История создания

 

До Вашингтонской конференции 1922 года американская кораблестроительная политика была прямолинейна, словно кильватерная колонна. Заокеанские адми­ралы, свято верившие в то, что исход вой­ны на море будет решаться только в гене­ральном сражении линейных флотов, тре­бования к своим дредноутам формулировали просто: пусть они будут тихоходны­ми, но зато несут очень мощное вооруже­ние и самую толстую броню. Но главное — их должно быть много! В результате по­стройка линкоров во флоте США стала важнейшим приоритетом, причем созда­ние кораблей других классов — например, крейсеров — полностью игнорировалось.

Как ни странно, страдавшая столь очевид­ным перекосом политика себя оправдала. Благодаря уже построенным и еще строи­вшимся дредноутом, американцы на Ва­шингтонской конференции смогли добиться весьма выгодных для себя условий: теперь им разрешалось иметь флот, равный британскому. Почти трехвековому едино­личному господству Англии на море при­вел конец, а за Японией закреплялось положение «вечно третьей». Казалось, отныне дяде Сэму уже ничто не угрожало...

Пока действовал мораторий на создание новых «капитальных» кораблей, в американском Генеральном совете флота (General Board) велись затяжные дискуссии на тему: «Каким быть будущему линкору?» рассматривалось множество вариантов, но, когда дошло до дела, американцы факти­чески вернулись на позиции двадцатилет­ней давности. Шесть первых линейных кораблей нового поколения — два типа «Норт Кэролайна» и четыре типа «Саут Дакота» — на фоне своих зарубежных собрать­ев обладали весьма умеренной скоростью 27,5 узла). Бронирование их, особенно первой пары, было, в общем-то, посред­ственным, тем не менее, американские линкоры претендовали на звание сильнейших в мире. Конечно, гиганты «Ямато» и «Мусаси» на самом деле превосходили их по всем параметрам (кроме, разве что, скорости), однако японцы ухитрились так засекретить характеристики своих кораблей, что янки в течение всей войны даже не догадывались, сколь грозен их противник. Истина открылась лишь в 1945 году, когда оба суперлинкора уже покоились на морском дне.

Ну, а к сентябрю 1939 года — моменту начала войны в Европе — американцы были уверены, что строившиеся в Японии линкоры получат 16-дюймовые пушки и в целом не смогут превзойти их «Норт Кэролайну». К тому же, в США на стапелях на­ходилось пять кораблей, а в Стране вос­ходящего солнца — лишь два. Перевес в традиционных линейных силах выглядел столь убедительно, что теперь Генераль­ный совет мог себе позволить немного по­экспериментировать. В частности, осуще­ствить давнишнюю мечту — построить бы­строходный линкор.

Вообще-то, желание американцев иметь в составе своего флота тяжелый артилле­рийский корабль с высокой скоростью хода вполне понятно. Во-первых, японцы распо­лагали прекрасными тяжелыми крейсера­ми, нейтрализовать которые было непрос­то. Во-вторых, существовали подозрения (кстати, впоследствии подтвердившиеся), что после капитальной модернизации ско­рость линейных крейсеров типа «Конго» увеличилась с 27 до 30 узлов. Учитывая огромные просторы тихоокеанского театра военных действий и очень умеренный эс­кадренный ход основной массы линкоров (до 20 узлов), становится понятно: «лету­чая эскадра» из быстроходных кораблей могла успешно решать различные боевые задачи без риска быть перехваченной.

Вариант постройки быстроходного (30 узлов) линкора рассматривался еще при проектировании «Норт Кэролайны». Но тогда над конструкторами и кораблестро­ителями довлело требование международ­ных соглашений, ограничивавшее стандарт­ное водоизмещение корабля предельной величиной в 35 000 т. Для того, чтобы все характеристики новой боевой единицы флота гармонично сочетались друг с дру­гом, этого было явно недостаточно, и во имя достижения высокой скорости неиз­бежно пришлось бы жертвовать или во­оружением, или защитой. Именно поэтому Генеральный совет и отклонил проект бы­строходного линкора. Однако в 1936 году Япония отказалась подписать документы второй Лондонской конференции, касаю­щиеся ограничений размеров линейных кораблей. Это заставило остальных участ­ников включить в соглашение статью «скользящей шкалы» (escalator clause), предусматривающую возможность увели­чения предела стандартного водоизмеще­ния линкоров до 45 000 т. Хотя подписа­ние протокола о вступлении этой статьи договора в силу ожидалось не ранее, чем через год, все ведущие морские державы приступили к предварительному проекти­рованию 45 000-тонных кораблей загодя.

