Вооружение
Артиллерия главного калибра линкоров типа «Айова»—девять 406-мм орудий Mk-7 в трех трехорудийных башенных установках. Новые пушки Mk-7 были значительно мощнее своих предшественниц —406-мм 45-калиберных Mk-б, установленных на «Саут Дакоте». А от разработанных в 1918 году 406-мм орудий Mk-2 и Mk-3 с такой же длиной ствола (50 калибров) Mk-7 выгодно отличались меньшим весом (108,5 т против 130,2 т) и более современной конструкцией.
Ствол орудия Mk-7 — скрепленный, с лейнером. Его диаметр в районе зарядной каморы равнялся 1245 мм, у дула — 597 мм. Число нарезов — 96, их глубина — 3,8 мм, крутизна нарезки — один оборот на 25 калибров. Канал ствола на протяжении 17,526 м от дульного среза был хромирован (толщина слоя — 0,013 мм). Поршневой затвор качающегося типа откидывался вниз. Конструктивно он имел 15 ступенчатых секторов и поворачивался на 24°. После выстрела канал ствола продувался воздухом низкого давления.
Характеристики орудий главного калибра линкоров «Саут Дакота» и «Айова»
|
Модель орудия |
|
406-мм Mk-6 («Саут Дакота») |
406-мм Mk-7 («Айова») |
|
Калибр, мм |
406,4 |
406,4 |
Вес ствола без затвора, т |
87,2* |
108,5 |
Вес качающейся части, т |
139,3 |
176 |
Длина орудия, мм/клб: |
|
|
общая |
18694/46 |
20726/51 |
канала ствола |
18166/44,7 |
20 198/49,7 |
Длина/объем зарядной каморы, мм/л |
2344/380,1 |
2710/442,5 |
Длина нарезной части, мм |
15668,2 |
17334,5 |
Вес снаряда, кг: |
|
|
бронебойного |
1225 |
1225 |
фугасного |
862 |
862 |
Вес заряда, кг |
245 |
297 |
Начальная скорость снаряда, м/с: |
|
|
бронебойного |
701 |
762 |
фугасного |
803 |
820 |
Давление в стволе, кг/см2 |
2835 |
2910 |
Живучесть ствола, выстрелов |
395 |
290 |
Макс. дальность стрельбы бронебойным снарядом при угле возвышения 45°, м |
33740 |
38720 |
*С затвором, но без механизмов его привода. Вес здесь и далее приводится в метрических тоннах.
Трехорудийные башни по компоновке были подобны своим предшественницам с «Саут Дакоты» и, несмотря на возросший вес, имели такой же диаметр роликового погона. Орудия устанавливались в индивидуальных люльках, угол вертикального наведения — от -5° до +45°. Заряжание осуществлялось при фиксированном угле возвышения +5°. Все приводы — электрогидравлические; для горизонтальной наводки служил электродвигатель мощностью 300 л.с., для вертикальной — три мотора по 60 л.с., по одному на каждый ствол.
406-мм снаряды хранились вертикально в неподвижном двухъярусном кольцевом магазине внутри барбета башни. Между магазином и поворотной структурой башенной установки находились две кольцевые платформы, способные вращаться независимо от последней. На эти платформы подавались снаряды, которые затем доставлялись к подъемникам (поданным трубам) при любом угле горизонтального наведения башни. Подъемников было три, причем центральный представлял собой вертикальную трубу, а крайние — изогнутую; каждый из них приводился в действие 75-сильным электродвигателем. Снаряд подавался к орудию вертикально, а затем с помощью гидроцилиндра укладывался на лоток. Досылатель имел индивидуальный двигатель мощностью в 60 л.с.
