Тихоокеанский финал
Головной линкор серии, ВВ-61 «Айова», официально был принят флотом 22 февраля 1943 года. Через два дня он под командованием кэптена Джона Л.МакКри отправился в свой первый учебный поход по Чесапикскому заливу и вдоль Атлантического побережья США. По возвращении экипаж корабля усиленно занимался боевой подготовкой, осваивая сложную боевую технику.
16 июля, во время одного из практических плаваний, «Айова» при входе в залив Каско (штат Мэн) села на мель, сильно повредив днище в районе от 77-го до 140-го шп. Нарушилась герметичность 16 топливных цистерн, деформировалась часть нижнего броневого пояса. Линкору понадобился экстренный ремонт; в течение месяца его выполнили на верфи в Бостоне.
С 27 августа «Айова» находилась в заливе Ардженшия на Ньюфаундленде, где в течение нескольких недель ожидала приказа выйти на перехват «Тирпица». Однако после кратковременной вылазки к Шпицбергену немецкий линкор вернулся в Альтен-фиорд, а после успешной атаки на него английских подводных лодок стало ясно, что теперь он выйдет в море нескоро. «Айова» получила приказ возвращаться в США.
В ноябре — декабре 1943 года американскому линкору доверили выполнить ответственное задание — доставить президента Ф.Рузвельта в Марокко для дальнейшего перелета на Тегеранскую конференцию. 13 ноября «Айова» покинула Хэмптонский рейд. На следующий день произошло крайне неприятное ЧП: сопровождавший линкор новейший эсминец DD-579 «Вильям Д.Портер» (типа «Флетчер») случайно выпустил в «Айову» с находившимся на ее борту президентом боевую торпеду. Как выяснилось позже, из-за недостаточного контроля со стороны экипажа, предохранительные устройства в торпедном аппарате были разъедены морской водой. К счастью, линкор вовремя изменил скорость и курс, и торпеда прошла мимо, примерно в 900 м от правого борта. Рузвельт, оказавшийся свидетелем инцидента, настоял на том, чтобы командир эсминца не был наказан (Виновник этого случая, эсминец «Вильям Д.Портер» погиб 10 июня 1945 года у Окинавы в результате атаки камикадзе). В остальном свою миссию «Айова» выполнила успешно. Она благополучно прибыла в Касабланку, а 16 декабря доставила главу государства назад в США, пройдя весь маршрут протяженностью в 16 161 милю со средней скоростью 22,5 узла, чему мог бы позавидовать любой скоростной трансатлантический лайнер— обладатель «Голубой ленты»...
Тем временем в строй вступил второй однотипный линкор — ВВ-62 «Нью-Джерси». Он был принят флотом в Филадельфии 23 мая 1943 года. Под командованием кэптена Карла Ф.Холдена корабль совершил несколько пробных плаваний вдоль побережья США и к островам Карибского бассейна. К концу года экипажи обоих линкоров достаточно хорошо освоили новую технику, и командование ВМС приняло решение о переводе «Айовы» и «Нью-Джерси» на Тихий океан, где продолжались тяжелые бои.
7 января 1944 года линкоры прошли Панамский канал и через 15 дней прибыли в передовую базу Фунафути на островах Эллиса (ныне — Тувалу). Там их официально включили в состав 5-го флота, причем на «Нью-Джерси» 4 февраля поднял флаг командующий флотом вице-адмирал Раймонд Спрюенс.
Первый боевой поход оба линкора совершили в роли отряда прикрытия к атоллам Кваджалейн и Эниветок, но открыть огонь в той операции им не довелось. Боевое крещение корабли получили 17 февраля во время столкновения с противником у острова Трук. В тот день на пути оперативной группы Спрюенса, куда входили два линкора, два тяжелых крейсера и четыре эсминца, оказался японский отряд, включавший учебный крейсер «Катори», два эсминца и вооруженный траулер «Сенан Мару № 15». Соотношение сил не оставляло японцам никаких шансов на спасение. Первым под снаряды попал тихоходный траулер — в 15.09 по нему с дистанции 75 кбт открыли огонь американские эсминцы. Противник пытался отвечать из малокалиберных пушек, но уже через 11 минут его корабль был объят пламенем. В 15.27 горящий траулер оказался в 4 кбт от «Нью-Джерси» и линкор дал по нему залп из 127-мм орудий левого борта. Прогремел мощный взрыв, разорвавший «Сёнан Мару № 15» буквально на куски...
