Вьетнамская эпопея «Нью-Джерси»
В тактическом плане действия флота во время войн во Вьетнаме в 1964—1973 годах и в Корее в 1950—1953 годах были очень похожи. Протяженная береговая линия занятой противником территории благоприятствовала комбинированным ударам по военным объектам — корабельной артиллерией и палубной авиацией. Отсюда само собой напрашивалось предложение о расконсервации линкоров.
Однако осуществить эту идею оказалось непросто. Корабли типа «Айова» около 10 лет находились без движения — для их ввода в строй требовались ремонт, замена наиболее устаревшего оборудования, а также полный курс подготовки экипажей... В конце концов решили ограничиться восстановлением одного линкора. Выбор пал на «Нью-Джерси» — 1 августа 1967 года командование ВМС официально объявило о его выводе из резерва. С корабля сняли все 40-мм автоматы, но 76-мм пушки опять-таки не установили (КДП Mk-56 сохранили, приспособив их к управлению огнем 127-миллиметровок). В корме оборудовали площадку для вертолета, в том числе для радиоуправляемого системы DASH (Drone Anti-Submarine Helicopter —беспилотный противолодочный вертолет). Модернизировали радиоэлектронное вооружение: радар SPS-6 сохранили, но устаревший SG-6 заменили новым SPS-10; радиовысотомер SPS-8 демонтировали. Поскольку предполагалось, что «Нью-Джерси» будет выполнять функции штабного корабля, его оснастили современными средствами связи, системами отображения тактической обстановки и управления действиями кораблей NTDS (Naval Tactical Data System) и контроля за воздушной обстановкой TACAN. Для защиты от самонаводящихся противокорабельных ракет (американцы опасались, что таковые могут появиться у северовьетнамцев) установили аппаратуру радиоэлектронной борьбы и четыре пусковые установки ULQ-6. Последние служили для постановки ложных целей и стреляли неуправляемыми ракетами (модифицированными авиационными «Зуни»), начиненными уголковыми отражателями.
«Нью-Джерси» вступил в строй 6 апреля 1968 года в Филадельфии и 16 мая под командованием кэптена Э.Снайдера ушел на Тихий океан. После завершения программы подготовки экипажа в Лонг Биче (Калифорния) и Пёрл-Харборе он отправился на базу Субик-Бэй (Филиппины), а оттуда — к берегам Вьетнама. 30 сентября линкор открыл счет боевым стрельбам на новом театре военных действий.
В течение последующих шести месяцев «Нью-Джерси» постоянно привлекался к бомбардировкам северовьетнамских и вьетконговских целей на глубине до 20 км от береговой черты. Интенсивность обстрелов была очень высокой — до 31 марта 1969 года, когда прозвучал последний залп, линкор выпустил 5866 406-мм и 14 891 127-мм снаряд. По данным американской разведки, его огнем было разрушено 495 различных строений (еще 351 повреждено), 655 дотов, бункеров и укреплений (еще 323 повреждены), 1925 м окопов, 75 подземных укрытий; приведены к молчанию 21 артиллерийская и 41 зенитная или минометная позиции. Что касается потерь в живой силе, то в графе «достоверно уничтожено» значится 146 человек, в графе «предположительно уничтожено» — 24 человека. Кроме того, во время стрельб было зафиксировано 176 вторичных взрывов, связанных с детонацией боеприпасов или горюче-смазочных материалов.
Противодействия бомбардировкам вьетнамцы организовать не могли, и из экипажа американского линкора никто не пострадал. 9 апреля 1969 года корабль ушел в США и 5 мая прибыл в Лонг Бич. Через четыре месяца «Нью-Джерси» должен был снова отправиться к берегам Индокитая, но 22 августа из департамента обороны поступил приказ об отмене похода и выводе линкора в резерв. 17 декабря он встал на прикол в Бремертоне (штат Вашингтон).