Рассмотрение первых шести предэскизных проектов нового американского быстроходного линейного корабля состоялось в январе 1938 года. Они выглядели крайне экстравагантно: при мощнейшем вооруже­нии (12 406-мм орудий) и огромной скоро­сти (35,5 узла) толщина их броневого по­яса составляла всего 206 мм и могла про­тивостоять только 203-мм снарядам. При этом стандартное водоизмещение замет­но превышало разрешенное Лондонским соглашением и находилось в диапазоне от 49 350 до 50 950 т. По сути, эти «истреби­тели крейсеров» являли собой доведенную до крайности концепцию быстроходного корабля адмирала Джекки Фишера, несо­стоятельность которой стала очевидной еще 20 лет назад. Разумеется, Генеральный совет флота отверг все эти предложения. Месяц спустя конструкторы представи­ли три новых варианта с несколько умень­шенной скоростью хода (32,5 узла), но уси­ленной защитой (толщина пояса — 320 мм, двух броневых палуб—127 мм и 63 мм). Вооружение состояло из девяти или две­надцати 406-мм орудий, а также дюжины новых 152-мм универсальных пушек. Но стандартное водоизмещение у четырехбашенного варианта «А» достигло 59 600 т, у двух остальных — от 52 700 до 55 700 т. Учитывая, что в Конгрессе США в то вре­мя преобладали изоляционистские и анти­военные настроения, добиться включения в бюджет постройки столь больших и до­рогих кораблей представлялось нереаль­ным. Поэтому глава Генерального совета адмирал Томас Харт обязал конструкторов более тщательно подойти к разработке проекта и уменьшить водоизмещение лин­кора.

31 марта 1938 года США, Великобрита­ния и Франция поставили друг друга в из­вестность о намерении ввести в действие статью «скользящей шкалы». В июне пред­ставители этих стран подписали соответ­ствующий протокол. Таким образом, в Лон­донский договор вносились поправки: стан­дартное водоизмещение линейных кораб­лей теперь могло достигать 45 000 т, мак­симальный калибр артиллерии — 406 мм. Впрочем, Германия, Италия и Япония уже отказались соблюдать какие-либо ограни­чения, касающиеся их флотов, и подписа­ние этого протокола практически не игра­ло никакой роли. Некоторую пользу оно могло принести лишь американцам, по­скольку давало дополнительный шанс «пропихнуть» постройку новых линкоров через оппозиционный Конгресс.

Тем временем из Японии стала посту­пать информация о возможном заказе этой страной третьего и четвертого линкоров типа «Ямато». Хотя разведка США предпо­лагала, что водоизмещение этих кораблей составляет 46 000 т, а калибр артиллерии — 406 мм (в действительности — 62 315 т и 460 мм соответственно), все равно ожи­давшееся усиление флота вероятного противника вызывало опасение. Поэтому Генеральный совет поручил Отделу про­ектирования (Design Division) параллель­но с разработкой быстроходного линкора рассмотреть его тихоходный вариант — со скоростью хода 27 узлов, но с усиленным вооружением и защитой.

В апреле — июле три предэскизных проекта тихоходного линкора были пред­ставлены на рассмотрение. Стандартное водоизмещение корабля находилось в пределах 45 100—45 500 т, скорость хода — 27—27,5 узла. Вооружение включало де­вять 457-мм/48 клб или двенадцать 406-мм/50 клб орудий, а также 20 127-мм зениток. Бронирование было очень мощным: тол­щина наклонного броневого пояса состав­ляла 375 мм на 19-мм подкладке, броне­вых палуб — 38, 149 и 16 мм. То есть в целом характеристики, особенно вариан­та с 457-мм орудиями, почти вплотную приближались к реальным параметрам «Ямато».

Одновременно шли работы и по созда­нию быстроходного линкора. В апреле От­дел проектирования передал Генерально­му совету флота четыре варианта такого корабля, представлявшего собой усовершен­ствованную «Саут Дакоту». Стандартное водоизмещение по проекту у разных вари­антов колебалось от 45 375 до 46 585 т, пол­ное — от 53 440 до 55 685 т; мощность ме­ханизмов составляла 210 000—230 000 л.с., скорость хода — 32,25—33 узла. Брониро­вание в точности соответствовало приме­ненному на «Саут Дакоте»; вооружение — тоже, но в вариантах I, III и IV предусмат­ривалась замена 406-мм орудий с длиной ствола в 45 клб на более мощные 50-калиберные.