Заряды хранились в двухъярусных погребах в самых нижних отсеках, примыкавших к неподвижной кольцевой структуре башни. Они подавались в беседках по шесть штук тремя зарядными цепными подъемниками, каждый из которых приводился в действие электромотором мощностью 100 л.с. В конструкции башен «Айовы», как и у ее предшественниц, не было перегрузочного отделения, отсекавшего цепочку подачи зарядов от погребов. Американцы уповали на довольно сложную систему герметичных дверей, теоретически не допускавших распространение огня по подъемникам. Впрочем, такое решение выглядит не бесспорным — риск взлететь на воздух у американских линкоров был все же выше, чем у большинства их современников.
Цапфы орудий располагались довольно близко к лобовой плите башен, и в случае необходимости пушку можно было извлечь через амбразуру без демонтажа башни.
Характеристики трехорудийной башни линкора «Айова»
Вес вращающейся части (без снарядов), т.................1728—1735
Диаметр роликового погона, м................................................ 10,49
Внутренний диаметр барбета, м ............................................. 11,35
Расстояние между осями орудий, м..........................................2,97
Откат при отдаче, м..................................................................... 1,22
Макс, скорость вертикальной наводки, град./с.......................... 12
Макс.скорость горизонтальной наводки, град./с.........................4
Цикл стрельбы, с ............................................................................30
По проекту боезапас «Айовы» должен был состоять в основном из 1016-кг бронебойных снарядов Mk-5, но в середине 1939 года на вооружение ВМС США поступил новый снаряд Mk-8 весом 1225 кг, ставший главной «дубинкой» всех новых американских линкоров, начиная с «Норт Кэролайны». Для своего калибра он являлся самым тяжелым в мире — для сравнения: 406-мм снаряд английского линкора «Нельсон» весил 929 кг, а 410-мм японского «Нагато» — 1020 кг. Заряд взрывчатки снаряда Mk-8 составлял 1,5% его веса; донный взрыватель Mk-21 взводился при ударе снаряда о броню толщиной более 37 мм и срабатывал с замедлением 0,033 с. Полный заряд пороха (297 кг) обеспечивал ему начальную скорость 762 м/с; уменьшенный заряд снижал эту цифру до 701 м/с, что давало снаряду баллистику, идентичную той, какую имели снаряды 45-калиберных пушек Mk-6.
Оборотной стороной чрезмерной мощи американской морской артиллерии стал повышенный износ ствола. Поэтому когда у линкоров появилась новая задача — обстрел береговых объектов — было решено создать значительно более легкий снаряд. Фугасный Mk-13, принятый на вооружение в конце 1942 года, имел вес всего 862 кг. Он оснащался несколькими типами взрывателей — ударным мгновенного действия Mk-29, ударным с замедлением Mk-48 (задержка 0,15 с) и дистанционной трубкой Mk-62 (установка времени до 45 с). Относительный вес взрывчатого вещества снаряда Mk-13 — 8,1%. В конце войны, когда главный калибр линкоров использовался исключительно для бомбардировки берега, для снарядов Mk-13 применялись уменьшенные (147,4 кг) заряды, обеспечивавшие начальную скорость 580 м/с.
В послевоенные годы в боекомплекте линкоров типа «Айова» появилось несколько новых образцов 406-мм снарядов. В частности, на базе корпуса фугасного Mk-13 были созданы Mk-143, Mk-144, Mk-145 и Mk-146. Все они оснащались электронными дистанционными трубками разных типов; Mk-144 и Mk-146 в качестве начинки несли соответственно 400 и 666 разрывных гранат. Кроме того, для старых снарядов Mk-13 приняли усовершенствованные механические трубки M564 (установка времени до 100 с), заменившие Mk-62.
В начале 1950-х годов для орудия Mk-7 был разработан снаряд Mk-23, оснащенный ядерной боеголовкой W-23 с тротиловым эквивалентом 1 кт. Снаряд весил 862 кг, имел длину 1,63 м и внешне практически не отличался от Mk-13. Ядерные артиллерийские боеприпасы официально состояли на вооружении линкоров типа «Айова» с 1956 по 1961 год, но фактически все это время они хранились на берегу.
