состав Практической эскадры, и почти сразу его перебросили в Северную Африку. Здесь он выполнял стандартный для испанского крейсера набор задач: блокадный дозор и поддержку приморского фланга армии. 8 сентября он участвовал в десантной операции в бухте Алукемас, а 19-го числа — в операции у Пунта де лос Фраилес.
По окончании боевых действий «Мендес Нуньес» находился в Северной Африке дольше всех остальных скаутов, по крайней мере, упоминания о нем встречаются в сводках до начала 1927 года.
В октябре 1927 года он вместе с линкором «Хаиме I» и крейсером «Рейна Виктория Эугения» входил в состав эскорта при визите короля Альфонсо XIII в испанскую зону протектората. После этого «Мендес Нуньес» вошел в состав дивизиона крейсеров и участвовал в разнообразных тактических учениях. В 1930-м он посетил Сантандер, где встречал испанского монарха, отбывавшего с визитом в Англию, в июле 1932-го принимал участие в маневрах, в ходе которых был потерян «Блас де Песо».
В период до гражданской войны достойным упоминания является лишь участие «Мендеса Нуньеса» в военно-морских выставках: в апреле 1935 года в Картахене и в августе того же года в Кадисе.
Начало 1936 года в Испании ознаменовалось подготовкой военного мятежа с целью свержения республиканского правительства. Одним из этапов его подготовки стали проведенные в мае крупные военно-морские маневры. На период их проведения под командованием начальника главного морского штаба Франсиско Хавьера де Саласа Гонсалеса состояли линкор «Хаиме I», крейсер «Мендес Нуньес» (командир — капитан 2 ранга Тринидад Матрес Гарсия) и 1-й дивизион эсминцев: «Альмиранте Вальдес» (флагман), «Санчес-Баркастеги», «Альмиранте Феррандис» и «Хосе Луис Диес». В противостоящей им эскадре под командованием вице-адмирала Мигеля де Миер дель Рио находились крейсера: «Либертад», «Мигель де Сервантес», «Альмиранте Сервера», 2-й дивизион эсминцев: «Чуррука» (флагман), «Алькала Галиано», «Лепанто», «Альмиранте Антекера» и все подводные лодки.
Группа Миера с 4 по 9 мая базировалась на Лас-Пальмас де Гран Канария, а Саласа — по 11 мая на Санта-Крус де Тенерифе. Во время маневров командование эскадры встретилось с генералом Франко для уточнения планов мятежа и согласования участия в нем флота. По окончании маневров линкор и крейсера отправились на север для осуществления учебных стрельб, а эсминцы и подводные лодки — в Картахену.
Но этот приказ не распространялся на «Мендес Нуньес», ему приготовили особое задание. Крейсеру надлежало отбыть в Гвинейский залив с целью, как говорилось в приказе, «представления Испании в этих водах». Дело в том, что в Экваториальной Гвинее все сильнее разгорался конфликт между активистами народного фронта и испанским губернатором, занимавшим профранкистскую ориентацию. И, отправляя «Мендес Нуньес» в африканскую колонию, руководство мятежников убивало сразу двух зайцев. Во-первых, присутствие боевого корабля повышало авторитет местных властей, а во-вторых, крейсер со своим неблагонадежным экипажем, среди которого особенно велико было влияние марксистских пропагандистов, «сплавлялся» подальше от грядущих событий.
Отбыв с Канарских островов в мае, крейсер прибыл в Сайта Исабель (Испанская Гвинея) 25 июня. Время вынужденного бездействия в заморских колониях судовой комитет сумел успешно использовать для распространения революционных идей среди собственного экипажа и местных жителей. Последним учение Маркса и Ленина пришлось особенно по душе. И теперь уже генерал-губернатор стал требовать удаления «Мендеса Нуньеса» из своих владений.
Незадолго до мятежа командир крейсера для поддержания дисциплины и пресечения революционной агитации был вынужден принять ряд репрессивных мер — в основном санкции касались активистов судкома. Естественно, что такая позиция командира не добавила ему популярности. И хотя известие о начале мятежа, поступившее 19 июля, экипаж воспринял внешне спокойно, фактически власть на корабле уже давно была в руках судкома.
21 июля поступил долгожданный приказ морского министра идти в Дакар, где командир должен был получить подробные инструкции для возвращения в Испанию. 23-го крейсер покинул Сайта Исабель и 25-го вошел в Лагос. Здесь он провел погрузку угля и 28-го снова вышел в море, прибыв 2 августа во Фритаун.
Еще раньше, когда крейсер находился в Сайта Исабель, судком связался с правительством и на вопрос о дальнейших действиях получил краткий ответ: «быть начеку». И действительно, у франкистов имелись далеко идущие планы относительно крейсера. Военно-морское руководство в Кадисе разработало специальные инструкции капитану 2 ранга Матресу для присоединения «Мендеса Нуньеса» к силам националистов. Крейсеру предстояло выйти в Лас-Пальмас. Одновременно руководство этой военно-морской базы должно было подготовить встречу. Так, в радиограмме командиру канонерки «Каналехас» (стоявшей на якоре в Лае-Пальмасе) приказывалось «установить контакт с командиром крейсера с максимальной поспешностью и секретностью».
Однако сбыться планам кадисского руководства было не суждено. Во Фритауне Матресу вручили телеграмму из Кадиса, в которой содержался приказ идти в Лас-Пальмас. 3 августа крейсер вышел в Дакар. Однако планы мятежников уже давно стали достоянием Морского министерства. Поэтому, когда 5 августа «Мендес Нуньес» прибыл в Дакар, его ждал приказ морского министра возвращаться в Фернандо По, чтобы, дозаправившись мазутом, углем и прочими необходимыми припасами, без захода на Канары следовать прямиком в Испанию. Приказ передали два раза, и он стал быстро известен всему экипажу, что ставило командира просто в безвыходное положение — ведь в случае неповиновения приказам Морского министерства команда была вправе Матреса арестовать.
