Бронирование

 

О системе бронирования линкоров типа «Айова» написано множество всяческих небылиц. Что, в общем-то, неудивительно: корабли проектировались уже после нача­ла Второй мировой войны, и американцы не стремились раскрывать их подлинные характеристики. А те сведения, что про­сачивались в печать, зачастую являлись явной дезинформацией. Причем, если японцы имели склонность приуменьшать боевые возможности своих кораблей (мол, пусть их мощь станет для врага сюрпри­зом), то американцы поступали наоборот («чтоб боялись!»). Поэтому по многим со­лидным справочникам и монографиям долго «гуляла» совершенно фантастичес­кая толщина броневого пояса «Айовы» в 457 мм — в полтора раза больше, чем в действительности. Когда же выяснилось, что опубликованные цифры, мягко говоря, завышены, некоторые зарубежные авторы ударились в другую крайность. Толщина бортовой брони теперь приводилась близ­кой к реальной, но при этом почему-то утверждалось, будто пояс стал наружным и лишенным наклона. То есть выходило, что вертикальное бронирование «Айовы» было самым слабым среди всех линкоров, построенных после Вашингтонского согла­шения, и даже уступало большинству дред­ноутов. Однако все эти сведения оказались ошибочными — благо, сегодня американ­цам уже нет смысла хранить тайны 60-лет­ней давности.

В действительности броневая защита «Айовы» почти в точности повторяла при­мененную на ее предшественниках — лин­корах типа «Саут Дакота». Главный броне­вой пояс толщиной 307 мм располагался внутри корпуса между второй и третьей палубами и имел наклон в 19° наружу. Он был изготовлен из брони «класса А» (це­ментированной, с твердой внешней поверх­ностью и вязкой внутренней). Высота по­яса равнялась 3,2 м. Теоретически при встрече со снарядом, летящим строго го­ризонтально, наклонный броневой пояс был эквивалентен вертикальному толщи­ной 343 мм. В условиях реальной артил­лерийской дуэли — при больших углах па­дения снарядов — эффективность поясной брони «Айовы» резко возрастала, но веро­ятность попадания в пояс становилась не­высокой.

К главному броневому поясу примыкал нижний пояс, являвшийся его продолжением и простиравшийся до третьего дна. Он изготавливался из гомогенной брони «клас­са В» и имел переменную толщину: 307 мм в верхней части и 41 мм внизу. Высота ниж­него пояса равнялась 8,53 м; фактически он одновременно выполнял функции про­тивоторпедной переборки.

По длине главный пояс прикрывал борт от 50-го до 166-го шп. Нижний был длин­нее: он доходил до 189-го шп. Правда, его высота в корме резко уменьшалась и со­ставляла от 5,19 м (166-й шп.) до 4,69 м (189-й шп.).

Большинство броневых плит главного пояса имело длину 9,1 и высоту 3,2 м. Они крепились специальными болтами к на­клонной переборке (рубашке) из 22-мм ста­ли STS так, чтобы между ними оставался 50-мм зазор. После установки всей брони пространство между плитами и рубашкой заливалось цементом — он играл роль подкладки. Крепление плит рассчитыва­лось так, чтобы один болт приходился на площадь в 5 квадратных футов (0,46 м2) брони.

Плиты нижнего пояса были уже (3,05 м), но заметно выше (8,53 м). Сверху они скреплялись с главным поясом продольны­ми шпонками. Всего главный пояс каждого борта включал в себя 16 броневых плит (в том числе две нестандартного размера), нижний — 56.

Спереди броневой пояс замыкался вы­сокой траверзной переборкой, шедшей от второй (броневой) палубы до третьего дна; кормовой траверз прикрывал лишь пространство между второй и третьей палуба­ми (ниже начинался броневой «ящик» ру­левого привода). На траверзы шла броня «класса А», но толщина ее на кораблях серии была различной. У «Айовы» и «Нью-Джерси» носовые плиты имели толщину 287 мм в верхней части и 216 мм — внизу; кормовые поперечные — 287-мм. Такую защиту вряд ли можно назвать удовлетворительной— тем более, что при продольном огне пробивший траверз снаряд мог угодить в орудийные погреба первой и третьей башен главного калибра. Но это решение было вынужденным: 10 000-тонная прибавка водоизмещения полностью ушла на достижение высокой скорости хода и некоторое усиление вооружения; на дополнительную броню траверзов резервов уже не оставалось. Единственным утешением в данной ситуации могло служить то, что быстроходная «Айова» теоретически всегда могла выбрать наиболее выгодную для себя дистанцию артиллерийского боя, избегая дуэли на острых курсовых углах. Однако с началом Второй мировой войны все договорные ограничения потеряли смысл. И Генеральный совет флота распорядился срочно внести в чертежи изменения, дабы исправить самое слабое место проекта. Поэтому на четырех последних линкорах, начиная с «Миссури», броню носового траверза в верхней части довели до 368 мм, в нижней — до 297 мм; кормовой траверз стал полностью 368-мм.

