У берегов Кореи
«Способность держать под контролем море и небо над ним — вот ключ к нашей свободе и нашей способности поддерживать мир во всем мире», — сказал президент США Гарри Трумэн во время посещения линкора «Миссури» в Нью-Йорке 27 октября 1945 года. Правда, пути поддержания мира виделись Трумэну по-своему— исходя из интересов его страны.
После завершения боевых действий на Тихом океане линкоры типа «Айова» некоторое время использовались для перевозки военнослужащих в США (операция «Волшебный ковер»), а затем выполняли функции «показа флага» в разных частях земного шара, олицетворяя собой мощь американского флота.
Так, «Миссури» в 1946 году совершил вояж по Средиземному морю с заходом в порты Греции и Турции, в 1947-м нанес визит в Бразилию, где проходила конференция по поддержанию мира и безопасности в Западном полушарии. 2 сентября в Рио-де-Жанейро на борту линкора вновь побывал президент Трумэн (он был вообще неравнодушен к «Миссури» — вероятно, из-за того, что корабль носил на борту имя его родного штата), возвестивший миру о принятии «договора Рио», по сути представлявшего собой преломление пресловутой доктрины Монро в свете наступившей «холодной войны». «Висконсин» в 1946 году посетил Чили, Перу и Венесуэлу, а в следующем, вместе с «Нью-Джерси», побывал в европейских водах.
Однако вскоре стало очевидным: численность американского флота явно избыточна и его содержание обременительно даже для самой богатой страны мира. А в свете появления ядерного оружия, управляемых ракет и реактивной авиации эффективность тяжелых артиллерийских кораблей вызывала обоснованные сомнения. Поэтому летом 1948 года «Нью-Джерси» и «Висконсин» вывели в резерв и поставили на консервацию, вскоре за ними последовала и «Айова». В составе ВМС США остался единственный линкор — «Миссури».
После завершения текущего ремонта на верфи в Норфолке «Миссури» вышел в учебное плавание по Чесапикскому заливу и 17 января 1950 года вследствие навигационной ошибки сошел с фарватера, сев на мель в районе маяка Тимбл Шоулз. Инерция огромного корабля, двигавшегося со скоростью 12 узлов, была такова, что он «пропахал» днищем по мелководью расстояние, равное трем длинам корпуса, и его нос поднялся на два с лишним метра. Спасение линкора вылилось в сложную и дорогостоящую операцию, продолжавшуюся в течение двух недель. С «Миссури» выгрузили 11 758 т боезапаса, топлива, воды и провианта; рядом прорыли канал, в который корабль стаскивали 13 буксиров.
Первая попытка сделать это не удалась, но вторая, предпринятая 1 февраля, завершилась успешно. Осмотр в доке в Норфолке показал, что набор корпуса сильно деформирован, и исправление повреждений обойдется баснословно дорого. Поэтому командование флотом приняло решение ограничиться ремонтом наружной обшивки, что и было сделано всего за пять дней. Обводы корпуса «Миссури» так и не были восстановлены, и в течение последующих четырех десятилетий службы линкор мог развивать скорость не более 24 узлов — на 8,5 узла меньше, чем по проекту.
Тем не менее, к началу войны в Корее (июнь 1950 года) «Миссури» продолжал оставаться единственным действующим линейным кораблем американского флота. 19 августа он покинул Норфолк и через Панамский канал отправился в дальневосточные воды. 14 сентября на нем поднял флаг контр-адмирал Э.Смит, а на следующий день 406-мм орудия «Миссури» открыли огонь по позициям северокорейцев, обеспечивая наступление 10-го армейского корпуса «войск ООН» в ходе крупномасштабной Инчхонской десантной операции, коренным образом изменившей ситуацию на Корейском полуострове в пользу США и их союзников.
С 14 октября линкор стал флагманским кораблем командующего 7-м флотом вице-адмирала Э.Страбла. До конца года его артиллерия поддерживала наступление американских войск в районе Вонсана, а также обстреливала военные и промышленные объекты в Чхонджине и Хыннаме.
Специфика войны в Корее заключалась в том, что после стабилизации линии фронта коммуникации, по которым шло снабжение Корейской Народной армии (КНА), проходили вдоль береговой линии. Кроме того, горный рельеф местности предопределил наличие многочисленных тоннелей и мостов. Все это делало стратегически важные железнодорожные и автомобильные пути сообщения идеальной мишенью для тяжелой морской артиллерии. Соответственно, командование 7-м флотом пришло к выводу о целесообразности постоянного нахождения у берегов Кореи, как минимум, одного линкора, что дало основание для приказа о расконсервации трех кораблей типа «Айова».