7 августа «Мендес Нуньес» направился в Гвинейский залив и 14-го числа вошел в Сайта Исабель. Здесь симпатизировавшие мятежникам офицеры сделали последнюю попытку взять крейсер под контроль. Договорившись с представителями местных властей и военными, они попытались тайно пронести на борт динамит — для шантажа судкома, чтобы в случае неудачи взорвать корабль. Но еще до того, как их приготовления закончились, пришел приказ из Мадрида об отстранении Матреса от занимаемой должности и необходимости произвести выборы нового верного правительству командира. На корабле тотчас же прошли демократические выборы нового командного состава, дополнительную легитимность которым придавал тот факт, что Матрес заболел малярией. 28 августа прежний командир официально сложил с себя полномочия, и генерал-губернатору было представлено новое руководство корабля: командиром «Мендеса Нуньеса» становился лейтенант Анхель Бона, старшим офицером и одновременно командиром машинной части— третий механик Эугенио Родригес Сьерра (Э.Р.Сьерра — основатель подпольного Военного Антифашистского союза (UMA), активный член Военного союза республиканцев-антифашистов (UMRA), довольно известный в Испании агитатор и вдобавок еще и председатель судового комитета крейсера).
30 августа, выполняя приказ Морского министра, крейсер вышел в Испанию. С промежуточной остановкой в Лагосе «Мендес Нуньес» 9 сентября прибыл в Дакар. Здесь представился последний шанс всем несогласным с политикой правительства, а значит, и судового комитета, уйти. Ночью 10 сентября 14 человек сошли на берег (На берег сошли: командир корабля капитан 2 ранга Тринидад Матрес Гарсия, старший офицер капитан 3 ранга Хосе Сервера Трибут, 6 лейтенантов, мичман и еще 5 человек прочих чинов.). 12 сентября крейсер вышел в море и вместе с присоединившимся по пути эсминцем «Алькала Галиано» без особых происшествий достиг Малаги, где встретился с главными силами республиканского флота, выступавшими в свой знаменитый северный поход.
Здесь официально, специальным приказом по морскому министерству, новым командиром крейсера назначили лейтенанта Педро Прадо Мендисабала, до этого занимавшего должность начальника оперативного отдела флота, а Родригес Сьерра стал председателем судового комитета и комиссаром корабля. В тот же день «Мендес Нуньес» вышел в Картахену, куда прибыл 23 сентября.
Республиканский флот испытывал большой некомплект офицеров флота и поэтому нередко даже кораблями первого ранга командовали мичманы и лейтенанты. Приказами по морскому министерству им, конечно, присваивались очередные и внеочередные звания, но проблемы это решить, естественно, не могло: опыта новым командирам явно не хватало. В сложившейся ситуации республиканскому командованию большую помощь оказал Советский Союз: многие опытные советские офицеры служили советниками при испанских командирах. Так, с ноября 1936 года эти обязанности на крейсере «Мендес Нуньес» выполнял капитан-лейтенант И.Н. Быков, бывший офицер-артиллерист с линкора «Марат». Большой опыт его работы оказал поистине неоценимую услугу для совершенствования боевой выучки экипажа крейсера, особенно на первом этапе войны.
Начальные операции Гражданской войны
Переход верного правительству флота на север стал самой большой стратегической ошибкой республиканского командования. Он так и не решил ни одной проблемы Астурии, ограничившись лишь бомбардировкой позиций франкистов. Между тем, ситуация требовала присутствия флота на Средиземном море: необходимо было организовать защиту военных перевозок из СССР. Поэтому уже 13 октября 1936 года было решено начать операцию по возвращению кораблей.
Оставшиеся в Картахене «Мендес Нуньес», «Чуррука», «Санчес-Баркастеги» и «Алькала Галиано» получили приказ штаба обеспечить прикрытие прорыва через Гибралтар и в заданной точке присоединиться к эскадре. 17 октября (В советской мемуарной литературе о гражданской войне в Испании существует большая путаница по поводу многих дат. Вероятно, этим мы обязаны наркому ВМФ Н.Г. Кузнецову, опубликовавшему одним из первых свои воспоминания. Все последующие авторы, по-видимому, «сверяли» даты с Кузнецовым, повторяя допущенные им ошибки. При подготовке настоящего выпуска авторы старались пользоваться первоисточниками — республиканскими рапортами и приказами.) корабли сосредоточились в проливе, откуда постоянно давали самую оперативную информацию. В итоге прорыв прошел успешно, и флот включился в борьбу за коммуникации на Средиземном море. Уже 25 октября «Мендес Нуньес» вместе с крейсерами «Либертад», «Мигель де Сервантес» и эсминцами участвовал в конвоировании торгового парохода от алжирского берега до Испании. Ситуация на Средиземном море сильно изменилась 22 ноября. В этот день главные силы республиканского флота во главе с линкором «Хаиме I» вышли на внешний рейд Картахены. Около 9.50 с дистанции 1000 м итальянская подводная лодка «Торричелли», формально числившаяся в составе франкистского флота, выпустила две торпеды по крейсеру «Мигель де Сервантес». На корабле в районе дымовых труб от попавших туда торпед произошел сильный взрыв, затопило машинное отделение и котельное отделение № 3. Крейсер стал в ремонт. Дело усложнялось тем, что картахенская база была совершенно не приспособлена для ремонта столь крупных кораблей: пришлось перестраивать док, искать необходимые материалы и т.д. Поэтому рядовые, в сущности, повреждения исправляли целых полтора года (до 11 апреля 1938 г.). В ноябре — декабре республиканские корабли еще несколько раз подвергались атакам итальянских подводных лодок: об этом свидетельствовала найденная 25 декабря на берегу невзорвавшаяся итальянская торпеда, еще одну примерно в это же время удалось выловить рыбакам. Есть все данные утверждать, что, по крайней мере, один раз целью подобной атаки мог служить «Мендес Нуньес».
Взрыв на «Мигеле де Сервантесе» имел далеко идущие последствия — «Мендес Нуньес» снова становится кораблем первой линии. 1 декабря крейсер соединился в Барселоне с главными силами флота, а вскоре был выделен в особую тактическую группу «Педро Прадо», которая чередовала свои задачи с группой «Либертада».