В 15.15 в прицелах американских артиллеристов появился крейсер «Катори», уже поврежденный палубной авиацией. С дальности 87,4 кбт в него полетели снаряды «Айовы» и тяжелых крейсеров «Миннеаполис» и «Нью Орлеане». После нескольких попаданий «Катори» перевернулся через левый борт и спустя минуту затонул кормой, показав на мгновенье вставший вертикально корпус.
К изумлению американцев, эсминец «Маикадзе» попытался выйти в атаку и ввязался в безнадежную дуэль со всем соединением. С 15.22 до 15.40 его обстреливали одновременно линкор «Нью-Джерси» (из 127-мм орудий), оба тяжелых крейсера и четыре эсминца. Изрешеченный снарядами, японский корабль опрокинулся и пошел ко дну, до последнего момента отвечая из способных вести огонь орудий.
Экипаж «Маикадзе» принес себя в жертву не зря: связав боем американские эсминцы, он позволил уйти от преследования четвертому кораблю отряда — эсминцу «Новаки». В 15.46, когда тот на полном ходу устремился на запад, по нему открыла огонь «Айова». Минуту спустя к ней присоединился «Нью-Джерси». Оба линкора выпустили соответственно 40 и 18 снарядов главного калибра с дистанции 160—196 кбт. Самолет-корректировщик отметил несколько накрытий, но ни прямых попаданий, ни близких разрывов не наблюдалось. В 15.58 линкоры прекратили огонь и увеличили ход до 30,7 узла. Но расстояние между ними и «японцем» продолжало увеличиваться. В конце концов «Новаки» скрылся за горизонтом. Общий расход боеприпасов в течение этого дня на «Айове» составил 86 406-мм снарядов и 124 127-мм.
Бой у острова Трук при всей его незначительности (это было безнаказанное избиение крошечного японского отряда, к тому же поврежденного авиацией) стал первым и последним столкновением линкоров типа «Айова» с противником в открытом море. В дальнейшем кораблям этого типа приходилось применять свое оружие только против береговых целей или авиации.
Начало бомбардировкам береговых позиций положил рейд к атоллу Мили (Маршалловы острова), состоявшийся 18 марта. «Айова» и «Нью-Джерси» в сопровождении двух эсминцев прибыли в заданный район и в 7.04 с дистанции 100 кбт открыли огонь по японскому аэродрому, ангарам и складам. В соответствии с планом, линкоры постепенно приблизились на расстояние 75 кбт, но в 9.07 по ним начала стрелять береговая батарея. В 9.40 и 9.56 в «Айову» попали два 120-мм снаряда. Первый из них ударил в броню башни № 2 главного калибра и, взорвавшись, причинил незначительные повреждения башенным приборам управления огнем. Второй угодил в левый борт в районе 134-го шп., примерно на 1,2 м ниже верхней палубы, и сделал пробоину в наружной обшивке размерами 0,75x1,2 м. Два члена экипажа получили легкие ранения.
В течение следующих трех месяцев основной работой для «Айовы» и «Нью-Джерси» стало прикрытие авианосных соединений во время массированных воздушных ударов по японским военным объектам на Каролинских островах, Сайпане, Гуаме, Тиниане, Уэйке, Новой Гвинее. Линкоры должны были защитить авианосцы в случае внезапного появления вражеского флота. Кроме того, они вели огонь из своих орудий по укреплениям, аэродромам, складам топлива и боеприпасов на островах Трук (29—30 апреля), Понапе (1 мая), Сайпан и Тиниан (13—14 июня). 12 июня зенитной артиллерией «Нью-Джерси» был сбит японский торпедоносец.
Во время грандиозного сражения в Филиппинском море (18—20 июня) «Айова» и «Нью-Джерси» вместе с пятью другими линкорами входили в состав оперативной группы TG-58.7. Исход битвы решался палубной авиацией — надводные корабли соединения TF-58 адмирала М.Митшера и Первого мобильного флота вице-адмирала Д.Одзавы так и не сблизились на расстояние прямой видимости. Линкорам пришлось участвовать в отражении массированных воздушных атак. Зенитчики «Айовы» сбили один торпедоносец; еще два самолета они уничтожили совместно с другими кораблями. Всего же японцы потеряли 395 самолетов, расписавшись в полной неспособности противостоять натиску американского флота.
