История создания
До Вашингтонской конференции 1922 года американская кораблестроительная политика была прямолинейна, словно кильватерная колонна. Заокеанские адмиралы, свято верившие в то, что исход войны на море будет решаться только в генеральном сражении линейных флотов, требования к своим дредноутам формулировали просто: пусть они будут тихоходными, но зато несут очень мощное вооружение и самую толстую броню. Но главное — их должно быть много! В результате постройка линкоров во флоте США стала важнейшим приоритетом, причем создание кораблей других классов — например, крейсеров — полностью игнорировалось.
Как ни странно, страдавшая столь очевидным перекосом политика себя оправдала. Благодаря уже построенным и еще строившимся дредноутом, американцы на Вашингтонской конференции смогли добиться весьма выгодных для себя условий: теперь им разрешалось иметь флот, равный британскому. Почти трехвековому единоличному господству Англии на море привел конец, а за Японией закреплялось положение «вечно третьей». Казалось, отныне дяде Сэму уже ничто не угрожало...
Пока действовал мораторий на создание новых «капитальных» кораблей, в американском Генеральном совете флота (General Board) велись затяжные дискуссии на тему: «Каким быть будущему линкору?» рассматривалось множество вариантов, но, когда дошло до дела, американцы фактически вернулись на позиции двадцатилетней давности. Шесть первых линейных кораблей нового поколения — два типа «Норт Кэролайна» и четыре типа «Саут Дакота» — на фоне своих зарубежных собратьев обладали весьма умеренной скоростью 27,5 узла). Бронирование их, особенно первой пары, было, в общем-то, посредственным, тем не менее, американские линкоры претендовали на звание сильнейших в мире. Конечно, гиганты «Ямато» и «Мусаси» на самом деле превосходили их по всем параметрам (кроме, разве что, скорости), однако японцы ухитрились так засекретить характеристики своих кораблей, что янки в течение всей войны даже не догадывались, сколь грозен их противник. Истина открылась лишь в 1945 году, когда оба суперлинкора уже покоились на морском дне.
Ну, а к сентябрю 1939 года — моменту начала войны в Европе — американцы были уверены, что строившиеся в Японии линкоры получат 16-дюймовые пушки и в целом не смогут превзойти их «Норт Кэролайну». К тому же, в США на стапелях находилось пять кораблей, а в Стране восходящего солнца — лишь два. Перевес в традиционных линейных силах выглядел столь убедительно, что теперь Генеральный совет мог себе позволить немного поэкспериментировать. В частности, осуществить давнишнюю мечту — построить быстроходный линкор.
Вообще-то, желание американцев иметь в составе своего флота тяжелый артиллерийский корабль с высокой скоростью хода вполне понятно. Во-первых, японцы располагали прекрасными тяжелыми крейсерами, нейтрализовать которые было непросто. Во-вторых, существовали подозрения (кстати, впоследствии подтвердившиеся), что после капитальной модернизации скорость линейных крейсеров типа «Конго» увеличилась с 27 до 30 узлов. Учитывая огромные просторы тихоокеанского театра военных действий и очень умеренный эскадренный ход основной массы линкоров (до 20 узлов), становится понятно: «летучая эскадра» из быстроходных кораблей могла успешно решать различные боевые задачи без риска быть перехваченной.
Вариант постройки быстроходного (30 узлов) линкора рассматривался еще при проектировании «Норт Кэролайны». Но тогда над конструкторами и кораблестроителями довлело требование международных соглашений, ограничивавшее стандартное водоизмещение корабля предельной величиной в 35 000 т. Для того, чтобы все характеристики новой боевой единицы флота гармонично сочетались друг с другом, этого было явно недостаточно, и во имя достижения высокой скорости неизбежно пришлось бы жертвовать или вооружением, или защитой. Именно поэтому Генеральный совет и отклонил проект быстроходного линкора. Однако в 1936 году Япония отказалась подписать документы второй Лондонской конференции, касающиеся ограничений размеров линейных кораблей. Это заставило остальных участников включить в соглашение статью «скользящей шкалы» (escalator clause), предусматривающую возможность увеличения предела стандартного водоизмещения линкоров до 45 000 т. Хотя подписание протокола о вступлении этой статьи договора в силу ожидалось не ранее, чем через год, все ведущие морские державы приступили к предварительному проектированию 45 000-тонных кораблей загодя.