Основной задачей этого периода группы «Педро Прадо» («Мендес Нуньес», «Гравина» и «Санчес-Баркастеги») стал так называемый «трафик» — конвоирование во Францию пароходов с грузом золота. Еще до начала активных боев за Мадрид основные ценности Национального банка Испании перевезли в тоннели Ла Альгамека (Картахена), и теперь во избежание всяческих недоразумений и диверсий испанское правительство приняло решение о переводе основных активов во Францию. Первую партию золота (250 ящиков) на борту танкера «Кампило» отправили в Марсель еще 26 сентября. Поскольку республиканцы в этот период абсолютно владели морем, конвойная операция свелась к пустой формальности. Но уже в следующем рейсе для этой цели было решено использовать вспомогательный крейсер «Трамонтана». 2 октября на его борту в Марсель отправили очередную партию из 250 ящиков. 29 октября и 9 декабря ушло соответственно 748 и 375 ящиков. Следующие 60 перевезли 5 января авиацией, и, наконец, последние 315 отправились во Францию на борту «Трамонтаны» 10 января. Всего за время операции удалось перевести 1998 ящиков весом по 65,5 кг.
Эти «золотые» конвои хотя и проходили в обстановке секретности, но, тем не менее, привлекли к себе пристальное внимание франкистов. Причем противник использовал свои крейсера настолько активно, что у республиканцев создавалось впечатление участия в этих акциях германских или итальянских кораблей. Отчасти эти сомнения укреплялись «авторитетным» мнением из Советского Союза. Кстати, наделавший много шума инцидент с потоплением парохода «Комсомол» произошел как раз во время охоты «Канариаса» за золотом Национального банка.
8 декабря группа «Педро Прадо» вышла в море и направилась в район Барселоны, где, по данным береговых постов наблюдения, накануне видели крейсер мятежников. На следующий день «Мендес Нуньес», «Гравина» и «Санчес-Баркастеги» вступили в конвоирование «Трамонтаны». С воздуха корабли прикрывали два гидросамолета. Республиканская эскадра благополучно отконвоировала «Трамонтану» до мыса Креус, где сдала его под опеку французского флота.
12 декабря республиканский флот понес еще одну потерю. Во время боевого патрулирования у Малаги из-за внутреннего взрыва погибла подводная лодка С-3. До выяснения всех обстоятельств гибели выходы лодок в море временно отложили, а защита морских перевозок в этом районе целиком возлагалась на «Санчес-Баркастеги», в то время как остальные корабли группы «Педро Прадо» стояли в Барселоне в полной готовности выйти в море.
Расследование подрыва «Мигеля де Сервантеса», проведенное с участием советских специалистов, позволило установить, что использовались торпеды итальянского производства. Поскольку было известно, что франкисты в то время подводных лодок не имели, все говорило о нарушении Италией нейтралитета. 19 декабря республиканское командование решило провести «акцию возмездия». В этот день в 16.30 группа «Педро Прадо» в полном составе покинула рейд Барселоны. Руководил операцией советский военно-морской советник Кирильо (Федор Кириллов). Корабли направились к Мальорке — по сообщениям разведки, там, в порту Сольер располагались итальянские подводные лодки, действовавшие против республиканского флота. Подойдя к порту, в 22.30 «Санчес-Баркастеги» сделал 26 выстрелов. Крейсер и второй эсминец находились мористее, прикрывая своего собрата от возможного появления неприятельских кораблей. Если не считать того, что бомбардировка причинила в основном лишь моральный ущерб, операция прошла успешно. 20 декабря «Мендес Нуньес» вошел в Таррагону, «Санчес-Баркастеги» отправился в Барселону, а «Гравина» — в Росас.
В начале нового 1937 года республиканская авиация обнаружила, что франкистам удалось ввести в строй третий крейсер — «Балеарес»; хотя на нем еще пока не установили всю артиллерию главного калибра, это был тревожный сигнал. Отныне существование двух автономных тактических групп стало невозможным и оба республиканских крейсера должны были выходить в море лишь совместно.
С 8 по 12 января крейсера «Либертад», «Мендес Нуньес» и шесть эсминцев эскортировали вспомогательный крейсер «Трамонтана». Флот благополучно отвел «золотой» транспорт из Картахены в Барселону и дальше в Марсель. Кстати, эта операция, завершившая перевозку золота во Францию, стала поводом для очередной шумной кампании в профашистских газетах по дискредитации республиканского правительства, «разбазаривающего национальное достояние».
В начале января франкисты предприняли крупное наступление на южном направлении против Малаги. Сухопутное командование запросило помощи флота. 14 января правительственное командование вывело в море свои основные силы — крейсера «Либертад», «Мендес Нуньес» в сопровождении «Альмиранте Антекеры», «Алькала Галиано» и «Санчес-Баркастеги» с целью «осуществить крейсирование в Средиземноморье 14, 15 и 16 числа». После проводки транспорта «Дарро», в ночь с 16 на 17 января планировалось провести ночную атаку на крейсера мятежников, но из этого ничего не получилось — ухудшившиеся метеоусловия вынудили корабли вернуться в базу.
17 января пала Марбелья, противник находился уже почти на окраинах Малаги. 20 января республиканский флот осуществил еще одну операцию по поддержке героических защитников города. В этот день в море вышли «Либертад», «Мендес Нуньес», «Альмиранте Антекера», «Алькала Галиано», «Лепанто» и «Санчес-Баркастеги», которым ставилась задача «крейсировать в южной части Средиземного моря, а в случае встречи разбить неприятеля». Фактически же флот опять осуществлял лишь прикрытие эсминцев, сделавших 62 выстрела по вражеским позициям в Эстенопе.
В начале февраля ситуация у Малаги стала критической. Республиканское руководство наметило проведение ночной набеговой акции, целью которой должны были стать корабли мятежников. 4 февраля около 14.00 в море вышли «Альмиранте Антекера», «Алькала Галиано», «Лепанто» и «Санчес-Баркастеги», в задачу которых входило «наблюдать за подконтрольным правительству побережьем и одновременно атаковать и разгромить все встретившиеся корабли противника». Для дальней поддержки им придавались «Либертад», «Мендес Нуньес», «Эсканьо», «Альмиранте Вальдес», «Гравина» и «Сискар». Они должны были «разбить неприятеля в случае встречи и прикрывать отход 1-го дивизиона эсминцев после ночной атаки неприятельских крейсеров». Однако и на этот раз операция оказалась безрезультатной. В районе мыса Гата 1-й дивизион встретил итальянские крейсера «Муцио Аттендоло» и «Луиджи Кадорна» (По другим данным, «Муцио Аттендоло» и «Армандо Диас».), незамедлительно доложившие открытым текстом о наличии в море республиканских эсминцев — операция была сорвана.