В июле 1944 года «Айова» и «Нью-Джерси» прикрывали авианалеты на острова Палау и высадку десанта на остров Гуам. 9 августа «Нью-Джерси» прибыл в Пёрл-Харбор, где в течение трех недель прошел кратковременный текущий ремонт. 24 августа на нем поднял флаг командующий флотом адмирал Вильям Ф.Хэлси (В годы Второй мировой войны у американского Тихоокеанского флота было два командующих, которые время от времени сменяли друг друга. Причем, когда этот пост занимал В.Хэлси, флот назывался 3-м, а когда Р.Спрюенс — 5-м. Соответственно, и костяк флота — оперативное соединение — именовалось либо TF-38, либо TF-58). С сентября по декабрь «Айова» и «Нью-Джерси» действовали в составе соединения TF-38, сопровождая авианосцы во время проведения воздушных ударов по Пелелиу, Филиппинам, островам Рюкю и Формозе (Тайваню). Во время сражения в заливе Лейте у них был реальный шанс встретиться в артиллерийском бою с линкорами Центрального соединения вице-адмирала Т.Куриты, в том числе и с «Ямато». Однако Хэлси слишком увлекся погоней за Северным соединением Одзавы и оставил район высадки десанта почти без прикрытия. Когда же он приказал повернуть линкорам на юг, было уже поздно. Лишь нерешительность Куриты позволила американцам избежать серьезных потерь среди сил вторжения.
В ходе боев у Филиппин американским линейным кораблям впервые довелось встретиться с новым опасным оружием — камикадзе. 29 октября один из японских самолетов, управляемых пилотом-смертником, был сбит совместным огнем «Нью-Джерси» и авианосца «Интрепид», но при этом очереди 20-мм «эрликонов» с последнего прошлись по надстройкам линкора; три члена экипажа «Нью-Джерси» получили ранения. Примерно через месяц, 25 ноября, оперативное соединение TF-38 подверглось массированной атаке камикадзе, японцам удалось повредить сразу четыре авианосца — «Эссекс», «Хэнкок», «Интрепид» и «Кэбот». Отражая налет, зенитчики «Айовы» и «Нью-Джерси» сбили по три самолета — правда, совместно с другими кораблями, поэтому реальный боевой счет того или иного экипажа установить не так-то просто. Достоверно известно, что один самолет-камикадзе, пытавшийся спикировать на легкий авианосец «Кэбот», уничтожила артиллерия «Нью-Джерси». Ею же был подбит и второй смертник, которому все же удалось протаранить носовую часть «Кэбота». Примечательно, что сами линкоры не пострадали — в качестве целей камикадзе выбирали авианосцы.
Тем временем в состав флота США вошли третий и четвертый линейные корабли типа «Айова». ВВ-64 «Висконсин» официально был принят от завода-строителя 16 апреля 1944 года. После ходовых испытаний в Чесапикском заливе он под командованием кэптена Э.Стоуна отправился в свой первый поход по Вест-Индии. 7 июля линкор покинул Норфолк, дошел до острова Тринидад и вернулся обратно. После необходимых доводочных работ «Висконсин» взял курс на Тихий океан. 24 сентября, оставив за кормой Панамский канал и завершив курс боевой подготовки в Пёрл-Харборе, он вошел в состав оперативного соединения TF-38. 9 декабря линкор прибыл в лагуну атолла Улити (Каролинские острова), служившую тыловой базой 3-го флота.
11 июня 1944 года в Нью-Йорке состоялась церемония передачи флоту линейного корабля ВВ-63 «Миссури» (командир — кэптен В.Каллагэн). Программа испытаний освоения линкора экипажем была сведена к минимуму — кратковременному походу в Чесапикский залив. Выполнив первый этап курса боевой подготовки, «Миссури» 11 ноября ушел из Норфолка и через неделю уже находился в тихоокеанских водах. До 14 декабря он задержался в Сан-Франциско— там его дооборудовали во флагманский корабль. Театра военных действий линкор достиг 13 января 1945 года — в этот день он стал на якорь в лагуне атолла Улити.
В декабре 1944 года серьезный урон американскому флоту нанес совершенно неожиданный противник — непогода. По Тихому океану прокатился жесточайший тайфун, причинивший колоссальный ущерб. Многие корабли, вплоть до авианосцев, получили штормовые повреждения; три эсминца — «Халл», «Монэген» и «Спенс», израсходовавшие топливо и не успевшие принять в пустые цистерны балласт,— перевернулись и затонули. «Нью-Джерси» 14—16 декабря находился в море для прикрытия авианосной группы, выполнявшей удары по острову Лусон; он выдержал ураган и 24-го числа благополучно прибыл на Улити. «Висконсину» повезло меньше. Хотя в целом его мореходные качества тоже заслужили высокой оценки, но в ночь с 17-го на 18 декабря огромные волны смыли с катапульты один гидросамолет «Кингфишер», а другой сильно повредили. Кроме того, были разбиты оба вельбота, а часть установленных на верхней палубе «эрликонов» вышла из строя.
