Общая оценка проекта
При оценке испанских скаутов следует учесть, что строились они фактически по лишь немного переработанному довоенному проекту, а потому не смогли вобрать в себя в полной мере опыт Первой мировой войны. Безусловно, кое-какие усовершенствования в проект внесли англичане, кое-что испанцы, но, по большому счету, крейсера к моменту ввода в строй уже устарели. Это хорошо понимали и сами испанцы, потому строительство второй пары крейсеров типа «Блас де Лесо» отменили, и построили их уже по послевоенному проекту «Е».
Крейсера «Рейна Виктория Эугения», «Блас де Лесо» и «Мендес Нуньес» составили достаточно однородное соединение испанского флота и, безусловно, позволили испанцам приобрести неоценимый опыт как в строительстве, так и в эксплуатации крупных современных кораблей, который им очень пригодился в будущем. Но уже в начале 1930-х годов «Мендес Нуньес» остался фактически один. И тут необходимо снова вспомнить о специфике испанской ситуации. Если в какой-нибудь стране, имеющей великий флот, его, не задумываясь, сдали бы на слом, то испанцы позволить себе такую роскошь не могли. Поэтому крейсер отправили в своеобразную «ссылку»,сделав из него флагманский корабль дивизиона эсминцев.
В начале гражданской войны машины «Мендеса Нуньеса» не могли обеспечить ему ход больше 26 узлов, и чем дальше, тем его максимальная скорость все более и более снижалась. Но, с другой стороны, на нем стояли точно такие же орудия главного калибра, как и на более новых «Либертад» и «Мигель де Сервантес», правда, с меньшим углом возвышения и, как следствие, с меньшей дальностью стрельбы. Поэтому «Мендес Нуньес» и «таскался» с эскадрой практически во всех крупных акциях. В сражениях, в которых он принял участие, польза от него всегда сводилась к одному: он отвлекал на себя часть огня противника, который в другом случае пришелся бы на более ценные корабли.
По окончании гражданской войны, в которой испанский флот понес чудовищные потери, «Мендес Нуньес» сразу стал пятым по ценности кораблем Испании и сдача его на слом вообще откладывалась на неопределенное время. О каком списании можно говорить, если даже еще более древняя «Рейна Виктория Эугения» подверглась кардинальной модернизации! Поэтому начало 1940-х годов прошло в поисках возможных вариантов использования безнадежно устаревшего крейсера.
С «Набаррой» все вышло проще. Ее просто привели в боевую готовность. И в этом смысле обновленный крейсер был ничуть не лучше и не хуже его модернизированных аналогов во флотах других стран, например, той же австралийской «Аделаиды». Испанцам следовало бы поступить подобным образом и с «Мендесом Нуньесом»,чтобы немного продлить его срок службы.
Один из первых вариантов предусматривал простое перевооружение крейсера башенноподобными установками главного калибра, подобными имевшимся на «Мигель де Сервантес» — вполне приемлемый, хотя и более дорогостоящий проект, чем первый. Вместо этого корабль переоборудовали в крейсер ПВО, что обошлось бюджету в сумму, перевалившую за 30 млн песет. Трудно сказать, что подтолкнуло испанское руководство на подобный шаг — вероятно, дань моде. В результате и получилась эта «ухудшенная» версия американской «Атланты» или английского «Дидо». Но ведь последние создавались специально для усиления противовоздушной обороны авианосных соединений, которых у испанцев просто не было. В результате крейсер ПВО в испанской интерпретации видится этаким зазубренным, но так и непонятым уроком Второй мировой войны. И единственным применением мощной зенитной артиллерии крейсера стала бомбардировка позиций марокканцев в северной Африке, то есть то, с чем бы справилась простая плавучая батарея...