В последний раз на помощь защитникам Малаги республиканский флот вышел 7 февраля. В этот день «Либертад», «Мендес Нуньес», «Лепанто», «Алькала Галиано», «Санчес-Баркастеги» снова направились в море для дальнего прикрытия вышедшего накануне в район пролива 1-го дивизиона эсминцев. Попутно соединению ставилась задача поиска и атаки крейсеров противника, которые, судя по сообщениям сухопутного командования, бомбардировали Марбелью и Мотриль. Но опять выход закончился ничем.
В середине марта франкистский крейсер «Балеарес» предпринял ряд акций против республиканского побережья. Целью их было показать мировой общественности, «кто в море хозяин», чтобы затруднить подход транспортов с грузами для республиканцев. Обстрелу подвергся ряд пунктов Левантийского побережья. Республиканцы приняли вызов, и 25 марта начался поиск крейсера. Вечером 25 марта из Картахены вышли в море эсминцы «Гравина», «Альмиранте Миранда» и «Эсканьо». Их задача состояла в оперативной разведке, для чего первые два направились к Маону, а последний к Барселоне. Утром следующего дня в 40 милях от мыса Сан-Антонио эсминцы благополучно встретились с основными силами флота, незадолго до того вышедшими в море: «Либертадом» и «Мендесом Нуньесом» в сопровождении 2-го дивизиона эсминцев («Чуррука», «Алькала Галиано», «Альмиранте Вальдес», «Лепанто», «Сискар» и «Санчес-Баркастеги»).
На 26-е кораблям ставилась задача поиска на участке моря между Альмерией и Ораном, а к 21.00 следующего дня — в треугольнике Альмерия — Алукемас — Мотриль. Но осуществить эти намерения не удалось, поскольку 27 марта около 10.00 эскадру обнаружила франкистская авиация. Понимая, что продолжение поисков неизбежно привлечет к кораблям бомбардировщики противника, командир эскадры принял решение вернуться в базу.
Сражение у мыса Палос
Хотя основная задача республиканского флота заключалась в обеспечении морских перевозок, в перерыве между очередными конвоями было принято решение провести ряд операций против кораблей и баз противника. 13 апреля 1937 года в обстановке беспрецедентной секретности командование спланировало крупную операцию по обстрелу района Малаги.
Сразу после полуночи 23 апреля началось выдвижение из Картахены основных сил флота: крейсеров «Либертад» (под флагом главкома Мигеля Буисы), «Мендес Нуньес» и пяти эсминцев. Как и раньше, первыми в море вышли эсминцы с целью отогнать подводные лодки противника подальше в море для беспрепятственного прохода крейсеров. Скрывая свои намерения, корабли взяли курс на север, и лишь после наступления темноты эскадра развернулась на юг. Для поддержки операции, а фактически лишь для поднятия духа экипажей, из Альмерии к эскадре должен был присоединиться линкор «Хаиме I», который сопровождали ушедшие туда ранее «Альмиранте Миранда» и «Гравина». 24-го около 9.00 обе группы объединились.
Непосредственно обстрел побережья на участке Мотриль — Торрокс производили идущие кильватером «Либертад», «Хаиме I» и «Мендес Нуньес». Несколько эсминцев выдвигались далее к Малаге для ее бомбардировки, а в случае появления противника в их задачу входило вывести его на главные силы.
Приблизившись на 50 кбт к берегу, крейсера и линкор на ходу открыли огонь. Основной целью обстрела были батареи противника, портовые сооружения и скопления войск на прибрежной дороге. Единственная в этом районе батарея 150-мм орудий огонь открыла с запозданием и вела его крайне вяло, так что фактически операция прошла без противодействия. Экономя боеприпасы, крупные корабли ограничились несколькими залпами, эсминцы вели более массированный огонь. Всего, судя по рапортам франкистов, было выпущено до 1000 снарядов, но эффективность стрельбы оставляла желать лучшего: на берегу возникло несколько пожаров, но предполагаемых взрывов складов боеприпасов не наблюдалось.
Ближе к вечеру эскадру атаковали несколько самолетов противника, так что, не выполнив задачи, Буиса приказал возвращаться домой. Около 16.00 корабли повернули на север. На траверзе Альмерии от эскадры отделился «Хаиме I» в сопровождении двух эсминцев. Теперь в голове колонны шел «Либертад», за ним «Мендес Нуньес» и далее эсминцы, которые возглавлял «Альмиранте Антекера».
Глубокой ночью, проходя мимо маяка Сабиналь, «Хаиме I» сел на мель: маяк был потушен, а старое навигационное оборудование корабля работало крайне неудовлетворительно. Всю ночь и утро продолжались спасательные работы, и только совместными усилиями портовых буксиров и эсминцев удалось стащить линкор на глубокую воду.
Командующий флотом Мигель Буиса, получив сообщение о происшествии с «Хаиме I», некоторое время пребывал в раздумье, что делать дальше. Все усложнялось тем, что советский советник Николай Кузнецов, кстати, гораздо более опытный моряк, чем Буиса (последний до войны имел лишь звание капитана 3 ранга), незадолго до получения радиограммы перешел на эсминцы. С одной стороны, следовало прикрыть ставший мгновенно беззащитным линкор с моря, с другой — собравшийся у Альмерии флот непременно привлек бы к себе внимание вражеской авиации. В конце концов, решив, что франкистских крейсеров в море нет, иначе бы они неминуемо встретились с эскадрой после такой шумной акции, на мостике «Либертада» подняли сигнал «Идти в базу».
Между тем, как оказалось, республиканское командование сильно рисковало, поскольку крейсера мятежников находились в море. Ровно в полночь корабли Буисы заметили с германского крейсера «Лейпциг». Незамедлительно командующий франкистской эскадрой контр-адмирал Морено получил точные координаты противника и смог скорректировать свои дальнейшие действия.