Еще серьезнее пострадала «Айова». 17 декабря она тоже потеряла находившийся на катапульте самолет, но, самое главное, от ударов волн и частичного оголения винтов нарушилась линия гребных валов. Линкор пришлось отправить в Сан-Франциско, где с 15 января по 19 марта 1945 года его отремонтировали на верфи «Хантерс Пойнт Шипъярд».
В январе «Нью-Джерси» и «Висконсин» сопровождали авианосные соединения, осуществлявшие бомбардировку островов Лусон, Формоза, Окинава, побережья Индокитая, городов Гонконг и Амой. Причем для «Нью-Джерси» этот поход стал последним в роли флагманского корабля адмирала Хэлси. По возвращении на Улити командующий флотом сошел с мостика линкора, а 29 января на «Нью-Джерси» поднял флаг командующий 7-й дивизией линкоров контр-адмирал О.Бэджер. Двумя неделями раньше прибывший на театр военных действий «Миссури» тоже приобрел статус флагмана — на нем разместился штаб командующего оперативным соединением вице-адмирала М.Митшера.
Февраль 1945 года ознаменовался первым — после символического рейда полковника Дулиттла — массированным авианалетом непосредственно на Японские острова. Сменивший Хэлси адмирал Р.Спрюенс 10 февраля вывел свое соединение (по сложившейся традиции оно было переименовано из TF-38 в TF-58) с рейда Улити и взял курс на север. В его составе насчитывалось 16 авианосцев (из них — 9 новейших типа «Эссекс») и 8 линкоров, в том числе «Нью-Джерси», «Висконсин» и «Миссури». Утром 16 февраля армада самолетов стартовала с палуб и направилась к Токио. Из-за плохой погоды точность бомбометания оказалась невысока, но, тем не менее, американцам сопутствовал успех: в воздушных боях они сбили 322 вражеских самолета и еще 177 уничтожили на земле. Потери соединения TF-58 составили 88 машин, причем примерно треть из них погибла не по боевым причинам, а в основном из-за перерасхода топлива, вынуждавшего пилотов садиться на воду... Линкоры во время этой операции готовились к отражению контрудара противника, но его не последовало.
Повернув на юг, Спрюенс подошел к Иводзиме — маленькому вулканическому островку, имевшему важное стратегическое значение (захватив его, американцы могли с расположенных на нем аэродромов бомбить Японию). Но высаженный десант натолкнулся на ожесточенное сопротивление неприятеля. Для подавления огневых точек японцев пришлось применить тяжелую корабельную артиллерию. 19 февраля заговорили 406-мм пушки линкора «Миссури» — это была его первая боевая стрельба в ходе войны. Кроме того, во время ночного налета зенитчики «Миссури» записали на свой счет первый сбитый самолет. Выполнив поставленную задачу, соединение TF-58 вновь направилось на север и нанесло несколько авиаударов по Токио и острову Окинава. 5 марта корабли вернулись на атолл Улити.
Следующий поход TF-58 стал одной из самых драматических страниц в истории войны на Тихом океане. 14 марта оперативное соединение в составе 16 авианосцев, 8 линкоров (среди них были и все три находившихся в зоне боевых действий корабля типа «Айова»), 14 крейсеров и 64 эсминцев под командованием вице-адмирала Митшера покинуло место стоянки и направилось к берегам Японии. Главной целью операции являлось нанесение ударов по аэродромам на острове Кюсю, а также военным и промышленным объектам в городах Кобе и Куре. Но если в ходе предыдущих рейдов американцы в море почти не встретили противодействия со стороны неприятеля, то теперь на них ринулось около 50 самолетов, большинством из которых управляли пилоты-смертники.
Бороться с отчаянными японскими летчиками, сознательно шедшими на самоубийственный таран, было очень трудно. 18 и 19 марта сразу четыре американских авианосца получили прямые попадания бомб или самолетов-камикадзе, причем один из них — «Франклин» — чудом избежал гибели.
Из линкоров наиболее активное участие в отражении воздушных атак принимал «Миссури». Он сбил четыре вражеских самолета, а затем вместе с «Висконсином» большую часть пути до Улити прикрывал буксировку поврежденного «Франклина». Зенитчикам «Нью-Джерси» удалось уничтожить три японских самолета. Кроме того, «кингфишеры» линкоров занимались спасением американских пилотов, сбитых над морем.