Наконец, уже в 1980-е годы американцы предприняли попытку создать подкалиберный снаряд для сверхдальней стрельбы из 406-мм орудий. Он должен был иметь вес 454 кг, начальную скорость 1098 м/с и максимальную дальность полета 64 км. Правда, эта разработка осталась на стадии экспериментального образца.
Баллистика бронебойного снаряда Mk-8 (1225 кг, 701 м/с) орудия Mk-7
Дальность, ярдов/м |
Угол возвышения ствола |
Угол падения снаряда |
Время полета снаряда, с |
Конечная скорость снаряда, м/с |
6000/5490 |
3°23' |
3°38' |
8,28 |
625 |
10000/9140 |
5°59' |
6°81' |
14,45 |
579 |
16000/14 630 |
10°33' |
12°51' |
24,76 |
519 |
20000/18 290 |
14°09' |
17°56' |
32,55 |
489 |
26000/23 770 |
20°43' |
27°01' |
46,03 |
460 |
30000/27430 |
26°14' |
34°04' |
56,64 |
454 |
36000/32 920 |
39°25' |
47°54' |
79,80 |
473 |
Стандартный боезапас 406-мм башни № 1 составлял 390 выстрелов, башни № 2 — 460 и башни № 3 — 370. На третьей палубе имелся сквозной коридор, оснащенный монорельсом и прозванный американскими моряками «Бродвеем»; он соединял погреба всех трех башен и позволял передавать снаряды от носовых орудий кормовым и наоборот. В районе поперечных переборок коридор перекрывали легко демонтируемые водонепроницаемые заглушки.
Заряды хранились в шелковых картузах и начинялись бездымным порохом марки SP. Обычный заряд включал в себя шесть картузов весом по 49,5 кг. Зарядных погребов у башен № 1 и № 3 было по шесть, у башни № 2 — восемь.
Система управления огнем главного калибра включала два КДП (директора) Mk-38, один КДП Mk-40, комплект вычислительных приборов и в качестве резерва —три башенных дальномера. Посты Mk-38 располагались на носовой и кормовой надстройках; каждый из них имел по одному 8-метровому оптическому стереодальномеру Mk-48, радару Mk-8 и несколько оптических прицелов. В 1945—1952 годах радары Mk-8 на всех кораблях заменили более современными Mk-13. Высота расположения носового КДП над ватерлинией по оси дальномеров составляла 35,4 м, кормового — 20,7 м.
Директор Mk-40 был установлен на крыше боевой рубки; в его состав входили оптические прицелы и РЛС Mk-З. «Миссури» и «Висконсин» вступили в строй с новыми радарами Mk-27; в 1945 году ими переоснастили и первую пару линкоров.
Вся информация от КДП поступала в центральный артиллерийский пост, где обрабатывалась механическим счетно-решающим устройством (автоматом стрельбы) Mk-8. В 1950-е годы на линкорах установили дополнительный вычислитель Mk-48, предназначенный для обеспечения стрельбы по береговым целям.
Башни главного калибра оснащались длиннобазовыми (14-м) оптическими дальномерами: башня № 1 —совмещающим Mk-53, башни № 2 и № 3 — стереоскопическим Mk-52. Они имели 25-кратное увеличение и оборудовались системой стабилизации. Кроме того, в каждой башне предусматривалось по шесть 12-кратных оптических прицелов.
В качестве универсальной артиллерии на «Айове» планировалось применить перспективные 152-мм пушки с длиной ствола в 47 клб. Однако расчеты показали, что шесть спаренных 152-мм установок будут весить 1667 т, в то время как десять спаренных 127-мм орудий (стандартный состав артиллерии среднего калибра всех предшествующих линкоров)— 1267 т. Поэтому от разработки новых пушек отказались в пользу проверенных 127-миллимет-ровок — благо, те зарекомендовали себя с наилучшей стороны.
В итоге, состав универсальной артиллерии— 10 спаренных 127-мм установок Mk-28 и четыре КДП Mk-37 — в точности повторял имевшийся на «Саут Дакоте». Что было совсем не плохо: благодаря удачным 127-мм артустановкам (особенно после введения снарядов с радиовзрывателем) американские линкоры оказались самыми эффективными кораблями ПВО в мире.
