Несостоявшиеся модернизации
Впечатляющие характеристики линкоров типа «Айова» — в первую очередь, высокая скорость хода при весьма мощном вооружении и хорошей защите — делали эти корабли привлекательными кандидатами для капитальных модернизаций. Неудивительно, что проекты их переоборудования разрабатывались на протяжении многих лет, пока, наконец, не были осуществлены в 1980-е годы.
Сразу же после окончания Второй мировой войны на всех четырех «Айовах» планировалось заменить четырехствольные «бофорсы» новыми спаренными автоматическими 76-мм пушками, а для управления их огнем установить современные КДП Mk-56 и Мк-63. Предполагалось, что каждый линкор будет нести по 16 спаренных 76-мм артустановок Мк-33, 6 директоров Mk-56 и 4 — Mk-63. Однако вывод кораблей в резерв и сокращение расходов на флот помешали этим планам. В итоге, 76-мм артиллерия на «Айовы» так и не попала. Во время войны в Корее линкоры имели в основном то же вооружение, что и в 1945 году — разве что, все 20-мм «эрликоны» стали спаренными, а их число уменьшилось (на «Айове» к октябрю 1951 года они отсутствовали вообще). Кроме того, было несколько усовершенствовано радиоэлектронное оборудование и сняты катапульты: вместо них в корме устроили взлетно-посадочную площадку для вертолета.
Недостроенный «Кентукки» (к январю 1950 года степень его технической готовности составляла 73%) первоначально предлагалось переоборудовать в «линкор ПВО» по проекту SCB-19. Его основным оружием должны были стать 203-мм гладкоствольные пушки, стреляющие специальными зенитными снарядами «Эрроу» (позже переименованы в «Зеус»). Последние были подкалиберными (102-мм); они оснащались стабилизаторами и вспомогательным реактивным двигателем, вращавшим их вокруг оси. Работы по созданию артиллерийской системы «Эрроу» — «Зеус» продолжались до начала 1950-х годов, но затем были прекращены.
В 1955 году возникло новое предложение— достроить «Кентукки» как ракетный линкор (ВВС). Проект предусматривал за счет ликвидации одной 406-мм башни и облегчения зенитной артиллерии (предполагалось установить шесть 127-мм/54 клб орудий и 10 спаренных 76-мм/50 клб автоматов) дополнить вооружение одной пусковой установкой для крылатых ракет «Регулус» и двумя зенитными ракетными комплексами «Терьер» или «Тэйлос». Стоимость такого переоборудования должна была составить 123—130 млн долл.
Год спустя проект основательно пересмотрели: сначала ракеты «Регулус» предложили заменить более мощными «Регулус-II» или «Тритон», а затем сделали ставку на баллистические ракеты «Поларис». Для линкора разработали эскизный проект оригинальной пусковой установки: 16 ракет должны были храниться горизонтально и затем подаваться к двум стартовым шахтам. Соответственно, ожидаемая стоимость достройки «Кентукки» в новом качестве выросла до 181 млн долл.
Последний проект ракетного линкора ВВС (1959 г.) предусматривал отказ от баллистических ракет и артиллерии при увеличении числа зенитных ракет, добавлении противолодочных ракетоторпед ASROC и полной замене радиоэлектронного вооружения. Собственно говоря, это уже был не линкор, а увеличенный вариант крейсера «Олбани».
Впрочем, ни одно из предложений так и не осуществилось. После того, как «Висконсин», столкнувшись 6 мая 1956 года с эсминцем «Итон» (DD-510), сильно повредил носовую часть, «Кентукки» отвели роль «донора». 120-тонную секцию длиной 20,7 м отрезали от корпуса недостроенного линкора и пристыковали к искалеченному «Висконсину». Окончательного решения своей участи «Кентукки» ждал еще два года. Но 9 июня 1958-го его исключили из списков флота, 31 ноября продали на слом фирме «Бостон Металс Компани». Установленные на нем турбины предварительно извлекли из отсеков и смонтировали на новых транспортах снабжения «Сакраменто» и «Кэмден».
Аналогичные, но также нереализованные проекты модернизаций разрабатывались и для линкоров, находившихся в строю. Пожалуй, наиболее интересным из них был вариант переоборудования «Айовы» в ударный десантный корабль (апрель 1962 г.). Он предусматривал демонтаж кормовой 406-мм башни и большей части 127-мм артиллерии; вместо них в корме устраивались ангар на десять десантных вертолетов, лифт и хранилище авиационного топлива (675 т). В середине корпуса на мощных шлюпбалках устанавливались шесть десантных катеров типа LCM-6 — по три с каждого борта. Под килем размещалась антенна гидроакустической станции AN/SQS-23.
В начале 1960-х годов от осуществления этого проекта отказались. О нем вспомнили 18 лет спустя, но об этом мы расскажем чуть позже.
Реально же в 1950-е годы вооружение линкоров типа «Айова» претерпело очень незначительные изменения. Со всех кораблей сняли 20-мм автоматы; на «Нью-Джерси» и «Висконсине» уменьшилось число 40-мм четырехствольных «бофорсов», погреба башни № 2 переоборудовали под хранение десяти ядерных снарядов Mk-23 и девяти практических Mk-24(Реально ядерные боеприпасы находились на вооружении лишь на «Айове» и «Висконсине», да и то очень недолго — вскоре их передали в береговые арсеналы. Стрельбы практическими снарядами Mk-24 вел только «Висконсин»).
В 1954—1955 годах на «Айове» и «Нью-Джерси» смонтировали КДП Mk-56 и Mk-63. В принципе, они должны были управлять огнем 76-мм автоматов Mk-ЗЗ, но последние, как уже говорилось, так и не установили. Директор Mk-56, оснащенный радаром Mk-35, с успехом мог выдавать данные для стрельбы и из 127-мм орудий. Правда, наибольшую эффективность он показывал, если на одну спаренную башню Mk-28 приходилось по одному Mk-56.
Постепенно совершенствовалось радиолокационное вооружение — на кораблях появлялись радары нового поколения. В 1951 — 1952 годах на «Нью-Джерси», «Айове» и «Висконсине» установили РЛС обнаружения воздушных целей SPS-6; на двух последних линкорах ее в 1955-м заменили более совершенной SPS-12. В 1953—1955 годах на всех четырех кораблях смонтировали новый радиовысотомер SPS-8 — его антенна разместилась на бизань-мачте. Наконец, «Висконсин» в 1953 году получил новую станцию обнаружения надводных целей SPS-4 (вместо SG-6).
Тем временем среди военно-морских теоретиков возобладало мнение, что линкоры как класс боевых кораблей окончательно устарели. В феврале 1955 года был выведен в резерв «Миссури», а в 1957— 1958 годах — и три остальных линкора. Вскоре американцам показалось, что некогда самые грозные корабли теперь невыгодно держать даже на консервации, и в течение последующих трех лет 11 находившихся в резерве линкоров были вычеркнуты из списков флота. И к 1963 году застывшие у пирсов «Айовы» оказались единственными представителями своего класса в ВМС США.