Вооружение

 

Артиллерия главного калибра линкоров типа «Айова»—девять 406-мм орудий Mk-7 в трех трехорудийных башенных уста­новках. Новые пушки Mk-7 были значительно мощнее своих предшественниц —406-мм 45-калиберных Mk-б, установленных на «Саут Дакоте». А от разработанных в 1918 году 406-мм орудий Mk-2 и Mk-3 с такой же длиной ствола (50 калибров) Mk-7 выгод­но отличались меньшим весом (108,5 т против 130,2 т) и более современной кон­струкцией.

Ствол орудия Mk-7 — скрепленный, с лейнером. Его диаметр в районе зарядной каморы равнялся 1245 мм, у дула — 597 мм. Число нарезов — 96, их глубина — 3,8 мм, крутизна нарезки — один оборот на 25 ка­либров. Канал ствола на протяжении 17,526 м от дульного среза был хромиро­ван (толщина слоя — 0,013 мм). Поршне­вой затвор качающегося типа откидывал­ся вниз. Конструктивно он имел 15 ступен­чатых секторов и поворачивался на 24°. После выстрела канал ствола продувался воздухом низкого давления.

 

Характеристики орудий главного калибра линкоров «Саут Дакота» и «Айова»

 

Модель орудия

 

406-мм Mk-6 («Саут Дакота»)

406-мм Mk-7 («Айова»)

Калибр, мм

406,4

406,4

Вес ствола без затвора, т

87,2*

108,5

Вес качающейся части, т

139,3

176

Длина орудия, мм/клб:

 

 

общая

18694/46

20726/51

канала ствола

18166/44,7

20 198/49,7

Длина/объем зарядной

каморы, мм/л

2344/380,1

2710/442,5

Длина нарезной части, мм

15668,2

17334,5

Вес снаряда, кг:

 

 

бронебойного

1225

1225

фугасного

862

862

Вес заряда, кг

245

297

Начальная скорость

снаряда, м/с:

 

 

 

 

бронебойного

701

762

фугасного

803

820

Давление в стволе, кг/см2

2835

2910

Живучесть ствола, выстрелов

395

290

Макс. дальность стрельбы

бронебойным снарядом при

угле возвышения 45°, м

33740

38720

*С затвором, но без механизмов его привода. Вес здесь и далее приво­дится в метрических тоннах.

 

Трехорудийные башни по компоновке были подобны своим предшественницам с «Саут Дакоты» и, несмотря на возросший вес, имели такой же диаметр роликового погона. Орудия устанавливались в индиви­дуальных люльках, угол вертикального на­ведения — от -5° до +45°. Заряжание осуще­ствлялось при фиксированном угле возвы­шения +5°. Все приводы — электрогидравли­ческие; для горизонтальной наводки служил электродвигатель мощностью 300 л.с., для вертикальной — три мотора по 60 л.с., по од­ному на каждый ствол.

406-мм снаряды хранились вертикаль­но в неподвижном двухъярусном кольце­вом магазине внутри барбета башни. Меж­ду магазином и поворотной структурой ба­шенной установки находились две кольце­вые платформы, способные вращаться независимо от последней. На эти платфор­мы подавались снаряды, которые затем доставлялись к подъемникам (поданным трубам) при любом угле горизонтального наведения башни. Подъемников было три, причем центральный представлял собой вертикальную трубу, а крайние — изогну­тую; каждый из них приводился в действие 75-сильным электродвигателем. Снаряд подавался к орудию вертикально, а затем с помощью гидроцилиндра укладывался на лоток. Досылатель имел индивидуальный двигатель мощностью в 60 л.с.