Повернув назад, Митшер направил все восемь линейных кораблей соединения TF-58 к Окинаве, представлявшей собой последний вражеских форпост на пути к Токио. На этом острове, расположенном на расстоянии 340 миль от метрополии, имелись пять аэродромов и удобная гавань, что делало его отличным плацдармом для высадки непосредственно на территорию Японии. Артподготовку перед решающим штурмом Окинавы поручили линкорам. 24 марта «Нью-Джерси», «Миссури» и «Висконсин» вместе с «Норт Кэролайной», «Вашингтоном», «Саут Дакотой», «Индианой» и «Массачусеттсом» открыли огонь по неприятельским позициям в юго-восточной части острова, выпустив в сумме около 4000 снарядов из 406-мм орудий. Для «Висконсина» это были первые боевые залпы главного калибра в тихоокеанской войне. 2 апреля, находясь в районе Окинавы, «Нью-Джерси» столкнулся с эсминцем DD-554 «Фрэнке»; командир последнего в момент удара получил смертельное ранение. Через две недели линкор ушел на плановый ремонт в США, продолжавшийся на верфи «Пьюджет Саунд» (штат Вашингтон) до начала июля. Однако накануне к патрулировавшим у Окинавы кораблям соединения TF-58 присоединилась отремонтированная «Айова» — таким образом, число находившихся на театре военных действий быстроходных линкоров не уменьшилось.
Самым опасным врагом американского 5-го флота по-прежнему оставались камикадзе. В ходе боев за Окинаву впервые мишенью для пилотов-смертников стали и быстроходные линкоры. 11 апреля один из них врезался в правый борт «Миссури» в районе 160-го шп., чуть ниже верхней палубы, и, срикошетив, рухнул в воду. Повреждения корабля оказались небольшими; растекшийся загоревшийся бензин удалось быстро потушить.
Пять дней спустя в том же месте «Миссури» атаковал другой камикадзе, но был подбит зенитной артиллерией и рухнул непосредственно за кормой линкора. Оторванное крыло самолета угодило в палубный кран и временно вывело его из строя. Из экипажа корабля в ходе обеих атак никто не пострадал.
На следующий день после второго налета камикадзе, в 23.05 17 апреля, операторы РЛС «Миссури» на расстоянии 12 миль обнаружили подозрительную цель. В точку с указанными координатами немедленно вылетели самолеты с легкого авианосца «Батаан», туда же устремились четыре эсминца. В результате их совместных действий пошла ко дну японская подводная лодка I-56, пытавшаяся приблизиться к американским кораблям на дальность торпедного выстрела.
«Миссури» оперировал в водах у Окинавы до 5 мая. За это время он участвовал в отражении 12 дневных и четырех ночных авианалетов; его зенитчики лично уничтожили 5 вражеских самолетов и еще 6 — совместно с другими кораблями. Артиллерия линкора разрушила ряд береговых укреплений, включая несколько защищенных позиций артиллерийских батарей.
В мае 1945 года произошла очередная ротация командующих, и 5-й флот опять стал 3-м. Адмирал Хэлси поднял флаг на линкоре «Миссури» — эта церемония состоялась 18 мая на рейде Гуама. Официально он вступил в должность 10 дней спустя.
В конце мая — начале июня все три линкора типа «Айова» сопровождали авианосцы TF-38 во время проведения авиаударов по объектам на острове Кюсю. 5—6 июня из-за неточной метеосводки соединение угодило в эпицентр мощного тайфуна, причинившего серьезные повреждения 32 кораблям. Быстроходные линкоры снова показали отличные ходовые качества в экстремальных условиях и практически не пострадали— лишь на «Миссури» волны вывели из строя часть второстепенных палубных устройств и оборудования. 13 июня линейные корабли стали на якорь в заливе Лейте, где их экипажам дали возможность немного отдохнуть перед новыми боями.