«Канариас» и «Балеарес» на полной скорости устремились к Картахене. То, чего так опасались республиканцы и о чем так мечтали франкисты, теперь могло наконец осуществиться: пользуясь преимуществом в дальнобойности своей артиллерии, мятежники имели возможность навязать своим противникам бой на большой дистанции, исключающей возможность ответного огня.
В 5.25 в предрассветной дымке франкисты обнаружили два крупных корабля, один из которых был тут же идентифицирован как «Либертад». «Канариас» и «Балеарес» незамедлительно выполнили разворот влево «все вдруг» на 90°, чтобы, сблизившись, занять оптимальную дистанцию. Сойдясь примерно на 12 000 м, крейсера снова развернулись и вышли на параллельный курс. Условия были как на учениях.
В 6.50 «Балеарес» открыл огонь по ближайшему к нему эсминцу «Лепанто». Сыграв сперва по ошибке авиационную тревогу, республиканцы вскоре разобрались в ситуации. Эскадра увеличила ход и повернула в сторону противника. Крейсера вышли вперед, а эсминцы, явно не зная, что делать, стали совершать опасное маневрирование, пересекая курсы друг друга. Видя, что республиканцы пошли на сближение, через шесть минут после начала боя «Балеарес» прекратил огонь и повернул влево, взяв курс на север — для поддержания дистанции.
Пройдя немного в сторону предполагаемого нахождения франкистов, но так и не обнаружив их, республиканцы взяли курс в базу. Хотя в воспоминаниях Кузнецова отмечается, что эсминцы не атаковали противника торпедами, в рапорте главкома морскому министру сообщалось о «выпущенных с большой дистанции четырех торпедах». В рапорте с «Балеареса» также указывалось, что «Лепанто» сделал по нему торпедный залп. Естественно, что попасть с такого расстояния даже по столь крупной цели, как тяжелый крейсер, было нереально.
В 7.19 франкистские крейсера развернулись на запад и, увеличив скорость до 30 узлов, пошли на сближение с противником. Теперь целью их атаки служил шедший из Альмерии эсминец «Санчес-Баркастеги». Республиканская эскадра уже начала втягиваться в порт, когда в 8.07, сблизившись с эсминцем до 12 000 м, противник открыл по нему огонь.
Еще не успев ошвартоваться, Буиса принял решение снова идти на сближение. «Либертад» и «Мендес Нуньес» начали перемещаться к выходу из гавани. Между тем, «Санчес-Баркастеги» отчаянно маневрируя, пытался выйти из зоны обстрела. В рапорте комфлота на этот счет говорилось: «Оба крейсера открыли огонь по эсминцу приблизительно с 12 000 м. «Санчес-Баркастеги» отвечал на атаку, завязав бой и выпустив по неприятелю за 30 минут 150 снарядов. Флот, который вошел в порт, снова вышел в море для преследования неприятеля». В самый напряженный момент боя открыла огонь располагавшаяся на мысе Синеса береговая батарея 381-мм орудий. Это было более чем серьезно для мятежников: одного точного попадания хватило бы, чтобы крейсер франкистов превратился в неподвижную мишень. В 8.26 противник прекратил огонь и на полной скорости поспешил выйти из зоны огня береговой батареи. В погоне за крейсерами мятежников республиканский флот удалился в море на 30 миль, но те, не приняв боя, воспользовались преимуществом скорости и скрылись.
Так закончилось первое крупное, по меркам Испании периода гражданской войны, сражение обоих флотов. Противоборствующие стороны действовали очень осторожно, что и предопределило такие скромные результаты, что, тем не менее, не помешало каждой из них объявить этот бой своей победой.
Борьба за коммуникации
После сражения у мыса Палое, раздутого газетчиками до уровня крупнейшей морской битвы, снова наступили боевые будни. На флот легла ставшая уже привычной обязанность осуществления проводки транспортов с военными грузами.
Ночью 18 мая главные силы флота («Либертад», «Мендес Нуньес», «Чуррука», «Алькала Галиано», «Гравина», «Эсканьо» и «Альмиранте Миранда») вышли в море для встречи в 10 милях севернее Алжира двух «купцов» и эскортирования их до Картахены. Благополучно встретив пароходы, республиканцы легли на обратный курс.
Утром 29 мая оба республиканских крейсера в сопровождении дивизиона эсминцев снова вышли в море для проводки транспорта «Магальянес» «с важным грузом с Востока». Ситуация осложнялась тем, что его в Тунисском проливе у мыса Бон обнаружили итальянцы. Чтобы сбить с толку противника, который бросил на перехват транспорта свои корабли, эскадре ставилась задача обстрелять какой-нибудь пункт, занятый мятежниками, и тем самым отвлечь их от поиска «Магальянеса». После некоторых размышлений было решено избрать целью удара Ибицу.
При подходе к острову три эсминца отделились от эскадры и, приблизившись к берегу, сделали по шесть залпов по портовым сооружениям. По плану операции одновременно с артобстрелом предполагалось нанести удар авиацией. Однако совершенно неожиданно эсминцы обнаружили в бухте боевой корабль, в котором опознали германский «карманный линкор» «Дойчланд». Но если флот смог выполнить свою задачу, не обращая внимания на «немца», то вступившим в бой немного позднее бомбардировщикам СБ опыта в опознавании надводных целей явно не хватило. Дело усложнилось еще и тем, что, по показаниям республиканских пилотов, «Дойчланд» открыл зенитный огонь. Приняв броненосец за крейсер «Канариас», летчики добились двух прямых попаданий 50-кг бомб, вызвавших на немецком корабле серьезный пожар. Первая бомба попала в район передней надстройки, вторая — в центральную часть рядом с установкой среднего калибра и, пробив палубу, взорвалась внутри корпуса. В результате 23 человека было убито и 83 ранено, восемь из которых впоследствии умерли от ран.
Эти события имели широкий резонанс в печати. Но цель, тем не менее, была достигнута: внимание франкистов от «Магальянеса» удалось отвлечь. На рассвете 30 мая транспорт в 10 милях от Алжира благополучно встретился с эскадрой.