«Миссури» нес службу в дальневосточных водах по март 1951 года. Затем, сменяя друг друга, его место занимали «Нью-Джерси» (май — ноябрь 1951 г.), «Висконсин» (ноябрь 1951 —апрель 1952 г.), «Айова» (апрель — октябрь 1952 г.). В конце войны «Миссури» и «Нью-Джерси» совершили по второму походу на театр военных действий. Последние залпы «Нью-Джерси» по береговым укреплениям Вонсана прозвучали 26 июля 1953 года — накануне заключения перемирия.
Всего за время войны в Корее линкоры типа «Айова» выпустили 20 424 406-мм фугасных снарядов — 17 605,5 т взрывчатки и стали. По мнению американцев, эффективность огня оказалась весьма высокой. Так, по данным разведки, в результате обстрела позиций КНА линкором «Нью-Джерси» 2 октября 1951 года (136 снарядов главного калибра) было разрушено 25 дотов и укреплений, убито около 200 солдат и ранено — около 400. На следующий день (81 выстрел из 406-мм орудий) к этим цифрам добавилось еще 22 разрушенных дота, 150 убитых и 200 раненых северокорейцев. Линкор «Висконсин» за период с 1 января по 18 марта 1952 года выпустил 977 406-мм снарядов, уничтожив три артиллерийские батареи, 81 дот и бункер (еще 105 повреждены); потери КНА составили около 700 человек убитыми и 359 ранеными.
Операции «Пэкидж» и «Дирейл» ставили своей целью полное разрушение прибрежной железнодорожной линии на участках Чхонджин — Сонджин — Хыннам. Стрельба кораблей днем велась с использованием воздушной корректировки, причем для этих целей впервые применялись . палубные вертолеты. Ночью или в условиях плохой видимости линкоры занимали огневую позицию, ориентируясь по заранее установленным буям с радиолокационными отражателями. О результативности действия корабельной артиллерии можно судить по следующему примеру. В ходе операции «Дирейл» «Нью-Джерси» 24 апреля 1953 года выпустил 148 406-мм и 54 127-мм снаряда по 14 различным целям, среди которых значились 4 тоннеля и 7 железнодорожных мостов. Проведенная аэрофотосъемка показала, что неповрежденными остались лишь два объекта (моста) из 14-ти, причем перед одним из них разрушено около 30 м железнодорожного полотна. Один мост полностью уничтожен, остальные — выведены из строя. Входы в тоннели засыпаны оползнями, перекрывавшими их площадь на 35—80%.
Несмотря на подавляющее превосходство в силах, американским кораблям не всегда удавалось проводить бомбардировки берега безнаказанно. Северокорейцы сформировали специальные мобильные батареи полевых орудий, которые неожиданно открывали ответный огонь с замаскированных позиций. Дважды под их снаряды попадали и американские линкоры. Так, 20 мая 1951 года, когда только что прибывший «Нью-Джерси» под флагом командующего 7-м флотом вице-адмирала Г.Мартина вел обстрел Вонсана, в его первую башню главного калибра угодил 100-мм снаряд. Взрывом убило одного находившегося на палубе матроса, еще двое получили ранения. Чуть позже рядом с кормой взорвался еще один корейский снаряд, но он никаких повреждений не причинил.
15 марта 1952 года во время бомбардировки Сонджина мишенью для береговой 152-мм батареи стал линкор «Висконсин». Снаряд попал в щит четырехствольного 40-мм автомата и затем в надстройку правого борта в районе 144—145 шп., сделав пробоину размерами 60x75 см. Три члена экипажа были ранены осколками. Американцы засекли место расположения береговой батареи и уничтожили ее залпом 406-мм орудий.
Дважды линкоры теряли свои вертолеты. 24 мая 1951 года винтокрылая машина с «Нью-Джерси», вылетевшая на поиски пилота сбитого самолета, из-за нехватки топлива вынуждена была совершить посадку в горах. Правда, экипажу вертолета в конце концов удалось пробиться к своим. А вот три человека, находившихся в вертолете с линкора «Миссури», потерпевшего аварию 21 декабря 1952 года, погибли. Кроме того, во время боевых действий в Корее американский флот лишился командира линкора «Миссури» — 6 марта 1953 года кэптан У.Эдсолл, находясь на мостике своего корабля, внезапно умер от инфаркта.