Живучесть и эффективность защиты
В межвоенные годы кораблестроители вынуждены были изменить свои прежние взгляды на защиту линкоров. Прогнозируя увеличение дальности артиллерийского боя, они пришли к правильному выводу, что на очень больших дистанциях любой корабль уязвим: никакая палубная броня не в состоянии противостоять падающим почти отвесно тяжелым снарядам. Хотя вероятность попадания при этом очень мала, сама возможность гибели корабля от единственного угодившего в артиллерийский погреб снаряда заставляла избегать боя на предельной дальности. Таким образом, если критерием защищенности дредноутов во время Первой мировой войны считались толщина и площадь вертикальной брони, то в 1930-е годы таковым стала зона неуязвимости (immune zone; по отечественной терминологии — зона свободного маневрирования). Под этим понятием подразумевают диапазон дистанций, на которых снаряд уже не пробивает вертикальную броню и все еще рикошетит от горизонтальной. Тактически задача состояла в том, чтобы навязать противнику бой на такой дальности, когда свой корабль находится в зоне неуязвимости, а вражеский — нет.
По расчетам, зона неуязвимости «Айовы» под обстрелом 406-ММ/45 клб орудий Mk-6 составляла 16,1—28,5 км для 1016-кг снаряда Mk-5 и 18,5—23,3 км для 1225-кг снаряда Мк-8. Под обстрелом собственных 406-мм/50 клб орудий Mk-7 эти значения уменьшаются до 19,84—29,35 км для снаряда Mk-5 и 21,58—25,05 км для снаряда Mk-8. В целом подобные величины зон неуязвимости оценивались специалистами как очень хорошие. Для примера можно отметить, что броня английского линкора Кинг Джордж V» теоретически пробиваюсь 406-мм снарядом Mk-8 абсолютно на всех дистанциях — то есть в бою с «Айовой» зоны неуязвимости у него не было вообще.
Правда, здесь следует оговориться: американцы выполняли свои расчеты для случая, когда снаряды попадают в траверзы броневой цитадели «Айовы» под углом менее 50° — при больших углах переборки толщиной в 216—287 мм не могли противостоять 1225-кг бронебойным снарядам. На «Миссури» и «Висконсине» траверзы увеличенной толщины защищали от огня 406-мм/45 клб пушек, начиная с дистанции 16,5 км при угле встречи с 1016-кг снарядом менее 65° (по курсу) и с дистанции 22,86 км — при всех курсовых углах. От 1225-кг снарядов 50-калиберных орудий траверзные переборки могли быть эффективны лишь при попадании в броню под углом до 60° на дальности более 21 км.
Суммарная толщина палуб над жизненно важными частями линкора «Айова» достигала 216—222 мм, что по сопротивляемости было эквивалентно примерно 6 дюймам (152 мм) монолитной брони. Пробить такую защиту могли только бронебойные бомбы, сброшенные с высоты более 3200 м. По расчетам американцев, вероятность гибели корабля переваливала за 50% при трех прямых попаданиях тяжелых бронебойных бомб или пяти авиационных торпед (см. таблицу).
Расчетная устойчивость линкора «Айова» к воздействию авиационного оружия
Вид оружия |
Вес ТНТ, кг |
Вероятность гибели при числе попаданий* |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
Авиаторпеда |
300 |
0,01 |
0,02 |
0,10 |
0,40 |
0,70 |
0,90 |
1 000-фунтовая бронебойная бомба |
68,1 |
0,23 |
0,41 |
0,55 |
0,66 |
0,73 |
0,79 |
1600-фунтовая бронебойная бомба |
109 |
0,23 |
0,41 |
0,55 |
0,66 |
0,73 |
0,79 |
1000-фунтовая фугасная бомба |
227 |
0,01 |
0,05 |
0,10 |
0,18 |
0,40 |
0,70 |
2000-фунтовая фугасная бомба |
454 |
0,02 |
0,10 |
0,20 |
0,40 |
0,55 |
0,90 |
Примечание: для фугасных бомб в таблице приведена вероятность не гибели, а полной потери боеспособности корабля.