Заряды хранились в двухъярусных по­гребах в самых нижних отсеках, примыкав­ших к неподвижной кольцевой структуре башни. Они подавались в беседках по шесть штук тремя зарядными цепными подъемни­ками, каждый из которых приводился в дей­ствие электромотором мощностью 100 л.с. В конструкции башен «Айовы», как и у ее предшественниц, не было перегрузочного отделения, отсекавшего цепочку подачи за­рядов от погребов. Американцы уповали на довольно сложную систему герметичных дверей, теоретически не допускавших рас­пространение огня по подъемникам. Впро­чем, такое решение выглядит не бесспор­ным — риск взлететь на воздух у американ­ских линкоров был все же выше, чем у боль­шинства их современников.

Цапфы орудий располагались довольно близко к лобовой плите башен, и в случае необходимости пушку можно было извлечь через амбразуру без демонтажа башни.

 

Характеристики трехорудийной башни линкора «Айова»

Вес вращающейся части (без снарядов), т.................1728—1735

Диаметр роликового погона, м................................................ 10,49

Внутренний диаметр барбета, м ............................................. 11,35

Расстояние между осями орудий, м..........................................2,97

Откат при отдаче, м..................................................................... 1,22

Макс, скорость вертикальной наводки, град./с.......................... 12

Макс.скорость горизонтальной наводки, град./с.........................4

Цикл стрельбы, с ............................................................................30

 

По проекту боезапас «Айовы» должен был состоять в основном из 1016-кг броне­бойных снарядов Mk-5, но в середине 1939 года на вооружение ВМС США поступил новый снаряд Mk-8 весом 1225 кг, ставший главной «дубинкой» всех новых американ­ских линкоров, начиная с «Норт Кэролайны». Для своего калибра он являлся самым тяжелым в мире — для сравнения: 406-мм снаряд английского линкора «Нельсон» ве­сил 929 кг, а 410-мм японского «Нагато» — 1020 кг. Заряд взрывчатки снаряда Mk-8 со­ставлял 1,5% его веса; донный взрыватель Mk-21 взводился при ударе снаряда о бро­ню толщиной более 37 мм и срабатывал с замедлением 0,033 с. Полный заряд поро­ха (297 кг) обеспечивал ему начальную ско­рость 762 м/с; уменьшенный заряд снижал эту цифру до 701 м/с, что давало снаряду баллистику, идентичную той, какую имели снаряды 45-калиберных пушек Mk-6.

Оборотной стороной чрезмерной мощи американской морской артиллерии стал повышенный износ ствола. Поэтому когда у линкоров появилась новая задача — обстрел береговых объектов — было реше­но создать значительно более легкий снаряд. Фугасный Mk-13, принятый на вооружение в конце 1942 года, имел вес всего 862 кг. Он оснащался несколькими типами взрывателей — ударным мгновенного действия Mk-29, ударным с замедлением Mk-48 (задержка 0,15 с) и дистанционной труб­кой Mk-62 (установка времени до 45 с). Относительный вес взрывчатого вещества снаряда Mk-13 — 8,1%. В конце войны, ког­да главный калибр линкоров использовал­ся исключительно для бомбардировки бе­рега, для снарядов Mk-13 применялись уменьшенные (147,4 кг) заряды, обеспечи­вавшие начальную скорость 580 м/с.

В послевоенные годы в боекомплекте линкоров типа «Айова» появилось несколь­ко новых образцов 406-мм снарядов. В част­ности, на базе корпуса фугасного Mk-13 были созданы Mk-143, Mk-144, Mk-145 и Mk-146. Все они оснащались электронны­ми дистанционными трубками разных типов; Mk-144 и Mk-146 в качестве начинки несли соответственно 400 и 666 разрывных гранат. Кроме того, для старых снарядов Mk-13 приняли усовершенствованные механические трубки M564 (установка времени до 100 с), заменившие Mk-62.

В начале 1950-х годов для орудия Mk-7 был разработан снаряд Mk-23, оснащенный ядерной боеголовкой W-23 с тротиловым эквивалентом 1 кт. Снаряд весил 862 кг, имел длину 1,63 м и внешне практически не отличался от Mk-13. Ядерные артиллерийские боеприпасы официально состояли на вооружении линкоров типа «Айова» с 1956 по 1961 год, но фактически все это время они хранились на берегу.