Зенитная артиллерия ближнего боя по проекту должна была включать 12 28-мм автоматов и столько же 12,7-мм пулеметов, но фактически состояла из четырехствольных 40-мм автоматов «Бофорс», а также спаренных и одноствольных 20-мм «эрликонов». Управление огнем «бофорсов» осуществлялось с помощью директоров-колонок Mk-51 (на «Нью-Джерси» — Mk-49). «Эрликоны» сначала наводились индивидуально, но в 1945 году на всех линкорах появились прицельные колонки Мк-14, позволявшие автоматически выдавать данные для стрельбы и из этих орудий.
Характеристики зенитных орудий
Модель орудия
|
Калибр, мм/ длина ствола в клб
|
Вес снаряда, кг
|
Начальная скорость снаряда, м/с
|
Дальность стрельбы/ досягаемость по высоте, км |
Скорострельность макс., выстр./мин |
Mk-12 |
127/38 |
24,2—25 |
792,5 |
16,64/11,34 |
15 |
Mk-1 |
40/56 |
0,91 |
881 |
10,1/6,95 |
160 |
Mk-4 |
20/70 |
0,123 |
835 |
5/3,05 |
450 |
Состав малокалиберной артиллерии на линкорах типа «Айова» постоянно менялся, о чем можно судить из приведенной таблицы.
Состав легкого зенитного вооружения линкоров
Корабль |
июль 1943 г. |
декабрь 1944 г. |
апрель 1945 г. |
июнь 1947 г. |
октябрь 1951 г. |
ВВ-61 «Айова» |
19x4 — 40 мм 52x1 — 20мм |
19x4 — 40 мм 52x1 — 20 мм |
19x4 — 40 мм 52x1 — 20 мм 8x2 — 20 мм |
15x4 — 40 мм 16x2 — 20мм |
15x4 — 40мм |
ВВ-62 «Нью-Джерси» |
20x4 — 40 мм 49x1 — 20 мм |
20x4 — 40 мм 49x1 — 20 мм |
20x4 — 40 мм 49x1 — 20мм 8x2 — 20 мм |
16x4 — 40 мм 8x2 — 20 мм |
20x4 — 40 мм 16x2 — 20 мм |
ВВ-63 «Миссури» |
|
20x4 — 40 мм 49x1 — 20мм |
20x4 — 40 мм 49x1 — 20 мм 8x2 — 20 мм |
20x4 — 40 мм 22x1 — 20мм 8x2 — 20 мм |
20x4 — 40 мм 32x2 — 20 мм |
ВВ-64 «Висконсин» |
|
20x4 — 40 мм 49x1 — 20 мм 2x2 — 20 мм |
20x4 — 40 мм 9x1 — 20 мм 8x2 — 20 мм |
16x4 — 40 мм 16x2 — 20 мм |
20x4 — 40 мм 16x2 — 20 мм |
Примечание: «Айова» на момент ввода в строй (февраль 1943 г.) несла 15x4—40 мм и 60x1—20 мм автоматов.
Авиационное вооружение — стандартное для американских кораблей: две пороховые катапульты Mk-VI в кормовой части и три гидросамолета Воут OS2U «Кингфишер». Ангара не было, два самолета манились непосредственно на катапультах и третий — между ними на палубе.
После посадки на воду их поднимали на борт краном. Запас авиабензина составлял 32 506 л. Катапульты приводились в действие 127-кг зарядом бездымного пороха и могли разгонять летательный аппарат массой 3,7 т до скорости 105 км/ч. В 1945 году «кингфишеры» заменили более современными самолетами Кертисс SC-1 «Сихок» (первым их получила «Айова» — уже в марте). Они эксплуатировались до 1948 года, но затем все авиационное вооружение демонтировали — по мере развития радиолокации потребность в самолетах-разведчиках отпала.