Вопрос об артиллерии главного калиб­ра вылился в отдельную дискуссию. С од­ной стороны, созданные для «Норт Кэролайны» и «Саут Дакоты» 406-мм орудия Mk-б американцы и так считали самыми мощными в мире. По сравнению с други­ми крупнокалиберными пушками, они стре­ляли очень тяжелыми (1225 кг) снарядами, имевшими сравнительно невысокую на­чальную скорость (701 м/с). Траектория полета снарядов была более навесной, и на значительных дальностях боя броневая палуба любого из существовавших кораб­лей противостоять им не могла. Так что особых причин менять эти вполне удачные пушки на новые не имелось.

С другой стороны, в США на складах лежало 115 406-мм орудий Mk-2 (причем 71 полностью готовое), предназначавшихся для недостроенных «довашингтонских» лин­коров и линейных крейсеров. Они были из­готовлены в 1918 —1922 годах и за счет большей длины ствола (50 клб против 45 клб у модели Mk-6) обладали очень высокой дульной энергией. Применить их на новых быстроходных линкорах выглядело весь­ма заманчиво, поскольку при малых мате­риальных затратах это позволяло увеличить бронепробиваемость и дальность стрельбы. Кроме того имелся и моральный эффект. Ведь при сохранении вооружения идентичного установленному на «Саут Дакоте», выходило, что все 10 000 т дополнительного водоизмещения уйдут всего-навсего на лишние 6 узлов скорости. Многим специалистам поступить так казалось нерациональным. И установка более мощных 50-калиберных орудий главного калибра являлась дополнительным оправданием роста размеров и стоимости корабля.

В то же время расчеты, выполненные в мае 1938 года, показали: орудие Мк-2 на 42 т тяжелее 45-калиберного Mk-6, то есть только вес артиллерии без установок уже дает прибавку в 381 т. Диаметр барбета трехорудийной башни, в случае использования орудий Mk-6, придется увеличить с 11.36 м до 11,995 м — в сумме рост веса артиллерии вместе с подбашенной арматурой и броней барбетов достигнет 2000 т. Отсюда возникло альтернативное предло­жение — разработать новое 406-мм 50-ка-либерное орудие, более легкое и современ­ное. Благо, задел в этом направлении уже имелся: Управление вооружения (Bureau of Ordnance) вело разработку такой артсистемы по собственной инициативе.

Взвесив все «за» и «против», Генераль­ный совет флота сделал выбор в пользу быстроходного линкора с новой артилле­рией главного калибра. 9 июня адмирал Харт утвердил основные характеристики будущего корабля: стандартное водоизме­щение — 44 560 т, полное — 55 710, длина по ватерлинии — 262,1 м, максимальная ширина — 33 м, максимальная осадка — 10,97 м, мощность энергетической установ­ки— не менее 200 000 л.с., наибольшая скорость хода — 33 узла, дальность плава­ния— 15 000 миль 15-узловым ходом. Во­оружение: 3 трехорудийные башни с 406-мм пушками с длиной ствола в 50 клб, 10 спа­ренных 127-мм универсальных артустановок с длиной ствола в 38 клб, 4 счетверен­ных 27-мм автомата и 12 12,7-мм пулеме­тов. Требование к противоторпедной защите — способность выдержать подводный взрыв 317 кг тротила. Бронирование долж­но обеспечить следующие зоны неуязви­мости (Подробнее о зоне см. главу «Живучесть и эффектив­ность защиты»): под огнем 406-ММ/45 клб орудий — 18 000—30 000 ярдов (1016-кг снаряд) и 20500—26 500 ярдов (1225-кг снаряд); под огнем 406-ММ/50 клб орудий — 21 800 — 32 000 ярдов (1016-кг снаряд) и 24 500 — 28 500 ярдов (1225-кг снаряд). Напомним, что один ярд равен 91,44 см.

На основе этих требований Генераль­ный совет выдал своим конструкторским подразделениям задание на подготовку технического проекта (contract design). Ра­боты велись довольно быстро и были в основном закончены к январю 1939 года. Сразу же после этого начался выпуск ра­бочей документации (detail design), осуще­ствлявшийся совместно с конструкторски­ми бюро верфей-строителей. В окончатель­ном виде рабочий проект состоял из 8150 листов чертежей.

Решение о строительстве первых двух линкоров нового типа было одобрено Конг­рессом 17 мая 1939 года. Тогда же им при­своили названия — ВВ-61 «Айова» и ВВ-62 «Нью-Джерси» (Напомним, что в ВМС США существует сквозная ну­мерация всех боевых кораблей внутри своего класса. Так, первенцы нового поколения линкоров «Норт Кэролайна» и «Вашингтон» имели буквенно-цифровые обо­значения ВВ-55 и ВВ-56; линкоры типа «Саут Дакота» — ВВ-57 — ВВ-60). Финансирование по­стройки вошло отдельной статьей в бюд­жет следующего года.