Наконец, уже в 1980-е годы американцы предприняли попытку создать подкалиберный снаряд для сверхдальней стрельбы из 406-мм орудий. Он должен был иметь вес 454 кг, начальную скорость 1098 м/с и максимальную дальность полета 64 км. Правда, эта разработка осталась на стадии экспериментального образца.

 

Баллистика бронебойного снаряда Mk-8 (1225 кг, 701 м/с) орудия Mk-7

Дальность,

ярдов/м

Угол возвышения ствола

Угол падения снаряда

Время полета снаряда, с

Конечная скорость снаряда, м/с

6000/5490

3°23'

3°38'

8,28

625

10000/9140

5°59'

6°81'

14,45

579

16000/14 630

10°33'

12°51'

24,76

519

20000/18 290

14°09'

17°56'

32,55

489

26000/23 770

20°43'

27°01'

46,03

460

30000/27430

26°14'

34°04'

56,64

454

36000/32 920

39°25'

47°54'

79,80

473

 

Стандартный боезапас 406-мм башни № 1 составлял 390 выстрелов, башни № 2 — 460 и башни № 3 — 370. На третьей палубе имелся сквозной коридор, оснащенный монорельсом и прозванный американскими моряками «Бродвеем»; он соединял погре­ба всех трех башен и позволял передавать снаряды от носовых орудий кормовым и наоборот. В районе поперечных переборок коридор перекрывали легко демонтируемые водонепроницаемые заглушки.

Заряды хранились в шелковых картузах и начинялись бездымным порохом марки SP. Обычный заряд включал в себя шесть картузов весом по 49,5 кг. Зарядных погре­бов у башен № 1 и № 3 было по шесть, у башни № 2 — восемь.

Система управления огнем главного ка­либра включала два КДП (директора) Mk-38, один КДП Mk-40, комплект вычислительных приборов и в качестве резерва —три башен­ных дальномера. Посты Mk-38 располага­лись на носовой и кормовой надстройках; каждый из них имел по одному 8-метровому оптическому стереодальномеру Mk-48, ра­дару Mk-8 и несколько оптических прицелов. В 1945—1952 годах радары Mk-8 на всех кораблях заменили более современными Mk-13. Высота расположения носового КДП над ватерлинией по оси дальномеров со­ставляла 35,4 м, кормового — 20,7 м.

Директор Mk-40 был установлен на кры­ше боевой рубки; в его состав входили оп­тические прицелы и РЛС Mk-З. «Миссури» и «Висконсин» вступили в строй с новыми радарами Mk-27; в 1945 году ими пере­оснастили и первую пару линкоров.

Вся информация от КДП поступала в центральный артиллерийский пост, где об­рабатывалась механическим счетно-реша­ющим устройством (автоматом стрельбы) Mk-8. В 1950-е годы на линкорах установи­ли дополнительный вычислитель Mk-48, предназначенный для обеспечения стрель­бы по береговым целям.

Башни главного калибра оснащались длиннобазовыми (14-м) оптическими даль­номерами: башня № 1 —совмещающим Mk-53, башни № 2 и № 3 — стереоскопи­ческим Mk-52. Они имели 25-кратное уве­личение и оборудовались системой стаби­лизации. Кроме того, в каждой башне пре­дусматривалось по шесть 12-кратных оп­тических прицелов.

В качестве универсальной артиллерии на «Айове» планировалось применить пер­спективные 152-мм пушки с длиной ство­ла в 47 клб. Однако расчеты показали, что шесть спаренных 152-мм установок будут весить 1667 т, в то время как десять спа­ренных 127-мм орудий (стандартный со­став артиллерии среднего калибра всех предшествующих линкоров)— 1267 т. По­этому от разработки новых пушек отказа­лись в пользу проверенных 127-миллимет-ровок — благо, те зарекомендовали себя с наилучшей стороны.