Горизонтальная защита «Айовы» в принципе напоминала примененную на «Саут Дакоте», но имела важное отличие: броня главной (второй) палубы была жестко скреплена с подкладкой и теперь явля­юсь элементом, обеспечивающим продольную прочность корпуса. Толщина броневых плит «класса В» составляла 121 мм на основной части палубы и 147 мм — у борта, в районе примыкания к броневому поясу. Плиты укладывались на сплошную палубу из 32-мм стали STS и крепились с помощью заклепок и электросварки. Таким образом, суммарная толщина двухслойной броневой палубы на протяжении от 50-го до 166-го шп. равнялась 153 мм (179 мм у борта). За пределами цитадели — от 34-го до 50-го и от 166-го до 181-го шп. — защита второй палубы ограничивалась лишь листами стали STS толщиной от 19 до 32 мм.

Между барбетами второй и третьей ба­шен главного калибра (от 79-го до 156-го шп.) имелась противоосколочная палуба толщиной 16 мм (сталь STS). Строго гово­ря, в прямом смысле палубой она не явля­лась — скорее, это был экран, прикреплен­ный к нижним кромкам бимсов главной па­лубы. Пространство между броневой и противоосколочной палубами никак не исполь­зовалось и оставалось пустым.

Верхняя палуба на большей площади (от 41,5-го до 172-го шп.) была покрыта 37-мм стальными плитами (STS). Ее основ­ное назначение — взвести взрыватель бро­небойной бомбы или снаряда (отсюда и ее второе название — bomb deck, то есть «бомбовая палуба»). Взрыватели броне­бойных снарядов обычно рассчитываются так, чтобы взрыв происходил после проби­тия брони. В качестве контрмеры корабле­строители стали применять разнесенное бронирование — в таком случае первая преграда взводит взрыватель и одновре­менно деформирует бронебойный наконеч­ник, а вторая — принимает на себя взрыв. Применение брони на уровне разных па­луб на «Айове» как раз осуществлено ис­ходя из этой идеи.

Третья(нижняя)палуба в пределах бро­невой цитадели (82,5-й—151-й шп.) имела толщину от 13 до 16 мм, в районе погребов 406-мм орудий (50-й—82,5-й шп. и 151-й— 166-й шп.) — 25 мм. Таким образом, суммар­ная толщина горизонтальной брони на боль­шей площади корпуса составляла 222 мм.

Традиционно мощной была и защита рулевого привода. С боков его прикрыва­ла 343-мм броня «класса А», сверху — пли­ты «класса В» толщиной от 142 до 157 мм на 19-мм подкладке.

Лобовые плиты башен главного калиб­ра изготавливались из брони «класса В». Они располагались под углом 36°, имели толщину 432 мм и укладывались на 63-мм рубашку из стали STS. По специальным расчетам, в сумме защита передней части башен была эквивалентна монолитной броневой плите толщиной 476 мм. С бо­ков башни прикрывали стены из 241-мм брони «класса А» на 19-мм рубашке, сза­ди — 305-мм плиты, тоже «класса А». Кры­ша— из 184-мм брони «класса В». Всего защита каждой башни состояла из 11 круп­ногабаритных плит.

Барбеты башен окружали сегментные плиты брони «класса А» толщиной от 295 до 439,5 мм. Ниже главной палубы (то есть внутри броневой цитадели) барбеты защи­щала лишь сталь марки STS толщиной 37—76 мм.

Боевая рубка эллиптической формы прикрывалась 439,5-мм броней «класса В». На головной «Айове» рубка была трехъ­ярусной, на остальных кораблях — двухъ­ярусной (от располагавшегося внизу флаг­манского командного поста отказались). Крышу рубки прикрывала 184-мм броня «класса В», пол — 102-мм сталь STS на 25-мм подкладке. Коммуникационная труба, соединяющая боевую рубку с броневой цитаделью, была 406-мм толщины («класс В»). Кроме того, многие находившиеся на надстройках боевые посты имели противоосколочную защиту — в основном из 37— 63-мм стали STS.

Согласно техническому проекту, вес броневого пояса составлял 5322 т, главной броневой палубы — 4300 т, защиты верх­ней палубы — 1830 т, противоосколочной — 615т, траверзных переборок — 569 т, барбетов башен — 1584 т, противоторпед­ных переборок — 3488 т. В сумме вес бро­ни без вращающихся частей башен равнял­ся 17 708 т, или 39,2% от стандартного во­доизмещения. Фактически на момент вступления в строй вес брони на «Айове» составлял 18 173,9 т, в том числе 7998,6 т горизонтальной защиты из стали STS. Для линкора «Нью-Джерси» по состоянию на 1943 год приводятся несколько иные циф­ры: суммарный вес брони 19 311 т. Однако относительный вес от стандартного водо­измещения (49 657 т) отличается совсем немного —38,9%.