Рассмотрение первых шести предэскизных проектов нового американского быстроходного линейного корабля состоялось в январе 1938 года. Они выглядели крайне экстравагантно: при мощнейшем вооружении (12 406-мм орудий) и огромной скорости (35,5 узла) толщина их броневого пояса составляла всего 206 мм и могла противостоять только 203-мм снарядам. При этом стандартное водоизмещение заметно превышало разрешенное Лондонским соглашением и находилось в диапазоне от 49 350 до 50 950 т. По сути, эти «истребители крейсеров» являли собой доведенную до крайности концепцию быстроходного корабля адмирала Джекки Фишера, несостоятельность которой стала очевидной еще 20 лет назад. Разумеется, Генеральный совет флота отверг все эти предложения. Месяц спустя конструкторы представили три новых варианта с несколько уменьшенной скоростью хода (32,5 узла), но усиленной защитой (толщина пояса — 320 мм, двух броневых палуб—127 мм и 63 мм). Вооружение состояло из девяти или двенадцати 406-мм орудий, а также дюжины новых 152-мм универсальных пушек. Но стандартное водоизмещение у четырехбашенного варианта «А» достигло 59 600 т, у двух остальных — от 52 700 до 55 700 т. Учитывая, что в Конгрессе США в то время преобладали изоляционистские и антивоенные настроения, добиться включения в бюджет постройки столь больших и дорогих кораблей представлялось нереальным. Поэтому глава Генерального совета адмирал Томас Харт обязал конструкторов более тщательно подойти к разработке проекта и уменьшить водоизмещение линкора.
31 марта 1938 года США, Великобритания и Франция поставили друг друга в известность о намерении ввести в действие статью «скользящей шкалы». В июне представители этих стран подписали соответствующий протокол. Таким образом, в Лондонский договор вносились поправки: стандартное водоизмещение линейных кораблей теперь могло достигать 45 000 т, максимальный калибр артиллерии — 406 мм. Впрочем, Германия, Италия и Япония уже отказались соблюдать какие-либо ограничения, касающиеся их флотов, и подписание этого протокола практически не играло никакой роли. Некоторую пользу оно могло принести лишь американцам, поскольку давало дополнительный шанс «пропихнуть» постройку новых линкоров через оппозиционный Конгресс.
Тем временем из Японии стала поступать информация о возможном заказе этой страной третьего и четвертого линкоров типа «Ямато». Хотя разведка США предполагала, что водоизмещение этих кораблей составляет 46 000 т, а калибр артиллерии — 406 мм (в действительности — 62 315 т и 460 мм соответственно), все равно ожидавшееся усиление флота вероятного противника вызывало опасение. Поэтому Генеральный совет поручил Отделу проектирования (Design Division) параллельно с разработкой быстроходного линкора рассмотреть его тихоходный вариант — со скоростью хода 27 узлов, но с усиленным вооружением и защитой.
В апреле — июле три предэскизных проекта тихоходного линкора были представлены на рассмотрение. Стандартное водоизмещение корабля находилось в пределах 45 100—45 500 т, скорость хода — 27—27,5 узла. Вооружение включало девять 457-мм/48 клб или двенадцать 406-мм/50 клб орудий, а также 20 127-мм зениток. Бронирование было очень мощным: толщина наклонного броневого пояса составляла 375 мм на 19-мм подкладке, броневых палуб — 38, 149 и 16 мм. То есть в целом характеристики, особенно варианта с 457-мм орудиями, почти вплотную приближались к реальным параметрам «Ямато».
Одновременно шли работы и по созданию быстроходного линкора. В апреле Отдел проектирования передал Генеральному совету флота четыре варианта такого корабля, представлявшего собой усовершенствованную «Саут Дакоту». Стандартное водоизмещение по проекту у разных вариантов колебалось от 45 375 до 46 585 т, полное — от 53 440 до 55 685 т; мощность механизмов составляла 210 000—230 000 л.с., скорость хода — 32,25—33 узла. Бронирование в точности соответствовало примененному на «Саут Дакоте»; вооружение — тоже, но в вариантах I, III и IV предусматривалась замена 406-мм орудий с длиной ствола в 45 клб на более мощные 50-калиберные.