В итоге, состав универсальной артилле­рии— 10 спаренных 127-мм установок Mk-28 и четыре КДП Mk-37 — в точности по­вторял имевшийся на «Саут Дакоте». Что было совсем не плохо: благодаря удачным 127-мм артустановкам (особенно после введения снарядов с радиовзрывателем) американские линкоры оказались самыми эффективными кораблями ПВО в мире.

Зенитная артиллерия ближнего боя по проекту должна была включать 12 28-мм автоматов и столько же 12,7-мм пулеметов, но фактически состояла из четырехствольных 40-мм автоматов «Бофорс», а также спаренных и одноствольных 20-мм «эрликонов». Управление огнем «бофорсов» осуществлялось с помощью директоров-колонок Mk-51 (на «Нью-Джерси» — Mk-49). «Эрликоны» сначала наводились индивидуально, но в 1945 году на всех линкорах появились прицельные колонки Мк-14, позволявшие автоматически выдавать данные для стрельбы и из этих орудий.

 

Характеристики зенитных орудий

Модель

орудия

 

 

Калибр, мм/

длина ствола

в клб

 

Вес снаряда,

кг

 

 

Начальная

скорость

снаряда, м/с

 

Дальность

стрельбы/

досягаемость

по высоте, км

Скорострельность

макс.,

выстр./мин

Mk-12

127/38

24,2—25

792,5

16,64/11,34

15

Mk-1

40/56

0,91

881

10,1/6,95

160

Mk-4

20/70

0,123

835

5/3,05

450

 

Состав малокалиберной артиллерии на линкорах типа «Айова» постоянно менялся, о чем можно судить из приведенной таблицы.

 

Состав легкого зенитного вооружения линкоров

Корабль

июль 1943 г.

декабрь 1944 г.

апрель 1945 г.

июнь 1947 г.

октябрь 1951 г.

ВВ-61 «Айова»

19x4 — 40 мм

52x1 — 20мм

19x4 — 40 мм

52x1 — 20 мм

19x4 — 40 мм

52x1 — 20 мм

8x2 — 20 мм

15x4 — 40 мм

16x2 —  20мм

15x4 — 40мм

ВВ-62 «Нью-Джерси»

20x4 — 40 мм

49x1 — 20 мм

20x4 — 40 мм

49x1 — 20 мм

20x4 — 40 мм

49x1 — 20мм

8x2 — 20 мм

16x4 — 40 мм

8x2 — 20 мм

20x4 — 40 мм

16x2 — 20 мм

ВВ-63 «Миссури»

 

20x4 — 40 мм

49x1 —  20мм

20x4 — 40 мм

49x1 — 20 мм

8x2 — 20 мм

20x4 — 40 мм

22x1 — 20мм

8x2 — 20 мм

20x4 — 40 мм

32x2 — 20 мм

ВВ-64 «Висконсин»

 

20x4 — 40 мм

49x1 — 20 мм

2x2 — 20 мм

20x4 — 40 мм

9x1 — 20 мм

8x2 — 20 мм

16x4 — 40 мм

16x2 — 20 мм

20x4 — 40 мм

16x2 — 20 мм

Примечание: «Айова» на момент ввода в строй (февраль 1943 г.) несла 15x4—40 мм и 60x1—20 мм автоматов.

 

Авиационное вооружение — стандартное для американских кораблей: две пороховые катапульты Mk-VI в кормовой части и три гидросамолета Воут OS2U «Кингфишер». Ангара не было, два самолета манились непосредственно на катапультах и третий — между ними на палубе.

После посадки на воду их поднимали на борт краном. Запас авиабензина составлял 32 506 л. Катапульты приводились в дей­ствие 127-кг зарядом бездымного пороха и могли разгонять летательный аппарат массой 3,7 т до скорости 105 км/ч. В 1945 году «кингфишеры» заменили более совре­менными самолетами Кертисс SC-1 «Сихок» (первым их получила «Айова» — уже в марте). Они эксплуатировались до 1948 года, но затем все авиационное вооруже­ние демонтировали — по мере развития радиолокации потребность в самолетах-разведчиках отпала.