У берегов Кореи

 

«Способность держать под контролем море и небо над ним — вот ключ к нашей свободе и нашей способности поддержи­вать мир во всем мире», — сказал прези­дент США Гарри Трумэн во время посеще­ния линкора «Миссури» в Нью-Йорке 27 октября 1945 года. Правда, пути поддер­жания мира виделись Трумэну по-свое­му— исходя из интересов его страны.

После завершения боевых действий на Тихом океане линкоры типа «Айова» неко­торое время использовались для перевоз­ки военнослужащих в США (операция «Волшебный ковер»), а затем выполняли функции «показа флага» в разных частях земного шара, олицетворяя собой мощь американского флота.

Так, «Миссури» в 1946 году совершил вояж по Средиземному морю с заходом в порты Греции и Турции, в 1947-м нанес визит в Бразилию, где проходила конфе­ренция по поддержанию мира и безопас­ности в Западном полушарии. 2 сентяб­ря в Рио-де-Жанейро на борту линкора вновь побывал президент Трумэн (он был вообще неравнодушен к «Миссури» — ве­роятно, из-за того, что корабль носил на борту имя его родного штата), возвестив­ший миру о принятии «договора Рио», по сути представлявшего собой преломле­ние пресловутой доктрины Монро в све­те наступившей «холодной войны». «Вис­консин» в 1946 году посетил Чили, Перу и Венесуэлу, а в следующем, вместе с «Нью-Джерси», побывал в европейских водах.

Однако вскоре стало очевидным: чис­ленность американского флота явно избы­точна и его содержание обременительно даже для самой богатой страны мира. А в свете появления ядерного оружия, управ­ляемых ракет и реактивной авиации эф­фективность тяжелых артиллерийских ко­раблей вызывала обоснованные сомнения. Поэтому летом 1948 года «Нью-Джерси» и «Висконсин» вывели в резерв и поставили на консервацию, вскоре за ними последо­вала и «Айова». В составе ВМС США ос­тался единственный линкор — «Миссури».

После завершения текущего ремонта на верфи в Норфолке «Миссури» вышел в учебное плавание по Чесапикскому зали­ву и 17 января 1950 года вследствие нави­гационной ошибки сошел с фарватера, сев на мель в районе маяка Тимбл Шоулз. Инерция огромного корабля, двигавшего­ся со скоростью 12 узлов, была такова, что он «пропахал» днищем по мелководью рас­стояние, равное трем длинам корпуса, и его нос поднялся на два с лишним метра. Спасение линкора вылилось в сложную и дорогостоящую операцию, продолжавшую­ся в течение двух недель. С «Миссури» выгрузили 11 758 т боезапаса, топлива, воды и провианта; рядом прорыли канал, в который корабль стаскивали 13 буксиров.

Первая попытка сделать это не удалась, но вторая, предпринятая 1 февраля, завер­шилась успешно. Осмотр в доке в Норфол­ке показал, что набор корпуса сильно де­формирован, и исправление повреждений обойдется баснословно дорого. Поэтому командование флотом приняло решение ограничиться ремонтом наружной обшив­ки, что и было сделано всего за пять дней. Обводы корпуса «Миссури» так и не были восстановлены, и в течение последующих четырех десятилетий службы линкор мог развивать скорость не более 24 узлов — на 8,5 узла меньше, чем по проекту.

Тем не менее, к началу войны в Корее (июнь 1950 года) «Миссури» продолжал оставаться единственным действующим линейным кораблем американского флота. 19 августа он покинул Норфолк и через Панамский канал отправился в дальневос­точные воды. 14 сентября на нем поднял флаг контр-адмирал Э.Смит, а на следую­щий день 406-мм орудия «Миссури» откры­ли огонь по позициям северокорейцев, обеспечивая наступление 10-го армейско­го корпуса «войск ООН» в ходе крупномас­штабной Инчхонской десантной операции, коренным образом изменившей ситуацию на Корейском полуострове в пользу США и их союзников.

С 14 октября линкор стал флагманским кораблем командующего 7-м флотом вице-адмирала Э.Страбла. До конца года его артиллерия поддерживала наступле­ние американских войск в районе Вонса­на, а также обстреливала военные и промышленные объекты в Чхонджине и Хыннаме.

Специфика войны в Корее заключалась в том, что после стабилизации линии фрон­та коммуникации, по которым шло снабже­ние Корейской Народной армии (КНА), про­ходили вдоль береговой линии. Кроме того, горный рельеф местности предопределил наличие многочисленных тоннелей и мос­тов. Все это делало стратегически важные железнодорожные и автомобильные пути сообщения идеальной мишенью для тяже­лой морской артиллерии. Соответственно, командование 7-м флотом пришло к выво­ду о целесообразности постоянного нахож­дения у берегов Кореи, как минимум, од­ного линкора, что дало основание для при­каза о расконсервации трех кораблей типа «Айова».