Вопрос об артиллерии главного калибра вылился в отдельную дискуссию. С одной стороны, созданные для «Норт Кэролайны» и «Саут Дакоты» 406-мм орудия Mk-б американцы и так считали самыми мощными в мире. По сравнению с другими крупнокалиберными пушками, они стреляли очень тяжелыми (1225 кг) снарядами, имевшими сравнительно невысокую начальную скорость (701 м/с). Траектория полета снарядов была более навесной, и на значительных дальностях боя броневая палуба любого из существовавших кораблей противостоять им не могла. Так что особых причин менять эти вполне удачные пушки на новые не имелось.
С другой стороны, в США на складах лежало 115 406-мм орудий Mk-2 (причем 71 полностью готовое), предназначавшихся для недостроенных «довашингтонских» линкоров и линейных крейсеров. Они были изготовлены в 1918 —1922 годах и за счет большей длины ствола (50 клб против 45 клб у модели Mk-6) обладали очень высокой дульной энергией. Применить их на новых быстроходных линкорах выглядело весьма заманчиво, поскольку при малых материальных затратах это позволяло увеличить бронепробиваемость и дальность стрельбы. Кроме того имелся и моральный эффект. Ведь при сохранении вооружения идентичного установленному на «Саут Дакоте», выходило, что все 10 000 т дополнительного водоизмещения уйдут всего-навсего на лишние 6 узлов скорости. Многим специалистам поступить так казалось нерациональным. И установка более мощных 50-калиберных орудий главного калибра являлась дополнительным оправданием роста размеров и стоимости корабля.
В то же время расчеты, выполненные в мае 1938 года, показали: орудие Мк-2 на 42 т тяжелее 45-калиберного Mk-6, то есть только вес артиллерии без установок уже дает прибавку в 381 т. Диаметр барбета трехорудийной башни, в случае использования орудий Mk-6, придется увеличить с 11.36 м до 11,995 м — в сумме рост веса артиллерии вместе с подбашенной арматурой и броней барбетов достигнет 2000 т. Отсюда возникло альтернативное предложение — разработать новое 406-мм 50-ка-либерное орудие, более легкое и современное. Благо, задел в этом направлении уже имелся: Управление вооружения (Bureau of Ordnance) вело разработку такой артсистемы по собственной инициативе.
Взвесив все «за» и «против», Генеральный совет флота сделал выбор в пользу быстроходного линкора с новой артиллерией главного калибра. 9 июня адмирал Харт утвердил основные характеристики будущего корабля: стандартное водоизмещение — 44 560 т, полное — 55 710, длина по ватерлинии — 262,1 м, максимальная ширина — 33 м, максимальная осадка — 10,97 м, мощность энергетической установки— не менее 200 000 л.с., наибольшая скорость хода — 33 узла, дальность плавания— 15 000 миль 15-узловым ходом. Вооружение: 3 трехорудийные башни с 406-мм пушками с длиной ствола в 50 клб, 10 спаренных 127-мм универсальных артустановок с длиной ствола в 38 клб, 4 счетверенных 27-мм автомата и 12 12,7-мм пулеметов. Требование к противоторпедной защите — способность выдержать подводный взрыв 317 кг тротила. Бронирование должно обеспечить следующие зоны неуязвимости (Подробнее о зоне см. главу «Живучесть и эффективность защиты»): под огнем 406-ММ/45 клб орудий — 18 000—30 000 ярдов (1016-кг снаряд) и 20500—26 500 ярдов (1225-кг снаряд); под огнем 406-ММ/50 клб орудий — 21 800 — 32 000 ярдов (1016-кг снаряд) и 24 500 — 28 500 ярдов (1225-кг снаряд). Напомним, что один ярд равен 91,44 см.
На основе этих требований Генеральный совет выдал своим конструкторским подразделениям задание на подготовку технического проекта (contract design). Работы велись довольно быстро и были в основном закончены к январю 1939 года. Сразу же после этого начался выпуск рабочей документации (detail design), осуществлявшийся совместно с конструкторскими бюро верфей-строителей. В окончательном виде рабочий проект состоял из 8150 листов чертежей.
Решение о строительстве первых двух линкоров нового типа было одобрено Конгрессом 17 мая 1939 года. Тогда же им присвоили названия — ВВ-61 «Айова» и ВВ-62 «Нью-Джерси» (Напомним, что в ВМС США существует сквозная нумерация всех боевых кораблей внутри своего класса. Так, первенцы нового поколения линкоров «Норт Кэролайна» и «Вашингтон» имели буквенно-цифровые обозначения ВВ-55 и ВВ-56; линкоры типа «Саут Дакота» — ВВ-57 — ВВ-60). Финансирование постройки вошло отдельной статьей в бюджет следующего года.