С 14 июля по 9 августа американцы предприняли пять крупномасштабных обстрелов корабельной артиллерией промышленных объектов в городах на побережье островов Хоккайдо и Хонсю. В двух из них принимали участие «Айова», «Миссури» и «Висконсин». 15 июля эти корабли, составлявшие 7-ю дивизию линкоров оперативного соединения TF-38, открыли огонь главным калибром по металлургическим заводам «Нихон Стил» и «Ваниси Айрон Уоркс» в городе Муроране. Всего было выпущено 860 406-мм фугасных снарядов. Корректировка стрельбы велась с помощью самолета. По наблюдениям воздушной разведки, на территории завода «Нихон Стил» был зафиксирован сильный взрыв — столб пламени поднялся на высоту около 100 м. Из восьми главных цехов предприятия «Ваниси Айрон Уоркс» четыре оказались полностью разрушенными; на коксохимическом заводе бушевал огромный пожар. Уже после войны выяснилось, что снаряды линкоров уничтожили полуторамесячный запас кокса. Железнодорожное сообщение с Мурораном удалось восстановить только через три дня, снабжение электроэнергией — через два, водопровод — через неделю, а телефонную сеть — лишь через два месяца.
Объектом второй бомбардировки стали промышленные предприятия города Хитачи, расположенного в 65 милях от Токио. Стрельба по ним впервые велась ночью, без корректировки с воздуха, исключительно по расчетам артиллерийских приборов. Вечером 17 июля огневую позицию заняли три линкора 7-й дивизии, а также «Норт Кэролайна» и «Алабама»; поблизости находился и английский «Кинг Джордж V», но ему были определены собственные цели. Командовал отрядом контр-адмирал О.Бэджер (флаг на «Айове»). Пять американских линкоров выпустили 1207 406-мм фугасных снарядов. Конечно, эффективность ночной стрельбы оказалась ниже, чем дневной, тем не менее, аэрофотосъемка показала, что на территории заводов «Тага» и «Мито» есть серьезные разрушения. Меньше пострадали заводы «Яматэ» и «Хитачи Майн». Вместе с тем, по данным разведки, ночная бомбардировка с моря имела большой деморализующий эффект, вызвав панику среди жителей города.
В конце июля — начале августа линкоры 7-й дивизии снова находились в море, сопровождая авианосцы соединения TF-38; «Айова» привлекалась для обстрела японских позиций на острове Кахулаве (29—30 июля). В целом ничего примечательного в тот период с ними не произошло.
Тем временем на театре военных действий появился «Нью-Джерси». Завершив ремонт, он 4 июля покинул Бремертон и после кратковременных стоянок в Пёрл-Харборе, Эниветоке, заливе Лейте прибыл на Гуам. 8 августа линкор из 127-мм орудий обстрелял все еще продолжавший сопротивляться японский гарнизон острова Уэйк. Снаряды «Нью-Джерси» разрушили мост и вывели из строя 8-дюймовое орудие на мысе Пикок-Пойнт. Это были последние залпы линкоров типа «Айова» во Второй мировой войне.
29 августа в Токийский залив вошли корабли 5-го флота США, в том числе «Айова» и «Миссури». А через три дня, 2 сентября, на борту последнего состоялась официальная церемония подписания акта о капитуляции Японии. Для этого на линкор прибыли представители всех стран-союзников, а также журналисты и фотографы. На флагштоке «Миссури» торжественно подняли флаг, развевавшийся над Белым домом в Вашингтоне 7 декабря 1941 года — в день нападения на Пёрл-Харбор. А на палубе, в стеклянном футляре, была выставлена другая реликвия — американский флаг коммандора М.Перри, под которым он заключил в 1854 году первый договор с прежде закрытой Страной восходящего солнца.
Японская делегация — министр иностранных дел М.Сигемицу и представитель императорской ставки генерал Э.Умэдзу — прибыли на «Миссури» в 8.56. «Это был мучительно прекрасный день, — позже вспоминал о тех событиях Сигемицу. — Когда мы стояли на палубе, появилась Фудзияма, возвышавшаяся над Токийским заливом и напоминавшая, что мы прощались с летом. Хотя английский линкор «Принс оф Уэлс» был потоплен у Сингапура, однотипный с ним «Кинг Джордж V» гордо стоял перед нами, сверкая в сияющем серебре».
Церемония подписания акта о безоговорочной капитуляции заняла 23 минуты. Со стороны союзных держав под документом поставили подписи верховный командующий генерал Д.МакАртур (от имени всех союзных наций), адмирал Ч.Нимитц (от США), адмирал Б.Фрейзер (от Великобритании), генерал-лейтенант К.Н.Деревянко (от СССР), генерал Су Юнчан (от Китая), генерал Ж.Леклерк (от Франции), а также представители Канады, Австралии, Новой Зеландии и Нидерландов. Так линкор «Миссури» вошел в историю как корабль, на котором завершилась Вторая мировая война.