Бронирование
О системе бронирования линкоров типа «Айова» написано множество всяческих небылиц. Что, в общем-то, неудивительно: корабли проектировались уже после начала Второй мировой войны, и американцы не стремились раскрывать их подлинные характеристики. А те сведения, что просачивались в печать, зачастую являлись явной дезинформацией. Причем, если японцы имели склонность приуменьшать боевые возможности своих кораблей (мол, пусть их мощь станет для врага сюрпризом), то американцы поступали наоборот («чтоб боялись!»). Поэтому по многим солидным справочникам и монографиям долго «гуляла» совершенно фантастическая толщина броневого пояса «Айовы» в 457 мм — в полтора раза больше, чем в действительности. Когда же выяснилось, что опубликованные цифры, мягко говоря, завышены, некоторые зарубежные авторы ударились в другую крайность. Толщина бортовой брони теперь приводилась близкой к реальной, но при этом почему-то утверждалось, будто пояс стал наружным и лишенным наклона. То есть выходило, что вертикальное бронирование «Айовы» было самым слабым среди всех линкоров, построенных после Вашингтонского соглашения, и даже уступало большинству дредноутов. Однако все эти сведения оказались ошибочными — благо, сегодня американцам уже нет смысла хранить тайны 60-летней давности.
В действительности броневая защита «Айовы» почти в точности повторяла примененную на ее предшественниках — линкорах типа «Саут Дакота». Главный броневой пояс толщиной 307 мм располагался внутри корпуса между второй и третьей палубами и имел наклон в 19° наружу. Он был изготовлен из брони «класса А» (цементированной, с твердой внешней поверхностью и вязкой внутренней). Высота пояса равнялась 3,2 м. Теоретически при встрече со снарядом, летящим строго горизонтально, наклонный броневой пояс был эквивалентен вертикальному толщиной 343 мм. В условиях реальной артиллерийской дуэли — при больших углах падения снарядов — эффективность поясной брони «Айовы» резко возрастала, но вероятность попадания в пояс становилась невысокой.
К главному броневому поясу примыкал нижний пояс, являвшийся его продолжением и простиравшийся до третьего дна. Он изготавливался из гомогенной брони «класса В» и имел переменную толщину: 307 мм в верхней части и 41 мм внизу. Высота нижнего пояса равнялась 8,53 м; фактически он одновременно выполнял функции противоторпедной переборки.
По длине главный пояс прикрывал борт от 50-го до 166-го шп. Нижний был длиннее: он доходил до 189-го шп. Правда, его высота в корме резко уменьшалась и составляла от 5,19 м (166-й шп.) до 4,69 м (189-й шп.).
Большинство броневых плит главного пояса имело длину 9,1 и высоту 3,2 м. Они крепились специальными болтами к наклонной переборке (рубашке) из 22-мм стали STS так, чтобы между ними оставался 50-мм зазор. После установки всей брони пространство между плитами и рубашкой заливалось цементом — он играл роль подкладки. Крепление плит рассчитывалось так, чтобы один болт приходился на площадь в 5 квадратных футов (0,46 м2) брони.
Плиты нижнего пояса были уже (3,05 м), но заметно выше (8,53 м). Сверху они скреплялись с главным поясом продольными шпонками. Всего главный пояс каждого борта включал в себя 16 броневых плит (в том числе две нестандартного размера), нижний — 56.
Спереди броневой пояс замыкался высокой траверзной переборкой, шедшей от второй (броневой) палубы до третьего дна; кормовой траверз прикрывал лишь пространство между второй и третьей палубами (ниже начинался броневой «ящик» рулевого привода). На траверзы шла броня «класса А», но толщина ее на кораблях серии была различной. У «Айовы» и «Нью-Джерси» носовые плиты имели толщину 287 мм в верхней части и 216 мм — внизу; кормовые поперечные — 287-мм. Такую защиту вряд ли можно назвать удовлетворительной— тем более, что при продольном огне пробивший траверз снаряд мог угодить в орудийные погреба первой и третьей башен главного калибра. Но это решение было вынужденным: 10 000-тонная прибавка водоизмещения полностью ушла на достижение высокой скорости хода и некоторое усиление вооружения; на дополнительную броню траверзов резервов уже не оставалось. Единственным утешением в данной ситуации могло служить то, что быстроходная «Айова» теоретически всегда могла выбрать наиболее выгодную для себя дистанцию артиллерийского боя, избегая дуэли на острых курсовых углах. Однако с началом Второй мировой войны все договорные ограничения потеряли смысл. И Генеральный совет флота распорядился срочно внести в чертежи изменения, дабы исправить самое слабое место проекта. Поэтому на четырех последних линкорах, начиная с «Миссури», броню носового траверза в верхней части довели до 368 мм, в нижней — до 297 мм; кормовой траверз стал полностью 368-мм.
