Вьетнамская эпопея «Нью-Джерси»

 

В тактическом плане действия флота во время войн во Вьетнаме в 1964—1973 го­дах и в Корее в 1950—1953 годах были очень похожи. Протяженная береговая ли­ния занятой противником территории бла­гоприятствовала комбинированным уда­рам по военным объектам — корабельной артиллерией и палубной авиацией. Отсю­да само собой напрашивалось предложе­ние о расконсервации линкоров.

Однако осуществить эту идею оказа­лось непросто. Корабли типа «Айова» око­ло 10 лет находились без движения — для их ввода в строй требовались ремонт, за­мена наиболее устаревшего оборудования, а также полный курс подготовки экипажей... В конце концов решили ограничиться вос­становлением одного линкора. Выбор пал на «Нью-Джерси» — 1 августа 1967 года командование ВМС официально объявило о его выводе из резерва. С корабля сняли все 40-мм автоматы, но 76-мм пушки опять-таки не установили (КДП Mk-56 сохрани­ли, приспособив их к управлению огнем 127-миллиметровок). В корме оборудова­ли площадку для вертолета, в том числе для радиоуправляемого системы DASH (Drone Anti-Submarine Helicopter —беспи­лотный противолодочный вертолет). Мо­дернизировали радиоэлектронное воору­жение: радар SPS-6 сохранили, но устарев­ший SG-6 заменили новым SPS-10; радио­высотомер SPS-8 демонтировали. По­скольку предполагалось, что «Нью-Джер­си» будет выполнять функции штабного корабля, его оснастили современными средствами связи, системами отображения тактической обстановки и управления дей­ствиями кораблей NTDS (Naval Tactical Data System) и контроля за воздушной об­становкой TACAN. Для защиты от самона­водящихся противокорабельных ракет (американцы опасались, что таковые мо­гут появиться у северовьетнамцев) устано­вили аппаратуру радиоэлектронной борь­бы и четыре пусковые установки ULQ-6. Последние служили для постановки лож­ных целей и стреляли неуправляемыми ракетами (модифицированными авиацион­ными «Зуни»), начиненными уголковыми отражателями.

«Нью-Джерси» вступил в строй 6 апре­ля 1968 года в Филадельфии и 16 мая под командованием кэптена Э.Снайдера ушел на Тихий океан. После завершения про­граммы подготовки экипажа в Лонг Биче (Калифорния) и Пёрл-Харборе он отпра­вился на базу Субик-Бэй (Филиппины), а оттуда — к берегам Вьетнама. 30 сентяб­ря линкор открыл счет боевым стрельбам на новом театре военных действий.

В течение последующих шести месяцев «Нью-Джерси» постоянно привлекался к бомбардировкам северовьетнамских и вьетконговских целей на глубине до 20 км от береговой черты. Интенсивность обстрелов была очень высокой — до 31 марта 1969 года, когда прозвучал последний залп, лин­кор выпустил 5866 406-мм и 14 891 127-мм снаряд. По данным американской развед­ки, его огнем было разрушено 495 различ­ных строений (еще 351 повреждено), 655 дотов, бункеров и укреплений (еще 323 повреждены), 1925 м окопов, 75 подзем­ных укрытий; приведены к молчанию 21 артиллерийская и 41 зенитная или мино­метная позиции. Что касается потерь в живой силе, то в графе «достоверно унич­тожено» значится 146 человек, в графе «предположительно уничтожено» — 24 че­ловека. Кроме того, во время стрельб было зафиксировано 176 вторичных взрывов, связанных с детонацией боеприпасов или горюче-смазочных материалов.

Противодействия бомбардировкам вьет­намцы организовать не могли, и из экипа­жа американского линкора никто не постра­дал. 9 апреля 1969 года корабль ушел в США и 5 мая прибыл в Лонг Бич. Через четыре месяца «Нью-Джерси» должен был снова отправиться к берегам Индокитая, но 22 августа из департамента обороны по­ступил приказ об отмене похода и выводе линкора в резерв. 17 декабря он встал на прикол в Бремертоне (штат Вашингтон).