Контракт с подрядчиками — военно-морскими верфями в Нью-Йорке и Филадельфии— заключили 1 июля 1939 года. А 6 июля Конгресс утвердил план строительства второй пары однотипных линкоров — ВВ-63 «Миссури» и ВВ-64 «Висконсин», включив их в бюджет 1940 года. Заказ разместили на тех же верфях 12 июня 1940 года. В Европе уже полыхал пожар войны; сразу же после капитуляции Франции американский Конгресс принял новую кораблестроительную программу, предусматривающую создание мощного «флота двух океанов» («Two Ocean Navy Act»). Значительное место в ней занимали линкоры — им отводился суммарный тоннаж в 385 тыс. т. Поэтому 9 сентября последовал заказ еще на два корабля типа «Айова» — ВВ-65 «Иллинойс» и ВВ-66 «Кентукки». Кроме того, к постройке утвердили пять гигантов типа «Монтана» (ВВ-67 — ВВ-71), разработанных на основе отвергнутого два года назад проекта «тихоходного линкора» с вооружением из двенадцати 406-мм орудий.
Строительство линейных кораблей типа «Айова» представляло собой необычайно сложную задачу, но американская промышленность довольно легко справилась с нею, лишний раз доказав, что она действительно сильнейшая в мире. Закладка головной «Айовы» состоялась 27 июня 1940 года, а 22 февраля 1943-го корабль вошел в строй — на полгода раньше контрактной даты. ВВ-62 «Нью-Джерси» верфь в Филадельфии должна была сдать 1 мая 1944 года, а в действительности она выполнила заказ 23 мая 1943-го! Еще быстрее завершилась постройка «Висконсина» — он был принят флотом 16 апреля 1944 года вместо 12 июня 1945-го. «Миссури» вступил в строй точно в срок (вернее, на день раньше). Не повезло лишь последней паре линкоров. В военно-морской сфере произошла смена приоритетов, и постройка линейных кораблей была вычеркнута из списка первоочередных задач. Так, верфи в Норфолке пришлось приостановить работы на «Кентукки» из-за срочного заказа серии танкодесантных кораблей. Чтобы освободить стапель, днищевые конструкции недостроенного линкора в июне 1942 года спустили на воду. Вслед за десантными судами состоялась закладка авианосца «Лейк Чемплейн», на строительство которого были брошены все силы. Про «Кентукки» вспомнили только через два с половиной года. 6 декабря 1944 года изрядно заржавевший корпус (точнее, его часть) линкора ввели в док — иногда этот день считают датой его закладки. Однако достройка корабля велась неспешно: близился конец войны, и торопиться было уже некуда. В декабре 1945-го возникло оригинальное предложение достроить «Кентукки» как «линкор ПВО», но вскоре от этого отказались. С августа 1946 года по август 1948-го ВВ-66 простоял на стапеле в законсервированном виде; затем достройка возобновилась, и 20 января 1950 года корпус линкора сошел на воду. Увы, ввести в строй его так и не удалось: множество вариантов переоборудования остались лишь на бумаге. Аналогичная участь постигла и ВВ-65 «Иллинойс». В 1958 году оба они были сданы на слом.
Что касается кораблей типа «Монтана», то их закладка вообще не состоялась. Таким образом, «Айова» и три ее систершипа (ВВ-61—ВВ-64) стали последними линкорами американского флота.
Линкоры типа «Айова»
Бортовой номер и название |
Фирма-строитель* |
Заложен |
Спущен на воду |
Вступил в строй |
ВВ-61 «Iowa» |
Н-Й |
27.6.1940 |
27.8.1942 |
22.2.1943 |
ВВ-62 «New Jersey» |
Фил |
16.9.1940 |
7.12.1942 |
23.5.1943 |
ВВ-63 «Missouri» |
Н-Й |
6.1.1941 |
29.1.1944 |
11.6.1944 |
ВВ-64 «Wisconsin» |
Фил |
25.1.1941 |
7.12.1943 |
16.4.1944 |
ВВ-65 «Illinois» |
Фил |
6.12.1943 |
— |
не достр. |
ВВ-66 «Kentucky» |
Норф |
7.3.1942 |
20.1.1950 |
не достр. |
Н-Й — верфь в Нью-Йорке (New York Navy Yard), Фил — верфь в Филадельфии (Philadelphia Navy Yard), Норф - верфь в Норфолке (Norfolk Navy Yard).