Инцидент с «Дойчландом» стал не первым и не последним скандалом вокруг нейтрального корабля «Комитета по невмешательству». Но именно эти события сопровождались шумной газетной кампанией и откровенной травлей республиканского правительства. Так что в сложившейся ситуации командование решило проявить осторожность, чтобы защитить оставшиеся два крейсера от всяких неожиданностей типа торпедирования их неизвестной подводной лодкой или обстрела неизвестным кораблем. Кроме того, основная тяжесть боевых действий этого периода переместилась на север, в Астурию, так что для проведения операций вполне хватало эсминцев, а оба крейсера стояли в Картахене, готовые выйти в море для поддержки своих кораблей только в крайнем случае. Лишь когда мировая общественность более-менее успокоилась, командование решилось на проведение операции с участием крейсеров.
6 сентября 1937 года главком республиканского флота Мигель Буиса вышел в море своими главными силами: крейсерами «Либертад», «Мендес Нуньес» и эсминцами «Лепанто», «Гравина», «Альмиранте Вальдес», «Хорхе Хуан», «Альмиранте Миранда», «Эсканьо» и «Альмиранте Антекера». Впереди шел крейсер «Либертад», под флагом командующего, за ним — «Мендес Нуньес», справа находились три эсминца 2-го дивизиона и слева — три эсминца 1-го. Седьмой эсминец замыкал ордер, следуя в кильватере «Мендеса Нуньеса».
Задачей операции была встреча в районе Алжира шедших из СССР транспортов «Алдекоа», «Антонио Сатрустеги», «Map Бланке» и «Map Карибе», а также сопровождение их в Картахену. Прикрытие с воздуха обеспечивали самолеты СБ.
В тот же самый день франкистский крейсер «Балеарес» под командованием капитана 1 ранга Мануэля де Виерны вышел в Кадис. Но примерно в 50 милях к югу от Картахены Виерна получил радиограмму, что в Алжире ожидают несколько республиканских пароходов с вооружением и снаряжением. «Балеаресу» ставилась задача провести поиск противника у северного побережья Африки до вечера 8 сентября.
Утром 7 сентября на траверзе мыса Шершель у алжирского побережья произошло столкновение республиканской эскадры с «Балеаресом», в ходе которого последний получил два попадания с «Либертада» и вышел из боя (Подробно об этом бое, а также о втором сражении у мыса Палое мы планируем рассказать в одном из будущих выпусков «Морской коллекции», посвященном тяжелым крейсерам типа «Канариас». — Прим. ред.).
Эту, в сущности, небольшую стычку, безусловно, следует принимать как тактическую победу франкистов. Хотя «Балеарес» и получил повреждения, главная задача республиканцев осталась не выполнена: проводку конвоя осуществить не удалось (пароход «Алдекса» у входа в порт Шершель сел на камни, из-за чего график движения транспортов нарушился, и найти их эскадра Буисы уже не смогла).
Осенью 1936-го — зимой 1937 года обе стороны копили силы для дальнейших действий. В декабре началось крупное наступление республиканцев под Теруэлем, имевшее, однако, лишь тактические успехи. На фронте установилось позиционное затишье, что сказалось и на активности флота. Единственное событие этого периода, в центре которого оказался «Мендес Нуньес», — авиационный налет 29 декабря, когда в корабль попала авиабомба — к счастью, больших бед не натворившая. А вот 17 апреля 1938 года крейсеру избежать повреждений не удалось. В этот день 67 франкистских бомбардировщиков в два захода с высоты 4000 — 5000 м целенаправленно атаковали крупные республиканские корабли. Хотя в «Мендес Нуньес» прямых попаданий не было, в двух метрах от корпуса взорвалось сразу две авиабомбы, ориентировочно калибра 300 — 500 кг. Корпус в подводной части сильно деформировался, разрушены кингстоны, четыре котла были смещены со своих оснований на 4 — 5 см. Окончательно ликвидировать последствия взрывов удалось лишь через полтора месяца.
Активизация деятельности наступила лишь в конце февраля 1938 года. Отчасти это было связано с перестановками в высшем руководстве республиканского флота. Место Мигеля Буисы на должности начальника Главного морского штаба занял командир крейсера «Мендес Нуньес» П. Прадо. Начальником эскадры стал командир «Мигеля де Сервантеса», бывший капитан 3 ранга, немедленно продвинутый до вице-адмирала, Луис де Убиета.
Утром 5 марта по приказу нового командующего базировавшиеся на Порман торпедные катера L-11, L-21 и L-31 должны были осуществить набег на Пальму. Для их поддержки и сопровождения выделялся 1-й дивизион эсминцев под руководством лейтенанта Хосе Гарсия Баррейро («Хорхе Хуан», «Эсканьо», «Улья» и «Альмиранте Вальдес»). Для дальнего прикрытия в море выходил практически весь оставшийся республиканский флот: крейсера «Либертад», «Мендес Нуньес» и 2-й дивизион эсминцев лейтенанта Фернандо Олива Льямуси («Санчес-Баркастеги», «Альмиранте Антекера», «Лепанто», «Гравина» и «Ласага»).
Из-за ухудшения погоды выход катеров в море не состоялся. Но командующий республиканскими силами решил не возвращаться и провести разведку в районе мыса Сан-Антонио — Ибица.
Тем временем из Пальмы в южном направлении вышел конвой националистов в составе пришедших из Италии судов «Умбре Менди» и «Айскори Менди» под эскортом канонерок «Каналехас» и «Кановас дель Кастильо». Дивизион крейсеров контр-адмирала Виерны («Балеарес», «Канариас» и «Альмиранте Сервера») находился примерно в 1000 м от конвоя. Поскольку «купцы» не могли дать более 10 узлов, франкистские крейсера осуществляли сложное маневрирование вокруг конвоя.
Встреча обоих противников, произошедшая в ночь на 6 марта в 70 милях от мыса Палое, оказалась совершенно неожиданной. Скоротечный артиллерийский бой в темноте не принес никаких результатов, зато торпедная атака эсминцев 2-го дивизиона завершилась самой крупной победой республиканского флота за всю войну. Два или три торпедных попадания в «Балеарес» вызвали детонацию погребов боезапаса, и после непродолжительной агонии тяжелый крейсер затонул вместе с 788 членами экипажа, включая контр-адмирала Виерну со штабом, командира корабля и всех старших офицеров.