«Миссури» нес службу в дальневосточ­ных водах по март 1951 года. Затем, сме­няя друг друга, его место занимали «Нью-Джерси» (май — ноябрь 1951 г.), «Висконсин» (ноябрь 1951 —апрель 1952 г.), «Ай­ова» (апрель — октябрь 1952 г.). В конце войны «Миссури» и «Нью-Джерси» совер­шили по второму походу на театр военных действий. Последние залпы «Нью-Джерси» по береговым укреплениям Вонсана про­звучали 26 июля 1953 года — накануне за­ключения перемирия.

Всего за время войны в Корее линкоры типа «Айова» выпустили 20 424 406-мм фугасных снарядов — 17 605,5 т взрывчат­ки и стали. По мнению американцев, эф­фективность огня оказалась весьма высо­кой. Так, по данным разведки, в результа­те обстрела позиций КНА линкором «Нью-Джерси» 2 октября 1951 года (136 снаря­дов главного калибра) было разрушено 25 дотов и укреплений, убито около 200 сол­дат и ранено — около 400. На следующий день (81 выстрел из 406-мм орудий) к этим цифрам добавилось еще 22 разрушенных дота, 150 убитых и 200 раненых северокорейцев. Линкор «Висконсин» за период с 1 января по 18 марта 1952 года выпустил 977 406-мм снарядов, уничтожив три ар­тиллерийские батареи, 81 дот и бункер (еще 105 повреждены); потери КНА соста­вили около 700 человек убитыми и 359 ра­неными.

Операции «Пэкидж» и «Дирейл» стави­ли своей целью полное разрушение при­брежной железнодорожной линии на учас­тках Чхонджин — Сонджин — Хыннам. Стрельба кораблей днем велась с исполь­зованием воздушной корректировки, при­чем для этих целей впервые применялись . палубные вертолеты. Ночью или в услови­ях плохой видимости линкоры занимали огневую позицию, ориентируясь по заранее установленным буям с радиолокационными отражателями. О результативности дей­ствия корабельной артиллерии можно су­дить по следующему примеру. В ходе опе­рации «Дирейл» «Нью-Джерси» 24 апреля 1953 года выпустил 148 406-мм и 54 127-мм снаряда по 14 различным целям, среди которых значились 4 тоннеля и 7 железно­дорожных мостов. Проведенная аэрофо­тосъемка показала, что неповрежденными остались лишь два объекта (моста) из 14-ти, причем перед одним из них разрушено око­ло 30 м железнодорожного полотна. Один мост полностью уничтожен, остальные — выведены из строя. Входы в тоннели за­сыпаны оползнями, перекрывавшими их площадь на 35—80%.

Несмотря на подавляющее превосход­ство в силах, американским кораблям не всегда удавалось проводить бомбардиров­ки берега безнаказанно. Северокорейцы сформировали специальные мобильные батареи полевых орудий, которые неожи­данно открывали ответный огонь с замас­кированных позиций. Дважды под их сна­ряды попадали и американские линкоры. Так, 20 мая 1951 года, когда только что прибывший «Нью-Джерси» под флагом ко­мандующего 7-м флотом вице-адмирала Г.Мартина вел обстрел Вонсана, в его первую башню главного калибра угодил 100-мм снаряд. Взрывом убило одного находивше­гося на палубе матроса, еще двое получи­ли ранения. Чуть позже рядом с кормой взорвался еще один корейский снаряд, но он никаких повреждений не причинил.

15 марта 1952 года во время бомбар­дировки Сонджина мишенью для берего­вой 152-мм батареи стал линкор «Вискон­син». Снаряд попал в щит четырехствольного 40-мм автомата и затем в надстрой­ку правого борта в районе 144—145 шп., сделав пробоину размерами 60x75 см. Три члена экипажа были ранены осколками. Американцы засекли место расположения береговой батареи и уничтожили ее зал­пом 406-мм орудий.

Дважды линкоры теряли свои вертоле­ты. 24 мая 1951 года винтокрылая машина с «Нью-Джерси», вылетевшая на поиски пилота сбитого самолета, из-за нехватки топлива вынуждена была совершить посад­ку в горах. Правда, экипажу вертолета в кон­це концов удалось пробиться к своим. А вот три человека, находившихся в вертолете с линкора «Миссури», потерпевшего аварию 21 декабря 1952 года, погибли. Кроме того, во время боевых действий в Корее амери­канский флот лишился командира линкора «Миссури» — 6 марта 1953 года кэптан У.Эдсолл, находясь на мостике своего корабля, внезапно умер от инфаркта.