Горизонтальная защита «Айовы» в принципе напоминала примененную на «Саут Дакоте», но имела важное отличие: броня главной (второй) палубы была жестко скреплена с подкладкой и теперь являюсь элементом, обеспечивающим продольную прочность корпуса. Толщина броневых плит «класса В» составляла 121 мм на основной части палубы и 147 мм — у борта, в районе примыкания к броневому поясу. Плиты укладывались на сплошную палубу из 32-мм стали STS и крепились с помощью заклепок и электросварки. Таким образом, суммарная толщина двухслойной броневой палубы на протяжении от 50-го до 166-го шп. равнялась 153 мм (179 мм у борта). За пределами цитадели — от 34-го до 50-го и от 166-го до 181-го шп. — защита второй палубы ограничивалась лишь листами стали STS толщиной от 19 до 32 мм.
Между барбетами второй и третьей башен главного калибра (от 79-го до 156-го шп.) имелась противоосколочная палуба толщиной 16 мм (сталь STS). Строго говоря, в прямом смысле палубой она не являлась — скорее, это был экран, прикрепленный к нижним кромкам бимсов главной палубы. Пространство между броневой и противоосколочной палубами никак не использовалось и оставалось пустым.
Верхняя палуба на большей площади (от 41,5-го до 172-го шп.) была покрыта 37-мм стальными плитами (STS). Ее основное назначение — взвести взрыватель бронебойной бомбы или снаряда (отсюда и ее второе название — bomb deck, то есть «бомбовая палуба»). Взрыватели бронебойных снарядов обычно рассчитываются так, чтобы взрыв происходил после пробития брони. В качестве контрмеры кораблестроители стали применять разнесенное бронирование — в таком случае первая преграда взводит взрыватель и одновременно деформирует бронебойный наконечник, а вторая — принимает на себя взрыв. Применение брони на уровне разных палуб на «Айове» как раз осуществлено исходя из этой идеи.
Третья(нижняя)палуба в пределах броневой цитадели (82,5-й—151-й шп.) имела толщину от 13 до 16 мм, в районе погребов 406-мм орудий (50-й—82,5-й шп. и 151-й— 166-й шп.) — 25 мм. Таким образом, суммарная толщина горизонтальной брони на большей площади корпуса составляла 222 мм.
Традиционно мощной была и защита рулевого привода. С боков его прикрывала 343-мм броня «класса А», сверху — плиты «класса В» толщиной от 142 до 157 мм на 19-мм подкладке.
Лобовые плиты башен главного калибра изготавливались из брони «класса В». Они располагались под углом 36°, имели толщину 432 мм и укладывались на 63-мм рубашку из стали STS. По специальным расчетам, в сумме защита передней части башен была эквивалентна монолитной броневой плите толщиной 476 мм. С боков башни прикрывали стены из 241-мм брони «класса А» на 19-мм рубашке, сзади — 305-мм плиты, тоже «класса А». Крыша— из 184-мм брони «класса В». Всего защита каждой башни состояла из 11 крупногабаритных плит.
Барбеты башен окружали сегментные плиты брони «класса А» толщиной от 295 до 439,5 мм. Ниже главной палубы (то есть внутри броневой цитадели) барбеты защищала лишь сталь марки STS толщиной 37—76 мм.
Боевая рубка эллиптической формы прикрывалась 439,5-мм броней «класса В». На головной «Айове» рубка была трехъярусной, на остальных кораблях — двухъярусной (от располагавшегося внизу флагманского командного поста отказались). Крышу рубки прикрывала 184-мм броня «класса В», пол — 102-мм сталь STS на 25-мм подкладке. Коммуникационная труба, соединяющая боевую рубку с броневой цитаделью, была 406-мм толщины («класс В»). Кроме того, многие находившиеся на надстройках боевые посты имели противоосколочную защиту — в основном из 37— 63-мм стали STS.
Согласно техническому проекту, вес броневого пояса составлял 5322 т, главной броневой палубы — 4300 т, защиты верхней палубы — 1830 т, противоосколочной — 615т, траверзных переборок — 569 т, барбетов башен — 1584 т, противоторпедных переборок — 3488 т. В сумме вес брони без вращающихся частей башен равнялся 17 708 т, или 39,2% от стандартного водоизмещения. Фактически на момент вступления в строй вес брони на «Айове» составлял 18 173,9 т, в том числе 7998,6 т горизонтальной защиты из стали STS. Для линкора «Нью-Джерси» по состоянию на 1943 год приводятся несколько иные цифры: суммарный вес брони 19 311 т. Однако относительный вес от стандартного водоизмещения (49 657 т) отличается совсем немного —38,9%.