Уничтожение «Балеареса» существенно изменило расклад сил противоборствующих сторон, однако извлечь из этого выгоду республиканцы не смогли. И причины тому — прежде всего, чисто психологические. Флот Испании был, в общем-то, небольшим, и практически все матросы и офицеры были знакомы друг с другом: либо вместе плавали, либо вместе учились и т.п. Все хорошо знали и корабли — как свои, так и противника. А потому в наступившей войне обе стороны старались не уничтожать неприятельский корабль, а, по возможности, лишь повредить его, чтобы сохранить для будущего флота объединенной Испании. Новейшие же тяжелые крейсера были, без преувеличения, гордостью испанцев, вне зависимости от их политических убеждений. Именно поэтому потопление «Балеареса» многими офицерами и матросами республиканского флота воспринималось, в лучшем случае, как досадное недоразумение. Так, судя по словам главного советника при морском генштабе С.Г.Сапожникова, в беседе с ним Убиета полушутя заметил: «Вам хорошо рассуждать о повышении активности флота. В случае поражения республики вы уедете в Советский Союз, а мне отвечать перед Франко за потопление «Балеареса»...». Так что не было ничего удивительного, что, даже получив превосходство в силах после ввода в строй 11 апреля крейсера «Мигель де Сервантес», республиканцы оказались морально не готовы к окончательному уничтожению флота мятежников. Основная задача правительственных сил по-прежнему состояла в обеспечении проводки транспортов.
Окончание войны
Последней серьезной операцией в карьере «Мендеса Нуньеса» стала очередная проводка транспортов в конце мая 1938 года. С этой целью в море выходили крейсера «Мигель де Сервантес», «Мендес Нуньес» и эсминцы «Хорхе Хуан», «Улья», «Лепанто», «Альмиранте Антекера» и «Санчес-Баркастеги».
20 августа, после окончания ремонтных работ в Гавре, в Средиземное море попытался прорваться эсминец «Хосе Луис Диес». Для его прикрытия «Мендес Нуньес» с дивизионом эсминцев даже вышел в море. Но все закончилось крайне неудачно: на подходе к Гибралтару «Хосе Луис Диес» наткнулся на крейсер «Канариас» и в течение боя получил попадание 203-мм снаряда, вызвавшее обширные повреждения во внутренних помещениях. Так что на рассвете 27 августа эсминец был вынужден укрыться в английском Гибралтаре, и для «Мендеса Нуньеса» этот выход свелся всего лишь к учебным стрельбам.
О «Хосе Луис Диес» снова вспомнили в конце декабря, когда он в очередной раз закончил ремонт. На этот раз операцию разработали более основательно, поскольку в ожидании выхода эсминца франкисты установили блокаду Гибралтара. Морской генеральный штаб предполагал осуществить налет на блокадный дозор силами одного дивизиона эскадренных миноносцев, а крейсера и другой дивизион должны были обеспечить прикрытие в 30 милях к востоку от пролива. 21 декабря «Мендес Нуньес» даже осуществил учебный выход в море для пробы машин, но, поскольку его 25-узло-вый ход явно связывал бы эскадру, от использования крейсера в операции отказались.
27 декабря в 16.00 эскадра в составе крейсеров и четырех эсминцев вышла из Картахены и всю ночь крейсировала между Картахеной и Альмерией. Не дождавшись «Хосе Луиса Диеса», корабли были вынуждены вернуться обратно. Но после похода выяснилось, что конденсаторы «Мигеля де Сервантеса» засолились, так что теперь без дальнейшего ремонта он не смог бы держать максимальной скорости. И поскольку оперативная обстановка потребовала 29 декабря срочного выхода в море, «Мендес Нуньес» взяли с собой, так как не он один уже связывал эскадру своим медленным ходом. Но операция снова закончилась без результата: «Хосе Луису Диесу» прорваться не удалось и он интернировался в Гибралтаре. Так что эскадре пришлось возвращаться в Картахену.
Это были последние операции республиканского флота в гражданской войне. Деморализованный поражениями на фронте, флот теперь все больше отстаивался в базах. Единственное достойное упоминания событие этого периода: 14 февраля обязанности командира крейсера «Мендес Нуньес», как гласит приказ, «было разрешено исполнять» мичману (и это на должность капитана 2 ранга!) Хосе Эстебе Колю.
4 марта 1939 года в Картахене произошел антиправительственный путч. Хотя флот его не поддержал, «пятой колонне» удалось захватить береговые батареи. В этот же день руководители флота и представители мятежного генерала Барринуэбо встретились на борту «Мигеля де Сервантеса». Ультиматум мятежников гласил: либо флот сдается, либо он будет потоплен огнем береговых батарей. 381-мм орудия стали очень весомым аргументом в пользу путчистов, и тогда М. Буиса, принявший общее командование эскадрой, принял решение вывести все корабли в море.
В первой партии на внешний рейд выходили восемь эсминцев («Улья», «Хорхе Хуан», «Гравина», «Эсканьо», «Альмиранте Антекера», «Альмиранте Миранда», «Альмиранте Вальдес» и «Лепанто») и подводная лодка С-4. Другие два эсминца «Санчес-Баркастеги» и «Алькала Галиано» слишком пострадали от авианалетов накануне, так что вывести их в море не представлялось возможным. «Чуррука» и оба старых эсминца «Ласага» и «Альседо» находились в ремонте, который невозможно было завершить до окончания срока действия ультиматума.
Во втором эшелоне выходили крейсера: «Мендес Нуньес», «Либертад» и «Мигель де Сервантес». Но, к сожалению, запас топлива на кораблях был настолько мизерным, что долгое нахождение в море было просто невозможно.
Весь следующий день Буиса и начальник его штаба Бруно Алонсо вели интенсивные переговоры с берегом. Поскольку днем пришло сообщение Совета обороны ни в коем случае не возвращаться в Картахену, командующий эскадрой принял решение интернироваться в Алжире. Алонсо после войны вспоминал, что это решение было принято из-за того, что на территории, подконтрольной республике, уже не осталось портов, годных для базирования флота, которые хоть как-то могли его защитить от воздушных налетов.
Оппозиции решению командующего практически не последовало: выступление на крейсере «Мигель де Сервантес» удалось быстро подавить, а попытку самовольного ухода в Картахену «Альмиранте Антекеры» пресекли. Буиса связался с французскими властями и получил разрешение следовать в Бизерту. Утром 7 марта корабли вошли в бизертскую гавань, последнее убежище республиканского флота.