Контракт с подрядчиками — военно-морскими верфями в Нью-Йорке и Фила­дельфии— заключили 1 июля 1939 года. А 6 июля Конгресс утвердил план строительства второй пары однотипных линко­ров — ВВ-63 «Миссури» и ВВ-64 «Вискон­син», включив их в бюджет 1940 года. За­каз разместили на тех же верфях 12 июня 1940 года. В Европе уже полыхал пожар войны; сразу же после капитуляции Фран­ции американский Конгресс принял новую кораблестроительную программу, преду­сматривающую создание мощного «флота двух океанов» («Two Ocean Navy Act»). Значительное место в ней занимали лин­коры — им отводился суммарный тоннаж в 385 тыс. т. Поэтому 9 сентября последо­вал заказ еще на два корабля типа «Айо­ва» — ВВ-65 «Иллинойс» и ВВ-66 «Кентукки». Кроме того, к постройке утвердили пять гигантов типа «Монтана» (ВВ-67 — ВВ-71), разработанных на основе отверг­нутого два года назад проекта «тихоходного линкора» с вооружением из двенадцати 406-мм орудий.

Строительство линейных кораблей типа «Айова» представляло собой необычайно сложную задачу, но американская промыш­ленность довольно легко справилась с нею, лишний раз доказав, что она действи­тельно сильнейшая в мире. Закладка го­ловной «Айовы» состоялась 27 июня 1940 года, а 22 февраля 1943-го корабль вошел в строй — на полгода раньше контрактной даты. ВВ-62 «Нью-Джерси» верфь в Фила­дельфии должна была сдать 1 мая 1944 года, а в действительности она выполни­ла заказ 23 мая 1943-го! Еще быстрее за­вершилась постройка «Висконсина» — он был принят флотом 16 апреля 1944 года вместо 12 июня 1945-го. «Миссури» всту­пил в строй точно в срок (вернее, на день раньше). Не повезло лишь последней паре линкоров. В военно-морской сфере про­изошла смена приоритетов, и постройка линейных кораблей была вычеркнута из списка первоочередных задач. Так, верфи в Норфолке пришлось приостановить ра­боты на «Кентукки» из-за срочного заказа серии танкодесантных кораблей. Чтобы освободить стапель, днищевые конструк­ции недостроенного линкора в июне 1942 года спустили на воду. Вслед за десантны­ми судами состоялась закладка авианос­ца «Лейк Чемплейн», на строительство ко­торого были брошены все силы. Про «Кентукки» вспомнили только через два с по­ловиной года. 6 декабря 1944 года изряд­но заржавевший корпус (точнее, его часть) линкора ввели в док — иногда этот день считают датой его закладки. Однако до­стройка корабля велась неспешно: близил­ся конец войны, и торопиться было уже некуда. В декабре 1945-го возникло ориги­нальное предложение достроить «Кентукки» как «линкор ПВО», но вскоре от этого отказались. С августа 1946 года по август 1948-го ВВ-66 простоял на стапеле в за­консервированном виде; затем достройка возобновилась, и 20 января 1950 года кор­пус линкора сошел на воду. Увы, ввести в строй его так и не удалось: множество вариантов переоборудования остались лишь на бумаге. Аналогичная участь по­стигла и ВВ-65 «Иллинойс». В 1958 году оба они были сданы на слом.

Что касается кораблей типа «Монтана», то их закладка вообще не состоялась. Та­ким образом, «Айова» и три ее систершипа (ВВ-61—ВВ-64) стали последними лин­корами американского флота.

 

Линкоры типа «Айова»

Бортовой номер и название

Фирма-строитель*

Заложен

Спущен на воду

Вступил в строй

ВВ-61 «Iowa»

Н-Й

27.6.1940

27.8.1942

22.2.1943

ВВ-62 «New Jersey»

Фил

16.9.1940

7.12.1942

23.5.1943

ВВ-63 «Missouri»

Н-Й

6.1.1941

29.1.1944

11.6.1944

ВВ-64 «Wisconsin»

Фил

25.1.1941

7.12.1943

16.4.1944

ВВ-65 «Illinois»

Фил

6.12.1943

не достр.

ВВ-66 «Kentucky»

Норф

7.3.1942

20.1.1950

не достр.

Н-Й — верфь в Нью-Йорке (New York Navy Yard), Фил — верфь в Филадельфии (Philadelphia Navy Yard), Норф - верфь в Норфолке (Norfolk Navy Yard).