На следующий день комфлота договорился об условиях интернирования. На кораблях оставались сокращенные испанские экипажи по 40 человек на крейсере, по 20 на эсминце и 5 на подводной лодке. Для решения текущих вопросов на каждом корабле оставалось по одному офицеру. Все остальные прибывшие в Тунис на республиканской эскадре препровождались в концентрационный лагерь Мехери Заббенс. Из 3200 человек экипажей 2400 в итоге изъявили желание вернуться в Испанию, а остальные 800 человек и прибывшие с эскадрой 600 гражданских лиц (в числе которых были семь женщин и три ребенка) изъявили желание остаться в эмиграции. Из командиров кораблей все, кроме пяти, также решили возвратиться на родину. В числе оставшихся был и командир «Мендеса Нуньеса» Эстебе. Последний республиканский комфлота Мигель Буиса также остался на чужбине, вступив впоследствии во французский Иностранный Легион.
Послевоенная служба
Практически сразу после ухода республиканского флота в Бизерту франкисты начали нудные переговоры с французами о возвращении угнанных кораблей. 25 марта стороны подписали итоговый документ. Но еще раньше началось формирование новых экипажей для испанской эскадры.
27 марта на эсминце «Сискар» в Бизерту для согласования вопросов приемки кораблей от французских властей прибыли контр-адмирал Сальвадор Морено и представитель министерства иностранных дел виконт де Мамблас. А ранним утром 31-го в порт вошли пароходы «Мальорка» и «Маркес де Комильяс» с новыми экипажами: 11 командиров, 36 офицеров, 90 механиков, 30 унтер-офицеров, 200 кочегаров и около тысячи матросов.
Два дня экипажи принимали и осваивали доставшуюся им материальную часть, а вечером 2 апреля корабли вышли в море. Вместе с ними шел пароход «Маркес де Комильяс», на котором разместились все желающие вернуться на родину из бывших республиканских экипажей. Ночью 5 апреля эскадра благополучно прибыла в Кадис. Последняя операция гражданской войны завершилась.
Состояние, в котором «Мендес Нуньес» находился после войны, было плачевным. Еще в докладе от 2 января 1937 года начальника Морского генерального штаба отмечалось, что из-за износа механизмов фактическая скорость корабля не превышала 26 узлов. Как вспоминают участники апрельского перехода, наибольшие неприятности им доставил именно «Мендес Нуньес», имевший постоянные проблемы с турбинами.
Поэтому с приходом в Кадис крейсер (командир — капитан 2 ранга Хуан Кано Мануэль) стал в ремонт на заводе Матагорда. Но разоренной стране пока было не до флота, и поначалу ограничились обычной переборкой машин и заменой котлов. И лишь летом 1939 года крейсер перешел в Ферроль, где подвергся коренной модернизации.
Первым делом с крейсера демонтировали главную артиллерию, которая пошла на усиление береговой обороны. А уже в октябре того же года Главный морской штаб получил три возможных варианта модернизации старого корабля: в крейсер ПВО, быстроходный минзаг и легкий артиллерийский крейсер.
Кстати, о необходимости перевооружения крейсера говорилось в том же январском докладе 1937 года, и именно там предлагалось поставить на «Мендес Нуньес» 120-мм орудия по типу установок на новейших эсминцах, позволявших вести огонь на дальность до 19 000 м.
В варианте артиллерийского крейсера планировалось смонтировать на нем башнеподобные установки, как на «Альмиранте Сервера», обеспечивающие угол возвышения 35° (вместо существующих 15°). Предлагалось также убрать угольные котлы, а оставшиеся дымоходы вывести в единственную трубу.
Однако 30 апреля 1940 года Главный морской штаб принял окончательное решение — модернизировать «Мендес Нуньес» по варианту крейсера ПВО, и после детальной проработки всех чертежей в июне 1943 года на крейсере начались работы.
По опыту строительства и эксплуатации английских и американских крейсеров ПВО, главный калибр обновленного крейсера сосредоточили в восьми одноствольных 120-мм установках с углом 80°. Надстройки подверглись коренной переделке, а также установили два новых командно-дальномерных поста «Хаземайер» (правда, последние появились на корабле только в 1949 г.).
Испытания обновленного крейсера состоялись в августе 1946 года, и 29 марта следующего года был подписан приемный акт. Однако вооружение устанавливалось позже, в течение 1947 года, а некоторые системы (например, элеваторы подачи боезапаса) не были готовы вплоть до конца 1948-го. В боеспособное состояние корабль удалось привести лишь в 1 949 году, после чего его включили в состав Средиземноморского дивизиона. В последующее десятилетие «Мендес Нуньес» принимал участие во многочисленных учениях, парадах и смотрах.
В 1957 году резко ухудшилась ситуация в Ифни, испанском анклаве в западном Марокко. В конце ноября местные повстанцы при поддержке соседнего независимого Марокко предприняли крупное вооруженное выступление. Поскольку снабжать свои войска здесь испанцы могли лишь по морю или по воздуху, в эту африканскую колонию была отправлена эскадра из крейсеров «Канариас», «Галисия» и «Мендес Нуньес». Участвовали в операции также два дивизиона эсминцев, минзаги и более мелкие корабли. В соответствии с планами генштаба кораблям отводилась роль огневой поддержки при высадке десантов, а также охрана побережья с целью пресечения подвоза повстанцам оружия и подкреплений.
В начале декабря, когда уже не оставалось сомнений по поводу «марокканского следа» в этих событиях, эскадра кораблей в составе «Канариаса», «Мендеса Нуньеса», «Альмиранте Миранды», «Гравины», «Эсканьо» и «Хосе Луиса Диеса» предприняла неожиданный для противника переход на север и 7 декабря вошла на рейд порта Агадира. Под дулами пушек противник стал более сговорчивым, и испанцы смогли добиться временных уступок.
Хотя конфликт в Африке после этого продолжался еще не один год, «Мендес Нуньес» в подобных операциях больше участия не принимал. 23 февраля 1963 года его вывели из активной службы и в декабре того же года исключили из списков флота. 15 января 1964 года состоялись публичные торги, на которых корпус крейсера продали за 14 115 492 песеты.